Подготовка ребенка в семью

Защити меня — подготовка ребенка к жизни в новой семье

«Защити меня» — подготовка ребенка к жизни в новой семье

Детям-сиротам, живущим в приюте или детском доме, приходится из условий, к которым они привыкли, переезжать в другие, в частности, в новую семью. Статистика свидетельствует, что 60 — 70% детей, лишенных родительского попечения, устраиваются в семьи как российских, так и иностранных граждан. Сотрудники детских учреждений (детского дома, приюта, больницы, дома ребенка) постоянно наблюдают, как переживает ребенок изменения в уже сложившемся образе жизни.

По поведению детей можно четко определить, велась ли с ребенком подготовительная работа, имеет ли он привязанности среди взрослых или сверстников. Подготовленные дети легче идут на контакт с новыми взрослыми, довольно спокойно воспринимают предстоящие изменения, радуются им.

Практика уже накопила опыт и, обобщая его, можно выделить определенные этапы подготовки ребенка к переходу в новую семью.

Прежде всего, в учреждении, куда вначале помещается ребенок, проводится комплексная диагностика его развития. Педиатр, психоневролог и другие врачи изучают состояние его здоровья на данный момент; дефектолог или логопед диагностируют уровень развития речи, познавательных интересов, возможности обучения; психолог — состояние и уровень психического развития и здоровья. Очень важно на данном этапе, чтобы социальный работник или орган опеки собрали сведения о прошлом ребенка, его семье, причинах разлучения с ней, правовом статусе.

На основании заключений, сделанных специалистами, определяются потребности и нужды ребенка не только в лечении, обучении, личностном развитии, но и планируются жизненные перспективы, дальнейшее жизнеустройство. Мы поддерживаем идею, выдвинутую детским домом №19 г. Москвы о том, что органом опеки совместно со специалистами должен быть простроен план по защите прав ребенка.

Все эти коллизии должны быть тщательно проанализированы, прежде чем будет принято решение о дальнейшей судьбе ребенка: может ли он быть усыновлен, передан под опеку или в приемную семью или же он будет находиться в государственном учреждении для детей-сирот. При решении судьбы ребенка на этом этапе важно исходить из интересов ребенка, а не из интересов окружающих его взрослых , которые иногда не хотят отпускать «хороших», послушных детей, а рекомендуют отдать в семью тех, с которыми у них возникают проблемы и которые им не по душе. Для исключения такого субъективизма и необходима комплексная диагностика развития ребенка.

Кроме этого на данном этапе также очень важно создать для ребенка условия, помогающие его реабилитации.

Как показывает отечественный (детский дом № 19, СРЦ «Дорога к дому», других социально-реабилитационных центров) и зарубежный опыт, при подготовке к жизни в семье важно построить представления ребенка о своем прошлом, историю его жизни, причинах перемещения из семьи в детский дом и перспективах на будущее. Это необходимо сделать, чтобы дети понимали произошедшие с ними изменения и представляли, какое их ждет будущее. Важно объяснить им, что произошло в их жизни и почему они не могут сейчас жить со своими родителями. Для этого психологи рекомендуют использовать такие приемы, как: составление книги или карты жизни ребенка, приемы активного слушания, беседы о жизненном пути ребенка, перессказ историй, похожих на пережитую ребенком и др.

Примерно с 6-летнего возраста можно помочь ребенку понять разницу между биологическим и психологическим родительством и то, что он не виноват в происшедшем. Нужно довести до его сознания, что есть объективные причины, по которым он не может жить в биологической семье. Объяснить, что его родителям нужна помощь, они не могут сейчас заботиться о нем. Ребенку, который может быть устроен в семью можно пояснить: «Ты растешь, у тебя много вопросов, проблем, поэтому мы взяли заботу о тебе на себя вместо них. Есть и другие взрослые, которые хотят заботиться о тебе, мы будем искать (нашли) таких людей» и дать время свыкнуться с этими мыслями. Специалисты советуют: ничего не следует утаивать от него, а тем более говорить неправду. Известно много случаев, когда неосведомленность ребенка приводит к трагедии, а информированность уберегает, вселяет веру в его новую семью и благодарность приемным родителям.

Еще один аспект предварительной подготовки, касающийся международного усыновления, заключается в том, чтобы к этой процедуре были готовы сотрудники учреждения, чтобы возникающие у взрослых страхи, навеянные рассказами о том, что за границей над детьми издеваются, убивают, используют их органы для пересадки и т.п., не переносились на детей.

Подтверждением тому, как отзывается слово взрослого на судьбах детей, может служить такой пример, к сожалению, не единичный. Жили в одном из дошкольных детских домов сестры-близнецы. Они ездили летом на отдых в Италию, где нашлась семья, пожелавшая их удочерить. Пока семья готовила документы, воспитатель, узнав о том, что девочек собираются удочерить итальянцы, побеседовала с ними и напугала тем, что их хотят увезти в страну дьявола, где над ними будут издеваться. А чтобы этого избежать, она подсказала, чтобы на медико-педагогической комиссии одна из них прикинулась дурочкой. Сестер разъединили, одна попала во вспомогательную школу-интернат, а усыновителям отказали, так как разлучать близнецов нельзя.

Для предупреждения подобного нужно, чтобы окружающие ребенка люди были твердо убеждены в том, что детям, попавшим в семьи иностранных граждан, живется хорошо, что они никуда не исчезли, с ними не случилось беды. Огромную роль в этом играет информация, получаемая после усыновления; не только официальные отчеты, но и личные письма, фотографии, присылаемые новой семьей. Самым убедительным аргументом оказывается приезд подросших детей в город (село) откуда ребенок родом, посещение учреждения, откуда он был усыновлен.

