Семейное самоопределение это

Подготовка к семейной жизни как аспект самоопределения

Подготовка к семейной жизни как аспект самоопределения

Признавая большое значение подготовки молодежи к жизни, педагоги, родители, психологи основное внимание уделяют формированию мировоззрения юношей и девушек, выбору ими будущей профессии, специальности. Вопросы «куда пойти учиться?», «как стать хорошим специалистом?» и пр. — центральные в разработке проблемы самоопределения и подготовки молодежи к жизни.

Но есть еще одна очень важная сторона жизни человека — жизнь семейная. Современная семья — самый чувствительный показатель духовного и социального здоровья общества. Семья является сложнейшим социальным объединением, с которым так или иначе связана жизнь каждого из людей. Поэтому один из важнейших аспектов самоопределения взрослеющего человека — формирование его готовности к созданию в будущем собственной семьи. Самоопределение в этой сфере жизни, как и во всех других, — сложный и длительный процесс. Он предполагает, что перед человеком открываются разные возможности самоосуществления, выбора своего пути и в этом направлении.

Супружество предъявляет определенные требования к поведению и поступкам молодоженов, оно в той или иной степени ограничивает индивидуальную свободу, приносит ежедневные хлопоты. И вот этот переход от некоторой необязательности к ответственности не для всех юношей и девушек совершается сразу и безболезненно.

Поэтому один из важных аспектов самоопределения взрослеющего человека — формирование его психологической готовности к созданию своей семьи. Психологическая готовность прежде всего включает в себя осознание юношей и девушкой того, что регистрация брака есть не завершение, а лишь начальный этап на пути создания семьи; понимание того, что счастье семьи во многом зависит от глубины осознания молодыми людьми правовой и нравственной основы брака; и конечно, то, насколько у них развита способность быть по-настоящему любящим, т.е. любить человека ради него самого.

Любовь проявляется в отношении одного человека к другому, предполагает искреннюю заинтересованность в его жизни, заботу, готовность к самопожертвованию. Любовь переживается как особое единение с другим человеком, слияние духовного и телесного.

Такое единение является единственно возможным способом наиболее полного и глубокого познания и понимания другого человека.

Уместно вспомнить предупреждение В. А. Сухомлинского: «Труднейшая страница человеческой мудрости — это постичь умом и сердцем, что значит любить так, чтобы был счастлив тот, кого ты любишь, чтобы счастливым приходил в мир тот, кого порождает любовь. От того, как будут овладевать молодые поколения этой великой мудростью, зависит не только личное счастье. От этого зависит нравственная чистота и счастье всего общества» [25, с. 143].

Создание семьи — личный выбор каждого человека. Но этот выбор требует достаточной личностной зрелости, способности принять на себя ответственность за него. В плане психологической подготовки школьников к семейной жизни, безусловно, полезны и специальные лекции, беседы, и реализация программ по проблемам полового просвещения, воспитания, семьеведения и пр. Но главное — такая подготовка должна заключаться в развитии их личности, повышении уровня их нравственного развития.

Воспитательная работа со старшеклассниками в пору романтических увлечений ранней юности приобретает форму социально-психологической поддержки процесса полового и семейного самоопределения [28]. На что следует в связи с этим обратить внимание родителей и учителей?

Источник:
Подготовка к семейной жизни как аспект самоопределения
Подготовка к семейной жизни как аспект самоопределения Признавая большое значение подготовки молодежи к жизни, педагоги, родители, психологи основное внимание уделяют формированию мировоззрения
http://studme.org/139575/psihologiya/podgotovka_semeynoy_zhizni_aspekt_samoopredeleniya

Самоопределение личности

Каждый день мы помогаем подросткам и взрослым в выборе профессии. Но более научно и точно называть этот процесс помощью в профессиональном самоопределении личности. Начиная с подросткового возраста, человек задумывается – Кто я? Какое мое место в этом мире? Что я собой представляю? Что я могу? Чего я хочу? Самоопределение – довольно сложное понятие. Давайте разбираться.

Самоопределение личности — это сознательный самостоятельный выбор человеком жизненного пути и позиций, которых он придерживается в различных ситуациях. Выбор ценностей, нравственных норм, профессии, религии, условий жизни. В процессе мы отвечаем себе на два вопроса: «Кем быть?» и «Каким быть?».

