Семейное воспитание бывает конфликтным если родители

Влияние конфликтных отношений в семье на воспитание подростков

Влияние конфликтных отношений в семье на воспитание подростков

подросток семья конфликтный самореализация

При анализе супружеских взаимоотношений на план выступают те качества и свойства характера супругов, которые препятствуют установлению нормальных взаимоотношений в семье и являются провоцирующими условиями конфликтов и ссор. Такими чертами характера, как правило, являются сварливость, мелочность, злобность, злопамятство, эгоизм, эгоцентризм, жестокость, подозрительность, зависимость, враждебность к людям, недоверчивость, отсутствие отзывчивости и теплоты, чрезмерная гордость и тщеславие, чрезмерное болезненное самолюбие, мрачность, властность, эмоциональная холодность.

Наличие совокупности перечисленных выше черт и качеств характера, как правило, свидетельствует о том, что в психологической биографии человека (начиная с младенчества) было много случаев нарушения межличностных отношений с близкими людьми (матерью, отцом, братьями, сестрами, другими родственниками), а также конфликтов с товарищами, друзьями, воспитателями в детском саду, учителями в школе. Эти случаи порождали отрицательные эмоции, которые закреплялись в психике личности в период формирования и становления. Подобное часто случается, в результате отсутствия в семье подлинной любви к ребенку, настоящей заботы о нем, понимания его специфических проблем, жестокость родителей, их холодность, несправедливость, чрезмерные и противоречивые требования.

Споры по поводу воспитания детей, секса, отношений с родственниками, бюджета, а также религиозные и политические различия могут послужить другими возможными причинами неудач в супружеской жизни.

Браки оказываются неустойчивыми, если отношения супругов с родственниками становятся главной проблемой, разрушающей их жизнь. Самые серьезные конфликты возникают между супругами по поводу воспитания детей. Множество разногласий может быть связано с ролевыми конфликтами, но они в меньшей мере способствуют неустойчивости брака, чем другие проблемы. (Ролевые конфликты возникают по поводу работы жены и разделения домашнего труда. Жены часто жалуются, что их мужья мало получают, в то время как мужья упрекают жен за неумелое ведение домашнего хозяйства).

По-видимому, наиболее опасны конфликты, обусловленные личностными различиями между супругами. Привычки, которые осуждает один из партнеров, например пьянство или курение, часто приводит к столкновениям. Они могут стать причиной тяжелого стресса в супружеской жизни. [3, с 218-219]

Из-за чего же бывают конфликты в семейных отношениях?

А.И. Кочетов называет семь основных причин, перечисляя их в соответствии с частотой встречаемости:

· нарушение этики супружеских отношений (измена, ревность);

· неправильные взаимоотношения супругов (одного из них) с окружающими их людьми — родственниками, знакомыми, сослуживцами и т. д.;

· несовместимость интересов и потребностей;

· различные педагогические позиции по отношению к ребенку;

· наличие личностных недостатков или отрицательных качеств у одного, а подчас и у обоих супругов; отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми

По-видимому, первым условием ведения культурного спора двух любящих друг друга супругов должно быть — не добиваться победы. Необходимо помнить — твоя победа — это поражение второго супруга, поражение любимого тобой человека. А так ли уж сладко добиться победы над любимым? Гораздо ценнее и благоприятнее для семьи будет изменение цели в конфликте, в споре — не доказать свою правоту, а обсудить объективно, из-за чего возникло разногласие.

На второе место поставить такое — уважение супруга, какая бы, по вашему мнению, вина на нем не лежала. Даже в минуты, когда вас душит обида, ревность, злость, надо помнить — ведь это он (или она) еще недавно был самым дорогим для вас человеком.

Наконец, третье важнейшее условие мирного завершения семейной ссоры — не помнить о ней. Специалисты, изучающие психологию семейных отношений, утверждают — чем скорее забывается плохое, тем благополучнее, счастливее оказывается семья. По их мнению, категорически запрещается упоминание о тех причинах, побудивших ссору, которые уже разобраны. Надо взять за правило — какова бы ни была обида, нанесенная одним супругом другому, но если конфликт состоялся, отношения выяснены и наступило примирение, забыть о ней навсегда.

Нельзя и затаивать обиду — чем раньше вы прореагировали на нее, тем меньше успело напластоваться на нее всяких привходящих моментов, тем безболезненней окажется операция по ее ликвидации. Правда, здесь необходимо помнить вот о чем: вам нанесена обида, вы готовы сказать все, что думаете, но у второго супруга именно сегодня — день рождения или радостное событие на работе. Имейте в виду, в такой ситуации конфликт будет воспринят в 2—3 раза острее. А может быть, стоит как исключение эту обиду и простить.

