Семейное самоопределение личности

Личностное самоопределение

Самоопределение — это процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы. [1]

Результатом самоопределения является осознание своих целей, жизненных планов, общественных требований и их сопоставление [2]

Большое развитие получило это определение в работах С. Л. Рубинштейна [3] . Он раскрывает идею активности субъекта самоопределения. Для Рубинштейна самоопределение заключается в самодетерминации, то есть собственной активности субъекта, так как человек сам сознательно определяет свое отношение к миру, в котором существует. Личностное самоопределение является нахождением уникального образа «Я», постоянным развитием этого образа и его утверждением среди окружающих.

Многообразие и сложность процесса самоопределения приводит к тому, что выделяют различные виды самоопределения. В основном, выделяют три вида: жизненное, профессиональное и личностное [4] . Жизненное самоопределение выражается в выборе и реализации социальных ролей, жизненного стиля и образа жизни, а личностное — в нахождении индивидуальности собственного Я и его утверждении среди окружающих [5] . Профессиональное самоопределение — это самостоятельное, осознанное и добровольное построение, корректировка и реализация профессиональных перспектив.

Личностное самоопределение — это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев становления личности и дальнейшая действенная реализация себя на основе этих критериев. [6]

М. Р. Гинзбург предложил одну из наиболее проработанных концепций самоопределения личности, в которой он рассматривает два компонента: ценностно-смысловой и активно-деятельностный [7] . В основу рассмотрения понятия самоопределения автор кладет представление о двойственной сущности человека, который живет в двух плоскостях: ценностно-смысловой и материально-временной. В материально-временной плоскости человек реализует свои ценности и смыслы. Эту схему автор дополняет тремя компонентами: прошлым, настоящим и будущим, используя понятие «жизненное поле личности».

Жизненное поле личности — это «совокупность индивидуальных ценностей и смыслов и пространства реального действования — актуального и потенциального, охватывающего прошлое, настоящее и будущее». Иными словами, в этом поле представлены личностные смыслы и три временные категории. Психологическое прошлое содержит в себе опыт, психологическое настоящее — возможности для самоопределения, а психологическое будущее — проект, идеальное видение себя, которое мотивирует и придает ценность психологическому настоящему. В этой концепции самоопределение рассматривается как самостоятельное выстраивание человеком своего жизненного поля. Переход от старшего подросткового возраста к юношескому является основным для возникновения психологического процесса личностного самоопределения. Основные характеристики включают в себя:

  1. Потребность в личностном самоопределении является потребностью в формировании смысловой системы, которая отражает представления о себе и о мире;
  2. Личностное самоопределение направлено в будущее;
  3. Личностное самоопределение в большей мере связано с выбором профессии, но не сводится к нему. Л. И. Божович отмечает «двуплановость» личностного самоопределения, которая заключается в том, что, с одной стороны, является определением будущей профессии и планированием дальнейшей жизни, а с другой — поисками смысла своего существования [8]

Идентичность — осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний.

1) Идентификацию со значимыми другими, в ходе которой идет принятие ценностей значимых других, например, родителей.

2) Интериоризацию мнений, которые высказывают другие люди о себе. Таким образом, идет принятие их мнений и отражения на себя.

3) Самоопределение как процесс принятие решений относительно себя, своих целей, качеств и ценностей. Этот процесс начинается во время кризиса идентичности и приводит к ее формированию.

Идентичность является результатом процесса самоопределения.

Самоопределение и формирование идентичности является основной задачей подросткового возраста.

«Центральный психический процесс переходного возраста — развитие самосознания. Периодом возникновения сознательного я, как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст» [10] . Перестройка самосознания связана не только с развитием когнитивных способностей, но и с появлением у подростка новых вопросов к себе и новых точек зрения и углов, с которых он себя рассматривает.

По Э. Эриксону, до подросткового возраста происходят определенные кризисы и идентификации [11] . Эти предшествующие подростковому возрасту детские идентификации составляют психологическое прошлое, а формирующаяся идентичность — психологическое настоящее и будущее. При рассмотрении личностного самоопределения М. Р. Гинзбург предлагает отказаться от рассмотрения психологического прошлого, поскольку «для подростка прошлое (ребенок) снято в настоящем, то связи «прошлое-будущее» фактически переносятся на связи «настоящее-будущее, то есть в настоящем присутствует и настоящее и прошлое» [7] . Психологическое настоящее включает в себя два компонента: самопознание, относящееся к ценностно-смысловой плоскости, и самореализацию — воплощение ценностей в реальной деятельности.

