Психологическая помощь семье в конфликтных ситуациях

Конфликты в семье

Рано или поздно в любой, даже самой гармоничной семье случаются конфликты. И в этом нет ничего плохого, скорее наоборот – это естественный этап развития, при успешном прохождении которого отношения в паре выходят на качественно новый уровень, становятся крепче, а взаимопонимание между супругами или партнерами – прочнее. С другой стороны, если партнерам по каким-либо причинам не удается конструктивно разрешать возникающие конфликты, то учащающиеся ссоры в паре могут привести к полному разрыву отношений или разводу.

Иными словами, конфликт конфликту рознь, и важно понимать, что именно происходит в паре, когда супруги ссорятся.

С точки зрения причин возникновения конфликты можно разделить на три категории.

1) Конфликт представлений

2) Конфликт неудовлетворенных потребностей

Чаще всего это частный случай конфликта представлений, когда в браке не удовлетворяются те потребности, которые являются актуальными для партнеров. Если не совпадают представления о взаимодействии в паре, то и потребности, скорее всего, будут различаться. То, что ожидает от мужа жена, ему даже не приходит в голову, и наоборот. Вместе с этим, оба партнера могут пребывать в убеждении, что они делают друг для друга очень многое – и возможно, так и есть, однако это многое совершенно не соответствует тому, что они друг от друга ожидают. Если супруги могут открыто поговорить об этом и услышать друг друга, то велика вероятность, что конфликт разрешится. Гораздо сложнее, когда ожидания и потребности супругов являются взаимоисключающими, и удовлетворение потребностей одного из супругов становится препятствием для удовлетворения желаний, намерений и интересов другого, и наоборот.

Кроме того, речь может идти не о тех потребностях, удовлетворения которых партнеры ожидают друг от друга, а о базовых человеческих потребностях. К примеру, постоянные финансовые затруднения или отсутствие отдельного жилья часто могут провоцировать ссоры, хотя истинные причины раздражения супругов будут при этом заключаться в недовольстве не друг другом, а уровнем жизни.

3) Конфликт воспитания

Эта категория конфликтов связана с разным уровнем воспитания супругов. Говоря более глобально, если родительские семьи супругов принадлежат к разным социальным слоям, вероятность возникновения конфликтов между партнерами повышается (хотя прямой причинно-следственной связи между этими факторами, конечно, нет).

Стоит также иметь в виду, что конфликты могут быть подлинными и смещенными. В первом случае речь идет о наличии некой объективно существующей ситуации, на которую у партнеров имеются различные точки зрения. К примеру, супруги не могут решить, как поступить с определенной суммой денег – потратить на отпуск или отложить в качестве сбережений. Разрешение подобного конфликта основано на обмене рациональными аргументами с обеих сторон и поиске оптимального решения либо компромисса. Смещенный конфликт предполагает, что помимо фактического повода для конфликта есть более глубокие претензии одного из партнеров к другому, или взаимные претензии. Например, споря о том, как потратить деньги, супруги на самом деле решают не только вопрос рационального расходования бюджета, а также спорят о распределении ролей в паре.

Помощь психолога при конфликтах в семье состоит в том, чтобы помочь партнерам осознать внутреннее содержание конфликта. Ради чего ссорятся супруги? Ради того, чтобы обменяться точками зрения и найти компромисс? Или ради того, чтобы сбросить накопившееся раздражение? Ответы на эти вопросы помогут выявить деструктивные конфликты (то есть такие, которые не способствуют преодолению разногласий) и перевести их в конструктивное русло, то есть обнаружить с их помощью истинные источники взаимных претензий и найти возможные пути их удовлетворения. Более осознанное восприятие партнерами своих потребностей и желаний способствует более эффективному разрешению спорных ситуаций и укреплению отношений.

Напоследок хочется еще раз отметить, что залогом успешного разрешения конфликта является внимательное и уважительное отношение партнеров друг к другу. Если в паре есть способность слушать и слышать другого и идти на компромисс, то конфликты способствуют изживанию старых исчерпавших себя форм взаимодействия и формированию новых, более зрелых способов коммуникации.

Источник:
Конфликты в семье
Психологическая помощь при конфликтах в семье направлена на то, чтобы помочь партнерам осознать истинные причины конфликтов и найти пути его разрешения.
http://centr-probugdenie.ru/uslugi/problemy-v-seme/konflikty-v-seme/

Психологическая помощь конфликтным семьям

Под методикой (техникой) семейной психотерапии понимается типовая совокупность действий, с помощью которых психотерапевт решает определенную психотерапевтическую задачу.