Итак, можно отметить, что подготовительный этап работы в детском учреждении включает специальную терапевтическую, психолого-педагогическую работу, помогающую переосмыслить имеющийся (чаще всего негативный) жизненный опыт. Одновременно с этим психологи и педагоги ведут работу над актуальными проблемами ребенка, особенностями эмоционального реагирования, адекватного поведения, самопринятия, корректируют педагогическую запущенность, пробелы в развитии интеллектуальной сферы, образовании. В этот период идет формирование навыков общения, рефлексии, самоконтроля и необходимых навыков для жизни в новой семье. Через эти мероприятия проходят все дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и те, кто попадает в приют, и те, кто помещается в детский дом.

Дальнейший разговор пойдет о тех детях, которые могут попасть в семью. Иногда возникает вопрос, а нужно ли готовить ребенка к переходу в новую семью, не лучше ли приготовить ему сюрприз, сразу поместить в хорошую семью? Ответ однозначен — готовить к любому изменению ребенка необходимо, исходя из особенностей психики.

Любое человеческое существо испытывает естественную тревогу, волнение, дискомфорт, переходя от одного, уже привычного способа существования, к другому. Тревожность усиливается, когда предстоит новое событие, непривычное действие, или новый непривычный образ жизни. В том, что даже маленькие дети испытывают тревогу, когда их собираются помещать в семью, убеждался каждый, кто знаком с этой процедурой. Легко заметить изменения в привычном поведении детей. Работники домов ребенка свидетельствуют, что даже самые маленькие дети ведут себя беспокойно. Дети постарше возбуждены, расторможены. Они капризничают, плачут, «прилипают» к сотрудникам, просят, чтобы их не отдавали.

Работа на этом этапе подготовки должна быть направлена на снятие естественного опасения, уменьшение чувства тревоги. Подготовка необходима еще и потому, что в в новую семью ребенок идет, имея прошлый, порой негативный опыт жизни в семье. Но, несмотря на это, многие хотят попасть в семью (либо вернуться к своим родителям, либо просят найти других родителей). Не раз доводилось наблюдать, как дети относятся к новым людям, появляющимся в группе; в их глазах надежда — а не за мной ли это пришли?

Основной смысл подготовки на этом этапе — управление ожиданиями ребенка. У многих детей, побывавших в семьях на каникулах, в гостях у сотрудников, складывается впечатление идеализированного, праздничного образа семейной жизни . Дети надеются, что новые родители будут лучше, обеспечат всем, чего ребенку не достает.

Для того, чтобы подобрать ребенку семью, важно знать привязанности и ожидания ребенка. Ребенка спрашивают о том, с кем он хотел бы жить в одном доме, а кого хотел бы видеть в доме по соседству и другие рисуночные методики («Пять сердец», составление календаря переезда, карты взаимоотношений). Кроме этого на этом этапе для формирования образа семьи могут использоваться книги, рассказы, стихи, фильмы, доступные средства информации, разговоры, беседы о прошлой жизни в семье и о будущей. Хорошими средствами являются обучающие игры, ролевые игры в семью, инсценировки, арт- и изотерапия, походы в гости в разные семьи.

Все эти методы помогут ребенку менее болезненно проживать новое состояние, пережить опыт прошлого, успокоиться и адекватно воспринимать информацию о том, что есть люди, готовые стать его новой семьей.

Следующий этап подготовки наступает тогда, когда точно известна семья, пожелавшая заменить ребенку биологических родителей. Содержание и методы работы будут определяться возрастом ребенка.

Здесь можно выделить две ступени.

Заочное знакомство . Хотя на него отводится не так уж много времени, сделать можно немало. Естественно, выбор приемов зависит от возраста ребенка. Самый распространенный — обмен письмами и фотографиями. Как только ребенок начинает дифференцировать знакомых людей от незнакомых, стоит показывать фотографии приемных родителей. Лучше если это будут фотографии крупного плана (лицо, фигура), по одному и вместе. Хорошо, если будущие родители пришлют малышу игрушку, а потом с собой привезут такую же и при встрече покажут ее, поиграют с ребенком.

В работе домов ребенка мы наблюдали такую практику. За неделю до приезда усыновителей, старший воспитатель проводит специальные занятия с ребенком (возраст от 1.5 до 3-4-х лет), разглядывая с ним альбом с фотографиями, учит различать папу, маму, собаку или кошку, дом, сопровождая словами на языке усыновителей. Детям дают альбом с собой, просят показать фотографии другим детям. Очевидно, что этот прием подходит для детей любого возраста.

Если кандидаты — иностранные граждане, полезно чтобы в группе были люди, хотя бы немного знающие язык, чтобы они в течение дня могли называть предметы обихода и привычные действия, петь песенки на русском языке и языке усыновителей. Воспитатели могут рассматривать специальные красочные книги, которые помогают взрослым и ребенку осваивать азы нового языка, включать записи песенок, знакомых сказок, звучащих на двух языках.

Чтобы ребенку было легче пережить стадию «культурного шока», особенно важна предварительная языковая подготовка детей старшего возраста. Следует дать ребенку понять, что люди, живущие в разных странах, говорят по-разному. Полезно организовать специальное изучение языка, пригласив учителя. Не стоит бояться, что будет неправильное произношение. Как показывает жизнь, произношение сформируется, когда он будет жить в языковой среде. На этом этапе подготовки важно, чтобы ребенок быстрее преодолел языковый барьер.

Естественно, что подготовка будет зависеть и от возможностей учреждения, в котором находится ребенок, как материальных, так и кадровых.

Хотелось бы обратить внимание еще на один аспект подготовки. Часто в группах детского дома или школы-интерната возникает напряженное отношение к усыновляемому ребенку. Мы наблюдали, как дети отторгали такого ребенка, завидуя, делали мелкие пакости, дразнили, пугали. Такое поведение — показатель микроклимата, сложившегося в группе, а усыновление — лакмусовая бумажка, демонстрирующая уровень межличностных отношений, на который руководителям стоит обратить внимание.

Для преодоления такого явления можно посоветовать перенять опыт, отраженный в фильме «Правила виноделов». Приютские дети в конце дня, лежа в кроватях, под руководством взрослого произносят слова: «Давайте порадуемся за …. (называется имя усыновленного ребенка). Она нашла свою семью, у нее новые родители и ей сейчас хорошо!»

