Психологическая готовность к браку у современной молодежи

Психологическая готовность к браку среди студенческой молодежи

«Психологическая готовность к браку среди студенческой молодежи . »

Министерство образования и науки Российской Федерации

Кафедра консультативной психологии

Психологическая готовность к браку среди студенческой молодежи

Студентки 4 курса 461 группы направления 37.03.01 «Психология» факультета психологии.

Байденко Елены Алексеевны Научный руководитель канд.психол.наук, доцент М. М. Орлова подпись, дата Зав. кафедрой д. псх. н., доцент Т.В. Белых подпись, дата Саратов, 2016 Введение Актуальность исследования. Проблема готовности молодежи к семейной жизни остается актуальной уже долгое время, различные ее аспекты в той или иной степени отражены в трудах таких отечественных ученых, как В.Е. Каган, Д.Н. Исаева, Б.И. Говако, В.М. Целуйко и др.

Главным образом, насущность этой проблемы заключается в том, что в самый сложный период своего становления молодая семья сталкивается с суровыми условиями современной российской действительности.

Психосоциальная неподготовленность молодых людей к семейной жизни, психологические перегрузки, а также возникающие сложности в решении бытовых проблем и другие негативные факторы зачастую становятся причинами конфликтов в молодых семьях, способствуя разрушению семейных устоев и приводя к неизбежному распаду семей.

Этот процесс во многом обусловлен усиливающимися негативными факторами внешнего воздействия на представления молодежи о семейных ценностях:

обесцениванием традиционного семейного образа жизни, навязчивой пропагандой альтернативных форм брачно-семейных отношений, снижением престижа семьи, нежеланием иметь и воспитывать детей, тенденцией к разводам и отсутствием желания сохранить семью и т.д.

В современных реалиях для стабильного развития общества приоритетное значение сохраняют тенденции и перспективы развития молодежи, в том числе, проблемы увеличения и сохранения молодого поколения, прежде всего потому, что за ним стоит будущее. В этих условиях наиболее важное место в системе общественных отношений занимает подготовленность молодежи к браку и семье как основной ячейке общества.

Очевидно, самым благоприятным временем не только для учебной деятельности, но и для создания семьи является период учебы в вузе. В этот период перед молодежью раскрываются не только широкие возможности выбора своих профессиональных предпочтений, но и зачастую брачного партнёра. Общие интересы, жизненные и профессиональные цели, схожие ценностные ориентации — все эти факторы способствуют созданию потенциально устойчивых семей.

Вместе с тем необходимо отметить, что брачно-семейные отношения могут быть достаточно устойчивы только в том случае, если молодые люди психологически готовы к семейной жизни, т. е. у них сформирована система социально-психологических установок и представлений, которая определяет их эмоционально положительное отношение к семье и семейным ценностям.

По мнению отечественных психологов, cоциально-психологическая подготовленность личности к браку означает осознание и принятие целого комплекса требований, обязанностей и социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. К таким стандартам может относиться готовность и желание к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству, понимание своих прав и обязанностей по отношению к партнеру, детям и другим членам семейной системы, готовность взять на себя ответственность за воспитание детей, признание прав каждого члена семьи на равноправие и самореализацию. Однако, такая готовность не может быть достигнута сразу и зависит от многих факторов.

Изучение психологической готовности к браку является востребованным в современных условиях увеличения роли внесемейных ориентаций. В научных исследованиях наблюдается недостаточность использования понятия психологической готовности к браку. Этим обусловлен выбор темы.

Целью данного исследования является выявление специфичности в готовности к браку девушек и юношей.

Гипотеза: мы предполагаем, что у девушек и юношей есть различия в психологической готовности к браку.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой исследования предполагается решение следующих задач:

провести анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования;

рассмотреть понятие семьи, брака и брачных отношений;

провести анализ научных подходов к пониманию и толкованию психологической готовности к брачно-семейным отношениям;

подобрать диагностические методики, адекватные предмету исследования;

проанализировать мотивы вступления в брак в разных группах испытуемых;

определить социально — психологический тип личности, сравнить готовность к браку среди студентов и сформулировать выводы.

Объектом данного исследования является психологическая готовность к браку, мотивы вступления в брак, социально — психологический тип личности молодых людей студенческого возраста, в количестве 50 человек (25 девушек и 25 юношей).

Предметом исследования является предполагаемая специфичность психологической готовности к браку в зависимости от пола.

Методы исследования: библиографический метод; метод опроса (анкетирование); психодиагностический метод; метод исчисления обработки информации.

Методики исследования:

Методика «Мотивы вступления в брак» (Автор Голод С.И.);

Тест-карта оценки готовности к семейной жизни (Автор Юнда И.Ф.);

Тест по определению социально — психологического типа личности (Автор Минияров В.М.).