Психологическое будущее играет большую роль в мотивации. В зависимости от того, каким представляется будущее подростку, оно может либо приобретать ценность и мотивировать, либо обесценивать настоящее и демотивировать. В юношеском возрасте важную роль играет выбор будущей профессии. Молодой человек готовится к тому, чтобы занять свое определенное место в обществе. Он проецирует видение себя как профессионала в будущее, делает это будущее наполненное смыслом и определенностью. При невозможности совершения этого выбора будущее кажется неопределенным и бессмысленным. Кроме этого, важной характеристикой психологического будущего во временной плоскости является его прогнозируемость. Это значит, насколько оно кажется планируемым или случайным. Наличие плана достижения целей и знаний, какие средства для этого необходимы, делают будущее организованным и структурированным.

На то, как будет протекать процесс самоопределения и формирования идентичности в юношеском возрасте во многом влияет прошлый опыт, в частности некоторый факторы:

Кроме этого? в ходе исследований было выяснено, что и личностные характеристики играют роль при определении пути развития идентичности. [13] Достигнутая идентичность коррелирует с высоким уровнем самоуважения. Статус преждевременной идентичности связан с низким уровнем тревожности, а статус моратория — с высоким. Это вполне логичный вывод, так как мораторий характеризуется наличием кризиса и субъективным переживанием неопределенности и фрустрации.

Процесс самоопределения в подростковом возрасте протекает в ценностно-смысловой сфере и требует определение своих ценностей и смысла своего существования и в активно-деятельностной сфере и требует планирования своих действий и включенности в социальную жизнь.

Источник:
Личностное самоопределение
Самоопределение — это процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Каждый человек осуществляет в своей жизни в той или иной степени разные виды самоопределения: профессиональное (определяет себя как профессионала), личностное (определяет себя как личность), семейное (определяет себя как член семьи) и т.д.

Попытаемся выделить признаки, этапы любого самоопределения:

– установление человеком своих собственных особенностей, черт, качеств, возможностей, способностей;

– выбор человеком критериев, норм оценивания себя, «планки» для себя, точки отсчета, координат на основе системы идеалов, ценностей: что надо для социума, чего от меня ждут, что из этих требований социума я принимаю для себя;

– определение своих наличных уже имеющихся к сегодняшнему дню качеств, соответствующих требуемым нормам, принятие или непринятие себя: соответствую ли я на сегодняшний день этим нормам, что я могу сделать сегодня, какова сегодня моя личность и др;

– предвосхищение своих завтрашних потенциальных качеств, соответствующих требуемым нормам, принятие или непринятие себя как соответствующего нормам в ситуации завтрашнего дня: что я могу сделать завтра, каким я могу стать завтра как личность, как профессионал;

– построение своих целей, задач, планов (близких, сред-неотдаленных, отдаленных) для развития у себя необходимых качеств, для принятия себя: чего я хочу и как я намерен действовать;

– пересмотр человеком применяемых им критериев и оценок, ибо изменяются ценности, менталитеты в самом обществе, и сам человек выбирает разные из них на различных этапах своего развития;

– пересамоопределение – человек заново принимает или не принимает себя, затем цикл может возобновляться. Косвенным свидетельством продолжающегося процесса самоопределения (и пересамоопределения, смены ценностей) человека являются внешние изменения, которые человек осуществляет в своей жизни – меняет профессию, круг знакомых, образ жизни, религиозные установки и др.

По сути процесс самоопределения длится у достаточно зрелого человека всю жизнь: человек ищет ответы на вопросы – кто я есть, зачем я живу, чего могу добиться, чем я могу помочь своим близким, своей стране, в чем мое индивидуальное предназначение и др. Эти потребности самоопределения, связанные с поиском смысла жизни, желательно стимулировать, помогая человеку в этом начиная с дошкольного возраста, хотя есть и взрослые люди, которые редко задумываются или совсем не задумываются над этими вопросами.

