Получу ли когда прощенье

Божье прощение

Сегодня многие люди испытывают чувство вины. Чтобы получить прощение за совершённые грехи, одни ходят в церковь, чтобы исповедаться, другие, стараются загладить совершённый грех добрыми делами. Как же быть уверенным, что Бог простил меня? Давайте вместе попробуем найти ответы в Библии.

Сегодня Бог хочет и готов простить каждого человека. В книге Неемии записано: «Но Ты Бог, любящий прощать» (Неемии 9:17). На кресте Христос молился о прощении даже тех, кто распинали Его.

Что нужно сделать мне, чтобы получить прощение? Прощение — это дар. Его невозможно заслужить. Всё, что я могу сделать, это исповедовать свои грехи перед Богом и просить о прощении. В Библии сказано: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоанна 1:9). Бог готов и хочет простить.

Когда я признаю свой грех и прошу о прощении, я получаю его. Но, получив прощение, нужно ценить его, дорожить этим прощением.

Когда во времена Ветхого Завета человек совершал грех, но после раскаивался и хотел получить прощение, ему нужно было принести жертву. Грешник возлагал руки на голову ягнёнка и исповедовал свой грех. В это время человек как бы передавал свой грех невинному животному. И так как возмездие за грех — смерть, умирал ягнёнок вместо грешного человека. То есть, цена прощения — это смерть. Но не просто смерть животного, это был только символ. У пророка Исаии в 53 главе мы читаем об Иисусе Христе: «Но Он изъязвлен был за грехи наши; и мучим за беззакония наши» (5 стих); «И Господь возложил на Него грехи всех нас» (6 стих); «Он понёс на Себе грех многих» (12 стих).

Цена моего прощения — смерть любящего меня Господа Иисуса, Который умер вместо меня.

Когда я проявляю раздражительность, несдержанность по отношению к своей маме, то совершаю грех. Потом я очень сожалею об этом и прошу прощение у неё. И когда становлюсь на колени перед Богом, исповедуя Ему свой грех, я говорю: «Господи, прости меня. Прости, что я с раздражением разговаривал с мамой». И тут я понимаю, когда я говорю Богу «прости меня», я тем самым произношу: «Господи, понеси мой грех, возложи его на Себя».

Оказывается, это мой грех давил на сердце Христа в Гефсимании! Это мой грех был причиной чувства разделения Иисуса с Отцом! И именно благодаря Его смерти я получаю прощение. Благодаря Его смерти мне не нужно самому умирать за мой грех. Вот цена прощения — страдания и смерть Иисуса Христа! Нет прощения без жертвы.

Неужели Бог так любит меня?! Это я заслужил смерть, а не Он. Как я могу не любить Того, Кто так сильно любит меня?! Ответом на эти мысли является моя молитва: «Господи, прости мой грех. Благодарю, что Ты взял его на Себя. Но прошу, дай мне больше не повторить его. Не хочу проявлять нетерпение, раздражительность, злобу ни к кому».

Проходит два дня, и мой знакомый с упрёками, раздражением и гневом разговаривает со мной, причём, без всякой на то причины. Какова первая реакция моего греховного сердца? Обида, раздражение, злость, нежелание простить, стремление ответить тем же, отомстить. Но Бог напоминает мне то, как я разговаривал со своей мамой, напоминает моё раскаяние. «Если ты также вёл себя с родной мамой, то почему ты удивляешься, что чужой тебе человек так обращается с тобой? Я простил и тебя, и его. Я понёс на Себе ваши грехи. Я люблю вас обоих. Прости его и ответь ему любовью, как и Я поступаю с тобой!»

И я вспоминаю своё раскаяние, осознаю, что, будь я на его месте, возможно, я поступил бы ещё хуже. И я прощаю. Бог даёт желание простить и силу сделать это. Бог даёт нам силу с любовью отвечать на всякую несправедливость, проявленную к нам. Теперь понятными становятся слова Иисуса: «Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (Марка 11:26).

Осознаю ли я свою греховность и испорченность? Понимаю ли, что без Божьей помощи не смогу изменить себя? Плачу и сокрушаюсь ли я о своих грехах, которые причинили столько страданий Сыну Божьему? Понимаю ли, насколько широка и глубока любовь Божья ко мне? Исследую ли я ежедневно своё сердце, чтобы удалить грех, который разделяет меня с моим любящим Богом? Прощаю ли я с готовностью всякую несправедливость, причинённую мне другими? Проявляю ли я бескорыстную любовь и самопожертвование по отношению к другим людям? Если это есть в моём сердце и жизни, значит, я прощён, я на правильном пути.