Основное содержание работы Семья, являясь особой психологической системой, выступающей подсистемой системы «общество», была и остается основным источником социального и экономического развития общества. Она производит и воспроизводит главное общественное богатство – человека. При этом семья выступает одновременно и как инструмент для удовлетворения многообразных индивидуальных потребностей личности – духовных, материальных, физиологических, психологических.

Брак – это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, одно из орудий, путей, способов самосохранения и развития общества.

готовность к супружеских взаимоотношений основывается на сознательной потребности в психологической близости с другим человеком и является сложным образованием, охватывает когнитивный, мотивационный и эмоционально-волевой компоненты. Она характеризуется системой социально-психологических установок личности на брак и ориентацией на построение устойчивых, позитивных взаимоотношений в семье.

Необходимым ее базисом является умение строить семейные отношения, не теряя собственного «Я», с одной стороны, и не навязывая его окружающим, с другой: удовлетворять потребность в любви не за счет растворения личности одного партнера в личности другого, а путем развития уважения (к себе, к партнеру, будущим детям), находить контекст взаимодействия, общения, взаимоуважения, а также уметь работать над собой и отношениями.

Таким образом, готовность молодежи к семейной жизни предусматривает сформированность и развитие конструктивных брачносемейных установок, усиление направленности на семейный образ жизни, овладение знаниями, умениями и навыками, связанными с построением гармоничных брачно-семейных отношений.

По итогам работы выявлено, что в молодежной среде присутствует определенная тенденция, связанная с разделением властных полномочий в реализации базовых семейных функций. Это некий отход от традиций и норм семейно-брачных отношений, присущих патриархату. В то время как традиционные тендерные стереотипы востребованы только при выборе брачного партнера, причем, у девушек они актуализируются в ожиданиях более зрелого, старшего по возрасту потенциального партнера, а у молодых людей — в ожиданиях проявлений материнской позиции от будущей супруги.

Выявленные в работе тенденции вносят изменения в существующие теории брачного выбора, в ряде случаев подтверждая их и дополняя новыми фактами.

Итак, анализ литературы по проблеме исследования позволяет определить психологическую готовность к семейной жизни как целостное интегративное психологическое образование, которое обеспечивает личности успешное вхождение в семейную жизнь и ее реализацию, имеет свою структуру с функциональными связями между компонентами.

Необходимость изучения готовности к браку молодых людей определяется тем, что именно юношеский возраст является сензитивным периодом развития семейных ценностей и вступления в брак. Чем выше уровень готовности, тем успешнее происходит адаптация к семейной жизни, тем проще достигается взаимопонимание, тем больше шансов, что отношения будут гармоничными.

В качестве первого метода исследования в данной работе был использован библиографический метод, необходимый для осуществления теоретического анализа имеющихся в литературных источниках данных по интересующей нас проблеме. Результатом применения этого метода явилось написание теоретической главы данного исследования, а также построение гипотез, на которых был основан эксперимент. В рамках исследования библиографический метод использовался для определения психологического содержания феномена психологической готовности к браку.

В ходе экспериментальной работы были использованы метод анкетирования, психодиагностики и метод математической обработки полученных данных.

Метод анкетирования считается одним из наиболее оперативных способов сбора первичной информации. Представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с главной задачей исследования 1.

Данный метод в нашем исследовании позволил получить информацию о мотивации вступления в брак испытуемых, а также о степени совпадения мотивов у девушек и юношей. Он был реализован при использовании методики «Мотивы вступления в брак» (Автор Голод С.И.). (См.

Приложение 1). Данная методика состоит из 9 мотивов. Каждому испытуемому нужно было выбрать не более 3-х мотивов из представленного списка.

Психодиагностический метод был реализован при использовании следующих методик.

— Тест по определению социально — психологического типа личности (Автор Минияров В.М.).(См. Приложение 2). С помощью этой методики, мы выявили какой тип личности характерный для каждого испытуемого.

Условием выполнения теста, каждому испытуемому из противоположных по значению личностных качеств необходимо выбрать одно. Если не удавалось соблюсти первое условие, то в случае 50% проявления обоих качеств следовало отметить отрицательное. Если положительное качество проявлялось в большей степени, но присутствовало и отрицательное, то можно было отметить оба качества. Если личностные качества не наблюдались, то они не отмечались.

Следующая использованная методика:

— Тест-карта оценки готовности к семейной жизни (Автор Юнда И.Ф.).

Данная методика позволяет определить готовность будущих супругов выполнять семейные функции: создание положительного семейного фона, поддержание уважительных, доброжелательных отношений с Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2008. — С. 56.

родственниками, воспитание детей, интимная жизнь супругов, налаживание здорового семейно-бытового режима и т.д. Кроме этого с помощью данной методики можно наметить перспективы благополучия семейных отношений.

Заданием для испытуемых было выбрать в каждой из предложенных 10 ситуаций по одному из 3-х вариантов ответа.

Методы математической обработки полученной информации. В рамках методов статистического анализа были использованы описательная статистика, t-критерий Стьюдента. Эти методы позволяют проверить, доказать или опровергнуть выдвинутую гипотезу исследования.