Одним из условий благоприятного разрешения ссор и конфликтов специалисты называют и способность человека честно спросить у самого себя (а главное, честно ответить самому себе), что же на самом деле тебя волнует. И тогда выяснится, что пересоленный суп, плохо выглаженная рубашка или позднее возвращение с рыбалки — только ничтожный повод для раздражения, а настоящая причина ни малейшего отношения ко второму супругу не имеет. [7,с 10-11]

Значительное влияние на вероятность возникновения супружеских конфликтов оказывают внешние факторы: ухудшение материального положения многих семей; чрезмерная занятость одного из супругов (или обоих) на работе; невозможность нормального трудоустройства одного из супругов; длительное отсутствие своего жилья; отсутствие возможности устроить детей в детское учреждение и др.

Перечень факторов конфликтности семьи был бы неполным, если не назвать макрофакторы, т. е. изменения, происходящие в современном обществе, а именно: рост социального отчуждения; ориентация на культ потребления; девальвация моральных ценностей, в том числе традиционных норм сексуального поведения; изменение традиционного положения женщины в семье (противоположными полюсами этого изменения являются экономическая самостоятельность женщины и синдром домохозяйки); кризисное состояние экономики, финансов, социальной сферы государства.

Исследования психологов показывают, что в 80—85% семей есть конфликты. Оставшиеся 15—20% фиксируют наличие «ссор» по различным поводам (В. Поликарпов, И, Залыгина). В зависимости от частоты, глубины и остроты конфликтов выделяют кризисные, конфликтные, проблемные и невротические семьи (В. Торохтий). [6, с 91]

Существует 4 способа поддержки конфликтных ситуаций:

Уход от проблемы (чисто деловое общение)

Мир любой ценой (для взрослого отношения с ребенком дороже всего). Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку, а наоборот — поощряет отрицательные формы поведения ребенка.

Победа любой ценой (взрослый стремиться выиграть, пытаясь подавить ненужные формы поведения ребенка. Если он проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна.)

Продуктивный (компромиссный вариант). Этот вариант предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения.

В подростковом возрасте очень важно интимно-личностное общение. Доверие, уважение, понимание, любовь — то, что должно присутствовать в отношениях с родителями. [28, с 13-14]

Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом. В результате разумного применения поощрений развитие детей как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все же возникает нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их проступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлобленность. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит. [42, с 37]

С появлением второго ребенка привилегии старшего брата или сестры обычно ограничиваются. Старший ребенок теперь вынужден, причем часто безуспешно, вновь завоевывать родительское внимание, которое в большей степени обычно обращено на младших детей. [46, с 132]

Там, где нет человеческого тепла, рождается агрессивность. Там, где бедность, рождается зависть. Там, где наблюдается равнодушие, теряется гуманизм. Так почему мы порой удивляемся росту контингента детей, е вписывающихся в понятие «нормальный ребенок»?

К чему приводит детское одиночество, дефицит родительского внимания и заботы, довольно подробно описано в исследовании Б.И. Кочубея «Мужчина и ребенок», опубликованном еще в 1990 году. Им установлено, что чем раньше отец начинает играть со своим ребенком, чем больше он ухаживает за ним в дальнейшем, тем более уживчивым и менее агрессивным вырастает сын.

Ухудшение взаимоотношений между мужем и женой существенно меняет характер бесед отца с ребенком: уменьшается число улыбок доброжелательных похлопываний и других проявлений добрых чувств, увеличивается раздраженность. Отец начинает отвечать грубо на вопросы ребенка вмешивается в его дела, мешая ему проявлять деятельностную активность. [38, с 343]

1. Найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

2. Сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).

3. Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

В общении вырабатываются принципы общения:

1. Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.

2. Эмпатия (сопереживание) — взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.

3. Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему. Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть (безусловная любовь) Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя, но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества (обусловленная любовь) [5, с 66]

Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее.)

Почему же возникают конфликты между родителями и детьми? Кроме общих причин, продуцирующих конфликтность взаимоотношений людей, которые рассмотрены выше, выделяют психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей.

1. Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия.

Дисгармония семьи — это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.

