Подготовка старшеклассников к семейной жизни

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

Способствует ли администрация города развитию ярмарки в Ирбите?

Нужна ли вообще ярмарка, ведь сейчас в современном мире уже развита инфраструктура (Торговые центры, магазины различной направленности)?

Полезно, важно и познавательно. Большое спасибо.

В ходе эксперимента 6 пациентов с ВИЧ, находившихся на ВААРТ в течение 10 лет, получили три переливания ромидепсина. У 5 пациентов активировался находящийся в спячке ВИЧ, что сделало его пригодным для полного уничтожения. Эти результаты являются весьма многообещающими, они приближают время, когда от ВИЧ можно будет полностью излечиваться.

Так ли важна физическая культура для студентов старших курсов?

Ученые использовали для этого ингибиторы деацетилазы гистонов (HDAC), которые демонстрировали неустойчивые результаты. HDAC позволяют вирусу закрепляться вокруг ДНК клеток, что сохраняет его жизнеспособность. Австралийские исследователи подобрали наиболее мощный ингибитор HDAC, которым оказался препарат ромидепсин, применяющийся ныне для лечения рака.

Так называемые «резервуары латентного вируса» являются основным барьером на пути полного излечения ВИЧ. Недавние исследования были сосредоточены на методике «шок и убийство», при которой спящий вирус пробуждался из своего комфортного положения и уничтожался после того, как становился активным.

Применяющаяся сегодня высокоактивная антиретровирусная терапия (ВААРТ) успешно подавляет процесс репликации ВИЧ у жертв инфекции, однако она не может полностью удалить вирус из организма. Это связано с тем, что он способен интегрировать себя в ДНК клеток, где продолжает находиться в спящем состоянии, оставаясь невидимым для иммунитета организма в течение многих лет.

Спасибо. Статья очень полезна для саморазвития.

Спасибо за Ваш отзыв!

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Подготовка молодого поколения к семейной жизни подразумевает формирование у старшеклассников трех основных групп семейных ценностей: 1. связанные с супружеством (ценность брака, различных половых ролей в семье, межличностных коммуникаций между супругами, взаимоподдержки и взаимопонимания супругов и т.д.); 2. связанные с родительством (ценность отцовства и материнства, многодетности, воспитания и социализации детей в семье и т.д.); 3. связанные с родством (ценность наличия родственников, взаимодействия и взаимопомощи между ними) [2].

С целью поддержания семьи и традиционных семейных ценностей, а так же подготовки молодого поколения школьников к семейной жизни нами была разработана программа «Социально-педагогической подготовки старшеклассников к семейной жизни».

Цель программы: осуществление социально-педагогической подготовки старшеклассников к семейной жизни.

Формирование понятийно-знаниевой составляющей сформированности семейных ценностей у старшеклассников.

Формирование эмоционально-волевого стремления к созданию семьи как жизненного вектора.

Способствование эффективной социализации старшеклассников.

Вовлечение старшеклассников в процесс осмысления значимости социального института семьи в современном обществе.

Теоретическая основа программы – блочно-модульный подход.

Когнитивный модуль программы включает необходимый комплекс знаний о семейных ценностях, способность и умение их осмысливать, анализировать, искать возможные варианты решения выявленной проблемы.

Ценностно-ориентационный модуль программы включает в себя осознание воспитанниками себя как члена семьи, способность сопереживания и сочувствия к детям, оставшимся без попечения родителей, осознание важности уважения своих родителей, способность уважения и сострадания к пожилому поколению, осмысление и принятие на себя гендерных ролей, осознание важности планирования семьи, осознание важности правильного выбора спутника жизни.

Ценностно-рефлексивный модуль нацелен на определение результативности реализации программы, осознание воспитанниками полученных знаний и опыта, анализ значимости семейных ценностей в будущем лично для каждого воспитанника.

Программа социально-педагогической подготовки старшеклассников к семейной жизни.

Источник:
VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум
VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016 Способствует ли администрация города развитию ярмарки в Ирбите? Нужна ли вообще ярмарка, ведь сейчас в
http://scienceforum.ru/2016/1682/18096

АНАЛИЗ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

АНАЛИЗ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Подготовка к семейной жизни по программе нравственно-полового воспитания «Семьеведение»

Актуальность проблемы нравственно-полового воспитания очевидна. Подростковая и юношеская сексуальность всегда была предметом беспокойства для взрослых, особенно родителей и педагогов. Кризис наблюдается и в самом институте семьи, о чем свидетельствуют данные статистики.

