Статьи об эйдетике

Практическая эйдетика — Початкова освіта — от Елены Калачиковой

Практическая эйдетика “Початкова освіта” от Елены Калачиковой

Статья «ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭЙДЕТИКА»
Апрель 2005 газета «Початкова освіта»
Автор: Калачикова Елена

Когда-то, по странному стечению обстоятельств, я с ребенком попала на занятия, где хотела усовершенствовать его способности… Но оказалось, что совершенствоваться нужно мне самой, так как ребенок легко и быстро воспроизвел 70 слов в той последовательности, которую давал преподаватель и не напрягаясь, легко, выполнял все задания учителя…

На протяжении 7 занятий, играя, мы открывали в себе такие способности, таланты и возможности, о которых даже и не подозревали…А так как я – учитель, то очень быстро смекнула, что некоторые приемы и элементы эйдетики можно очень успешно использовать в учебном процессе, сделав его более интересным, нестандартным, позитивным и эффективным..Под впечатлением от открывшихся перспектив, я прошла инструкторский курс, и вот уже несколько лет применяю методику быстрого запоминания на своих уроках и факультативных занятиях.

Приведу лишь некоторые примеры…

Учитель обычно задумывается над тем , как разнообразить работу на уроках украинского и русского языков над правописанием словарных слов, как ускорить запоминание непроверяемых букв?

Поиграем с этим словом. Нарисуем на доске ствол осины и на нем дупло, БОЛЬШОЕ И КРУГЛОЕ ..а оно похоже на букву О.

дети быстро включаются в игру, придумывая свои ассоциации.

ФУАД: В дупле живут ОСЫ.

САША: Ослик жевал листья Осины.

Следующее слово МЕТРО

КОЛЯ: В Метро спускаются козы и блеют “МЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ”

КЕЙТЛИН: В метро живут МЕТРЫ.

САША: Солома поет СОЛО.

Самое главное в эйдетике- это представление и воображение…Все о чем говорим- представляем.

Результаты не заставили себя долго ждать: первый же словарный диктант показал 99% усвоение материала.

Ведь, в КОМНАТЕ Ната катает КОМ.

ЯГОДА гонется за ГОДОМ.

Иногда позволяем себе порисовать и в тетрадях:

ОГУРЕЦ ( рисуем огурец, он зелененький, продолговатый, обвели его красным цветом…Вот и буква О)

КОМАНДИР ( 0- это лицо командира, дорисуем пилотку, получилась буква А)

КОЛЛЕКТИВ (ЛЛ- люди. которые держатся за ладошки или КОЛ получили на ЛЕКЦИИ)

Используя это прием на каждом уроке по 5 минут, дети не только развивают фантазию и воображение ( а в эйдетике это главное), но и вырабатывают умение быстро соображать, проводить ассоциативные ряды, связывать необходимую информацию… Да и несколько минут доброго, здорового смеха дают ребенку возможность отдохнуть и с еще большим усердием продолжать “грызть гранит науки”.

Часто на уроках русского языка для развития слуховой памяти, я использую такой прием: проговариваю 10-15 слов с орфограммами, дети внимательно слушают, представляют, оживляют каждое слово и мысленно соединив в одну цепочку, записывают в тетрадь в том же порядке, подчеркивая орфограммы.

Мои ученики легко воспроизводят и 30, и 50 слов, но время урока ограничено, потому беру в среднем 15- 20 слов, хотя начинали с 5-6.

После записи мы с интересом слушаем истории, которые сочиняли дети, представляя, оживляя, соединяя все слова цепочкой невероятных событий, что и позволяет запомнить их в соответствующем порядке. Это развивает не только память и фантазию, но и речь, умение быстро синтезировать и анализировать, четко формулировать свои мысли.

Зрительную память можно развивать используя аналогичную вышеописанной игру, только слова заменяю картинками , наклеенными на большой лист картона:

Пару минут -ученики рассматривают, соединяют, запоминают, коллаж с картинками убирается и дети по памяти записывают увиденные слова, подчеркивают орфограммы. Можно включить и взаимопроверку.

