Основные компоненты психологической готовности к браку

Основные компоненты психологической готовности к браку

Основные компоненты психологической готовности к браку

Раскрытие содержания брака и семьи как психологических категорий. Влияние мотивов брака на семейные отношения. Экспериментальное изучение компонентов психологической готовности к браку и рекомендации по формированию готовности молодежи к созданию семьи.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Повышенный интерес к семье и браку, наблюдаемый в настоящее время, обусловлен рядом причин. Треть всех браков оказывается нежизнеспособной. Вопрос об укреплении брака и улучшении брачной структуры населения приобретает важнейшее государственное значение в связи с проблемой рождаемости. Решение таких проблем немыслимо без изучения механизмов внутрисемейных отношений. Социально-психологический климат в семье определяет устойчивость этих отношений, оказывает огромное влияние на развитие и детей, и взрослых. Большинство современных ученых пришли к выводу, что борьба с негативными социальными явлениями (мужская и женская апатия или агрессивность, алкоголизм и наркомания, растущая преступность, психические расстройства) не может быть эффективной, если не учитывать роль супружеских отношений в возникновении этих явлений.

Психологический климат семьи не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Современный брак основывается на совместимости современных людей как личностей. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

Однако такое отношение друг к другу возможно только при наличии психологической готовности к браку, наличия любви к партнеру, общности интересов, желания быть рядом, помогать и заботиться и т.д. Если же готовность отсутствует, то через некоторое время в связи с неудовлетворенностью тех потребностей, ради которых заключался брак, наступает разочарование, обида на партнера, нежелание связывать с ним свое будущее.

В связи с этим данное исследование представляет определенный интерес, поскольку показывает важность разумного и взвешенного подхода к принятию решения о заключении брака с партнером. Ведь от степени удовлетворенность взаимоотношениями супругов зависит благополучие их детей, эмоциональное состояние самих партнеров и общее удовлетворение сложившейся жизнью.

Основываясь на результатах проведенного экспериментально-психологического исследования, можно сделать вывод о том, что все поставленные гипотезы нашли свое подтверждение; цель достигнута, задачи выполнены.

1. Брак — это исторически сложившийся социальный институт регулирования сексуальных отношений между мужчиной и женщиной. Целью брака всегда считалось создание семьи. Семья — это исторически сложившаяся система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, малая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.

2. Основными компонентами психологической готовности молодых людей к браку являются когнитивный, мотивационный, операциональный, эмоциональный и поведенческий.

3. Уровень психологической готовности молодых людей к вступлению в брак определяется системой мотивов, среди которых ведущее место занимают любовь, стремление иметь детей, а также материальная и эмоциональная поддержка. При этом между юношами и девушками существуют различия в преобладающих мотивах вступления в брак, но ведущими остаются любовь и желание иметь детей.

4. Положительное отношение к семье, противоположному полу, позитивный опыт отношений в родительской семье, а также согласованность семейных ценностей и ролевых позиций у будущих супругов способствуют формированию психологической готовности к браку.

5. Система мероприятий по формированию психологической готовности молодых людей к браку должна включать как теоретический курс — лекции по семейной психологии, медицине, педагогике, так и проведение психодиагностических методик с целью лучшего самопознания и проведение тренинговых мероприятий для формирования навыков общения, умения решать конфликтные ситуации и т.д.

1. Абалакина М.А., Агеев В.С. Анатомия взаимопонимания. — М.: Знание, 1990.

2. Алешина Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни: Автореферат дисс. …канд. психол. наук. — М., 1985.

3. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. — М.: Просвещение, 1987.

4. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. — Москва — Воронеж, 1996.

5. Антонов А.И. Микросоциология семьи: методология исследования структур и процессов. — М.: NotaBene, 1998.

6. Ахмазова О.А. Консенсуальный брак в молодежной среде: проблемы и мотивы // II Всероссийская научная конференция Сорокинские чтения 2005 / Будущее России: стратегии развития. — 14-15 декабря 2005.

7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер, 1999.

8. Васильченко Г.С., Решетняк Ю.А. Любовь, брак, сексуальное партнерство. — М.: Медицина, 1990.