Но если я считаю себя не таким уж плохим, особенно по сравнению с другими, если я люблю критиковать и осуждать ближних, если я держу в себе обиды и недовольство, значит, я осуждён. И моё поведение неугодно Господу.

Есть несколько довольно простых, но испытанных многими советов, которые дают потрясающий результат:

1. Каждый день постарайтесь выделять хотя бы один час для молитвы, чтения Библии, размышления о жизни Христа и исследования своего сердца. Для этого придётся пожертвовать чем-то, но результат оправдает все затраченные усилия.

2. Прямо сейчас в молитве попросите Бога напомнить вам людей, которых вы не простили. Тех, с которыми у вас натянутые отношения, которыми вы недовольны, недолюбливаете или к которым пренебрежительно относитесь. Примите решение простить и любить их всем сердцем. Возможно, вам тяжело будет принять это решение, но это необходимо. Сделайте первый шаг навстречу, чтобы наладить отношения.

Чтобы любить других, нужно уметь прощать. А чтобы уметь прощать, нужно самому прочувствовать и оценить Божье прощение. Пусть искренняя любовь к Богу и ближнему наполнит наши сердца и всю нашу жизнь. Апостол Павел писал: «…снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» (Колоссянам 3:13).

Источник:
Божье прощение
Сегодня многие люди испытывают чувство вины. Чтобы получить прощение за совершённые грехи, одни ходят в церковь, чтобы исповедаться, другие, стараются загладить совершённый грех добрыми
http://sokrsokr.net/bozhe-proshhenie/

Как и когда нужно просить прощения

Есть фразы, которые, несмотря на свою внешнюю простоту, не так-то легко произнести вслух. Одной из них является фраза «извини меня». Сказать эти два незамысловатых слова может даже двухлетний ребенок, но взрослому человеку они порой не под силу.

Ниже будет рассказано, как правильно извиняться. А пока речь пойдет о ситуациях, в которых не следует затягивать с просьбой о прощении, и о случаях, когда, наоборот, стоит промолчать.

Жизнь не проста, в ней случаются ссоры. Конфликт может происходить по вине одного или нескольких его участников. Во время баталий можно обидеть оппонента и даже этого не заметить. Поэтому первое, что нужно сделать, дождаться своего успокоения и проанализировать случившееся.

Если после ссоры на душе «скребут кошки», появляется сожаление за свои слова и поступки, стоит извиниться перед другим ее участником. Однако нужно быть внимательнее и не поддаваться ложному чувству вины.

Последнее возможно, когда конфликт был спланирован, или один его участник манипулировал другим. Некоторые люди, будучи хорошими психологами, способны выставить любую ситуацию так, что не останутся виноватым в глазах остальных участников ссоры. Зато последние будут винить себя за случившееся.

Принято решение просить прощения? Тогда нужно подойти к делу ответственно и извиниться максимально корректно. Для этого действовать следует с учетом следующих правил:

1. Четко сформулируйте в мыслях свою вину. Вспомните в подробностях конфликтную ситуацию и проанализируйте, чем именно обидели оппонента, за что будете приносить извинения.

2. Попросите прощения без попытки оправдать свое поведение.

3. Говорите просто и искренне, при этом не прячьте взгляд от собеседника, глаза должны стать подтверждением искренности.

4. Возместите ущерб, если таковой был нанесен в ссоре. Он может быть: материальным, например, разбитая вещь, тогда преподнесите новую взамен утраченной, и моральным, например, оскорбление при других людях, тогда извиниться нужно тоже при всех.

5. Будьте готовы, что человек, у которого просите прощения, «выплеснет» наружу негатив от прошедшего конфликта. Воспримите это хладнокровно.

Попросить прощения за нанесенную обиду можно не только на словах при личном контакте. Если встретиться в ближайшее время после ссоры нет возможности, стоит рассмотреть другие способы признания своей вины.

