Психология подростка основные проблемы

Анализ психологии и основные проблемы взаимоотношений подростков с родителями

Анализ психологии и основные проблемы взаимоотношений подростков с родителями

Общая характеристика психологии подростков на базе анализа взаимоотношений с взрослыми и родителями

Подростковый возраст определяется как положительными, так и отрицательными проявлениями. С позиции негативных проявлений, ребенок становится непослушным, требовательным к вниманию взрослых акцентируемым на его личности, склонным к позиции протеста и самоутверждения в самых различных проявлениях. Но с другой стороны, при наличии негативных факторов, существует масса положительных показателей: возрастает самостоятельность ребенка, улучшаются коммуникативные навыки в сфере взаимоотношений с другими людьми, формируется ответственное отношение за свои поступки, укрепляется осознание своей личности, как полноценного элемента социальной структуры, появляется чувство и инициатива принятия решений, сопровождающаяся в стремлении к независимости. Для подросткового периода развития, характерна смена интересов и увлечений. Подросток начинает более глобально и осмысленно относиться к жизни.

В подростковом возрасте, смена интересов проявляется совокупно с эмоциональным кризисом. Объясняется это тем, что подросток, в какой-то мере, утрачивает связь с окружающей средой. Смена интересов подростка может повлечь временное депрессивное и утопическое состояние эмоционального фона.

Ввиду того, что период подросткового развития сопровождается большими затратами организма на физиологическое и гормональное развитие, у подростка происходит физиологическое опустошение ресурсов организма, может возникать сильное чувство усталости и недомогания. Сами подростки зачастую не замечают этих проявлений. В такой период развития может снижаться учебная активность. Подростки младшего возраста, в отличие от старших подростков, более склонны к эмоциональной неустойчивости, конфликтности, унынию и пессимизму, что выражается в депрессивных проявлениях.

Период подросткового созревания определяется разноуровневым развитием в сфере социального восприятия, осознания себя частью общества, собственным суждением и мировоззрением, пониманием сути вещей, а также осознанием своих прав и обязанностей на уровне причинно следственной связи. По мере социального развития, изменяются мотивы, дифференциация и принцип на котором построен смысл и осознание себя частью общества, как в сфере интересов, так и в сфере социальной активности.

Изменение структуры стадиального развития и самосознания прослеживается в различных личностных проявлениях: самооценки, личностной рефлексии, требований к себе и другим, мотивах деятельности, идеалах, интересах и пр.

Особое место в жизни подростка имеет отношение к самому себе, к своей внешности и к тому, как общество относится и классифицирует его личность. Для ранних периодов возраста возможна ярко выраженная чувствительность к общественной оценке и восприятию. Быстрый рост конечностей приводит к угловатости и неуклюжести. Подростки уделяют чрезмерное внимание недостаткам своей внешности, что в некоторых случаях приводят к зацикленности на самом себе, что в какой-то мере выражается в эгоизме и эгоцентричности по отношению к окружающим.

Достаточно существенную роль в развитии личности подростка играет психологический самоанализ. На первой стадии подросткового возраста (в 10-11 лет) ребенка характеризует весьма своеобразное отношение к себе (принятие себя). Около 34 % мальчиков и 26 % девочек дают себе полностью отрицательные характеристики. В ответах этих детей ощущается недоумение, растерянность, они как бы не узнают самих себя. И хотя около 70 % подростков отмечают в себе не только отрицательные, но и положительные черты, в их оценках наблюдается явное преобладание отрицательных черт и форм поведения.

Вторая часть подросткового развития (12-13 лет) характеризуется критичным отношением к себе, в зависимости от оценки окружающих. То есть доминирующей основой самосознания подростка и его представления себя как полноценной личности, зависит от того какого мнения придерживаются окружающие. Самосознание не играет существенной роли в данном случае, поскольку подросток в большей степени слушает окружающих, а не себя. Именно в это проявляется несформированность личности подростка данного возраста.

На третьем этапе развития (14-15 лет), доминирующей основой подсознания личности подростка является свое осознанное представление об идеальном. Подросток становится менее восприимчивым к общественной оценке, благодаря фактически сформировавшейся личностной самооценке.

