Проблемы девушек подростков

Подростки: риски для здоровья и их пути решения

  • По оценкам, в 2015 г. произошло 1,2 миллиона случаев смерти подростков, в основном от предотвратимых или излечиваемых причин.
  • В 2015 г. травмы, связанные с дорожно-транспортными происшествиями, явились главной причиной смертности. К прочим основным причинам смертных случаев среди подростков относятся инфекции нижних дыхательных путей, суицид, диарея и утопления.
  • К прочим основным причинам смертных случаев среди подростков относятся ВИЧ, суицид, инфекции нижних дыхательных путей и межличностное насилие.
  • В глобальных масштабах, согласно данным за 2010 г., на 1000 девушек в возрасте от 15 до 19 лет приходится 49 рождений.

Каждый шестой человек в мире относится к подростковой категории: это составляет 1,2 миллиарда человек в возрасте от 10 до 19 лет.

Большая часть из них обладает хорошим здоровьем, но, тем не менее, у подростков в значительной мере наблюдаются смертные случаи, нарушения здоровья и заболевания. Болезни могут наносить ущерб их способности расти и развиваться в полном объеме. Потребление алкоголя или табака, недостаток физической активности, половые контакты без защитных средств и/или насилие, могут угрожать не только их здоровью в настоящий момент, но и их здоровью в будущем.

Укрепление здоровых привычек в подростковый период и осуществление мер, направленных на то, чтобы надежно защитить молодых людей от рисков для здоровья, имеет большое значение для предотвращения проблем со здоровьем в течение взрослого периода, а также для будущего медико-санитарного и социального состояния страны.

Во всем мире, второй причиной смертных случаев девушек в возрасте от 15 до 19 лет, являются осложнения связанные с беременностью и родами.

Около 11% всех деторождений во всем мире приходится на девушек в возрасте от 15 до 19 лет, и подавляющее большинство из них находятся в странах с низким и средним уровнем доходов. В публикации Мировая статистика здравоохранения за 2014 г. глобальный коэффициент числа рождений, приходящихся на подростков, определен на уровне 49 на 1000 девушек этой возрастной категории – показатели по странам разнятся от 1 до 229 рождений на 1000 девушек. Это указывает на значительное снижение числа рождений, начиная с 1990 года. Это снижение отражается в соответствующем сокращении коэффициента материнской смертности среди лиц в возрасте от 15 до 19 лет.

Одной из задач, поставленных в рамках Цели в области устойчивого развития (ЦУР 3), является обеспечение к 2030 году глобального всеобщего доступа к услугам по охране сексуального и репродуктивного здоровья, включая услуги по планированию семьи, информирование и просвещение и учет вопросов охраны репродуктивного здоровья в национальных стратегиях и программах. Поэтому одним из предлагаемых показателей для Глобальной стратегии по охране здоровья женщин, детей и подростков является коэффициент рождаемости среди девушек-подростков.

Более широкий доступ к информации и службам контрацепции может снизить количество девушек, которые беременеют и рожают в слишком молодом возрасте. Здесь могут помочь законы, которые устанавливают минимальный возраст брака в 18 лет и которые соблюдаются.

Девочки, которые все же беременеют, должны иметь доступ к качественной дородовой помощи. В тех случаях, когда это допускается законом, подростки, которые предпочитают прервать беременность, должны иметь доступ к безопасным абортам.

Более 2 миллионов подростков живут с ВИЧ. Несмотря на то, что общая численность смертных случаев, связанных с ВИЧ, снизилась на 30%, по сравнению с максимальным уровнем, имевшим место 8 лет назад, расчеты показывают, что число смертных случаев среди подростков, обусловленных ВИЧ, возрастает. Это увеличение, которое имеет место, главным образом, в африканских странах Региона ВОЗ, может отражать тот факт, что хотя некоторые дети с ВИЧ доживают до подросткового периода, не все они получают помощь и поддержку, в которой нуждаются, чтобы сохранить хорошее здоровье и предотвратить трансмиссию. В странах Африки, южнее Сахары, лишь 10% молодых людей и 15% молодых женщин в возрасте от 15 до 24 лет знают о своем статусе по ВИЧ.