Рассмотрим в качестве примера одну из техник, применяемых в семейной психотерапии, — «проигрывание ролей друг друга» (Barker Ph., 1981). Она состоит из последовательных действий: психотерапевт выдвигает предложение «попробовать сыграть кое-что»; он объясняет, как это сделать, прилагает усилия, чтобы убедить членов семьи в необходимости сделать это; члены семьи участвуют в проигрывании своих ролей; после чего психотерапевт определенным образом комментирует их. Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкие Психология и психотерапия семьи. «Питер», СПб, 2001

Совокупность действий, входящих в технику, может быть весьма значительной, но может ограничиваться только одним действием или даже намеренным бездействием — примером такой техники является «молчание», по X. Пересу (Peres J., 1979). Вся совокупность действий, входящих в технику, применяется при решении определенной задачи или нескольких различных задач. «Проигрывание ролей» применяется в случае необходимости увеличить уровень эмпатии членов семьи. «Обмен ролями» между родителями и детьми широко применялся А.И. Захаровым (1982) для того, чтобы улучшилось их взаимопонимание и сочувствие.

Семейная психотерапия за время своего развития приобрела большое число различных техник. Каждая из вновь появившихся школ привносит свои техники, применяемые для решения тех задач, которые представители именно этой школы считают самыми важными. Охарактеризуем основные виды психотерапевтических техник, наиболее широко применяемых в семейной психотерапии.

Указания (директивы) — прямые и конкретные указания психотерапевтам необходимости определенных действий со стороны всей семьи или отдельных ее членов для того, чтобы они добились своих целей (выздоровления, решения проблемы, разрешения конфликта). Указание (директива) может касаться конкретных действий: необходимость сменить место жительства, жить отдельно или, напротив, вместе и т.д. Известный семейный психотерапевт Ф. Баркер предложил простое деление директив, применяемых в ходе семейной психотерапии (Ph. Barker, 1981):

указание членам семьи делать что-то;

указание делать нечто иначе, чем до сих пор;

указание не делать того, что они до сих пор делали. Автор с полным основанием замечает, что больше всего проблем возникает при необходимости применения директив третьего рода, т.е. указаний прекратить что-то делать. Он предлагает ряд мер, которые помогают усилить эффективность такого рода директив:

во-первых, сделать директиву как можно более точной;

во-вторых, призвать на помощь других членов семьи, которые напоминали бы индивиду о том, чего не нужно делать;

в-третьих, установить систему наград и наказаний, которые помогли бы индивиду удержаться от нежелательных действий.

Технику указаний широко применяют психотерапевты самых различных школ и направлений. Значительное место уделено ей в системах С. Минухина, Дж. Хейли и М. Палаццолли и др. Директивы делятся на прямые, метафорические и парадоксальные. В основе этого деления — разница в способе воздействия на поведение членов семьи

В случае парадоксальной директивы истинная ее цель противоположна провозглашаемой. Психотерапевт в этом случае требует поступить определенным образом, рассчитывая, что члены семьи поступят как раз наоборот. Он может рекомендовать супругам на протяжении определенного времени воздерживаться от сексуальных отношений, если нарушения половой функции у мужа обусловлены тревожным ожиданием неудачи, рассчитывая, что запрет снимет страх супруга перед сексуальными отношениями и в результате семья этот запрет нарушит. В нашей практике семейной психотерапии указания играют немалую роль. Эффективность данной техники решающим образом зависит от правильности ее применения. Наиболее эффективно применение директив в следующих случаях. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. — М: Воронеж, 1995

1. Если семья способна вести себя по-новому, не так, как привыкла, и ее поведение создает возможность для коррекции нарушения.

2. Если есть возможность перехода семьи к правильному, ненарушенному поведению и для ликвидации нарушения в жизни семьи необходимо что-то делать иным способом, чем ранее. Переход семьи к этому способу весьма затруднен, но возможен, если расчленить его на этапы и разработать серии директив, которые постепенно, шаг за шагом подведут семью к необходимо му поведению.

3. Если имеется возможность реорганизации условий жизни семьи и снятия таким образом нарушений в ее жизни. Речь идет об изменениях места жительства, работы, тех или иных сторон досуга, ведения домашнего хозяйства, режима семьи, определенных, достаточно легко изменяемых привычек. Такие указания особенно часто приходится давать при семейной психотерапии с семьями алкоголиков, подростков с нарушениями поведения на фоне различных акцентуаций характера, а также при устойчивой конфликтности

взаимоотношений в семье, если нервно-психическое расстройство у одного из ее членов возникло именно в силу этой конфликтности. В нашей практике были случаи, когда значительного снижения конфликтности в семье удавалось добиться с помощью нетрудновыполнимых указаний семье. Классический пример такого указания изложен в русской народной сказке о старухе, которой был дан совет при каждой ссоре с мужем набирать в рот большой глоток воды и держать до самого конца ссоры. В ходе изучения одной из конфликтных семей было установлено, что значительная часть конфликтов возникает утром, когда супруги собираются на работу. Естественно, было дано указание иным образом организовать утро в семье — так, чтобы супруги в это время практически не встречались, что оказалось возможным. В результате конфликтность взаимоотношений значительно понизилась.

