При отсутствии противоречий в семье

Будь умным!

«>1. Как вы думаете, до какого возраста в международных документах о правах ребенка человеческие существа считаются детьми?

;text-decoration:underline»>Б) До 18 лет;

«> 2. На Ваш взгляд, какие права есть у обучающихся (учащихся) общеобразовательного учреждения:

;text-decoration:underline»>А) Право на получение бесплатного общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;

;text-decoration:underline»>Б) Право на получение объективной оценки своих знаний;

;text-decoration:underline»>В) Право на обучение по индивидуальному учебному плану, на ускоренный курс обучения;

«>Г) Право на платное пользование информационными ресурсами библиотеки образовательного учреждения;

;text-decoration:underline»>Д) Право на отдых, охрану здоровья, медицинскую помощь и освобождение от учебных занятий в установленном порядке.

«> 3. Какие имеются обязанности у обучающихся (учащихся) общеобразовательного учреждения:

;text-decoration:underline»>А) Добросовестное учение, посещение уроков согласно расписанию;

;text-decoration:underline»>Б) Бережное отношение к имуществу школы «>;

«>В) Допустимость пропуска учебных занятий;

;text-decoration:underline»>Г) Уважение чести и достоинства других обучающихся и работников школы.

«> 4. Где дети имеют право свободно выражать своё мнение?

;text-decoration:underline»>А) Во всех сферах жизни;

«>Б) Только среди своих друзей;

«>В) Только в семье.

«> 5. С какого возраста требуется согласие ребенка на усыновление?

;text-decoration:underline»>В) с 10 лет.

«> 6. Кто несет ответственность за ребенка, когда он находится в школе?

;text-decoration:underline»>Б) Образовательное учреждение;

«>В) Ребенок сам за себя отвечает.

«> 7. Какой уровень образования является в нашей стране обязательным для всех граждан:

«>А) Основное общее образование;

;text-decoration:underline»>Б) Среднее (полное) общее образование;

«>В) Начальное профессиональное образование;

«>Г) Среднее профессиональное образование;

«>Д) Высшее профессиональное образование;

«>Е) Послевузовское профессиональное образование.

«> 8. Какой международный документ закрепляет основные права ребенка:

;text-decoration:underline»>А) Конвенция о правах ребенка;

«>Б) Декларация прав и свобод человека;

«>В) Все международные документы.

«> 9. Возможно ли получение образования вне образовательного учреждения?

«>А) Нет, ни при каких обстоятельствах;

;text-decoration:underline»>Б) Да, в исключительных случаях;

«>В) Да, по желанию учащегося.

«> 10. Семья, материнство, отцовство и детство в РФ находятся под защитой:

«>В) Органов загса;

«>Г) Органов милиции.

«> 11. При отсутствии противоречий в семье защита прав и интересов несовершеннолетних детей возлагается на:

;text-decoration:underline»>А) Их родителей;

«>Б) Органы опеки и попечительства;

«> 12. При отсутствии родителей право ребенка на воспитание в семье обеспечивается:

«>А) Органом милиции;

;text-decoration:underline»>Б) Органом опеки и попечительства;

«>В) Органом загса;

«> 13.Обязанность содержать ребенка возлагается на:

«>В) Органы опеки и попечительства;

«>Г) Ни на кого не возлагается.

«> 14. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством РФ, то применяют:

«>А) Всеобщую декларацию прав человека;

«>Б) Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам;

;text-decoration:underline»>В) Правила международного договора.

;font-family:’Georgia’;color:#342e2f»>ТЕСТ НА ЗНАНИЕ КОНВЕНЦИИ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА

;font-family:’Georgia’;color:#444444″>1. Когда Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка? ;font-family:’Georgia’;color:#444444″>
20 ноября 1989года
20 ноября 1990 года
20 ноября 1991 года

;font-family:’Georgia’;color:#444444″>2. Когда Казахстан ратифицировал Конвенцию о правах ребенка? ;font-family:’Georgia’;color:#444444″>
В 1991 году
В 1994 году
В 1993 году

;font-family:’Georgia’;color:#444444″>3. Согласно конвенции ребенком является каждый человек до достижения. ;font-family:’Georgia’;color:#444444″>
16-летнего возраста
14-летнего возраста
18-летнего возраста

;font-family:’Georgia’;color:#444444″>4. По определению ООН, подросток — это лицо в возрасте: ;font-family:’Georgia’;color:#444444″>
от 12 до 19 лет
от 10 до 19 лет
от 12 до 18 лет

;font-family:’Georgia’;color:#444444″>5. Ребенок обладает правами: ;font-family:’Georgia’;color:#444444″>
с момента рождения
по достижению совершеннолетия
с 14 лет

;font-family:’Georgia’;color:#444444″>6. Основная ячейка общества и естественная среда для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей: ;font-family:’Georgia’;color:#444444″>
школа
дом
семья

;font-family:’Georgia’;color:#444444″>7. Согласно Конвенции, ребенок: ;font-family:’Georgia’;color:#444444″>
как и взрослый, должен обладать всем спектром основных прав и свобод человека
ограничен в своих правах, по сравнению со взрослым
имеет больше прав, чем взрослый

;font-family:’Georgia’;color:#444444″>8. К ;font-family:’Georgia’;text-decoration:underline;color:#1d85b3″>закон ;font-family:’Georgia’;color:#444444″>ным представителям ребенка относятся: ;font-family:’Georgia’;color:#444444″>
родители
усыновители (удочерители), опекуны, попечители
патронатные воспитатели и другие заменяющие их лица, осуществляющие в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, заботу, образование, воспитание, защиту прав и интересов ребенка
Все выше перечисленные.

;font-family:’Georgia’;color:#444444″>9. Какое из ниже перечисленных прав не относится к основным группам прав ребенка: ;font-family:’Georgia’;color:#444444″>
Право на выживание
Права детей с ограниченными возможностями
Право на развитие
Права детей лишенных родительской опеки
Право на защиту
Право на участие
Право на образование

;font-family:’Georgia’;color:#444444″>10. Согласно Конвенции, защита прав детей подразумевает: ;font-family:’Georgia’;color:#444444″>
предотвращение и реагирование на насилие, эксплуатацию и жестокое обращение с детьми
коммерческую и сексуальную эксплуатацию
торговлю детьми
детский ;font-family:’Georgia’;text-decoration:underline;color:#1d85b3″>труд ;font-family:’Georgia’;color:#444444″>
традиционные обряды, наносящие вред
все выше перечисленное.

