Семейные ситуации для детей

Конспект игровой образовательной ситуации на тему «Моя семья»

Конспект игровой образовательной ситуации на тему «Моя семья»

ольга ежлова
Конспект игровой образовательной ситуации на тему «Моя семья»

КОНСПЕКТ

Игровой образовательной ситуации на тему «МОЯ СЕМЬЯ»

Из опыта работы воспитателя группы

компенсирующей направленности для

слабовидящих детей, детей с амблиопией и

косоглазием МБДОУ детского сада № 430

1. Закреплять знания детей о семье и членах семьи, о том, что в семье все любят, заботятся

и помогают друг другу.

2. Расширять представления детей о хороших и плохих поступках, умение оценивать

3. Развивать речь детей, умение вступать в диалог, отвечать на вопросы взрослого.

4. Создавать условия для приобщения ребенка к миру взрослых, к их деятельности.

Доставить детям радость от необычной деятельности – приготовления угощения для

близких, укреплять проявление добрых чувств и отношений к членам семьи.

5. Коррекционные задачи: продолжать учить выполнять обводки по трафарету,

штриховку. Развивать глазодвигательную функцию, координацию движений, мелкую

Интеграция с образовательными областями:

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое

Семейные фотоколлажи, индивидуальные мольберты, наборы картинок с изображением членов

семьи (на каждого ребенка, «волшебный сундучок», красивая кукла, трафареты домов для

обводки, цветные карандаши, готовое тесто для печенья, формочки, фартучки.

Индивидуальные беседы с детьми о семье, составление коротких рассказов о своей семье с

родителями дома, рассматривание семейных альбомов, приготовление теста.

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ.

— Воспитатель обращается к детям: — Ребята, о чем мы сегодня будем говорить, попробуйте

догадаться сами. Я вам загадаю загадку:

Под кустом у реки

Жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать –

Как их всех нам называть? (Семья)

— Правильно, ребята! Значит, сегодня мы будем говорить о семье. Я предлагаю вам заглянуть в

наш волшебный сундучок и посмотреть, какой сюрприз он сегодня нам приготовил.

(Достают из сундучка семейные фотоколлажи, находят каждый свою семью).

Вопросы к детям:

— Как можно назвать этих людей одним словом? (семья)

— Кто живет в твоей семье, Ксюша? С кем ты живешь, Илья? Арсен, кем ты доводишься маме?

— У кого есть братик или сестричка? Оля, братик старше тебя или младше?

— Илья, кем ты доводишься бабушке? Аня, с кем из членов семьи ты любишь играть?

Воспитатель: Вот как много интересного мы узнали о ваших семьях. А теперь я предлагаю

поиграть в нашу любимую игру с пальчиками и еще раз вспомнить всех, кто живет в наших

семьях. (Проводится пальчиковая гимнастика «Моя семья»)

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама.

А вот этот пальчик – Я.

Вот и вся моя семья!

Пальцы правой (затем левой руки)

сжаты в кулак. Поочередное

разгибание пальцев сначала правой,

затем левой руки, начиная с большого

пальца. Сжимание и разжимание

Воспитатель: — А где живет ваша семья?

— Правильно. У каждой семьи есть общий дом, общая квартира.

— В каком доме живет ваша семья – в большом или в маленьком? (в большом). Значит, там

живет еще много других семей.

Я предлагаю вам с помощью трафарета нарисовать свой дом. (Дети по трафарету обводят

силуэт здания. В процессе работы воспитатель оказывает индивидуальную помощь, задает

детям вопросы: в каком доме ты живешь – в большом или маленьком? На каком этаже

живет твоя семья? и т. п. Затем предлагает раскрасить окошко той квартиры, где живет

семья (дети выполняют задание).

Воспитатель: А сейчас давайте заглянем еще раз в наш волшебный сундучок. (Достают из

сундучка куклу). Ребята, это кукла Маша. Она предлагает вам поиграть в игру «Расскажи о

своей семье». Давайте встанем в круг, а Маша будет переходить от одного ребенка к другому.