Во всех перечисленных случаях применение указанной техники требует:

¦ тщательного изучения семьи. В основе любой директивы психотерапевта лежит психологический расчет, учитывающий значительное число моментов. В первом случае нужна была уверенность, что Янина Б. сумеет и осмелится выполнить указание психотерапевта, что на мужа ее поступок произведет необходимое впечатление. Если бы психотерапевт ошибся в своих расчетах, события могли начать развиваться непредсказуемым образом (например, в ответ на бойкот жены он ушел бы из семьи или объявил бы ответный бойкот). Точно так же хорошее знание характерологических особенностей матери Алика 3. было необходимо, чтобы точно предугадать ее реакцию на посещение вспомогательной школы. Если бы психологический расчет оказался ошибочным, могло бы случиться, что посещение школы произвело бы обратное действие, а именно укрепило бы нежелание отдавать туда сына;

достаточного авторитета психотерапевта в глазах того члена семьи, который должен выполнить указание. Во всех перечисленных случаях пациенту, выполняющему указание, пришлось сделать нечто неприятное, трудное для него, поэтому только авторитет психотерапевта мог создать для него достаточную психологическую опору;

психотерапевтического воздействия на семью примером психотерапевта, В ходе семейной психотерапии спонтанно возникает значительное число всевозможных ситуаций проблем, положений. Члены семьи реагируют на них, комментируют, ищут выход из создавшихся ситуаций.

Данная ситуация возникла в ходе работы с семьей Людмилы Д. Одной из основных проблем в этой семье было нарушение коммуникации между Людмилой Д. и ее свекровью и труднопереносимая для Людмилы Д. опека со стороны свекрови.

Свекровь. Надо стараться помогать друг другу. Надо помогать всем, чем можешь. Очень плохо, если в семье не помогают друг другу.

Психотерапевт смотрит на Людмилу Д. Людмила Д. молчит.

Психотерапевт (обращаясь к Людмиле Д.) — А бывает ли так, что не хочется ничьей помощи, хочется поработать одной?

Людмила Д. молчит.

Свекровь (решительно). Конечно, нет! Если все в семье от души друг другу помогают, то никогда так не будет.

Психотерапевт (обращаясь к Людмиле Д.): А вы бы обиделись, если бы предложили кому-нибудь помощь, а человек сказал, что он хочет побыть один?

Психотерапевт (переспрашивает): Совсем нет?

Людмила Д. Совсем.

Пауза. Психотерапевт переводит взгляд на свекровь.

Свекровь (решительно): Конечно, если человек хочет побыть один. Я люблю, например, мыть посуду и о чем-нибудь думать.

Людмила Д (смотрит на нее с удивлением). И я люблю.

При этом нередко спонтанно проявляются как раз проблемные аспекты взаимоотношений между ними. Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкие Психология и психотерапия семьи. «Питер», СПб, 2001Психотерапевт должен быть готов заметить эти моменты, «выхватить» их из потока событий, обратить на них внимание членов семьи и показать, как можно их решить. В качестве иллюстрации опишем следующие ситуации (случаи 30 и 31).

В этом эпизоде важно даже не то, что свекровь осознала, что опека не всегда нужна, а Людмила Д. высказала, хоть и весьма робко, свое желание. Самое главное, что психотерапевт показал Людмиле Д. технику «косвенного вопроса» и ее применение при решении весьма важной для семьи коммуникационной проблемы. Информация о том, как свекровь может отнестись к отказу Людмилы от ее опеки, была очень нужна Людмиле Д. и в то же время в силу сложившихся в семье взаимоотношений и особенностей ее характера не могла быть ею получена с помощью прямого вопроса. Психотерапевт сделал это с помощью косвенного. Можно быть уверенным, что Людмила Д. запомнит всю эту сцену и позднее, оставшись одна, несколько раз проиграет ее в воображении.

Приведенное наблюдение иллюстрирует и основные требования, которые возникают при применении данной техники.

Во-первых, пациент должен быть готов к тому, чтобы учиться на примере психотерапевта. В данном случае эпизод возник на том этапе психотерапии, когда Дмитрий У., 13,5 года. Нарушения поведения на фоне декомпенсации истероидно-эпилептоидной акцентуации характера. Одна из проблем во взаимоотношениях с подростком связана с его приступами упрямства. В частности, однажды подросток заявил, что больше не будет ходить в школу и на протяжении 1,5 месяца пропускал занятия. В ходе встречи со всей семьей психотерапевт просит подростка, чтобы он изобразил, как утром собирается в школу.

Подросток. Как показать? Как артист? (Подумав.) А что, если не получится?

Подросток (помолчав). А если не получится?

Отец (приходит на помощь). Ну, стань сюда и покажи, вот так.

Подросток (решительно). Не бу-Ду!

Все смотрят на психотерапевта. Тот молчит.

Мать (подростку). Ну, раз тебе говорят делать, так делай, и нечего тут упираться. (И тут же, обращаясь к психотерапевту, продолжает.) Ни за что не сделает. Он упрямый как осел!

Психотерапевт (как бы про себя). Я бы на его месте, наверно, тоже не сделал. (Обращается к отцу.) А вы?

Отец (улыбаясь). И я, пожалуй, тоже! Психотерапевт переводит взгляд на мать.

Мать (смущенно). И я тоже, наверно, не смогла бы.