Аналогично над развитием зрительной памяти можно работать, если на большом листе разместить уже написанные слова. К примеру:

КРОВАТЬ САПОГИ УЧЕНИК БИБЛИОТЕКА КАПУСТА
БЕРЕЗА КАРАНДАШ ХЛЕБОРОБ МАШИНА ЯБЛОКО
ДЕВОЧКА СУББОТА ПШЕНИЦА СОБЫТИЕ КОРОВА

Дети читают слова, представляют их, соединяют последовательно цепочкой ярких смешных событий, записывают и проверяют записанное друг у друга.

Наша школа принимает участие в эксперименте “Ступеньки к информатике”.Элементы эйдетики применимы и здесь .Так, на уроке по теме ” УРОК-ИГРА”отрабатывались навыки и умения составлять алгоритмы на примере разных игр.

Приведу в пример фрагмент урока:

– Что такое алгоритм? Кто может быть исполнителем алгоритмов?

-Представьте себе, что на нашу школьную площадку приземлился космический корабль и из него вышел пришелец-робот, который понимает только четко сформулированные команды. Чтобы подружиться с ним, воспользуемся зашифрованным словом, записанным на доске:

ГИАР ( необычным размещением букв концентрируем внимание детей)

– Что такое игра? Давайте найдем ответ в словаре С.И.Ожегова

– Какие виды игр знаете?

– Без чего не существует ни одна игра? ( без правил)

– Составьте алгоритм любой игры, которой бы вы хотели научить нашего гостя.

Дети придумывают алгоритм к своим любимым играм “Жмурки”, “Лото”, “Прятки”, “Салки”

– Какие навыки формирует игра? ( мышление, память, внимание, гибкость, выносливость, умение работать в команде)

– Мы поработаем над этими качествами, улучшим их, а поможет нам в этом ЭЙДЕТИКА.

У КАЖДОГО УЧЕНИКА НА ПАРТЕ НАБОР ОТКРЫТОК ИЗ 10 ШТУК. на аудиокассете запись 10 шумов..

– Составьте алгоритм к этой игре.

1. Взять открытку в руки

2. Оживить картинку в своем представлении

3. Прослушать шум на кассете и ярко связать его с изображением на картинке

4. Отложить открытку в сторону

5. Взять следующую картинку

6. Повторить цикл с 2 по 5. пока не закончатся открытки

Работая по этому алгоритму , дети, играя, тренируют зрительную и слуховую память.

– А теперь, играем наоборот, прослушали шум и припомнили, свизуализировали соответствующую этому шуму картинку, расскажите своему соседу, что на ней изображено.

– А ТЕПЕРЬ УЧИМСЯ РАБОТАТЬ КОМАНДОЙ

Каждая команда получает коллаж с 11-ю фрагментами, расположенными вразброс. Дети за 40 сек. соединяют устно поочередно все картинки в одну цепочку. Составьте алгоритм.

1.Оживить в представлении фрагмент коллажа

2.Смешно и весело связать фрагмент со следующим фрагментом

3. Этот фрагмент так же ярко связать со следующим

4. Повторить цикл до конца

После игры- проверка : к доске выходит 1 представитель от команды и перечисляет, какие фрагменты коллажа он запомнил.

ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ, КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ, УМЕНИЯ СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ, СПОСОБНОСТЬЮ ВООБРАЖАТЬ служит следующая игра.

ИГРА 3 ” МУЛЬТИКИ”

1. Прослушать слово

2. Представить его ярко

3. Прослушать следующее слово

4. Представить его ярко

5. Связать эти 2 слова последовательно

6. Повторить цикл до конца

– Итак, я читаю слова, вы их представляете в своем воображении и соединяете невероятным событием в одну цепочку

– К примеру, БАНАН вырос на ЕЛИ. под ЕЛЬЮ лежит ЗМЕЯ в ОЧКАХ. от ОЧКОВ идет ПРОВОД к АНАНАСУ. АНАНАС на голове СЛОНА..СЛОН за НИТКУ держит ОБЛАКО…теперь протрем ОБЛАКО САЛФЕТКОЙ. А САЛФЕТКИ тяжелые. весят 1 ТОННУ.

