Основные проблемы подросткового возраста

Ключевые проблемы подросткового возраста

Александрова Юлия Сергеевна

МБОУ СОШ №23 г. Ростова-на-Дону

Учитель начальных классов

«Ключевые проблемы подросткового возраста».

Подростковый период – важный и трудный этап в жизни человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую жизнь. Его можно сравнить с остановкой Ивана-царевича на развилке дорог около камня, на котором написано: « Налево пойдёшь…,направо пойдёшь…». В глубокой древности этот этап считался таким же качественным изменением состояния, как рождение, вступление в брак, смерть.

Этот возраст иногда называют периодом открытия « Я », когда подросток начинает задумываться над вопросами: « Кто я? Чего хочу и что могу? » Психологи называют это стремительным развитием самосознания. В.С.Мухина выделила структуру. Согласно ей, в самосознании можно выделить такие компоненты: имя человека, притязание на социальное признание, социальное пространство личности, половая идентификация. Нарушение развития одного или нескольких структурных звеньев самосознания может приводить к появлению агрессивности, тревожности, трудностям в общении, а иногда и суицидальным попыткам.

Перейдём к притязаниям подростков на признание. Если для мл. шк. было необходимым признание успехов в учебной деятельности, то для подростков становится важным признание их внешности и факта взросления. Именно телесное начинает выступать как одно из оснований их самооценки. В начале подросткового периода ( 5-6 кл. ) цельное представление о своей внешности превращается у подростков во фрагментальное, сосредоточенное на отдельных частях тела: ушах, ногах, носе и т.п. Отдельные части тела кажутся им слишком тонкими или толстыми, большими или маленькими, длинными или короткими. Более того, они считают, что все окружающие это замечают. Подростки начинают сравнивать себя со сверстниками. Самоуважение в этот период нередко снижается.

Если вам понравилась методическая разработка, лучший способ сказать cпасибо
— это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях 🙂

Источник:
Ключевые проблемы подросткового возраста
Подростковый период – важный и трудный этап в жизни человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую жизнь. Этот возраст
http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/socialnaja-pedagogika-psihologija/9813-kljuchevye-problemy-podrostkovogo-vozrasta.html

Проблемы подросткового возраста и их решение

Подростковый возраст – это период, когда наш еще вчера малыш, а сегодня уже взрослый ребенок вступает в новый этап своей жизни. В этот период происходят физиологическая перестройка организма, гормональные всплески, человек становится более ранимым и уязвленным, иначе говоря – «прощается с детством». Для подростков характерна импульсивность, неустойчивость, завышенная самооценка, расчетливость и цинизм в романтических отношениях, появляется желание уединения.

Какие же проблемы подросткового возраста и их решения выделяют специалисты? Давайте их рассмотрим.

Таковыми являются основные проблемы подросткового возраста. Важно помнить, что каждый подросток начинает новую самостоятельную жизнь, где хочет проявить и реализовать себя без чьей-либо помощи. Поэтому искренне выражайте свои чувства относительно происходящего, не упрекайте, уважайте право на собственное мнение, и тогда решение проблем подросткового возраста вас не коснется.

Всегда стоит помнить, что перед вами человек, который имеет свое мнение, свой характер и свои взгляды на жизнь и окружение. Проблемы подросткового возраста – это лишь начало жизненного пути ребенка, поэтому необходимо как можно мягче обеспечить ему переход во взрослую жизнь. Правильный подход и тонкая психологическая оценка состояния вашего ребенка — вот верные помощники при решении проблем с переходным возрастом.

Источник:
Проблемы подросткового возраста и их решение
Подростковый возраст – это период, когда наш еще вчера малыш, а сегодня уже взрослый ребенок вступает в новый этап своей жизни. В этот период происходит физиологическая перестройка организма, гормональные всплески, человек становится более ранимым и уязвленным, иначе говоря – «прощается с детством».
http://fb.ru/article/79965/problemyi-podrostkovogo-vozrasta-i-ih-reshenie

Психологические проблемы подросткового возраста

Одна из самых важных причин психологических проблем подростка — их семьи. Например, постоянные ссоры с родителями, сильного наказания в семье, слишком много ограничений и.т. п.

Часто, причиной многих психологических проблем у подростков может быть:

— осознание подростком того, что что-то серьезное и неправильное происходит в его семье

— насилие (физическое, моральное)

— пренебрежение со стороны родителей

— постоянные ссоры и драки между родителями

— чувство не желанности и не любви в своем доме.