Раннее подростковое развитие характеризуется личностной рефлексией. Подросток со временем начинает лучше понимать не только суть и причину своих собственных поступков, но также совместно с этим происходит осознание внутреннего мира окружающих. То есть на первой стадии развития личностной рефлексии, суть о развития подростка осуществляется в отдельных поступках ребенка, благодаря которым уже становится возможным классифицировать развитие ступенчатое его личности. На втором этапе личностной рефлексии наблюдается осознание подростком собственной личности и очень пристальное внимание на внешность и на общественное мнение. Третий этап классифицируется с позиции возросшей критичности детей по отношению к развитию их личности. На третьем этапе данная симптоматика проявляется у 35% детей.

Наш выдающийся педагог В.А Сухомлинский обобщил главные черты подростка:

) непримиримость к злу, эмоциональное неприятие его с одной стороны, сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни — с другой;

) подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу. Но он не любит, когда его прямолинейно воспитывают. Его раздражают словесные назидания. Подростки, чётко улавливают, воспитательную фальшь, болезненно реагируют на несправедливость. Неопытность подростка может привести к тому, что из добрых побуждений он может совершить и нечто предосудительное;

) подростку хочется быть личностью. Совершить что-нибудь героическое, романтичное. При наличии потребности к действию и желанию самоутвердиться подросток ещё не знает, как этого можно добиться, и может попасть в беду;

) у подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда множественность и непостоянство увлечений. Прежде чем найти, обнаружить свои способности, необходимо проверить их в деятельности — это ещё и поиск себя. Подросток боится обнаружить свою несостоятельность, он слишком самолюбив и может прикрываться показной уверенностью, решительностью, за которыми скрывается беспомощность, но он не терпит снисходительных советов и часто поступает наперекор им;

) в подростке сочетаются грубые выходки, а также и романтическая восторженность. Восхищение красотой и ироническое отношение к ней. Подросток стыдится своих чувств. Тонкие человеческие чувства кажутся ему детскими. Он опасается, что его будут считать чересчур чувствительным, и поэтому он прикрывается грубостью. Прилив физических сил побуждает к деятельности. Но если нет нравственной культуры, можно растерять добрые чувства, приобретенные в детские годы. Конечно, не у каждого подростка проявляется весь набор противоречий, но их нельзя игнорировать.

Определяющее значение в развитии растущего человека как личности имеют мотивы деятельности и поведения, в которых выражается характер его отношения к себе, другим людям, обществу, уровень самосознания и социальной ответственности.

В течение первой стадии развития, подростки возрастом 10-11 лет моделируют свою личность по воспроизводящему принципу. То есть они пристально следят за поступками своих родителей и других взрослых людей и стоят свою личность исходя из соображений увиденного и услышанного. Поэтому для правильного развития социально активной личности, родителям обязательно контролировать не только поведение ребенка, но и свои поступки и действия. Вторая стадия развития классифицируется по отношению подростка в социуме. Очень важную роль играет общественная оценка. В этот период подросток пытается самоутвердиться и самореализовать себя в коллективе. Именно в этом возрасте и складывается понятие и сущность самооценки подростка. Третья стадия характерна для развития самомнения, самосознания и личностного понимания, причинно-следственной связи происходящего вокруг.

Период подросткового созревания наиболее трудный момент в восприятии ценностей подростка, поскольку его мышление в первой очереди тесно связано сопереживанием моральных и нравственных качеств, как себя, так и окружающих. Именно в подростковом возрасте четко прослеживается грань того что не видит младенец, но уже не замечает взрослый человек. Подростковые сопереживания носят в основном скрытый характер, зачастую объектом негативного отношения могут стать самые близкие люди — родители. Подросток уже перестает восхищаться своими родственниками и ставить их в пример для подражания. За место этого он начинает замечать определенные недостатки и указывать на них объектам своего раннего примера для подражания — свои родителям, что зачастую остается без внимания родителей. Именно основа недопонимания — это основная причина происхождения недопонимания между подростком и его родителями.

Подростки более поздних возрастов, в отличие от подростков начального этапа развития, становятся психически более уравновешенны, покладисты, целеустремленней. Они более тактично общаются с взрослыми и учителями, в частности и в отношении с родителями. Подростки становятся физически активней и эмоционально выносливей. Со временем личность подростка постоянно видоизменяется и совершенствуется, преобразуясь в полноценную социально активную и полноценную личность, как со своими достоинствами, так и недостатками.