Одна из задач, поставленных в рамках Цели в области устойчивого развития (ЦУР 3), заключается в том, чтобы к 2030 году положить конец эпидемиям СПИДа, туберкулеза, малярии, забытых тропических болезней, гепатита, болезней, передаваемых через воду, и других инфекционных болезней. С учетом высокой заболеваемости для достижения этой цели необходимо, чтобы в центре усилий по борьбе с этими болезнями находились подростки.

Молодым людям нужно знать, как защитить себя, и они должны располагать этими средствами для достижения. Сюда относится возможность иметь презервативы для предотвращения передачи вируса половым путем, а также чистые иглы и шприцы для тех, кто потребляет наркотики внутривенно. Необходимо также улучшить доступ к тестированию ВИЧ и последующие лечение ВИЧ для ВИЧ-позитивных подростков.

Благодаря более широкой вакцинации детей, количество смертных случаев и инвалидностей вызываемых корью, значительно сократилось, — в Африканском регионе в период с 2000-2012 год примерно на 90%. Однако диарея, инфекции нижних дыхательных путей и менингит, фигурируют в числе 10 наиболее частых причин смерти в возрастной группе от 10 до 19 лет.

Депрессия является наиболее частой причиной заболеваний и инвалидностей среди подростков, а суицид как причина смерти находится на третьем месте. Насилие, бедность, унижение и ощущение ненужности, может усилить риск развития проблем психического здоровья.

Содействовать хорошему психическому здоровью может воспитание у детей и подростков жизненных навыков, предоставление им психосоциальной поддержки в школах и других социальных условиях. Кроме этого, большое значение имеют программы, помогающие укреплению связей между подростками и их семьями. При возникновении проблем их следует выявлять и решать действиями компетентных и заботливых работников здравоохранения.

Основной причиной смертных случаев является насилие. Согласно расчетам, ежедневно в результате межличностного насилия погибает 180 подростков. В странах с низким и средним уровнем доходов, в Регионе ВОЗ для стран Америки, от насилия погибает каждый третий подросток мужского пола. В глобальном плане, примерно 30% девушек в возрасте от 15-19 лет подвергаются насилию со стороны партнера.

Предупредить насилие может содействие воспитанию отношений между родителями и детьми в ранний период жизни, обучение жизненным навыкам и уменьшение доступности алкоголя и огнестрельного оружия. Эффективная и внимательная забота о подростках, переживших насилие, и постоянная поддержка могут помочь справиться с физическими и психологическими последствиями.

Серьезную озабоченность во многих странах вызывает распространенное среди подростков пьянство, наносящее ущерб здоровью. Пьянство снижает самоконтроль и способствует поведению, сопряженному с риском, например, небезопасным половым сношениям. Пьянство является первейшей причиной травм (включая травмы, вызванные дорожно-транспортными происшествиями), насилия (особенно со стороны партнера) и преждевременной смерти. Оно также может вести к проблемам со здоровьем в более поздний период жизни и отразиться на ожидаемой продолжительности жизни.

К числу способов сокращения масштабов наносящего ущерб здоровью потребления алкоголя, относится установление минимального возраста для покупки и потребления алкоголя, а также регулирование того, каким образом алкогольные напитки ориентируются на молодежную часть рынка. Наряду с этим, озабоченность вызывает потребление наркотиков в возрастной группе от 15 до 19 лет.

Ведущей причиной смертности и инвалидности среди подростков являются непреднамеренные травмы. В 2012 г. около 120 000 подростков скончались в результате дорожно-транспортных происшествий. Молодые водители нуждаются в советах по безопасному вождению, а законы, запрещающие вождение под влиянием алкоголя и наркотиков, должны неукоснительно применяться. Уровни алкоголя в крови должны устанавливаться ниже для водителей подростковой группы. Рекомендуется применение дифференцированных водительских удостоверений для начинающих водителей, предусматривающих нулевую терпимость к вождению в нетрезвом состоянии.