В самоопределении человек сливает в единую смысловую систему обобщенные представления о мире и обобщенные представления о себе самом, определяя смысл своего существования. Самоопределение нельзя сводить к самосознанию человека, ибо, как отмечается (11, с. 67), можно осознавать себя, но не подняться до уровня соотнесения того, что я могу и что от меня требуется, не приходить к действенному выводу. Потребность в самоопределении, его уровень зависят от среды, системы отношений, в которой находится человек (в какой мере среда стимулирует подобные размышления) и от зрелости личности, готовности, мотивации человека. Кроме потребности в самоопределении надо владеть еще способностями к самоанализу, приемами включения себя в более общий социальный контекст.

Самоопределение – это сложный, многоступенчатый процесс развития человека, его структурными элементами являются разные виды самоопределения –личностное, социальное, профессиональное и др. Эти виды самоопределения постоянно взаимодействуют. В одних случаях они предшествуют одно другому, например, личностное самоопределение может предшествовать и способствовать профессиональному, чаще всего они происходят одновременно, меняясь местами как причина и следствие. Жизненное самоопределение, возможно, лежит в основе других и начинается с первого дня жизни как выполнение человеком своего предназначения.

Рассмотрим отдельные виды самоопределения (табл. 6).

Жизненное самоопределение – это определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация себя на основе этого самоопределения.

Личностное самоопределение – это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев становления личности и дальнейшая действенная реализация себя на основе этих критериев. Например, если человек считает, что критериями личности являются способность к саморазвитию, социальная ответственность и др., то он и себя самоопределяет с точки зрения этих критериев. Если человек считает другие критерии важными для личности, например, построение новых смыслов, смыслотворчество, то он соответственно и себя оценивает под этим углом зрения. В последнее время появляется много новой литературы о качествах личности современного человека в быстро меняющемся мире, и у каждого думающего человека появляется широкий выбор для уточнения критериев личностного самоопределения.

Социальное самоопределение– это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев принадлежности к определенной сфере общественных отношений и определенному социальному кругу, ограничение себя некоторым кругом профессий. Например, человек, еще не выбрав точно профессию, осуществляет социальное самоопределение, решая для себя, что это будет профессия в сфере умственного труда.

Профессиональное самоопределение – это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно и себя оценивает с этих позиций, другой человек полагает, что критерием профессионализма являемся индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение своей личности средствами профессии, соответственно он иначе с этой более высокой «планки» себя самоопределяет и далее самореализует.

Профессиональное самоопределение начинается с выбора профессии, но не заканчивается на этом, ибо человек в течение жизни сталкивается с непрерывной серией профессиональных выборов (в ходе профессионального обучения, при специализации, при определении путей повышения квалификации и творчества, при потере работоспособности или работы и др.).

Источник:
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
http://www.p-lib.ru/pedagogika/markova-psihologiya-professionalizma/professionalnoe-i-lichnostnoe-samoopredelenie.html

Самоопределение личности, детские ошибки взрослых людей

Самоопределение личности, детские ошибки взрослых людей

Последнее обновление: 28.02.19

Самоопределение личности и детские ошибки самосознания взрослых людей

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ отвечает на такие вопросы:

Самоопределение личности: понятия, схемы образования и значение

Самоопределение личности, условно, можно разделить на два больших периода:

1. Формирование личности, — когда в сознании человека закладывается центр – самосознание личности — его «Я».

Здесь, буквально, самоопределение личности сводится к вычленению личности ребёнка из окружающих людей – большого и малого социума, и из окружающего мира, как такового.

2. Самоопределение личности в процессе своей взрослой жизни. Когда сформированная личность поддерживает саму себя, в процессе собственного развития, и давления на себя, в различных социальных и природных отношениях и связях.

То есть, самоопределение личности, как процесс, состоит из того, что, вначале своего пути, личность определяется с вопросом: Кто «Я»?

А далее, до своего скончания, постоянно сверяется и отстаивает, защищает свою личность, говоря себе и людям: Я — это «Я»!

Думаю, что такое определение понятия «самоопределение личности», будет наиболее верным.

Ибо определяет и показывает суть процесса развития личности. А именно: её попытки жить, отвечая на сущностные вопросы своей жизни:

— Почему я такой, а не иной? – и тому подобное, связанное, именно, с самоопределением личности человека.

