Подготовка учащихся к семейной жизни

Подготовка подростков к семейной жизни

На современном этапе развития общества повышается мораль­ная ответственность за создание и сохранение семьи. Каждый год совершается регистрация множества браков, однако далеко не все созданные семьи выдерживают жизненные испытания на проч­ность. «Не сошлись характерами…» Как часто звучат эти слова из уст людей, вынужденных разрушать семью, подавать на развод. И как часто за этой избитой формулировкой скрывается то, что в свое время молодых людей просто никто не готовил к семейной жизни, не рассказывал, как это должно быть.

Устойчивость брачно-семейных отношений в значительной мере зависит именно от готовности молодых людей к семейной жизни. Неподготовленность молодых людей к семейной жизни, отсутствие элементарных знаний из области семейных отноше­ний, правильного понимания социальной роли семьи и брака в настоящее время является одной из главных причин разводов.

В современном обществе исчезли некоторые важные функции, игравшие существенную роль в традиционной семье, значитель­но изменились функциональные роли супругов. В представлении отдельных людей брак и семья все больше становятся в основном средством удовлетворения их потребностей.

Счастливая семейная жизнь — это большой труд. Создать нор­мальную семью, быть хорошим мужем или женой очень непросто. Для этого нужно много знать и уметь. Поэтому очень важно го­товить молодежь (наше будущее, будущее государства) к семейной жизни. Это предполагает:

1.Осознание социальной сущности семьи, ее общественной роли и значимости.

2.Воспитание и самовоспитание качеств личности, необходи­мых для семейной жизни.

3.Усвоение определенной системы знаний по психологии и со­циологии брака и семьи.

4.Формирование правильных брачно-семейных представлений.

Следует четко уяснить, что подготовка школьников к семейной жизни — это не кампания, не одна-две лекции, тем более по «по­жарному» случаю, когда уже что-то произошло, а постоянно про­водимая, целенаправленно дифференцированная работа в зави­симости от пола и возраста молодых людей.

Одной из основ успешного проведения такой работы являет­ся взаимное доверие воспитателя и воспитанника. Оно не может возникнуть между ребенком и случайным человеком, но может и должно быть между любимым педагогом и учащимися, между родителями и детьми.

Занимаясь любым воспитанием, люди используют в основном 5 основных методов:

  • устные наставления (беседы, нотации, реплики, окрики, со­веты, запреты, разъяснения и т. д.);
  • письменные наставления (книги, брошюры, газеты и т. д.);
  • средства кино и телевидения;
  • личный пример;
  • собственный опыт.

Наиболее эффективными из них и действенными являются два последних — личный пример и собственный опыт. Поэтому, как и в любом другом виде воспитания, бесспорно, в семейном и поло­вом воспитании основная роль принадлежит семье: и потому, что воспитание (любое) должно начинаться задолго до поступления в школу, и потому, что никто кроме родителей, не знает так свое дитя со всеми его положительными и отрицательными сторонами. А взаимоотношения родителей, личности отца и матери являются лучшим примером поведения в семье.

Но немаловажная роль принадлежит и школе. К сожалению, не всегда дети растут в благополучных семьях, где есть положитель­ный пример. Основную нагрузку здесь приходится нести классным руководителям. Однако и остальной педколлектив не должен оста­ваться в стороне от этой проблемы. Не только учитель, но и любой взрослый человек обязан помнить, что личный пример, собственные моральные качества, поведение в семье и на улице, бережное отноше­ние к чувствам детей имеют больший воспитательный эффект, чем самые привлекательные слова, произносимые «по долгу службы».

Подготовка детей к семейной жизни, как и воспитание вооб­ще, должно проводится дифференцированно и с учетом возраста ребенка.

Для детей раннего возраста основой воспитания является устное общение с взрослыми, а также сама атмосфера в семье. Дружеское, любовное отношение к супругу, соблюдение границ дозволенности в общении при детях, сдержанность в выражениях, авторитетность каждого из родителей — все это постепенно формирует у детей и подростков четкий стереотип поведения, который, наверняка, со­хранится, когда они станут взрослыми.