Очень хороший способ – описать свои чувства в печатном послании: записке, электронном письме, сообщении на телефон и т.д. При этом нужно опираться на правила, описанные выше, и тщательно подбирать слова, чтобы ни одно из них не могло быть понято двояко.

Если предыдущие способы по той или иной причине не могут быть применены, можно и позвонить обиженному, попросить у него прощения по телефону. Такой вариант не самый хороший, но он лучше, чем бездействие.

От ссор никто не застрахован. Важно не забывать извиняться, если обидели человека. И говорить «прости» от «чистого» сердца.

Источник:
Как и когда нужно просить прощения
Есть фразы, которые, несмотря на свою внешнюю простоту, не так-то легко произнести вслух. Одной из них является фраза «извини меня».
http://flytothesky.ru/kak-i-kogda-nuzhno-prosit-proshheniya/

Как узнать, получил ли я прощение?

Тэд Р. Каллистер Генеральный президент Воскресной школы

Нам дано твердое обещание — если мы изо всех сил стараемся покаяться, то будем очищены от наших грехов, и наше чувство вины, в конце концов, будет смыто.

Когда я служил президентом миссии, миссионеры часто задавали мне два вопроса: (1) Как узнать, получил ли я прощение своих грехов? и (2) Если я прощен, почему я все еще испытываю чувство вины?

Когда мне задавали такие вопросы, я обычно отвечал: «Если вы чувствуете Духа, когда молитесь, читаете Священные Писания, обучаете, свидетельствуете или в любое другое время, то это и есть доказательство того, что ваши грехи прощены, или что идет процесс очищения, ибо Дух не может пребывать в нечистой скинии» (см. Алма 7:21). В большинстве случаев процесс очищения требует времени, поскольку для перемены сердца нужно время, но в этот период мы можем действовать с уверенностью, что Бог одобряет наше развитие, о чем свидетельствует присутствие Его Духа.

Некоторые люди смотрят на себя с большей строгостью, чем на них смотрит Господь. Конечно, нам нужно покаяться и удостоиться сил прощения и очищения, приходящих благодаря Искуплению, но если мы покаялись, то должны помнить, что в Царстве Божьем нет запятнанного раскаявшегося. На нашей правой лодыжке нет черного клейма, на котором написано «Грех, 2008 год» или «Проступок, 2010 год». Господь провозгласил о всеобъемлющей очищающей силе Искупления, когда сказал: «Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю» (Исаия 1:18). В этом и состоит чудо Искупления Иисуса Христа.

Я верю, что в некоторых случаях наши грехи смываются до того, как проходит чувство вины. Почему? Возможно, благодаря милости Божьей, память об этом чувстве вины будет предупреждением, духовным «стоп-сигналом», который, когда мы встречаемся с похожим искушением, кричит нам: «Не нужно идти этим путем. Ты знаешь, к какой боли он приведет». Возможно, для тех, кто находится на пути покаяния, оно должно служить защитой, а не наказанием.

Уйдет ли когда-нибудь это чувство вины? Господь дал твердое обещание по этому поводу. Праведным Господь сказал, что придет время, когда «ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откровение 21:4; курсив мой. – Т. Р. К.).

Похоже, есть два условия, при которых мы полностью освободимся от вины и боли. Первое: наша непоколебимая вера в Иисуса Христа и Его Искупление. Второе: развитие в себе характера, чтобы не было «больше намерения творить зло, но [было] – непрестанно творить добро» (Мосия 5:2).

Не знаю, забудем ли мы свои грехи, но в определенное время покаявшихся больше не будут тревожить их грехи. Так было с Еносом, чья «вина… была смыта» (Енос 1:6), с обращенными ламанийцами, которые стали свидетелями того, как Господь «снял вину с [их] сердец» (Алма 24:10), и с Алмой, который провозгласил: «Я больше не помнил своих мук» (Алма 36:19; курсив мой. – Т. Р. К.). Несомненно, все они помнили свои грехи, но каким-то образом больше не тревожились по этому поводу. Бесконечная сила Искупления чудесным образом исцелила каждую рану и успокоила совесть с помощью «мир[а] Бож[ьего], который превыше всякого ума» (к Филиппийцам 4:7).