Утопление также является одной из основных причин смерти среди подростков. В 2012 году утонуло 60 000 подростков, причем две трети из них – мальчики. Для предотвращения этого важно, чтобы дети и подростки учились плавать.

Многие мальчики и девочки в развивающихся странах вступают в подростковый возраст в состоянии недоедания, что делает их более уязвимыми к болезням и ранней смерти. Количество подростков, страдающих излишним весом или ожирением, возрастает как в странах с низким, так и в странах с высоким уровнем доходов.

Имеющиеся данные обследований указывают на то, что в отношении физической активности менее чем каждый четвертый подросток удовлетворяет рекомендуемым руководящим принципам – 60 минут ежедневной физической активности, от умеренной до энергичной.

Добавки железа и фолиевой кислоты способствуют укреплению здоровья подростков прежде, чем они становятся родителями. В районах, где распространены кишечные гельминты, такие как анкилостомы, рекомендуется проводить регулярную дегельминтизацию.

Развитие здоровых привычек в питании и физических упражнениях в этом возрасте, является залогом хорошего здоровья во взрослом состоянии. Сокращение продажи продуктов питания с высоким содержанием насыщенных жиров, трансжирных кислот, свободных сахаров и соли, а также предоставление доступа к здоровым пищевым продуктам и возможности заниматься физической активностью, важны для всех, но в особенности для детей и подростков.

Подавляющее большинство людей, употребляющих табак в настоящее время, начали это делать, когда они еще были подростками. Запрет на продажу табачных изделий несовершеннолетним и увеличение цен на табачные изделия посредством более высоких налогов, запрет на рекламу табака и создание обстановки, свободной от табачного дыма, являются решающими факторами. В глобальном плане, по меньшей мере каждый десятый подросток (в возрасте от 13 до 15 лет) употребляет табак, хотя есть регионы, где этот показатель значительно выше. В некоторых странах с высоким уровнем дохода, курение сигарет среди подростков младшей возрастной группы, по-видимому, сокращается.

Права детей на выживание, рост и развитие запечатлены в международных правовых документах. В 2013 году Комитет по правам ребенка (КПР), наблюдающий за соблюдением конвенции по правам ребенка, опубликовал руководящие принципы в отношении права детей и подростков на обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья. Замечание общего порядка в отношении соблюдения прав детей в подростковом возрасте находится в процессе разработки с учетом существующих руководящих принципов КПР в отношении обязанностей государств признавать особые потребности и права подростков и молодых людей в области здравоохранения и развития.

В 2003 г. КПР опубликовал рекомендации, касающиеся обязанности государств признавать особые нужды и права подростков и молодых людей в области здоровья и развития. Конвенция по ликвидации дискриминации в отношении женщин также устанавливает права женщин и девочек на здоровье и соответствующую медицинскую помощь.

В мае 2014 года ВОЗ опубликовала большой доклад, озаглавленный «Здоровье подростков мира». В докладе исследуется то, что известно относительно здоровья подростков, включая факторы, способствующие укреплению здоровья или пагубно воздействующие на здоровье, выявляются пробелы в политике и недочеты в службах, сводятся воедино руководящие принципы и рекомендации, существующие в рамках ВОЗ. В докладе, который посвящен сектору здравоохранения, исследуются области, где можно достичь существенных улучшений и осуществлять новаторские подходы.

Кроме того, ВОЗ предоставляет технические рекомендации Глобальной стратегии Генерального секретаря ООН по охране здоровья женщин, детей и подростков и сотрудничает с другими учреждениями ООН и партнерами в области разработки Глобальной рамочной программы ускоренных действий в интересах здоровья подростков (AA-HA!), предназначенной для содействия странам в принятии решений в отношении того, что и как делать в области охраны здоровья подростков.