Снижение авторитета отца в семье, несомненно, оказывает, отрицательное влияние на формирование личности ребенка. Доче­ри в семьях, где отец находится «под каблуком» у матери, усваивают такую линию поведения женщины как единственно правильную и чаще всего в будущем будут строить свои взаимоотношения с му­жем по такому же образцу. Сыновья, не находя в семье идеала для подражания, во-первых, и сами часто теряют (или не могут при­обрести) необходимые им черты мужественности, а во-вторых, за идеал принимают людей «с улицы», далеко не всегда на самом деле положительных.

В отдельных семьях, наоборот, поведение отцов отличается деспотизмом, и тогда у детей возникает искаженное представ­ление о роли женщины в семье (и не только в семье). Девочки вы­растают в послушных исполнительниц воли мужей, а мальчики приучаются к потребительскому отношению к женщине. Детей, воспитанных в деспотических семьях, часто обходит то великое чувство, которое называется любовью.

При воспитании в неполных семьях (чаще всего без отцов) у де­вочек не формируется понятие мужественности и не складывается полное представление о роли мужчины в семье. Если к тому же отец оставил семью, и девочка знает об этом, а мать не может сдержать свои эмоции и по поводу и без повода «поливает отца грязью», воз­никает стойкое убеждение, что все мужчины «плохие», «эгоисты», «злодеи» и т. д. Ясно, что в будущем это убеждение существенно затруднит адаптацию молодой женщины в своей семье и может вызвать серьезные трудности в налаживании совместной жизни и правильном воспитании собственных детей. Поэтому, даже в тех случаях, когда муж действительно оказался никчемным человеком, мать должна проявить мудрость и такт, рассказывая о нем ребенку.

Отрицательно сказывается отсутствие отца в семье и на форми­ровании личности мальчиков. Мать должна проявлять максимум внимания и такта, чтобы вырастить из них настоящих нефиминизированных мужчин. И хотя, несомненно, она должна стараться стать им верным другом, обязана сохранять некоторую дистанцию, подчеркивающую их мужское достоинство.

В возрасте 7—9 лет обычно происходит «раскол» взаимоотноше­ний между мальчиками и девочками, повышается интерес к пред­ставителям своего пола. В семье это находит отражение в большем влечении мальчиков к отцу, а девочек — к матери. Этот важный момент необходимо использовать для дальнейшего воспитания межличностных отношений. Доверительные беседы, совместное за­нятие «мужским» и «женским» делом сближают детей и родителей, дают толчок к откровенным разговорам, помогают детям делиться с взрослыми своими сокровенными тайнами и мечтами. Взрослые должны дорожить доверием, а дети ощущать серьезное отношение родителей к волнующим их проблемам.

Именно в этом возрасте как никогда важен личный пример взрослого. Какие бы правильные и красивые слова ни говорил папа сыну об уважении к женщине, о необходимости помогать матери и т. д., но если сам он не может оторваться от телевизора и игнори­рует просьбы жены, воспитать в мальчике уважительное отноше­ние к женщине вряд ли удастся.

Семейное воспитание, начатое дома, продолжается в школе. Все ученые отмечают, что после поступления в первый класс на какое- то время авторитет учителя превышает авторитет родителей. И очень важно, чтобы не было разногласия между принципами воспитания дома и в школе, чтобы ответы на вопросы дополня­ли, а не противоречили друг другу. А для этого необходим тесный контакт педагогов и родителей, тем более многих родителей самих нужно многому научить.

Возраст от 12 до 18 лет — это переходный возраст, который полон противоречий. В этом возрасте у подростков и молодежи наблю­дается повышенная социальная активность. У юношей и девушек появляется множество интересов и увлечений, которые являются средством самоутверждения в обществе. Поиск смысла жизни и же­лание самоутвердиться особенно обостряются в этом возрасте.

Современная молодежь отличается повышенной эмоциональ­ностью. Это проявляется в мечтательности, романтичности, катего­ричности, открытости. Современные молодые люди часто говорят то, что думают, прямолинейны, бескомпромиссны. Они легко при­нимают перемены, новое. Их привлекает все интересное, необыч­ное, удивительное, они не боятся ломать общественные традиции.

Это возраст растущих интеллектуальных возможностей лично­сти, когда человек уже способен усваивать сложные науки, новые формы поведения, овладевает самой разнообразной информацией.