2. Деструктивность семейного воспитания. Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:

* разногласия членов семьи по вопросам воспитания;

* противоречивость, непоследовательность, неадекватность;

* опека и запреты во многих сферах жизни детей;

* повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений [38, с 344-345]

3. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности. Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. [31,с 15] У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства. Выделяют следующие возрастные кризисы детей:

* кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);

* кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);

* кризис б—7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);

* кризис полового созревания (переход от младшего школьного к подростковому возрасту — 12—14 лет);

* подростковый кризис 15-17 лет (Д. Эльконин). [50, с 158]

4. Личностный фактор. Среду личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п. Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей. [21, с 83]

Выделяют следующие типы отношений родителей и детей:

* оптимальный тип отношений родителей и детей;

* потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интересы детей, а дети делятся с ними своими мыслями;

* скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними (возникает обоюдное недовольство);

* скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в заботы, интересы и занятия детей;

* поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители;

* поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы дети;

* родители не вникают в интересы детей, а дети не испытывают желания делиться с ними (противоречия не замечались родителями и переросли в конфликты, взаимное отчуждение — С. Годник).

Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями: конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка); конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания); конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля); конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).

Обычно ребёнок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:

· реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);

· реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);

· реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий). [27, с 13]

Источник:
Влияние конфликтных отношений в семье на воспитание подростков
Влияние конфликтных отношений в семье на воспитание подростков подросток семья конфликтный самореализация При анализе супружеских взаимоотношений на план выступают те качества и свойства
http://studbooks.net/900202/psihologiya/vliyanie_konfliktnyh_otnosheniy_seme_vospitanie_podrostkov

КОНФЛИКТЫ из-за ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Мужья и жены часто имеют разные ценности и придерживаются разных теорий о воспитании детей

Коуэн провел исследование 100 партнеров, когда те переходили в категорию родителей. Один из сделанных им выводов: партнеры, у которых возникало наибольшее количество трудностей, связанных с адаптацией к родительским функциям и необходимостью иметь дело с новой семейной конфигурацией, отличались самым высоким уровнем конфликтов еще до появления у них детей.

Родительская роль часто является источником конфликтов между супругами. Мужья и жены часто имеют разные ценности и придерживаются разных теорий о воспитании детей.

Сами дети оказывают влияние на родителей. Новый подход, связанный с взаимодействием в семейной психологии, демонстрирует то, что дети помогают оформить личностный и поведенческий стиль родителей в такой же степени, в какой сами родители влияют на детей. Семейная система, изменяясь с появлением ребенка, оказывает влияние на желание пар оставаться эмоционально открытыми и продолжать сотрудничать друг с другом.

4 классических стиля воспитания детей (могут у супругов быть разными, что провоцирует внутрисемейный конфликт). Конфликты из за воспитания детей: авторитетный, авторитарный, либеральный и невовлеченный. Эти четыре группы отличаются по уровню воспитания и любви, которую родители проявляют к своим детям (высокий или низкий), а также по уровню контроля над поведением своих детей и их выбором (высокий или низкий).

Авторитетные родители очень большое внимание уделяют воспитанию и контролю. При авторитетном стиле воспитания родители уважают индивидуальность детей и права даже самого маленького человека.

В то же время они признают ограничения, связанные с развитием, а также подчеркивают свою родительскую роль как роль как защитника и учителя.

При таком типе воспитания отмечается демократизм в ряде важных областей подхода к детям, но родители все же сохраняют за собой право давать указания или ограничивать действия ребенка, если они кажутся особенно опасными или безрассудными. Дети, для которых родители являются авторитетными, добиваются самых больших успехов.

  • Авторитарные родители являются сторонниками сильного контроля и меньше заботятся о самом воспитании.

Они считают, что между родителями и детьми должны существовать жесткие границы: они должны видеть детей, но не слышать; задача родителя для них заключается в том, чтобы научить ребенка, что делать, а ребенок должен это выполнять.

  • Либеральные родители проявляют умеренность в воспитании и не слишком контролируют. Они считают, что дети, в конечном счете, все сделают правильно, если представить им возможность действовать на свое усмотрение.

Родители предъявляют очень мало требований к своим детям и в известной степени предоставляют им безусловную любовь и позитивное отношение. Они полагают, что дети лучше всего учатся тогда, когда они это делают для себя.

Дети, которых воспитывали либеральные родители, испытывают трудности с самоконтролем. Они подвержены вспышкам раздражения и порой склонны к агрессивному поведению. Несмотря на свою «свободу», они менее уверены в своих силах, чем дети, которых воспитывали авторитетные родители.