В целом ВОЗ выполняет целый ряд функций, направленных на укрепление здоровья молодых людей, в том числе:

  • разработка опирающихся на фактические данные рекомендаций в поддержку структур здравоохранения и других секторов;
  • разработка рекомендаций для правительств по вопросам здоровья подростков и для служб здравоохранения, где для подростков создаются благоприятные условия;
  • усиление понимания вопросов здоровья молодых людей среди общественности и отдельных групп населения.

Источник:
Подростки: риски для здоровья и их пути решения
Укрепление здоровых привычек в подростковый период и осуществление мер, направленных на то, чтобы надежно защитить молодых людей от рисков для здоровья, имеет большое значение для предотвращения проблем со здоровьем в течение взрослого периода, а также для будущего медико-санитарного и социального состояния страны.
http://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/adolescents-health-risks-and-solutions

Психологические особенности детей в подростковом возрасте

Психологические особенности детей в подростковом возрасте

В современном мире понятие «подросток» вызывает ассоциацию сложности, трудности общения, непонятности. Взрослым людям сложно понять, что, находясь в юности, переходя от детства к взрослости (период жизни 13-15 лет), подросток ощущает себя уже выросшим, по сути оставаясь дитём. Оставаться в этот сложный для ребёнка период его доверенным лицом – большая удача, хоть и невероятно сложно. Для этого необходимо знать о тех особенностях, которые появляются на этом этапе жизни и формируют его личность. Основным действием ближайшего окружения (родители и друзья более старшего поколения) являются помощь и содействие, иными словами быть с ним внимательным и общаться «на его языке». В это время молодой человек находится в трудном для себя жизненном периоде. У него проходит формирование своих взглядов и своего мнения по любому вопросу и понятию.

Подростки замыкаются в себе

С подростком окружающим людям трудно потому, что ему невыносимо тяжело с самим собой. Он ни в чём не уверен. Он ищет свою цель в жизни, ориентируясь только на своё мнение.

  1. Ребёнок, взрослея, проходит три временные этапа.
  2. Первый этап – детство. Длится оно примерно до наступления 11 лет.
  3. Второй этап – младший подростковый. Его временной отрезок — от 11 до 14 лет.
  4. И, наконец, третий этап взросления человека – старший подростковый, располагающийся в промежутке от 15 до 18 лет.
  5. Между вторым и третьим этапом взросления находится промежуточный, не выделяемый специалистами-психологами в отдельный, средний этап – с 14 до 16.

Психология подростков — основные моменты

Говоря об этой категории детей, необходимо отметить, что разделение по этапам взросления достаточно условно.

В этот временной отрезок своей жизни молодой человек начинает по-новому осознавать и мотивировать собственное поведение. Осмысленно руководить им.

Психологи зачастую заостряют внимание родителей детей, находящихся в подростковом периоде взросления, на этом условном переходном фрагменте (от 14 до 16 лет) в связи с происходящими изменениями у них, как физиологическими, так и психическими.

Потому, как именно этот период, именуемый этапом личностно-профессионального самоопределения, у взрослеющего подростка — юноши или девушки — является наиболее сложным в жизни.

Эмоциональная сфера подростков и мотивации

В это время у ребёнка происходит формирование своей индивидуальной личностной позиции по всем вопросам и ситуациям. Она часто не согласуется со взглядами и мнением на такую же ситуацию у взрослых людей, в том числе и родителей, что приводит к конфликту, следствием которого может стать потеря взаимопонимания и контактных отношений между ними.

Проявления психологических новообразований у подростков 14 – 16 лет

Для того чтобы менее болезненно для семьи преодолеть этот наиболее сложный промежуток жизни, необходимо понимать психологические новообразования, возникающие в среднем подростковом возрасте.

В зависимости от развития (созревания) личности ребёнка, новообразования у подростков могут проявляться с 13 лет и длится до 15.

Таких новообразований несколько.