Источник:
Анализ психологии и основные проблемы взаимоотношений подростков с родителями
Анализ психологии и основные проблемы взаимоотношений подростков с родителями Общая характеристика психологии подростков на базе анализа взаимоотношений с взрослыми и родителями Подростковый
http://studexpo.ru/89892/psihologiya/analiz_psihologii_osnovnye_problemy_vzaimootnosheniy_podrostkov_roditelyami

Библиотека Гумер

Глава 12.
ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА

СИТУАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Тема 1. Ситуация личностного развития в подростковом возрасте

  1. Общая характеристика социально-психологической ситуации личностного развития подростка.
  2. Тяга подростков к взрослости.

3. Трудности становления настоящей взрослости в подростковом возрасте (расхождение между «быть» и «казаться»).
4. Возникновение новой внутренней позиции у подростков.
5 Развитие подражания, изменение его роли и форм.
6 Особенности становления самосознания в подростковом возрасте.

Тема 2. Формирование волевых качеств

1. Сензитивность подросткового возраста к развитию волевых качеств личности.
2. Источники и объекты для подражания подростков в волевом поведении.
3. Пути и средства формирования воли у мальчиков-подростков.
4. Особенности выработки волевых качеств личности у девочек-подростков.

Тема 3. Развитие деловых качеств личности
1. Условия и источники развития деловых качеств личности у подростка.
2. Развитие деловых качеств в учебной деятельности.
3. Формирование инициативы, деловитости и предприимчивости в труде.
4. Организация учебно-дидактических деловых игр среди подростков.

Тема 4. Достижения психического развития подростков
1. Успехи в развитии познавательных процессов.
2. Противоречия в интеллектуальном и личностном развитии подростков.
3. Основные личностные новообразования подросткового возраста.
4. Межличностное восприятие в подростковом возрасте.
5. Динамика изменения положительных и отрицательных самооценок у подростков.

1 Социально-психологическая характеристика ситуации личностного развития в подростковом возрасте.
2. Формирование волевых качеств личности у подростков.
3. Становление деловых качеств личности.

1. Основные проблемы и противоречия личностного развития в подростковом возрасте.
2.Пути и средства ускоренного формирования волевых качеств личности у подростка.

  1. Психолого-педагогические основы развития современных деловых качеств личности у подростков.

4. Проблемы психологического развития подростков в современных условиях.

Асеев В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие.— Иркутск, 1989.
(Подросток: 119—153.)
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.—
М., 1968.
(Формирование личности в подростковом возрасте: 292—365.)
Братусь Б. С. Психологические аспекты нравственного развития
личности.— М., 1977.
(Подросток и юноша: 21—64.)
Левитов Н. Д. Психология характера.— М., 1969.
(Становление характера в подростковом возрасте: 394—405.) .
Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника.— М., 1966.
(Подростковый возраст (эмоции и чувства): 114—141.)

Описание дается по работе: Фельдштейн Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии.— 1988.— № 6.

Глава 13.
СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В РАННЕЙ ЮНОСТИ
Краткое содержание

Тема 1. Формирование и развитие морали
1. Проблема нравственного выбора, место, которое она занимает в юношеском возрасте.
2. Открытость юношей и девушек к обсуждению нравственных проблем.
3. Основные нравственные вопросы ранней юности.
4. Особенности решения нравственных проблем современными старшеклассниками.

Тема 2. Становление мировоззрения
1. Структура мировоззрения старших школьников.
2. Формирование социально-политических взглядов у старшеклассников.
3. Экономическое мировоззрение и культура.
4. Особенности развития и соединения научных и религиозных взглядов.

Тема 3. Нравственное самоопределение
1. Начало реализации жизненных планов.
2. Поиски ответа на вопросы: «кем быть?» и «каким быть?».
3. Представление о себе в прошлом, настоящем и будущем времени.
4. Стабилизация внутренней жизни и внешних отношений.
5. Аномальная эмоционально-личностная симптоматика ранней юности.

Тема 4. Основные черты психологии старшего школьника
1. Достижение уровня высокой интеллектуальной зрелости.
2. Оформление морально-нравственной сферы личности.
3. Профессиональное самоопределение.
4. Личностное самоопределение.
5. Юность — пора первой любви.
6. Значение личностных новообразований ранней юности для дальнейшей судьбы человека.