В этом же возрасте наблюдается пик потребности в общении и доверии. Подростки особенно ценят в собеседнике такие качества личности, как верность, честность, доброта. В первую очередь они ищут доверительного общения с родителями. Не находя его в семье, ищут в школе с учителем, более старшими друзьями. Лучше всего, если доверительное общение у подростка возникнет с родителями, так они личным примером, этическими беседами, откровенными разговорами смогут иметь возможность влиять на личность своего ребенка. Главная цель доверительного общения — получение ин­тимной информации. Часто в этом возрасте молодые люди стара­ются отделиться от взрослых, принадлежать к каким-либо группам.

У родителей возникают трудности в общении со своими детьми, но они должны понимать, что основная причина — это социально­психологические особенности юношей и девушек.

На этом этапе формирования личности подростка красной нитью семейного воспитания должна стать дальнейшая кристаллизация понятий «настоящий мужнина» и «настоящая женщина». Важно, чтобы подросток не просто знал смысл этих понятий, но принял их в качестве собственных установок, своей жизненной позиции.

Девочкам и девушкам по мере их взросления необходимо приви­вать чувство собственного достоинства, чувство девичьей чести, стыдливости.

Все это довольно сложные понятия, не всегда одно­значные, а кроме того, плохо поддающиеся дозировке. Иногда пере­дозировка чувства собственного достоинства превращает девушку, в холодную надменную гордячку, а осознание женской исключи­тельности — в обыкновенную белоручку и эгоистку. Еще труднее с воспитанием необходимого понятия девичьей чести и стыдли­вости. Стоит «недодать» и для девушки может не остаться ничего святого, стоит «передать» — и возникнет почва для будущих семей­ных конфликтов.

В юношах очень важно продолжать формировать правильное отношение к женщине. Это отношение настолько многогранно и тысячами нитей связано с другими аспектами воспитания, что сказать, воспитан тот или иной человек, можно всего по одной ха­рактеристике — как он разговаривает с женщиной. Если юноша не приучен с детства относиться с уважением к женщинам, если он может позволить себе в их присутствии нецензурные выраже­ния, он не воспитан. И это отсутствие воспитания рано или поздно крайне негативно скажется на семейной жизни.

«Не поздравил с днем рождения, не заметил новой прически, не ответил улыбкой на улыбку, не обратил внимания на усталый вид жены, не взял из рук тяжелую сумку, не похвалил пирог, не подал пальто, сошел с автобуса, не оглянувшись, как там она… На первый взгляд, все так мелко, так незначительно. Забудется, не оставив следа? Нет, останется след…»

В этом высказывании А. М. Свядоща содержится целая программа воспитания, свод рекомендаций, важных для счастливой семейной жизни.

В период полового созревания появляется и желание нравить­ся противоположному полу. Это проявляется, прежде всего, в по­вышенном внимании к своему внешнему виду. Подростки много времени начинают проводить у зеркала, часто спрашивать, как они выглядят, заботятся о своей привлекательности. Внимание к противоположному полу может занимать большое место в жиз­ни подростка.

К 16 годам формируется образ будущего спутника, своеобраз­ный идеал противоположного пола. В этом возрасте учащиеся в основном обращают внимание на внешние данные спутника жиз­ни.

Очень важно в этот момент найти общий язык с ребенком, объ­яснить, что кроме внешней красоты, в человеке есть и внутренняя, рассказать, в чем она проявляется и каково ее значение в жизни. Родителям важно постоянно проводить с детьми откровенные бе­седы, в интересной форме рассказывать о положительных и отри­цательных качествах личности.

В школе часто проводятся тренинги, откровенные разговоры, круглые столы, диспуты на темы «Характер и его формирование», «Привычки: какие они быва­ют?», «Влияние характера и качеств личности на жизнь человека», а также занятия, на которых освещаются вопросы поведения, общения во время первого свидания, первого поцелуя и т. д.

Пробуждение в человеке способности и потребности любить — важный момент в жизни каждого. С появлением нового чувства от­крывается новый мир эмоций и желаний. Психологи рассматривают любовь как интенсивное, напряжен­ное и относительно устойчивое чувство человека, физиологически обусловленное сексуальными потребностями. Но молодые люди часто принимают за любовь влюбленность, симпатию. С влюблен­ности, увлечения любовь начинается, но не всегда влюбленность переходит в любовь. Влюбленность и любовь — это близкие чувства, которые, одна­ко, имеют существенные различия. И очень важно объяснить эти различия подросткам.