Кроме методов статистической обработки результатов исследования, в данной работе использовались способы наглядного представления результатов (таблицы, рисунки).

Социально психологический тип личности влияет на психологическую готовность к браку, но не зависит от пола.

При анализе полученных результатов, нельзя не учитывать отсутствие честности, которая в действительности определяет решение о вступлении в брак. В подобных вопросах респондент довольно часто бывает не искренним, а иногда человек действует, возможно, на основе представления идеальной семьи. Можно сказать, что эти данные носят, скорее всего, приближенный и ориентировочный характер.

Таким образом, проведенные исследования позволили определить, что психологическая готовность к браку формируется под влиянием различных социально психологических типов, мотивов, однако половая принадлежность респондентов на конечный результат исследования не влияет. Это частично опровергает выдвинутую гипотезу и доказывает, что у девушек и юношей существуют различия лишь мотивов психологической готовности к браку.

Завершая анализ полученных данных, можно сделать общий вывод, что результаты использованных методик нуждаются в дополнительном пересмотре, так как была допущена ошибка в формировании выборки – проведение исследования в большинстве своем среди друзей и знакомых. В этой ситуации отсутствовала также возможность соблюдения анонимности.

Необходимо отметить, что учет данных ключевых условий в дальнейших исследованиях позволит увидеть более подробную и точную картину готовности к браку, в том числе, среди студенческой молодежи. Ведь создание семьи – это сложный, многогранный процесс, формирующий основу нашего общества, его будущего, именно поэтому он нуждается в усиленном внимании со стороны исследователей.

Заключение

Ядром социокультурной среды, формирующей личность, первоэлементом общества является семья. Она транслирует на личность основы общей и бытовой культур, определяет потребности и интересы, отношение с окружающими, формирует основные качества индивида.

Основной функцией семьи является продолжение человеческого рода, то есть рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Семья обеспечивает развитие личности в течение всей жизни человека. Характер семьи, её духовное и моральное здоровье во многом определяют характер человека, правильное воспитание подрастающего поколения и в конечном итоге развитие всего общества.

Традиционным средством создания семьи по сей день является брак, оставаясь важнейшим институтом, регулирующим отношения между полами.

Именно брак считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленной законом формой взаимоотношений супругов. Однако, многочисленные исследования зарубежных и отечественных ученых в области брачно-семейных отношений говорят о том, что стабильная семья может быть создана без определенной готовности молодых людей к семейной жизни. Семейная жизнь, открывая человеку возможности для личностного роста и счастья, одновременно и предъявляет к нему немало требований. Среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, выделяют готовность молодежи к браку. Это система социально — психологических установок личности, определяющая эмоциональнопсихологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества.

Необходимость изучения готовности к браку именно студенческой молодежи определяется тем, что данный период можно назвать сензитивным этапом развития семейных ценностей и вступления в брак. Чем выше уровень готовности к браку в этот момент, тем успешнее происходит адаптация к семейной жизни, проще достигается взаимопонимание между супругами, а значит больше шансов создать благополучную семью.

В соответствии с поставленными перед нами задачами, мы постарались раскрыть основные подходы и понятия к изучению семьи, брака и брачных отношений, провели анализ исследования мотивов заключения брака у студенческой молодежи. Определили влияние социально — психологического типа личности девушек и юношей на психологическую готовность к браку.

Мотивы вступления в брак можно рассматривать не как кратковременный душевный порыв, а как длительный процесс, в результате которого взгляды, установки и ориентации, сформировавшиеся в определенной обстановке, побуждают людей к активизации своей деятельности в направлении удовлетворения своих социальных и природных потребностей в браке Среди мотивов вступления в брак у обоих полов чаще всего отмечается: любовь, общность взглядов и интересов. Юноши чаще отмечают мотивы: стать независимым от родительской семьи, стремление к семейному уюту, а некоторые – даже наличие жилплощади у супруги. Такие мотивы, как незапланированное ожидание ребенка, материальная обеспеченность будушего супруга, желание проявлять заботу и желание иметь детей наиболее часто выделяются девушками.

В целом мы наблюдаем положительную тенденцию ориентации молодых людей на создание семьи на основе любви, духовной близости, но не стоит забывать, что существуют браки по расчету. Девушки желают видеть рядом с собой обеспеченного молодого человека, а юноши обращают внимание на наличие у супруги собственной жилплощади.

Кроме того, можно предположить, что большинство юношей и девушек имеют завышенную самооценку себя как будущего семьянина, то есть считают себя идеальными будущими супругами, которым не нужно совершенствоваться, и при этом ожидают, что их партнер будет меняться и приспосабливаться к ним, так как они еще никогда не состояли в браке.

Следует отметить, что такие завышенные требования к партнеру и завышенные ожидания в отношении будущей семьи у юношей и девушек могут привести к существенным разногласиям и разочарованиям в будущей семейной жизни.