9. Гозман Л.Я. Развитие семьи и проблемы психокоррекционной работы // Медико-психологические аспекты семьи и брака. — Харьков, 1985.

10. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998.

11. Гурко Т.А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи // Социологические исследования. — 1993. — № 3. — С. 58-74.

12. Гурко Т.А. Гендерный подход в социологии семьи // Социология гендерных отношений / Под ред. З.Х. Саралиевой. — Иваново: ИГУ, 2003.

13. Гурко Т.А., Игнатова И.В. Особенности брачного выбора в России в начале 90-ых // Семья в России. — 1997. — №3. — С. 24-29.

14. Дружинин В.Н. Психология семьи. — 3 изд., испр. и доп. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

15. Зацепин В.И. О Жизни супружеской. — М.: Просвещение, 1986.

16. Зудилина И.Ю. Формирование психологической готовности студентов к брачным отношениям. Автореферат дисс. … канд. пс. н.. — самара, 2008.

17. Кириленко М., Яценко А. Вступление в брак: мотивация и прогнозы // Зеркало недели. — 2004. — №37 (512). — 18-24 сентября.

18. Ковалев С.В. Психология современной семьи. Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1988.

19. Копыстянская К.Р., Осетрова Н.В. Мотивы создания семьи и отказа от вступления в брак // Семья в представлениях современного человека. — М.: Просвещение, 1990. — С. 23-45.

20. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. — М.: Медицина, 1991.

21. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. Справочник практического психолога. — М.: ЭКСМО, 2006.

22. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. — М.: Класс, 1998.

23. Москвичева И.Л. Мотивация вступления в брак и внутрисемейные ценности современной молодежи // Молодежь в условиях соц.-экон. реформ: Материалы междунар. науч.- практ. конф., 26-28 сент. 1995.- СПб., 1995. — Вып.1. — С.104-105.

24. Обозова А.Н., Штильбанс В.И. Аксиомы супружества (Психология супружеских отношений). — Л.: ЛГУ, 1984.

25. Панкова Л.М. У порога семейной жизни: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991.

26. Психология семьи. Хрестоматия / Редактор-составитель Д.Я. Райгородский. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2002.

27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии — СПб.: Питер, 2002.

28. Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М.: Педагогика-Пресс, 1992.

29. Семья. Социально-психологические и этические проблемы. Справочник. — Киев: Выща школа,1990.

30. Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М.: Просвещение, 1989.

31. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: Питер, 1996.

32. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. — М.: Академия Год, 2002.

33. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. — М.: Педагогика-Пресс, 1991.

34. Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня. — Вильнюс, 1977.

35. Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья. — М.: Класс, 1991.

36. Сысенко В.А. Устойчивость брака. Проблемы, факторы, условия. — М.: Финансы и статистика, 1981.

37. Тычкова Т.Н. Изучение гендерных особенностей психологической готовности к браку у лиц ранне зрелого возраста Молодежь в условиях соц.-экон. реформ: Материалы междунар. науч.-практ. конф., 26-28 сент. 1995.- СПб., 1995. — Вып.1. — С.167-172.

38. Федотова Н.Ф. Глава семьи: мотивы признания // Вопросы психологии. — 1983. — №5. — С. 87-94.

39. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. -М.: Юрист, 1993.

40. Чернов А. Стратегия брака. «Если бы все женились только по любви, то человечество бы вымерло» // «Ведомости». — №5 (1045). — 16 января 2004.

41. Шапиро Б.Ю. От знакомства к браку. — М.: Медицина, 1990.

42. Швец А.М., Могилёвкин Е.А., Каргаполова Е.Ю. Мотивация вступления в брак и ее влияние на кризис будущей семьи // Вопросы психологии. — 2006. -№2. — 89-97.

43. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. — М.: Апрель-Пресс, 2000.

44. Шилов Ю.В. Фамилистика (Психология и педагогика семьи). Практикум. — СПб.: Питер, 2000.

45. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Питер, 1999.

46. www.lomonosov-msu.ru/2007/17/arzamasceva_aa.doc.pdf. Арзамасцева А.А. Стратегии брачного выбора: гендерный аспект.

47. www.eltuicia.ru/publ/3-1-0-305. Рябчикова Е. Мы выбираем, нас выбирают.

