Межпоколенные конфликты в семье

Варианты работы с межпоколенными конфликтами

Варианты работы с различными видами межпоколенных конфликтов

В ХХ веке заметно обострилась проблема взаимоотношений между поколениями. Проблема преемственности и конфликтов в отношениях «отцов» и «детей» может рассматриваться как взаимодействие встречных потоков информации и деятельности, как особенности передачи культурных ценностей от поколения к поколению.

Причины межпоколенных конфликтов в семье — вопрос, безусловно, неоднозначный. Достаточно сложно выделить одну или две каких-то причины. Как правило, их гораздо больше, они могут накапливаться годами, зависеть как от особенностей личности членов семьи, так и от специфики семьи и даже ситуации в обществе.

В основе межпоколенных конфликтов в семье могут находиться многие противоречия, например такие как:

  • Идеологические
  • Статусные
  • Личностные
  • Материальные
  • Социально-бытовые
  • Возрастные
  • Межпоколенные коалиции

В их основе находятся противоречия во взглядах, установках людей на самые разные аспекты жизни. При идеологических противоречиях зачастую одной из сторон конфликта не принимается тот факт, что другая сторона отвергает его систему ценностей, как обязательную в своей жизни. Здесь диапазон вариантов установок и возникновений конфликтов на их почве огромен: от того как нужно думать, до того, как держаться за столом.

На мой взгляд, при столкновении с идеологическими противоречиями важно работать на осознавание границ каждого индивида в семье и нуклеарных семей , как подсистем.

Под статусными противоречиями я подразумеваю борьбу за лидерство в расширенной семье проживающей совместно. А именно внегласное или гласное выяснение кто главный, кто на что имеет право, чей авторитет стоит выше, кто может не просить, но требовать. В основе статусных противоречий в большой степени стоят материальные.

Учитывая, что мы говорим о расширенной семье проживающей совместно, то здесь важным фактором в противоречии между поколениями может играть тот факт, на чьей территории проживает семья. В моей работе семьи проживали на территории старшего поколения. И здесь важно прояснить, как среднее поколение компенсирует тот факт, что они проживают на территории другой семьи. Также здесь варианты другие варианты противоречий, например распределение семейного бюджета, если он общий во всей расширенной семье, и тем более, если он раздельный, каков вклад каждого поколения. Старшие поколения часто имеют более прочную материальную основу, что порой приравнивается к атрибуту власти в семье, тогда как позднее поколение, не смотря на отсутствие равного достатка. требует признания непосредственной самостоятельности своей нуклеарной семьи, откуда и появляется конфликт.

При статусных, социально-бытовых и материальных противоречиях, на мой взгляд, было бы полезным использовать ТА как контрактный метод. Дать возможность сторонам конфликта передоговориться или даже заключить контракт, обозначающий, кто за что и в какой мере ответственен в материальном плане в структуре семьи.

Пример личностных противоречий есть столкновение характеров проживающих. Отсутствие взаимного уважения, эмпатии, дружбы, также несовместимость, немотивированное неприятие человека человеком могут служить причиной личностных противоречий. В основе личностных противоречий может лежать огромное множество причин, поэтому сложно сказать, что именно было бы хорошо при работе с ними.

Я предполагаю, что было бы полезным при личностных противоречиях дать возможность сторонам провести между собой диалог или «встречу», понятие из гештальт-терапии. При «встрече» каждая из сторон встречается с различиями друг друга, предъявляясь только на своей «территории», говоря только о своих чувствах и эмоциях не осуждая и не интерпретируя поступки и поведение другого. Если «встреча» удается, то у сторон появляется новый навык поведения и контактирования друг с другом.

Они связаны с разными представлениями групп и отдельных лиц о жизни, быте и т.д. Его причины: бытовые неурядицы, морально-бытовая распущенность, а также серьезные идейные расхождения.