Что касается социально — психологического типа личности, среди общего количества опрошенных преобладает гармоничный тип личности.

Кроме того, девушки, в отличие от юношей чаще являются представителями сензитивного и интровертного типа. Индивиды инфантильного и тревожного психотипа разделились равно по половому признаку, по 4% в каждой группе.

Таким образом, можно предположить, что данное исследование может быть продолжено в рамках изучения психологической готовности к браку, в совокупности с мотивами вступления в брак, учитывая социально психологический тип личности молодых людей студенческого возраста. А также предполагаемой специфичности психологической готовности к браку в зависимости от пола. Однако, необходимо принять во внимание допущенные ошибки и исправить неточности в применении использованных методик для получения наиболее точных и корректных результатов, которые, в свою очередь, могли бы использоваться в дальнейшем при разработке программ, способствующих повышению эффективности подготовки студентов к брачным отношениям.

Источник:
Психологическая готовность к браку среди студенческой молодежи
«Психологическая готовность к браку среди студенческой молодежи . » Министерство образования и науки Российской Федерации Кафедра консультативной психологии Психологическая готовность к
http://pdf.knigi-x.ru/21psihologiya/66368-1-psihologicheskaya-gotovnost-braku-sredi-studencheskoy-molodezhi.php

Психологическая готовность к семейной жизни юношей и девушек студенческого возраста

Психологическая готовность к семейной жизни юношей и девушек студенческого возраста

Повышенный интерес к семье и браку обусловлен рядом причин. Треть всех браков оказывается нежизнеспособными. Вопрос об укреплении брака и улучшении брачной структуры населения приобретает важнейшее государственное значение в связи с проблемой рождаемости. Решение таких проблем немыслимо без изучения механизмов внутрисемейных отношений.

Постановка проблемы состояния современного брака и семьи, определение психологических оснований их понимания и изучения являются актуальными задачами по причине отмечаемого исследователями кризиса современной семьи. На всем российском пространстве эта ситуация обозначена особенно остро: кризис семьи является доминирующим, всепоглощающим и пока трудно — преодолимым. Приводимые в открытой печати «цифровые иллюстрации» свидетельствуют о наличии кризисных тенденций в современной российской семье, что подтверждает необходимость изучения семьи и семейных отношений как теоретической базы для оказания психологической помощи семье.

Таким образом, крепкая, здоровая семья — залог здорового общества и крепкого государства. Устойчивость брачно-семейных отношений в современном мире приобретает особое значение, поскольку сегодняшняя жизнь, с ее стрессами и экономическими трудностями, не способствует стабильности и гармонии в супружеских отношениях. В связи с этим готовность к браку, все чаще становится предметом исследовании психологов, педагогов и социологов.

Семье и браку посвящено большое количество российских и зарубежных исследований. Особое внимание уделялось её структуре, в которой нашли отражение такие немаловажные вопросы, как мотивы вступления в брак, причины

семейных конфликтов и разводов, функции семьи, методы семейной терапии, супружеские и детско-родительские отношения (А.Г. Харчев, В.Н. Дружинин, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, В. Сатир, Г. Навайтис и др.). В психологии психологическая готовность при вступлении в брак рассматривается как ключевая предпосылка гармонии отношений супругов и жизни семьи в целом.

В психологических и педагогических исследованиях наблюдается множественность подходов к определению понятия «психологическая готовность». Она характеризуется как:

— определённое психическое состояние, возникающее перед началом деятельности, характеризующееся наличием у субъекта образа структуры определённого действия и постоянной направленности сознания на его выполнение;

— существенный признак установки, целостное психическое явление, в котором интегрированы знания и умения личности относительно исполнения конкретного вида деятельности;

— качество, которое формируется на основе внешних и внутренних условий. Под внешними условиями подразумевается та конкретная обстановка, в которой осуществляется деятельность, а под внутренними — устойчивые психические особенности, свойственные данному человеку;

— устойчивая характеристика личности (в данном случае речь идёт о так называемой устойчивой готовности или о подготовленности личности, которая существует длительное время и которую не нужно формировать каждый раз с целью выполнения поставленной задачи), качество, объединяющее знания, умения, навыки, настрой на конкретные действия.

Брачные отношения являются основой семьи. В этих отношениях находят проявление как естественная, так и социальная природа человека, как материальная (общественное бытиё), так и духовная (общественное сознание) сфера социальной жизни.

«Ядром» современных брачно-семейных отношений являются супружеские. Эти отношения обычно «задают тон» всем остальным внутрисемейным отношениям. Супружеская диада, супружеская подсистема-это основополагающий элемент, лежащий в основе развития и функционирования всей системы семьи, выполнения семьёй её основных функций. В современном брачном союзе возрастает значение личного, интимного общения, основанного на любви, уважении, внимании, заботе, ощущении ценности своей личности. Брак в современном виде выступает как психологическое отношение между супругами.