Тот, у кого в руках кукла, должен коротко рассказать о ком-нибудь из членов вашей семьи.

(Примерные ответы детей: «Мою маму зовут Елена. Она работает в магазине». «У меня

есть старшая сестренка Полина. Она учится в 1 классе. Я очень люблю с ней играть» и т. п.)

Воспитатель: Мне кажется, что волшебный сундучок еще что-то для нас приготовил.

(Достают из сундучка конверты с картинками). Я догадалась! Сундучок дарит нам еще одну

игру — «Составь семью». Вот в этих конвертах есть картинки с изображением детей, взрослых и

пожилых людей. Вы должны выбрать только тех членов семьи, кто живет вместе с вами.

(Дети составляют на фланелеграфе свою семью, называют членов семьи).

Воспитатель: А теперь попробуйте догадаться, о ком я сейчас говорю:

— Кто в семье самый сильный, всегда защитит, зарабатывает деньги? (Папа)

— У всех одна, у каждого своя, самый близкий и любимый человек на свете? (Мама)

— Любит смотреть мультики, играть, задает много вопросов, часто шалит? (Ребенок)

— Кто в семье вяжет варежки, печет пирожки, пожалеет, обнимет, приголубит? (Бабушка)

— Самый старший мужчина в семье, папа папы или мамы? (Дедушка)

— Как вы думаете, взрослые в семье заботятся друг о друге?

— А как заботятся о вас?

— Ребята, а как вы считаете, приятно чувствовать заботу близких?

— А когда вы сами делаете что-то хорошее для своей семьи вам это нравиться?

— Как вы проявляете заботу о маме, папе, сестренке или братишке? Как помогаете взрослым?

Воспитатель: Все это, конечно, очень приятно и хорошо. В хороших делах и поступках

выражается любовь к близким людям. Но иногда бывает и так, что мы огорчаем своих близких.

Чтобы понять, какие поступки радуют, а какие могут огорчить, предлагаю поиграть в игру

«Радость или огорчения». У вас есть по 2 кружка – черный и красный. Красный обозначает

радость, а черный – огорчение. Я буду называть поступок, а вы с помощью кружка покажите –

огорчит или порадует этот поступок ваших близких.

— Вы съели за завтраком всю кашу

— Вы подрались с другом

— Разбросали по комнате все игрушки

— Помогли маме вымыть посуду

— Нарисовали и подарили папе красивый рисунок

— Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»

— Порвали новую книжку

— Хорошо вели себя в детском саду.

Воспитатель: Я вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить. И надеюсь, что вы будете

впредь совершать только хорошие поступки.

Но я также знаю, как можно порадовать ваших близких. Например, можно прочитать

стихотворение или спеть песенку. Давайте вспомним стихотворение о семье.

Папа, мама, я, сестра –

Получается семья.

Мы друг другу помогаем.

Мы друг друга понимаем.

За обедом все мы вместе

Говорим о дне прошедшем,

Обсуждаем все дела,

Чай с вареньем пьем всегда.

Все мы вместе, все мы дружно

Помогаем, если нужно.

Ой, забыл я про котенка —

Это тоже член семьи.

Он пушистый, он игривый,

Всеми нами он любимый!

Я счастливая безмерно,

Потому что у меня

Очень дружная семья

— Вы уже знаете, что скоро в нашей группе будет семейный праздник. К нам в гости придут

члены ваших семей — мамы, папы, бабушки, дедушки. А когда приходят гости, к их приходу

обычно готовят угощение. Поэтому я предлагаю сейчас приготовить вкусное печенье для

наших гостей. Тесто у нас уже готово. Поэтому мойте руки, одевайте фартучки и приступим к

работе. (Дети вырезают с помощью формочек печенье, украшают по своему желанию

кусочками теста, кондитерскими посыпками, выкладывают на противень. Затем относят на

кухню для выпечки. Во время работы в аудиозаписи звучит песня «Моя семья»)

«Мы — россияне». Конспект игровой образовательной ситуации по социально-коммуникативному направлению Конспект игровой образовательной ситуации по социально – коммуникативному направлению с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

«О чем рассказывают камни». Конспект игровой образовательной ситуации с детьми старшего дошкольного возраста Цель. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;.