1. Моральное развитие в раннем юношеском возрасте.
2. Личностное самоопределение в ранней юности.
3. Общая характеристика личности старшеклассника.

1. Социально-психологические проблемы формирования мировоззрения у современных старшеклассников.
2. Природа и дальнейшая судьба эмоционально-личностных аномалий, наблюдаемых в ранней юности.
3. Что приобретает личность в ранней юности по сравнению с остальными периодами жизни.

I
Бернc Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание.— М., 1986.
(Я-концепция в юности: 169—224.) I
Братусь Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности.— М., 1977.
(Подросток и юноша: 21—64.)
Развитие личности ребенка.— М., 1987.
(Психология юности: 231—266.)
Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника.— М., 1966.
(Эмоциональная жизнь в юношеском возрасте: 142—169.)

Асеев В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие.—Иркутск, 1989.
(Юноша: 119—153.)
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.— М., 1968.
(Формирование личности в раннем юношеском возрасте: 365—420.)
Захарова А. В. Психология обучения старшеклассников.— М., 1976.
(Социально-психологические особенности ранней юности: 4—16.)
Кон И. С. Психология ранней юности.— М., 1989.
(Формирование личности в юности: 69—105. Межличностные отношения в юношеском возрасте: 128—166, 213—237. Дружба в юности: 167—185.)

Иващенко Ф. И. Психология трудового воспитания.— Минск, 1988.
(Психологические особенности старшего школьника: 57—63. Трудовая деятельность старшеклассников: 63—70. Склонность к труду, условия ее формирования: 74—80,105—122.)
Левитов Н. Д. Психология характера.— М., 1969.
(Становление характера в старшем школьном возрасте: 405—415.)
Никифоров Г. С. Самоконтроль человека.— Л., 1989.
(Самоконтроль у старших школьников: 98—102.)
Особенности обучения и психического развития школьников 13—17 лет.—М., 1988.

(Психологические особенности старшеклассников: 69—71.)
Кон И. С.
Дружба.— М., 1980.

См.: Тейяр-де-Шарден П. Феномен человека.—М., 1987.

Снегирева Т. В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте// Вопросы психологии.— 1989.— № 2.

Фромм Э. Бегство от свободы.— М., 1990.— С. 26.

Глава 14. ВОЗРАСТНОЕ РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЛАДЕНЦЕВ И ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ И В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Тема 1. Взаимоотношения младенцев и детей раннего возраста с окружающими людьми
1. Первичные, эмоционально-непосредственные отношения (общение) детей со взрослыми.
2. Значение первичных форм общения для дальнейшего психологического развития ребенка.
3. Основные шаги в совершенствовании средств и форм общения в течение первого года жизни ребенка.
4. Развитие общения детей в раннем возрасте.
5. Появление совместной предметной деятельности и предметно-опосредствованного общения детей со взрослыми и сверстниками.

Тема 2. Межличностные отношения в дошкольном детстве и в младшем школьном возрасте
1. Игровые взаимоотношения детей дошкольного возраста.
2. Выход общения детей за пределы узкосемейных связей и отношений.
3. Перестройка взаимодействия и общения ребенка с разными людьми в связи с поступлением в школу.
4. Взаимоотношения в группах сверстников в старшем дошкольном и в младшем школьном возрасте.

Те м а 3. Взаимоотношения подростков
1.Переход к общению со сверстниками в замкнутых товарищеских группах, психологически изолированных от взрослых.
2.Межличностные конфликты в общении подростков, их причины, динамика развития и способы устранения.
3.Внутреннее разделение систем общения и взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
4.Возникновение и развитие товарищеских отношении со сверстниками одного
пола.
5.Первые попытки установления дружеских отношении со сверстниками другого пола.

Тема 4. Отношения с людьми в ранней юности

1.Дифференциация взаимоотношений в ранней юности.
2. Развитие дружеских отношений со сверстниками противоположного пола.
3. Межличностные отношения в период первой влюбленности.
4. Изменение отношений со взрослыми к концу обучения в школе.

1. Развитие общения детей в течение первых трех лет жизни.
2. Особенности общения и взаимоотношений детей-дошкольников.
3. Межличностные взаимоотношения младших школьников.
4. Взаимоотношения в подростковом возрасте.
5. Развитие системы взаимоотношений с окружающими людьми в ранней юности.