Семья играет на поздних этапах жизни индивида исключительную роль. Она представляет собой ближайшее социальное окружение пожилого человека. Соответственно, пожилые люди теплят надежду на заботу, поддержку и понимание и зачастую хотят принимать активное участие в жизни более молодых членов семьи, тогда как молодое поколение стремиться по большей степени обособиться, разрушить старые уклады, создать новые. Этот процесс, на мой взгляд, заложен в природе человека. Почти две тысячи лет тому назад Сократ констатировал: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети, спорят с родителями. Жадно глотают пищу и изводят учителей».

Источник:
Варианты работы с межпоколенными конфликтами
Варианты работы с различными видами межпоколенных конфликтов В ХХ веке заметно обострилась проблема взаимоотношений между поколениями. Проблема преемственности …
http://www.b17.ru/article/23429/

Влияние межпоколенного конфликта на воспитательный потенциал семьи Текст научной статьи по специальности — Психология

Влияние межпоколенного конфликта на воспитательный потенциал семьи Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Тупикина Диана Валерьевна, Безенкова Татьяна Александровна

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Тупикина Диана Валерьевна, Безенкова Татьяна Александровна,

Influence of an intergenerational conflict on the educational potential of the family

Текст научной работы на тему «Влияние межпоколенного конфликта на воспитательный потенциал семьи»

?Влияние межпоколенного конфликта на воспитательный потенциал семьи Influence of an intergenerational conflict on the educational potential of the family

Тупикина Диана Валерьевна

Студент 2 курса

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»

Россия, г. Магнитогорск e-mail: dkristalnaa@gmail. com

Tupikina Diana Valeryevna

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Magnitogorsk State Technical University. G.I.

Nosov » Russia, Magnitogorsk e-mail: dkristalnaa@gmail. com

Безенкова Татьяна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»

Россия, г. Магнитогорск e-mail:bezenkova@yandex.ru

Bezenkova Tatiana Alexandrovna

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Magnitogorsk State Technical University. G.I.

Nosov » Russia, Magnitogorsk e-mail: bezenkova@yandex.ru

Ключевые слова: семья, поколение, прародители, кризис, воспитательный потенциал.

Key words: family, generation, progenitors, crisis, educational potential.

Феномен конфликта является неотделимым компонентом жизнедеятельности человека. Конфликт возникает на основе противоречивых или отличающихся идей, потребностей, возможностей. Данный феномен проявляется в профессиональных и социальных сферах, в личностной сфере (семья, друзья и пр.), но также отмечаются ситуации, когда конфликт масштабный и перетекает в специализации сразу нескольких сфер.

В семье межпоколенный конфликт может проистекать из разных причин, индивидуальных и многоаспектных. Но выделяют такие общие причины, как неуважение, отсутствие поддержки, непонимание, излишний эгоцентризм, проявляющийся в моментах принятия каких-либо решений и многие другие [2, с. 291]. Перечисленные категории являются причинами многих конфликтных ситуаций, но при межличностных и семейных конфликтах они выступают более чувствительно.

Разницу в ценностях можно рассматривать как фундамент конфликта между средним и пожилым поколениями в семье. Современная российская семья проходит серьезные и выраженные преобразования. Меняются гендерные роли, на смену традиционному (патриархальному) укладу приходит нетрадиционный (эгалитарный), многопоколенная семья считается вынужденной формой проживание и воспринимается весьма нежелательной.

Естественные смены ролей могут протекать кризисно. Представители старшего поколения принимают на себя новую внутрисемейную роль бабушки/дедушки, которая также сопровождает себя новыми конфликтными ситуациями из-за перестройки семейного быта. Часть принимают на себя роль следующим образом: активно озабочены воспитанием внуков, помощи детям (среднему поколению), разделяют их проблемы и гордятся ими. Но также встречается отстраненность и нежелание вступать в контакт с внуками «пока не

повзрослеет». Вследствие, трудности в воспитательном процессе усиливаются при непродуктивной межпоколенной системе коммуникации.