– ЗАПИШИТЕ ЭТИ СЛОВА В СТОЛБИК..

– Что нужно соблюдать , играя в любую игру?

– Если вы правильно записали слова, то ответ прочитаете по первым буквам вашего столбика.

ТАКИМ образом, играя в понятные и интересные эйдетические игры , ученики усвоили и осмыслили термин ” АЛГОРИТМ” и легко будут и использовать его в практике ….

Благодаря быстрой смене разнообразных видов игр ( а их много -ведь они рассчитаны на развитие зрительной и слуховой, и тактильной, и фотографической ,и двигательной памяти), умелое, систематическое их использование и применение, придает гибкость и мобильность, позитивность мышлению ребенка.

Уроки с элементами эйдетики надолго останутся в памяти ученика, так как в процессе их применения в обучении привлекаются все анализаторы, которые способствуют легкому усвоению и крепкому запоминанию материала: воображение, фантазия, представление, ощущение…..

Статья «ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭЙДЕТИКА». Январь 2006. Газета «Початкова освіта». Автор: Елена Калачикова Опираясь на свой многолетний педагогический опыт, я убедилась…

Эйдетика – методика развития образного мышления. Возникает вопрос — а при чем тут образы?

Автор: Калачикова Елена — инструктор по эйдетике и скорочтению, тренинговый центр «Шалений равлик».

Источник:
Практическая эйдетика — Початкова освіта — от Елены Калачиковой
Практическая эйдетика, тренинги и мастер-классы по эйдетике, развитию памяти у взрослых и детей. Благодаря нашим курсам вы научитесь развивать свою память, концентрацию, научитесь мыслить образно. Наши упражнения и мастер-классы в Киеве прокачают вашу память!
http://www.shaleny-ravlyk.com/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D1%8D%D0%B9%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/

Эйдетика, память, образное мышление

Проведенные в Германии еще в 30-х годах XX века эксперименты показали, что 100 % учащихся в школах детей — эйдетики (из них 40 % — явные, а 60 % — скрытые). Спустя 50 лет этот процент почти приблизился к нулю. Развитие науки и техники отняло у детей способность к образному мышлению, столь для них естественному. Сказки, требующие воображения, заменили мультфильмы и компьютерные игры, а обучение в школе строится на зубрежке, которая лишает ребенка возможности фантазировать. А ведь образность мышления — не просто творческая составляющая. Она способствует гармоничному развитию крохи, благодаря чему возрастают способности концентрации памяти и запоминаемости. Эйдетика — память, образное мышление – тематика статьи.

Память с прорехой?

Если учить малышей читать и считать детские психологи и педагоги советуют с 5-6 лет, то для 2-3-летних крох важно расширить круг их непосредственного опыта. И поскольку дети изначально воспринимают мир посредством образов, то самое главное в этом возрасте — развитие воображения, фантазии, иными словами, эйдетизма. Чтобы понять, как у вас обстоят дела с запоминанием, можно с малышом провести простой тест (один из них приведен в конце статьи). По его результатам легко сказать, насколько у ребенка развита концентрация, а также слуховая, зрительная и двигательная память. Зачастую малыш справляется с заданием только наполовину лишь потому, что не знает, как запомнить. А ведь в дальнейшем (в школе, институте, на работе) ребенка ждет огромный объем информации, необходимый для запоминания, и единственным способом ее освоения станет зубрежка.

Игра в ассоциации

Эйдетика предлагает простые и интересные для малыша методики развития памяти, которые эффективны и не дают скучать даже самым непоседливым детям.

Самое простое для ребенка — составить из них необычный рассказ, в котором слова следуют друг за другом. Например, даны слова: ресницы, гусь, море, стул, велосипед. Попросите малыша придумать фантастическую историю, которая наверняка ему отлично запомнится. Например: „Хлопая ресницами, стоял гусь и глядел на море, по которому плыл стул, а на берегу, выброшенный волной, лежал велосипед». Такой метод можно закрепить с помощью списка вещей, которые кроха должен надеть перед выходом на улицу (комбинезон, свитер, шапка, шарф, варежки, носки, сапоги). Другой вариант: попробуйте вместе с карапузом придумать стишок. Проговаривая его, ребенок должен представлять картинку и (желательно) последовательность предметов.