;font-family:’Georgia’;color:#444444″>11.Неотъемлемое право, признанное всеми основными международными правозащитными документами и являющееся основой всех остальных аспектов развития детей: ;font-family:’Georgia’;color:#444444″>
право на жизнь
право на развитие
право на участие.

;font-family:’Georgia’;color:#444444″>12.. Право на защиту от вмешательства в личную, семейную и домашнюю жизнь детей, а также переписку, защиту от клеветы и оговора обеспечивается, согласно Конвенции: ;font-family:’Georgia’;color:#444444″>
правом на свободу мысли, совести и религии
правом на личную жизнь
правом на свободу выражения мнения.

;font-family:’Georgia’;color:#444444″>13. Право на проживание в семье подразумевает право на проживание в семье детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки: ;font-family:’Georgia’;color:#444444″>
в родной (биологической) семье
в родной (биологической) семье, а при отсутствии таковой в замещающей семье, соответствующей индивидуальным потребностям ребенка
в замещающей семье, соответствующей индивидуальным потребностям ребенка.

;font-family:’Georgia’;color:#444444″>14. Реализуя право детей на здоровье, страны, ратафицировашие Конвенцию о правах ребенка, обязуются: ;font-family:’Georgia’;color:#444444″>
сокращать детскую смертность,
бороться с болезнями и недоеданием детей,
обеспечивать дородовой и послеродовой уход за ребенком,
распространять санитарную информацию
все выше перечисленное.

;font-family:’Georgia’;color:#444444″>15. Дискриминация в отношении детей ? это: ;font-family:’Georgia’;color:#444444″>
отсутствие равных прав для детей
лишение ребенка прав
наделение правами детей по особенным признакам.

;font-family:’Georgia’;color:#444444″>16. Конвенция о правах указывает, что ;font-family:’Georgia’;text-decoration:underline;color:#1d85b3″>дети ;font-family:’Georgia’;color:#444444″> имеют право на защиту от всех форм насилия. Под насилием в данном случае подразумевается: ;font-family:’Georgia’;color:#444444″>
похищение, детоубийство, убийство
традиционные практики, причиняющие увечья
сексуальные, психические и физические злоупотребления
физическое наказание в качестве «дисциплинарных мер»
все выше перечисленное.

;font-family:’Georgia’;color:#444444″>17. В соответствии с Конвенцией насилие в отношении детей является нарушением их прав человека. Насилие нарушает: ;font-family:’Georgia’;color:#444444″>
право каждого на равную защиту перед ;font-family:’Georgia’;text-decoration:underline;color:#1d85b3″>закон ;font-family:’Georgia’;color:#444444″>ом;
право не подвергаться жестокому обращению;
право на жизнь и физическую неприкосновенность;
право на наивысшие стандарты физического и психического здоровья
все выше перечисленные.

;font-family:’Georgia’;color:#444444″>18. Согласно Конвенции, «оплачиваемая и неоплачиваемая работа и деятельность, которые в психическом, физическом, социальном моральном отношении сопряжены с опасностью или приченением вреда ребенку» — это: ;font-family:’Georgia’;color:#444444″>
Трудовая деятельность детей
Трудовое воспитание детей
Детский ;font-family:’Georgia’;text-decoration:underline;color:#1d85b3″>труд ;font-family:’Georgia’;color:#444444″>.
;font-family:’Georgia’;color:#444444″ xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>

Источник:
Будь умным!
Как вы думаете до какого возраста в международных документах о правах ребенка человеческие существа с
http://samzan.ru/183310

Защита прав и интересов несовершеннолетних детей

Каждое общество должно придавать первостепенное значение потребностям и благополучию семьи и всех ее членов. В связи с тем, что семья является его основной ячейкой, ответственной за первичную подготовку детей к жизни в обществе, государству, необходимо прилагать усилия для сохранения целостности семьи. Общество обязано оказывать семье помощь в обеспечении ухода за детьми и их защиты и в укреплении их физического и психического здоровья.

На международном и национальном уровне имеется множество специальных актов о правах ребенка[66]. Основным актом о правах ребенка на международном уровне выступает Конвенция о правах ребенка, которая представляет собой документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей. Все права, которые входят в Конвенцию, распространяются на всех детей.

В соответствии с Конвенцией ребенок — это лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия), если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому у них такие же права, как и у взрослых.

Главным источником любой отрасли права, в том числе и семейного, является Конституция Российской Федерации, которая включает в себя базовые положения для любого законодательства. В соответствии с ней семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «к» ч. 1 ст. 72). Семейное право регулируется федеральными законами, в соответствии с которыми принимаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, не противоречащие федеральным законам. В случае наличия такого противоречия приоритет принадлежит федеральным законам.

Основным актом, регулирующим семейные отношения, в настоящее время, безусловно, выступает СК РФ, определяющий основные принципы семейного права и устанавливающий основные начала правового регулирования семейных отношений.

ГК РФ регулирует целый ряд вопросов, которые связаны с семейными отношениями, таким образом, и в СК РФ есть гражданско-правовые нормы.

Из других федеральных законов, содержащих нормы семейного права, можно выделить федеральные законы от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ
«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»[67] и от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[68].

На федеральном уровне семейные отношения регулируются не только законодательными актами, но и указами Президента Российской Федерации (например, Указ Президента Российской Федерации от 08.06.1996 г. № 851 «Об усилении социальной поддержки одиноких матерей и многодетных семей»[69]) и постановлениями Правительства Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»[70]). Важно значение имеет принятие нормативных актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в случаях, непосредственно предусмотренных СК РФ либо иными федеральными законами.

Также принимаются ведомственные нормативные акты министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, в отношении которых существует общее правило, согласно которого нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, которые затрагивают права, свободы и законные интересы граждан или носят межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальной публикации в издании «Российская газета», которая должна выпускаться не позднее 10 дней после их государственной регистрации.

Семейные отношения могут также регулироваться нормативными актами субъектов Российской Федерации, которые делятся на законодательные акты представительных органов государственной власти и иные нормативные правовые акты, принимаемые в пределах своей компетенции исполнительными органами государственной власти.

Органы местного самоуправления вправе принимать решения, влияющие на семейные отношения, однако их компетенция существенно ограничена.

