Психологические особенности конфликтов в современной молодой семье

Особенности конфликтов в молодых семьях Текст научной статьи по специальности — Социология

Особенности конфликтов в молодых семьях Текст научной статьи по специальности «Социология»

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Миллер О.В.

Молодая семья ответственный этап функционирования и развития института семьи . Именно молодым семьям свойственно наибольшее количество возникающих конфликтов , особенности возникновения и решения которых представлены в данной статье.

Похожие темы научных работ по социологии , автор научной работы — Миллер О.В.,

Текст научной работы на тему «Особенности конфликтов в молодых семьях»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

Медико-психолого-социальный институт Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

г. Абакан, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТОВ В МОЛОДЫХ СЕМЬЯХ

Молодая семья — ответственный этап функционирования и развития института семьи. Именно молодым семьям свойственно наибольшее количество возникающих конфликтов, особенности возникновения и решения которых представлены в данной статье.

Семья, молодая семья, конфликт, семейный конфликт.

Многие современные молодые семьи нуждаются в помощи и поддержке для решения возникающих семейных конфликтов. Семейный конфликт — столкновение противоположных потребностей, интересов, мнений или взглядов супругов и других членов семейного взаимодействия.

В рамках исследования было проведено анкетирование супружеских пар на выявление наличия конфликтов в молодых семьях, их причин и способов разрешения. Срок состояния респондентов в официальном браке варьируется от 3 месяцев до 5 лет. 70% опрошенных семей имели опыт совместного проживания до регистрации брака в органах ЗАГСа на протяжении, в среднем, от полугода до двух лет. Можно предположить, что это является своеобразной профилактикой разводов.

80% молодых семей предпочитают жить отдельно от родителей, 3 семьи из 10 имеют свою собственную квартиру, 50% семей арендуют жилплощадь. Отдельное проживание от родителей большинства молодых семей благоприятно сказывается на взаимоотношениях респондентов с родителями супруга. 55% респондентов положительно относятся к родителям своего супруга, опрошенным нравится с ними общаться и они относятся к ним, как к родным. У 35% опрошенных выявлено нейтральное отношение к родителям супруга, у них не возникает конфликтов, но имеется ощущение «чужого человека».

Среди основных трудностей, с которыми сталкивается современная молодая семья, респонденты выделили следующие: материальные, жилищные, психологические (непонимание друг друга), культурнодосуговые.

20% опрошенных молодых супругов считают, что при разрешении семейных конфликтов нужно участие квалифицированных специалистов (психологов и социальных работников). Из них один человек признает необходимость постороннего вмешательства в урегулирование семейного конфликта, но признается, что самостоятельно не станет обращаться за помощью.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

Таким образом, число конфликтов в молодой семье зависит от наличия опыта совместного проживания до вступления в брак и от того, отдельно ли от родителей живет молодая семья. Молодым семьям не свойственны серьезные скандалы, их конфликты характеризуются как разногласия, ссоры. Среди причин конфликтов особенно выделяется вмешательство родственников в отношения супругов. Конфликты могут так же возникнуть из-за жилищных, материальных и психологических проблем, свойственных современной молодой семье. При разрешении конфликтов большинство супругов приходят к компромиссу и не нуждаются в посторонней помощи его урегулирования. Однако некоторые семьи нуждаются в психологической поддержке специалистов.

Список использованной литературы:

1. Богданов Г.Т., Богданович Л.А., Полеев А.М. и др. Супружеская жизнь: гармония и конфликты / сост. Л.А. Богданович. — М.: Профиздат, 1991.

2. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. Материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. Для учителя. — М.: Просвещение, 2011.

ФГБОУ ВПО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова», МПСИ, кафедра социальной работы, Магистр 2 курса «Психосоциальная работа с мигрантами»

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СФЕРЕ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

В статье рассматриваются проблемы социальной работы в сфере миграционной политики, делается вывод о необходимости развития миграционной политики государства в направлении социальной работы.

Миграционная политика, адаптация мигрантов, социальная работа

Проблематика, связанная с миграционными процессами современности, в высшей степени актуальна в свете реализации стратегии системной модернизации государства, осуществляемой в настоящий момент в Российской Федерации. Различного рода дестабилизирующие факторы, связанные с миграционными процессами в стране, способны оказывать негативное влияние на функционирование российской общественно-политической системы, экономическое, социальное и культурное пространство страны[2, с.3].

Проблемы социальной работы занимают важное место в общем контексте управления миграционной политикой Российской Федерации и нуждаются в скорейшем решении в интересах укрепления социальной стабильности и национальной безопасности российского государства.

Цель миграционнй политики в связи с социальной работой — наиболее полное удовлетворение потребностей мигрантов с обеспечением при этом баланса интересов между ними и коренными жителями при сохранении социально-демографической структуры области, а также нахождение способов, позволяющих компенсировать отклонения (дезадаптация, дезинтеграция, девиация) и корректировать их с помощью разных методов работы как с самими мигрантами, так и с принимающим население. Подход социального работника здесь является интердисциплинарным, близким к подходу антрополога, социолога, культуролога, демографа, психолога.