На основании чего можно предположить, что для того чтобы вырасти уверенным в своих силах и автономным, ребенку требуется значительный контроль и защита бдительного родителя.

  • Для невовлеченных родителей характерны как низкий уровень заботы о воспитании, так и низкий уровень контроля.

Такие родители не придерживаются каких-либо стандартов воспитания и не контролируют своих детей. Они свободны от обязательств, связанных с исполнением родительской роли, и эмоционально отстранены от своих детей.

Такая отчужденность оказывает сильное влияние на детей: они страдают от низкой самооценки и повышенной агрессии и плохо контролируют свои импульсы. Чем раньше родители перестают заботиться о ребенке, тем больший ущерб ему наносится.опубликовано econet.ru.

Линда Берг-Кросс из книги «Терапия супружеских пар»

Остались вопросы — задайте их здесь

Источник:
КОНФЛИКТЫ из-за ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Мужья и жены часто имеют разные ценности и придерживаются разных теорий о воспитании детей
http://econet.ru/articles/182860-konflikty-iz-za-vospitaniya-detey

Семейное воспитание бывает конфликтным если родители

Семейное воспитание бывает конфликтным если родители

Под семейным конфликтом понимается возникшая ситуация неразрешенного противоречия, в которой члены семьи испытывают острые эмоциональные переживания, находятся в состоянии психологического дискомфорта и пытаются решить возникшую проблему односторонне, бескомпромиссными путями и методами.

Конфликт, как правило, порождается целым комплексом причин. Но по ведущему, основному мотиву, конфликты можно сгруппировать, положив в основу их возникновения следующие причины:

• эгоизм одного или обоих супругов;

• завышенные материальные потребности одного или обоих супругов;

• завышенная самооценка одного или обоих супругов;

• несовпадение представлений супругов о роли мужа, жены, матери, отца, главы семьи;

• неумение супругов общаться друг с другом, с родственниками, с друзьями и знакомыми;

• несовпадение взглядов на ведение домашнего хозяйства;

• несовпадение взглядов на воспитание детей;

• различие в типах темпераментов супругов и неумение учитывать это во взаимоотношениях.

Различают конфликты конструктивные (в результате их разрешения отыскивается взаимоприемлемое решение проблемы) идеструктивные (сохраняются напряженность, сознание неизбежности дальнейших конфликтов, досада).

Конфликт в отношениях родителей и детей крайне редко возникает случайно и внезапно. Сама природа позаботилась об их взаимной привязанности, выдав им своеобразный аванс в чувстве любви, потребности друг в друге. Конфликт – жесткое столкновение, эмоциональная агрессия, болевой синдром отношений. А боль в организме, как известно, – сигнал бедствия, физиологический «крик» о помощи.

В своем развитии конфликт проходит несколько этапов: возникновение, становление, зрелость, преобразование. Каждый этап предполагает свою логику поведения участников конфликта. Существуют и общие рекомендации для снятия остроты конфликта, для его прекращения, а возможно – для предотвращения. Например, рекомендуется не сосредоточиваться на обсуждении того, кто прав, кто виноват, и на личных качествах друг друга, а спокойно анализировать именно внешнюю, предметную сторону ситуации, стараясь не перейти ту черту, эмоциональную грань, за которой конфликт может стать необратимым; иногда помогает привлечение объективных «судей»; всегда полезно отделить суть проблемы от ее эмоциональной окраски; заслуживает похвалы попытка прийти к компромиссу.

Особое воспитательное значение в семье имеет авторитет взрослых. Некоторые родители, у которых возникают проблемы с воспитанием детей, иногда склонны думать, что авторитет дается от природы, что авторитет – это особый талант и, если его нет, то с этим нужно примириться. Эти родители глубоко ошибаются. Авторитет может стать достоянием каждой семьи, важно, чтобы он строился на истинно приоритетных основаниях: требовательности и доброте, открытости и соучастии во всех делах, доверии и ответственности, внимании к детям и их жизни.