А как быть с теми, кому не повезло, и кого не взяли в семью? Здесь нужно искусство педагога, внушающего детям, что жизнь разная, люди разные, у каждого своя судьба. Мы, окружающие тебя сейчас взрослые будем делать все, чтобы и твоя жизнь сложилась. Мы заботимся о тебе здесь и сейчас. И порадуемся, что мы живы, здоровы, сыты, в тепле и уюте!

Последний, но очень значимый момент подготовки — личное знакомство. Успешность его зависит от времени и места проведения первой встречи. В зависимости от условий учреждения, личностных особенностей ребенка выбирается место, где будет происходить первая встреча — в группе или в специальном помещении.

В этот момент ярко видно, был ли подготовлен ребенок. Неподготовленные дети жмутся к сопровождающему взрослому, не хотят отходить от него, капризничают или закатывают истерику при попытке воспитателя вывести его из группы. Подготовленные дети вначале как бы замирают, присматриваются, но потом, идентифицировав с фотографией появившихся взрослых, идут на контакт. Кто-то делает робкие шаги, а кто-то бросается с криками: «Мама! Папа!» (в зависимости от темперамента).

До окончательного оформления вопроса (составление договора передачи, принятие решения об установлении опеки или решения суда) может быть использовано совместное проживание в течение нескольких дней родителей и ребенка, а если возникли осложнения, то и значимого для ребенка взрослого, который выступает в роли посредника. Совместные прогулки, еда, времяпровождение (игры, рассматривание книг, телевидения) с будущими родителями помогают устанавливать первые контакты, налаживать общение.

Мы считаем достаточно оправданным и такой опыт подготовки к усыновлению, как пребывание детей в семьях кандидатов в усыновители во время летнего отдыха, каникул. Это дает возможность детям присмотреться к новым взрослым, приобщиться к жизни в семье. Взрослые получают возможность ближе узнать ребенка, определиться в выборе и принятии решения. Все вместе это позволяет минимизировать ошибки в подборе детям новых родителей.

Полезным является и такой опыт, когда перед усыновлением ребенок некоторое время живет в семье или на правах опекаемого, приемного ребенка, или находящегося под патронатом семьи.

Часто представители органов опеки и сотрудники детских учреждений выдвигают аргумент, что если усыновление не будет утверждено или у приемных родителей изменится ситуация, а у ребенка уже появится желание жить в этой семье, то возврат в учреждение для него еще одна травма.

Мы полагаем, что здесь важно иметь в виду, что любой опыт в жизни ребенка, даже неудачный, — это полезный опыт. Он дает понимание многообразности жизни, в которой не все гладко, есть встречи и расставания, радости и горе, а преодоление трудностей закаляет психику. Дети понимают, что не все надежды сбываются, и многое зависит не только от их желания. Кроме того, дети в силу пластичности и гибкости нервной системы легче переносят и меньше, чем взрослые, драматизируют произошедшее, быстрее забывают прошлое. И наконец, такой опыт позволяет сделать более правильный выбор в наилучших интересах ребенка и сократить число неудачных усыновлений.

Хотелось бы, чтобы читатели журнала поделились своим опытом и мыслями, поспорили по поводу прочитанного.

Источник:
Защити меня — подготовка ребенка к жизни в новой семье
"Защити меня" — подготовка ребенка к жизни в новой семье. Детям-сиротам, живущим в приюте или детском доме, приходится из условий, к которым они привыкли, переезжать в другие, в частности, в новую семью. Статистика свидетельствует, что 60 — 70% детей, лишенных родительского попечения, устраиваются в семьи как российских, так и иностранных граждан.
http://www.7ya.ru/article/Zawiti-menya-podgotovka-rebenka-k-zhizni-v-novoj-seme/

Защити меня — подготовка ребенка к жизни в новой семье

«Защити меня» — подготовка ребенка к жизни в новой семье

Детям-сиротам, живущим в приюте или детском доме, приходится из условий, к которым они привыкли, переезжать в другие, в частности, в новую семью.

Статистика свидетельствует, что 60 — 70% детей, лишенных родительского попечения, устраиваются в семьи как украинских, так и иностранных граждан. Сотрудники детских учреждений (детского дома, приюта, больницы, дома ребенка) постоянно наблюдают, как переживает ребенок изменения в уже сложившемся образе жизни.

По поведению детей можно четко определить, велась ли с ребенком подготовительная работа, имеет ли он привязанности среди взрослых или сверстников. Подготовленные дети легче идут на контакт с новыми взрослыми, довольно спокойно воспринимают предстоящие изменения, радуются им. Практика уже накопила опыт и, обобщая его, можно выделить определенные этапы подготовки ребенка к переходу в новую семью.

Прежде всего, в учреждении, куда вначале помещается ребенок, проводится комплексная диагностика его развития. Педиатр, психоневролог и другие врачи изучают состояние его здоровья на данный момент; дефектолог или логопед диагностируют уровень развития речи, познавательных интересов, возможности обучения; психолог – состояние и уровень психического развития и здоровья. Очень важно на данном этапе, чтобы социальный работник или орган опеки собрали сведения о прошлом ребенка, его семье, причинах разлучения с ней, правовом статусе.

На основании заключений, сделанных специалистами, определяются потребности и нужды ребенка не только в лечении, обучении, личностном развитии, но и планируются жизненные перспективы, дальнейшее жизнеустройство. Мы поддерживаем идею, выдвинутую детским домом №19 г. Москвы о том, что органом опеки совместно со специалистами должен быть простроен план по защите прав ребенка.

Все эти коллизии должны быть тщательно проанализированы, прежде чем будет принято решение о дальнейшей судьбе ребенка: может ли он быть усыновлен, передан под опеку или в приемную семью или же он будет находиться в государственном учреждении для детей-сирот. При решении судьбы ребенка на этом этапе важно исходить из интересов ребенка, а не из интересов окружающих его взрослых, которые иногда не хотят отпускать «хороших», послушных детей, а рекомендуют отдать в семью тех, с которыми у них возникают проблемы и которые им не по душе. Для исключения такого субъективизма и необходима комплексная диагностика развития ребенка.
Кроме этого на данном этапе также очень важно создать для ребенка условия, помогающие его реабилитации.