Социальная работа с мигрантами находится только в начале пути своей научной и практической институционализации. Существующие школы и направления ведут продуктивные исследования, накапливая в рамках своих концептуальных подходов научный, в том числе эмпирический материал, ценный для

Источник:
Особенности конфликтов в молодых семьях Текст научной статьи по специальности — Социология
Молодая семья ответственный этап функционирования и развития института семьи. Именно молодым семьям свойственно наибольшее количество возникающих конфликтов, особенности возникновения и решения которых представлены в данной статье.
http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-konfliktov-v-molodyh-semyah

Психологические особенности конфликтов в современной молодой семье

1.2 Природа и разрешение конфликтов в молодой семье

Проблематика конфликтов имеет огромное значение для решения психологических и социально-психологических проблем семьи. Конфликты представляют собой неизбежное явление в разных сферах жизни и деятельности человека и особенно, как свидетельствуют психологические исследования, — в семейной жизни.

В зависимости от субъектов взаимодействия семейные конфликты подразделяются на конфликты между супругами, родителями и детьми, супругами и другими членами семьи. При этом сам по себе конфликт нельзя считать отрицательным феноменом: он может играть и положительную, конструктивную роль (эуконфликт), способствуя личностному росту, укреплению и благоприятному развитию супружеских взаимоотношений, тогда как деструктивный конфликт разрушительно действует на них. Однако при всех обстоятельствах любой конфликт требует умения управлять его развитием и правильного, адекватного в каждом случае разрешения. Для достижения этих целей необходимо знать причины возникновения и механизмы развития конфликтов, детерминирующие их факторы.

В психологии конфликт изучается в трех формах:

1. внутриличностный конфликт, представляющий собой столкновение между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями личности;

2. межличностный конфликт, когда действующие лица либо группы преследуют несовместимые цели и реализуют противоречивые ценности либо одновременно стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из сторон;

3. межгрупповой конфликт, когда в качестве конфликтующих выступают социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути к их достижению [15, C. 144].

Супружеский конфликт один из видов межличностного конфликта, который очень часто лежит в основе формирования такого негативного и распространенного явления, как супружеская дезадаптация.

В литературе, посвященной психологии семьи, предложены различные их классификации. Чаще всего их разделяют на конструктивные и деструктивные. Критериями конструктивности служат нахождение взаимоприемлемого разрешения конфликтной ситуации и отсутствие у супругов ощущения неудовлетворенности; о деструктивном характере конфликта свидетельствуют недовольство его исходом, ощущение неизбежности новых столкновений и остающееся у супругов эмоциональное напряжение.

Деструктивные конфликты вызывают чувства непонятости, раздражения, досады и снижают удовлетворенность браком в целом. Отрицательные эмоции могут закрепиться и, приводя к развитию у супругов неприятия и отчуждения, обусловить распад семьи.

С. М. Емельянов различает конфликты по их динамике:

· актуальные конфликты, вызванные какой-либо сиюминутной причиной;

· прогрессирующие конфликты, характеризующиеся неуклонным ростом напряженности;

· привычные конфликты, связанные с постоянными противоречиями, которые в силу сложившихся стереотипов поведения супругов уже невозможно устранить без посторонней помощи.

По своему характеру семейные конфликты могут быть явными и скрытыми. В первом случае супруги вступают в открытое противоборство, проявляя вербальную и невербальную агрессию; во втором — конфликты носят затяжной характер, проявляются в уходе и длительном плохом настроении, такие конфликты труднее идентифицировать и разрешить.

Причины возникновения супружеских конфликтов, внутрисемейные и внешние, разнообразны. Они могут возникать, в частности, с появлением детей, их может вызывать расхождение желаний в проведении досуга, особенно у молодых супружеских пар, материальные факторы. По некоторым данным, в более обеспеченных семьях конфликты чаще связаны с нарушением супружеских взаимоотношений, а в семьях, недостаточно обеспеченных, больше конфликтов возникает изза денежных проблем.

Поводом для обращения к психотерапевту в конфликтных ситуациях обычно служат незавершенные отношения с родительской семьей, утрата иллюзий, переживание растерянности, супружеская измена, угроза развода и др. При этом обнаруживаются нарушения взаимопонимания и наличие у одного или обоих супругов таких черт, как эгоцентризм, конфликтность и т. п.

В попытках самостоятельно справиться с проблемами обычно используют следующие виды семейной защиты: выделение «козла отпущения»; формирование внутрисемейной коалиции; эмоциональный уход; попытки восстановить отношения с помощью авторитетного лица; снижение значимости партнера за счет установления внебрачной связи; разрядка фрустрированной потребности в эмпатии путем агрессивного поведения; отказ от удовлетворения своих эмоциональных и сексуальных потребностей; создание семейных мифов, в том числе о сексуальной или психической болезни супруга [16, C. 108].