48. www.psy.tsu.ru/data/pdf/1_50.pdf. Швец А.М., Могилевкин Е.А. Толерантность как способ преодоления кризиса семьи в России.

Вашему вниманию предлагается список вопросов, касающихся причин Вашего вступления в брак. Результаты данного анкетирования будут использованы для исследования в обобщенном виде, поэтом фамилию указывать не обязательно.

1. Кто является инициатором вступления в брак в Вашей паре?

а) будущий супруг(а);

в) мы оба так решили;

2. Почему вы решили вступить в брак с Вашим партнером? Выберите не более трех вариантов ответов.

б) общность интересов;

в) чувство одиночества;

г) чувство сострадания, жалости;

ж) вероятность скорого рождения ребенка;

з) материальная обеспеченность будущего супруга;

и) желание иметь ребенка;

к) стабильная интимная жизнь;

л) желание уйти от родителей

3. Как долго Вы обдумывали свое решение вступить в брак?

а) решил (а) после недели-двух знакомства;

в) от одного до трех месяцев;

г) от трех месяцев до полугода;

4. Как вы считаете, является ли любовь необходимым условием счастливого брака?

а) да, это обязательное условие;

б) это желательно, но не обязательно;

в) нет, браки по расчету даже крепче;

5. Сколько детей вы хотели бы иметь? А Ваш будущий супруг (а)?

6. Как вы считаете, совпадают ли перечисленные параметры у Вас и Вашего будущего супруга (и)?

б) материальное положение

в) статус Ваших семей

Возраст Вашего будущего супруга

Размещено на Allbest.ru

Понятие психологической готовности к брачным отношениям. Студенческий возраст как сензитивный период вступления в брак. Экспериментальное исследование особенностей социально–психологического типа личности как фактора психологической готовности к браку.

дипломная работа [79,6 K], добавлен 08.09.2014

Психологическая характеристика развития детей подготовительной группы. Состав семьи и его влияние на формирование готовности ребенка к школьному обучению. Экспериментальное исследование психологической готовности к школе детей из полных и неполных семей.

курсовая работа [177,2 K], добавлен 11.04.2014

Теоретический анализ проблем молодой семьи, особенностей отношения к браку у лиц ранней взрослости. Аспекты и современные проблемы брачных отношений. Степень готовности молодежи от 16 до 26 лет к созданию семьи. Характеристика периода ранней взрослости.

автореферат [14,6 K], добавлен 29.09.2009

Понятие и компоненты психологической готовности к школьному обучению. Классификации стилей родительского отношения в зарубежной и отечественной психологии. Методика исследования школьной готовности детей и ее взаимосвязи со стилем воспитания матери.

дипломная работа [154,5 K], добавлен 05.07.2012

Психологическая характеристика дошкольного возраста. Понятие психологической готовности ребенка к школе и ее основные компоненты. Профилактика школьной адаптации. Непосредственная роль семьи в формировании психологической готовности ребенка к школе.

курсовая работа [811,8 K], добавлен 10.07.2015

Понятие психологической готовности к материнству и её составляющие. Потребности и мотивы, побуждающие к заключению брака, к рождению ребенка, к позитивному ценностному отношению к материнству. Рекомендации по улучшению отношения к материнству у молодежи.

курсовая работа [69,7 K], добавлен 30.09.2014

Подходы к понятию семьи и брака. Особенности и функции семьи. Способность и степень готовности к браку и семейной жизни. Основные модели и теории выбора брачного партнёра. Критерии и мотивы, которыми руководствуется молодые люди при вступлении в брак.

курсовая работа [59,1 K], добавлен 11.02.2012

Характеристика психологической готовности ребенка к школьному обучению. Структура феномена школьной зрелости. Составные компоненты психологической готовности к школьному обучению. Понятие школьной дезадаптации. Психодиагностика школьной зрелости.

контрольная работа [190,4 K], добавлен 05.06.2010

Проблема психологической готовности к школьному обучению. Темперамент как сочетание индивидуально-психологических особенностей личности. Особенности проявления темперамента в младшем школьном возрасте. Диагностика психологической готовности к обучению.