Подобные конфликтогенные позиции приводят к разрушению семейной целостности как социальной группы, так и ее духовно-морального настроя. Кризисная атмосфера между членами семьи снижает эффективность нравственного воспитания ребенка и общее воспитательное пространство. Если прародитель отрицает свою новую социальную роль и принимает позицию отстранения, то теряется преемственность поколений, которая так важна для правильного воспитания в ребенке уважения к старшему поколению. Активная идея «узурпирования» родительской позиции без обоснованной необходимости (неблагополучие семьи) приводит к диссонансу у ребенка. Роли, которые выполняют взрослые, путаются или постоянно противоречат друг другу. Данная ситуация может привести к непониманию, потере своей роли, стрессу, снижению самооценки ребенка и др.

Необходимо уточнить, что при корректном и гуманном сотрудничестве поколений появление внуков и примыкание к новой внутрисемейной роли пройдет комфортно и безболезненно для всех членов семьи, как и дальнейший воспитательный процесс. Для создания коллективной и позитивно окрашенной, эффективной и комфортной системы взаимодействия старшего и среднего поколения в воспитательной деятельности младшего поколения необходимо верно оценивать состояние прародителей, понимать и принимать их, иметь навыки компетентной коммуникации с ними.

Круг общения представителей старшего поколения достаточно сужен. Он состоит из членов семьи, которые являются главными субъектами, и нескольких сверстников. Деятельность направлена на семью, что опосредует необходимость взаимодействия и общения семьи с представителем старшего поколения [4, с 73]. Учитывая психологические особенности прародителей можно наблюдать обидчивость, упрямство, настойчивость при приятии решения, обоснованную возрастным опытом, а также рассеянность и фрустрацию. Данные особенности усложняют процесс коммуникации, вследствие чего развивается отрицание воспитательного потенциала прародителей.

При принятии роли «бабушки» или «дедушки», общение прародителей носит дружелюбный характер, они более лояльны к внукам, делятся своей мудростью, дают советы, передают взгляды на жизнь, что расширяет кругозор детей. Также отмечается сплочение прародителями семьи.

Таким образом, прародители несут огромный воспитательный потенциал, который можно эффективно и благополучно реализовать при корректном взаимодействии поколений и устранений причин конфликтов, адаптацию к данным причинам. Важно осознавать разницу поколений, которая являлась источником отличающихся или противоречивых идей на протяжении исторического развития социума. Продолжение конфликта приводит только к потере преемственности поколений, а также снижению воспитательного потенциала и разрушению единой дружной семейной атмосферы.

Список используемой литературы:

1. Тайкова Л.В., Тайков С.М. Проблема межпоколенных отношений в современном обществе и семье // Вестник НовГУ. 2015. №5 (88). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/problema-mezhpokolennyh-otnoshemy-v-sovremennom-obschestve-i-semie (дата обращения: 17.06.2018).

2. Быкова Е.А, Психологические аспекты семейных конфликтов между поколениями // ГОРИЗОНТЫ ЗРЕЛОСТИ Сборник тезисов участников Пятой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития Редакторы: Л.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко, М.А. Одинцова. — Москва: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2015. — С. 290-294.

3. Краснова О.В. Бабушки в семье // Социологические исследования. 2000. № 11. — С. 108-116

4. Хрупин С.И., Сустина Н.М. Духовные ценности старшего поколения как фактор социального единства и согласия содействия // Вестник Адыгейского государственного университета. 2006. С. 72-79.

5. Буланова Д.Д. Роль старшего поколения в воспитании дошкольников // Научное отражение. — 2017. -№4(8). — С. 9-11.

Источник:
Влияние межпоколенного конфликта на воспитательный потенциал семьи Текст научной статьи по специальности — Психология
Конфликт поколений рассматривается как актуальная проблема современной семьи в системе транзитивного общества. Данный конфликт отмечается следствием некорректно построенных межпоколенных взаимоотношений, проистекающих из временных, психофизиологических и духовно-нравственных факторов. В статье рассматривается феномен межпоколенного конфликта, а также развитие кризисных ситуаций в семье как следствие смены внутрисемейных ролей. Авторы анализируют причины подобного конфликта, сферы жизнедеятельности человека, которые конфликт поколений затрагивает. Проводится подробный анализ межпоколенного конфликта в семье, психологические аспекты конфликта, его влияние на семейные отношения. В статье рассматривается взаимодействие трех поколений (младшее, среднее и старшее) в семье и влияние характера взаимодействия на воспитательный потенциал семьи. Проводится анализ влияния межпоколенного сотрудничества или конфликта на воспитание ребенка в многопоколенной семье.
http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-mezhpokolennogo-konflikta-na-vospitatelnyy-potentsial-semi