Сложность брака и семьи обуславливается большим количеством определений этих понятий, встречающихся в научной литературе, одно из которых говорит, что брак является общественным механизмом, предназначенным для регулирования и управления теми многочисленными человеческими отношениями, которые вытекают из физического факта разнополости.

В большинстве случаев браки заключаются в студенческом возрасте, ведь студенчество – центральный период становления человека, личности в целом, проявления самых разнообразных интересов. Этот этап развития соотносится с формированием относительной экономической самостоятельности, отходом от родительского дома и готовностью образовать собственную семью.

В психологии готовность при вступлении в брак рассматривается как ключевая предпосылка гармонии отношений супругов и жизни семьи в целом.

Существуют разные точки зрения на то, какие компоненты включает в себя психологическая готовность к браку. Т.В. Андреева, И.В. Гребенников и В.А. Сысенко выделяют три основные ступени готовности молодёжи к браку [5,8]:

1. Физическая зрелость. Принято считать, что наступление брачного возраста означает завершение физического развития человека. И действительно, его рост, масса тела, окружность грудной клетки, мышцы по своим размерам приближаются к их размерам у взрослого человека.

В юношеском возрасте завершается пубертатный период, то есть период полового созревания. Физиологи считают его одним из наиболее ответственных в жизни человека. Это означает способность молодых людей к зачатию ребёнка без ущерба для своего здоровья, а для девушки ещё и способность выносить и родить здорового ребёнка. Конечно, половая зрелость — одна из важнейших основ супружества. Но половая зрелость ещё не показатель социальной и психологической готовности к браку. Не означает она и готовности к гармоничной сексуальной жизни в браке. А ведь необходима ещё и этическая, и экономическая готовность к семейной жизни, не обойтись и без овладения азбукой воспитания детей, самовоспитания. Поэтому непросто определить, кто из восемнадцатилетних уже социально и морально готов к браку, а кто ещё смотрит на взрослую жизнь глазами ребёнка.

Брачный возраст — это минимальный возраст, начиная с которого закон или обычай допускает вступление в брак. В большинстве стран мира брачный возраст устанавливается законодательно с учетом возраста половой зрелости, психологической и социальной зрелости вступающих в брак, а также традиций, обычаев и других условий страны.

В современном мире нет установленных рамок определения среднего возраста вступления в брак. Принято считать, что каждая пара должна принять свое решение о заключении брака.

Так, в 16-20 лет легко даются серьезные решения и поступки. Девушки и юноши еще не обдумывают последствия своих действий. Это возраст, когда влюбленность и вожделение принимается молодыми людьми за настоящее чувство. Конечно, необходимо проверить свои чувства, попытаться определить их серьезность. Но и в эти годы можно заключить брачный союз, который станет надежным оплотом на всю дальнейшую жизнь [9].

В 20-30 лет человек оценивает себя более трезво. В основном в этом возрасте он уже закончил обучение и приступил к построению своей карьеры. У него есть опыт общения с различными людьми. Но это время неограниченных возможностей и порой не хочется сковывать себя узами брака, а также обязанностью заботиться о супруге и детях.

Человек старше 30 лет обладает отличным багажом знаний и прекрасно отдает себе отчет в том, чего же он хочет от жизни. И казалось бы, что вот он, тот идеальный возраст вступления в брак. Однако в жизни людям этого возраста трудно идти на компромисс и подстраивать свою жизнь под желания партнера. Поэтому медленнее идет привыкание к другому человеку.

Вступать в брак наиболее приемлемо для девушки в возрасте от 18 до 23 лет. К этому времени завершается ее половое созревание, она уже не только физически, но и нравственно подготовлена к материнству. Роды в эти годы благотворно влияют на ее организм, способствуют расцвету физических и духовных сил. Наилучший брачный возраст мужчин признан от 22 до 25 лет.

2. Социальная зрелость. Среди принятых в обществе показателей социальной готовности к созданию семьи авторы перечисляют следующие: завершение образования, приобретение профессии или продолжение получения высшего образования, начало самостоятельной трудовой деятельности. С этим неразрывно связана социально-экономическая готовность к браку, суть которой состоит в возможности молодых людей самостоятельно материально обеспечить себя и свою семью. Однако часть молодых людей становятся экономически независимыми от родительской семьи в 18-19 лет, а другая часть ещё пять-семь лет пользуется материальной помощью родителей. Это противоречие — серьёзное препятствие на пути упрочнения брачных союзов. Социальная готовность к браку включает осознание молодыми людьми того, что они берут на себя ответственность друг за друга, за семью, за детей.

Социальная зрелость — это социально и психологически обусловленный этап развития личности, который традиционно характеризуется обретением человеком свойств самостоятельности и самодостаточности. На этапе социальной зрелости человек способен не только осознавать собственные экономические и гражданские права и обязанности, не только эффективно усваивать групповые и общественные нормы, но также и критически относиться к наличному положению дел в рамках социума.