В соответствии с действующим законодательством при рождении ребенка между ним и его родителями возникает целый комплекс прав и обязанностей. В частности, ребенок в соответствии с СК РФ наделяется рядом личных прав, таких как[71]:

— право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ). Здесь отдается предпочтение семейного воспитания – усыновлению (удочерению), передаче в семью опекуна (попечителя), в приемную семью – воспитанию в детском учреждении;

— право на общение с обоими родителями, в т.ч. и с родителем, проживающим отдельно, и другими родственниками (ст. 55 СК РФ). Такое право возникает у ребенка независимо от расторжения брака или признания его недействительным;

— право на защиту своих прав и законных интересов (ч. 1 ст. 56 СК РФ);

— право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих) (ч. 2 ст. 56 СК РФ). Ребенок имеет право самостоятельно обращаться за защитой своих прав в орган опеки и попечительства, социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центр экстренной психологической помощи по телефону, к прокурору, а по достижении возраста 14 лет в суд;

— право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ). Ребенок имеет право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, который затрагивает его интересы (например, при выборе образовательного учреждения, формы обучения и т.д.), а также в ходе любого касающегося его судебного или административного разбирательства. Обязательно учитывать мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет. Это предполагает, что лица, решающие вопросы, которые затрагивают интересы ребенка, обязаны обосновать по каким причинам они сочли необходимым не следовать его пожеланиям;

— право на имя, отчество и фамилию, в т.ч. и их изменение (ст. 58, 59 СК РФ). В случае если ребенку уже исполнилось 10 лет, изменить имя и фамилию можно только с его согласия, а с 14 лет ребенок вправе самостоятельно подать заявление об изменении имени и фамилии.

В комплекс личных прав ребенка включаются не только те, которые закреплены в СК РФ, но и предусмотренные Конвенцией о правах ребенка.

Общим для них является то, что права детей:

— принадлежат лишь конкретным субъектам родительского правоотношения и не передаются кому-либо по воле родителей или детей, т.е. являются личными;

— не имеют и не могут иметь денежной оценки;

— возникают с момента рождения и прекращаются по достижении детьми возраста совершеннолетия, а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак либо приобретении ими полной дееспособности благодаря эмансипации (ст. 61 СК РФ, ст. 21, 27 ГК РФ). В данном случае правопрекращающим юридическим фактом является достижение полной дееспособности.

Таким образом, одни из перечисленных выше прав ребенка являются абсолютными, другие — относительными, но обладают абсолютным характером защиты. Вопрос о характере личных прав и обязанностей родителей и детей до сих пор остается дискуссионным.

Из всего объема личных прав и обязанностей родителей и личных прав ребенка особый интерес представляет право ребенка на его воспитание своими родителями и права и обязанности родителей на воспитание ребенка. В соответствии с п. 2 ст. 54 СК РФ ребенок имеет право на воспитание своими родителями, в то же время родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ). Следовательно, со стороны родителей воспитание своих детей является их и правом и обязанностью.

Субъективное право родителей на воспитание своих детей адресовано не к детям, а к третьим лицам, к другому супругу (родителю). В ст. 47 СК РФ говорится о правах и обязанностях родителей и детей, но в указанной норме отсутствует указание на взаимный характер этих прав и обязанностей. В связи с этим можно утверждать об отсутствии в СК РФ взаимности в отношении личных прав и обязанностей родителей и детей, а также отсутствии нормы, которая предписывает детям обязанность послушания, уважения, подчинения и т.д. (естественно, речь идет о юридической обязанности).

Ребенок обладает не только личными, но и имущественными правами. В СК РФ собственность ребенка достаточно четко отграничена от собственности родителей. Так, согласно п. 4 ст. 60 СК РФ ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, а родители не имеют права собственности на имущество ребенка. В данной норме ничего не говорится о других членах семьи: братьях, сестрах и т.д. Однако очевидно, что дети в семье являются собственниками своего имущества и не вправе претендовать на имущество других.

Родители не вправе совершать сделки с несовершеннолетним ребенком, за исключением передачи ему имущества в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять ребенка (давать согласие) при заключении сделок между ребенком и близкими родственниками родителей (п. 3 ст. 60 СК РФ, ст. 37 ГК РФ). В то же время в п. 3 ст. 60
СК РФ не упоминается ст. 39 ГК РФ, которая предусматривает ответственность опекуна или попечителя, в т.ч. при нанесении убытков ребенку, в связи с ненадлежащим исполнением родителями правомочий по распоряжению имуществом ребенка. Однако применение данной нормы возможно в случаях, если родители в корыстных целях своими виновными действиями причинили убытки ребенку. Данное обстоятельство обусловлено тем, что и родители, и опекуны, и попечители являются законными представителями ребенка, и на них могут быть распространены соответствующие нормы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дети наделены широким кругом прав, в то время как обязанности практически отсутствуют.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в свою очередь, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеют дополнительные права, такие как:

— права на образование: обучение на подготовительных отделениях образовательных организаций высшего образования за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации; получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих без взимания платы; получение стипендии; обеспечение бесплатным проездом на городском, пригородном, внутрирайонном транспорте, а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы при обучении за счет средств федерального бюджета по основным образовательным программам;

— права на медицинское обеспечение: получение бесплатной медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения; получение путевок в оздоровительные лагеря, в санаторно-курортные организации при наличии медицинских показаний, а также оплата проезда к месту лечения и обратно;

— права на имущество и жилое помещение: предоставление жилого помещения; предоставление однократно благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в случае невозможности проживания в жилом помещении;

— права на труд: прохождение профориентационной работы и диагностики профессиональной пригодности в возрасте от 14 до 18 лет; получение пособия по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы в случае поиска работы впервые и регистрации в органах государственной службы занятости в статусе безработного;

— права на бесплатную юридическую помощь.

Отнесение того или иного интереса к числу юридически значимых (охраняемых) влечет определенные правовые последствия: он берется под государственную защиту. Таким образом, понятие «интересы ребенка» имеет емкое и многогранное содержание, в связи с чем представляется оправданным отсутствие в семейном законодательстве нормативного определения интересов ребенка.

Государством охраняются не все права и интересы граждан. Однако, если государство заинтересовано в наилучшем обеспечении удовлетворения признаваемых обществом потребностей лица, а удовлетворение интересов осуществляется средствами, которые не противоречат интересам общества и других граждан, то оно берет интерес этого лица под свою охрану. Такая охрана интересов осуществляется при помощи правового регулирования общественной жизни и проявляется в двух формах: во-первых: путем наделения одних членов общества субъективными правами и возложения на других юридической обязанности, а во-вторых:и путем предоставления лицам права прибегнуть к помощи компетентного органа для удовлетворения своих интересов.