Причины данного явления сложны и неоднородны. Существует ряд причин объективного характера, воздействовать на которые можно только через глобальные изменения в экономике и социуме. С другой стороны, семья представляет собой сложную, изменчивую психологическую систему, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. К числу психологических причин кризиса семьи относится неподготовленность молодых людей к вступлению в брак: отсутствие знаний в области семейных отношений; неосвоенность половых, социальных и семейных ролей, давление негативных социальных стереотипов; недостаточный уровень культуры межличностных отношений. Большинство из существующих программ не учитывают в должной мере все три аспекта нравственно-полового воспитания. Часть из них просто устарела.

Программа рассчитана на 44 часа и предназначена для учащихся старших классов (14-17 лет).

Целью программы является формирование основ психологической и нравственной культуры взаимоотношений между мужчиной и женщиной, с одной стороны, и родителями и детьми, с другой стороны.

1. Повышение степени информированности о правовых, физиологических, психологических, культурно-исторических основах семейных отношений.

2. Создание условий для понимания своей личности, осознания своих половых, социальных и семейных ролей, принятия себя и окружающих.

3. Овладение первичными навыками эффективного общения на разных уровнях.

Авторы программы попытались смоделировать в хронологической последовательности те зоны общения, освоить которые должна каждая гармонично развитая личность: кровная семья, общество сверстников своего пола, общество сверстников противоположного пола, будущая семья. В программе говорится о том, каким быть, чтобы создать счастливую семью, а, с другой стороны, создаются условия, при которых участники понимают, что делать, чтобы будущая семья стала счастливой.

Исследование эффективности программы, которое показало, что «Семьеведение» оценено педагогами, участниками методического тренинга, очень высоко: средняя оценка 9,5 по 10-ти балльной шкале. Особенно высоко программа оценена по показателям: актуальность, практическая польза, технологичность (достаточность для применения на практике), научная обоснованность.

Программа нравственно-полового воспитания проводилась с учащимися 10-11-х классов в 2003-2004 и 2004-2005 учебных годах. Занятия по программе показали:

— у учащихся значительно повышается уровень информированности по теме;

— ребята учатся эффективно общаться, разрешать конфликты, выражать собственные чувства, понимать и принимать иные точки зрения;

— осознают собственные семейные стереотипы и установки отношений между мужчиной и женщиной, мужем и женой и родителями и детьми.

Большой интерес у старшеклассников вызывают занятия о взаимоотношениях членах семьи, которые проводятся в блоке «Семья»: идет глубокая внутренняя работа по осознанию собственных семейных стереотипов и установок отношений между мужем и женой, детьми и родителями. Особый интерес, по вполне понятным причинам, у учащихся к разговору о сексуальных отношениях. По результатам наблюдений и отзывам учащихся после занятий по «Медицинскому блоку» у учащихся значительно повышается уровень информированности, снимается табу в отношении темы секса; старшеклассники начинают осознавать свою ответственность за начало сексуальных отношений; учащиеся выбирают ответственное поведение в отношении сексуальных отношений.

Наибольший эмоциональный отклик учащихся вызвало занятие «Главное чудо света», посвященное самому интимному в жизни человека — рождению ребенка. После этого занятия ребята осознают, насколько опыт рождения важен для человека, они понимают, что чувствует не только мама, но и сам ребенок.

После проведения программы был проведен анализ ее эффективности по предложенным в программе анкетам, методике исследования самооценки Дембо-Рубенштейн, методике «Кто Я?».

Сравнение по критериальному анализу Стьюдента показателей выявило, что с высокой степенью значимости изменилась оценка учащимися по показателям: «Отношения с окружающими», «Особенности своего поведения» (p

Источник:
АНАЛИЗ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
АНАЛИЗ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ Подготовка к семейной жизни по программе нравственно-полового воспитания «Семьеведение» Актуальность проблемы нравственно-полового
http://studbooks.net/1934478/pedagogika/analiz_podgotovki_starsheklassnikov_semeynoy_zhizni

Педагогические условия подготовки старшеклассников к браку и семейной жизни Текст научной статьи по специальности — Народное образование

Педагогические условия подготовки старшеклассников к браку и семейной жизни Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Никитина Екатерина Леонидовна