Итак, можно отметить, что подготовительный этап работы в детском учреждении включает специальную терапевтическую, психолого-педагогическую работу, помогающую переосмыслить имеющийся (чаще всего негативный) жизненный опыт. Одновременно с этим психологи и педагоги ведут работу над актуальными проблемами ребенка, особенностями эмоционального реагирования, адекватного поведения, самопринятия, корректируют педагогическую запущенность, пробелы в развитии интеллектуальной сферы, образовании. В этот период идет формирование навыков общения, рефлексии, самоконтроля и необходимых навыков для жизни в новой семье. Через эти мероприятия проходят все дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и те, кто попадает в приют, и те, кто помещается в детский дом.

Дальнейший разговор пойдет о тех детях, которые могут попасть в семью. Иногда возникает вопрос, а нужно ли готовить ребенка к переходу в новую семью, не лучше ли приготовить ему сюрприз, сразу поместить в хорошую семью? Ответ однозначен – готовить к любому изменению ребенка необходимо, исходя из особенностей психики.

Основной смысл подготовки на этом этапе – управление ожиданиями ребенка. У многих детей, побывавших в семьях на каникулах, в гостях у сотрудников, складывается впечатление идеализированного, праздничного образа семейной жизни. Дети надеются, что новые родители будут лучше, обеспечат всем, чего ребенку не достает.

Для того чтобы подобрать ребенку семью, важно знать привязанности и ожидания ребенка. Ребенка спрашивают о том, с кем он хотел бы жить в одном доме, а кого хотел бы видеть в доме по соседству и другие рисуночные методики («Пять сердец», составление календаря переезда, карты взаимоотношений). Кроме этого на этом этапе для формирования образа семьи могут использоваться книги, рассказы, стихи, фильмы, доступные средства информации, разговоры, беседы о прошлой жизни в семье и о будущей. Хорошими средствами являются обучающие игры, ролевые игры в семью, инсценировки, арт- и изотерапия, походы в гости в разные семьи.
Все эти методы помогут ребенку менее болезненно проживать новое состояние, пережить опыт прошлого, успокоиться и адекватно воспринимать информацию о том, что есть люди, готовые стать его новой семьей.

Следующий этап подготовки наступает тогда, когда точно известна семья, пожелавшая заменить ребенку биологических родителей. Содержание и методы работы будут определяться возрастом ребенка. Здесь можно выделить две ступени.

Последний, но очень значимый момент подготовки – личное знакомство.
Успешность его зависит от времени и места проведения первой встречи. В зависимости от условий учреждения, личностных особенностей ребенка выбирается место, где будет происходить первая встреча – в группе или в специальном помещении.
В этот момент ярко видно, был ли подготовлен ребенок. Неподготовленные дети жмутся к сопровождающему взрослому, не хотят отходить от него, капризничают или закатывают истерику при попытке воспитателя вывести его из группы.
Подготовленные дети вначале как бы замирают, присматриваются, но потом, идентифицировав с фотографией появившихся взрослых, идут на контакт. Кто-то делает робкие шаги, а кто-то бросается с криками: «Мама! Папа!» (в зависимости от темперамента).

До окончательного оформления вопроса (составление договора передачи, принятие решения об установлении опеки или решения суда) может быть использовано совместное проживание в течение нескольких дней родителей и ребенка, а если возникли осложнения, то и значимого для ребенка взрослого, который выступает в роли посредника. Совместные прогулки, еда, времяпровождение (игры, рассматривание книг, телевидения) с будущими родителями помогают устанавливать первые контакты, налаживать общение.

Мы считаем достаточно оправданным и такой опыт подготовки к усыновлению, как пребывание детей в семьях кандидатов в усыновители во время летнего отдыха, каникул. Это дает возможность детям присмотреться к новым взрослым, приобщиться к жизни в семье. Взрослые получают возможность ближе узнать ребенка, определиться в выборе и принятии решения. Все вместе это позволяет минимизировать ошибки в подборе детям новых родителей.

Полезным является и такой опыт, когда перед усыновлением ребенок некоторое время живет в семье или на правах опекаемого, приемного ребенка, или находящегося под патронатом семьи.

Галина С. Красницкая,
кандидат педагогических наук, консультант по вопросам семейного устройства детей

Источник:
Защити меня — подготовка ребенка к жизни в новой семье
Детям-сиротам, живущим в приюте или детском доме, приходится из условий, к которым они привыкли, переезжать в другие, в частности, в новую семью. Статистика свидетельствует, что 60 — 70% детей, лишенных родительск
http://www.uaua.info/usynovleniye/priyemnaya-semia-adaptacia-priemnyh-detey/article-10576-zaschiti-menya-podgotovka-rebenka-k-zhizni-v-novoy-seme/

Подготовка ребенка к передаче в замещающую семью

Подготовка ребенка к передаче в замещающую семью. Особенности организации первой встречи ребенка с приёмными родителями;

При определении семьи, желающей взять ребенка на воспитание, также начинается подготовка ребенка к успешной адаптации в приемной семье. Данная цель достигается посредством социально-психолого-педагогической работы с ребенком специалистов СПЦ по его подготовке к помеще­нию в приемную семью. В ходе данной работы решаются сле­дующие задачи:

• содействовать психоэмоциональной реабилитации ребенка;

• осуществить формирование у ребенка адекватного образа семьи;

• стимулировать развитие у ребенка мотивации проживания в приемной семье.