Таким образом, согласно п. 1 ст. 70 СК РФ дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлению одного из родителей (лиц, их заменяющих), прокурора, а также по заявлению органов или учреждений, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних (органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др.).

Хотя понятия «охрана прав» и «защита прав» очень близки, нельзя говорить об их тождественности. Их следует рассматривать в качестве хотя и тесно связанных, но относительно самостоятельных явлений.

Этот вопрос является предметом давних научных дискуссий[72].

Защита прав и интересов несовершеннолетних обеспечивается, прежде всего, с помощью добровольного соблюдения юридических норм, без всяких элементов принуждения со стороны государственных органов. Кроме этого, охрана препятствует использованию права (например, родительского) не по назначению.

Защита прав и интересов несовершеннолетних имеет свои задачи, способы и сферу применения[73], которые заключаются в следующем:

Задача — восстановление нарушенных субъективных прав лица. Нарушение права является признаком, свидетельствующим о необходимости вмешательства юрисдикционных органов с целью устранения нарушения силами принудительного воздействия. Государственные органы обязаны принимать специальные меры, которые направлены на создание управомоченному лицу (ребенку) обстоятельств, при которых возможно надлежащее осуществление им субъективных прав. Это и является основной целью защиты. Возможность применения мер защиты сама по себе способствует воздержанию от нарушения прав. В этом смысле меры защиты по своей цели являются и средствами предупреждения правонарушений.

Способы (меры) защиты прав и интересов несовершеннолетних весьма многочисленны. Они охватывают большую совокупность регулируемых семейным правом общественных отношений. Применение соответствующих мер защиты зависит от содержания нарушенного права и характера нарушения. В соответствии со ст. 8 СК РФ способы защиты семейных прав имеют собирательное значение. Они могут быть выведены в результате анализа норм всех институтов семейного права (например, ст. 52, 64, 68 и 121 СК РФ).

Совершенно очевидно, что личные права и интересы ребенка могут быть защищены путем признания этих прав (например, установление правовой связи между отцом и ребенком); пресечения действий, которые нарушают право (требование о передаче ребенка лицу, которое имеет преимущественное право на воспитание или лучшие условия для этого; отобрание ребенка в случае невиновного поведения родителя, если оставление ребенка опасно для него; лишение родителя права на общение с ребенком, если это отрицательно сказывается на ребенке при невиновном поведении родителя); восстановления положения, которое существовало до нарушения права (истребование ребенка у любого лица, которое удерживает его у себя не на основании закона или судебного решения).

Защита имущественного права ребенка может осуществляться такими способами, как присуждение к исполнению обязанности в натуре (взыскание алиментов с родителей и других лиц) и изменение или прекращение правоотношения (отмена усыновления по вине усыновителя). Перечисленные способы защиты конкретизируются нормами семейного права и составляют соответствующие охранительные институты. Они вполне соответствуют природе защищаемых субъективных прав ребенка [74].

Все способы защиты можно назвать формами материальной защиты, т.к. они означают признание органом, осуществляющем разрешение спора, факта существования нарушенного субъективного права и предписание о принудительном восстановлении его. При этом не имеет значения от кого это нарушение исходит. При реализации принципа обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних защита прав не ставится в зависимость от желания или нежелания субъектов правоотношения. Когда же речь идет о ребенке, праву свободного усмотрения не может быть места.

Защита права допустима при наличии одного объективного факта нарушения. Вина правонарушителя здесь значения не имеет, т.е. в данном случае речь идет о необходимости обеспечения защиты прав и интересов ребенка, об устранении препятствий для осуществления управомоченным лицом своего объективного права. Каких-либо дополнительных обязанностей на лицо, которое нарушило или оспорило право, не возлагается. Сложность отношений по защите прав детей определяется особенностями интересов ребенка, спецификой его субъективных прав и обязанностей. Наличие в семейном законодательстве соответствующих мер защиты расширяет сферу борьбы с правонарушениями, особенно в тех случаях, когда право ребенка нуждается в защите при отсутствии оснований для применения мер ответственности (например, при установлении отцовства).

Ядром ответственности в семейном праве также является общественное и государственное осуждение правонарушителя.

В ст. 8 СК РФ закрепляется основная форма защиты семейных прав – судебная, которая производится в порядке искового производства, приказного производства (взыскание алиментов на несовершеннолетних детей в случае, если этот спор не затрагивает вопросов об установлении отцовства) или особого производства (установление усыновления) в суде общей юрисдикции. Административная форма защиты семейных прав возлагается преимущественно на органы опеки и попечительства[75].

Помимо органов опеки и попечительства административная защита семейных прав осуществляется:

— органами исполнительной власти, которые обязаны принимать меры по защите прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 122, 123, 126, 165 СК РФ);

— органами записи актов гражданского состояния, которые вправе восстанавливать брак в случае явки супруга, объявленного умершим или безвестно отсутствующим; устанавливать отцовство лица, которое не состоит в браке с матерью ребенка, на основании их совместного заявления (ст. 26, 48 СК РФ);

— прокурором, который вправе предъявлять в суд требования: о признании брака недействительным; о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, о признании недействительным соглашения об уплате алиментов, об отмене усыновления ребенка (ст. 28, 70, 73, 102, 142 СК РФ); а также обязан осуществлять контроль за законностью отобрания ребенка у родителей органами опеки и попечительства, участвовать в делах: о лишении, восстановлении и ограничении родительских прав, об установлении происхождения ребенка, об отмене усыновления ребенка (ст. 70, 72, 73, 77, 125, 140 СК РФ);

— органами внутренних дел, которые в случае необходимости участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам) (ст. 79 СК РФ);

— должностными лицами государственных органов и других организаций, которые обязаны сообщать о нарушениях прав и законных интересов ребенка в органы опеки и попечительства (п. 3 ст. 56 СК РФ);

— должностными лицами образовательных, лечебных и других учреждений и иными гражданами, располагающими сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, которые обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства (ст. 122 СК РФ).