В статье рассматриваются педагогические условия подготовки старшеклассников к браку и семейной жизни : фамилистическая подготовленность педагогов; актуализация витагенного опыта старшеклассников; активизация эмоциональной сферы учащихся; использование технологии педагогической поддержки.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Никитина Екатерина Леонидовна,

Pedagogical conditions of preparation graduates to marriage and family

In the article it’s talked about pedagogical conditions of preparation graduates to marriage and family: family preparation of teachers, urgency of vitagenny experience of graduates, activation of emotional area of the students, usage of technology of pedagogical support

Текст научной работы на тему «Педагогические условия подготовки старшеклассников к браку и семейной жизни»

?нестандартные задачи разного уровня сложности. При этом необходимо составить банк профессиональных задач, а затем на его основе — банк контрольных заданий. Уровень сложности каждого задания, используемого для оценки способности решать ту или иную профессиональную задачу, должен быть выявлен эмпирическим путем.

Оптимальный путь эффективности в достижении профессиональных задач — выявление на стадии формирования инструментального ком-петентностного кластера их соответствия/несоответствия разработанной модели в процессе интервью с наиболее успешными специалистами и анкетирования работодателей. Несомненно, банк профессиональных задач должен постоянно расширяться и обновляться. Он может способствовать осуществлению не только контролирующей, но и обучающей функции, использоваться в рамках аудиторных и самостоятельных занятий.

Инструментальные компетенции могут быть измерены с помощью нескольких шкал (многие компетенции будут иметь более одного измерения). Наиболее универсальные показатели:

• интенсивность или завершенность действия. С помощью такой шкалы можно измерить задействованную интенсивность намерения (или личного качества человека) и завершенность действий, принятых для реализации данного намерения;

• масштабность воздействия. Данная шкала отражает количество объектов, на которые оказывается воздействие при решении той или иной профессиональной задачи, круг задействованных ресурсов, масштабы последствия принятого решения, размер проблемы, к которой обратились;

• количество усилий — количество дополнительных усилий или времени, затраченного на решение проблемы;

• уникальность принятого решения или действия — в рамках данной шкалы оценивается, насколько творческим или, напротив, стандартным, типичным было принятое решение.

Задания по оценке степени сформированнос-ти каждой из компетенций должны быть разделены на три уровня сложности (базовые, продвинутые, сложные). Степень сформированнос-ти компетенции и соответствия ее НКП оценивается как доля успешно выполненных заданий каждого уровня сложности.

Таким образом, мы считаем, что успешность использования предлагаемых нами компонентов компетентностной модели выпускника по направлениям подготовки положительно скажется на имидже образовательного учреждения и послужит надежным фундаментом для его дальнейшего обеспечения качества подготовки специалистов с высшим образованием.

1. Дурнева Е. Е., Нечаев В. Д. Построение компе-тентностной модели выпускника МГГУ имени М. А. Шолохова: учеб. пособие. М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2010. 109 с.

2. Нечаев В. Д, Замолоцких Е. Г., Дурнева Е. Е. Построение основных образовательных программ в контекстно-компетентностном формате: метод. рек. М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2010. 39 с.

3. Дурнева Е. Е., Нечаев В. Д. Указ. соч.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К БРАКУ И СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

В статье рассматриваются педагогические условия подготовки старшеклассников к браку и семейной жизни: фамилистическая подготовленность педагогов; актуализация витагенного опыта старшеклассников; активизация эмоциональной сферы учащихся; использование технологии педагогической поддержки.

In the article it’s talked about pedagogical conditions of preparation graduates to marriage and family: family preparation of teachers, urgency of vitagenny experience of graduates, activation of emotional area of the students, usage of technology of pedagogical support

Ключевые слова: педагогические условия, подготовка старшеклассников к браку и семейной жизни.

Keywords: pedagogical conditions, preparation graduates to marriage and family.

Кризисные явления в современном обществе, связанные с экономическими, социальными, политическими и другими преобразованиями, оказывают негативное воздействие на состояние и функционирование института семьи. Следствием подобных тенденций является снижение ценности брачно-семейных отношений, распространение их альтернативных форм, низкая рождаемость, стабильно сохраняющаяся недолговечность семьи. По мнению ученых, сегодня в обществе отсутствуют какие-либо стихийные или социальные «защитные механизмы» семьи, поэтому необходимо предпринимать незамедлительные меры, способствующие укреплению института семьи: воспитанию ценностного отношения к семье; корректировке системы поведенческих норм в сфере семьи и брака, представлений о содержании семейных ролей и т. д. В связи с этим актуализируется проблема подготовки старше-

© Никитина Е. Л., 2012

классников к браку и семейной жизни и необходимость разработки педагогических условий реализации данного процесса.