Конспект игровой образовательной ситуации по математическому развитию в средней группе «Путешествие в сказку» Цель: создание условий для сенсорного развития детей. Задачи: Образовательные: дать возможность применить полученные знания о геометрических.

Конспект игровой образовательной ситуации по развитию речи с использованием ИКТ Тема: «Про любимого котенка». Тема: «Про любимого котенка». Цель: связная речь: учить составлять рассказ вместе с воспитателем по схеме; грамматический строй: активизация.

Конспект игровой образовательной ситуации с использованием ИКТ в старшей группе по рисованию. Конспект игровой образовательной ситуации с использованием ИКТ в старшей группе по рисованию. Тема: «Тайна подводного царства» Цель: познакомить.

Конспект игровой образовательной ситуации с использованием элементов арттерапии «Лунтик в гостях у ребят» Цель. Развитие коммуникативно – речевых навыков и умений детей раннего возраста средствами арт-терапии. Задачи. Образовательная область.

Конспект игровой образовательной ситуации «Шарик воздушный ветерку послушный» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 10 «Малышок» посёлка Псебай муниципального.

Конспект развивающей образовательной ситуации на игровой основе «Поможем Петушку» (нетрадиционное рисование) Конспект развивающей образовательной ситуации на игровой основе»Поможем Петушку».Нетрадиционное рисование в первой мл. группе. Задачи: 1. Учить.

Конспект развивающей образовательной ситуации на игровой основе в первой младшей группе «Путешествие к солнышку» Цель: — Закрепить умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету. — Учить детей выделять множество в целом.

Конспект игровой образовательной ситуации в первой младшей группе «В гости к мудрой тетушке сове» Конспект игровой образовательной ситуации в первой младшей группе «В гости к тетушке Сове» Образовательная область: «Познавательное развитие»,.

Источник:
Конспект игровой образовательной ситуации на тему «Моя семья»
Конспект игровой образовательной ситуации на тему «Моя семья»
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-igrovoi-obrazovatelnoi-situaci-na-temu-moja-semja.html

ПОГОДА В ДОМЕ: ребенок в ситуации семейного конфликта

ПОГОДА В ДОМЕ: ребенок в ситуации семейного конфликта

«Кто ежедневно яблоко съедает,

О докторах надолго забывает.

А тот, чьи дни конфликтами богаты,

Даёт подзаработать адвокатам!»

Таким озорным стишком неизвестный автор определил невыгодную сторону конфликтов между людьми. Но, увы, материальные потери — не самое страшное, что подстерегает нас в конфликтной ситуации. Мы расплачиваемся за собственную вспыльчивость и неуступчивость своим плохим настроением, испорченными отношениями и, что особенно горько, нарушенной психикой и плохим воспитанием собственного ребенка.

Зачины и причины

Семейные конфликты воспринимаются в детском возрасте особенно остро и могут привести к возникновению у них страхов, повышенной тревожности, агрессивности, невротичности. Ориентир для ребёнка — взрослые. И, в первую очередь, это мамы и папы. Ребёнок, как правило, копирует их поведение, перенимает образ жизни, стиль взаимоотношений.

Когда мы наблюдаем у ребёнка строптивость, капризность, возрастающее количество конфликтов с окружающими, невольно возникает желание, чтобы он изменился: «что мне с ним делать, чтобы он. » Однако следует помнить, что позитивные изменения в детях возможны только при условии, что меняемся мы сами. Причинами конфликтов родителей с детьми может быть, в частности, неправильно подобранный стиль воспитания в семье: чрезмерная опека, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одёргивание.