В возникновении и развитии супружеских конфликтов большую роль играют личностные особенности супругов и распределение внутрисемейных ролей. Так, было обнаружено, что менее конфликтными являются мягкие, фемининные мужчины, а среди женщин — те, кто отличается богатым воображением, творческим складом ума; отмечено также, что конфликтной является такая черта, как пренебрежительное отношение к нуждам и интересам других людей.

Проведенные опросы показали, что у конфликтных супружеских пар, в отличие от бесконфликтных, имеются расхождения во взглядах и в понимании общечеловеческих и внутрисемейных проблем.

Поведение супругов может и поддерживать конфликты, и нивелировать их. Конфликт разгорается, если партнеры неадекватно реагируют на возникающее противоречие, фиксируются на нем и пытаются доказать свою правоту; если же спорная ситуация обсуждается спокойно, супруги не пытаются установить, кто виноват, и каждый готов пойти на примирение, а не ждет, чтобы это сделал другой, то частота и «накал» конфликтов идут на убыль. В тех случаях, когда супруги понимают, что в любом конфликте виноваты обе стороны, и не стремятся во что бы то ни стало обвинять другого, конфликты, как правило, носят конструктивный, а не деструктивный характер.

Считается, что конфликты между супругами чаще всего возникают из-за неудовлетворенности их потребностей. Исходя из этого, А. И. Тащева выделила в качестве основных причин супружеских конфликтов психосексуальную несовместимость; неудовлетворенность потребности в значимости своего Я, потребности в положительных эмоциях (отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания); чрезмерное удовлетворение одним из супругов своих потребностей (алкоголь, наркотики, расходы только на себя и т. д.); неудовлетворенность потребности во взаимопомощи по домашним проблемам (ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей и т. д.); различие потребностей в проведении досуга, увлечениях.

Конфликтность отношений связывают, кроме того, с кризисными периодами развития семьи. В первый год супружеской жизни наблюдаются так называемые конфликты адаптации. Известно, что в это время наиболее велика вероятность развода, достигающая 30 %. Второй кризисный период связан с появлением детей, когда ухудшаются возможности профессионального роста супругов, привлекательной для них деятельности (увлечения, хобби) и возможно временное снижение сексуальной активности. Наступление среднего возраста супругов знаменует третий кризисный период, характеризующийся конфликтами однообразия, пресыщения. наконец, после 18-24 лет совместной жизни наступает четвертый период отношений супругов, когда у них часто возникает чувство одиночества из-за ухода детей, мужчины нередко стремятся сексуально проявить себя на стороне и т. п [17, C. 118].

В работе выделены два основных критических периода в развитии супружеских отношений.

Первый наступает между третьим и седьмым годами супружеской жизни и продолжается в благоприятных случаях около года. его характеризуют исчезновение романтических настроений, активное неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в повседневном семейном быту; учащение ситуаций, когда супруги обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию; более частые проявления отрицательных эмоций, возрастание напряженности в отношениях.

Второй кризисный период имеет место примерно между 17-м и 25-м годами брака и может продолжаться несколько лет. Часто его возникновение совпадает с приближением периода инволюции, появлением эмоциональной неустойчивости, страхов, различных соматических расстройств; с возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей; с усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу быстрого старения, а также возможного стремления мужа к внебрачным сексуальным контактам («пока еще не поздно»).

Среди факторов, способствующих конфликтам, можно отметить ухудшение материального положения семьи, чрезмерную занятость одного или обоих супругов на работе, длительное отсутствие собственного жилья и т. п. на конфликтность семьи влияют не только микросоциальные факторы, но и изменения, происходящие в обществе. В частности, ее развитию способствуют наблюдающиеся в настоящее время рост социального отчуждения, ориентация на культ потребления, девальвация материальных ценностей, в том числе традиционных норм сексуального поведения, кризисное состояние экономики, финансов, социальной сферы государства.

Конфликт, понимаемый как противоречие в непосредственном взаимодействии между людьми, можно рассматривать и как одну из форм межличностного общения. В структуре последнего обычно выделяют три компонента: познавательный, аффективный, поведенческий. Однако при таком делении выпадает личностный компонент коммуникации, хотя именно этот компонент объединяет потребностно-мотивационные и ценностно-смысловые (нравственные) аспекты межличностного общения. Следует учитывать также, что все перечисленные компоненты существуют в тесной взаимосвязи, как единое целое. Одним из необходимых условий успешной коммуникации и конструктивного разрешения конфликтов является равноправие собеседников.

В зависимости от частоты и характера конфликтов различают кризисные, конфликтные, проблемные и невротические семьи.