Итак, особенности любви:

  1. потребность в постоянном и длительном общении;
  2. положительные эмоции при встрече;
  3. общие интересы, взгляды на окружающий мир, наличие схо­жего мировоззрения, устремлений;
  4. интерес к жизни другого, его привычкам, вкусам, интересам; моральная поддержка друг друга в трудные минуты, сочувствие, сопереживание; готовность быть вместе всегда, стремление к браку и желание иметь общих детей.

Если любовь освящает брак, делает его более устойчивым и на­дежным, то чувство, похожее на любовь, — влюбленность — очень часто вредит браку и приводит к разводам. Поэтому, прежде чем вступить в брак, молодые люди должны узнать характеры, интересы, привычки друг друга, понаблюдать, как избранник (избранница) общается со своими родными и близ­кими. Это, возможно, не станет 100-процентной гарантией счаст­ливого брака, но во многих случаях, может предотвратить ошибку.

И в заключение хочется добавить — семейное воспитание, нача­тое поздно, есть уже перевоспитание. Воспитывать же всегда лег­че, чем перевоспитывать. И хотя лучше поздно, чем никогда, одна­ко необходимо стремиться сразу к воспитанию. Чем больше внимания уделят родители и мы, педагоги, семейному воспитанию в детстве, тем больше шансов, что семейная жизнь молодых людей в будущем будет благополучной и счастливой.

Источник:
Подготовка подростков к семейной жизни
На современном этапе развития общества повышается мораль­ная ответственность за создание и сохранение семьи. Каждый год совершается регистрация множества браков, однако далеко не все созданные
http://mokroe-school.pruzhany.by/?p=2528

Подготовка учащихся к семейной жизни

Подготовка учащихся к семейной жизни должна быть основана на трех основных составляющих: работа с педагогическим коллективом, работа с учащимися, работа с родителями по следующим направлениям: диагностика, просветительская работа, мероприятия с участием родителей, индивидуальная работа.

Центральное положение в системе работы по этому направлению занимает работа с учащимися по организации их саморазвития и самоопределения. Методическая работа школы должна быть направлена на теоретическое осмысление данной проблемы и практическую подготовку учителей корректно строить взаимоотношения с учащимися и их родителями, использовать активные формы и методы педагогического просвещения, привлекать родителей к воспитательному процессу учреждения общего среднего образования.

Систему мероприятий, направленных на формирование у учащихся культуры семейных отношений, навыков ненасильственного поведения и разрешения конфликтов может включать в программа воспитательной работы «Школа социального успеха», включающая 8 тем, рассчитанных на месяц учебного года. Структура каждого занятия включает релаксацию, ключевые моменты темы и обязательно рефлексию учащихся. Формами проведения занятий являются анкетирование, тестирование, тренинги, круговые беседы, коллективные творческие дела, интерактивные, ролевые и сюжетные игры, которые предопределяют саморазвитие, самореализацию и творчество каждой личности, осознание себя в той или иной жизненной роли, развитие коммуникативных навыков.

Через тему «Я – личность» классные руководители организуют деятельность учащихся в плане самопознания. Учащиеся 5-6 классов посредством различных опросников ищут ответ на вопрос «Кто вы?», «Знаете ли вы себя?», изучают особенности своего характера, тип темперамента, через деловые игры определяют лидеров в коллективе, свои склонности к тем или иным увлечениям.

У ребят 7-8 классов через тесты и коллективные творческие дела стимулируются способности к самопознанию, более глубокому изучению себя как личности. 9-классники изучают свои возможности в плане будущей профессии. Учащиеся 10-11 классов через игры-практикумы, например «Стресс и саморегуляция», «Крутой или уверенный в себе?», «Я — уникальный» детально изучают неповторимость своей натуры.

На занятиях по теме «Я и общество» школьники изучают вопросы бесконфликтного общения, а тема «Я и мое здоровье» способствует развитию осознания своего здоровья как уникальной ценности, без которой невозможно строить полноценную семью, а значит и полноценное общество.

Реализация программы предполагает также ряд общешкольных мероприятий, стимулирующих ценностное отношение к семье. В рамках Недели Матери проводится КТД «Традиции моей будущей семьи», в ходе которого каждый класс с 5-го по 11-й представляют на обозрение коллажи соответствующей тематики, а затем защищают свои проекты. В рамках Недели семьи учащиеся 1-5 классов представляют свои рисунки на выставку «Моя семья», 6-7-классники участвуют в конкурсе инсценировок «Я – будущий семьянин», ребята 8-11 классов создают мини-презентации «Моя будущая семья».