О самоопределении можно говорить только тогда, когда у человека есть свобода выбора. Еще лет 150 назад у наших прапра…прабабушек и дедушек было мало возможностей свободно выбирать вид деятельности, религию и условия жизни. Да и до сих пор, конечно, мы не может говорить об абсолютной свободе самоопределения. Сложно стать католиком, если родители исповедуют православие. Трудно поступить в Гарвард, если ты родился в малообеспеченной вологодской семье. Но, к счастью, это все же возможно. Как считал знаменитый психолог Сергей Рубинштейн, внешние причины действуют только через внутренние условия. А Уолт Дисней говорил на это: «Все наши мечты могут стать реальностью, если у нас хватит смелости следовать им до конца».

Самоопределение личности обсуждается во всех гуманитарных науках — психологии, философии, социологии, педагогике и пр. Исследователей интересуют разные аспекты выбора.

Даже литература включается в дискуссию о самоопределении. Интересно, что вся литература нового и новейшего времени построена на проблемах персонажей с личностным самоопределением. Евгений Онегин, Жюльен Сорель, Дориан Грей, Илья Обломов, Мадам Бовари, Родион Раскольников, Анна Каренина, Григорий Мелехов, Юрий Живаго — любой персонаж психологического романа испытывает трудности с определением жизненной позиции. О каком самоопределении идет речь в романе «Анна Каренина»? А в «Преступлении и наказании»?

Поэтому рассматривать урок литературы стоит не только с точки зрения расширение кругозора, но и с точки зрения расширения эмоционального опыта подростков. Книга дает возможность моделировать непривычные социальные и психологические ситуации и взвешивать — а как я поступил бы на месте персонажа?

С какого возраста можно говорить о самоопределении? Даже ребенок-дошкольник может сознательно выбирать модели поведения: я буду капризничать для того, чтобы… Но актуальным этот вопрос становится в юношеском возрасте, когда подросток получает всю полноту выбора, а точнее «сталкивается» с ней, потому что уже пора выбирать. Сигналом того, что подросток «самоопределился», становится то, что он сам принимает решения о выборе и несет за них ответственность. То есть, не винит родителей, если что-то пошло не так.

Из всех типов самоопределения для подростка на первый план выходит социальное и внутригрупповое. Он ищет свое место среди сверстников в классе, в спортивной секции или хоре, во дворе.

Самоопределение — это важнейший этап взросления. Самоопределившийся подросток — это значит социально зрелый подросток, готовый к взрослой жизни. Именно такую личность стремятся воспитать родители.
Этапы самоопределения подростка:
? Осознает себя частью общества, в котором действуют социальные нормы, ценности и оценки.
? Сравнивает себя с другими и «примеряет» на себя требования действительности.
? Оценивает себя.
? Учится выбирать социальную роль, гражданскую позицию, ценности, профессию.

В западной психологии процесс личностного самоопределения называется формированием идентичности. Этот термин подчеркивает, что для взросления человеку необходимо научиться отделять себя от окружающего мира, понимать свою уникальность и находить свое место во внешнем мире.

Что такое профессиональное самоопределение личности

Профессиональное самоопределение наступает вслед за социальным. Термин «профессиональное самоопределение» используется как синоним слову «профориентация». Хотя можно провести тонкую грань между этими словами. Когда мы говорим о «профориентации молодежи», молодежь выглядит пассивным объектом, к которому применяют профориентационные методики. А в «профессиональном самоопределении» явно чувствуется активность человека, который находится в процессе самоопределения. Поэтому психологи предпочитают говорить именно о профессиональном самоопределении старшеклассников.

Если вы хотите больше узнать об истории профессионального самоопределения в России,
читайте нашу статью «История профориентации в России в инфографике» >>

В современной школе этап выбора профессии длится с 14 до 18 лет. Старшекласснику важно представить, какое место на рынке труда он хочет и готов занять. Чтобы немного «оттянуть» профессиональное самоопределение до 20 лет, можно выбрать фундаментальное образование. В этом случае момент принятия решения наступает примерно на 3-м курсе, в период выбора специализаций.

Как и любой другой тип самоопределения, выбор профессии требует серьезной интеллектуальной работы и активного поиска. Специалисты в профориентации используют термин «готовность к профессиональному самоопределению». Это заинтересованность и способность человека сделать профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию.

Уровень готовности вполне можно оценить с помощью профдиагностических методик. Чтобы понять готов ли подросток к самоопределению, важно оценить разные внутренние и внешние показатели.

Тестирование покажет, насколько серьезно старшеклассник подходит к вопросу выбора будущего, насколько активна его жизненная позиция.