Также одна из причин — неполные семьи. Большинство подростков растут в неполных семьях. Более 50% новорожденных проведут, по меньшей мере, часть своего детства в неполной семье. Сегодня многие уверены, что мать или отец в одиночку не могут так же уверенно и успешно воспитывать ребёнка, как может сделать это полная семья. Так как такому родителю приходится не только зарабатывать на жизнь, но и вести хозяйство, и часто такие семьи находятся на грани нищеты. Многие также думают, что когда подросток начал жить самостоятельно (закончил школу, нашёл работу, поехал учиться), всё, что происходит между его родителями на него уже не влияет. Это семьи, образовавшиеся в результате развода, смерти одного из супругов, а также, если один из родителей живет и трудится в другом месте или если родители ребенка никогда не жили вместе.

Каждый из выделенных типов неполных семей характеризуется своими специфическими чертами:

· в разведенных семьях ребенок в большинстве случаев наблюдал конфликтные, дисгармоничные отношения между родителями;

· в овдовевших семьях воспоминания о совместной жизни родителей чаще сопровождаются положительными эмоциями;

· в материнских семьях ребенок фактически не наблюдает реального процесса семейного общения и функционирования.

Несмотря на существование неполных семей, состоящих из отца с детьми, чаще всего это семьи, в которых есть только мать, испытывающая «хронический эмоциональный стресс, усугубляющийся постоянной занятостью и хронической усталостью». Если родители вступают в повторный брак, появляются проблемы налаживания взаимоотношений с отчимом, мачехой, сводными братьями и сестрами и т.д. Отсутствие отца ослабляет его социальную позицию и может явиться причиной мучительных переживаний.

Основные психологические проблемы подросткового возраста:

1. Суицид В настающее время самоубийства в подростковом возрасте становятся всё чаще и чаще. В детстве и в раннем подростковом возрасте самоубийства происходят очень редко, но в возрасте с 15 по 19 лет количества самоубийств сильно увеличиваются. Девушкам более свойственны попытки самоубийства, но по количеству смертельных исходов в 3 раза превосходят мужчины. Причины этого, низкая самооценка, безразличие со стороныродителей, чувство одиночества, депрессии, всё это может натолкнуть на мысль о самоубийстве.

2. Гомосексуализм Не всегда подростков сексуально привлекает противоположный пол. Иногда между подростками возникают гомосексуальные отношения. Гомосексуализм — половое влечение к представителям своего пола. Научные данные говорят, что гомосексуализм не связан с неправильным воспитанием, потому что его могут практиковать дети нормальных семей. Но все-таки есть мнение, которого придерживается автор данной работы, что гомосексуализм это следствие теплых отношений с матерью при отсутствии таких же отношений с отцом, особенно, если отец не приемлет подростка. Причиной этого могут быть неполные семьи.

4. Подростковая депрессия. Депрессия — психическое расстройство: тоскливое, подавленное настроение с сознанием собственной никчемности, пессимизмом, однообразием представлений, снижением побуждений, заторможенностью движений, различными соматическими нарушениями. Подростковую депрессию трудно распознать, потому что её симптомы отличаются от классических симптомов депрессии взрослых.

а) Лёгкая подростковая депрессия. Проявляется в мрачных фантазиях грёзах наяву или в ночных снах. Эту степень депрессии можно выявить, зная мысли подростка и зная состояние его души. Обычно, есть причина подростковая депрессии. Таким событием может быть смерть, болезнь или отъезд важного для подростка человека, развод или конфликт в семье, переезд и т.п.

б) Подростковая депрессия средней степени. Подросток ведёт себя как обычно, но содержание его разговоров эмоционально окрашено. Он касается в первую очередь, тех тем, которые угнетают его.

в) Умеренная степень депрессии подростков. Это уже серьёзная стадия. Она оказывает влияние на процесс мышления. Подросток теряет способность ясно, логично, разумно мыслить. Тут требуется медицинская помощь.

Как выход из депрессии мальчишки выбирают себе более буйный способ, чем девочки. Они могут попытаться снять симптомы депрессии воровством, ложью, драками, превышением скорости, взломом, проникновением в дома, самоубийства. Девочки обычно пытаются выйти из депрессии менее буйным способом, однако из-за вредного влияния средств массовой информации, тип их поведения начинает меняться. Часто девочки снимают свою депрессию с помощью беспорядочных половых связей: страдания, причинённые депрессией, смягчаются во время физической близости. Однако когда эти отношения заканчиваются, эти несчастные дети чувствуют себя ещё хуже.

5. Личностное самоопределение. Термин «самоопределение» употребляется в литературе в самых различных значениях. Так говорят о самоопределении личности, социальном, жизненном, профессиональном, нравственном, семейном, религиозном.