Подросток (решительно). Давайте, попробую. Людмила Д. уже знала, что такое прямая и косвенная коммуникация, что такое коммуникационная проблема, выполняла в группе специальные упражнения на распознавание таких проблем. Если бы Людмила Д. не прошла такой подготовки, то вся ситуация осталась бы незамеченной ею.

Важно отметить, что в ходе групповой психотерапии родители подростка знакомились с подобными ситуациями, изучали различную технику их разрешения. Среди других осваивалась и техника «перехода к относительным нормам», которую использовал психотерапевт в описанной ситуации (Olovs H., 1966). Поэтому в описанном эпизоде она была сразу «опознана» родителями (из-за нее — смущение матери). Вся ситуация, несомненно, запомнится семье, будет неоднократно проигрываться членами семьи в воображении.

Наш опыт показывает высокую эффективность такой техники семейной психотерапии на том этапе, когда в ходе индивидуальных и групповых занятий члены семьи уже имеют все необходимое для самостоятельного решения семейной проблемы, и теперь нужно лишь помочь им научиться применять полученные знания в повседневной семейной жизни.

Семейная дискуссия — один из наиболее широко применяемых методов семейной психотерапии. Это, в первую очередь, дискуссия в семейных группах — обсуждение членами семьи широкого круга проблем, касающихся жизни семьи, и способов решения различных семейных вопросов. Интересные опыты работы в родительских группах описаны В.М. Воловиком (1980) и А.И. Захаровым (1982), который при описании пользуется термином «семейное обсуждение». Дискуссия может преследовать многочисленные цели.

При собственно семейной дискуссии (т.е. обсуждении каких-то вопросов в рамках семьи) особенно большое значение приобретает обучение формированию адекватного представления о том или ином аспекте семейной жизни, где немалую роль играет коррекция тех особенностей взаимоотношений членов семьи, которые препятствуют этому. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования/ред.Е.Г. Силяева. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 192 с.

В практике семейной психотерапии нередко приходится сталкиваться с парадоксальным явлением: при раздельной работе с членами семьи все они с помощью психотерапевта или группы приходят по определенному вопросу к одинаковому мнению. Однако стоит начать совместное обсуждение этого вопроса, как мнения тут же поляризуются и члены семьи вновь занимают диаметрально противоположные позиции. Поляризация эта происходит в соответствии с особыми внутрисемейными информационными ролями. Один из супругов может, например, устойчиво выполнять роль «пессимиста», другой — «оптимиста»; один — «теоретика», другой — «практика» и т.д.

Такая поляризация на определенном этапе может быть и полезна, обеспечивая многосторонность рассмотрения семьей различных вопросов. Однако она же нередко служит серьезным препятствием для формирования адекватного семейного представления. Под ее воздействием супруги нередко заинтересованы не столько в истине, в выработке адекватного представления по тому или иному вопросу, сколько в том, чтобы оказаться правыми. Приведем примеры высказываний членов семьи, иллюстрирующих явление поляризации: «Муж у меня любит все покритиковать. Я, наоборот, стараюсь убедить его, что все не так уж плохо», «Я по природе — пессимист, жена у меня, наоборот, — неисправимая оптимистка. Если я начинаю говорить, как все будет плохо, она обязательно начнет доказывать, что все будет хорошо». При коррекции особое значение приобретает осознание членами семьи своей заинтересованности в том или ином ходе семейной дискуссии.

Управление семейной дискуссией требует от психотерапевта немалого искусства. Заслуживает внимания данное X. Пересом описание основных приемов, используемых семейными психотерапевтами при ведении семейной дискуссии (J. Peres, 1979). Это эффективное использование молчания; умение слушать; обучение с помощью вопросов; повторение (резюмирование); обобщение; экспликация эмоциональных состояний членов семьи; конфронтация с определенным мнением или даже с членом семьи и т.д. Автор описывает многообразные функции каждого из перечисленных приемов семейной дискуссии.

Столь же многообразные функции играют в семейной дискуссии «умение слушать», «обучение с помощью вопросов», «резюмирование» и другие перечисленные X. Пересом приемы. Все они могут выполнять обучающую функцию: избирательным слушанием, вопросом или резюмированием психотерапевт обращает внимание семьи на какой-то аспект обсуждаемой темы, с их помощью психотерапевт нередко направляет дискуссию в нужное русло, что особенно важно на начальных этапах семейной психотерапии, когда семейная дискуссия под влиянием самых различных факторов, в том числе и страха перед неразрешенными семейными проблемами, легко сворачивает в сторону, уходит от «горячих тем».

Обусловленное общение — разнообразные психотерапевтические методы, ко»торые сводятся к тому, чтсГв обычные, привычные семейные взаимоотношения вводится какой-то новый» элемент. Цель обусловленного общения — дать возможность членам семьи откорректировать привычные нарушения в отношениях. Один из приемов — обмен между членами семьи записками: при обсуждении какого-либо вопроса члены семьи не говорят, а переписываются. Это в определенных случаях позволяет искусственно замедлить процесс коммуникации и сделать его более наблюдаемым для членов семьи. В результате они начинают замечать те особенности своей коммуникации, которые обычно ускользают от их внимания. Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкие Психология и психотерапия семьи. «Питер», СПб, 2001

Аналогична роль применяемой для улучшения коммуникации и взаимной эмпа-тии между супругами цветовой сигнализации (Alger J., Hagan P., 1969). Каждый цвет обозначает определенное чувство. Обращаясь друг к другу по различным вопросам, супруги зажигают лампочки, соответствующие испытываемому чувству.