Под эмоциональной реабилитацией понимается комплекс мер, направленных на компенсацию последствий жизненной травмы ребенка, формирование у него чувства безопасности, доверия, развитие личностного потенциала. Травмирующим для ребенка является не только негативный опыт проживания в биологической семье, но и факт разрыва с ней, вследствие чего разрушаются как сами привязанности, так и способность их устанавливать. Прошлый опыт создает ожидания в отношении будущего и тем самым формирует поведение в настоящем. При подготовке ребенка к помещению в приемную семью необ­ходимо осуществить психокоррекционную работу, направлен­ную на восстановление доверия к людям, помощь в формиро­вании новых привязанностей.

Первоначально социально-педагогическая и психологичес­кая работа направлена на выявление социально-психологических особенностей личности ребенка. Данная работа включает:

– собеседование с воспитателями приюта для сбора данных о детях, т. е. информационная карта ребенка;

– наблюдение за детьми в ходе групповых занятий;

– проведение индивидуальных психологических консуль­таций;

–составление базы данных ребенка;

–заполнение карт психологического развития ребенка.

Данная работа направлена на подготовку детей-сирот к встрече с приемными родителями-воспитателями и проживанию в семье и реализуется посредством:

• индивидуальных консультаций и занятий с каждым ребенком;

• групповых занятий с детьми.

Для реализации данной цели содержание подготовки долж­но включать упражнения и задания, способствующие успешно­му процессу адаптации ребенка к новым условиям жизни. Ре­зультатом должны стать сформированные умения:

• ставить себя на место другого человека;

• устанавливать границы общения;

• раскрываться в общении;

• адекватно проявлять свои чувства, в том числе страхи, свя­занные с изменениями ситуации жизни;

• управлять своим поведением;

• выполнять различные роли, связанные с семейным взаимо­действием.

Подобранные формы работы и упражнения могут быть раз­делены на две группы. Упражнения первой группы направлены на коррекцию чувств ребенка. Упражнения второй — на форми­рование умений ребенка управлять своим поведением.

Используемые формы работы могут быть разделены на три уровня. К первому уровню относятся рассказ, проективные методики и сюжетно-ролевая игра, что доступно детям в возра­сте от 5 лет. Второй уровень направлен на формирование и раз­витие коммуникативных навыков и коммуникативной компе­тенции детей 9–10-летнего возраста. Третий уровень предпо­лагает беседы и просвещение по вопросам здорового образа жиз­ни, предназначен для подростков.

Примерное содержание работы по подготовке ребенка к помещению в патронатную семью

Особенности организации первой встречи ребенка с приемными родителями.

Дети, если они не совсем маленькие, не могут не чувствовать, что в их жизни грядут перемены – встреча с приемными родителями, реплики воспитателей «С тобой хотят познакомиться тетя и/или дядя», прежний опыт, который свидетельствует, что некоторых детей забирают чужие тети и дяди, все это говорит ему о возможных изменениях в жизни. Отсутствие ясности и определенности, малое количество информации о людях, с которыми он познакомился, вызывают у него тревогу, заставляют домысливать и фантазировать. Чаще такие фантазии небезобидны и если в этот момент передать ребенка в семью, он будет испытывать сильный стресс. Поэтому ребенка необходимо подготовить к переходу в семью и особое внимание здесь нужно уделить организации первой встречи ребенка с потенциальными приемными родителями. Такая организация подразумевает выделение ряда этапов.

1. Знакомство приемных родителей с ребенком на его территории (в хорошо знакомом ему месте – приют, интернатное учреждение) и в присутствии людей, которых ребенок знает и которым доверяет. Приемным родителям нужно дать совет, чтобы они при первой встрече держались естественно и дружелюбно. Для установления контакта можно угостить ребенка, например, сладостями. Необходимо дать ему время присмотреться к новым людям, для чего им можно просто посидеть в помещении, где находится ребенок, поощряя его действия улыбкой. Чуть позже, когда ребенок освоится, социальному педагогу (воспитателю) можно организовать совместно с приемными родителями игру и привлечь его к участию в ней, что даст приемным родителям возможность использовать тактильные прикосновения не вызывая сопротивление ребенка.

Если приемные родители определились с выбором ребенка уже на первой встрече, прощаясь с ним, они могут сообщить ему, что скоро они навестят его снова. Желательно, чтобы перерыв между первой и второй встречей не превышал трех дней.

2. Вторую встречу лучше начать в присутствии знакомого ребенку работника детского учреждения. Если ребенок не тревожен и не напряжен, работник может тихонько удалиться, оставив его с приемными родителями наедине. Наиболее оптимальным общением является игра и беседа (для более старшего возраста).

Во время встречи родителям стоит немного поухаживать за ребенком, поправляя ему одежду и легонько прижимая его к себе. Если ребенок не сопротивляется телесным контактам, можно взять и какое-то время подержать его на руках. На второй встрече можно показать ребенку фотографии своего дома и членов семьи, которые в нем проживают, сопроводив фотографии коротким комментарием. Можно поинтересоваться, понравились ли ребенку фотографии, и хотел ли бы он жить в этом доме с ними. Фотографии следует оставить ребенку, с тем, чтобы он, обдумывая грядущие изменения, имел больше возможностей привыкнуть к семье.

3. На третьей встрече, если приемные родители чувствуют, что ребенок вполне с ними освоился и в целом им доверяет, им следует рассказать ему историю его переезда из детского учреждения в их семью. Это позволит ему контролировать ситуацию и меньше тревожиться. Ребенку 5-6-ти лет можно оставить календарь, по которому он будет отмечать дни, оставшиеся до переезда. Историю переезда можно иллюстрировать рисунками или игрушками.

Во время встречи приемным родителям следует рассказывать о себе и своей семье как можно больше: чем занимаются, что любят, что представляет собой местность, в которой они живут и т.д. Чем больше информации будет иметь ребенок о приемных родителях, тем он будет спокойнее относится к изменениям.