Межпоколенные конфликты

Понятия «возраст» и поколение. Межпоколенные конфликты в семье. Механизмы передачи культуры во времени. Причины и профилактика межпоколенных конфликтов. Социально-возрастные процессы и возрастная структура общества. Понятие межпоколенного конфликта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

В ХХ веке заметно обострилась проблема взаимоотношений между поколениями. Проблема преемственности и конфликтов в отношениях «отцов» и «детей» может рассматриваться как взаимодействие встречных потоков информации и деятельности, как особенности передачи культурных ценностей от поколения к поколению.

Она существует всегда, однако содержание проблемы, острота противоречий носит особенный конкретно-исторический характер. В современном российском обществе имеет место трансформация отношения младших возрастных групп к старшему поколению в направлении от традиционно почтительного к нетрадиционному, не характерному для российского менталитета, осуждающему, порицающему, отвергающему. В лучшем случае речь идет об абсолютно безразличном отношении, как на государственном, так и на бытовом уровне.

В таких условиях пожилые люди оказались брошенным поколением, лишились сочувствия, сопереживания и помощи со стороны младших членов общества. Произошла ломка многовековой традиции российского общества, которая столь болезненна не только для пожилых людей, но и для всех остальных членов общества. Перемены в России, полностью отвергающие опыт предыдущих поколений, ведут к конфликту и разрыву между поколениями.

Дестабилизация в нашей стране, направленность сознания людей на выживание влияет на то, как молодое поколение воспринимает пожилых. Молодежь не имеет ясного представления о жизни старшего поколения и часто драматизирует их социальное положение, порождая предрассудки и создавая стереотипы, что, в свою очередь, проецируется на межпоколенные взаимоотношения.

В массовом сознании, как в скрытой, так и в явной форме фиксируется отношение к пожилым людям как к бесполезной категории населения, в общественном сознании распространена модель, которая характеризуется утверждением стратегии вытеснения старости из сферы доступа к престижным ценностям, власти, и другим ресурсам, периферийным положением их проблем. Внимание общества в большей степени акцентируется на проблемах молодежи, чем лиц пенсионного возраста.

Термин «возраст» употребляется всюду, где возникает необходимость зафиксировать процессы и изменения, происходящие во времени.

Возрастные процессы рассматриваются с трех позиций:

— Социально-возрастные процессы и возрастная структура общества.

Временные аспекты индивидуального человека реализуются в его временных характеристиках. Социально-возрастные процессы и возрастная структура общества могут быть описаны в терминах возрастной стратификации. Путем деления на возрастные страты можно представить процесс последовательной смены и преемственности поколений.

Понятие «возраст» выступает признаком принадлежности к одному поколению, однако принадлежность к одному поколению еще не означает равенство возраста. Поколение — понятие обозначающее разные аспекты родственной и возрастной структуры исторического развития общества.

Во-первых, поколение — это звено, ступень, колено в цепи происхождения от общего предка; это люди «однокровные в восходящем и нисходящем порядке с праотцами и потомками».

Во-вторых, понятием поколение обозначают однородную по возрасту группу людей — когорту. Совокупность сверстников образует возрастной слой населения. Это, например, юноши, прошедшие инициацию, или более широкое понятие — молодежь, пенсионеры.

В-третьих, большое значение для социального анализа имеет понятие «хронологическое поколение», с помощью которого характеризуется определенный промежуток времени, в течение которого живет то или иное поколение, стадии онтогенеза, процесса социализации, жизненного пути от детства до старости.

В-четвертых, понятие «поколение» употребляется как духовно-символическое, объединяющее историко-культурную общность современников, жизнь которых связана какими-либо важными историческими событиями, пронизана «духом времени», единством идейных нравственных позиций (например, «комсомольцы 20-х годов», «поколение Великой Отечественной войны»).