В этом случае общение взрослого с ребёнком носит авторитарный характер, малыш теряет уверенность в себе и в своих собственных силах, возрастает тревожность, в старшем возрасте может проявиться чувство протеста, агрессивность.

Частые упрёки родителей могут вызывать чувство вины у ребенка («Ты так плохо вёл себя, что у мамы заболела голова», «Из-за твоего поведения мы с мамой часто ссоримся»). В этом случае малыш постоянно боится оказаться виноватым перед родителями.

Секреты и советы

Известно, что взрослый и ребенок воспринимают действительность по-разному: то, что кажется нормальным нам, ребенок может очень остро воспринять, таким образом, разовьется конфликт. Мы раскрываем некоторые секреты бесконфликтного общения с малышом и даем вам конкретные рекомендации.

Совет №1 Образец для подражания

Пример из жизни: трехлетний крошка пока не может сам решать, когда нужно ложиться спать, мыться, чистить зубы. И начинает капризничать, проявлять недовольство, когда его вдруг ведут в ванную или в кровать. Зародившийся конфликт можно прервать простым методом: отправляясь умываться, составьте компанию ребенку, чистите вместе зубы, мойте ручки- делайте все с радостью, тогда надоевшее обязательство превратится в приятную необходимость. Малыш еще просто не знает, что нужно делать в ситуациях, недоступных его пониманию. В этом случае родители выступают в качестве первых учителей, советчиков и помощников. Важно объяснить ребенку, что конфликт всегда требует разрешения. И сделать это лучше всего, продемонстрировав пример для подражания.

Совет №2 Коллеги по воспитанию

Сфера конфликта также может состоять в различных взглядах членов семьи на воспитание и принятие ребёнка.

Пятилетняя Маша просит у мамы мороженое. «Нет, — сказала мама, — ты только недавно болела». Машенька бежит к бабушке, в надежде, что она купит. Если это произойдет, девочка воспользуется слабостью и разногласиями взрослых и в другой раз. Постепенно она научится ими манипулировать. Что же делать в таком случае? Взрослым необходимо принимать четко взвешенное единогласное решение по вопросам воспитания детей.

Совет №3 Семейный совет

Если задуматься, как часто мы советуемся с супругом по различным вопросам; что мы предпринимаем, чтобы избежать конфликта?

Приведём такой пример: малыш настаивает на покупке игрушки, на которую у мамы нет средств. «Ты что, не понимаешь, что у нас нет на это денег!»- возмущенно отвечает мама, даже не задумываясь, что это высказывание несёт в себе опасность. Оно может осесть в подсознании малыша как строгий устрашающий запрет. Попробуйте спокойно объяснить причину и предложить альтернативу: можно выбрать игрушку подешевле, а можно подождать и купить в следующем месяце — предложите ребенку принять решение самому. Или переключите внимание на что-то другое. Ведь чтобы исчерпать проблему, лучше всего ребенка отвлечь от нее.

Вместо того, чтобы требовать от малыша безоговорочного послушания, задавать ему строгие дисциплинарные рамки и навязывать ему почти во всем свою волю, проявляйте интерес к тому, что увлекает ребенка, высоко оценивайте его способности, поощряйте его самостоятельность и инициативу, старайтесь быть с ним на равных.

Школа бесконфликтности

Конечно, даже имея сильное желание измениться, у нас (родителей) часто возникает масса вопросов, не всегда знаем, как лучше поступить в конкретной ситуации, с кем посоветоваться.

В этом случае можно обратиться за помощью, например, к семейному консультанту. В результате встреч с ним у вас может произойти переоценка своего поведения, появиться новый взгляд на семейную ситуацию (возможность увидеть позитив), измениться отношение к ней и близким. Эффективным способом обучения и саморазвития является также участие в психологических тренингах, которые помогут вам не только больше узнать о закономерностях конфликтного взаимодействия, но и освоить практические приемы разрешения конфликтных ситуаций. Так, например, на групповых занятиях родители часто моделируют семейные конфликты, демонстрируя разные стили поведения.