Но, к сожалению, встречаются родители, которые строят свой авторитет на ложных основаниях. Психологи и педагоги называют его ложным авторитетом. К числу ложных авторитетов, которых следует остерегаться, относят:

«авторитет подавления» – родители по каждому поводу раздражаются, при всяком удобном и неудобном случае хватаются за ремень, на каждый вопрос ребенка отвечают грубостью, каждую его вину сопровождают наказанием. Такой метод вынуждает детей держаться подальше от родителей, порождает детскую ложь и человеческую трусость и в то же время воспитывает в ребенке жестокость;

«авторитет расстояния» – существуют родители, которые убеждены, что детей следует держать на расстоянии, поменьше с ними разговаривать, изредка только выступая перед ними в качестве начальства: у них своя жизнь, свои интересы, свои мысли, о которых дети не должны знать;

«авторитет чванства» – подобный авторитет строится на представлении некоторых родителей, что они самые заслуженные, самые главные и важные, и это они демонстрируют на каждом шагу всем и в том числе – своим детям. Они без конца толкуют о своих достоинствах и высокомерно относятся к другим людям – неудивительно, что такое поведение повторяют их дети;

«авторитет педантизма» – некоторые родители уверены в том, что дети должны выслушивать каждое их слово с трепетом, и ведут себя с детьми как бюрократы. Они больше всего боятся, чтобы дети не подумали, что они могут ошибаться. Как бы родители ни были неправы, они все равно настаивают на своем: сказали – значит, так и будет;

«авторитет резонерства» – в этом случае родители буквально заедают ребенка бесконечными поучениями и назидательными разговорами, так как они уверены в том, что в поучениях заключается главная педагогическая мудрость. Родители изо всех сил стараются быть добродетельными и непогрешимыми, однако эмоциональная жизнь ребенка протекает сама собой, без их участия;

«авторитет любви» – это самый распространенный и очень коварный вид ложного авторитета. Нежные слова, ласки, бесконечные признания в любви сыплются на детей в избыточном количестве. Родители ревниво следят за выражением детских глаз и буквально требуют любви и нежности. Если ребенок не слушается, то у него спрашивают, почему он не любит родителей. Такая семья погружается в море сентиментальных чувств и уже ничего другого не замечает. Ребенок же с малых лет начинает понимать, что к людям можно приспосабливаться, подыгрывать им и извлекать из этого выгоду, – в результате он приучается к интригам и манипулированию чужими чувствами;

«авторитет доброты» – в этом случае родители пытаются добиться детского послушания с помощью своей уступчивости и мягкости; им кажется, что дети будут любить их именно за эти качества. Они предстают перед ребенком в образе доброго ангела, который готов жертвовать чем угодно, только бы все было благополучно. Они все разрешают детям, им ничего не жаль. Очень скоро в такой семье дети начинают командовать, добиваясь своими капризами исполнения любых своих желаний. Иногда родители пытаются оказать небольшое сопротивление, но чаще всего это уже не дает никакого результата;

«авторитет дружбы» – дружба между родителями и детьми является великим воспитательным средством, если она не достигает крайних пределов, с которых начинается обратный процесс. В таких семьях дети начинают потешаться над старшими, над родителями, поучать их на каждом шагу, упрекать, что они все делают не так, как надо. Однако в таком случае дружба рано или поздно пропадает, так как она невозможна без взаимного уважения;

«авторитет подкупа» – в этом случае послушание просто покупается подарками или посулами, что развращает детей, делает их лицемерными и меркантильными. Дети рассказывают о своих делах только в выгодном для них свете, чтобы родители оплатили их хорошие поступки, – негативное они утаивают, становясь все более неискренними и расчетливыми.

Источник:
Семейное воспитание бывает конфликтным если родители
Семейное воспитание бывает конфликтным если родители Под семейным конфликтом понимается возникшая ситуация неразрешенного противоречия, в которой члены семьи испытывают острые эмоциональные
http://studfiles.net/preview/3648511/page:45/

Семейные «педагогические» конфликты

Воспитание и обучение индивида начинается с первых дней его жизни. Первичная социализация происходит в семье и в детских дошкольных учреждениях.

В формировании социально значимых качеств личности особенно велика роль семейного воспитания. В семье ребенок усваивает основы социального взаимодействия, получает представление о семейных статусах и ролях, узнает, «что такое — хорошо, а что такое — плохо». Поэтому индивид, не прошедший этапа семейной социализации, впоследствии может испытывать сложности в исполнении тех или иных социальных ролей.

Основными педагогами (воспитателями) ребенка в семье являются родители и другие ближайшие родственники. В семье закладываются фундаментальные мотивационные установки, формируются основы семейных гендерных ролей. Семья дает ребенку имя, отчество, фамилию, включает его в свою родословную. Социальное положение родителей определяет первичный социальный статут ребенка. Образ жизни родителей способствует формированию у него определенных ценностных ориентаций и жизненных приоритетов. В семье формируются важнейшие социальные качества индивида — его первичная социальная сущность.