Искусственное добавление к обычным взаимоотношениям дает супругам возможность лучше ориентироваться во взаимных состояниях друг друга и учит их точнее представлять себе эти состояния при общении. Техника обусловленного общения применяется для формирования широкого круга навыков.

Нередко в качестве нового элемента вводятся определенные правила. Эти правила предусматривают условия, при которых они вступают в силу, и соответствующее поведение. Такова разработанная Бахом (G. Bach, Wyden P., 1969) и модифицированная Кратохвилом (S. Kratochvil, 1974) техника «честной борьбы» или «конструктивного спора», которая включает в себя набор правил поведения, вступающих в силу в тот момент, когда супруги испытывают потребность в выражении агрессии по отношению друг к другу:

спор может проводиться только после предварительного обучения и согласия обеих сторон, выяснять отношения следует как можно быстрее после возникновения конфликтной ситуации;

тот, кто начинает спор, должен ясно представлять себе цель, которой он хочет достичь;

все стороны должны принимать активное участие в споре;

спор должен касаться только предмета спора, недопустимы обобщения типа «и всегда ты.», «ты вообще. «;

не допускаются «удары ниже пояса», т.е. применение аргументов, слишком болезненных для одного из участников спора (указания на психические болезни членов его семьи, физические уродства, сексуальные неудачи и т.п.).

Всеми этими правилами члены семьи должны овладеть в ходе специальных занятий и затем включать их в свои обычные повседневные отношения.

Имеющийся у нас опыт свидетельствует о том, что методика действительно содействует росту культуры выражения агрессии. Особенно эффективным оказывалось ее применение при наличии у одного из членов семьи того, что можно было бы назвать «конфликтофобией», — нерационального страха различной этиологии перед выражением агрессии другими членами семьи. Члены семьи с этим нарушением склонны уступать выражению агрессии даже тогда, когда чувствуют, что совершенно правы. В клинике алкоголизма мы нередко наблюдали случаи, когда супруга уступает пьющему мужу только для того, чтобы он на нее «не орал». Обучение технике «конструктивного спора» в таких ситуациях, как правило, обеспечивает устойчивость против выражения агрессии, умение в этих условиях находить верную линию поведения.

¦ Техники, формирующие умения и навыки

В ходе изучения семьи нередко обнаруживается, что у ее членов отсутствуют или недостаточно развиты навыки и умения, необходимые для успешной семейной жизни. Сложная совокупность навыков необходима для правильной коммуникации между супругами, для формирования правильного представления о семейной жизни и друг друге и для эффективных ролевых взаимоотношений. Эти недостающие навыки формируются с помощью самых разнообразных психотерапевтических техник.

Давая указания членам семьи, приводя примеры решения каких-либо проблем, проводя дискуссии, используя приемы «обусловленного общения», психотерапевт стремится к тому, чтобы правильные формы общения превратились в соответствующие навыки. Тем не менее нередко для формирования навыков и умений приходится применять специальные упражнения, организовывать соответствующие «тренировки».

Особенность методик данной группы состоит в том, что перед пациентом ставится определенная задача (или совокупность задач), ему говорится об умении или навыке, которые он должен сформировать, и сообщается критерий, с помощью которого он может судить о том, в какой мере ему это удалось. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. — М: Воронеж, 1995

Особое значение в семейной психотерапии приобретает формирование версионного мышления. Занятие строится следующим образом: психотерапевт сообщает об определенных поступках каких-то людей: например, жена выражает неудовлетворенность сексуальными возможностями своего супруга; мать выполняет все пожелания своего сына; один из членов вполне благополучной семьи неожиданно совершает попытку самоубийства. От пациента требуется выдвинуть как можно больше (не менее 20) версий мотивов, обусловивших такой поступок. Навык считается сформированным, если упражняющийся без особого труда, «с ходу» выдвигает значительное число версий.

Формируемая таким образом способность к быстрому выдвижению множества мотивов оказывается необходимой при коррекции целого ряда семейных нарушений. В частности, способность выдвинуть множество различных предположений о причинах того или иного поступка другого супруга содействует коррекции нарушений представлений членов семьи о семье и друг о друге. Применение подобных техник показано прежде всего в тех случаях, когда необходимы специальные усилия по формированию определенного навыка.

Проигрывание семейных ролей. Эти методики включают проигрывание ролей в различного рода играх, символизирующих семейные отношения (например, в детской психотерапии игра в «звериную семью», в которой участвует папа — кот и мама-кошка), «обмен ролями» (например, игры, в которых родители и дети меняются ролями), «живые скульптуры» (члены семьи изображают различные аспекты своих взаимоотношений).