дипломная работа [54,6 K], добавлен 23.10.2011

Теоретические подходы к проблеме психологической готовности военнослужащих к действиям в экстремальных ситуациях, характеристика методик исследования и анализ результатов. Рекомендации по формированию установки на выживание и преодолению страха.

дипломная работа [98,2 K], добавлен 16.01.2011

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Источник:
Основные компоненты психологической готовности к браку
Раскрытие содержания брака и семьи как психологических категорий. Влияние мотивов брака на семейные отношения. Экспериментальное изучение компонентов психологической готовности к браку и рекомендации по формированию готовности молодежи к созданию семьи.
http://revolution.allbest.ru/psychology/00249119_2.html

Основные компоненты психологической готовности к браку

Основные компоненты психологической готовности к браку

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К БРАКУ ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Редозубова Светлана Викторовна

студент 4 курса факультета психологии Куйбышевского филиала Новосибирского государственного университета, г. Куйбышев, Новосибирской области

Петровская Вера Геннадьевна

научный руководитель, канд. психол. наук, доцент кафедры психологии Куйбышевского филиала Новосибирского государственного педагогического университета, г. Куйбышев, Новосибирской области

В современном мире всё чаще мы наблюдаем, как меняется отношение к семье. На сегодняшний день заметно падает популярность законного брака. Популярным стало жить не в традиционном браке, а, например, в «гражданском». Сегодня в Европе лишь каждая четвертая семейная пара регистрирует свой брак. В России около трети всех пар ?или трех миллионов семей ?живут в гражданском браке, и таких браков становится все больше. Интерес к изучению темы семьи до сих пор не ослабевает, и мы постараемся определить готовность молодежи к браку и семейной жизни в целом.

В научной работе всегда важна терминологическая определенность, поэтому сначала рассмотрим сущность понятия «готовность».По мнению С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, готовность ? это «состояние, при котором всё сделано, всё готово для чего–нибудь» [1]. В психологическом словаре понятие готовность рассматривают как «…активно ? действенное состояние личности, установка на определенное поведение, мобилизованность сил для выполнения задачи. Для готовности к действиям нужны знания, умения, навыки, настроенность и решимость совершить эти действия» [2].

Близкую точку зрения высказывают такие авторы, как В.А. Сысенко, Б.А. Душков, А.Н. Сизанов, Б.Ю Шапиро и другие.

Существуют и другие представления о готовности к браку, например, Н.В. Маляров под готовностью молодежи к браку понимает систему социально-психологических установок личности, определяющую эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества. Готовность к браку ?это целостная категория, включающая целый комплекс аспектов:

1. формирование определенного нравственного комплекса;

2. подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству;

3. способность к самоотверженности по отношению к партнеру;

4. наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека, ?эмпатийный комплекс;

5. высокая эстетическая культура чувств и поведения личности;

6. умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения» [3].

Анализирую все выше сказанные определения, мы определяем психологическую готовность как личностное образование, основными системными компонентами которого являются ценностные ориентации, брачная мотивация, представления о супружеской иерархии, супружеские установки и ожидания, представления о супружеских отношениях.

Также в литературе можно выделить два подхода к определению готовности к браку и семейной жизни. Представители первого подхода [Борлакова Б.М., Галимова Н.М., Ковалева О.Ф., Питилин С.М., Зритнева Е.И. и др.] настаивают на определении готовности молодежи к семейной жизни до их вступления в брак. Представители второго подхода [Решетов П.А. и др.] ориентируются только по установлению конечного результата ? успешности брака, гармонии межличностных отношений в семье, правильному воспитанию детей, но при таком подходе сложность заключается в отсутствии возможности оценить результаты подготовки, т. к. они отодвинуты во времени.

На разных возрастных этапах готовность различная, но особую роль в плане формирования психологической готовности к брачным отношениям играет юношеский возраст. Границами которого в след за Л.С. Выготским мы считаем17?21 год.

Следует помнить, что человек биосоциальное существо, поведение которого предопределяют природные и внеприродные (культурные) «программы поведения». И чтобы успешно справиться со всеми семейными ролями, он должен достигнуть определенной стадии зрелости в каждом из этих состояний.