Тут вам помогут любимые сказочные персонажи малыша. Например, надо запомнить движения танца — шаг вправо, шаг влево, прыжок на месте, хлопок в ладоши, поворот на месте. Пусть это будет Человек-Паук, который уворачивается от ударов врага, отступая вправо, влево, потом перепрыгивает через карниз, хлопком в ладоши пускает паутину и, повернувшись на месте, убегает. Сначала придумывать эти истории придется вам, но скоро ребенок и сам станет проявлять инициативу.

• Запоминаем картинки или образы

Научите малыша превращать задуманное в рассказ. Приготовьте карточки с изображениями животных, предметов обихода, природы. К каждым 5-10 картинкам нужно придумать рассказ на тему путешествия, спорта, учебы или дружбы. Развитие памяти и внимания в будущем поможет ребенку быстро выучить буквы и слоги, складывать из них слова и запоминать их. Используя ассоциации, малыш развивает способность быстро находить оригинальные решения и генерировать оригинальные идеи. Система эйдетики учит детей запоминать без зазубривания, стресса, взяв за основу ассоциации и запоминающиеся особенности предметов. Например, нужно запомнить слово boy (мальчик). Можно придумать рифму „идет с тобой» и нарисовать шагающего мальчика — эта картинка и фраза точно отложатся в памяти ребенка.

Дети вообще хорошо запоминают то, что нарисовано. Ведь это не придуманный, а реальный (пусть и на бумаге) образ. Поэтому так часто метод ассоциативного рисунка применяется в заучивании стихотворений. Еще бы, слушать стихи любят все дети, а вот повторить их может далеко не каждый. И даже горя желанием выступить на новогоднем утреннике, многие малыши не в состоянии выучить самое простое стихотворение. Слова не запоминаются, строчки путаются, и неудача навсегда лишает ребенка желания выступать. Значит, стихотворение нужно. нарисовать — последовательно и понятно. Какие-то слова изобразить не получится, но это не страшно. Глядя на рисунок, кроха сможет повторить стихотворение, а когда сделает это несколько раз, оно прочно засядет у него в памяти.

Объемное восприятие

Можно сколько угодно знакомить ребенка с понятием формы, показывая „круглый» шарик или „квадратный» кубик, для него это будет скучным и неинтересным занятием. А ведь подключая его фантазию и внимание, в игре можно добиться результатов гораздо быстрее и уж, конечно, веселее.

„Что изменилось?» Поставьте на стол несколько предметов, среди которых будут шарики, кубики, раскрытая книжка, карандаш, кукла. Попросите ребенка назвать каждую вещь и постараться запомнить их. После этого переставьте игрушки и накройте простыней или полотенцем. Задача малыша — угадать, где какой предмет находится. А чтобы запомнить, что было на столе, стоит опять же обратиться к методу рассказа — поверьте, фантазия ребенка не знает границ, нужно только дать ему возможность ее использовать.

Открытия каждый день

Система эйдетики — это игра, благодаря которой ребенок быстро и легко запоминает слова, числа, стихи, а позже — даты, сложные определения, иностранные языки. Важно постоянно возвращаться к этой игре — гуляя, обращать внимание, что дерево похоже на семерку, в окошке спряталась четверка, а бабочка, сложившая крылья, напоминает тройку. Как запомнить, какие автобусы идут от метро до дома? Очень просто: 73 — дерево, на котором сидит бабочка, и 28 — лебедь в очках.