3. Этико-психологическая готовность к браку. Ключевой предпосылкой гармонии супружества и прочности семьи является этико-психологическая готовность вступающих в брак. Она включает очень многие факторы, которые взаимодействуют между собой. Юношу или девушку нельзя считать подготовленными к браку, если у них не сформирован идеал современной семьи, если они не имеют ясного представления о том, зачем вступают в брак, чего ждут от семьи, какие семейные отношения хотят построить, какие обязанности на них налагает супружество, родительство. Будущие супруги должны быть готовы к тому, чтобы сознательными совместными усилиями создать благоприятные условия для жизни семьи, для каждого его члена.

В.Н. Дружинин особое внимание уделяет личностной зрелости молодых людей, вступающих в брак. У личностной зрелости четыре «кита», четыре основных, базовых составляющих, вокруг которых группируются множество других: 1) ответственность; 2) терпимость; 3) саморазвитие; 4) положительное мышление, положительное отношение к миру (этот компонент присутствует во всех предыдущих) [4].

1. Ответственность — это необходимая составляющая, атрибут зрелого поступка. Но вся жизнь слагается из поступков, или даже жизнь в целом может быть рассмотрена как некоторый сложный поступок. Выдающийся ученый-гуманист двадцатого столетия Э. Фромм полагал, например, что забота, ответственность, уважение и знание — это совокупность качеств зрелого человека. На ответственный поступок способен лишь человек, который осознал эту свою единственность и неповторимость.

Формирование ответственности идет рука об руку с развитием автономности личности и обеспечением свободы принятия решений относительно самого себя.

2. Терпимость — следующая важнейшая составляющая зрелости личности. Однако терпимость терпимости — рознь. В структуре общего феномена терпимости можно выделить два ее вида: 1) сенсуальная терпимость личности и 2) диспозиционная терпимость личности.

Сенсуальная терпимость связана с устойчивостью к воздействию социальной среды, с ослаблением реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор за счет снижения чувствительности к его воздействию. Сенсуальная терпимость, таким образом, связана с толерантностью, с повышением порога чувствительности к различным воздействиям социальной среды, в том числе воздействиям субъектов межличностного взаимодействия.

В основе диспозиционной терпимости лежит принципиально иной механизм, обеспечивающий терпимость личности при социальных взаимодействиях. В данном случае речь идет о предрасположенности, готовности к определенной «терпимой» реакции личности на среду. За диспозиционной терпимостью стоят определенные установки личности, ее система отношений к действительности: к другим людям, к их поведению, к себе, к воздействию других людей на себя, к жизни вообще.

3. Саморазвитие. Потребность в саморазвитии, самоактуализации — основополагающая составляющая зрелой личности. Идея саморазвития и самореализации является основной или, по крайней мере, чрезвычайно значимой для многих современных концепций о человеке. Она занимает ведущее место в гуманистической психологии, одном из наиболее мощных и интенсивно развивающихся направлений современной психологической науки и практики. Центральное место идея «самости» (самореализация, саморазвитие, самосовершенствование) занимает и в акмеологии. Стремление к саморазвитию — это не идея фикс о достижении абсолютного идеала. Идеальным быть трудно, да и вряд ли нужно. На уровне обыденного сознания можно согласиться с мыслью: трудно быть идеальным человеком, пожалуй, труднее только жить с идеальным человеком [3].

4. Позитивное мышление, позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир.

Проходя различные этапы в своем развитии, человек включается в новые и новые отношения с информацией, с людьми, формирует новое, более глубокое понимание жизни и самого себя.

В. Сатир утверждает, что, вступая в брак, человек стремится обогатить, наполнить свою жизнь новым смыслом. Только очень странный человек, считает она, и по очень странным причинам сознательно пойдет под венец, зная, что брак сделает его или её жизнь еще хуже. Люди надеются на то, что после того, как они поженятся, их жизнь станет лучше и интересней. Эти надежды лежат в основе предполагаемой семьи. Когда надежды начинают рушиться, появляется реальная угроза браку, хотя большинство людей, если их спросить, ответят, что женились по любви.

Целью нашего эмпирического исследования было изучение психологической готовности к супружеской жизни студентов факультета Педагогики и психологии Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского [1,2]. Для решения поставленных задач нами была использована методика тест-карта оценки готовности к семейной жизни (Автор Юнда И.Ф.) (рис.1).

Рис. 1. Психологическая готовность юношей и девушек к семейной жизни

По результатам данного исследования можно сделать вывод о том, что в выборке испытуемых присутствует 24% респондента с недостаточной готовностью к семейной жизни, среди которых 8% составляют юноши, 16% — девушки. Достаточная психологическая готовность выявлена у 6% испытуемых, из которых 4% — юноши, 2% — девушки. Большую часть выборки составляют респонденты с удовлетворительной психологической готовностью к семейной жизни, их 70%, среди которых 38% юношей и 32% девушек (рис.1).