Участники тренинга разделяются на пары и проигрывают ситуации. Пример одной из них. Ваш супруг очень поздно возвращается домой. Ваши действия. Одна пара доводит ситуацию до конфликта, другая не допускает его, третья – находит эффективный способ выхода из него. Так, разбирая ошибки, тренируясь и вырабатывая стратегии поведения в конфликте, вам (уважаемые родители) в дальнейшем будет легче выходить из сложных ситуаций, и этому же научатся ваши дети.

Безусловно, в жизни семьи конфликты неизбежны, но часто они бывают, необходимы и даже полезны:

* Конфликты помогают лучше узнать собеседника и самого себя. В отличие от обычных жизненных ситуаций, в которых поведение человека может быть предсказуемо, в ситуации конфликта проявляются на первый взгляд новые черты характера, как позитивные, так и негативные. Так, например, один стремится добиться удовлетворения своих интересов в ущерб партнёру по общению, другой – идёт на уступки или учитывает свои и чужие интересы.

* Конфликты позволяют выпустить пар, разрядить напряжение. Любой человек нуждается в периодическом выплеске энергии. А ребенок — особенно! Только в случае с малышом лучше преображать любой конфликт в игру, где нет проигравших и ущемленных.

*Конфликты дают возможность поговорить начистоту, перевести отношения на новый виток развития. Это важный пункт в отношении супругов, мамы и папы, так как именно выяснение причины поможет вовремя остановить нарастающий скандал, а в результате — спокойствие ребенка и родителей гарантированно.

* Главное, помните: в споре рождается истина, но только в здоровом споре!

Оксана Царева, социальный педагог, психолог

Источник:
ПОГОДА В ДОМЕ: ребенок в ситуации семейного конфликта
«Кто ежедневно яблоко съедает, О докторах надолго забывает. А тот, чьи дни конфликтами богаты,Даёт подзаработать адвокатам!» Та…
http://www.baby.ru/blogs/post/55276226-23032835/

Ролевое проигрывание семейных ситуаций

Ролевое проигрывание семейных ситуаций. Методический прием для работы с родителями

Каждый взрослый когда-то был ребенком, но с течением времени многие из них забывают о своих детских переживаниях и проблемах. Оказываясь в роли родителей, они не стремятся искать взаимопонимания с детьми, пытаясь действовать в отношении них с позиции авторитаризма. Такой подход абсолютно неправильный. Чтобы помочь родителям понять ошибки, допускаемые в воспитании детей, рекомендуется использовать прием ролевого проигрывания семейных ситуаций.

Проигрывание ситуаций относится к одним из наиболее популярных групповых методов психокоррекции. При использовании такого приема задействуются как вербальные, так и невербальные средства. Таким образом достигается ключевая цель — через влияние на эмоциональную сферу человека склонить его к изменению поведения, принятия осознанных личностных решений.

Путем применения данного приема родители получают возможность:

  • взглянуть «со стороны» на поведение взрослых в семейных отношениях;
  • побывав в роли ребенка, ощутить его эмоции и переживания.

Полученный опыт от подобных инсценировок позволяет лучше понять особенности детской позиции в семье.

Для использования этого приема необходима серьезная подготовка, которая должна включать анкетирование детей и родителей. В результате опроса нужно подобрать ситуации для ролевого проигрывания, которые отразят наиболее актуальные проблемы семейного воспитания:

  • ребенок получил плохую оценку;
  • конфликт между детьми в школе;
  • ребенок был несправедливо наказан;
  • первоклассник нечаянно разбил вазу в классе;
  • ребенок плачет и т.д.