Например, начало физиологической зрелости (возможность рождения ребёнка) за последние годы не снижается и держится на уровне тринадцати?четырнадцати лет. Другим показателем является зрелость социальная. Если наши предки в этом возрасте уже были социально адаптированы, то в настоящее время картина изменилась. Социальной зрелости предшествует довольно таки длительный период детства, получение образoвания общего и профессионального, служба в армии молодого человека и т. д. Так что в настоящее время человек способен стать самостоятельным лет с 22, а может и с 25. Исходя из этого, и выстраивается брачно-семейное поведение современных людей.

Если же взять современных юношей и девушек в возрасте от 18 лет, то это совершенно не готовые к самостоятельной жизни молодые люди. В их жизнь только приходит период социальной зрелости, у них высокий пик потребности в общении. Очевидно, что возникновение семьи затруднит профессиональное становление молодых супругов, весьма ограничит круг и формы общения, потребует от личности переориентации на семейные потребности. А появление малыша дополнительно обостряет все семейные напряжения.

Но опять же, если взять тот факт, что физиологически наиболее благоприятным возрастом для рождения первого ребенка является 18?25 лет, а к 30 годам женщина стремится закончить репродуктивную функцию, то природные рамки благоприятного для женщины периода образования семьи и рождения ребенка не так уж и широки.

В настоящее время продолжительность жизни увеличилась, вместе с тем верхняя граница детства и, следовательно, социального взросления, отодвинулась. Существует даже точка зрения, что затянувшееся детство и возникающая в связи с ним инфантильность молодых людей ? необходимые условия приспособления современного человека к долгой жизни, по принципу «всё ещё успеется в своё время».

Если брать общество, то это так, но природа не стремится менять свои установки вслед за людьми. У природы всё также детство заканчивается физиологическим созреванием, подростковый возраст ? это период расцвета, созревания и тренировки чувств, а юность ? наилучшее время для вступления в брак и создания гармоничной семьи. Таким образом, юность характеризуется высоким показателем физической готовности к браку и семейной жизни.

В настоящее время многие исследователи [Зацепина В.И., Андреева Т.В., и др.] указывают на ряд особенностей, которые характеризуют установки и ожидания по поводу брака и партнера. Так, например, в подростковом возрасте происходит так называемое разделение и противопоставление понятий любви и брака. Происходит явное вытеснение любви в браке на фоне предшествующего всевластия. Тем самым молодые люди могут воспринимать семью как препятствие чувствам и лишь вследствие, путем проб и ошибок, прийти к постижению психологической ценности брака.

Следующее, что характеризует брачно-семейные представления молодых людей, это их явная потребительская нереалистичность. В.И. Зацепина, указывает, что средний желаемый супруг по своим положительным качествам превосходил «среднего» реального юношу из непосредственного окружения девушек ? студенток, аналогично юношам ? студентам идеальная спутница жизни представляется в виде девушки, которая была бы не только лучше реальных, но и превосходила бы их красоте, уму, веселью, честности и трудолюбию.

Также для молодых людей свойственно некое расхождение качеств желаемого спутника жизни предполагаемого партнера по повседневному общению, из круга которого этот спутник, в общем-то, и должен выбираться. Качества, которые молодые люди считают идеальными для супруга, в реальной жизни не имеет никакого значения. Анализ предбрачных представлений девушек ? студенток показал большее, чем у юношей, рассогласование между качествами предпочитаемого партнера по общению и характеристиками будущего (желаемого) супруга. Следует отметить, что студенты (и студентки) сильно отличаются по степени соответствия образов друга и мужа.

В настоящее время наблюдается приоритет личных качеств партнера, а не социальных характеристик при выборе супруга. Т.В. Андреева установила, что значительная часть молодых девушек предъявляют огромный список всех теоритически возможных качеств личности ? от красоты, ума, сильной воли и прекрасных свойств характера до финансовой обеспеченности и независимости. При всём при этом требования девушек категоричны и весь смысл сводится к тому, чтобы партнер ставил её интересы в центр своей жизни. Неудовлетворение хотя бы частью этих ожиданий приходит к разрыву отношений, не смотря на наличие детей.