Под условиями подготовки старшеклассников к семейной жизни мы понимаем совокупность обстоятельств, оказывающих влияние на протекание исследуемого нами процесса. Данные условия будут педагогическими, поскольку они сознательно конструируются педагогом, соотнесены с его профессиональными действиями, а предметом реализации таких условий мыслится формирующаяся личность старшеклассника.

Исходя из анализа опыта подготовки школьников к семейной жизни, изучения современного институцонального состояния семьи и проведенного нами эксперимента мы выдвигаем четыре основных условия подготовки старшеклассников к браку и семейной жизни:

1) фамилистическая подготовленность педагогов;

2) актуализация витагенного опыта старшеклассников;

3) активизация эмоциональной сферы учащихся;

4) использование технологии педагогической поддержки.

Охарактеризуем выявленные педагогические условия подготовки старшеклассников к браку и семейной жизни.

ятельности учителя на приоритет ценностей семьи, детей, брака, отражая наиболее полно сферу знаний о семье.

Далее остановимся на понятии «подготовленность». В толковом словаре русского языка «подготовленность» определяется как «наличие подготовки к какому-нибудь делу, работе. Подготовка — запас знаний, полученных в процессе обучения чему-нибудь» [3]. Подготовиться, то есть «1. Запастись какими-нибудь материалами, сведениями, знаниями для чего-нибудь. 2. Настроить, расположить себя к чему-нибудь» [4]. Следовательно, «подготовленность» выступает как условие и регулятор деятельности, как предстартовое состояние к той или иной деятельности, как признак установки на какую-либо деятельность.

Таким образом, фамилистическую подготовленность мы определяем как интегральную характеристику, включающую в себя: знания основ фамилистики; наличие потребности и умений применять их в практической деятельности; стремление к самообразованию и самовоспитанию в данном направлении. Следовательно, для реализации процесса формирования фамилисти-ческой готовности педагогов необходимо решить следующие задачи:

1) формировать систему фамилистических знаний;

2) способствовать становлению позитивных установок на сохранение и укрепление семьи, формированию ценностных ориентаций на семью;

3) развивать стремление к самообразованию, самовоспитанию и самосовершенствованию личности педагога как семьянина и как педагога-профессионала [5].

Второе из выдвинутых нами условий — актуализация витагенного опыта старшеклассников. Витагенный опыт рассматривается как личност-но значимая, наиболее часто актуализируемая часть жизненного опыта человека, составляющая жизненно активное единство его эгоцентрического мироотношения [6]. Отсюда появляется, с одной стороны, возможность опоры в процессе воспитания на витагенный опыт как на базовый, личностно значимый. С другой стороны, возможность целенаправленного педагогического воздействия на содержание витагенного опыта, на корректировку ошибочных представлений и на расширение границ витагенного опыта.

Актуализация витагенного опыта старшеклассников является необходимым условием подготовки старшеклассников к семейной жизни, так как необходима интеграция всех типов фамилисти-ческих знаний и особое сочетание научной формы данного знания с житейской, являющейся результатом предшествующего жизненного опыта личности. Важно отметить, что юношеский

возраст является периодом наивысшей активности внутренних процессов развития личности. Старшеклассник осуществляет активную внутреннюю работу по обобщению и оценке предшествующего жизненного опыта, выбору образцов и линии поведения. Исследования показывают, что важным фактором, оказывающим влияние на формирование семейных планов молодежи, оказывает опыт, приобретаемый ею в родительском доме: влияние родителей, их пример, характер отношений между родителями и детьми, атмосфера родительского дома. Большое значение имеют и знания о типах семей, получаемый юношами и девушками в процессе контактов с семьями родственников, друзей, соседей, одноклассников. Этот опыт и знания оказываются необычайно существенными для подготовки старшеклассников к семейной жизни.

ветственно экспонированных ценностей, имеющихся в источниках жизненной информации.

В процессе подготовки старшеклассников к семейной жизни необходимо использование учителем различных технологических приемов эмоционального стимулирования, активизирующих эмоциональную сферу старшеклассников [9].