Выделяют шесть типов супружеских конфликтов: подлинный, который существует объективно и воспринимается адекватно; условный, когда возможность разрешения конфликта не осознается супругами; смещенный — маскирующий другой конфликт; неверно приписанный — без осознания собственной роли в происхождении конфликта; латентный, представляющий собой неосознаваемое противоречие; ложный, как следствие неправильного восприятия супруга [17, C. 162].

С конфликтами тесно связана дезадаптация супругов на разных уровнях взаимодействия. Причинами нарушения супружеской гармонии (в том числе и сексуальной) являются отсутствие взаимной любви, таких характеристик общения, как открытость, интимность, взаимное доверие, эмпатия, конструктивность и т. п.; расхождение физиологических, коммуникативных потребностей, несовпадение ценностных ориентаций и ролевого поведения супругов и их отношения к супружескому долгу. Имеет значение также, насколько самооценка одного из супругов близка к оценке его другим супругом.

Г. В. Старшенбаум называет в числе факторов, обусловливающих дезадаптацию супругов, расхождение культурного уровня, их психической и социальной зрелости, несовпадение системы ценностей и взглядов на жизнь; несоответствие моделей общения и поведенческих особенностей; разные представления супругов о себе и партнере; низкую степень привязанности; недостаточную сексуальную и вообще психологическую совместимость; неудовлетворенность потребностей; недостаточное или неудовлетворительное подкрепление, а также положение, когда вместо позитивного подкрепления используется аверсивный контроль (критика, угрозы, требования, бойкот и т. п.). Все эти обстоятельства могут быть причиной или способствовать возникновению супружеских конфликтов.

А. Н. Харитонов рассматривает супружеские конфликты как один из типов трудных ситуаций и выделяет три группы их причин: биофизические, социальные и психологические. Последние он классифицирует следующим образом.

Личностные факторы — это психологическая незрелость, эгоцентризм супругов; фиксации на прошлом, на ранних стадиях психосексуального развития; неадекватная идентичность, негативные особенности личности — недоверчивость, зависть, чувство вины, ревность, тревога, ненависть, неуверенность, низкая самооценка, агрессивность, а также внутриличностный конфликт, психотравмы раннего детства и подросткового возраста, завышенный уровень притязаний [17, C. 176].

Субъективные ситуативно-деятельностные факторы — неблагоприятный характер коллектива, отношений доминирования — подчинения, фактор гиперкомпенсации агрессивных чувств на работе и др.

При застревающе-перманентном варианте динамики семейные трудности развиваются также по сценарию первых трех этапов предшествующих вариантов, затем на четвертом этапе происходит фиксация проявления признаков семейных трудностей, уход или неудачи в обсуждении причин, ситуации, появление у членов семьи ощущения отсутствия выхода, выбора пути преодоления; на пятом этапе семейные трудности нередко переходят в латентное состояние, приобретая неконструктивное течение.

Длительное существование семейных трудностей приводит к образованию дисфункционального брака. В таких семьях чаще всего действует механизм супружеской защиты расщепления, который по наблюдениям Г. С. Кочаряна, а. С. Кочаряна встречается в двух вариантах. В одном случае у супругов имеются сходные личностные проблемы и они проецируют отвергаемые стороны своей личности вне семьи. При втором варианте подавляемые стороны своей личности с тревогой воспринимаются у супруга и в то же время неосознанно провоцируются как форма поведения, которую опасно реализовывать самому (например, высокоморальная жена алкоголика с подавленными гедонистическими, эгоистическими и садистскими потребностями).

Взаимное дополнение несхожих между собой супругов, при котором они удовлетворяют невротические потребности друг друга, называют комплементарностью. В подобных случаях наблюдаются три типа патологического взаимного дополнения супругов:

· соперничество — с борьбой за лидерство, открытой конфронтацией, взаимными обвинениями, драками;

· псевдосотрудничество — с игнорированием проблем во взаимоотношениях, отсутствием подлинного взаимопонимания;

· изоляция — инерция взаимоотношений с инкапсуляцией чувства любви, которое подавляется вытесненными негативными эмоциями [22, C. 184].

Семейный конфликт, как уже упоминалось выше, очень часто приводит к развитию межличностной и сексуальной дезадаптации супружеской пары. Эта проблема, привлекающая к себе все больше внимания психологов и медицинских психологов, является, однако, темой отдельного, специального исследования.

Источник:
Психологические особенности конфликтов в современной молодой семье
1.2 Природа и разрешение конфликтов в молодой семье Проблематика конфликтов имеет огромное значение для решения психологических и социально-психологических проблем семьи. Конфликты представляют
http://psy.bobrodobro.ru/23487

Психолого-педагогические аспекты проблемы конфликтов в молодой семье

Психолого-педагогические аспекты проблемы конфликтов в молодой семье

Особенности молодой семьи и её эволюция в современном обществе

Семья как социальный институт возникла в процессе развития общества. На первых порах его развития отношения между мужчиной и женщиной, старшим и младшим поколением регулировались племенными и родовыми обычаями. С возникновением нравственности, религии, а затем государства регулирование половой жизни приобрело нравственный и правовой характер. Это позволило еще больше усилить социальный контроль над браком. С развитием общества происходили определенные изменения в брачно-семейных отношениях. Наряду с официально зарегистрированными в институтах общества (церковными, государственными и др.) появились гражданские союзы, в которых супруги связаны отношениями моральной и материальной зависимости.