4. День переезда. Приемные родители могут попросить админи-страцию детского учреждения разрешить ребенку взять некоторые вещи из приюта с собой (м.б. обувь, платьице, игрушку и др.), заменив их новыми вещами. В день переезда целесообразно привлечь ребенка к упаковке этих вещей. Необходимо, чтобы взрослые (воспитатели, социальный педагог, психолог и т.д.), которых ребенок знает, попрощались с ним и выразили свое одобрение переезду. Ребенок должен чувствовать, что переезд санк-ционирован людьми, которым он доверяет. При прощании уместны слезы и напутствия. Это показывает ребенку, что он был в приюте (интернате) ценным и любимым. Даже если ребенок маленький (1-2 года), не стоит его передавать приемным родителям в то время, когда он спит. Ребенок должен осознавать весь процесс перемещения из одного места в другое.

Приемным родителям можно сделать прощальные фотографии группы детей и специалистов приюта (работников детского дома и т.д.) или же заснять сцену прощания на видеокамеру. В первое время, если ребенок будет скучать в приемной семье, можно будет вместе рассматривать фотографии (видеофильм) и вспоминать случаи из прежней жизни. В последующем фотографии (видеофильм) позволят приемным родителям реконструировать историю жизни ребенка, рассказать ему историю его появления в новой семье.

Следует помнить, что предлагаемые рекомендации являются примерными, поскольку каждый ребенок имеет свой индивидуальный темп формирования доверия к взрослым людям. У одних детей оно может возникнуть через 2-3 встречи, у других – через 5-6 встреч. Забирать же ребенка в семью целесообразно, когда ребенок хорошо знает приемных родителей и не испытывает страха, оставшись с ними наедине.

Источник:
Подготовка ребенка к передаче в замещающую семью
Подготовка ребенка к передаче в замещающую семью. Особенности организации первой встречи ребенка с приёмными родителями; При определении семьи, желающей взять ребенка на воспитание, также
http://studopedia.su/4_43747_podgotovka-rebenka-k-peredache-v-zameshchayushchuyu-semyu-osobennosti-organizatsii-pervoy-vstrechi-rebenka-s-priemnimi-roditelyami.html

Подготовка ребенка к переходу в новую семью

Подготовка ребенка к переходу в новую семью.

Сирота в дом – счастье в дом.

Помочь сироте, что к Богу прикоснуться.

Подготовка ребенка к жизни в семье (к возврату в свою семью или к помещению в новую семью) должна проводиться в течение всего времени пребывания ребенка в стационарных группах детского дома.

Специфика жизненного опыта ребенка, его ожидания от взрослых, надежды и страхи ярко проявляются в повседневном общении, особенностях взаимодействия со сверстниками.

«Моя мама была способна воспитывать детей, она меня любила, а виноват во всем папа», — говорит восьмилетняя девочка, подвергавшаяся регулярным избиениям со стороны матери. Оправдание своих родителей и обвинение себя – это поведение жертвы, продолжающей бояться насильника, и одновременно проявление сохраняющейся привязанности. Сочинение неправдоподобных историй или идеализация своих родителей («Моя мама – самая красивая», — искренне может сказать ребенок о спившейся пятидесятилетней бомжихе) – связаны с естественной потребностью детей любить своих родителей и воспринимать их и себя как хороших, потому что ребенок ощущает себя как часть своих родителей (чувство «Я прорастает из чувства «Мы»), — и чем ребенок младше, тем это сильнее. Спорить бесполезно – вы встретите яростное сопротивление.

Так же важным реабилитирующим фактором становятся устойчивые позитивные отношения со взрослыми: принятие и поддержка потенциальных замещающих родителей, возможность контактов с кем-то из кровных родственников (с теми, кто любит ребенка и не опасен для него).

Показателем того, что ребенок готов к помещению в замещающую семью, становится снижение интенсивности невротических проявлений, поведенческая стабилизация, — и, самое главное, высказывания ребенка о его прошлом, причинах перемещения и о том, что сам он не виноват в происходящем. Часто детей волнует вопрос о том, «бывает ли две мамы, и сколько их бывает вообще?». Важно помочь ребенку понять разницу между биологическим и психологическим родством: кровных маму и папу никто «не отменяет», просто, когда родные родители не умеют заботиться о ребенке – это должен сделать кто-то другой, чтобы ребенок мог вырасти. «Потому что есть люди, которые хотят любить какого-нибудь ребенка, и есть дети, о которых некому позаботиться. И очень правильно будет, если они найдут друг друга».

Помещение ребенка в замещающую семью.

Потенциальные замещающие родители должны проходить отбор и подготовку. При выборе приемной семьи учитываются специфические потребности ребенка, особенности его личной истории и жизненного опыта, а также встречные ожидания и возможности потенциальных приемных родителей. Общая последовательность может включать в себя следующие шаги:

    Знакомство потенциальных родителей с данными о детях, которые, по мнению специалистов, внутренне подготовлены к переходу в замещающую семью (критерии – уровень социальной адаптации, снижение эмоционального напряжения и желание самого ребенка); Обсуждение и принятие варианта, а также ближайших планов; Личное знакомство с ребенком, рассказ обо всех членах предполагаемой семьи с показом фотографий, кратковременная совместная деятельность: прогулки, посещение кино, и т. д.; Посещение ребенком семьи в выходные дни; Проживание в потенциальной замещающей семье во время школьных каникул; Помещение в семью с заключением временного договора; Заключение постоянного договора с замещающими родителями о проживании ребенка в данной семье.

На всех этапах знакомства будущей замещающей семьи и ребенка сотрудники детского дома поддерживают с ними тесный контакт.

Вначале обычным является желание ребенка и потенциальных родителей ускорить процесс перемещения, «опережающий» характер взаимной привязанности (связанный с потребностью в любви и ожиданиями обеих сторон), идеализация и некоторая эйфория. Для работников в такой ситуации важно не поддаться подобным настроениям и выдержать принятую последовательность, т. к. прекращение отношений на этапе знакомства для ребенка менее болезненно, чем возврат из новой семьи. В целом можно сказать, что чем ребенок старше, и чем сильнее он пострадал от взрослых, тем больше требуется ему времени на знакомство и решение о переезде.