Для проведения проигрывания семейных ситуаций родителям нужно предложить разделиться на группы. Каждая группа получает задание с описанием ситуации. Родителям дается время на подготовку, чтобы они распределили роли и обсудили свои реплики и поведение во время разыгрывания ситуации.

Во время инсценизации каждая группа по очереди показывает свою сценку, а зрителям не разрешается комментировать ее ход.

После проигрывания ситуации родителям предлагается:

  • дать оценку разным способам воздействия на ребенка;
  • отметить наиболее удачные формы обращения к нему;
  • заменить нежелательную форму поведения на более конструктивную.

При обсуждении ситуаций используются элементы тренинга: после разыгрывания предложенного родителями варианта развития ситуации уместно будет попросить их воспроизвести правильную модель поведения.

Прием ролевого проигрывания семейных ситуаций побуждает родителей к поиску взаимопонимания с детьми, обогащает арсенал способов взаимодействия взрослых с ребенком.

Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Источник:
Ролевое проигрывание семейных ситуаций
Ролевое проигрывание семейных ситуаций. Методический прием для работы с родителями Каждый взрослый когда-то был ребенком, но с течением времени многие из них забывают о своих детских переживаниях
http://pedsovet.su/metodika/priemy/6397_proigryzanie_semeynyh_situaciy

Семейные ситуации

Дети обычно очень чувствительны к метаязыку, так как они легко читают язык тела. Родители, пытающиеся разговаривать с детьми на взрослом языке, часто раздражаются из-за того, что дети пользуются мета-выражениями. Раздражение это, как правило, выливается в клише вроде «И не смей отвечать вопросом на вопрос!», чтобы последнее слово в разговоре осталось за взрослым. Любое общение с ребенком можно задушить в зародыше, стоит лишь сказать: «Когда я был в твоем возрасте. » Дети просто не верят, что взрослые тоже когда-то были детьми.

«Если ты не прекратишь, то. » и «Сколько раз тебе говорить, чтобы ты этого не делал!» — вот два сильнейших раздражителя для ребенка.

Метаязык взрослых понять гораздо легче, чем метаслова детей. Приведем типичный пример.

ЖЕНА: Как прошла конференция на Фиджи, дорогой? (Ритуальное вступление.)
МУЖ: Отлично! (Я хорошо провел время.)
ЖЕНА: Как кормили? (Подготовка к главному вопросу.)
МУЖ: Просто великолепно! (Жаль, что ,ты не готовишь так же вкусно!)
ЖЕНА: Встретил интересных людей? (Развлекался там, наверное!)
МУЖ: Парни из главного офиса оказались отличными ребятами. И в карты поиграть мне тоже удалось. (Оборонительная позиция.)
Спустя некоторое время она накрывает на стол, он вешает картину.
ЖЕНА: Обед готов. (К столу!)
МУЖ: Минуточку! (Могла бы меня и не беспокоить!)
ЖЕНА: Все на столе! (Иди немедленно!)
МУЖ: Сейчас, сейчас! (Оставь меня в покое!)
ЖЕНА: Все стынет! (Перехожу к нападению!)
МУЖ: Хорошо, хорошо! Ты не даешь мне закончить! (Я недоволен, и ты в этом виновата!)
ЖЕНА: Я сказала что-то не так? (Я знаю, что да, но мне все равно!)

Этой метабеседы можно было бы избежать, если бы она спросила, во сколько он хочет обедать, а он согласился бы к назначенному времени все закончить.

Источник:
Семейные ситуации
Дети обычно очень чувствительны к метаязыку, так как они легко читают язык тела. Родители, пытающиеся разговаривать с детьми на взрослом языке, часто раздражаются из-за того, что дети пользуются мета-выражениями. Раздражение это, как правило, выливается в клише вроде "И не смей отвечать вопросом на вопрос!", чтобы последнее слово в разговоре осталось за взрослым. Любое общение с ребенком можно задушить в зародыше, стоит лишь сказать: "Когда я был в твоем возрасте…" Дети просто не верят, что взрослые тоже когда-то были детьми.
http://www.librero.ru/journalism/cemeinye_cituacii

Тема: Семейные ситуации

Учитель I квалификационной категории

Тема: Семейные ситуации. Ролевые игры.