— Анализ проблемных вопросов, т. е. мини-задач нравственного содержания. Например, «Любовь или долг — можно ли найти компромисс?»; «Одинокий человек — почему? Он неудачник?».

— Создание ситуаций-проб, связанных с жизненными проблемами, волнующими молодежь: «Неполная семья», «Сбежал из дома», «Измена», «В вас влюбляются», «Отверженный(ая)».

— Анализ нравственных конфликтных ситуаций на нейтральном материале, взятом из художественных произведений. Дискуссия «Мужчина и женщина: две половинки. » (на материале Библии).

— Разбор этического содержания пословиц, поговорок, афоризмов (Муж — голова, жена -душа. От плохой жены состаришься, от хорошей помолодеешь. Жена верховодит, так муж по соседям бродит. Мир в семье женой держится. Бабе дорога — от печи до порога).

— Подборка и анализ художественных образов мужчины, женщины, семьи (на материале изобразительного искусства, художественной литературы, народного фольклора, музыкальных произведений). Составление искусствоведческого рассказа.

— Просмотр кинофильмов с последующим анализом.

— Размышления над сказками о ценности любви, о взаимоотношениях мужчины и женщины

(«Сила любви», «Любовь», «Необыкновенный» и др.).

— Рисунок «Генеалогическое древо» с последующим рассказом о преданиях, легендах, существующих в роду, о людях, кем гордится род.

— Создание коллажа «Кто такой мужчина? Кто такая женщина?».

— Скульптурная группа «Семья». После постановки сцены «художник» рассказывает о том, кто изображен на картине, чем заняты персонажи. Затем по очереди каждый участник делится своими чувствами.

— Внешние оценки педагога, выполняющие функцию эмоциональной поддержки: одобрительные реплики, похвала, фиксация на неожиданных ракурсах видения познавательной проблемы или культурной ценности.

— Сочинения-размышления: «Каждый ли способен любить?», «Современный мужчина», «Современная женщина».

— Составление брачного объявления для счастливого союза.

— Тестирование старшеклассников: «Сколько в вас от женщины, сколько от мужчины» (диагностика маскулинности/феминности); «Тест на готовность к любви»; «Тест на превентивную удовлетворённость браком», опросник С. Бэм (модифицированный), тест «Хорошей ли Вы будете женой?», опросник «Что я думаю о женском и мужском в воспитании?», тест «Пословицы».

— Анкетирование: «Что вас привлекает в семейной жизни и браке?», «Моя любовь в разрезе».

— Дидактическая игра «Жизнь семейная или холостяцкая?», которая проводится в виде диспута между «противниками» семейного образа жизни (холостяками) и его «защитниками». Обе команды должны найти контраргументы в свою пользу.

— Игра «Проект укрепления семьи»: учащиеся делятся на несколько советов — «экспертов», каждый из которых представляет свой проект -модель «идеальной семьи» — идеальной жены (мужа), излагают схему требований и действий супругов.

— Этические ролевые игры. Например, этический круглый стол на тему «Семья», «Любовь», «Деловая женщина или женственная женщина», организованный в форме телепередачи. Создается воображаемая ситуация, вводятся роли: телеведущий, группа поддержки, скептики, критики, профессор этики и психолог.

Таким образом, использование эмоциональных стимулов обеспечивает позитивное влияние эмоционального фактора, что делает процесс подготовки старшеклассников к браку и семейной жизни семьи более эффективным.

Основное внимание уделяется четвертому условию названного процесса — использованию педагогической поддержки, под которой понимается инициирование в образовательном процессе усилий учащихся по овладению ценностным содержанием института семьи и ориентацией на него в ситуациях нравственного выбора. Мы опираемся на научные идеи О. Е. Газмана, Н. Н. Михайловой, использовавших положения личност-но ориентированного подхода в обосновании концепции педагогической поддержки.

С позиции культурологии образования поддержка рассматривается в более широком социокультурном контексте «как элемент любого со-труд-ничества и взаимо-действия, поскольку она является проявлением позитивного отношения к деятельности человека и готовности к со-действию его начинаниям и самореализации, что предполагает не просто партнерские, а товарищеские отношения. Ситуация поддержки — это когда начинают работать вместе СО- и САМО-процессы взрослого и ребенка, действующих на равных» [12].

H. Б. Крылова выделяет следующие нормы поддержки, которые должны быть заложены в профессиональной позиции педагога:

I. Любовь к ребенку и, как следствие, безусловное принятие его как личности и индивидуальности; душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживание, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать.