Анализ норм СК РФ позволяет сделать вывод о том, что все меры принудительного воздействия сводятся либо к исполнению добровольно невыполненной обязанности (ст. 115), либо к ограничению права (ст. 73), отказу в его защите (ст. 92), пресечению нарушения права (п. 3 ст. 66), восстановлению нарушенного права (ст. 72), либо к лишению права (ст. 69).

Права и интересы детей подлежат защите и в тех случаях, когда брак признается недействительным. В ст. 28 СК РФ четко определен круг лиц, которые могут обратиться с иском в суд о признании брака недействительным. Они дифференцированы в зависимости от возраста (преимуществом обладают несовершеннолетние), характера нарушений условий заключения брака, наличия препятствий к заключению брака. Важным проявлением приоритета защиты прав и интересов детей является правило о привлечении органа опеки и попечительства к участию при рассмотрении дела о признании недействительным брака, который был заключен с лицом, не достигшим брачного возраста, либо с лицом, признанным судом недееспособным (ч. 2 ст. 28 СК РФ).

Таким образом, из анализа следует, что значительно усилена защита прав и интересов несовершеннолетних, имеются определенные достижения в правовом регулировании судебной и административной подведомственности брачно-семейных споров, а также бесспорной юрисдикции.

Источник:
Защита прав и интересов несовершеннолетних детей
Каждое общество должно придавать первостепенное значение потребностям и благополучию семьи и всех ее членов. В связи с тем, что семья является его основной ячейкой, ответственной за первичную
http://mydocx.ru/8-36294.html

При отсутствии противоречий в семье

Если Вы набрали:

Вас можно поздравить, Вы хорошо знакомы с правами Ваших детей. На нашем сайте Вы сможете узнать еще очень много новой и интересной информации, касающейся прав Ваших детей и Ваших прав.

Вы весьма неплохо знаете о правах Ваших детей. Однако есть некоторые вопросы, c которыми Вы еще не знакомы. Узнать ответы на них Вам поможет наш сайт и служба консультации.

Вы знакомы с правами Ваших детей в общих чертах. Чтобы узнать о них более подробно Вам стоит ознакомиться с информацией, предложенной на нашем сайте.

Наш сайт поможет Вам узнать о правах Ваших детей и Ваших правах.

ТЕСТ «Мама! Купи игрушку!»

Часто ли вы идете на поводу у ребенка? Поддаетесь на уговоры или стоически отвергаете просьбы вашего малыша купить ту или иную игрушку? Этот несложный тест для родителей поможет выяснить, в какой психологической среде растет ваш ребенок. Взгляните со стороны и узнайте, насколько верны ваши методы воспитания.

1. Какие игрушки больше всего нравятся вашему ребенку?

А) С забавными мордочками, с моторчиком, музыкой, мигающими лампочками.

Б) Конструкторы, кубики, логические развивалки.

В) Любая вещь, которая попадется ему под руку, сразу же становится игрушкой.

2. У вас на работе настоящий аврал, домой вы приходите поздно и поэтому достаточно редко общаетесь с ребенком. Чем будете компенсировать малышу недостаток родительского внимания?

А) Куплю ему несколько машинок (кукол) – чем больше у ребенка игрушек, тем меньше будет он скучать.

Б) Куплю развивающие игры, чтобы ребенок играл в них вместе с няней (бабушкой, дедушкой).

В) Ничего не куплю. А то минимальное время, которое смогу выкроить для общения с ребенком, целиком посвящу только ему.

3. Ваша кроха плачет. У всех знакомых мальчиков есть новенькие игрушечные пистолеты (или, как вариант, у всех знакомых девочек есть куклы Винкс ). Но дети не разрешают вашему чаду играть с их игрушками. Как вы поступите?

A) Обещаете купить (и покупаете) вожделенные игрушки. Ваш ребенок не хуже других!
Б) Достаете все игрушки ребенка и играете вместе с ним. Показывая тем самым, что игрушек у него и так более чем достаточно.

В) Предлагаете малышу смастерить пистолет (куклу) своими руками. И, разумеется, помогаете ему в этом.

4. Ваш ребенок утратил интерес к новой и дорогой игрушке. Ваши действия.

А) Выбрасываете игрушку, отдаете другим детям, относите в детский сад.
Б) Прячете подальше, а через какое-то время вновь напоминаете о ней.
В) Изобретаете новую игру с помощью этой игрушки.

5. У вашей дочки уже есть кукла из серии Bratz или Winx CLUB , но она просит купить и других кукол из той же серии. Ваши действия.

А) Покупаете при первой возможности – надо же собрать полную коллекцию!
Б) Убеждаете ребенка, что и с одной куклой можно играть. Ведь далеко не у всех девочек есть такая красивая и модная кукла.

В) Твердо говорите «Нет!» и остаётесь неумолимой.

6. Ребенок хочет получить в подарок на День Рождения (или от Деда Мороза) достаточно дорогую вещь. Ваши действия.

А) Покупаю, так как сопротивляться – себе дороже.

Б) Всячески стараюсь переубедить чадо, предлагая более дешевые варианты. Но, если ничего не получилось, сдаюсь и покупаю то, что он просит.
В) Поставлю условия, которые ребенок должен выполнить, чтобы заслужить эту вещь. А если будет приставать с криками и слезами, вообще не куплю.

7. Как часто вы покупаете ребенку то, что он у вас просит (игрушки, конфеты, одежду и т.п.)?

А) Почти ежедневно.

Б) Несколько раз в неделю точно.

В) Раз в месяц или только на праздники.

8. Вы рассказываете ребенку о том, что у вас денежные затруднения?

А) Нет, ему все равно этого не понять.

Б) Иногда, если он просит купить что-то, но таких денег у меня нет.
В) Ребенок знает, что мы ограничены в средствах. Мы всегда обсуждаем с ним, кому, что и когда купить.

9. Когда вы собираетесь на прогулку с ребенком, берете ли с собой кошелек?

А) А как же! И всегда беру денег побольше, на всякий случай.
Б) Если заранее не планирую заходить в магазины, то не беру.
В) Если заранее знаю, что по дороге будет магазин игрушек, то не беру.

10. Вы пришли в магазин и увидели игрушку вашей мечты. Ваши действия.

А) Посмотрели на нее, вспомнили детство и пошли дальше.
Б) Не удержались и купили, забыв про запланированные важные покупки.
В) Думаете, на чем бы сэкономить, чтобы купить эту игрушку.

11. По вашему мнению, подарок для ребенка должен быть:

В) Долгожданным и заслуженным.