Источник:
Эйдетика, память, образное мышление
Как развивать память и образное мышление у детей, понятие эйдетики
http://www.allwomens.ru/8595-yejdetika-pamyat-obraznoe-myshlenie.html

Эйдетика в обучении младших школьников

«Расскажи и я забуду (узнаю),
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
(Китайская пословица)

Термины «эйдетизм» и «эйдетика» были введены в науку сербским ученым Виктором Урбанчичем в 1907 г. Дальнейшее развитие и оформление в качестве методики эйдетика получила в 1920-х как результат исследований немецкого ученого Эрика Йенша и его единомышленников. В России изучением и практическим использованием эйдетики занимались отечественные ученые-психологи — Павел Петрович Блонский, Лев Семенович Выготский и Александр Романович Лурия. Но, из-за полемики в научной среде по поводу некоторых положений, исследования были заморожены вплоть до современности. Однако, уже с конца 1990-х годов интерес к методике вновь возвращается – в 1989 г. в России открывается первая школа эйдетики для детей и взрослых. Ее основатель – Матюгин Игорь Юрьевич. Что же такое эйдетика? В переводе с греческого «эйдос» означает «образ».

Эйдетика — это методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в игровую деятельность. Во время игры младший школьник незаметно для себя выполняет те задания, ту работу, которые в обычном виде кажутся ему скучными, неинтересными, трудными. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам — 30-40%, а к семнадцати — только 15-20%.

Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка. Система эйдетики развивает такие важные качества, как: беглость, гибкость оригинальность. Система эйдетики учит детей запоминать без зазубривания, основываясь только на ассоциациях и каких-то запоминающихся особенностях предмета запоминания.

Эйдетика и является таким инструментарием, упорядоченным набором методов и упражнений, которые помогают овладеть осмысленным использованием своего воображения для отображения какой — либо информации. Знание эйдетики дает каждому еще больше шансов, еще больше возможностей в своем развитии и духовном росте. Это очень здорово!
В работе с нашими учениками мы выбираем такие методы эйдетики, которые легко адаптируются к школьной программе. Они описаны в книге «Магия памяти» Игоря Матюгина, автора этой уникальной методики. На наших уроках всегда присутствует творчество и фантазия, смех и шутки.

Основные приемы эйдетики.

Мы считаем, что детям на уроках должно быть радостно! Нестандартные приемы вызывают у детей позитивные эмоции, учат видеть образами, фантазировать, мыслить творчески. Образное мышление сохраняется у учеников на всю жизнь, цифры и буквы становятся уже не просто сухими знаками, они имеют запах, вкус, цвет, разговаривают и движутся. Фантазия и воображение делают детей раскрепощенными и естественными, такими же становятся и их мысли, таким образом, раскрывается их творческий потенциал.

1. Одним из самых любимых учениками методов эйдетики является метод пиктограмм. Дети получают большое удовольствие и удовлетворение от выполненных заданий. Что такое пиктограмма? Это письмо, которое состоит из знаков и рисунков, пожалуй, это самый древний вид письменности, с помощью которого люди могли передавать друг другу информацию.

Пиктограммы повсюду вокруг нас. Знаки, стрелки, маленькие рисунки несут в себе много информации – изображение гантели ассоциируется со спортивным залом, ложка с вилкой – с местом общественного питания и т.д. Пиктограммы очень хорошо использовать при обработке текстов и стихотворений.Как запомнить стихотворение с помощью пиктограмм?

Все очень просто – для этого не нужно быть, на самом деле, художником. Итак, берем лист бумаги и пробуем учить стихи легко!
К словам или фразам стихотворения рисуем значки или изображения, по которым было бы понятно, о чем идет речь. В процессе рисования вы будете незаметно для себя запоминать стихотворение, и в конце рисования вам понадобится всего десяток минут, чтобы несколько раз воспроизвести его по рисункам и отлично запомнить!

Запоминание с помощью пиктограмм позволяет учить стихотворения легко за счет привлечения образного мышления, которое, как правило, позволяет усваивать информацию в несколько раз эффективнее по сравнению с простой «зубрежкой».
Учите стихотворения легко! Подходите к этому процессу творчески!

2. Логические закономерности.

Этот метод подходит мыслительному типу со слабо развитым воображением. Недостаток метода в большом умственном напряжении и в возможности ускользания деталей, не вписывающихся в логические конструкции. Например, «запомни телефон 236-44-10». Размышления могут быть такими: 2 *3=6, 4 – это четвёртая цифра в числе. 10 получается сложением двух четвёрок с первой.