Таким образом, на уровне конкретной психологической теории проблема самоопределения выглядит следующим образом. Проблема самоопределения, таким образом, есть узловая проблема взаимодействия подростка и общества. На разных уровнях это взаимодействие обладает своими специфическими характеристиками. Главной задачей, которая встает перед индивидом в ранней юности, по Эриксону, является формирование чувства идентичности в противовес ролевой неопределенности личностного «я». Юноша должен ответить на вопросы: «Кто я?» и «Каков мой дальнейший путь?». В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан также с осознанием собственной ценности и компетентности.

Важнейшим механизмом формирования идентичности является, по Эриксону, последовательные идентификации ребенка со взрослым, которые составляют необходимую предпосылку развития психосоциальной идентичности в подростковом возрасте. Чувство идентичности формируется у подростка постепенно; его источником служат различные идентификации, уходящие корнями в детство. Подросток уже пытается выработать единую картину мировосприятия, в которой все эти ценности, оценки должны быть синтезированы. В ранней юности подросток стремится к переоценке самого себя, в отношениях с близкими людьми, с обществом в целом — в физическом, социальном и эмоциональном планах. Он трудится в поте лица, чтобы обнаружить различные грани своей Я-концепции и стать, наконец, самим собой, ибо все прежние способы самоопределения кажутся ему непригодными.

Главной опасностью, которой, по мнению Эриксона, должен избежать молодой человек в этот период, является размывание чувства своего «я», вследствие растерянности, сомнений в возможности направить свою жизнь в определенное русло. Это становится большой проблемой для подростка. Когда подросток вырастает он внутри остается таким же, каким был в 17, не ответив на вопросы: Кто я? Зачем я здесь? Что мне делать? Таким он и проживает всю свою жизнь, вот почему так много сейчас взрослых, которые ведут себя как подростки.

Источник:
Психологические проблемы подросткового возраста
Одна из самых важных причин психологических проблем подростка — их семьи. Например, постоянные ссоры с родителями, сильного наказания в семье, слишком много ограничений и.т. п. Часто, причиной
http://studbooks.net/904034/psihologiya/psihologicheskie_problemy_podrostkovogo_vozrasta

Сообщение проблемы подросткового возраста

о всех проблемах.. .

это по обществознанию

Повышенная активность и возбудимость нередко делают юношу неразборчивым в выборе знакомых, побуждают ввязываться в рискованные и сомнительные дела.

Замкнутость, чувство собственной неполноценности, свойственные этому возрасту, иногда перерастают в самоизоляцию, затрудняющую общение с окружающими и выбор жизненного пути.

Тяжелая экономическая обстановка в стране, растущая безработица, конкуренция, тиражируемые по телевидению насилие и жестокость — все это отравляет психику современного молодого человека.

В юношеском возрасте происходит открытие своего внутреннего мира, познание себя. Подросток наслаждается своими переживаниями, открывает целый мир новых чувств, ощущение собственного тела.

Открытие внутреннего мира — радостное и волнующее событие, но оно вызывает много тревожных и драматических переживаний. Смутное беспокойство, ощещение внутренней пустоты, которую надо чем-то заполнить, потребность в общении. Но в то же время повышается избирательность в выборе друзей, потребность уединения.

Не дают покоя мысли о внешнем облике. Вряд ли найдется юноша или девушка, довольные своей внешностью. На этом фоне разыгрываются целые трагедии: высокий или низкий рост, непропорциональные конечности, длинный нос или оттопыренные уши, появление угрей или прыщей на коже — причин для недовольства собой достаточно. Как будто природа издевается! И это как раз в тот момент, когда хочется нравится лицам противоположного пола.

Недовольство собственной внешностью вызывает особую подростковую застенчивость, нередко служит мотивом непредсказуемых поступков.

А сколько страданий доставляет тинейджерам избыточный вес! Стремясь похудеть, подростки, чаще девочки, резко снижают количество потребляемой пищи, а нередко совсем отказываются от еды, доводя себя до полного истощения. Нередко этому предшествуют слова окружающих о том, что они «толстенькие», «жирненькие», либо насмешки со стороны сверстников.

Источник:
Сообщение проблемы подросткового возраста
Пользователь Юля Глухова задал вопрос в категории Другие предметы и получил на него 3 ответа
http://otvet.mail.ru/question/45632568

Трудности подросткового возраста

Подростковый возраст подразделяется на два периода: пубертатный (или младший подростковый): 11—12—14—15 лет; юношеский (ювенильный): 16—20 лет.