12. Как по-вашему, можно ли 4-5-летнему малышу давать небольшие суммы, чтобы он смог накопить себе на подарок, складывая деньги в копилку?

Б) Иногда можно. Пусть покупает себе, что хочет.

В) У моего ребенка в этом возрасте уже есть копилка. И он отлично ею пользуется.

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА:

Преобладают ответы «А»

Ваш ребенок уже научился манипулировать вами, а вы не можете противостоять его просьбам. Но знайте, на самом деле, ему не очень-то нужна двадцать пятая по счету машинка или плюшевый мишка, которых он выпрашивает у вас со слезами и криками. Скорее всего, малыш постоянно требует новых игрушек, чтобы восполнить недостаток родительского внимания. Попробуйте хотя бы несколько вечеров подряд поиграть с малышом в активные или логические игры, увлечь его рисованием, лепкой. Общайтесь с ребенком, пока он не ляжет спать. И вы заметите, что ребенок будет требовать новые игрушки гораздо реже.

Преобладают ответы «Б»

Вы успешно балансируете между желаниями вашего ребенка и вашими финансовыми возможностями. Но малыш слишком быстро находит ваши слабые стороны, и всё успешнее манипулирует вами. Вам необходимо расставить все точки над «И», и пока не поздно, четко обозначить границы дозволенного. Пусть ваше слово «Нет» означает «Нет», а не начало торгов, в которых ваш ребенок оттачивает способности биржевого брокера. Например, если сегодня вы твердо сказали дочурке, что ей еще рано играть в куклы Винкс, купить их завтра, поддавшись уговорам, будет самым неразумным и непоследовательным решением. Этим вы только ослабите весомость вашего родительского слова, а маленькая хитрюга непременно это учтет.

Преобладают ответы «В»

Вы умело и твердо противостоите попыткам вашего ребенка манипулировать вами. Только, пожалуйста, не увлекайтесь и не переусердствуйте! Частое повторение слова «Нельзя» в ответ на просьбы ребенка очень быстро интерпретируется им в «Ты не достоин». И этот факт в дальнейшем может лечь в основу многочисленных комплексов. Вот почему даже при очень ограниченных финансовых возможностях выкраивайте средства на подарки ребенку. А ещё лучше, мастерите подарки своими руками, их ценность будет несравнимо выше. Ведь вложенная в них ваша любовь — самое дорогое, что есть на Земле!

Cправляетесь ли вы с обязанностями воспитателей?

За каждый ответ «да» начисляется 2 балла, за ответ «иногда» — 1 балл и за отрицательный — 0.

1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на тему о воспитании? Читаете ли время от времени книги на эту тему?

2. Ваш ребенок совершил проступок. Задумываетесь ли вы в таком случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?

3. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?

4. Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?

5. Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?

6. Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?

7. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?

8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?

9. Сумеете ли вы не приказать, попросить о чем-либо своего ребенка?

10. Неприятно ли вам «отделываться» от ребенка фразой типа: «У меня нет времени» или «Подожди, пока я закончу работу»?

Подсчет очков. За каждый положительный ответ начисляется 2 очка, за ответ «иногда» — 1 и за отрицательный — 0.

Менее 6 баллов: о настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. Вам следует не мешкая заняться повышением своего образования в этой области.

От 7 до 14 баллов: вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое в чем над собой и своими итогами в этой области вам следовало бы задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятите детям, забыв приятелей и производственные проблемы.

Более 15 баллов: вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не удастся ли еще кое-что улучшить?

Тест “Кем вас считает ваш ребенок?”

Взаимоотношения отцов и детей — извечная, передающаяся из поколения в поколение проблема. Почему в одних семьях царят мир и взаимопонимание, а в других дети и родители не перестают ругаться? Кем вас считает ваш ребенок?

Попробуйте выяснить это при помощи теста.

1. Если ребенок получит двойку в школе, ваши действия?
— задам хорошую трепку, заставлю сидеть дома и зубрить — 2;
— помогу ребенку разобраться и выучить урок — 3;
— получил двойку, получит и тройку. Ничего страшного — 1;
— пойду в школу и устрою учителям выволочку — 4.

2. Если ребенок возьмет без спроса деньги и все потратит, каковы будут ваши действия?
— шкуру с него спущу! — 2;
— проведу беседу, постараюсь все объяснить — 3;
— пускай берет, для него и работаю — 4;
— мои деньги где попало не валяются — 1.

3. Сколько времени в день вы общаетесь с ребенком?
— необходимый минимум — 2;
— денно и нощно! — 4;
— все свободное время! — 3;
— у меня нет лишнего времени для общения — 1.

4. Вы читали своему ребенку в детстве перед сном книги?
— систематически — 3;
— изредка — 1;
— никогда, читал(а) супруг(а) — 0;
— ни к чему ребенку перед сном забивать голову всякой ерундой — 2.

5. Как ваша семья проводит летний отдых?
— папа — на запад, мама — на юг, дети — в лагерь! — 1;
— стараемся всегда вместе: и дома, и в походы, и на море — 3;
— отправляем детей гостить к родственникам или в лагерь — 2;
— куда ребенок пожелает, туда и поедет — 4.

6. Как часто вы даете детям советы?
— ежеминутно — 2;
— упаси господь советовать. Дети сами все знают — 4;
— по необходимости — 3;
— советую всем никому никогда не советовать — 1.

7. После ссоры с ребенком кто первым идет на примирение?
— тот, кто первым осознает свою неправоту — 3;
— никто и никогда — 1;
— конечно, должен ребенок, ведь он же младше — 2;
— всегда я, жалко дитятко! — 4.

8. Доверяет ли вам ребенок свои секреты?
— в минуты откровений — да — 3;
— все секреты узнаю от соседей и знакомых — 4;
— его секреты мне ни к чему — 1;
— никуда не денется, прижму — как миленький доверит — 2.

9. Стараетесь ли вы исполнить все желания своего ребенка?
— безусловно, все до единого — 4;
— да, если позволяют средства и время — 3;
— желания — да, капризы — нет — 2;
— дети должны выполнять желания родителей — 1.

10. Способны ли вы передать своего ребенка на длительный срок (более месяца) на воспитание казенному учреждению или родственникам?
— только если вынуждают обстоятельства — 3;
— именно так я и поступаю — 2;
— ни в коем случае — 4;
— пусть живет, где хочет — 1.

Отметьте ваши ответы и подсчитайте сумму полученных очков.