А.И. Афанасьева определяет поколение как «объективно складывающуюся конкретно-историческую совокупность близких по возрасту и сформировавшихся в один и тот же исторический период людей, характеризующуюся специфическими демографическими чертами». Наиболее полно раскрывает понятие «поколение» И.С. Кон. Он выделяет несколько значений данного понятия:

— степень происхождения от общего предка (генеалогическое поколение);

— сверстников, т. е. людей, родившихся приблизительно в одно и то же время;

— современников, т.е. одновременно живущих людей разного возраста;

— отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей.

Итак, поколение это понятие, обозначающее разные аспекты родственной и возрастной структур исторического развития общества.

Поколенческий подход в социологии предполагает анализ сосуществования трех жизненных измерений в социальной ситуации: поколения молодых, поколения зрелых людей и поколения стариков. Существование трех различных времен представляет собой движение вперед, развитие. В противном случае, история бы остановилась, исчезла бы возможность радикальных перемен.

Жизненный цикл каждого человека характеризуется многогранной изменчивостью. Он включает в себя такие фазы жизни, как: детство, отрочество, зрелый возраст и старость. На разных этапах жизни человек исполняет различные общественные роли — ребенок, ученик, работник, отец, дед. Детство и юность- это период ученичества, усвоения норм и ценностей данного общества. Период зрелости — когда нормы и ценности усвоены максимально полно в соответствии с индивидуальными возможностями. В период старости происходит отставание индивида от процесса изменения социальных структур (они меняются гораздо быстрее, чем стареющий индивид способен к ним приспосабливаться).

Старость в современной смысловой направленности обозначает определенный этап индивидуальной жизни, равноценный в соотношении с другими этапами, значительной длительности (удельная доля старости составляет ј часть жизни). В 1962 году симпозиум геронтологов, утвердил возрастные градации, принятые затем зарубежными учеными: 40-60- средний возраст; 60-75-пожилой возраст; 75-90-старческий возраст; свыше 90- долгожители.

Старость как явление человеческой жизни представлена двумя качественно различными аспектами своего существования. Биологическим и социальным аспектом, «социальной старостью». Биологическая старость является закономерной фазой индивидуального развития, а социальная старость выступает заключительной стадией возрастной структуры общества. Как таковая она представлена соответствующей возрастной социально демографической группой («поколением») стариков. В понимании сущностной природы и, соответственно поколенческих критериев и границ социальной старости сложилось два отличных подхода, функциональный и хронологический.

Функциональный, отразил многовековую специфику социальной старости как процесса нарастающей утраты личностью своей физической работоспособности. Социальная старость — есть неспособность человека в силу возраста обеспечить себя всем необходимым. В результате происходит переход на чье-то иждивение. Это широко распространенное понимание и определение социальной старости распространено как в отечественной, так и в зарубежной науке.

Хронологический подход, складывается в условиях индустриально-развитого общества ХХ века и отражает рождение в нем принципиально нового социального института: пенсионного обеспечения по старости, сразу же потребовавшего введение строго формализованного возрастного порога старости. В структуре социальной старости выделяются формальная социальная старость («паспортная») — характеризующаяся пересечением данной личностью официальной возрастной «границы старости», но сохранением сложившегося образа жизни и социального статуса.

Реальная старость характеризуется наличием существенных ролевых сдвигов в жизни перешедшего «порог старости» человека. Причем характер этих сдвигов зависит от того, какой образ жизни имел место в предшествующие годы. возраст поколение конфликт общество

2. Понятие межпоколенного конфликта

Конфликт поколений — это процесс возникновения, проявления, столкновения и разрешения противоречий как между представителями одного поколения (внутрипоколенный конфликт), так и между представителями разных поколений (межпоколенный конфликт). Конфликтные взаимодействия внутри и между поколениями, выступают фактором разрушения или укрепления социальных связей.

Конфликт между поколениями социологами рассматривается как возникновение противоречий и столкновение интересов представителей разных поколений по причинам, как возрастных различий, так и различий социально-экономических интересов и условий жизни разных поколений, противоположности их идейно-политических взглядов, принадлежности к разным субкультурам.