Пубертатный период характеризуется физиологическими изменениями в организме при половом созревании, сопровождающемся и психологическими явлениями. Основными задачами развития пубертатного периода являются следующие:
— сепарация и индивидуация;
— развитие самоопределения;
— определение референтной группы;
— развитие половой идентификации;
— развитие личной системы ценностей;
— формирование жизненных целей. Выделяют пять сфер амбивалентности подростка:
1. Бунт против контроля со стороны взрослых — потребность в руководстве;
2. Желание близости — страх интимности;
3. Испытание и проверка на прочность внешних границ — поддержка и забота со стороны взрослых;
4. Мысли о будущем — ориентация на настоящее;
5. Сексуальное созревание — психическая неготовность к сексуальному опыту.

Младший подростковый возраст распадается на две фазы — негативную и позитивную, или фазу влечений и фазу интересов. Первая, длящаяся около двух лет, связана со свертыванием и отмиранием прежде установившейся системы интересов (отсюда ее протестный, негативный характер) и с процессами развития новых влечений. Вторая характеризуется вызреванием нового ядра интересов.

В этом возрасте формируется «чувство взрослости» — стремление быть, казаться и действовать как взрослый. Если родители относятся к этому адекватно, то развитие происходит бесконфликтно и прогноз его более благоприятен. Если же к подростку, исследующему «чувство взрослости», относятся как к ребенку, то возникают некоторые трудности подросткового возраста, которые проявляются в конфликте, взаимном непонимании.

Существуют два основных пути протекания данного кризиса:
— Кризис независимости. Его симптомы — строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, протест и бунт, ревность к собственности. Это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил, это заявление: «я уже не ребенок»;
— Кризис зависимости. Его симптомы — чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения. Это возврат назад, к той позиции и системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности: «я ребенок и хочу им оставаться».

Как правило, подросток занимает двойственную позицию, в симптомах кризиса присутствует та и другая тенденция, речь идет только о том, какая из них доминирует. В силу недостаточной психологической и социальной зрелости подросток, отстаивая перед взрослыми свои новые взгляды, добиваясь равных прав, стремясь расширить рамки дозволенного, одновременно ждет от них помощи, поддержки и защиты, ждет (конечно, неосознанно), что взрослые обеспечат относительную безопасность этой борьбы, оградят его от слишком рискованных шагов. Поэтому повышенно-либеральное, «разрешающее» отношение часто наталкивается на глухое раздражение подростка, а достаточно жесткий, но при этом аргументированный запрет после кратковременной вспышки негодования, напротив, ведет к успокоению, способствует эмоциональному благополучию.

Трудности подросткового возраста также могут проявляться в следующем: негативизм, интеллектуализация, склонность к анализу, подростковая депрессия, проблемы восприятия своего физического образа. Распространенным симптомом пубертатного кризиса является также суицидальное поведение. В этом периоде оно отличается многообразием: это суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки. Во многих европейских странах оно настолько распространено, что занимает второе-третье место среди причин смертности людей данного возраста.

Главная задача развития в период юности — поиск своего места в мире взрослых — переживается молодыми людьми зачастую очень остро, носит характер кризиса. Однако бегство от кризиса в этот период только задерживает развитие человека. Молодые люди, которые достойно принимают этот кризис в переломный момент своей жизни, обычно становятся сильнее, обретают способность управлять своей судьбой.

Основным содержанием кризиса юности, так же как и подросткового кризиса, является кризис идентичности. Формы идентичности пластичны и имеют возрастную динамику. При переходе с одной стадии, с ее характерной формой идентичности, на другую неизбежно возникает кризис идентичности. Таким образом, кризис идентичности не является специфической принадлежностью подросткового возраста (когда он наиболее ярок), а проявляется на всех стадиях возрастного развития, в том числе и в юности.

Кризис идентичности в юности дополняется или же сменяется кризисом интимности. Межличностные отношения могут при этом стать стереотипными, а сам человек оказаться в состоянии психологической изоляции. Особое значение в этот период приобретает чувство одиночества. Нужно подчеркнуть, что это именно чувство, а не фактическое одиночество. Кроме того, на протекание юношеского кризиса влияют итоги развития в подростковом возрасте.

Источник:
Трудности подросткового возраста
Подростковый возраст подразделяется на два периода: пубертатный (или младший подростковый): 11—12—14—15 лет; юношеский (ювенильный): 16—20 лет. Пубертатный период характеризуется физиологическими
http://psyera.ru/4984/trudnosti-podrostkovogo-vozrasta

COMMENTS