3. Составление ребусов.

Восемь – во7, Заяц — Яц (за буквой я буква ц)

Мы творим с детьми на уроке, забывая о серьезности происходящего. А заучивание словарных слов превращается в увлекательную игру. Результатом такой систематической работы является запоминание словарных слов, что дает учение без принуждения. А к этому стремится каждый учитель.

4. Фонетические ассоциации (по схожести звучания).

Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ. Тренинг-разминка для «заржавевших» серых клеточек. Заштопать «дырку в голове»

Билет – автобус сигналит: “Би-би, купи билет!”

Ребята – ребята решают ребус

Собака – жила-была собака, она любила спать, ее прозвали Соня.

Женщина — варит щи

5.«Образы в картинках».

Это упражнение на запоминание слов по картине. Здесь очень важно запоминать слова в виде образов. Показываем картину, называем слово «сосульки».

Суть метода в том, что запоминаются не сами слова, а ассоциации, которые к ним придумываются. Да и самого запоминания как бы и нет — есть творчество. Ученики придумывают рассказ, который сам по себе может быть интересен.
Нам, знакомство с методами эйдетики дало очень многое. Их использование позволяет рационализировать урок и получить наилучший результат. Развивая память учащихся, не следует ожидать мгновенных результатов. Это очень долгая и трудная работа. Но ее необходимо проводить для того, чтобы учащиеся научились управлять своей памятью, сделали ее безотказным оружием, помогающим в работе. Память надо настойчиво развивать, формировать, а не относиться к ней как к врожденной и неизменной способности.

Литература.

Источник:
Эйдетика в обучении младших школьников
Эйдетизм – это способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Большинство людей умеют это делать. Когда они вспоминают какой-либо предмет, они как бы видят его, чувствуют, иногда даже ощущая цвет или запах. Суть эйдетики как метода запоминания заключается в одновременной работе двух полушарий. С помощью этого усидчивость ребенка возрастает, память увеличивается, а также возрастает способность концентрированности внимания.
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/663487/

Эйдетика как метод развития памяти в современной школе

Эйдетика как метод развития памяти в современной школе

В XXI веке поток информации настолько велик, что переработать и запомнить его может только человек, обладающий экстраординарными способностями. В этой связи, одна из наиболее ярких актуальных проблем современного образования – воздействие информационного стресса на здоровье детей.

Одним из ее решений может стать обучение детей умению грамотно обрабатывать информацию. И здесь не обойтись без развития памяти.

Память – один из самых основных процессов психики человека, та основа, на которой творит мозг, это возможности человека, его мышление.

Память — это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения, узнавания, воспроизведения.

В большинстве образовательных учреждениях методики занятий с детьми в основном опираются на логическое мышление и механическую память. В младших классах школы: таблица умножения, правила и пр. В средних и старших классах к этому добавляются даты, формулы, схемы, слова и фразы иностранного языка и большой объем информации, которую нужно запоминать и пересказывать. Возникает вопрос: Как это все запомнить?

Мы изучили различные методы запоминания и обработки информации и всерьез заинтересовались школой эйдетики.

Система эйдетики — память без границ. «Эйдос» в переводе с греческого — «образ». Эйдетизм — это способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Большинство людей умеют это делать. Когда они вспоминают какой-либо предмет, они как бы видят его, чувствуют, иногда даже ощущая цвет или запах. Способность мыслить образами изначально была присуща человеку, и только с развитием цивилизации он приучил себя запоминать не только картинку, образ, но и абстрактный символ в виде слова или цифры.

Немного истории этого направления

Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, они соответствуют законам природы. Эйдетика, способствуя гармоничному развитию обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребенка. Он становится более работоспособным, лучше учится, его память и способность концентрировать внимание возрастают. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Улучшаются взаимоотношения ребенка с окружающими.