Семья является объектом изучения многих наук: социологии, психологии, педагогики, демографии, этики, истории и других, этот факт обуславливает существование достаточно разных определений данного понятия.

По мнению А.Г. Харчева, семью можно определить как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, эмоциональной связью и взаимными моральными обязанностями [3].

А.И. Антонов определяет семью несколько иным образом: это основанная на интимной общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. То есть здесь идет речь о семье как о триединстве: супружество-родительство-родство, остальные типы семьи А.И. Антонов называет «семейными группами». Таким образом, с точки зрения данного автора, главным признаком семьи является наличие в ней детей [4].

По мнению Шапошникова Е.А. , брак и семья существуют лишь тогда, когда оба супруга признают себя состоящими в браке и осознают себя членами одной семьи [5].

Итак, первоначально основу семейных отношений обычно составляет брак. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать как систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода на основе определенных ценностей и норм, подверженных социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций. В то время как термин «брак» употребляется для обозначения юридически оформленного союза, «семья» выражает внутренние сущностные характеристики межличностных отношений брачных партнеров, родителей и детей, а также родственников.

Таким образом, семейные отношения могут складываться как реально существующие союзы вне зависимости от формы их заключения, то есть фактические (незарегистрированные) и зарегистрированные браки. На первый план выступает следующий признак семьи: осознание и принятие обоими супругами факта совместности в моральном, эмоциональном, финансовом и хозяйственно-бытовом планах. В данном случае важное и определяющее значение имеет добровольное признание данного факта и мужчиной и женщиной.

Жизнь семьи и ее социальные функции многогранны. Они связаны с интимной жизнью супругов, продолжением рода, воспитанием детей. Все это основывается на соблюдении определенных нравственных и правовых норм: любви, уважения, долга, верности и т.д.

Семья — это такой фундамент общества и такая микросреда, климат которой способствует или препятствует развитию моральных и физических сил человека, становлению его как социального существа. Именно в семье закладываются те нравственные основы, которые способствуют развитию личности.

Семья оказывает самое большое влияние на личность ребенка. В сфере воздействия семьи одновременно сказываются и интеллект и эмоции ребенка, его взгляды и вкусы, навыки и привычки. Семейное воспитание имеет практически всеобъемлющий характер, ибо оно не сводится только к внушению, а включает в себя все формы воздействия на формирующуюся личность: через общение и непосредственное наблюдение, труд и личный пример окружающих. Иными словами, развитие ребенка органически вписано в жизнедеятельность семьи. Воспитательную функцию семьи трудно переоценить.

Общество кровно заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье. Она требует внимания и помощи со стороны государства в выполнении социальных функций, воспитании детей, в улучшении материальных, жилищных и бытовых условий. Особенного отношения как наиболее хрупкая и уязвимая требует к себе молодая семья.

Молодое супружество, в соответствии с мнением Аберкромби Н., [6] — это супружество, продолжающееся менее 5-ти лет. В российской психологии, как правило, используется периодизация развития семьи, предложенная В.А. Сысенко [7]. Согласно этой периодизации, термин «молодая семья» понимается довольно расширенно — «совсем молодые браки» — от 0 до 4 лет стажа и «молодые браки» от 5 до 9 лет.

В Казахстане молодой семьей считается семейная пара, в которой оба супруга не достигли 29 лет, а также неполная семья, в которой ребенка воспитывает один из родителей, не достигший возраста 29 лет, в том числе разведенный, вдовый [8].

Многие исследователи выделяют в качестве первого периода развития семьи первые год-два совместной жизни. На значимость именно этого отрезка жизненного цикла семьи указывает уже тот факт, что, по разным источникам, за это время распадается от 20% (Т.М. Трапезникова [9]) до одной трети всех семей (В.А. Сысенко [7].

В этот период супруги привыкают друг к другу, покупают мебель и предметы обихода, часто не имеют собственной квартиры и живут с родителями одного из них. Со временем появляется квартира, которая постепенно обставляется, строится собственное домашнее хозяйство. Супруги ожидают детей, с рождением которых возникают обязанности, связанные с уходом и заботой о них. В профессиональной области молодые супруги только приобретают какую-либо квалификацию, постепенно они достигают определенного положения, адаптируются к новой семейной обстановке. Жена некоторое время находится в декретном отпуске. Совместная жизнь требует немалых затрат, в том числе психологических.