Далее рассмотрим социальную готовность к браку. Многие авторы к социальной готовности относят следующие показатели: получение образования, устройство на работу или получение высшего образования, жизнь отдельно от родителей и начало самостоятельной трудовой деятельности. С этим очень тесно связана социально-экономическая готовность к браку, которая включает в себя самостоятельное зарабатывание денег, чтобы обеспечить членов семьи и себя в том числе. Но часто молодые люди не стремятся быть финансово–независимыми. Это является препятствием на пути к созданию семьи. Социальная готовность к браку предполагает осознание девушками и юношами ответственности за семью, за супруга, за детей. Таким образом, можно сказать о несформированности это компонента у юношей и девушек.

Ключевым моментом в гармонизации отношений молодых людей является этико–психологическая готовность вступающих в брак. Она включает очень многие факторы, которые взаимодействуют между собой. Молодые люди должны быть подготовлены к браку, у них должен быть сформирован некий идеал семьи, они должны знать чего ждут они от брака и семейной жизни в целом. Также оба супруга должны пытаться создать благоприятные условия для жизни в семье каждого его члена. Зачастую мы с семьей связываем своё стремление быть счастливыми, и очень важным является с раннего возраста прививать детям правильное представление о личном счастье и семье. На отношения партнеров, на семейную жизнь оказывает преимущественное влияние мотивы вступления в брак. Осознaние этих мотивов является важным компонентом этико–психологической готовности к семейной жизни.

Основным мотивом вступления в брачные отношения является чувство любви. Однако существуют и иные мотивы: по рассудку (мотивы: «чтобы не засидеться в девках», «пришло время жениться» и т. п.); по материальным соображениям. Мотивационная готовность предполагает самостоятельность (наличие бытовых навыков, материальную независимость от родителей, умение решать жизненно важные вопросы) и ответственность за свою семью, готовность к рождению и воспитанию малыша. Также можно говорить о неготовности современной молодежи к браку по показателям данного компонента.

Резюмирую выше сказанное, можно утверждать, что в юношеском возрасте обнаруживается диссонанс: на достаточно высоком уровне физический компонент, остальные достигли лишь среднего, а то и низкого уровня.

Источник:
Основные компоненты психологической готовности к браку
Редозубова С.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К БРАКУ ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 6.
http://sibac.info/studconf/hum/vi/30371

Психологическая готовность к браку

Человек формируется как семьянин прежде всего в отчем доме. К моменту появления желания вступить в брак у него может быть разная степень готовности к браку. Но, зная, что нужно потребовать прежде всего от самого себя, и понимая, что самоусовершенствование беспредельно, можно и нужно работать над собой и до и после свадьбы во имя общего счастья.

Мечты и думы о суженом, о будущем супруге, о своей второй половине, как принято издавна говорить, чаще и раньше приходят к девушкам, позже — к юношам. Нередко идеальный образ бывает навеян книгой, фильмом, картиной, мимолетной встречей, в которой внешние черты облика поражают юное воображение. Но в жизни далеко не всем достаются красавицы и герои. Чем вдумчивее человек относится к своему будущему, тем больше осознает, что выбор супруга должен происходить по многим критериям, среди которых на первом месте стоят нравственные, духовные качества, общность взглядов и жизненных целей. Умение ценить внутренние качества личности и трезво оценивать собственные чувства и отношение к избраннику — залог того, что легковесное увлечение, быстро проходящее чувство, навеянное легким флиртом, не будет принято за настоящую любовь.

Психологическая готовность к семейной жизни проявляется вначале в размышлениях с самим собой, потом в беседах с задушевным другом о том, надо ли уже или еще рано заводить свой дом. Если при пылкости чувств молодые люди не верят друг другу, если они могут в мимолетной ссоре обидеть, оскорбить, если кому-либо из двоих свойственна ветреная неустойчивость или не хватает мужества постоять за честь, достоинство любимой,— вряд ли выбор можно считать верным. Романтические чувства не будут оскорблены, если влюбленные вполне конкретно обсудят, как они представляют собственную семью, чем они будут заниматься вместе и каждый в отдельности, как станут помогать друг другу, сколько у них будет детей, каким образом будут строить материальную базу своей молодой семьи.