Стихией ролевых игр является, конечно, детская психотерапия. Ролевая игра естественна для детей, что широко используется для коррекции их поведения и взаимоотношений с родителями (Захаров А.И., 1982). Применение данной техники у взрослых осложнено наличием у них страха перед необходимостью

выступить в какой-то иной роли, чем та, к которой они на протяжении жизни привыкли.

В нашей практике проигрывание определенных ролей применялось в основном в ходе семейных дискуссий. Если один из членов семьи убежденно защищал свою точку зрения на то, как должны быть организованы семейные взаимоотношения, ему предлагалось показать, как это должно выглядеть. Этот член семьи выступал в таком случае в роли режиссера и сценариста, т.е. объяснял, кто и что должен делать. Такое проигрывание в одних случаях проясняло искусственность предложений или, наоборот, помогало выяснить, что имеется в виду, позволяло значительно «приземлить» семейную дискуссию, приблизить ее к реальным взаимоотношениям в семье.

Источник:
Психологическая помощь конфликтным семьям
Под методикой (техникой) семейной психотерапии понимается типовая совокупность действий, с помощью которых психотерапевт решает определенную психотерапевтическую задачу. Рассмотрим в качестве
http://studbooks.net/1724111/psihologiya/psihologicheskaya_pomosch_konfliktnym_semyam

Психологическая помощь семье

Семья — существенный фактор эмоционального благополучия личности. Любовь и взаимоотношения в браке, решающим образом определяют переживание личностью счастья и удовлетворение жизнью. Тогда как, семейные трудности и проблемы оказывают негативное влияние и становятся существенными стрессорами, увеличивая восприимчивость всех членов семьи к различного рода вредностям и психосоматическим заболеваниям.

Более того, не найдя пути решения проблем большинство семейных пар разводятся. Поэтому своевременная психологическая помощь семье является основной альтернативой решения внутренних проблем и механизмом сохранения семьи, как ячейки нашего общества.

Начиная с 1970-х гг. в нашей стране активно развивается служба психологической помощи семье. Формами оказания психологической помощи семье стали: психологические центры и консультации по работе с семьей; региональные центры психолого-педагого-социальной поддержки и реабилитации детей и подростков; школьная психологическая служба; специализированные кризисные центры (по работе с женщинами, перенесшими семейное насилие; по профилактике суицидов); женские консультации (психологическое сопровождение беременности и родов); психологические кабинеты в учреждениях здравоохранения (репродуктивные центры, педиатрические кабинеты «здорового ребенка», психологические кабинеты в поликлиниках и наркологических диспансерах и пр.).

Психологическая помощь семье — широкое понятие, включающее в себя множество направлений деятельности семейного психолога. Она заключается в духовной, эмоциональной и смысловой поддержке семье и её отдельным членам в кризисных ситуациях.

Существующие сегодня в мировой практике виды консультативной психологической помощи семье чрезвычайно разнообразны. Они могут различаться ориентированностью работы и характером оказываемой помощи и задач, решаемых специалистами. Эти различия формируют ту или иную модель помощи.

Психологическое консультирование семьи представляет собой особую форму консультирования, которое направлено на нормализацию детско-родительских отношений, преодолении супружеских конфликтов, возвращение гармонии взаимоотношений в семье и т.д.

Такое консультирование может проводиться как индивидуально с каждым членом семьи, так и совместно со всеми ее членами.

Психологическое семейное консультирование включает в себя:

Проблемы и трудности семейных отношений

Психологическое консультирование так же показывает свою эффективность при работе со следующими проблемами:

Важно понимать, что каждая семья рано или поздно сталкивается со сложностями, которые могут привести к серьезному кризису взаимоотношений. Часто конфликты начинаются с мелких проблем, которые, разрастаясь, становятся уже непреодолимым (с точки зрения супругов) препятствием к взаимопониманию.

Если вы оказались в ситуации, которая кажется тупиковой, своевременная помощь семейного психолога и его рекомендации помогут вам найти выход. Измена партнера, ревность, сексуальная дисгармония и неудовлетворенность супругов, неуспеваемость и плохое поведение ребенка — все эти проблемы можно преодолеть, если вовремя обратиться за помощью к профессионалам. Получив психологическую помощь, вы не только сохраните семью, но и научитесь в будущем умело «обходить» опасные ситуации и поддерживать гармоничные отношения в любых жизненных обстоятельствах.

Источник:
Психологическая помощь семье
Семья — существенный фактор эмоционального благополучия личности. Любовь и взаимоотношения в браке, решающим образом определяют переживание личностью счастья и удовлетворение жизнью. Тогда
http://relive-therapy.ru/psihologicheskaya-pomoshh-seme/

Психологическое консультирование конфликтных семей

Психологическое консультирование конфликтных семей

3 Психологическое консультирование конфликтных семей

Сущность психологического консультирования конфликтных семей заключается в выработке рекомендаций по изменению негативных психологических факторов, затрудняющих жизнь семьи и вызывающих конфликты, особенно при переходе семьи из одной стадии развития в другую.