Проблемы в общении со сверстниками у подростков резко возрастают

Переключение своего постоянного общения с учителей и родителей на друзей – одноклассников и сверстников, немного старшего возраста, но являющихся для конкретного подростка авторитетом. В это время у него формируются навыки по социальному взаимодействию, то есть он учится подчиняться чужому мнению, но в это же время отстаивая свои права. Следствием чего становится проявление двух противоречий – принадлежность к группе сверстников и желание обособленности, то есть наличия своего индивидуального личного пространства.

Нежелание слушать родителей и учителей

Изменения когнитивной сферы подростка. Рамки развития 13 -15 лет

Под термином «когнитивная сфера» понимается объединение всех познавательных процессов человека. Таких, как – внимание и память, интеллект и развитие логического и словесно-образного мышления. Особым образом происходит присоединение и развития творческих способностей.

Оставаясь ещё по своей сути ребёнком, подросток (чаще его возраст 13-5 лет) чувствует и решает, что он уже вырос. У него возникает и проявляется всё с большей частотой желание стать независимым от родительской семьи. У него происходит зарождение первой мысли о будущей профессии. Он стремится стать «нужным», то есть полезным для общества и семьи. И, конечно, возникновение пристального интереса к противоположному полу.

Фантомная взрослость у подростков проявляется запрещенными действиями

Причиной её становятся неоднозначные, как правило, сложные, отношения с педагогами или одноклассниками.

Навыки формирования общения и собственной индивидуальной личностной позиции у подростка

С наступлением острого подросткового периода, особенно среднего этапа, в жизни человека 14 -16 лет, происходит переориентация с внутрисемейной коммуникации между родительской семьёй и ребёнком на внешнюю – друзей, сверстников – одноклассников и более старших подростков, которые являются авторитетами.

Чаще всего, в 14 лет, индивид сам выбирает себе ориентир – идеал, который становится жизненным примером и доверенным лицом для него. Такое общение является основным в этом возрасте, так как это главный информационный канал. Кроме того — это специфический вид эмоционального контакта, развивающий у подростка чувство солидарности, самоуважение, эмоциональное благополучие и межличностные отношения.

Под влиянием кумира подростки могут сильно изменяться

В следствии такого контакта, для того чтобы быть похожим на своего кумира, 14-ний подросток может изменить внешний вид и стиль общения с привычно окружающими его людьми.

Происходит изменение вкусов, проявляется интерес к энергетическим и алкогольным напиткам и курению, так как именно эти качества ассоциируются у него со взрослостью.

В период подростничества, особенно на среднем его этапе, происходит совершенствование интеллектуальных процессов и мышления, что является основой формирования личности.

Реализуется деятельностный подход во взрослении молодого человека, под влиянием комплексного школьного обучения, частью которого и является развитие элементов когнитивной сферы личности, то есть функций психики подростка.

Подростковая рассеянность приводит к проблемам в учебе

Такой процесс, как восприятие, в этом возрасте, приобретает избирательный характер, с возможностью аналитико-критических умозаключений.

  1. Внимание, в этот период, приобретает возможность чёткого переключения и распределения. Улучшаются и развиваются и его параметры: увеличивается объём и укрепляется устойчивость. Оно становится произвольным и контролируемым самим подростком. Это указывает на возникновение и проявление избирательности внимания.
  2. Развивается также и память. Она претерпевает те же изменения, что и внимание – приобретается полностью осмысленный характер по запоминанию и осмыслению.
  3. Параллельно с вышеперечисленными функциями психики подростка в средний период взросления 14 -16 лет, развивается самостоятельное мышление. Что позволяет ребёнку переходить и оперировать индивидуальными умозаключениями.

Психологическая защита выражается в нарушениях поведения

Профессионалы-психологи отмечают, что на фоне развивающейся когнитивной сферы личности, у подростка возникает желание «быть как взрослый». То есть у него появляется потребность нести за определённую часть (зону) самостоятельно выполненной работы ответственность.

В это же время просыпается интерес к лицам противоположного пола. Возникают первые платонические отношения между мальчиком и девочкой, чаще всего их возраст составляет 13 – 15 лет. Появляется первое чувство влюблённости. Возникает желание сделать приятное понравившемуся человеку проявлять постоянную о нём заботу.