Желаем вам научиться принимать взвешенные решения и воплощать мечты в жизнь!

Автор: Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»

Если вы хотите получать свежие статьи о профессиональном становлении, подпишитесь на нашу рассылку.

Источник:
Самоопределение личности
Профессиональное самоопределение старшеклассников, тесты на самоопределение профессии у подростков в центре тестирования и развития Гуманитарные технологии.
http://proforientator.ru/publications/articles/samoopredelenie-lichnosti.html

Семейное и профессиональное самоопределение в молодости

Семейное и профессиональное самоопределение в молодости.

По достижении определенного возраста перед человеком встает необходимость выбора профессии, каждая из которых предъявляет определенные требования, требует наличия определенных психических и физических качеств. Те качества, которыми обладает человек, должны соответствовать предъявляемым профессией требованиям.

От этого зависит то, насколько он преуспеет в работе в дальнейшем, насколько будет удовлетворен результатами своего труда. Молодость является периодом становления профессионального самосознания. Появляется стремление занять определенную нишу в социуме, найти свое место.

Молодой человек должен четко понимать свои желания и реально оценивать свои возможности. Он должен разграничить сферу своих интересов и интеллектуальных способностей. Также на выбор профессии оказывает влияние мировоззрение человека.

В молодости происходит осознание социальных ролей. Становление определенных психологических и социальных свойств происходит под влиянием занимаемого человеком профессионального положения.

Если общество принимает эти свойства, то интеграция проходит успешно. То, насколько хорошо человек сможет освоить социальные роли, влияет на благополучную социализацию личности. Это предполагает освоение социального опыта и успешное его применение на практике. Рассмотрим профессиональное определение человека с разных сторон.

1) это ряд задач, предъявляемых человеку обществом, которые он должен поэтапно решить в условиях дефицита времени (за какое-то определенное время);

2) умение балансировать между собственными стремлениями, желаниями, склонностями и правилами общественной системы труда. Это умение формируется в процессе постепенного решения задач.

Выбор профессии во многом определяет будущий образ жизни человека, формирует его индивидуальный стиль.

В тот период, когда выбор профессии остался в прошлом, человек самоопределяется и начинает занимать определенную нишу в обществе, приобретает социальный статус.

Теперь для него более важной является престижность занимаемой им должности, то, насколько он авторитетен.

Авторитет определяет социальную значимость человека и то, насколько успешно он справляется с возложенными на него обязанностями.

Семья имеет большое значение в социализации человека, так как в ней ребенок впервые начинает взаимодействовать с другими людьми.

В начале жизни она имеет наибольшее значение. После того как ребенок начинает общаться со сверстниками (в детском саду, в школе, в институте и т. д.), значение семьи по-прежнему велико.

В семье социализация личности происходит посредством воспитания (это целенаправленный процесс). Отмечается процесс социального научения, когда ребенок общается со взрослыми или наблюдает за ними. Влияние родителей на социализацию личности ребенка очень велико. Есть несколько стилей поведения родителей. Д. Баумринд называет три из них: 1) авторитетный родительский контроль. Родители были нежными и доброжелательными со своими детьми, осуществляли над ними контроль, учили ребенка отдавать отчет своим поступкам. Общение занимало в их жизни большое место. Родители были едины в своих требованиях и объясняли ребенку свою мотивировку, стараясь не ущемлять его независимости. Дети, выросшие в такой семье, отличаются уверенностью в себе, они дружелюбны и активны, достаточно независимы, умеют сдерживать свои эмоции, ко многому проявляют интерес, умеют ориентироваться в новых обстановках;

2) родители, воспитывающие детей по властной модели. Они не стремились к тому, чтобы ребенок научился быть независимым, осуществляли жесткий контроль над ним, в разных ситуациях показывали свою власть, часто наказывали. Ребенку не хватало понимания и теплоты. У детей, выросших в такой семье, самооценка занижена, они замкнуты и не доверяют людям;

Источник:
Семейное и профессиональное самоопределение в молодости
Семейное и профессиональное самоопределение в молодости. По достижении определенного возраста перед человеком встает необходимость выбора профессии, каждая из которых предъявляет определенные
http://arhivinfo.ru/2-114807.html

Семейное самоопределение молодежи: понятие, типологизация, механизмы формирования Текст научной статьи по специальности — Психология

Семейное самоопределение молодежи: понятие, типологизация, механизмы формирования Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Мерзлякова Светлана Васильевна

В статье представлена двухфакторная модель семейного самоопределения юношей и девушек. Образ семьи рассматривается как функция трех компонент: моя семья, моя будущая семья, идеальная семья. Описаны и проанализированы типы и психологические механизмы семейного самоопределения в юношеском возрасте.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Мерзлякова Светлана Васильевна,

Family Self-determination of Youth: Concept, Classification, Mechanisms of Formation

The two-factorial model of family self-determination of young men and girls is presented in this article. The image of a family is considered as a function of three components: my family, my future family, an ideal family. Types and psychological mechanisms of family self-determination in adolescence are described and analyzed here.