Основные задачи психологического консультирования:

индивидуальные и групповые консультации лиц, обратившихся к специалисту с целью решения сложных проблем, приобретения психологических знаний или разрешения конфликтов;

выявление конфликтных семей и проведение с ними консультаций;

оказание помощи супругам в выявлении их ошибок и выборе правильного поведения в трудных ситуациях семейной жизни;

обучение методам саморегуляции психического состояния.

Семейное консультирование рассматривается как одна из форм супружеской терапии, поскольку речь идет о более простых, поверхностных и кратковременных психотерапевтических воздействиях, в основном в конфликтных и кризисных ситуациях. Консультации позволяют найти выход из конкретных конфликтных ситуаций, при этом применяются прежде всего такие методы, как экспликация, поощрение, индивидуальные рекомендации и советы (С. Кратохвил).

Психологическое консультирование сопряжено с определенными трудностями.

1. Проблема времени. Психолог должен за короткий срок определить причины, мотивы, условия конфликта, показать супругам возможности восстановления их отношений;

2. Различная степень конфликтности семейной жизни у супругов. Значительная часть обращающихся за психологической помощью — это молодые люди недавно поженившиеся. Для них коррекция психологической несовместимости эффективна. Однако нередко психолог имеет дело с семьями, которые неизбежно эволюционируют к разводу. Эффективность их психологического консультирования незначительна.

Еще одна группа консультируемых — люди с противоречивой системой мотивов, как препятствующих, так и содействующих сохранению супружеских отношений. Первая группа мотивов обусловливает сохранение конфликтов, вплоть до готовности идти на развод, в то время как мотивы, содействующие сохранению семьи, делают возможным психологическую коррекцию супружеских отношений.

3. Повышенная агрессивность консультируемого по отношению к супругу и консультанту. Особенность конфликтных семей, находящихся на стадии развода, — упрощенная мотивировка такого решения. Это затрудняет полную диагностику супружеских отношений. Важно заинтересовать консультируемых в более глубоком раскрытии их семейных и личных, проблем, а также трансформировать ситуацию, где психолог проводит экспертизу взаимоотношений супругов, в ситуацию, когда сами они с помощью психолога переосмысливают мотивы конфликта.

4. Наличие неосознаваемых компонентов конфликтного поведения супругов значительно усложняет положение консультируемых и работу психолога-консультанта (В. Смехов).

3.1 Этапы психологического консультирования

Определение необходимости консультирования и прогноз эффекта воздействия на семью — это начальная диагностическая стадия коррекции супружеских отношений. Диагностическая стадия может включать структурный, описательный, динамический» генетический и прогностический уровни . Для диагностики супружеского конфликта рекомендуется использовать методику анализа конфликтной ситуации — МАКС (В. Смехов). Она представляет собой свободное описание конфликта в виде ответов на вопросы, которые объединены в одиннадцать рефлексивных планов. Важно представить внутреннюю картину конфликтного события хотя бы одного из его участников. Эффективное использование методики возможно после установления психотерапевтического контакта.

Вторым этапом консультирования конфликтных семей является восстановление супружеских отношений. Успешность перехода к нему зависит от снижения психической напряженности консультируемого. Иногда в супружеском конфликте сложившиеся отношения воспринимаются как неизбежные, из-за чего появляются чувства беспокойства, безысходности, жалости к себе. Важно стремиться изменить пессимистичное отношение супругов к ситуации.

При нормализации супружеских отношений важно:

не допустить нового обострения конфликта в присутствии психолога (обвинений, оскорблений, грубости);

не стать на сторону одного из супругов, так как нередки попытки включить консультанта в качестве «союзника» в конфликте;

с самого начала стремиться к расширению понимания супругами конфликтной ситуации, оценки ее с позиции оппонента;

терпеливо относиться к медленной, но положительной эволюции, восстановлению супружеских отношений;

уважительно относиться к нормам и ценностям, которые принимаются или отстаиваются супругами;

не стремиться давать советы, а помогать найти правильное решение самим;

соблюдать деликатность и анонимность, особенно в тех вопросах, которые касаются интимных отношений супругов.

Психологу-консультанту не всегда удается нормализовать отношения супругов, которые обратились за помощью. Р. Мэй подчеркивает необходимость психологу-консультанту развивать в себе то, что А. Адлер назвал мужеством несовершенства, т.е. умение мужественно принимать неудачу.

Ключевую роль в семейных конфликтных отношениях играют супружеские конфликты. Они возникают из-за неудовлетворения потребностей супругов. Наиболее конфликтными являются кризисные периоды в развитии семьи. В зависимости от уровня конфликтности выделяются кризисные, конфликтные, проблемные и невротические семьи. Семейные конфликты имеют психотравмирующие последствия: состояние полной семейной неудовлетворенности, «семейная тревога», нервно-психическое напряжение, состояние вины. Специалистами выработаны рекомендации по регулированию супружеских конфликтов.