Нельзя не считаться с фактом огромного многообразия межпоколенных конфликтов в семье. Поэтому, с методологической точки зрения, при социологическом анализе конфликтов поколений в современной семье необходима их типологизация, которая может осуществлять по многим основаниям. Рассмотрим некоторые из них.

По специфике субъектов межпоколенные конфликты могут быть:

— внутриличностными (которые протекают в сознании индивида без ярко выраженных проявлений в его взаимодействии с другими сторонами конфликта);

— межличностными (между конкретными представителями различных поколений);

-между личностью и группой (например, между пожилым человеком и семьей его сына или дочери);

-социально-психологическими (между малыми социально-психологическими группами поколений, например, между молодой и родительской семьями);

-социальными (между семейными поколениями как представителями поколений в обществе).

По семейному положению и по семейным ролям выделяются конфликты между родителями и детьми; между дедами, бабушками и внуками; между представителями всех трех поколений; между родителями и молодыми супругами (свекровь — сноха, теща — зять и т. п.); между поколениями и другими родственниками. Причем, по критерию родства (усыновления) или свойства, данные конфликты можно также типологизировать на конфликты поколений между родственниками (или приравненными к ним по закону лицами), т. е. между родителями и детьми, усыновителями и усыновленными, бабушками/дедушками и внуками и т. д., и межпоколенные конфликты между свойственниками: тещей и зятем, тестем и зятем, свекровью и снохой, свекром и снохой.

Межпоколенные конфликты в семье могут порождаться как противоречиями, существующими во взаимоотношениях поколений в данном обществе, так и противоречиями между поколениями в семье как социальном институте, а также противоречиями между семьей и другими социальными институтами. Также причинами могут стать конфликтные ситуации в данной семье как малой социальной группе; личностные особенности членов семьи.

3. Причины межпоколенных конфликтов

В обществе, так же как и в природе, существует бесконечное множество причинно-следственных связей и зависимостей. И конфликты здесь не представляют исключения, они могут порождаться также самыми различными причинами: внешними и внутренними, всеобщими и единичными, материальными и идеальными, объективными и субъективными и т. д.

В общем смысле причина конфликта — это то явление, которое предопределяет его появление. Каковы же причины обострения противоречий между поколениями?

Степень гармонии или конфликтности между разными поколениями людей зависит от совместимости ценностных ориентаций, основных норм жизнедеятельности «отцов» и «детей», от возможности адекватной, успешной социализации молодежи, от условий благоприятного взаимодействия со старшими поколениями, от соответствия личности требованиям возрастного социального статуса, от степени институализации возрастных ролей (например, наличие или отсутствие молодежных организаций).

Обострение межпоколенных отношений связано с рядом социальных явлений современности:

1. Научно-технический прогресс, который подрывает авторитет старшинства, но не будем останавливаться на этой, хотя и очень важной, причине возникновения конфликта «отцов» и «детей», так ранее она (причина) была рассмотрена нами.

2. Пренебрежение к прошлому, так как каждое новое поколение должно им овладеть во все большей полноте. К сожалению, представители более молодых поколений не всегда стремятся прислушиваться к «рецептам» стареющей цивилизации и учитывать ее опыт, порой они абсолютно отвергают уже существующий жизненный опыт и не хотят учиться на прошлых ошибках. Другими словами, молодежь стремится показать свою самостоятельность и способность «творить» свою собственную историю без оглядки па прошлое.

3. Тип воспитания «самодовольных недорослей», для которых является врожденным ощущение легкости и обильности жизни, лишенной всяких ограничений. Избыточные блага, но не избыточные заботы сами собой уродуют жизнедеятельность и производят ущербные натуры «баловня», «наследника», которого кроме самого себя и удовлетворения своих собственных желаний и потребностей не интересует ничего. Свой умственный и нравственный уровень он считает более чем достаточным, он не ощущает обязанностей, не знает трудностей, а о том, чтобы заботиться, о ком-то, тем более представители старшего поколения не может идти и речи.