Каясь, мы становимся другими людьми. Осознание своей новой сущности в сочетании с нашей верой в очищающую силу Христа помогает нам достичь того состояния, когда мы можем сказать подобно Алме: «Я больше не помнил своих мук; да, я больше не терзался памятью о своих грехах» (Алма 36:19). Таким же образом мы можем черпать утешение из знания, что Бог будет судить нас по тому, какими мы стали, а не по тому, какими мы были.

Апостол Павел дал конструктивный совет всем тем из нас, кто согрешил, но старается покаяться. Он сказал, что мы должны «забыва[ть] заднее и простира[ться] вперед» (к Филиппийцам 3:13). Другими словами, мы должны оставить прошлое позади и продвигаться вперед, веря в искупительную силу Бога. Такие усилия с нашей стороны являются проявлением веры. Позже Павел заключил: «Блажен, кто не осуждает себя» (к Римлянам 14:22).

В свое время, когда эта последняя капля вины будет осушена, если мы чувствуем Дух Господа, то можем продвигаться вперед с уверенностью в своем очищении, или в том, что процесс очищения творит Божественные чудеса в нашей жизни. Нам дано твердое обещание – если мы изо всех сил стараемся покаяться, то будем очищены от наших грехов, и наше чувство вины, в конце концов, будет смыто, поскольку Искупление Спасителя нисходит не только до наших грехов, но и до нашего чувства вины. Тогда мы будем пребывать в совершенном мире с самими собой и с Богом.

Источник:
Как узнать, получил ли я прощение?
Тэд Р. Каллистер Генеральный президент Воскресной школы Нам дано твердое обещание — если мы изо всех сил стараемся покаяться, то будем очищены от наших грехов, и наше чувство вины, в конце
http://www.lds.org/youth/article/how-do-i-know-when-i-am-forgiven?lang=rus

Почему нельзя прощать

Почему нельзя прощать. Что происходит при прощении? Как действовать.

Когда он — вчерашний агрессор — обращается к тебе «прости меня», он выполняет древнюю, хрестоматийную манипуляцию. Как правило, партнёр и не собирался компенсировать тебе понесённые тобой потери от его действий. По умолчанию, он предлагает тебе самому за свой счёт восстановить разрушенные участки «народного хозяйства», а с него списать материальную и моральную ответственность (долг). Прощение обидчика по его просьбе — это и есть ваша отработка: разрушил ваш оппонент, а восстанавливать вы будете за свой счёт, и этот свой долг он вешает на вас, потратив одну-две калории на фразу «прости меня». Если вы соглашаетесь – вы берёте отработку агрессора за содеянное им — на себя.

Так же устроено «прощение» по умолчанию, без обращения со стороны обидчика вслух за «прощением». Такое «прощение» также является добровольным принятием отработки агрессора на себя, поскольку содеянное им срока давности не имеет. Агрессия в нарушении Кона мироздания из тонкого плана никуда не делась.

В современной русской культуре «прощение» является основной воспитательной догмой: нехорошо злиться или мстить, надо простить (друга, брата, коллегу…), ведь конфликт – это плохо. «Ты что, хочешь разрушить нашу дружбу, семью, коллектив единомышленников…(нужное вставить)?! Призыв третьей стороны «простить обидчика» вдвойне манипулятивен, поскольку сливает отработку на «потерпевшего» и с обидчика, и с руководства (арбитра).

Итак, как можно обойтись с обидчиком.

Очевидно, что это более сложный в исполнении способ избавить себя от чужой отработки.

Источник:
Почему нельзя прощать
Каждый из нас хоть раз кого-нибудь прощал по своему решению или в ответ на просьбу о прощении со стороны обидчика. Ритуал вашего прощения партнёра как правило, второй акт пьесы. Первым действием была агрессия в твой адрес, когда твой…
http://yasna-mara.livejournal.com/1533.html

Простить, когда прощение невозможно

Была ли это неверность мужа, или поступок родителя, который ранил нас в детстве, или друг, рассказавший наш секрет всему миру – пред нами всегда встает вопрос о необходимости прощения.

После того, как с нами уже поступили плохо, и первоначальные эмоции уже схлынули, перед нами возникает новый выбор: прощаем ли мы этого человека или нет? Прощая, мы расстаемся со своим горем и суждениями и позволяем себе исцелиться. Но все это хорошо звучит в теории, на практике же прощение иногда кажется невозможным.