2. Приверженность диалоговым формам общения с детьми, умение с ними говорить по-товарищески, умение слушать, слышать и услышать.

3. Уважение достоинства и доверие, вера в предназначение каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений.

4. Ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов.

5. Признание права на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право на «хочу» и «не хочу»).

6. Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы.

7. Умение быть его товарищем, готовность и способность быть на его стороне, готовность ничего не требовать взамен.

8. Собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и оценку/самооценку [13].

принципе педагогической поддержки, организующем модальность старшеклассника на основе его собственных желаний, интересов и предпочтений, мы видим базовое процессуальное основание для подготовки старшеклассников к браку и семейной жизни.

Таким образом, подготовка старшеклассников к семейной жизни обеспечивается комплексом взаимодополняющих педагогических условий: фамилистической подготовленностью педагогов; актуализацией витагенного опыта старшеклассников; активизацией эмоциональной сферы учащихся; использованием технологии педагогической поддержки. Сегодня, следовательно, приходится не столько готовить молодого человека к семейной жизни, сколько готовить «для молодого человека» информативно-коммуникативную», адаптивную среду его нравственного выбора; необходимо помнить, что от небольшого коллектива педагогов может реально зависеть демографическое будущее государства, личное благополучие пока еще юных граждан.

1. Антонов А. И. Микросоциология семьи М.: ИНФРА-М, 2005. С. 54.

2. Шлейкова Н. Ю. Подготовка учащихся к семейной жизни: теория и практика: учеб.-метод. пособие. Ульяновск: Симбирская книга, 2005. С. 26.

3. Толковый словарь русского языка: в 4 т. Т. 3 / под ред. Д. Ушакова. М.: ТЕРРА, 1996. С. 378.

5. Шлейкова Н. Ю. Указ. соч. С. 26

6. Свинина Н. Г. Жизненный опыт учащихся в контексте личностно ориентированного образования // Педагогика. 2001. № 7. С. 29.

7. Сахаров В. А. Эмоциональный фактор духовно-нравственного воспитания личности в отечественной педагогике (I пол. XX в.). Киров: Лобань, 2008. С. 48.

8. Яновская М. Г. Эмоциональный фактор в процессе формирования интеллигентности будущего специалиста. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2008. С. 62.

10. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании: материалы всерос. науч.-практ. конф. / Зеленоград, октябрь 1995; под общ. ред. О. С. Газмана. М.: Инноватор, 1996. С. 14-15.

12. Крылова Н. Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. С. 121-122.

13. Там же. С. 126-127.

14. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания: учеб. пособие М.: Пед. о-во России, 2001. С. 205.

Источник:
Педагогические условия подготовки старшеклассников к браку и семейной жизни Текст научной статьи по специальности — Народное образование
В статье рассматриваются педагогические условия подготовки старшеклассников к браку и семейной жизни: фамилистическая подготовленность педагогов; актуализация витагенного опыта старшеклассников; активизация эмоциональной сферы учащихся; использование технологии педагогической поддержки.
http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-podgotovki-starsheklassnikov-k-braku-i-semeynoy-zhizni

Подготовка старшеклассников к семейной жизни

1.2 Основные формы работы со старшеклассниками в процессе их подготовки к самостоятельной семейной жизни

старшеклассник семейный жизнь подготовка

Большой энциклопедический словарь дает определение понятия «форма» как способ организации, способ существования и выражения содержания, предмета, явления, процесса.

П.И. Пидкасистый в своем учебнике «Педагогика» дает следующее определение формы воспитания — это варианты, способы организации воспитательного процесса. И.П. Подласый считает, что форма воспитания — это внешнее выражение процесса воспитания.

В педагогической литературе единого подхода к классификации форм воспитательной работы нет. Наиболее распространенной является классификация форм воспитания по количеству охватываемых процессом воспитания людей. П.И. Пидкасистый относит к ним: массовые, групповые и индивидуальные. И.П. Подласый добавляет еще микрогрупповые формы. Существует классификация форм воспитания в зависимости от методов воспитания: словесные формы (лекции, диспуты, встречи, устные журналы и т.д.), практические формы (походы, экскурсии, конкурсы, кружки, трудовые дела и т.д.), наглядные формы (школьные музеи, тематические стенды и выставки и т.п.).