-формировать правильное представление о выходе из семейных ситуаций;

-создать положительную мотивацию к изучению материала урока, психологически настроить на работу;

Образовательные задачи: познакомить с отношениями в семье;

Коррекционно-развивающие задачи: развивать у детей коммуникативные функции речи; развивать мышление, корректировка внимания;

Воспитательная: целенаправленное формирование позитивных качеств личности:

-формировать дружеские взаимоотношения, желание и умение помочь, уступить друг другу;

-тренировать социально правомерное поведение в различных жизненных ситуациях;

-подвести детей к самостоятельному действию в той или иной жизненной ситуации;

Словарь: совместимость, хозяйственно-экономические взаимоотношения.

Оборудование: набор сюжетных картинок с изображением семейных ситуаций, слайды, видеосюжеты.

I. Организация учащихся на урок.

Создание проблемной ситуации.

Я видела недавно такую ситуацию: 2 молодых людей (муж и жена) ругались. Они кричали друг на друга, махали руками. Рядом с ними был маленький ребёнок. Его реакция на ситуацию — слёзы, крик. Реакция людей, видевших этот конфликт: жалость к ребёнку, желание помочь ему и раздражение на конфликтующих: «Зачем?».

Сегодня мы будем учиться разбирать семейные ситуации, находить выход из конфликта.

II. Сообщение темы, цели занятия.

Снятие лишнего возбуждения после перемены.

Объявление темы, цели.

Тема урока записана на доске.

2.Разбор смысла пословиц.

На что и клад, если в семье лад.

Вместе тошно, врозь скучно.

Где мир да лад, там и божья благодать.

III. Сообщение теоретических сведений.

Совместимость-способность согласовывать действия.

2.В поисках совместимости.

Досуг — как его проводить? (каждый имеет право хотя бы 1 день в неделю поступать так, как ему хочется; всегда только вместе и т. п.)

Хозяйственно — экономические взаимоотношенияв семье.

( О быт разбиваются любовные лодки. Тот самый быт, о который не только, по словам поэта, но и по данным исследования сплошь и рядом разбиваются любовные лодки. В каждой семье по разному принимаются решения по бюджету). Совместимость предполагает постепенную «подгонку» супругов друг к другу. Одним это удаётся и люди живут долго и счастливо, а другим нет. Что же помешало тем мужьям и жёнам, которые разменяли своё супружеское счастье на бесконечные склоки, ссоры и размолвки? Да вот они-то и помешали — эти склоки, ссоры и размолвки.

Как правильно разговаривать друг с другом?

-гораздо лучше делать не предложения, а пожелания;

-справедливое вознаграждение за уступку со стороны супруга (ты мне – я тебе)

-в супружеском общении нельзя стремиться к главенству;

-нельзя проявлять неуважение к партнёру.

IV. Ролевые игры.

1.Ознакомление с объектом работы.

(Зачем нужны данные упражнения?)

(Игра идёт без предварительного разучивания ролей, всеми действиями руководит учитель. Степень «вины» одного и жёсткости позиции другого, а также конфликтности их взаимодействия задаются играющим либо совместно, либо независимо друг от друга до начала игры.)

Играют двое: Муж и Жена. Один из них пригласил гостей, а другой, зная об этом, неожиданно поздно вернулся домой.

Играют двое: Муж и Жена, которые договорились выходной день провести дома. Неожиданно позвонили родители одного из них и позвали супругов в гости. Тот, чьи это родители, сразу же начал собираться, с чем другой не согласен.

Прорехи в бюджете.