1. Факторы, влияющие на развитие средств и форм общения детей от рождения до трехлетнего возраста.
2. Сравнительный анализ взаимоотношений дошкольников и младших школьников.
3. Противоречия в развитии взаимоотношений у детей подросткового возраста.
4. Проблемы взаимоотношений с окружающими людьми в ранней юности.

Байярд Р. Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток.—М., 1991.
(Взаимоотношения подростков со взрослыми: 65—98.)
Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения.— М., 1986.
(Анализ конфликтных ситуаций в классе: 77—83. Конфликты в старшем школьном возрасте: 111—119.)
Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе.— М., 1987.
(Кризис семи лет: 24—31.)
Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения.— М., 1986.
(Возникновение общения у ребенка: 30—75. Развитие общения у детей в первые семь дет жизни: 75—103. Взаимоотношения ребенка с окружающими людьми:106—120.)
Мишель Кле. Психология подростка. Психосексуальное развитие.— М., 1991.
(Половые роли в отрочестве: 122—220. Группа сверстников: 126—132.)
Развитие общения дошкольников со сверстникам.— М., 1989.

(Основные этапы развития общения со сверстниками в раннем и дошкольном возрасте: 29—32. Особенности контактов между младенцами: 33—49. Роль взрослого и игрушки в организации контактов между детьми первого года жизни: 50—54, Развитие общения со сверстниками, его мотивов и средств в дошкольном возрасту 74—165.)
Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группа
детского сада.— М., 1988.
(Межличностные отношения в группе детского сада (выявленные при помощи социометрии): 61—110. Межличностное восприятие в группе детского сада: 110—140 Межличностное общение детей в группе детского сада: 140—173.)

Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М. В. Гамезо и др.— М., 1984.
(Межличностные отношения в младшем школьном возрасте: 151—155.)
Волков К. Н. Психологи о педагогических проблемах.—М., 1981.
(Психология личных отношений детей: 50—74.)
Коломинский Я. П. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности).— Минск, 1976.
(Взаимоотношения в группе сверстников: 5—18, 50—80. Взаимоотношения дошкольников: 203—211. Взаимоотношения в начальных классах: 211—215. Взаимоотношения подростков: 215—222. Взаимоотношения старшеклассников: 222—228.)
Психология и педагогика игры. – М.,1966
Сизанов А.Н. Подготовка подростков к семейной жизни. — Минск, 1989.
Линден Ю. Обезьяны, человек и язык.- М., 1981.
Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми.-М.,1985.

Снегирева Т.В., Платон К.Н. Особенности межличностного восприятия в подростковом и раннем юношеском возрасте. — Кишинев, 1988.

Этология — наука о поведении животных.

Эльконин Д. Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.—Ч. II.—М., 1981.

Часть II.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Глава 15. ПРЕДМЕТ, ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Тема I. Предмет и проблемы психологии воспитания и обучения
1. Отличие обучения от воспитания.
2. Психологические аспекты обучения и воспитания.
3. Психология педагога как предмет исследования.

Тема 2. Основные проблемы педагогической психологии
1. Проблема взаимосвязи обучения и воспитания.
2. Проблема соотношения развития и обучения,
3. Проблема психологической готовности ребенка к обучению и воспитанию.
4. Проблема работы с одаренными и педагогически запущенными детьми.
5. Проблема психолого-педагогической подготовки учителя.

Тема 3. Методы педагогической психологии
1. Общие и специальные методы исследования в педагогической психологии.
2. Типология психолого-педагогических методов.
3. Психолого-педагогический эксперимент, схемы его организации и проведения.

1. Основные проблемы современной педагогической психологии.
2. Требования, предъявляемые к психолого-педагогическому эксперименту.

Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Исторический характер проблематики и методов педагогической психологии.
2. История психолого-педагогических учений и исследований.

Источник:
Библиотека Гумер
Немов Р. Психология образования 2 том скачать электронные книги
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/nemov2/04.php

Тест по педагогической психологии, 57 вопросов с ответами

Тест по педагогической психологии, 57 вопросов с ответами

1. Педагогическая психология — это наука:
а) о закономерностях развития психики ребенка в процессе учебной деятельности;
б) о закономерностях становления и развития личности в системе социальных институтов обучения и воспитания;
в) о структуре и закономерностях протекания процесса учения;
г) изучающая феномены и закономерности развития психики учителя.