В этом возрасте подростки переживают первую любовь

Родители должны учесть, что чрезмерное вмешательство в такое чувство и в эти отношения могут привести к ухудшению взаимопонимания между ними и их ребёнком. Как следствие вызвать у него отчуждение и замкнутость. Родителям рекомендуется не препятствовать развитиям этих отношений, но и не поощрять их.

В этот же период приходит желания по самостоятельному заработку первых денег. Мотивацией выступает желание стать независимым в финансовом плане, чтобы лишний раз не выпрашивать средства на свои личные нужды у родителей и не давать им отчёт куда и как они были потрачены. Также сюда можно отнести мотивацию к общественно-полезной деятельности, в следствии поощрение со стороны авторитета и подростков-сверстников.

В подростковом возрасте многие стараются заработать свои первые деньги

Семья, где есть подросток 14-16 лет, достаточно часто сталкивается с таким проявлением, как школьная дезадаптация, то есть, невозможность чувствовать себя комфортно в коллективе сверстников.

Причиной возникновения такой ситуации в жизни ребёнка могут стать нарушение отношений (конфликт) с преподавателями, одноклассниками или старшими школьниками, в результате нежелания подростка подчинятся их требованиям и заданиям.

Школьная дезадаптация — основные признаки

Внешне школьная дезадаптация выражается в сопротивлении и, даже, полном отказе посещения занятий. Ребёнок перестаёт выполнять домашние задания. Происходит полнейшее нарушение в его учебной деятельности. Он старается реже общаться с семьёй, пытаясь самостоятельно решить возникшую проблему, чем только её и усугубляет.

Родителям следует обратить внимание на проблему своего чада (13 – 16 лет), через вышеописанные сигналы и постараться в кратчайшие сроки оказать ему помощь, предварительно посоветовавшись с психологом, не показывая ему ребёнка.

Ещё можно привлечь к проблеме и школьного психолога, попросив его о наблюдении за поведением и реакциями подростка. По итогам своих наблюдений, специалист может предложить программу помощи в данном конкретном случае.

Источник:
Психологические особенности детей в подростковом возрасте
Чем особенная психология подростков 14 16 лет — этапы, причины и проявления. Что такое дезадаптеция и как уберечь подростка от глупостей
http://detki.guru/psihologiya-rebenka/psihologiya-detej-14-16.html

Трудности подростка 14-16 лет: стратегия преодоления…(для родителей и педагогов)

Трудности подростка 14-16 лет: стратегия преодоления…(для родителей и педагогов)

В массовом сознании слово «подросток» довольно часто вызывает ассоциацию «трудный». Почему же подросток «труден»? Он труден, неудобен для других – для родителей, педагогов, вообще взрослых. Общество критично, можно даже сказать с предубеждением встречает подрастающих детей. Оно не очень-то спешит раскрыть им объятия. Нередко детям предъявляют жесткие требования, накладывают на них ограничения при пересечении ими черты мира взрослых.

Подростку горько осознавать, что ему становится страшно перед требованиями взрослого мира, что это совсем не тот мир, куда они так рвутся. Что, оказывается, они почти ничего не умеют и не очень-то хотят научиться, потому что не знают, как, а столкновение с одиночеством, непониманием словно окатывает их тяжелой холодной волной. Взрослые скорее оппоненты и не стремятся к разумному сотрудничеству с ними.

Подростку вдруг все становится трудно, энергия переполняет его, но это неуправляемая энергия, которая ищет выхода и применения. И если подросток не использует ее разумно (а это ему совсем не просто), то она обратится против него самого и приведет к драматичным блужданиям.

Чтобы справиться с задачами собственного развития, подросткам необходимо иметь для этого некий багаж, достаточный ресурс, который частично основан на опыте и способностях, приобретенных еще в детстве, а частично – на появляющихся уже в период взросления.

В результате интеллектуального созревания у подростков возникает особая форма самосознания — рефлексия. У некоторых потребность самоанализа так велика, что они заводят дневники, где подробно описывают свои эмоциональные состояния, размышления, события, личные промахи и достижения, подробно анализируют свои поступки, мысли, переживания.