Прежде чем узнать, как же все-таки простить, необходимо понять, чем прощение НЕ является. И вот несколько утверждений о том, чем не является прощение:

  • Прощение не означает, что нам не над чем больше работать в этих отношениях, или что все уже хорошо.
  • Прощение не означает, что мы должны забыть это происшествие, как будто его и не было.
  • Прощение не означает, что мы одобряем или оправдываем действия другого человека.
  • Прощение не обязывает нас говорить этому человеку, что мы его прощаем.
  • Прощение – не значит, что у нас больше нет никаких чувств по поводу случившегося.
  • Прощение не означает, что мы должны включить этого человека в свою жизнь, общаться с ним.
  • … и прощение – это не что-то, что мы делаем для другого человека.

Прощая, мы принимаем реальность случившегося и находим способ жить в состоянии смирения с этим фактом. Этот процесс может быть постепенным, и он не обязательно должен включать человека, который причинил нам боль. Мы прощаем не ради обидевшего нас человека, мы прощаем ради себя самих.

Если прощение – это то, что мы делаем для себя, и оно может исцелить нас, почему же оно так трудно дается?

На это есть несколько причин:

  • Мы переполнены чувством мести и жаждем расплаты.
  • Нам нравится чувствовать свое превосходство.
  • Мы не знаем, как решить возникшую проблему, как вести себя в сложившейся ситуации.
  • Мы испытываем физическую зависимость от адреналина, который дает нам гнев.
  • Нам вообще свойственно чувствовать себя «жертвой».
  • Мы боимся, что простив, нам придется снова войти в отношения с этим человеком или наоборот, боимся потерять эти отношения.

Все эти причины, по которым мы не прощаем, можно преодолеть, если получше познакомиться… с собой, со своими чувствами и мыслями, со своими границами и нуждами.

Сейчас, когда мы знаем, чем прощение не является и почему так трудно прощать, мы должны задать себе вопрос: ХОТИМ ЛИ МЫ ПРОСТИТЬ?

Прощение возможно лишь тогда, когда есть желание простить. Иногда мы этого не хотим – потому что рана слишком глубока, или человек был сверх-жесток, или совсем не выразил сожаления о случившемся. Тогда не надо делать попытки простить человека, пока мы не идентифицировали (назвали), полностью прочувствовали, выразили и отпустили свой гнев и боль.

А если мы понимаем, что хотим простить, можно поступить так. Найдем спокойное уютное место, останемся наедине со своими мыслями и попробуем последовать этим 4-м шагам к прощению, даже если оно кажется невозможным:

Прощение ставит окончательную точку в истории того, что с вами случилось. Вы будете продолжать помнить о случившемся. Но вы больше не будете связаны этим. Поработав со своими чувствами и узнав о своих нуждах, вы будете знать, что вам делать, чтобы укрепить свои границы или удовлетворить свои потребности, вы сможете лучше заботиться о себе в будущем. Простить другого человека – замечательный способ принести пользу себе. Прощение сообщает Богу, что вы достойны того, чтобы быть счастливым.

Источник:
Простить, когда прощение невозможно
Как простить, когда это очень трудно. Чем не является прощение. 4 шага к прощению.
http://prav.psihosoma.com/prostit-proschheniye/

Простить и испросить прощения

Как часто – практически во всех неприятностях с ближними – нам почему-то кажется, что сами мы ни при чем и нисколечко не виноваты. Уже в библейском описании грехопадения первых людей мы читаем, как Адам оправдывался перед Богом: нет, это не я виноват, а жена, которую Ты мне дал. В свою очередь жена говорит: это не я, а змей (см.: Быт. 3: 11–13). А змею, выходит, и деться некуда, хотя он, как тварь Божия, тут ни при чем. По объяснению святых отцов, змеем воспользовался падший денница, чтобы соблазнить людей. Но его соблазн не томил сладкой истомой первых людей, еще чистых, не изведавших на собственном опыте греха. Они сами распахнули двери своего сердца навстречу загадочному искушению, проявив откровенное недоверие Богу. Так вот, их самооправдание сделало невозможным покаяние: они не захотели сказать: «Господи! Мы согрешили, прости!» – а значит, их исправление в тот момент было уже невозможно.