2. Основной задачей образования является:
а) содействие усвоению человеком знаний в процессе обучения;
б) формирование умений и навыков;
в) содействие развитию и саморазвитию личности в процессе обучения;
г) овладение социокультурным опытом.

3. Под обучением понимают:
а) процесс усвоения знаний, формирование умений и навыков;
б) процесс передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику;
в) предпринимаемые учеником учебные действия;
г) процесс взаимодействия двух деятельностей: деятельности учителя и деятельности ученика.

4. Специфической формой деятельности ученика, направленной на усвоение знаний, овладение умениями и навыками, а также на его развитие является:
а) научение;
б) учение;
в) обучение;
г) обученность.

5. Ведущим принципом отечественной педагогической психологии является:
а) принцип социального моделирования;
б) принцип трансформации знаний, их расширение и приспособление к решению новых задач;
в) принцип личностно — деятельностного подхода;
г) принцип установления связи между стимулами и реакциями;
д) принцип упражняемости.

6. Самым глубинным и полным уровнем обученности является:
а) воспроизведение;
б) понимание;
в) узнавание;
г) усвоение.

7. В качестве методов исследования педагогическая психология использует:
а) методы педагогики;
б) методы общей психологии;
в) обучающий эксперимент;
г) обучающий и формирующий эксперименты в совокупности с методами общей психологии.

8. В отличие от обучающего эксперимента формирующий эксперимент:
а) не подразумевает обучение;
б) требует специальных лабораторных условий;
в) предполагает — планомерный поэтапный процесс формирования умственных действий и понятий;
г) ориентирован на развитие познавательных процессов.

9. Л. С. Выготский рассматривает проблему соотношения обучения и развития:
а) отождествляя процессы обучения и развития;
б) полагая, что обучение должно опираться на зону актуального развития ребенка;
в) полагая, что обучение должно забегать вперед развития и вести его за собой.

10. Основной психологической проблемой традиционного подхода к обучению является:
а) низкий уровень знаний;
б) недостаточно развитые познавательные процессы учащихся;
в) недостаточная активность учащихся в процессе обучения.

11. Целью развивающего обучения является:
а) развитие ученика как субъекта учебной деятельности;
б) достижение высокого уровня обученности учащихся;
в) формирование умственных действий и понятий;
г) развитие действий самоконтроля и самооценки у учащихся в процессе обучения.

12. Учебная деятельность состоит из:
а) учебной задачи и учебных действий;
б) мотивационного, операционного и регулирующего компонентов;
в) работы познавательных процессов;
г) действий внутреннего контроля и оценки.

13. Ведущим мотивом учебной деятельности, обеспечивающим эффективность процесса обучения, является:
а) потребность изменить социально-статусную позицию в общении;
б) потребность получать одобрение и признание;
в) стремление соответствовать требованиям преподавателей; избежать наказания;
г) стремление приобрести новые знания и умения.

14. В качестве основного принципа организации процесса обучения в системе Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова выступает:
а) организация обучения от частного к общему;
б) логика восхождения от абстрактного к конкретному;
в) овладение большой суммой знаний;
г) принцип усвоения логических форм.

15. Недостатком программированного обучения является:
а) отсутствие четких критериев контроля знаний;
б) недостаточное развитие самостоятельности учащихся;
в) отсутствие индивидуального подхода к обучению;
г) недостаточное развитие творческого мышления учащихся.

16. Специальная работа педагога по активизации познавательной деятельности учащихся с целью самостоятельного приобретения ими знаний лежит в основе:
а) программированного обучения;
б) проблемного обучения;
в) теории поэтапного формирования умственных действий и понятий;
г) традиционного обучения.

17. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина, организация процесса обучения в первую очередь должна опираться на:
а) материальное действие;
б) создание ориентировочной основы действия;
в) речевую форму выполнения действия;
г) внутреннюю речь.

18. Основным показателем готовности ребенка к обучению в школе является:
а) овладение основными навыками чтения и счета;
б) развитие у ребенка мелкой моторики;
в) желание ребенка ходить в школу;
г) зрелость психических функций и саморегуляция;
д) наличие у ребенка необходимых учебных принадлежностей.