Самоопределение личности и её сознание и самосознание

Конечно, с учётом развитости сознания и самосознания человека, всегда нужно учитывать такой фактор, как уровень самосознания личности.

То есть, насколько личность ОСОЗНАННО участвует в формировании и развитии своего самосознания:

– является ли она больше марионеткой обстоятельств и других людей;

— или она обладает, относительной, конечно, самостью и самодостаточностью в самоопределении своей личности – себя и своей жизни, по сути.

Иначе говоря, нужно учитывать, что:

— есть значительная часть людей, притом в любом социуме, самоопределение личности, которых, сведено к воздействию на них других людей и условий их жизни.

Хотя, таков уж механизм самосознания, что им кажется, что это их мысли, представления, и прочее, — что это они сами определяют свою личность и жизнь.

— наряду с этим, есть и не менее значительная часть социума, которая контролирует своё самосознание. Именно, как личность, относительно независимая от других людей, которая, буквально, старается жить «своим умом».

Согласитесь, что, это «две большие разницы: Или СЧИТАТЬ, что, «Я – сам по себе», или, действительно, БЫТЬ самоопределяемой личностью. То есть, самоопределение личности — это не единое лекало для всех людей.

Очевидно, что, от того, какая личность, в том числе, и как она сама себя определяет в этом мире, значительно зависит: и кто она есть в социуме и в мире, и кем она реально себя видит, и как живёт.

Типичные ошибки в самоопределении личности – детские болезни взрослой личности

Самоопределение личности, как было сказано выше, – это процесс формирования и поддержания самоосознания личности, на том уровне и в том качестве, которое и задаётся её «Я».

А, отсюда, как правило, все сущностные и даже второстепенные свойства конкретной личности задаются данной её жизнью, буквально, с рождения. Как говорится: «Все мы родом из детства», — в том числе, и наши ошибки самоопределения личности.

Вот, некоторые из них, наиболее типичные и характерные, как ошибочное самоопределение личности:

Ошибка самоопределения личности: Мне кто-то что-то должен или, наоборот, – никто никому ничего не должен

Адекватное сознание, начиная с детства, должно формироваться в русле объективной истины:

— Социум, и большой и малый, например, семья, как и любые отношения людей, не могут быть нормальными за рамками долженствования и обязанностей.

Ибо, на отношениях долга и обязанностей, собственно, построено и государство, и общество, и жизнь любого человека.

Более того, очевидно, что проблемы в этих образованиях, и начинаются, когда происходят нарушения этих отношений обязанностей и долженствования.

В рамках темы самоопределения личности, какие здесь бывают ошибки или отклонения:

1. Самоопределение личности может выстроено таким образом, что она хорошо понимает права и обязанности относительно себя. Но не считает или не желает выполнять это относительно других.

К сожалению, такое детское самосознание присуще многим взрослым людям: Мне (все) должны, а я никому ничего не должен.

И это бывает не только от неправильного воспитания, но и как вполне осознанное самоопределение личности.

То есть, личность считает, что ей «все должны и обязаны». А она: или вообще никому ничего не должна, или только тогда, когда ей это выгодно, или, даже, по настроению;

2. Личность плохо понимает круг своих обязанностей или не имеет нравственных критериев и ценностей, чтобы испытывать чувство долга.

Это наиболее распространено и заметно в такой сфере отношений, как межличностные, близкие – любовно-семейные или дружеские отношения.

Очевидно, что большинство проблем в отношениях мужа и жены, родителей с детьми, отношений с родственниками, возникают на почве не урегулированности в сфере долженствования и обязанностей в этих отношениях.

Самоопределение личности, ошибка: меня должны любить

В последнее время, лозунг: Полюбите себя, и другие вас начнут любить, — прямо, стал девизом многих женщин и мужчин.

Между тем, в жизни всё обстоит с точностью до наоборот. Как и во все «старые добрые времена»: люди не любят тех, кто явно и демонстративно проявляет любовь к себе.

Ибо это явный признак, что, такой человек никогда и ничем не поступится «ради себя, — любимого». В том числе, никогда не полюбит, по-настоящему, любого другого человека.