Основываясь на первой классификации, можно отметить, что нами были использованы индивидуальные, микрогрупповые и групповые формы работы. Опираясь на вторую классификацию, необходимо уточнить, что приоритетными были словесные и практические формы: воспитательный час «Как сложится ваша супружеская жизнь» в форме тестирования с последующим обсуждением, воспитательный час «Тили — тили тесто, жених и невеста» в форме деловой игры, диспуты «О любви, браке и семье» и «Девичья гордость и мужское достоинство». Кроме того, практиковались индивидуальные беседы и встречи «при свечах» после уроков, куда приходили все желающие.

1. Воспитательные часы.

Результаты и итоги воспитательных часов были описаны выше, поэтому мы остановимся на методике их проведения.

Тема: «Как сложится ваша супружеская жизнь?».

Форма проведения: тестирование с последующим комментированием и обсуждением.

1. Ознакомление учащихся с функциями современной семьи;

2. Выявить степень готовности к семейной жизни и на этой основе сделать прогноз благополучия супружества;

3. Выработать установку на создание прочного брака.

1.Распечатать тест — карту в нужном количестве экземпляров.

2.Изучить все ее основные позиции, условные обозначения, шкалу оценок вариантов, ключ к тест — карте.

3.Подготовить интересные примеры на тему супружества для повышения качества прогноза, ознакомления учащихся с функциями современной семьи.

Чтобы определить готовность к семейной жизни, юношам и девушкам нужно выбрать в каждой из десяти предложенных ниже ситуаций по одному из трех вариантов и подсчитать результаты в баллах по шкале оценок для каждого из трех вариантов поведения («П»- правильное, «В»- возможное, «Н»- неверное)

Таблица №1 Тест-карта оценки готовности к семейной жизни (И.Ф. Юнда).

Источник:
Подготовка старшеклассников к семейной жизни
1.2 Основные формы работы со старшеклассниками в процессе их подготовки к самостоятельной семейной жизни старшеклассник семейный жизнь подготовка Большой энциклопедический словарь дает
http://ped.bobrodobro.ru/34882

Элективный курс «Подготовка старшеклассников к семейной жизни»

Элективный курс «Подготовка старшеклассников к семейной жизни»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Воздвиженская средняя общеобразовательная школа»

Кулундинского района Алтайского края

________________ Квак М.А.

Протокол № _____ от

______________ Школьник А.А..

Приказ № _____ от

«Подготовка старшеклассников к семейной жизни»

Степанова Марина Юрьевна.

учитель русского языка и литературы , первая категория.

с. Воздвиженка 2017

Рабочая программа элективного курса составлена по программе модуля «Подготовка старшеклассников к семейной жизни» автора – составителя Свиридова А.Н. к.н.н. профессора кафедры коррекционного развития и специального образования АКИПКРО

Занятия проводятся один раз в неделю для учащихся 10-11 классов.

При проведении занятий могут быть использованы такие формы работы:

-анализ и проигрывание ситуаций;

-привлечение игровой и арт-терапии;

-использование аидио- и видеоматериалов.

Восприятие себя и других

История моего имени

Социальное становление личности

Искусство общения с родителями

Конфликты и их последствия

Эмоциональный мир семьи

Планирование рождаемости в семье

Современные способы предохранения

Искусственное прерывание беременности

Сексуальность, проблема выбора

Ответственность и объективность

Любовь или зависимость

Как сохранить любовь

Развод. Как и почему это происходит?

Как пережить расставание?

Коллаж «Наша группа»

Выявление и коррекция индивидуальных особенностей в ситуациях межличностного взаимодействия;

Развитие уверенности в своих возможностях и способностях принимать разумные решения, преодолевать жизненные трудности;

Формирование умения строить глубокие и надежные взаимоотношения;

Приобретение навыков конструктивного взаимодействия как с родителями, так и с предполагаемыми партнерами;

Повышение Психолого-педагогической компетентности будущих родителей.

Физиологическое, психологическое, социальное становление личности, репродуктивное здоровье, сексуальность, ответственность, планирование рождаемости, контрацепция, зависимость, любовь

Тематическое планирование по элективному курсу

«Подготовка старшеклассников к семейной жизни»

Источник:
Элективный курс «Подготовка старшеклассников к семейной жизни»
Программа воспитательной работы для классного руководителя, психолога для 10, 11 класса. Программы для 10, 11 класса на 1 час.
http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/programma_vospitatelnoj_raboti_uchimsya_zhit_vmest_070326.html

COMMENTS