Конфликты между родителями и детьми возникают из-за деструктивности внутрисемейных отношений! недостатков в семейном воспитании, возрастных кризисов детей, индивидуально-психологических особенностей родителей и детей. Бесконфликтному общению родителей с детьми способствует повышение педагогической культуры родителей, организация семьи на коллективных началах, подкрепление словесных требований организацией воспитания, интересом родителей к внутреннему миру детей.

Сущность психологического консультирования конфликтных семей заключается в выработке специальных рекомендаций по изменению неблагоприятных психологических факторов, затрудняющих функционирование семьи и создающих в ней конфликтные отношения.

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999.

Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. – М., 1993.

Канатаев Ю.А. Психология конфликта. – М.: ВАХЗ, 1992.

Олейник А.Н. Основы конфликтологии. – М.: АПО, 1992.

Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М.: Мысль, 1989.

Источник:
Психологическое консультирование конфликтных семей
Читать тему online: Психологическое консультирование конфликтных семей по предмету Социология. Размер: 33.60 КБ.
http://www.kazedu.kz/referat/50197/3

Работа психолога с семейными конфликтами

В современной практической психологии разработаны техники, с помощью которых у супругов, находящихся в конфликтной ситуации, формируют навыки конструктивного поведения. Рассмотрим некоторые из них: «Супружеский договор», «Конструктивная ссора».

Методика «Супружеский договор»

В настоящее время существуют различные варианты модификации этой методики. Супругам предлагается письменно изложить свои требования друг к другу. Затем с помощью психолога супруги делают эти требования максимально конкретными и между ними заключают договор: каждый будет стараться делать то, что требуется другому, в ответ на подобную его встречную активность. Далее представлен образец такого супружеского договора (С. Кратохвилл, 1991).

1) Домашний бюджет:

Буду ежемесячно вносить в семейный бюджет … руб, уплачивать налоги — …руб, делать сбережения в размере …руб, а также покупать бензин для автомобиля; оставлять на карманные расходы …руб.

Буду самостоятельно вести семейный бюджет и вносить в него свою долю в размере …руб; оставлять на карманные расходы …руб

2) Секс и душевный разговор

По возвращении домой не менее 10 минут разговаривать с женой; ежедневно говорить ей какой-то комплимент; не буду использовать грубых выражений; не буду принуждать жену к исполнению супружеских обязанностей

Создать в доме атмосферу нежности, половые отношения 3 раза в неделю (дни по собственному выбору); в сексе проявлять инициативу не реже 1 раза в неделю

3) Свободное время

По крайней мере, один раз в месяц организовывать совместный отдых вне дома; обязанности по его организации выполнять поочередно.

Всегда убирать свои вещи на место. Заниматься детьми и домашним хозяйством, когда жена задерживается на работе

При обсуждении возникающих проблем (1-2 раза в неделю по 10-20 мин) буду сотрудничать и использовать в споре логические доводы

Через неделю супруги встречаются с психологом для обсуждения изменений в договоре, чем его необходимо дополнить. Также обсуждаются и причины незапланированных нарушений, как их избежать в будущем.

Иногда строятся графики освоения навыков: клиенты получают формуляры, в которых отмечают частоту желаемого (нежелательного) поведения по отдельным дням. На основе этих формуляров строится график освоения навыков решения проблем. Можно использовать дневниковые формы записей – ежедневные отметки о стремлении партнера достигнуть положительных изменений поведения. Например, клиент получает задание ежедневно отмечать, «что сегодня партнер сделал мне приятного» или «что из сделанного сегодня партнером мне понравилось».

Методика психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье В.А. Смехова

Методика предназначена для работы с теми супругами, которые обладают богатыми внутренними ресурсами для самостоятельного разрешения конфликтных ситуаций (высокий уровень образования, духовные ценностные ориентации и др.), но не могут их реализовать из-за активизации защитных механизмов. Основное назначение данной методики – преобразование типичных образцов поведения в супружеском конфликте. Методика предполагает в процессе работы с клиентом анализ 11 рефлексивных планов:

  1. Краткое содержание конфликтной ситуации.
  2. Как реально я себя вел.
  3. Как я хотел бы вести себя в подобной ситуации.
  4. Как я должен был бы вести себя в подобной ситуации.
  5. Как реально он себя вел.
  6. Как он должен был бы вести себя в подобной ситуации.
  7. Как он хотел бы вести себя в подобной ситуации.
  8. Каким он видел меня в этой ситуации.
  9. Каким он предпочел бы видеть меня в подобной ситуации.
  10. 10. Каким я предпочел бы видеть его в подобной ситуации.
  11. 11. Каковы причины, цели и обстоятельства всего происшедшего.

Применение данных вопросов к конкретной ситуации способствует формированию у клиента адекватного образа конфликтной ситуации, осознанию как своего поведения, так и поведения другой стороны в конфликтной ситуации. В итоге это способствует формированию у клиента конструктивных способов поведения в трудных ситуациях.

Источник:
Работа психолога с семейными конфликтами
В современной практической психологии разработаны техники, с помощью которых у супругов, находящихся в конфликтной ситуации, формируют навыки конструктивного по …
http://www.b17.ru/article/10466/

COMMENTS