Нормальному человеку, для адекватной жизни среди людей, достаточно иметь ту любовь к себе, которая заложена в его природной сущности, — как у животного существа, и как у человека, наделённого самосознанием.

Ошибка самоопределения личности, здесь, в том, что: личность считает, что её должны любить «просто так, — за то, что я такая хорошая». Между тем, людей любят ТОЛЬКО ЗА ЧТО-ТО и зачем-то, даже, не всегда понимая этого.

То есть, если вас «никто не любит», то это всего лишь обозначает, что вас не за что и незачем любить. Во всяком случае, с точки зрения человека, с обратной стороны отношений.

Адекватное самоопределение личности в том и состоит, чтобы понять, почему так обстоят дела относительно вашей личности, и постараться это исправить.

«Мир полон добрых людей», «просите, — и вам помогут» — ошибочное самоопределение личности

Собственно, такая ошибка самоопределения себя в этом мире, состоит в том, что: личность питает иллюзии относительно самой жизни, и тех людей, которые вокруг неё.

Нужно уяснить простую жизненную истину: Люди, даже близкие, стараются жить по принципу «Ты мне, — а я тебе».

То есть, бескорыстие – конечно, — это высокая нравственная норма человеческого общежития. И оно просто необходимо в отношениях людей.

НО, бескорыстием нельзя злоупотреблять, притом ни «дающему», ни «берущему».

Ибо первого заподозрят в чём-то нехорошем, типа: Что это он строит из себя благодетеля? А «берущий» будет уличён, как, извините, «халявщик».

Кроме этого, это будет ошибочное самоопределение личности, считать, что: «мир прекрасен и добр».

Да, конечно: «В мире, пока, Добро побеждает Зло». Но не всегда и не везде, и не с таким перевесом, как большинству людей хотелось бы.

То есть, грубо говоря, личность должна иметь представление о «изнанке жизни», и быть готова противопоставить себя Злу, в любом виде.

Самоопределение личности: не думайте и не делайте так

А вот, ещё ошибки при самоопределении личности, не столь существенные, но тоже способные испортить жизнь человека:

Некоторые люди не понимают, что слова, пусть даже самые красивые и правильные, должны подкрепляться делами, поступками, отношениями.

То есть, и, что особенно важно в отношениях людей между собой, нужно самоопределиться: слова – это для понимания вас и ваших намерений. И, вообще-то, слова – это абстракции, по своей сути.

А вот ваши конкретные телодвижения – это, уже, проявление вашей сути, или сути отношения к вам.

То есть, не нужно быть в роли наивной девушки, вечно попадающей на красивые слова о любви, чтобы потом не плакать: Говорил, что любит, а когда дала, — бросил.

Ошибка самоопределения личности: Хотела, как лучше, а получилось плохо

Личность должна понимать, что её, её жизнь и её отношения, люди более склоны оценивать по результатам её телодвижений, а не по её намерениям.

То есть, не важно, что вы, выходя замуж или женясь, хотели сделать всех счастливыми. Важно, это: сделали или не сделали.

«Нужно думать и надеяться, что всё будет хорошо, и всё так и будет!» – это ещё одна ошибка в самоопределении личности.

Сюда, даже приплетают целую теорию о мыслеформах и словоформах, типа: Думайте о хорошем, и эти мысли непременно воплотятся в жизнь. Конечно, это — полная чушь.

Такое самоопределение личности приводит к тому, что она, думая только о хорошем, оказывается не готовой «к плохому сценарию развития событий». И всякое «не хорошее», часто, у неё вызывает прямо-таки ступор.

Значительно лучше и, главное, адекватнее, когда человек старается просчитать все варианты развития своей жизни: и хорошие, и плохие.

И, тогда, он радуется успеху и хорошему, но и не пасует перед поражением, плохим, продолжая свою жизнь «в поисках лучшей доли».

Ошибочное самоопределение личности: я умный – я умнее других; я лучший – я лучше других

Конечно, это объективная реальность жизни людей: кто-то из них умней, кто-то лучше, а кто-то хуже.

Но, вопрос правильного самоопределения личности, здесь, не в этом, а в том, что:

— Человеку, определить свой ум и умность другого человека ОЧЕНЬ сложно. Поэтому самое умное-разумное ВСЕГДА предполагать, что есть другие умные люди и люди умнее вас.