19. Понятие «обучаемость» определяется:
а) существующим уровнем знаний и умений учащегося;
б) способностью учителя научить ребенка;
в) психическими особенностями и возможностями учащегося в процессе обучения;
г) зоной актуального развития учащегося.

20. Какие психические новообразования появляются у младшего школьника в процессе учебной деятельности (выберите несколько вариантов ответа):
а) восприятие;
б) мотивация;
в) внутренний план действия;
г) сравнение;
д) рефлексия;
е) внимание;
ж) теоретический анализ.

21. Учебное сотрудничество (с точки зрения Г. Цукерман) — это:
а) взаимодействие учащихся в процессе обучения;
б) процесс взаимодействия педагога с учеником;
в) процесс, в котором учащийся занимает активную позицию обучающего самого себя с помощью учителя и сверстников.

22. Основной функцией педагогической оценки является:
а) определение уровня фактического исполнения учебного действия;
б) осуществление подкрепления в виде наказания-поощрения;
в) развитие мотивационной сферы учащегося.

23. Воспитанность характеризуется:
а) предрасположенностью человека к воспитательным воздействиям;
б) усвоением нравственных знаний и форм поведения;
в) умением человека адекватно вести себя в обществе, взаимодействуя с другими людьми в различных видах деятельности.

24. Педагогическая направленность — это:
а) любовь к детям;
б) система эмоционально-ценностных отношений, задающая структуру мотивов личности учителя;
в) желание освоить профессию педагога.

25. Знание педагогом своего предмета относится к классу:
а) академических способностей;
6) перцептивных способностей;
в) дидактических способностей.

26. Профессиональная активность учителя с целью решения задач обучения и воспитания называется:
а) педагогической направленностью;
б) педагогической деятельностью;
в) педагогическим общением;
г) педагогической компетентностью.

27. Педагогическая деятельность начинается с:
а) отбора учебного содержания;
б) выбора методов и форм обучения;
в) анализа возможностей и перспектив развития учащихся.

28. Основоположником русской педагогической психологии является:
а) К.Д. Ушинский;
б) А.П. Нечаев;
в) П.Ф. Каптерев;
г) А.Ф. Лазурский.

29. Первый этап становления педагогической психологии:
а) разработка теоретических основ психологии теории обучения;
б) обще дидактические этапы;
в) оформление педагогической психологии в самостоятельную отрасль.

30. Течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже ХIХ-ХХ вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развитием прикладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется:
а) педагогика;
б) педология;
в) дидактика;
г) психопедагогика.

31. Лонгитюдный метод исследования (по Б.Г. Ананьеву) относиться к:
а) организационным методам;
б) эмпирическим методам;
в) способам обработки данных;
г) интерпретационным методам.

32. Эксперимент в психолого-педагогических исследованиях позволяет проверить гипотезы:
а) о наличии явления;
б) о наличии связи между явлениями;
в) как о наличии самого явления, так и связей между соответствующими явлениями;
г) о наличии причинной связи между явлениями.

33. Объединение в единое целое тех компонентов, факторов, которые способствуют развитию учащихся, педагогов в их непосредственном взаимодействии – это… :
а) обучение;
б) педагогическое управление;
в) педагогический процесс.

34. Учение как фактор социализации, как условие связи индивидуального и общественного сознания, рассматривается в:
а) физиологии;
б) социологии;
в) биологии;
г) психологии.

35. Обнаружение у предметов новых свойств, имеющих значение для его деятельности или жизнедеятельности, и их усвоение – это:
а) научение навыкам;
б) научение действиям;
в) сенсомоторное научение;
г) научение знаниям.

36. Учение как приобретение знаний и умений по решению различных задач среди зарубежных ученных изучал:
а) Я.А. Коменский;
б) И. Гербарт;
в) Б. Скиннер;
г) К. Коффка.

37. Учение в отечественной науке П.Я Гальперин трактовал как:
а) приобретение знаний, умений и навыков;
б) усвоение знаний на основе совершаемых субъектом действий;
в) специфический вид учебной деятельности;
г) вид деятельности.

38. Один из концептуальных принципов современного обучения – «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» — сформулировал:
а) Л.С. Выготский;
б) С.Л. Рубинштейн;
в) Б.Г. Ананьев;
г) Дж. Брунер.