Еще одно важное преимущество эйдетического обучения — ребенок учится радостно. Радость обучения, так же, как и радость труда, делает ребенка более здоровым. Объясняется это тем, что когда человек находится в состоянии радостного, позитивного напряжения, в его организме вырабатывается природный стимулятор эндорфин, который способствует повышению иммунитета и работоспособности.

Таким образом, в основу программы развития памяти мы взяли систему эйдетики и основные мнемонические техники: цепной метод, акровербальный метод и метод мест.

Рассмотрим их более подробно.

Цепной метод строится на цепных ассоциативных связях. Ассоциации играют важнейшую роль в любом процессе обучения. Одна вещь влечет за собой другую, так что ассоциации помогают различным образам упорядочивать все элементы поступающей информации. Сознательно придумывая какие-то ассоциации и отыскивая в заранее предусмотренных случаях, тем самым мы усиливаем контроль над записью информации в памяти, отчего шансы на воспоминание возрастают. Прочному сохранению материала в памяти помогает упорядоченная сеть ассоциаций. Поиск ассоциаций быстро превращается в увлекательную игру.

Акровербальный метод (“акро” — край, “вербо” — слово). Придумывание стишков, шуточных фраз, в которых зашифрована какая-либо информация.

Метод мест основан на зрительных ассоциациях: нужно ясно представить себе предмет, который предполагается запомнить, и объединить его образ с образом определенного места, который легко извлекается из памяти. Этот метод требует отказа от поиска логических ассоциаций – ведь сама система запоминания основана на ассоциациях, диктуемых последовательностью предметов и мест.

Данная программа направлена на различный возраст, она покажется интересной и окажется результативной, как для детей младшего школьного возраста, так и для старшеклассников. Различными будут лишь организационные моменты.

Занятия можно проводить как “в кругу”, так и за партами. Главная основа занятий – эмпатия, доверительное общение учеников с психологом, ведь им придется рассказывать свои ассоциации, делиться сокровенным.

Цель программы: развитие образной памяти (образ – идеальное отражение материального мира в сознании человека).

Задачи:

  1. Формировать умение запоминать многозначные числа, имена, телефоны, даты, тексты по абзацам.
  2. Изучить основные мнемонические техники (цепной метод, акровербальный метод, метод мест).
  3. Развитие воображения, эмоциональной сферы.

Основные темы программы по развитию памяти с элементами эйдетики:

1.“Основные мнемонические техники”

6.“Запоминание исторических дат”

7.“Запоминание фамилий и имен”

8.“Запоминание цифровой информации”

9.“Запоминание текстовой информации”

10.“Техника запоминания стихотворений, художественных текстов”

Приведу пример занятия с элементами эйдетики, на котором раскрывается суть цепного метода.

Цель: научить запоминать текстовую информацию

Задачи:

  • научить запоминать текстовую информацию,
  • научить учитывать индивидуальные особенности.
  • Оборудование: релаксационная музыка, листочки, плакат с изображениями слов.

1. Организационный момент.

Ребята, я очень рада прийти в ваш класс, когда я вижу ваши глаза, я уверенна, что урок наш пройдет интересно!

2. Релаксационная пауза “Отображение”.

(Музыка.) Встаньте парами, и под плавную музыку мы будем двигаться, повернитесь друг к другу лицом, первый вариант ведущий, второй повторяет, а теперь наоборот!

А умеете ли вы легко запоминать слова по порядку?

Я диктую 10 слов, вы их запоминаете:

мандарин, лампочка, стул, снег, тополь, яхта, песок, медуза, водоросли, ковер.

А сейчас, поставьте цифру 1 и напишите по порядку эти слова.

Посмотрите (на доске) эти 10 слов и запомните их:

сирена, камин, турник, бутылка, джин, елка, магнитофон, плот, отопление, улыбка.

Поставьте цифру 2 и запишите, сколько вы запомнили. Посчитайте сколько слов под цифрой 1, а под цифрой 2, в каком случае слов больше? Если под цифрой один, значит у вас ведущий слуховой анализатор, т.е. ваши ушки лучше запоминают, чем глаза, поэтому получите мою памятку, она вам поможет лучше запоминать! А если больше слов под цифрой 2, значит у вас ведущий зрительный анализатор, т.е. ваши глаза лучше запоминают, чем уши, поэтому получите мою памятку, она вам поможет лучше запоминать!