Многочисленные исследования социологов, психологов, педагогов говорят о том, что стабильная семья может быть создана при определенной готовности молодых людей к семейной жизни. А.Н. Сизанов утверждает, что понятие “готовность к семейной жизни” включает в себя социально-нравственную, мотивационную, психологическую и педагогическую готовность [10].

Важным моментом, обеспечивающим адаптацию супругов в семейной жизни, является соотношение их возрастов. Сексологи утверждают, что семьи, в которых жена старше мужа, в подавляющем большинстве непрочны. При этом, чем старше возраст вступающих в брак, тем на большее число лет муж должен быть старше жены. Если например, женщине, вступающей в брак 20-22 года, то мужчине может быть 24-26; если женщине 25 лет, то мужчине — около 30 и т.д. Однако, максимальный разрыв в возрасте супругов не должен превышать 8-12 лет (25, 13).

Уровень нравственного сознания молодых людей — одно из важных условий готовности к созданию семьи. Развитое нравственное сознание проявляется в понимании молодежью социальной значимости семьи, в серьезном отношении к браку, в продуманном выборе спутника жизни, в чувстве ответственности за создаваемую семью, в глубоком уважении к будущему мужу (жене), к представителям старшего поколения, к другим членам семьи, в чуткости, а также в общении с ними.

Т.М. Афанасьева, например, приводит тот факт, что по данным социологических исследований современные невесты прежде всего ищут в будущем спутнике. интеллигентность, т.е. очень сложный комплекс самых высоких человеческий свойств. Это и ум, и эрудиция, и чуткость, такт, культура внутренняя и внешняя. На втором месте — отношение к женщине как другу, заботливое отношение к семье детям, затем — разумная воля, трудолюбие, трезвость, чувство юмора, стремление к всестороннему совершенству, физическая красота [12].

Юноши ищут в своих избранницах прежде всего сочетание доброты, мягкости, самоотверженности, женственности с верностью супружескому долгу. Но и для них также важны ум и деловые достоинства подруги, которой придется трудиться наравне с мужем [13].

В исследованиях Богданова Г.Т. также было подтверждено, что в настоящее время юноши и девушки, считая любовные отношения самоценными, далеко не в каждом любовном партнере видят будущего спутника жизни [14].

Готовность к созданию семьи и ее благополучие во многом зависят от состояния здоровья молодых людей, вступающих в брак. Но здоровье приобретается не за один день, а в течение всей предшествующей жизни. Здоровый образ жизни способствует развитию духовной культуры человека, укреплению внутрисемейных отношений, поддержанию дружеских и высоконравственных отношений с окружающими людьми, а также позволяет человеку значительно легче преодолевать психоэмоциональные трудности и стрессовые ситуации, которые порой возникают в семейной жизни.

Молодым людям, собирающимся создать семью без прочного материального фундамента, обычно приходится выслушивать немало предостережений и вполне справедливых. И все же создание такой семьи имеет гораздо больше рациональных оснований, чем это представляется тем, кто признает обязательным материальную обеспеченность молодоженов. Как правило, длительный период ухаживания может привести к спаду любовных отношений.

Мотивационная готовность к семейной жизни включает в себя любовь как основной мотив создания семьи, готовность к самостоятельности, чувство ответственности за создаваемую семью, готовность к рождению и воспитанию детей.

Известно, что большинство людей создают семью по любви. Таких семей, по данным социологов, примерно 70-75%. Без сильного чувства, без сердечного влечения, по рассудку создают семью 15-20% молодоженов. Около 5-10% создают семью по материальным соображениям (один из будущих супругов имеет машину, отдельную благоустроенную квартиру, хорошо оплачиваемую должность и т.п.).

Доктор философских наук В.И. Зацепин в книге “О жизни супружеской” рисует диаграмму подъемов и спадов любовного влечения у разных индивидов. Он обнаружил, что повышенная конфликтность возникает между супругами, у которых накладываются друг на друга волна прилива и пора спада чувств.

Ученый считает, что супругам полезно в пору осложнений и охлаждений отправляться в командировку, в отпуск, отвлечься, наконец, каким-нибудь интересным занятием (т.е. отходить друг от друга на безопасное расстояние).

Психологическая готовность к созданию семьи — это наличие развитых навыков общения с людьми, единства или схожести взглядов на мир и семейную жизнь, умения создать здоровый морально-психологический климат в семье, устойчивости характера и чувств, развитых волевых качеств личности.

От атмосферы семьи, в которой выросли будущие супруги, зависит во многом и то, как сложится судьба будущей семьи, будет ли она благополучной или, напротив, столкнется с проблемами и трудностями, а то и распадется.

Данные социологических исследований свидетельствуют: развод родителей в три раза увеличивает вероятность развода у детей, в то время как вероятность развода детей из полной семьи составляет 5 из 100 [13].

Педагогическая готовность к созданию семьи включает в себя педагогическую грамотность, хозяйственно-экономические умения и навыки, сексуальную воспитанность.