Работа с родителями

Взаимодействие с родителями ребенка предполагает контакты с кровными родственниками и патронатными воспитателями.

Знакомство с родственниками позволяет получить дополнительную информацию о ребенке, его истории. В числе близких может оказаться кто-то, кто способен взять этого ребенка на попечение – такие варианты рассматриваются в первую очередь и считаются предпочтительными, поскольку ребенок остается частью своей семьи. В некоторых случаях возможен возврат ребенка к родителям (если отобрание временное или в семье есть ресурс для восстановления в правах). Ребенок может хотеть встреч со своими родными и испытывать потребность в сведениях о своей семье и своем прошлом – и тогда наша задача – обеспечить физическую и психологическую безопасность этих контактов.

Для формирования здоровой идентичности человеку необходимо знать, откуда он взялся и каковы его корни.

Очень распространен такой подход: «Зачем старое ворошить, пусть ребенок все забудет». Но если ребенок попал в семью в возрасте 3-х лет – он уже имеет какие-то воспоминания о прошлом. И чем старше дети при попадании в замещающую семью – тем больше у них вопросов. Самостоятельно или вместе с нами – в любом случае они будут искать ответы. Помощь в поиске положительного и в осмыслении и переработке отрицательного опыта своей семьи ребенок может получить только от взрослых, которые находятся рядом с ним – и для нас это шанс стать ему ближе.

Работа с поведением ребенка.

Это направление при подготовке ребенка к переходу в новую семью является очень важным. В области воспитания нет современных методик. Доброта, сочувствие, сопереживание не в моде. К тому же вербальный диктат «правильно – неправильно, не делай так» в основном не проходят. И даже если дети соглашаются выполнять определенные требования, правила, они потом не воспроизводят их в самостоятельном поведении. Правильные поступки, поведение детей формируется по подражанию человеку, имеющему у них авторитет.

Дети, пришедшие в детский дом, ведут себя так же, как они вели себя в прежней жизни. Многие из них лгали, воровали, чтобы выжить. Они искренне считают, что такое поведение совершенно нормально. Если не изменить поведение детей, они сами не достигнут в жизни успеха, и будут мешать другим детям изменяться, добиваться большего. Мы понимаем, что плохое поведение губительно для ребенка. Чем хуже он себя ведет, тем больше накапливается стресс. А значит ребенок – продолжает искать выход для своего негативного внутреннего состояния. Поведение становится еще хуже, а ребенок удовлетворяет свои потребности в самовыражении, добиваясь внимания к себе, проявляя силу, контролируя других. Часто не все знают, как поступать в такие острые моменты.

Многие наши дети выражают в агрессивном поведении свою злость или несогласие, иногда давая ужасный срыв. Чаще это наблюдаются в переходный период, когда ребенок уже отвык от старых способов реагирования на вещи, но не приобрел новых навыков общения и поведения. При требовании к ним сделать правильный выбор, они испытывают большие затруднения. Самооценка, чувство собственного достоинства и значимости сильно занижены, единственный способ компенсировать их – это заставить окружающих играть по своим правилам.

С целью научения детей хорошему поведению нужно включать детей в новые отношения, показать ценности, имеющие значение, а также повысить самооценку детей. До сих пор выводы о правилах жизни дети делали из конкретных ситуаций поведения их родителей и своих собственных. Эти правила были простые: соврешь – похвалят, украдешь – получишь свою долю и т. д. Придя в детский дом, дети повторяют такое поведение в расчете получить одобрение. Скоро они понимают, что такое поведение не одобряется. Но так как такое поведение раньше удовлетворяло потребности ребенка, то он не отказывается от него, пока не получает другого способа удовлетворить свои потребности.

Большую помощь оказывает четкое понимание не только проблемы ребенка, но и знание способов желательной замены такого неприемлемого поведения. В данном случае роль воспитателя огромна: он может оценить, что нужно ребенку, чтобы изменить свое поведение. Одним детям не хватает обычных жизненных навыков, знаний о том, как нужно добиваться желаемого, другим нужны тренировки и закрепление навыков правильного поведения.

Методы обучения бывают разные: это и разъяснения, разбор подобных ситуаций из книг, фильмов, это может быть пример правильного поведения других детей и взрослых, это и специальные игры, в которых ребенок тренируется в выборе правильных способов поведения.

Похвала, одобрение со стороны взрослых ускоряют процесс овладения хорошим поведением. Часто дети специально стараются это продемонстрировать, чтобы взрослые увидели и отметили. Но не всегда изменения происходят быстро и легко. Особенно подростки испытывают большие сложности с освоением новых правил: прийти вовремя, не курить, не сквернословить, не драться и т. п. Иногда помогает заключение контрактов с подросткам на обучение правильному поведению, а также применению логических естественных последствий для поддержания дисциплины и порядка (порвал– зашей, насорил – подмети, нагрубил – извинись).

Важное значение для предупреждения плохого поведения имеет профилактическое обучение, которое используется перед новыми ситуациями, которые раньше вызывали затруднения, с которыми он не смог справиться в прошлом. Проводить такое обучение лучше всего перед ситуацией, т. к. впрок дети обучаются плохо, репетируют различные последствия, вытекающие из невыполненного данного правила. Частое использование этого метода и последовательности помогает детям преодолевать плохое поведение.

Когда ребенок научился правильно себя вести, нужно поддерживать хорошее поведение. Действенным способом поддерживать и укреплять новое поведение, пока оно не станет привычным, является похвала и разбор результатов, которые принесло это хорошее поведение. Причем важно не только выражать свое одобрение, но и выделять самое удачное в поступке.

О программе подготовки ребенка к переходу в новую семью.

Работу с такими детьми можно строить на внутренних ресурсах, не связанных с семьей. Основная цель подготовки ребенка к переходу в замещающую семью – помочь ребенку в формировании позитивного образа взрослого и позитивного самоотношения через специальным образом организованное взаимодействие со взрослыми.