Итак, прочтем вашу памятку:

Если у тебя хорошо развита зрительная память:

1. Помни о том, что тебе лучше всегда иметь перед глазами тот материал, с которым ты работаешь. Чем чаще ты его будешь видеть, тем быстрее и лучше запомнишь.

2. Во время решения задачи имей всегда перед глазами текст задачи или краткое условие.

3. При заучивании стихотворений и разных текстов читай материал сам и столько раз, сколько тебе необходимо, а не проси об этом кого-либо.

4. При заучивании правил составляй опорные таблицы к правилу, которыми можно было пользоваться дома и на уроках.

Если у тебя хорошо развита слуховая память:

1. При заучивании различных правил, стихотворений и других текстов вам будет легче запомнить, если кто-то станет читать вслух, а вы будете внимательно слушать.

2. Если помочь никто не может, то читать следует внимательно, не торопясь.

3. После прочтения можно попробовать повторить вслух прочитанное.

4. Необходимо читать материал столько раз, сколько требуется для запоминания.

4. Релаксация “Я самый хороший!”.

Выполним упражнение “Я самый хороший!”.

Итак, скажите шепотом “Я самый хороший!”, а теперь громче, еще громче!

Молодцы, вы действительно самые хорошие!

А теперь интересно ли вам, как запоминать при помощи воображения слова по порядку?

Итак, запомним первые 10 слов по порядку!

(Играет музыка.) Послушайте мою историю и постарайтесь ее увидеть как мультик, визуализировать! Призовите на помощь воображение!

Итак, закройте глаза, представьте себе, мандарин — оранжевый, круглый, сладкий, шершавый, мы начинаем чистить его и внутри оказывается лампочка, мы разглядываем ее и вместо нитей накаливания видим стул, на него падает снег, мы берем в руки снежинки, любуемся ими, подбрасываем вверх… и на голову нам падает тополиный пух, мы поднимаем голову и видим большой, могучий тополь, который растет ввысь и превращается в мачту яхты, яхта плывет по синему прекрасному морю и врезается в песок, села на мель, услышьте скрежет яхты о песок! На песке лежит медуза, греется на солнце, вокруг ее шеи как шарф обмотана водоросль, неожиданно количество водорослей увеличивается, они заполняют все пространство и сплетаются в причудливый ковер…

Итак, я читаю слова, а вы вспоминаете мою историю.

Запишите эти слова…

7. Домашнее задание.

Попросите дома родителей продиктовать вам 10 слов, а вы удивите их, запомнив все нашим секретным способом!

8. Подведение итогов.

Что вы запомните из сегодняшнего занятия? Будете ли вы пользоваться этими приемами!

Положите на левую руку то, что вы получили сегодня от занятия, а на правую – то, что вложили в него и аплодируйте себе.

Андреев О.А., Хромов Л.Н. Доминанта 2000 года. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1997.

2. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Тренировка внимания. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1997.

3. Бьюзен Т. Суперпамять — Пер. с англ.; Худ. обл. М. В. Драко. – 2-е изд. – Мн.: ООО “Попурри”, 2001.

4. Бузан Т. Скоростная память. – Пер. с англ., 1998.

5. Хенкок Дж. Самоучитель по развитию памяти. // М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

6. Матюгин И.Ю. Чекаберия Е.И. Запоминание цифр, телефонов, исторических дат.-М.: Эйдос, 1995.

7. Матюгин И.Ю. Чекаберия Е.И. Запоминание лиц и имен. -М.: Эйдос, 1994.

Источник:
Эйдетика как метод развития памяти в современной школе
Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, они соответствуют законам природы. Эйдетика, способствуя гармоничному развитию обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребенка. Он становится более работоспособным, лучше учится, его память и способность концентрировать внимание возрастают. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Улучшаются взаимоотношения ребенка с окружающими.
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/310255/

COMMENTS