Удивительно, мы можем понаблюдать за собой: всегда, когда мы всячески оправдываем себя, в душе нет покоя и мира, а какое-то мутное чувство самодостаточности своего «я», возвышающегося, словно надменный истукан, над всем окрестным миром, над миром, по нашему мнению, несовершенных друзей, коллег и знакомых.

Самооправдание проявляется во мнении, что наши проступки вовсе не проступки: так сложились обстоятельства, что мы вынуждены были поступить именно так, нам неправильно представили ситуацию и т. д. и т. п. Самооправдание заверяет, что сами по себе мы святы и только внешние обстоятельства не дают нам раскрыть себя во всей полноте. Такая позиция вносит в душу мрак, лишает ум ясности, а сердце – чистоты и покоя. Один брат спросил авву Пимена: «Что мне делать? Меня давит какая-то тяжесть». Старец ответил: «Когда пловцы большого судна увидят, что наступает мрак, они пристают к берегу и вбивают кол, чтобы судно не ушло. Этот кол есть самоосуждение». Признавая вину свою, а не ближнего, мы сможем удержать душу у пристани спасения.

Поразительно, но люди интуитивно чувствуют, что перед лицом вечности нельзя таить друг на друга зла. Когда два человека навсегда расстаются, они говорят друг другу «прощай», то есть «мы уже не увидимся, и потому не будем держать друг на друга обид». Когда умирает человек, он также просит у родных и близких прощения. Потому что вечность – это встреча с Богом, а перед Богом не оправдается душа, обремененная грузом злых мыслей. Но Бог видит нас и в повседневной жизни, видит, как мы ведем себя с окружающими, поэтому чем чаще человек очищает свою совесть этим удивительным словом «прости», тем все более он становится счастлив.

Нам стыдно признаться в своих ошибках перед людьми. Но если мы будем признавать их хотя бы перед самими собой, то это уже достижение.

Обыкновенно нам стыдно признаться в своих ошибках перед людьми. Но если мы будем признавать их хотя бы перед самими собой, то это уже достижение. Не задвигать собственные оплошности на задворки памяти, как бы прятать их от самих себя, а заострить внимание, в чем я был неправ перед ближними, внимательно для себя разобрать, как мне следовало поступить и что я могу исправить. Не зря святые отцы рекомендуют каждый вечер испытывать свою совесть, вспоминать все совершенные за день грехи, каяться в них и стремиться не повторять. Если мы приобретем этот навык, наши отношения с другими людьми станут заметно лучше. Ведь только тот, кто видит свои ошибки, способен исправить их.

Тем не менее, мало просить прощения у обиженных нами людей. Ведь может случиться так, что кто-то причинил нам неприятность, сам не просит прощения, тогда мы должны решиться на важный для нас шаг – самим простить другого.

А приходилось ли вам замечать, что, когда вы прощаете обидчика, внутри как будто развязывается тугой узелок? Словно с души снимается тяжелый груз – и становится легче. Мы призваны прощать, чтобы в глубинах души не был стянут железным узлом грех злопамятства.

«Прощайте, и прощены будете» (Лк. 6: 37), – говорит Спаситель.

Давайте задумаемся. Когда мы становимся на молитву, то, конечно, хотим, чтобы Бог простил нам наши грехи. Но если при этом мы сами не прощаем других, то как просить себе прощения у Бога? Евангельские истины очень просты: Господь прощает нам тогда, когда мы прощаем другим, Он отпускает нам наши долги, когда и мы отпускаем должникам нашим.

«Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18: 21–22). Чтобы более наглядно понимать, о чем идет речь, Христос рассказывает притчу про раба, задолжавшего царю огромную сумму. Раб упросил царя простить ему долг, но как только встретил своего должника, крайне немилосердно отнесся к нему: посадил в темницу, пока не будет возвращен весь долг. Когда весть об этом дошла до государя, тот, разгневавшись, предал немилосердного раба истязателям. А Христос заключает притчу словами: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18: 35).

Преподобный Марк Подвижник говорит: «Кто сам за себя мстит, тот как бы осуждает Бога в недостатке правосудия». Неужели мы думаем, что Бог не знает, кому и как воздать? Христианин же призван воевать не с людьми, а с грехами. Поэтому и целью ставится не отомстить кому-то, а еще раз победить плохое, что подступает к душе.

Прощение причиненных обид в духовном смысле имеет величайшую цену, поскольку уподобляет человека милосердому Богу. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 43–48).