Текст научной работы на тему «Семейное самоопределение молодежи: понятие, типологизация, механизмы формирования»

?[9] Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. — 490 с.

[10] ЦветковаР. И. Мотивационная сфера личности студента: условия и средства ее формирования // Психол. наука и образование.- М., 2006.- № 4.- С. 76-80.

СЕМЕЙНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ: ПОНЯТИЕ, ТИПОЛОГИЗАЦИЯ, МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ1

Конкретизируем ранее сформулированное понятие «семейное самоопределение» [3]. Семейное самоопределение — это многоэтапный активный и осознанный процесс конструирования во временной перспективе образа семьи («моя семья», «моя будущая семья», «идеальная семья») в зависимости от конкретной культурно-исторической ситуации, в основе которого структурирование системы ценностных ориентаций, обретение смысла детско-родительских и супружеских отношений, развитие способности к произвольной регуляции и рефлексии

В нашем эмпирическом исследовании были установлены типы и механизмы семейного самоопределения современной молодежи. Мы предположили, что образ семьи, включающий в себя представления о «моей семье», «моей будущей семье», «идеальной семье», обусловлен взаимодействием трех семантических факторов ценности, силы и активности. Соответственно, задачи исследования включали:

1. изучение представлений о семье, составляющих образа Я-семьянина, мотивах заключения брака, выявление индивидуально-психологических особенностей личности, ценностных ориентаций, уровня осмысленности жизни у современных юношей и девушек;

2. выделение с помощью факторного анализа латентных переменных, позволяющих измерить образ семьи (понятия «моя семья», «моя будущая семья», «идеальная семья» оцениваются по трем факторам ценности, силы и активности) всесторонне и в то же время компактно;

3. определение типологических групп респондентов в пространстве семейного самоопределения с помощью кластерного анализа методом ?-средних;

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Трансформация представлений о семье и семейных ценностей молодежи в социально-экономических условиях современной России»), проект № 1206-00020.

4. установление связи индивидуально-психологических особенностей личности, ценностных ориентаций, уровня осмысленности жизни с типом семейного самоопределения респондентов.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методики:

• модифицированный вариант методики семантического дифференциала, разработанный Ч. Осгудом;

• опросник Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах»;

• «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева;

• тест Кэттелла (16 PF — опросник);

Для проведения аналитического этапа мы использовали математико-статистические методы, которые позволили нам установить достоверность результатов исследования. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 19. В анализ включались описательные статистики, факторный анализ методом главных компонент, анализ пригодности, кластерный анализ методом k- средних, критерий Колмогорова-Смирнова для одной выборки, критерий Краскела — Уоллеса, однофакторный дисперсионный анализ для независимых выборок.

В исследовании приняли участие 367 студентов Астраханского государственного университета и Астраханского государственного политехнического колледжа. Из них 161 юноша и 206 девушек.

Для определения типов семейного самоопределения мы использовали алгоритм, предложенный Г.Л. Ворониным, предполагающий проведение на первом этапе факторного анализа методом главных компонент, анализа пригодности, а затем кластерного анализа методом k — средних [1].

С помощью метода главных компонент извлечено два фактора, где доля объясненной дисперсии составляет 53,5 %. Показатель меры Кайзера — Мейера-Олкина (КМО = 0,671) свидетельствует об удовлетворительной адекватности выборки. Значимость критерия сферичности Бартлеттаp о

Источник:
Семейное самоопределение молодежи: понятие, типологизация, механизмы формирования Текст научной статьи по специальности — Психология
В статье представлена двухфакторная модель семейного самоопределения юношей и девушек. Образ семьи рассматривается как функция трех компонент: моя семья, моя будущая семья, идеальная семья. Описаны и проанализированы типы и психологические механизмы семейного самоопределения в юношеском возрасте.
http://cyberleninka.ru/article/n/semeynoe-samoopredelenie-molodezhi-ponyatie-tipologizatsiya-mehanizmy-formirovaniya

COMMENTS