Достаточное количество баллов свидетельствует о высокой подготовленности к семейной жизни, испытуемые вполне готовы к вступлению в брачные отношения, к созданию положительного семейного фона, поддержанию уважительных, доброжелательных отношений с родственниками, воспитанию детей, интимной жизни, а так же налаживанию здорового семейно-бытового режима. Сумма баллов в среднем звене, говорит об удовлетворительной готовности, т.е. испытуемые могут вступать в семейную жизнь, но они не полностью готовы к перспективным трудностям, с которыми приходится сталкиваться молодым семьям. Недостаточная сумма баллов свидетельствует о недостаточной подготовленности к вступлению в брачные отношения.

Для того, чтобы провести анализ выраженности психологической готовности к семейной жизни студенческой молодежи мы воспользовалисьопросником «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) автор — А.Н. Волкова, который позволяет исследовать представления (будущих) супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнера. Эти показатели, отражают основные функции семьи и составляют шкалу семейных ценностей (ШСЦ) (табл. 1) [1].

Иерархия семейных ценностей среди юношей и девушек

Источник:
Психологическая готовность к семейной жизни юношей и девушек студенческого возраста
Психологическая готовность к семейной жизни юношей и девушек студенческого возраста Повышенный интерес к семье и браку обусловлен рядом причин. Треть всех браков оказывается нежизнеспособными.
http://e-koncept.ru/2017/770220.htm

Психологическая готовность молодежи к брачно-семейным отношениям: сравнительный аспект Текст научной статьи по специальности — Психология

Психологическая готовность молодежи к брачно-семейным отношениям: сравнительный аспект Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Семенова-Полях Галина Геннадьевна, Ванюхина Надежда Владимировна

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Семенова-Полях Галина Геннадьевна, Ванюхина Надежда Владимировна,

PSYCHOLOGICAL PREPAREDNESS OF YOUTH FOR MARRIAGE AND FAMILY RELATIONS: COMPARATIVE ASPECT

Текст научной работы на тему «Психологическая готовность молодежи к брачно-семейным отношениям: сравнительный аспект»

?Семенова-Полях Галина Геннадьевна, Ванюхина Надежда Владимировна ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ К БРАЧНО-СЕМЕЙНЫМ ..

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ К БРАЧНО-СЕМЕЙНЫМ ОТНОШЕНИЯМ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Семенова-Полях Галина Геннадьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология развития и психофизиология» Ванюхина Надежда Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология развития и психофизиология» Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП) (420111, Россия, Казань, ул. Московская, 42, e-mail: vanyuhina@ieml.ru)

Ключевые слова: молодежь, юноши и девушки, психологическая готовность к брачно-семейным отношениям, аттитюд, половые и возрастные различия, когнитивный аспект, эмоциональный аспект, поведенческий аспект.

PSYCHOLOGICAL PREPAREDNESS OF YOUTH FOR MARRIAGE AND FAMILY RELATIONS:

Semenova-Polyakh Galina Gennad’evna, candidate of psychological sciences, associate professor, associate professor of the chair «Developmental psychology and psychophysiology» Vanyukhina Nadezhda Vladimirovna, candidate of psychological sciences, associate professor, associate professor of the chair «Developmental psychology and psychophysiology» Kazan Innovative University named after V.G.Timiryasov (IEML) (420111, Russia, Kazan, st. Moskovskaya, 42, e-mail: vanyuhina@ieml.ru)

Keywords: youth, young men and women, psychological preparedness for marriage and family relations, attitude, gender and age differences, cognitive aspect, emotional aspect, behavioral aspect.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Значительное число государственных программ («Жилище», «Молодая семья», «Материнский капитал») направленно на сохранение стабильности современной семьи и поддержание ее ценности. Однако демографические тенденции России в 2016 г. неутешительны: сокращение официальных браков на фоне роста незарегистрированных союзов, рост числа разводов и родившихся детей в материнских семьях [1].

Молодые люди все чаще задаются вопросом: «А зачем мне брак?», отдавая предпочтение карьерной ориентации и свободным партнерским отношениям. Ожидания молодых супругов зачастую оказываются неоправданными, а принятые решения о браке не подкреплены намерениями нести ответственность за семью и сформированными навыками сотрудничества с партнером. Современные экономические, социальные и психологические трансформации ведут к обесцениванию брачно-семейных отношений, семьи как социального института. В этих условиях исследования психологической готовности молодежи к семейной жизни становится все более актуальной, поскольку осознанная готовность к вступлению в брак — одно из условий семейной стабильности (И.Л. Москвичева) [2].

Анализ последних исследований и публикаций, в

которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Теоретический анализ литературы обнаруживает значительный интерес исследователей к аттитюдам в контексте семейных отношений: это готовность к родитель-ству (Р.В. Овчарова), к усыновлению (Г.С. Красницкая), к материнству (Г.Г. Филиппова, С.Ю. Мещерякова), отцовству (А.С. Спиваковская) и т.д. [3]. Проблема готовности к браку анализируется в разрезе проблемы зрелости личностной, физической, социальной и др. (И.В. Гребенников, С.М. Питилин) [4], проблемы психолого-педагогической подготовки молодежи к семейным отношениям (И.С. Кон, И.В. Дубровина) [5], описания добрачного периода с мотивацией выбора брачного партнера, семейных конфликтов и т.д. (Л.Б. Шнейдер, Е.С. Калмыкова и др.) [6; 7].