В том числе, среди тех, кто ниже вас на социальной лестнице, беднее, и так далее. Считать, что: Раз ты такой умный, то почему такой бедный? – это полное духовное убожество зажравшегося нувориша.

— Ещё сложнее определить, чья личность лучше, а чья хуже. Ибо, каждый человек рождён БЫТЬ человеком, и каждый имеет в этом мире свою судьбу и предназначение, а главное: своё счастье и своё горе.

И «от сумы и от тюрьмы не зарекайся», и «богатые тоже плачут».

В общем, здесь, самое оптимальное самоопределение личности: не считать себя ни лучше, ни хуже, любого другого встречного-поперечного человека.

А уж кто лучше, а кто хуже, пусть другие люди разбираются, если им это интересно. Или жизнь всех расставит на свои места.

А какие ошибки в самоопределении личности, добавили бы вы, в этот список?

Источник:
Самоопределение личности, детские ошибки взрослых людей
Самоопределение личности – это процесс формирования и поддержания самоосознания личности, на том уровне и в том качестве, которое и задаётся её «Я».
http://love-family-life.info/samoopredelenie-lichnosti/

Самоопределение: трактовка понятия

Говоря о самоопределении, наверное, стоит начать с трактовки этого понятия. Самоопределение – это тяжелый процесс становления человека, осознанный выбор своего предназначения в общественной жизни.

Абсолютно каждый человек в своей жизни определяет свое место в семье, на работе, а также находит себя как индивидуальность. В зависимости от места, где проявляет себя человек, выделяют следующие виды самоопределения: семейное, профессиональное и личностное.

На самом деле процесс самоопределения у человека длится всё то время, которое человек проводит в социуме. Каждый день мы не перестаем задумываться над вечно существующими вопросами – такими как: зачем я живу, что особенного я могу сделать.

В психологии принято выделять следующие типы определения, зависящие от сферы в которой они реализуются:

  • Жизненная самоидентификация.
  • Профессиональная самоидентификация.
  • Личностная самоидентификация.
  • Социальная самоидентификация.

Каждый из этих видов в принципе не существует в природе в чистом виде. Они неразрывно связаны между собой. Попробуем разобраться с каждым из них.

Начнем с такого понятия, как профессиональное самоопределение личности. Это определение человеком себя посредством сравнения с другими людьми, которые работают в этой сфере. Но стоит отметить, что у каждого человека эти критерии различны. Кто-то считает этим критерием просто владение той или иной профессией, другие – творческий подход к выполнению своих обязанностей.

Свое профессиональное самоопределение человек начинает с простого, казалось бы, дела – с выбора профессии, в которой он будет развиваться; но на этом оно не заканчивается. А все потому, что на протяжении всей своей жизни человек обучается, получает новые знания, компетенции. Следовательно, он профессионально развивается, расширяет свои профессиональные навыки.

Разбираясь с профессиональной самоидентификацией, нельзя не упомянуть про типы и уровни профессионального самоопределения. Выделяют следующие типы самоопределения:

  • В конкретной трудовой функции.
  • На конкретном трудовом посту.
  • На уровне конкретной специальности.
  • В конкретной профессии.
  • Вливание в культуру.
  • Присоединение к своей профессии.
  • Привыкание к специальности.
  • Соответствие своей должности и трудовому посту.
  • Выполнение конкретных трудовых задач.

Пройдя все эти типы и уровни профессионального самоопределения, человек сможет до конца определиться со своей профессией.

Профессиональное и личностное самоопределение тесно связаны друг с другом. Ведь развиваясь профессионально, невозможно не развиваться личностно.

Личностно самоопределившейся натурой называют человека, который определил себя относительно присущих данному обществу критериев, показывающих процесс образования у человека особенных качеств.

Пожалуй, личностное самоопределение является одним из самых важных процессов. Это обусловлено тем, что самоопределение не может существовать без устойчивых личностных характеристик. Любому человеку, который сталкивался с психологией, известны такие понятия, как локус контроля, ответственность и поле независимости. Все это напрямую влияет на самоопределение.