От 10 до 15. Вы — Равнодушный. Вы считаете детей побочным продуктом своей жизни, злополучным довеском, свалившимся невесть откуда. Лозунг «Хочу пожить для себя!» является отправной точкой в построении ваших взаимоотношений с ребенком. Вы живете своей жизнью, в которой ребенку не находится места. Прохладное отношение к ребенку с вашей стороны не порождает у него ответное чувство привязанности. С каждым годом вы все дальше отдаляетесь друг от друга. Обыденные встречи не несут теплоты и радости от общения. Материальное — единственное, что вас еще связывает. После обособления этой части жизни произойдет окончательный разрыв хрупкой связующей нити, и, надо полагать, ваши встречи станут нежеланными обоюдно.

От 16 до 25. Вы — Деспот. Вы пребываете в полной уверенности, что вы — глава семьи. И поэтому ребенок должен непременно слушать вас и беспрекословно выполнять все ваши требования. Ваши суждения — истина в последней инстанции. Мнение ребенка, его интересы и проблемы вас инте ресуют мало. У вас имеется четкий план действий в отношении воспитания и обучения ребенка. Сопротивление ребенка вашему неистовому напору только подливает масла в огонь. Не в силах противостоять, ребенок пытается отойти в сторону от постоянного конфликта, замыкаясь в себе и молча выслушивая морализирования неистового родителя. Не исключено, что в будущем, вырвавшись из-под вашего неусыпного надзора, «послушник» будет делать все наоборот тому, чему вы его неустанно учили долгие годы. Просто так! Назло.

От 26 до 34. Вы — Друг. У вас доверительные отношения с ребенком. Вы в курсе всех его маленьких несчастий и радостей. Ребенок считает вас самым близким другом и старается не огорчать вас ни словом, ни действием. Но если такое случается, то вы быстро находите пути примирения, и конфликт не превращается в затяжную междоусобную войну. Вы уверены в действиях своего ребенка и способны предугадать его поведение в той или иной ситуации. Ребенок видит в вас надежную опору и защиту. Вы говорите друг с другом на равных, не переходя на примитивное панибратство. Вы требовательны и в меру строги к своему ребенку. Ваши отношения построены на обоюдном уважении.

От 35 до 40. Вы — Прислуга. Ваш ребенок откровенно помыкает вами. По собственному желанию вы поступили к нему в услужение, потакая с малых лет всем его капризам. Подрастая, он все чаще перестает считаться с вашим мнением. Вы в отчаянии думаете: «Что случилось с моим ласковым прежде малышом?» Вам и невдомек, что он просто встал на философскую позицию Птолемея и откровенно полагает, что вся Вселенная крутится вокруг него. Впереди еще тот миг, когда придет Коперник и объяснит устройство мироздания, переворачивая сознание вашего воспитанника с головы на ноги. Только поможет ли это? Как знать.

Тест “На что вы готовы ради ребенка?”

Могу и всегда так поступаю (А)

Могу, но не всегда так поступаю (Б)

В любой момент остановить все свои

дела и заняться ребенком?

Посоветоваться с ребенком, невзирая

Признаться ребенку в ошибке, совершенной

по отношению к нему?

Извиниться перед ребенком в случае своей

Овладеть собой и сохранить самообладание,

даже если поступок ребенка вывел вас из себя?

Поставить себя на место ребенка

Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая

фея (прекрасный принц)

Рассказать ребенку поучительный случай

из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

Всегда воздерживаться от употреблений слов

и выражений, которые могут ранить ребенка?

Пообещать ребенку исполнить его желание

за хорошее поведение?

Выделить ребенку один день, когда он может делать то,

что желает, и вести себя так, как хочет, и ни во что не вмешиваться?

Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо

толкнул или просто незаслуженно обидел другого человека?

Устоять против детских просьб и слез, если уверены,

что это каприз, мимолетная прихоть?

Подсчитайте баллы: ответ «А» оценивается в 6 баллов, ответ «Б» в 2 балла, ответ «В» в 1 балл.

Если вы набрали от 30 до 39 баллов, это значит, что ребенок — самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

Сумма от 16 до 30 баллов: забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях — излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Число баллов менее 16 говорит о том, что у вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо желания и стремления сделать ребенка личностью, а возможно, и того и другого.

ТЕСТ «Мальчишки и девчонки»

Этот тест раскрывает некоторые наши предрассудки в подходе к воспитанию мальчиков и девочек. Каждый родитель или педагог может с его помощью проверить, насколько его представления о воспитании верны. На предлагаемые 20 вопросов нужно ответить «да» (если вы согласны с этим утверждением) или «нет» (если вы придерживаетесь другого мнения)».

Источник:
При отсутствии противоречий в семье
Если Вы набрали: Вас можно поздравить, Вы хорошо знакомы с правами Ваших детей. На нашем сайте Вы сможете узнать еще очень много новой и интересной информации, касающейся прав Ваших детей и Ваших
http://solnishki76.ucoz.com/index/novye_testy/0-32

При отсутствии противоречий в семье

Основой оценки функционирования семьи оказывается не общая или индивидуальная удовлетворенность, не отсутствие конфликтов, не наличие или отсутствие тех или иных трудностей в её функционировании, а эффективность семейных механизмов интеграции семьи и личности, а из этого следует, что наиболее важным для характеристики семьи является то, как семья ведет себя перед лицом проблемы, столкнувшись с трудностью, с необходимостью перестроить свою жизнь и свои отношения (Н. Аккерман).

Семейные проблемы — это ситуации, в которых семье необходимо принять определенное решение и принятие этого решения или его исполнение сталкивается со значительной для данной семьи трудностью. Например, бюджет семьи не является проблемой, если денег много, а потребностей мало, но в том случае, если наоборот, — проблема, безусловно, существует.

Виды решений проблем:

1.Реинтегрирующее — решение которое обеспечило достаточно высокую степень интеграции потребностей индивида с его семьей на основе реконструирования его позиции в семье, другими словами, каждый получил то, чего хотел.

2. Дезинтегрирующее — любые другие, такие как: отказ от решения (дезинтегрирующее — конфликтное); взаимная уступка (дезинтегрирующее — конформистское); отказ одного из супругов от притязаний на лидерство (дезинтегрирующее — ретритистское); прямая дезинтеграция (никто из супругов не подчиняется другому).

Интеграция семьи прежде всего зависит от её склонности искать и умения найти реинтегрирующее решение.