Подготавливать ребенка к переходу в замещающую семью нужно не тогда, когда его уже выбрали приемные родители, а с момента поступления в учреждение. Сама по себе эта работа терапевтична и способствует его социализации и реабилитации.

Работа по данной программе направлена на развитие и формирование:

· позитивной мотивации общения,

· уверенности в себе,

· внимания к другим людям;

· создание ситуации успеха;

· навыков бесконфликтного взаимодействия;

· положительного образа другого человека;

· навыков совместной деятельности;

· эмоциональной и социальной компетенции;

· навыков ролевого поведения в различных ситуациях;

· представлений о семье, создание позитивного образа родителей.

Материалы для групповой работы по подготовке ребенка и семьи к замещающей семейной заботе.

Упражнение «Линия времени».

Упражнение выполняется в кругу семьи. Для этого необходимо иметь ватман, набор фломастеров, карандаши, линейку.

Ведущий договаривается, что «линия времени» пройдет слева направо. На листе должно получиться две линии прошлого (семьи и ребенка), которые сходятся в точке «настоящее и, превращаясь в одну линию, устремляются к точке «будущее».

Затем на листе бумаги делаются разметки: «прошлое» – «настоящее» – «будущее». Сначала ребенку предлагается провести линию прошлого. Она должна начинаться с того момента, который соответствует наиболее ранним воспоминаниям ребенка. Точка отсчета обозначается на бумаге каким-либо символом или словом. Затем ребенок отмечает на линии прошлого вехи своей жизни. Когда основные вехи обозначены, ребенка просят детализировать свои представления о прошлом, настоящем и будущем, дополняя рисунок новыми зарисовками, символами и надписями.

Члены семьи рисуют общую линию (вехи судьбы семьи). Так же, как и ребенок, они детализируют свои представления, рассказывая о прошлом, говоря о том, что они переживают в настоящем (готовятся принять ребенка), и о будущей совместной жизни.

Процесс движения по «линии времени» может быть представлен путем перемещения членов малой группы вдоль этой линии. Для этого «линию времени» чертят на полу. Сначала вдоль линии прошлого проходит и останавливается в настоящем ребенок, затем – члены семьи. В точке настоящего они встречаются, затем вместе продолжают путь вдоль линии будущего. В процессе движения каждый вспоминает разные этапы жизни, говорит о проблемах настоящего этапа и будущего.

Упражнение можно дополнить рассматриванием фотографий семьи, ребенка.

Упражнение «Рисунок будущего дома».

Используются вылепленные из теста фигурки членов семьи и будущих приемных детей, игрушки, изображающие транспорт, листы ватмана, цветные маркеры.

В малой группе члены семьи рисуют пространство своей квартиры в разрезе. Квадраты и прямоугольники разного размера обозначают комнаты, окна, двери. Будущих приемных детей просят их раскрасить. Затем «расставляется» мебель и другие предметы интерьера. Дети снова раскрашивают. На листе бумаги рисуется путь из учреждения до дома, где живет семья. При помощи игрушечных транспортных средств и кукол из теста проходится этот путь. Обращается внимание на особенности местности, здания и т. д., которые встретятся по пути. Затем фигурки «приезжают» домой, и расставляются в соответствии с пространством каждого. Члены малой группы играют в семью. Затем можно обсудить чувства, вызванные игрой.

Упражнение «Работа над планом квартиры».

Затем проводится обсуждение плана квартиры. Семья представляет план своей квартиры, на котором отражены пространственные предпочтения каждого члена семьи и отмечено пространство для приемного ребенка. Очень важно, чтобы семья осознала собственные реакции на включение в пространство нового члена семьи.

Упражнение «Семейные нормы и правила».

Пытаясь войти в семью, ребенок-сирота сталкивается, прежде всего, с барьером из семейных правил и норм, которая нередко и сама семья крайне слабо осознает. Поэтому одним из направлений подготовки семьи и ребенка к совместной жизни должно стать достижение определенной согласованности в понимании членами семьи и приемным ребенком этих правил и норм. Семейные нормы и правила – это те основания, на которых строится жизнь семьи. Отсутствие норм и правил – это хаос, который представляет серьезную опасность для психического здоровья членов семьи. В хаотичных семьях вырастают подростки с серьезными нарушениями поведения. Нередко дефицит правил, их непонимание становятся главным источником обид и конфликтов.

Семьи зачитывают составленный перечень правил, норм, ритуалов, принятых в семье. Участники записывают в два столбца правила, которые, с их точки зрения, способствуют или препятствуют эффективному приему.

Ролевая игра «Письмо».

Цель: показать, почему так важно с уважением относиться к информации о прошлом ребенка и помогать ее сохранить.

-Что вы чувствовали по мере удаления от своих конвертов?

-Что вы чувствовали, когда оказалось, что кто-нибудь может прочитать то, что вы написали?

-Каково вам было при мысли, что вашу информацию могут выбросить?

При обсуждении охватите следующие положения:

§ Воспоминания детей и подростков так же важны для них, как и та информация, которую участники написали на своих карточках.

§ Чтобы сохранить информацию, взрослые должны относиться к ней с большим уважением.

§ Иногда дети и подростки приходят в семьи, имея при себе совсем мало вещей. Эти вещи могут показаться нам совсем бесполезными, но для ребенка они, могут являться единственным связующим звеном с его прошлым.

§ Рекомендуется создавать архив ценных для ребенка вещей, фотографий, рисунков, воспоминаний и т. д., пополняя его на протяжении всего времени.

Все вышеперечисленное помогает решать одну из задач подготовки ребенка к переходу в замещающую семью – помогает сохранить детям и подросткам ощущение собственной идентичности. Это означает, что каждый взрослый должен проявлять особенную заботу об этом.

Источник:
Подготовка ребенка к переходу в новую семью
Подготовка ребенка к переходу в новую семью. Сирота в дом – счастье в дом. Помочь сироте, что к Богу прикоснуться. Подготовка ребенка к жизни в семье (к возврату в свою семью или
http://pandia.ru/text/78/351/1031.php

COMMENTS