39. Уровень актуального развития характеризует:
а) обученность, воспитанность, развитость;
б) обучаемость, воспитуемость, развиваемость;
в) самообучаемость, саморазвиваемость, самовоспитуемость;
г) обученность, обучаемость.

40. Первый по порядку структурный этап педагогического процесса:
а) принципы;
б) формы;
в) средства;
г) цель;
д) содержание;
е) методы

41. Дальнейшая детализация, создание проекта, приближающегося для использования в конкретных условиях участниками воспитательного процесса – это.
а) педагогическая ситуация;
б) педагогический процесс;
в) педагогическое конструирование.

42. Второй по порядку следования этапы психолого-педагогического исследования:
а) этап качественного и количественного анализа;
б) подготовительный этап;
в) этап интерпретации;
г) исследовательский этап.

43. Учебная деятельность по отношению к усвоению выступает как:
а) одна из форм проявления усвоения;
б) разновидность усвоения;
в) уровень усвоения;
г) этап усвоения.

44. Свойство действия, заключающееся в умении обосновать, аргументировать правильность выполнения действия, определяется как:
а) разумность;
б) осознанность;
в) прочность;
г) освоенность.

45. Степень автоматизированности и быстрота выполнения действия характеризует:
а) меру развернутости;
б) меру освоения;
в) меру самостоятельности;
г) меру обобщенности.

46. Вид мотивов учения, характеризующийся ориентацией учащегося на овладение новыми знаниями – фактами, явлениями, закономерностями, называется:
а) широкими познавательными мотивами;
б) широкими социальными мотивами;
в) учебно-познавательными мотивами;
г) узкими социальными мотивами.

47. Одним из первых принцип «природосообразности» выдвинул:
а) Я.А. Коменский;
б) А. Дистервег;
в) К.Д. Ушинский;
г) Ж.Ж. Руссо.

48. В воспитательном плане наиболее эффективен …тип обучения.
а) традиционный;
б) проблемный;
в) программированный;
г) догматический.

49. Педагогическое взаимодействие обучающегося и обучаемого при обсуждении и разъяснении содержания знаний и практической значимости по предмету составляет суть…функций взаимодействия субъектов педагогического процесса:
а) организационной;
б) конструктивной;
в) коммуникативно-стимулирующей;
г) информационно-обучающей.

50. Добровольное задание самому себе осознанных целей и заданий самосовершенствования – это…:
а) самообязательство;
б) самоотчет;
в) осмысление собственных действий;
г) самоконтроль.

51. Умение понимать эмоциональное состояние учащихся относиться к умениям:
а) межличностной коммуникации;
б) восприятия и понимания друг друга;
в) межличностного взаимодействия;
г) передачи информации.

52. …как понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним является одним из основных механизмов межличностного восприятия в учебном процессе:
а) социально-психологическая рефлексия;
б) стереотипизация;
в) эмпатия;
г) идентификация.

53. Последний по порядку следования этап профессионального самоопределения:
а) этап профессионального самоопределения;
б) первичный выбор профессии;
в) профессиональная адаптация;
г) профессиональное обучение;
д) самореализация в труде.

54. Интересы и склонности учителя выступают показателями… плана общения.
а) коммуникативного;
б) индивидуально-личностного;
в) общего социально-психологического;
г) морально-политического.

55. Первый по порядку следования этап и компонент педагогической деятельности:
а) подготовительный этап;
б) организаторская деятельность;
в) этап осуществления педагогического процесса;
г) этап анализа результатов;
д) гностическая деятельность;
е) конструктивная деятельность;
ж) коммуникативная деятельность.
56. Деятельность человека направлена на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями – это…:
а) воспитание;
б) педагогические закономерности воспитания;
в) самовоспитание;
г) самообразование.

57. Способность сплочения ученического коллектива и воодушевления на решение важной задачи по В.А. Крутецкому – это…:
а) дидактические способности;
б) академические способности;
в) перцептивные способности;
г) организаторские способности.

Источник:
Тест по педагогической психологии, 57 вопросов с ответами
Тест по педагогической психологии, 57 вопросов с ответами 1. Педагогическая психология — это наука: а) о закономерностях развития психики ребенка в процессе учебной деятельности; б) о
http://all4learning.ru/uchebnye-testy-s-otvetami/test-po-pedagogicheskoj-psixologii-57-voprosov-s-otvetami/

COMMENTS