Особое место отведено структурным исследованиям этого сложного личностного образования, состоящего из разных компонентов. Однако многолики как сами параметры, так и их внутреннее содержание. Так, психологическая готовность к браку включает, по мнению А.Н. Сизанова, социально-значимые, психологические, педагогические и мотивационные параметры [8]; с позиции Т.В. Андреевой, И.В. Гребенникова и В.А. Сысенко, — физическую, социальную и этико-психологическую

Семенова-Полях Галина Геннадьевна, Ванюхина Надежда Владимировна ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ К БРАЧНО-СЕМЕИНЫМ .

Ряд исследований характеризует факторы психологической готовности к браку: влияние характера представлений о родительской семье, социально-психологического типа личности, гендера, ситуативной тревожности, опыт совместного добрачного проживания и др. (Д.С. Никулина, В.А. Андреева, И.Ю. Зудилина и др.) [13; 11].

Формирование целей статьи (постановка задания). Данные размышления легли в основу настоящего исследования, целью которого стало — проанализировать уровень сформированности компонентов психологической готовности личности к брачно-семейным отношениям в контексте половых и возрастных различий.

Объект исследования — психологическая готовность личности; предмет — сравнительный анализ половых и возрастных различий сформированности компонентов психологической готовности личности к брачно-семейным отношениям. Гипотеза — сформированность компонентов психологической готовности к браку имеет половую специфику, а ее гетерохронность обнаруживается в более ранний период взрослости.

Эмпирические материалы собирались на выборке — 80 человек, подавших заявление в ЗАГС, в рамках выпускной квалификационной работы Е.В. Андреевой (январь-май 2016 г.). Поскольку молодежные браки (в период студенчества) датируются возрастом 18-24 лет, а более зрелые — 25-30 лет, респонденты были разделены на выборки не только по полу (^ и C), но и по соответствующему возрасту по 20 человек в каждой.

Психологическая готовность к браку как интеграль-

ная категория содержит представления о функционально-ролевой структуре семьи, семейные ценности, коммуникативные навыки, супружеские ожидания и притязания и проч., поэтому в исследовании применялся ряд диагностических процедур, напрямую или косвенно раскрывающих ее компоненты. Когнитивная составляющая описывалась с помощью терминальных ценностей теста М. Рокича [17] и опросника «Ролевые ожидания и притязания в браке (РОП)» (А.Н. Волковой) [18]. Эмоциональный компонент раскрывался посредством теста «Диагностика уровня эмпатийных способностей» (В.В. Бойко) [19], а поведенческий — через «Самооценку конструктивного взаимодействия в супружеских отношениях» (С.М. Емельянова) [20], инструментальные ценности теста М. Рокича [17] и показателя «ролевой адекватности» теста РОП (А.Н. Волковой) [18]. Для статистической обработки данных применялся ^критерий Стьюдента.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Обнаружены половые различия в доминирующих представлениях молодежи о функционально-ролевом устройстве семейной жизни. Если девушки 18-23 лет акцентируют внимание на необходимости ведения домашнего хозяйства, то юношам того же возраста в браке важна общность интересов, ценностей и времяпрепровождения, т.е. личностная идентификация с партнером (р

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52970

Источник:
Психологическая готовность молодежи к брачно-семейным отношениям: сравнительный аспект Текст научной статьи по специальности — Психология
В работе показан недостаток эмпирической конкретизации категории "психологическая готовность к браку" в ее возрастных и половых аспектах. Опираясь на метод возрастных срезов, раскрыта гетерохронность сформированности различных компонентов психологической готовности личности к брачно-семейным отношениям в студенческие годы, которая снимается в более поздний период ранней зрелости. Показана специфика половых и возрастных различий психологической готовности молодежи к браку. Показано, что в возрастной период 18-23 лет недостаток сформированности когнитивного и эмоционального компонентов психологической готовности к браку более свойственен мужчинам. В возрастной период 24-30 лет когнитивный образ будущей семьи у мужчин складывается по маскулинному типу, а у женщин сочетает в себе роль "жены-хозяйки" и социальной / профессиональной активности. К данному возрастному периоду, как у мужчин, так и у женщин претерпевают качественную перестройку когнитивный аспект, эмоциональный аспект и поведенческий аспект готовности к браку, в связи с чем молодежь в возрасте 24-30 лет можно считать наиболее психологически подготовленными к брачно-семейным отношениям. Эмоциональная настроенность на партнера в обоих возрастных периодах более характерна женщинам.
http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-gotovnost-molodezhi-k-brachno-semeynym-otnosheniyam-sravnitelnyy-aspekt

COMMENTS