Неотъемлемой частью личностного самоопределения выступает процесс становления человека в обществе. Этот процесс помогает человеку усваивать общественный опыт, вырабатывать свое «Я», формировать мировоззрение, а также способствует в совершении многих других важных для индивида вещей.

Жизненное самоопределение также неразрывно связано с предыдущими понятиями. Оно подразумевает определение себя как реализовавшегося в жизни человека. Возможно, жизненное самоопределение является основой всего, так как оно начинается с самого рождения человека.

С того момента, как мы появились на земле, мы начинаем выполнять какую-то свою миссию, тем самым реализуем себя. У большинства людей вершина развития жизненного самоопределения приходится на школьные годы, особенно старшие классы. Вспомните себя, ведь чаще всего мы задаемся вопросом о своем предназначение именно во время учебы в школе или в университете. В это время для человека большое значение имеет то, что он может сделать для мира.

Социальное самоопределение тесно переплетается со всеми остальными видами самоопределений. Самоидентификация невозможна без особых качеств: личностных, жизненных и профессиональных. Социальное самоопределение – это определение, которое показывает, в какой степени человек относится к той или иной социальной группе.

Как и у любого процесса, у самоидентификации есть пик развития и кризис самоопределения. Суть кризиса в том, что нарушается гармония между разными составляющими развития, что в свою очередь вызывает противоречия. Самая главная проблема, которая возникает при данном кризисе, – это то, что не каждый человек может вовремя увидеть кризисную ситуацию и найти правильное разрешение инцидента.

Сейчас выделяют большое количество кризисов, связанных с самоидентификацией. Например, такие кризисы, как кризис идентичности, кризис разочарования, кризис, связанный с профессиональным выбором, и многие другие, которые влияют на развитие личности.

Различные изменения в отношении человека к миру и к самому себе неизбежно приводят к конфликту самоопределяющейся личности с миром и с самим собой. Но стоит отметить, что это не всегда носит негативный характер. Немалое число известных людей находилось в таких кризисных ситуациях, но эти люди тем не менее были успешны.

Человек, который самоопределяется в настоящее время, не всегда может найти для себя подлинные мысли, и он старается найти их в других источниках. Зачастую кризисы имеют циклическую форму. Каждый цикл обычно завершается тем, что человек открывает для себя новую истину, что ведет его к мудрости.

Как видно, каждый день мы встречаемся с понятием самоидентификации. Самый главный вывод, который напрашивается здесь, связан с тем, что очень важно самоопределиться в каждой сфере жизни. Ведь если человек не самоопределится в жизни – значит, он не найдет свое место и, следовательно, проживет несчастную жизнь. Таким образом, важность самоопределения не вызывает сомнений. Автор: Ольга Морозова

И самый главный совет

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 30-150 тысяч:

  • >» target=»_blank»>Бесплатное обучение коучингу с нуля: Получайте от 30-150 тысяч рублей!
  • >» target=»_blank»>55 лучших уроков и книг по Счастью и Успеху (скачайте в подарок) »

Источник:
Самоопределение: трактовка понятия
Самоопределение личности — что это такое? Личностное и профессиональное самоопределение.
http://www.grc-eka.ru/eto/samoopredelenie.html

Семейное самоопределение личности

Каждый человек осуществляет в своей жизни в той или иной степени разные виды самоопределения: профессиональное (определяет себя как профессионала), личностное (определяет себя как личность), семейное (определяет себя как член семьи) и т.д.

Попытаемся выделить признаки, этапы любого самоопределения:

— установление человеком своих собственных особенностей, черт, качеств, возможностей, способностей;

выбор человеком критериев, норм оценивания себя, «планки» для себя, точки отсчета, координат на основе системы идеалов, ценностей: что надо для социума, чего от меня ждут, что из этих требований социума я принимаю для себя;

определение своих наличных уже имеющихся к сегодняшнему дню качеств, соответствующих требуемым нормам,

,принятие или непринятие себя: соответствую ли я на сегодняшний день этим нормам, что я могу сделать сегодня, какова сегодня моя личность и др;

предвосхищение своих завтрашних потенциальных качеств, соответствующих требуемым нормам, принятие или непринятие себя как соответствующего нормам в ситуации завтрашнего дня: что я могу сделать завтра, каким я могу стать завтра как личность, как профессионал;