Необходимо иметь в виду, что в младенческом и раннем детском возрасте психика ребенка только формируется, он не обладает способностью к самостоятельному анализу («фильтрации») поступающей извне информации. В этот период ребенок усваивает социальные нормы, ценности и правила поведения преимущественно подсознательно. Неосознаваемое восприятие наиболее глубинное и основательное. Усвоенные в раннем детстве социальные нормы закладывают основы психики индивида. Поэтому педагоги-психологи считают, что формирование основ личности происходит в первые пять лет жизни ребенка.

Весьма важными аспектами семейной социализации являются такие факторы, как эмоциональная близость, теплота, ласка, забота, доверительные отношения между родителями и детьми. Если ребенок воспитывается в неблагополучной семье или его воспитанию не уделяется должного внимания, то это может наложить негативный отпечаток на всю его последующую жизнь. Например, когда между родителями нет взаимопонимания, искренности в отношениях, а возникающие конфликты и способы их разрешения носят деструктивный характер, ребенок воспринимает это как должное, и «груз» неразрешенных «родительских» проблем будет преследовать индивида в его последующей жизни.

Можно выделить следующие виды семейных педагогических конфликтов:

  • 1) между родителями (между родителями и прародителями) по поводу форм и методов воспитания ребенка;
  • 2) между родителями из-за того, что один из них не уделяет достаточного внимания воспитанию ребенка;
  • 3) между родителями и школьными педагогами по поводу воспитания (поведения) ребенка;
  • 4) между родителями и детьми (конфликт «отцов и детей»);
  • 5) между родителями и государственными органами, обусловленные тем, что родители не занимаются воспитанием ребенка.

Первый вид конфликтов может быть обусловлен тем, что сами родители (прародители) воспитывались в различных социокультурных условиях и имеют разные точки зрения относительно форм и методов воспитания. Такие конфликты, особенно если они происходят в присутствии детей, оказывают весьма негативное влияние на процесс воспитания. Во-первых, рассогласованность «педагогов» в нормах и ценностях затрудняет формирование у ребенка достаточно устойчивой внутренней ценностно-нормативной системы. Во-вторых, имеющиеся разногласия в предъявляемых требованиях могут стать причиной и предлогом для их невыполнения, а в дальнейшем трансформироваться в «механизм» манипуляции родителями.

Конфликты второго вида могут иметь как объективные, так и субъективные причины. Первые не вполне зависят от самого родителя (например, один из родителей вынужден значительную часть времени тратить на то, чтобы обеспечить материальный достаток семьи); вторые — являются одним из проявлений индивидуального эгоизма.

Конфликты третьего вида могут иметь следующие основания: а) педагоги обвиняют родителей в «неправильном» воспитании или в недостаточном внимании к проблемам воспитания ребенка; б) родители обвиняют педагогов в «неправильном» воспитании детей или в предвзятом отношении к своему ребенку;

в) взаимные обвинения педагогов и родителей по поводу воспитания ребенка.

Более сложными и динамичными являются конфликты между родителями и детьми. Дело в том, что в своем развитии ребенок последовательно проходит несколько возрастных стадий, каждая из которых требует особого подхода и определенного уровня педагогических знаний у воспитателей. Особенно сложным в плане воспитания является подростковый возраст. В этот период ребенок начинает подвергать критическому анализу ранее «незыблемый» авторитет родителей, ищет и находит новые референтные группы, старается самоутвердиться, в том числе и через конфликты с родителями.

Наиболее драматичны по своей сути и последствиям конфликты между родителями и государственными органами, обусловленные тем, что родители не занимаются воспитанием ребенка. Можно выделить несколько основных причин таких конфликтов: а) низкий уровень материального обеспечения семьи;

б) физическое, психическое нездоровье родителей; в) значительные отклонения в нормах, ценностях, методах воспитания со стороны родителей; г) нежелание родителей заниматься воспитанием детей (индивидуальный эгоизм, пьянство, наркотическая зависимость родителей и др.). Нередко такие конфликты заканчиваются лишением родителей родительских прав.

Источник:
Семейные «педагогические» конфликты
Воспитание и обучение индивида начинается с первых дней его жизни. Первичная социализация происходит в семье и в детских дошкольных учреждениях. В формировании социально значимых качеств личности
http://studref.com/315387/psihologiya/semeynye_pedagogicheskie_konflikty

COMMENTS