Педагогическая грамотность молодых людей, вступающих в семейную жизнь, предполагает знание закономерностей развития детей и особенностей их воспитания, навыки ухода за младенцем. Под хозяйственно-экономическими умениями и навыками подразумеваются умение планировать, распределять и соблюдать семейный бюджет, организовывать быт и досуг, создавать в семье уют.

Сексуальная воспитанность предполагает усвоение необходимых знаний об интимных сторонах жизни человека, правильных взглядов на взаимоотношения полов, знание того, как беречь свою любовь.

Сексологи, которым приходится сталкиваться со случаями дисгармонии, считают, что многие проблемы супружеских отношений зарождаются именно в начальный период брака, а порой в самую первую ночь после свадьбы. Выходит, что не у всех оправдываются ожидания, не всем приносит радость физическая близость. Существуют семьи, в которых открытие этой страницы супружества приносит немало горестей, а то и конфликтов в отношения любящих.

Итак, стабильная благополучная семья может функционировать только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни.

Молодые браки характеризуются первоначальным вхождением в мир друг друга, распределением труда и обязанностей в семье, решение жилищных, финансовых и связанных с ведением общего хозяйства и быта проблем, вхождением в роли мужа и жены, доформированием личности, процессом приобретения жизненного опыта, взросления и возмужания. Этот период брачной жизни является самым трудным и опасным с точки зрения стабильности семьи.

Можно с уверенностью утверждать, что прочность семьи базируется на взаимной любви, общности интересов, способности к сопереживанию, заботливом и уважительном отношении друг к другу.

Выбирая себе спутника жизни, юноша или девушка стремится найти в нем черты характера, импонирующие ему или ей.

Идеальный вариант мы имеем в случае, если будущие супруги вместе учатся или работают. В этом случае молодые люди объединены общностью взглядов, интересов, общей целью. Они практически постоянно находятся вместе, совместно проводят досуг и т.д.

Статистика свидетельствует, что к возрасту 25 лет в брак вступают более 80% женщин и около 70% мужчин. (27, 8).

По данным “Службы семьи”, сегодня до 20 лет выходят замуж более 55% девушек. Главной причиной ранних браков (по данным опроса, проведенного работниками одного из ЗАГСов) среди девушек является страх остаться одной. Если учесть еще, что в стране каждый четвертый-пятый одинокий, и это обстоятельство весьма серьезное, то понять молодежь нетрудно[15].

Специалисты утверждают, что социальное происхождение супругов, место их рождения, состав и величина родительской семьи в большей степени могут сказываться на характере семейных отношений супругов, чем их национальная принадлежность. Наследование сходных образцов и норм поведения, распространенных в среде, где выросли будущие супруги, способствует более полному взаимопониманию и единству интересов [16].

Подавляющее большинство обследованных молодых пар (по данным статистики — около 90%) являются выходцами из полных семей. Более 70% воспитывались в семьях с братьями и сестрами; более 9% росли в трехпоколенных семьях, т.е. в семьях жили бабушка или дедушка. Следовательно, воспитание большинства будущих супругов в родительских семьях осуществлялось в полном объеме родственных связей, что, без сомнения, положительно сказывается на семейно-брачных отношениях респондентов.

Молодые семьи наследуют многие образцы семейной жизни родителей. Как правило, те, кто оценивают брак родителей как идеальный, так же подходят и к своему браку. И чем больше конфликтов было в родительских семьях, тем чаще они возникают и в семьях детей. Родители, чье супружество сложилось благополучно, дают детям самый наглядный и убедительный пример того, как должна строиться совместная жизнь мужа и жены.

Гармоничность семейной жизни родителей имеет и другие результаты для будущей семейной жизни детей. Около 43% опрошенных из семей, где между родителями царили лад и согласие, проявляли полное взаимопонимание в вопросах ведения домашнего хозяйства, в то время как те, чьи родители развелись, такое качество проявляли только 28% опрошенных [17].

Поэтому, как видим, значение личного примера родителей для будущей семейной жизни детей очень велико. Психологические установки относительно числа детей в семье, распределение обязанностей между супругами во многом носит традиционный характер.

Однако молодости свойственно стремление к новому, собственному пониманию ценностей брака. Молодым семьям, например, присущи иные подходы к вопросам лидерства в семье, здоровья, психологического комфорта, свои особенные ценностные ориентации. И в то же время, слабая подготовка молодых людей к супружеству и семейной жизни, психологические перегрузки и повышенные требования к брачному партнеру нередко приводят к конфликтам, которые разъедают семейные устои .

Семья создается в результате активного поиска молодыми людьми близкого, дорогого человека, необходимого для счастливой, полноценной жизни. Характер будущего супружества в значительной мере определяется мотивом, причинами, которые обусловили заключение брачного союза.