Играют двое: Муж и Жена. В семье систематически не хватает денег до зарплаты, причём основным расточителем является один из супругов, с чем второй всегда был не согласен, а ныне настаивает на открытом обсуждении.

Играют двое: Муж и Жена. К настоящему моменту сложилось так, что все дела по дому выполняет один из супругов. Ему это надоело, и он решает «включить» лентяя в домашние заботы.

Играют двое: Муж и Жена. Один из них давно уже просил другого сделать какой-то мелкий ремонт (починить брюки или утюг), но вот сейчас он собрался воспользоваться предметом ремонта и оказалось, что «воз и ныне там».

Посиди с ребёнком.

Играют двое: Муж и Жена. Обоим нужно задержаться на работе, и некому посидеть с ребёнком, причём каждый считает, что его дела важнее.

Друг или подруга.

Играют трое: Муж, Жена и Подруга (Друг). Подруга (Друг) делится с одним из супругов своими проблемами и переживаниями, которые другой супруг всерьёз не принимает. Первый супруг явно недоволен и в присутствии Подруги (Друга) приступает к обсуждению.

Играют трое: Муж, Жена и Подруга (Друг). Один из супругов начинает обсуждать с Подругой (Другом) семейные проблемы, чем другой супруг явно недоволен, а недовольство это он открыто высказывает.

Играют трое: Муж, Жена и Гость. В семье накопилось много дел, но в тот момент, когда супруги начали этим заниматься, пришёл незваный Гость — приятель (ница) одного из них. Другой открыто выражает своё недовольство.

Играют трое: Муж, Жена и Третий (Третья). В гостях у друзей один из супругов познакомился и как-то очень тесно сошёлся с этим (этой) Третьим (ей) лицом;

В течение всего вечера сидел с ним (с ней) рядом, танцевал и оживлённо беседовал. Другой супруг решает обсудить ситуацию.

V. Закрепление, тренировка, обработка умений.

Отчёт о проделанной работе. Устное повторение выводов учителя. Запись основных положений в тетради. Демонстрация слайдов, видеосюжетов. Выполнение буквенного задания на доске.

На доске записаны верные и неверные утверждения. Учащийся выбирает из них нужные, записывает их шифр в тетрадь. В итоге должно получиться слово.

«В»- крепкая семья основана на экономическом расчёте.

«Б» — крепкая семья основана на любви и уважении.

«Р» — основной возраст вступления в брак наступает с 18 лет.

«Л» — основной возраст вступления в брак наступает с 14 лет.

«А» — испытательный срок для новобрачных — 1 месяц.

«О» — испытательный срок для новобрачных — 1 год.

«К» — венчание — этап свадебной обрядности.

«И» — венчание совершается по прихоти невесты или жениха.

Ключевое слово — «БРАК».

VI. Подведение итогов урока и оценка работы учащихся.

Что нового, полезного для жизни мы сегодня узнали? Чему научились? Самооценка.

(На какую оценку работал ты? Почему ты так считаешь?)

Анализ и оценка работы учащихся.

1.Пословицы русского народа. Сборник Даля, Москва, худ. лит-ра, 1984

2.Подготовка старшеклассников к семейной жизни. , Москва, «Просвещение»,1991г

3.Практический материал к урокам СБО в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида. С. Львова, «Владос»,2005г.

4.Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8 вида. А. Хилько. Санкт-Петербург, фил. «Просвещение»,2006г

5.Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. А. Маллер, Москва, Аркти, 2000г

6.Психология современной семьи. , Москва, «Просвещение»,1988г.

7.Тренинг «Взаимопонимание. На чём оно основано?».Е. Прасолова. Москва, «Просвещение»,1987г.

Источник:
Тема: Семейные ситуации
Учитель I квалификационной категории Тема: Семейные ситуации. Ролевые игры. -формировать правильное представление о выходе из семейных ситуаций; -создать положительную мотивацию к
http://pandia.ru/text/80/455/5460.php

COMMENTS