Эффективность процесса решения семейных проблем в семье определяется взаимодействием двух сил: с одной стороны, наличием в семье навыков решения самых различных проблем и, с другой — интенсивностью факторов, искажающих, нарушающих этот процесс.

Умение выдвигать, обсуждать и решать проблемы жизненно необходимо семье.

Широкий подход к обучению семьи решению семейных проблем был разработан в рамках семейной групповой терапии под руководством Джона Белла. Главная задача работы Белла — помочь семье менее безболезненно решать имеющиеся у него проблемы: за счет более четкой формулировки целей, конструктивного взаимодействия между членами семьи и гибкого приспособления ролевой структуры к сути решаемой проблемы. Основной формой психотерапевтической деятельности была «семейная конференция», в которой должны были участвовать все члены семьи.

Работа велась в несколько этапов.

Первый — его задача уточнить цели, которые семья ставит перед собой в ходе сессий; пути, какими эти цели будут достигнуты; роль и место психолога и каждого члена группы.

Второй — состоял в использовании приобретенных навыков, для того чтобы уточнить цели семьи и методы их достижения, причем важно было не то, сколь верны будут найденные решения, а дальнейшее развитие способности семьи вести себя рационально в процессе поиска.

На протяжении всего процесса работы подчеркивалось, что семейные проблемы должна решать вся семья, а не отдельные её члены.

Каждая успешно решенная семейная проблема совершенствует интеграцию семьи, следствием чего является цепь позитивных изменений в самых разных сферах жизни и взаимоотношений, такие как:

1. У членов семьи формируются представления, навыки, привычки именно семейного, а не индивидуального удовлетворения различных потребностей. В их сознании семейная жизнь представляется наиболее естественным, удобным, привычным способом удовлетворения их материально-бытовых и сексуальных потребностей, потребностей в понимании, уважении, общении и т.д.

2. Укрепление семьи, забота о её благе — увеличение семейного бюджета, улучшение бытовых условий всей семьи — воспринимается членами такой семьи как самый простой и естественный путь удовлетворения собственных потребностей. Также удовлетворение своих психологических потребностей — в понимании, сочувствии, симпатии — он связывает с улучшением психологической атмосферы в семье.

3. Развивается «семейное доверие». Оно проявляется в том, что в такой семье противоречия смягчаются или снимаются за счет взаимных уступок либо добровольной уступки одной из сторон. В основе такой уступки лежит не самопожертвование, а определенный тип доверия. Система взаимоотношений в такой семье в определенной мере напоминает взаимоотношения экипажа судна, находящегося в дальнем плавании, где каждый понимает, что, заботясь о судне и экипаже, он заботится и о себе.

Интеграция семьи и личности может идти только путем постоянного возникновения все новых противоречий и их конструктивного разрешения, когда одновременно создаются новые возможности развития и для семьи, и для отдельных членов.

Мюррей Боуэн наблюдая над процессом обсуждения проблем в семьях был поражен эмоциональностью и стихийностью этого процесса: чем важнее был вопрос и чем больше он касался каждого отдельного члена семьи, тем его обсуждение было менее целенаправленным, более стихийным, тем чаще оно определялось моментами, не имеющими отношения к делу. Члены семьи действовали не в соответствии с целью и особенностями своей личности: их поступки, высказывания, эмоции более всего зависели от предшествующего события, высказывания, поступка того или иного члена семьи. То, что Боуэн увидел, он охарактеризовал термином из психоанализа «недифференцированная эмоциональная масса». Дальнейшие наблюдения показали, что то, что в одних семьях является лишь кратковременным эпизодом, в других — обычный стиль взаимоотношений и обсуждения семейных проблем.

Введенные Боуэном понятия «недифференцированной семейной массы» (когда речь идет о семье) и «эмоционального слияния» (когда речь идет о её члене), вобрали в себя все, что способствует растворению личности в семье: неспособность осознать себя, свои интересы и потребности и видеть их соотношение с интересами и потребностями других членов семьи; недостаток — неспособность отделить сферу эмоций от рационального, а сиюминутные побуждения от долговременных целей.

Противоположное этим явлениям — «эмоциональная дифференциация». Это способность индивида отделить свои чувства от своего мышления. Недифференцированные люди плохо отличают свои эмоции от мыслей. Их поведение — это реакции на эмоции других, при этом достаточно примитивные. Дифференцированный человек, способен к сильным эмоциям, однако умеет и сдерживать их, и действовать вопреки им.

Недифференцированность создает предпосылки для передачи нерешенных проблем следующему поколению: оказывается сложной проблемой взросление детей, их выход из родительских семей и создание ими собственных семей.

Н. Аккерман выделяет основные элементы семейных проблем, отмечая, что проблемы супружеских взаимоотношений характеризуются двумя основными составляющими: 1) отсутствие взаимной удовлетворенности и 2) конфликт. Конфликт обычно связан с отсутствием гибкости во взаимоотношениях.

Конфликт между супругами затрудняет само определение проблемы. Задача состоит в том, чтобы выделить главное во взаимоотношениях и дать краткую приемлемую формулировку. В основе нарушения семейных взаимоотношений лежит конфликт, скрытый или явный, действительный или мнимый, осознанный или неосознанный, в любых возможных сочетаниях. Более того, конфликт между супругами так или иначе взаимосвязан со структурой внутреннего конфликта каждого из партнеров.

Прежде всего, важно увидеть невротический паттерн супружеского взаимодействия на фоне отношений в целом. Влияние невротической мотивации может присутствовать в разнообразных вариантах, как диффузно, так и локально, в отдельной личности или во взаимоотношениях.

В супружеских парах, испытывающие противоречивые чувства взаимной любви и соперничества с невротическим оттенком, проявлением одним из партнеров патологической тревоги обычно запускает такую же реакцию у другого. Незрелость, неготовность к созданию гетеросексуального союза приводит к тому, что супруги склоны выступать по отношению к друг к другу в роли родителей. Ожидая от партнера родительской любви и защиты, каждый супруг стремится к установлению необходимой ему формы супружеских отношений типа «ребенок — родитель».

Источник:
При отсутствии противоречий в семье
Основой оценки функционирования семьи оказывается не общая или индивидуальная удовлетворенность, не отсутствие конфликтов, не наличие или отсутствие тех или иных трудностей в её функционировании, а
http://studfiles.net/preview/6335195/page:21/

COMMENTS