Повышенный интерес к самому себе – необходимое условие развития личности. Детей волнуют вопросы становления: какой у них характер, как научиться пониманию людей, хорошие или плохие они друзья, смогут ли они преодолеть свои недостатки, такие, например, как лень, раздражительность, неаккуратность, необязательность.

Подростки вдруг начинают обостренно видеть свои и чужие недостатки: критичность помогает им лучше оценить свои собственные способности и личностные качества других людей и в результате получить более полное представление о человеческой природе. Опыт, который получают подростки благодаря самопознанию, закладывает основы самовоспитания и определяет вектор личностного становления.

В этом же возрасте по-новому звучит и потребность в самоутверждении. И не только в среде сверстников (что чаще проявляется с внешней стороны, например через одежду, манеры поведения, принадлежность к какой-то конкретной группе), но и в мире взрослых: подросток хочет быть таким, чтобы с ним считались взрослые, иметь свои собственные идеалы и образцы, право на выбор. Он теперь по-новому смотрит на окружающих его взрослых.

И довольно часто подростков постигает разочарование. Большинство взрослых по их понятиям, – слабаки, неинтересные люди. Беда, если их потребность в реальных уважаемых взрослых остается неудовлетворенной. Это место может надолго остаться не занятым.

Громко заявляет о себе и потребность в самовоспитании. У ребенка есть силы и энергия, чтобы воспитывать себя, опираясь на свои собственные потребности, желания, на свой идеал. Воспитывать должен сам себя каждый, и подростки начинают это понимать. Именно в подростковом возрасте человек начинает работу по самоизменению, потому что он во всем не удовлетворен собой, он себе не нравится, переживает внутреннюю дисгармонию, связанную с взрослением и необходимостью приспосабливаться к обществу.

Стать лучше, сильнее, умнее, красивее хотят все. Но способы, которые выбирают подростки, довольно часто непродуманны, хаотичны. Большинство не знает, что и как нужно делать, чтобы добиться желаемого результата. Ощущение беспомощности создает напряженное, «взрывоопасное» внутреннее состояние.

Трудности словно кольцом окружают подростка, и это связано с необходимостью для него решать сразу множество задач: учебных (хотя учиться не хочется, но приходится тянуть эту лямку), семейных (не доводить отношения с родителями до «военных»), общения со сверстниками (обрести и не потерять друзей), саморазвития (побороть свой негативизм, раздражение, депрессию, преодолеть лень и множество других недостатков и в то же время найти в себе положительные, позитивные силы для того, чтобы любить себя и других, строить планы, мечтать, иметь надежду).

Чтобы справиться с какой-либо трудностью, человеку необходимо выработать стратегию ее преодоления. Когда подросток переживает трудности своего положения, это является сигналом, что ранее усвоенные и привычные формы поведения уже не срабатывают.

Решение проблем требует формирования новых подходов. Очень помогает использование творческих способностей, например конструктивных догадок, импровизаций; человеку требуется дальнейшее совершенствование и развитие имеющихся способностей или открытие в себе не известных ранее возможностей личности.

На основании тщательного анализа биографий, наблюдений и научных исследований немецкий психолог Томе выделил особые формы стратегий преодоления трудностей и назвал их техниками существования. Сюда относятся средства и методы, которые используются личностью для достижения желаемого состояния. Речь идет не только о осознанных процессах, но и о бессознательных механизмах, то есть обо всем, что оказалось пригодным и может быть использовано. Большинство людей решают свои повседневные проблемы или задачи развития, используя всего одну или несколько преобладающих техник существования. Томе различает следующие техники.

Техники достижения, применяемые для решения конкретных материальных проблем и доступные наблюдению.

Техники приспособления, изменяющие собственные переживания или поведение. Поскольку при этом в основном меняется собственное поведение, тратится меньше усилий, чем в предыдущем случае.