построение своих целей, задач, планов (близких, сред- неотдаленных, отдаленных) для развития у себя необходимых качеств, для принятия себя: чего я хочу и как я намерен действовать;

— пересмотр человеком применяемых им критериев и оценок, ибо изменяются ценности, менталитеты в самом обществе, и сам человек выбирает разные из них на различных этапах своего развития;

• — пересамоопределение — человек заново принимает или не принимает себя, затем цикл может возобновляться. Косвенным свидетельством продолжающегося процесса самоопределения (и пересамоопределения, смены ценностей) человека являются внешние изменения, которые человек осуществляет в своей жизни — меняет профессию, круг знакомых, образ жизни, религиозные установки и др.

По сути процесс самоопределения длится у достаточно зрелого человека всю жизнь: человек ищет ответы на вопросы — кто я есть, зачем я живу, чего могу добиться, чем я’могу помочь своим близким, своей стране, в чем мое индивидуальное предназначение и др. Эти потребности самоопределения, связанные с поиском смысла жизни, желательно стимулировать, помогая человеку в этом начиная с дошкольного возраста, хотя есть и взрослые люди, которые редко задумываются или совсем не задумываются над этими вопросами.

В самоопределении человек сливает в единую смысловую систему обобщенные представления о мире и обобщенные представления о себе самом, определяя смысл своего существования. Самоопределение нельзя сводить к самосознанию человека, ибо, как отмечается (11, с. 67), можно осознавать себя, но не подняться до уровня соотнесения того, что я могу и что от меня требуется, не приходить к действенному выводу. Потребность в самоопределении, его уровень зависят от среды, системы отношений, в которой находится человек (в какой мере среда стимулирует подобные размышления) и от зрелости личности, готовности, мотивации человека. Кроме потребности в самоопределении надо владеть еще способностями к самоанализу, приемами включения себя в более общий социальный контекст.

Самоопределение — это сложный, многоступенчатый процесс развития человека, его структурными элементами являются разные виды самоопределения —личностное, социальное, профессиональное и др. Эти виды самоопределения постоянно взаимодействуют. В одних случаях они предшествуют одно другому, например, личностное самоопределение может предшествовать и способствовать профессиональному, чаще всего они происходят одновременно, меняясь местами как причина и следствие. Жизненное самоопределение, возможно, лежит в основе других и начинается с первого дня жизни как выполнение человеком своего предназначения.

Рассмотрим отдельные виды самоопределения (табл. 6).

Жизненное самоопределение — это определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация себя на основе этого самоопределения.

Личностное самоопределение — это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев становления личности и дальнейшая действенная реализация себя на основе этих критериев. Например, если человек считает, что критериями личности являются способность к саморазвитию, социальная ответственность и др., то он и себя самоопределяет с точки зрения этих критериев. Если человек считает другие критерии важными для личности, например, построение новых смыслов, смыслотворчество, то он соответственно и себя оценивает под этим углом зрения. В последнее время появляется много новой литературы о качествах личности современного человека в быстро меняющемся мире, и у каждого думающего человека появляется широкий выбор для уточнения критериев личностного самоопределения.

Социальное самоопределение — это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев принадлежности к определенной сфере общественных отношений и определенному социальному кругу, ограничение себя некоторым кругом профессий. Например, человек, еще не выбрав точно профессию, осуществляет социальное самоопределение, решая для себя, что это будет профессия в сфере умственного труда.

Профессиональное самоопределение — это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно и себя оценивает с этих позиций, другой человек полагает, что критерием профессионализма является индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение своей личности средствами профессии, соответственно он иначе с этой более высокой «планки» себя самоопределяет и далее самореализует.

Профессиональное самоопределение начинается с выбора профессии, но не заканчивается на этом, ибо человек в течение жизни сталкивается с непрерывной серией профессиональных выборов (в ходе профессионального обучения, при специализации, при определении путей повышения квалификации и творчества, при потере работоспособности или работы и др.).

Источник:
Семейное самоопределение личности
Каждый человек осуществляет в своей жизни в той или иной степени разные виды самоопределения: профессиональное (определяет себя как профессионала), личностное (определяет себя как личность),
http://studfiles.net/preview/1635275/page:10/

COMMENTS