В работах социологов С.И. Голода, З.И. Файнбурга, А.Г. Харчева и других отмечается довольно большое разнообразие мотивов, лежащих в основе принятия решения о вступлении в брак: это и любовь, и общность интересов, и совпадение вкусов, стилей жизни, материальные соображения, случайность и пр. При этом каждый специалист пользуется своим “набором” наиболее значимых с его точки зрения мотивов.

Преобладающим мотивом заключения брака у молодежи являются любовь и близкие к ней духовные, этические и эстетические ценности и ожидания.

Любовь как эмоциональная основа брачного союза преобладает над другими мотивами. В браке любовь остается для большинства супругов высшей ценностью. Сохранение взаимной любви супругов в браке считается одной из субъективных характеристик успешного функционирования семьи. На основе сильной, положительно окрашенной эмоциональной связи супругов осуществляется преодоление всех трудностей сложного периода адаптации. Характер и сила чувств определяют уровень “социального оптимизма” супругов-студентов, а именно: невосприимчивость к внешним неблагоприятным для семьи условиям существования, в первую очередь материально-бытовым.

Любовь должна быть подлинной и действенной, т.е. предполагать “не получение эгоистического удовлетворения, а испытание радости через радость другого человека, наслаждение через отраженное наслаждение другого” [60]. Подлинность чувства предусматривает уважение прав и достоинств супруга, его интересов, духовную близость супругов.

Эмоциональная сторона брака имеет для молодых супругов первостепенное значение. Удовлетворенность браком у каждого из них связана с характером и силой чувств. Ни материально-бытовые условия, ни возможность продолжать учебу без дополнительных трудностей, возникающих с созданием семьи, не влияют на удовлетворенность браком так сильно, как характер и сила чувств молодых супругов.

Установлена связь между сохранением чувства любви в браке и характеров использования свободного времени: справедливое распределение домашних обязанностей между супругами позволяет увеличить время досуга семейной женщины.

Большое значение для сохранения и укрепления чувств молодых супругов имеет положительно окрашенное общение [18]. Общение — необходимое условие для полнокровной, внутренне богатой и эмоционально насыщенной жизни.

Одним из главных вопросов, с которыми сталкиваются вступающие в брак молодые супруги, является жилищный вопрос. Хорошо, когда молодые начинают совместную жизнь в отдельной квартире, но такое встречается крайне редко. Жилищную проблему молодых семей помогает решать и государство путём предоставления молодой семье в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан, жилого помещения комнатного типа в общежитии организации образования на период обучения в высших учебных заведениях и организациях среднего профессионального образования.

Определённую роль играет предоставление молодым семьям льготных кредитов в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Однако существующих мер недостаточно, и жилищная проблема, материальные затруднения нередко являются причиной конфликтов в молодых семьях.

Молодая семья живет сегодня в очень трудных материальных условиях. Большинство молодых людей в начале своей семейной жизни сталкиваются с проблемами, о которых они, возможно, раньше и слышали, но не думали, что им придется их решать. В частности, такой маленький бюджет, каким располагает молодая семья, требует особой тщательности ведения хозяйства. И здесь необходимы хотя бы элементарные знания и умения.

Молодые супруги нередко пользуются и помощью родителей. Она носит разнообразный характер. Это и материальная, и хозяйственно-бытовая, и нравственно-психологическая, и помощь по воспитанию детей. Помощь эта неоценима и в начале супружеской жизни и закономерна, потому что дает возможность молодым супругам завершить образование и более рационально и интересно проводить свободное время. Если она оказывается в разумных пределах, то, естественно, способствует становлению молодых семе, в противном же случае такая помощь может отрицательно влиять на молодых супругов, вырабатывая у них ложные установки на “легкость”, может способствовать развитию к них иждивенчества, инфантилизма, паразитических наклонностей.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы: молодой семьей считается семейная пара, в которой оба супруга не достигли 29 лет, а также неполная семья, в которой ребенка воспитывает один из родителей, не достигший возраста 29 лет, в том числе разведенный, вдовый.

Молодая семья сталкивается с серьёзными материально-бытовыми проблемами. Особую позицию здесь занимает жилищный вопрос, т.к. далеко не все молодые семьи имеют возможность приобрести жилую площадь. Такие проблемы являются фактором риска для отношений молодых супругов.

Первые годы являются серьёзным испытанием для молодых супругов, т.к. в этот период продолжается формирование их взаимоотношений, распределяются обязанности, выявляются различия во взглядах, вкусах и т.д., приводящие к конфликтам.

Источник:
Психолого-педагогические аспекты проблемы конфликтов в молодой семье
Психолого-педагогические аспекты проблемы конфликтов в молодой семье Особенности молодой семьи и её эволюция в современном обществе Семья как социальный институт возникла в процессе развития
http://studbooks.net/1683713/psihologiya/psihologo_pedagogicheskie_aspekty_problemy_konfliktov_molodoy_seme

COMMENTS