Защитные техники, представляющие собой отрицание проблем, с которыми в данный момент невозможно справиться.

Избегающие техники, означающие уход на долгое время от конфликта или напряженной обстановки без их разрешения.

Агрессивные техники, направленные на нанесение вреда окружающим, причем такое поведение может принимать разные формы: угнетение и подчинение, прямое нападение.

В любом случае преодоление трудностей предполагает наличие намерения, выбора и гибкого реагирования, оно подчинено внешней реальности и логике; аффекты допустимы, но требуется уравновешенное их выражение.

Часто наиболее подходящей стратегией преодоления трудностей становится ведение дневника. Причем многие подростки стихийно понимают, что личный дневник – это та форма фиксации процесса самоанализа и самовоспитания, которая помогает включиться в работу над собой. Благодаря дневнику процесс самоанализа и анализа окружающего мира как бы выносится вовне, но для окружающих остается невидимым. А сам подросток получает возможность увидеть себя, других и ситуацию, которую он переживает. Это помогает снять психическое напряжение и нередко способствует нахождению реального решения, созвучного возможностям подростка.

Для некоторых дневники служат необходимым средством работы, когда разрабатываются конкретные планы действий на день, неделю или прорабатываются поэтапные шаги для осуществления какого-то своего проекта или для решения личной проблемы.

Юноши ведут дневник главным образом в ранний период взросления и проявляют меньший интерес к возникающей при этом возможности поразмышлять о себе. Они начинают вести дневник в среднем на два года раньше, чем девочки, и по более внешним причинам (фиксация воспоминаний), для них важнее заключенная в дневнике фактическая информация. В нем в основном протоколируются и расписываются события прошедшего дня. Девушки начинают вести дневник позже, но не расстаются с ним дольше; они находят в нем верного товарища в решении своих повседневных проблем.

Содержание дневника у юношей чаще касается их самих или тех, с кем они связаны совместными занятиями и соперничеством. Девушек больше занимают эмоциональные проблемы и духовная близость. Они чаще используют прямую речь и сильнее стремятся сохранить дневник в тайне.

Дневник выполняет различные функции.

Фиксация воспоминаний. Эта сторона присутствует во всех дневниках. Возможно, так проявляется стремление ощутить непрерывность жизни и жизненного опыта в фазе его быстрых изменений.

Катарсис. После письменного изложения пережитого, проблем и чувств у многих молодых людей, испытывающих гнет обстоятельств, наступает облегчение.

Замена партнера. Во многих дневниках есть указания на то, что они заменяют подругу или друга, одновременно идеализируя их.

Самопознание. Каждый дневник выражает стремление автора прийти к ясности в отношении себя самого и своих проблем. Ведя записи, подросток вынужден четко сформулировать свои взгляды. В результате к ним можно возвращаться неоднократно и продолжать их обдумывать.

Самовоспитание. Во многих дневниках, особенно у юношей, находит выход стремление к самосовершенствованию, часто содержатся планы организации дня или недели, четко сформулированные правила собственного поведения.

Творчество. Для меньшего числа молодых людей дневник – это возможность выразить свои творческие способности: к стилю часто предъявляются литературные требования; чувства, события и проблемы излагаются художественно, иногда со словесными новообразованиями и необычными выражениями. Часто в таких дневниковых записях встречаются стихотворения или правила поведения в виде афоризмов.

Как легко можно убедиться, дневниковые записи имеют целебные свойства. Они служат важной и действенной формой осознания самого по себе на фоне неизбежных подростковых проблем. Родителям стоит ненавязчиво поощрять ведение детьми дневника.

А для начала подарите им красивую толстую книгу для записей и оригинальную ручку!

Источник:
Трудности подростка 14-16 лет: стратегия преодоления…(для родителей и педагогов)
Трудности подростка 14-16 лет: стратегия преодоления…(для родителей и педагогов) В массовом сознании слово «подросток» довольно часто вызывает ассоциацию «трудный». Почему же подросток «труден»?
http://psylist.net/pedagog/trud.htm

COMMENTS