Разностороннее развитие личности учащегося требует единства, согласованности действий семьи и учреждения общего среднего образования в процессе его воспитания. Актуальная задача деятельности учреждения общего среднего образования в современных условиях – обеспечить взаимополезный союз семьи и школы, в центре внимания которого должны находиться интересы личности ребенка.

[1] Шо.Р.Б. Ключи к доверию в организации: результативность, порядочность проявление заботы. М., 2000.

[2] Подробнее см. Директору школы о сотрудничестве с родителями. – М.,Изд.: «Сентябрь», 2001.

[3] Под реализацией образовательного процесса понимается помощь родителей как непосредственно в учреждении общего среднего образования (к примеру, ассистирование на уроках в начальной школе или в группах продленного дня), так и их участие во внеурочной деятельности. В этот же вид деятельности входит и помощь родителей своим детям при выполнении домашних заданий.

[4] Использованы материалы статьи: Хоменко, И. Школа и родители: этапы развития социального партнерства. – Директор школы. – 2007. – № 4 – С.83-88.

Источник:
Подготовка учащихся к семейной жизни
Подготовка учащихся к семейной жизни должна быть основана на трех основных составляющих: работа с педагогическим коллективом, работа с учащимися, работа с родителями по следующим направлениям:
http://megalektsii.ru/s22779t10.html

Подготовка учащихся к семейной жизни

Программа факультативных занятий 1

«Подготовка учащихся к семейной жизни»

для 10-х (11-х) классов учреждений

общего среднего образования

А.А. Аладьин, Л.И. Смагина, А.С. Чернявская, Т.П. Елисеева

Пояснительная записка 2

Многие проблемы современной семьи и общества находятся не только в материальной сфере. Они связаны с ценностными ориентирами и культурой всего общества, отдельной личности (психологическая, нравственная, правовая и тендерная куль­тура), ее образованием и воспитанием. Анализ причин кризиса молодой семьи указывает на отсутствие готовности молодых лю­дей к ответственному выполнению обязанностей супругов и ро­дителей, на недостаток необходимых знаний и умений для кон­структивной реализации актуальных потребностей, успешного общения и совместной деятельности в ближайшем окружении.

При разработке программы факультативных занятий авто­ры руководствовались гуманистическим, компетентностным и деятельностным подходами. Опора на гуманистический подход гарантирует учащимся психологический комфорт, ориентацию на личность, ее опыт и потенциал; взаимодоверие, взаимоува­жение, усвоение норм гуманистического общения, личностное самоопределение. Реализация компетентностного подхода обе­спечивает учащихся необходимыми знаниями, умениями, навы­ками. Практическое воплощение деятельностного подхода позво­ляет педагогам опосредованно обучать, развивать и воспитывать личность учащегося как будущего семьянина и ответственного родителя, а также гарантировать ее активность и творческую самореализацию в различных видах деятельности.

В связи с этим целью программы факультативных занятий «Подготовка учащихся к семейной жизни» является формиро­вание ценностного отношения учащихся 10-х (11-х) классов к институту брака и семьи.

Основными способами обучения являются активные формы и методы работы, которые обеспечивают усвоение содержания, эффективную коммуникацию, достижение поставленных целей и задач (элементы тренинга, игры, проектирование, дискуссия, моделирование, интервью, творческие мастерские и т.д.).

В целом программа предполагает освоение 14 тем и рас­считана на 34 часа работы (2—4 часа в месяц в течение года). В большинстве случаев каждая тема объединяет 2 занятия по 45 минут. В каждом занятии условно можно выделить 3 части: вступительную, основную и заключительную.

Итогом реализации программы являются не только при­обретенные знания, но и развитие личностных качеств, фор­мирование активной жизненной позиции, соответствующих компетенций, необходимых для успешных взаимоотношений с родными и сверстниками, будущей семейной жизни.

Источник:
Подготовка учащихся к семейной жизни
Программа факультативных занятий 1 «Подготовка учащихся к семейной жизни» для 10-х (11-х) классов учреждений общего среднего образования А.А. Аладьин, Л.И. Смагина, А.С.
http://nenuda.ru/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0-%D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B9-1-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0-%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%89%D0%B8%D1%85%D1%81%D1%8F-%D0%BA-%D1%81.html

COMMENTS