На радио и в редакции журналов и газет порой приходят письма, в которых утверждается ложность пословицы, что «с милым рай и в шалаше». Что вы думаете по этому поводу? Выслушав мнения учащихся, учитель приводит ряд примеров из жизни нашей молодежи — строителей Комсомольска-на-Амуре, покорителей целины, которые создавали свои семьи в очень сложных жизненных условиях и вспоминают эти первые совместные шаги, полные трудностей, борьбы за общее дело, как время, подарившее им счастье, закалившее их союз, давшее силы и на работу, и на учебу, и на общественные дела. Почему же одних трудности объединяют, сплачивают, а других приводят к размолвке, разрыву?

Социологи, демографы, психологи исследовали дружные и конфликтные семьи. Они пришли к выводу, что внутренняя прочность семьи во многом зависит от обоюдного стремления к взаимопониманию, которое человек развивает в себе с детства и совершенствует во имя любимого, если человек при возникновении сложностей во взаимоотношениях ищет причину в себе (в чем я неправ, чем обидел, чего не заметил, чего не понял?), а не в другом. В одной из таких семей после ряда размолвок были созданы девять «заповедей», соблюдение которых помогает супругам хранить мир и лад в доме.

  1. Остановись во гневе.
  2. Не спеши сказать плохое слово, но торопись повторять хорошие слова.
  3. Если ты уверен, что он виноват, значит, надо искать вину в себе.
  4. Доброе слово хорошо, а доброе дело еще лучше.
  5. Каждый шаг навстречу равен многим дням радости.
  6. Умей не только стать на место другого, но и достойно стоять на своем месте.
  7. Не верит тот, кто сам способен обмануть.
  8. Семейная азбука начинается с «мы».
  9. Будь другом ее друзей, тогда и твои друзья станут общими друзьями.

Исключительно ценно умение, желание видеть, наблюдать и самому понимать, что любит, чего не любит твой близкий, что его особенно радует, что печалит, почему приходят смены настроений, когда лучше просто вместе помолчать, а когда надо отвлечь, развеселить, утешить, пояснить, что на подобные мелочи не стоит реагировать. Очень важно уважать привычки другого, считаться с ним, критически относиться к собственным слабостям. Многие думают, что настоять на своем — значит завоевать авторитет, проявить силу воли и мужество. Такая прямолинейность губит многие еще не окрепшие союзы. Истинная сила личности проявляется в умении уступить, простить или вовсе даже не заметить оплошность, в готовности всегда и во всем по собственной инициативе помочь супругу, стойко и спокойно переносить трудности.

Супружество требует постоянной направленности на другого человека, психологической готовности понять его как самого себя , а это, в свою очередь, достигается при условии, что оба — и муж и жена — готовы раскрыть свои чувства, думы и переживания, умеют тактично, выбрав удобную ситуацию и определенное настроение, указать своей половине на ошибки и промахи.

Корни таких умений уходят в раннее детство, опираются на опыт добрых отношений с братьями и сестрами, друзьями и товарищами. Эти умения можно и нужно развивать в себе постоянно, ибо со временем меняется каждый человек. Но динамике внутрисемейных отношений посвящается особый разговор. Сейчас же мы подчеркнем еще одну сторону психологической готовности к браку: это внутренняя установка на то, что муж и жена в равной мере, совместно, будут строить свой дом, не перекладывая все дела на одни плечи, советуясь и обдумывая неотложные дела и перспективу, упорно овладевая домоводческими умениями и навыками. Поверьте, здесь тоже есть немало творчества, радостей, а не только одни скучные обязанности. Как сделать быт полем сотрудничества, взаимовыручки и приятных неожиданностей, радостей, мы обсудим на одном из занятий позднее.

Над чем подумать, что обсудить

Поразмыслите над тем, о чем говорилось на последних двух уроках. Попытайтесь сформулировать свои «заповеди» семейной жизни в добавление к тем, которые изложены выше.

Источник:
Психологическая готовность к браку
Практически все проводимые в СССР социологические исследования о мотивах вступления в брак показали, что первое место занимают мотивы любви и общности
http://pro-psixology.ru/yetika-i-psixologiya-semejnoj-zhizni/421-psixologicheskaya-gotovnost-k-braku.html

COMMENTS