«Я никогда не прощу свою мать за то, что она делает: пьет и не думает исправляться».

Впрочем, достичь совершенства трудно. В одной телевизионной передаче, в которой автор этих строк принимал участие, молодой человек, Богдан, сказал: «Я никогда не прощу свою мать за то, что она делает: пьет и не думает исправляться». Как непросто было найти слова, которые помогли бы ему совершенно по-новому взглянуть на эту проблему: мама губит себя, это ее болезнь и великая беда; если мы любим маму, нужно помочь ей освободиться, но никак не замыкаться на себе и думать, что я чего-то не получил от мамы из-за этой ее трагедии.

Но все же – и пусть не судит меня строго читатель – этот молодой человек, Богдан, в какой-то мере прав (стало быть, и его мы не должны осуждать). В детстве он не испытывал тех материнских тепла и заботы, какие имели другие дети. Ведь, по сути, мама бросила его с сестрой, они жили у тети. Так что сама его фраза: «Я не прощу маму за то, что она пьет и не хочет исправиться» – лишь выражает протест против сложившегося положения вещей.

Только вот всякий раз, когда мы не прощаем своего обидчика, мы завязываем в душе невидимый узелок. Множество непрощенных обид – это множество узелков, удушающих нас. Напротив, всякий раз, когда мы прощаем кого-либо, на душе сразу становится легче. Поэтому прощение есть свобода сердца, радость обретения. И это прощение нужно прежде всего для нас самих.

Каково же было мое удивление, когда через год, при новой встрече с Богданом в телепередаче, посвященной прощению, он изменил свое отношение к маме. Оказалось, за полгода до этого Богдан сам пошел к ней, сам сказал: «Мама, у тебя есть мы – твои дети. Я готов заботиться о тебе, помогать. Но и ты постарайся исправиться». Ему трудно было сделать первый шаг, но, как только он его сделал, на душе стало легче. А мама в слезах пошла в храм, исповедалась, причастилась. Она старается жить по-новому, а у Богдана появилась отдушина.

Прощение способно преобразить тех, кого мы прощаем. Святой архидиакон Стефан, этот первый христианский мученик, молился об убивавших его: «Господи! не вмени им греха сего» (Деян. 7: 60). И впоследствии Савл, одобрявший убиение первомученика, чудесным образом был обращен ко Христу, стал апостолом Павлом. Известны люди, в свое время крайне критически относившиеся к Церкви, вере и христианским святыням, категорично спорившие о религии, но потом непостижимым, только Богу известным образом пришедшие ко Христу. Кто знает, может, этому обращению способствовали молитвы о них, молитвы о том, чтобы Господь привел их к Себе и «не вменил им греха сего». Прощая другого, мы свидетельствуем, что в человеке еще есть святое и доброе и что в нас самих не умерла вера в Бога, способного претворить холодное сердце в живое и любящее.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Если ты не прощаешь врага, то не ему наносишь вред, а самому себе: ему ты часто можешь вредить в настоящей жизни, а себя самого делаешь безответным в будущий день. Ибо ничего так не отвращается Бог, как человека злопамятного, как сердца надменного и души раздражительной».

Если бы мы окинули внутренним взором всю свою жизнь и подумали о том, что нас ждет в жизни будущей, представили Суд, который неминуемо последует, то поспешили бы прощать других, чтобы и мы были прощенными. «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф. 6: 12), – просим мы в молитве Господней, но подчас произносим эти слова механически, без сердечного чувства, без веры в прощение. Нам трудно прощать других, поскольку мы не понимаем великой ценности прощения. Ущерб от обиды кажется слишком существенным. И только Евангелие способно открыть нам глаза: чем больше прощаешь других, тем больше и тебе самому отпустится.

Постараемся же вспомнить свою неправоту, от всего сердца испросить у наших ближних прощения, а заодно простить все обиды, которые таятся в глубинах нашей души, и таким образом сделать шаг к той внутренней свободе и радости, которые Господь подает сердцу милостивому и незлобивому.

Источник:
Простить и испросить прощения
Как часто – практически во всех неприятностях с ближними – нам почему-то кажется, что сами мы ни при чем и нисколечко не виноваты. Уже в библейском описании грехопадения первых людей мы читаем,
http://pravoslavie.ru/68804.html

COMMENTS