4. Отсюда вытекает еще одна причина межпоколенных трений — изменение отношений к старшим (старикам) и непочтение к возрасту. Однако нужно отметить, что эта причина возникла не так давно и является, пожалуй, наиболее характерной для современного общества, в котором абсолютно, как нам кажется, утрачено чувство сплоченности и коллективизма, а на первый план выходит личная выгода.

О причинах возникновения межпоколенных конфликтов, можно говорить бесконечно, так как их огромное множество. Так, помимо тех причин, о которых мы говорили выше можно выделить еще целый ряд, например, различия в ценностных ориентациях представителей разных поколений, причем эта причина находит свое отражение во всех сферах жизнедеятельности людей (семья, работа, обучение и т.д.); социально-экономические изменения в стране, которые, как мы прекрасно знаем, оказывают не последнее и весьма значительное влияние как на общество в целом, так и на отдельных его представителей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что конфликт поколений это весьма сложное и неоднозначное социальное явление, в основе которого лежит огромное множество причин (проблем).

4. Профилактика межпоколенных конфликтов

Объектом психолого-педагогической и социально-психологической работы в этих мероприятиях являются межличностные отношения и связи, ценностные ориентации представителей взаимодействующих сторон.

Например, у поколения развитого социализма в СССР (лиц 40—55 лет) дисциплина, послушание, иерархия, власть являлись основой ценностных ориентации. Сегодня эти ценности «как бы генетически» автоматизировались в сознании 15-летних. Эти ценности в мире современных технологий преобразуются молодежью соответственно: в участие (деятельность регулируется не дисциплиной, а осознанным участием в процессе деятельности); самоопределение (молодежь свободна в выборе, имеет возможность использовать свободу в собственном выборе); конкуренцию (владение компетентностями и умением устанавливать различного рода межпредметные связи);

творчество, креативность мышления (власть как творческий, креативный менеджмент развития в конкурентном мире). Однако такая важная составляющая современного мира, как свобода, зачастую воспринимается и понимается как своеволие, что приводит к противоречиям и столкновениям во взаимодействии поколений.

В этом процессе ключевую роль играют психолого-педагогические приемы (которыми должны владеть и родители, и педагоги), с помощью которых происходит воспитание ребенка и становление у него базисных навыков межличностного и межпоколенного взаимодействия в системе семейно-родовых отношений. В случае неполной, негармоничной, проблемной семьи происходят искажение траектории развития и психологическая деформация личности, у ребенка не формируется чувство доверительного отношения к окружающему его пространству.

В качестве основной профилактической меры на данном этапе вы­ступает профессиональная работа дошкольных педагогов-психологов, воспитателей, система организованной социально-психологической поддержки проблемных семей.

Далее ребенок как представитель семьи поступает в школу и погружается в среду территориально-групповых отношений, качественно отличающихся от системы семейно-родовых отношений. Здесь он осваивает всю палитру социально-психологических навыков межпоколенного и межличностного взаимодействия, а также новые социальные роли. В данный период взросления личности происходит самоидентификация и осознание групповой принадлежности. Ведущую роль в социализации индивида на данном этапе играют социально-психологические особенности, характерные для образовательно-педагогической среды как в школе, так и вне ее.

Ребенок не только осваивает сложный психологический механизм взаимоотношений между людьми: субъект-объектных, субъект-субъектных, но и осмысливает переходные состояния от одного вида отношений к другому. При этом он впитывает нормы и правила психологической культуры общения, принятые в данном социуме, и в то же время по-своему переживает различные отклонения в декларируемых взрослыми нормах и правилах поведения и общения. При нарушении гармоничной самоидентификации происходит искажение представлений о себе и мире; как правило, мир воспринимается ребенком как враждебный, рушится гармоничное, доверительное отношение к социальному окружению, происходит деформация самооценки, ценностных ориентации.

В качестве профилактических мер на данном этапе должны выступать организующие процесс социализации индивида комплексные личностно-ориентированные программы воспитания, включающие работу с семьями в школах и других социальных институтах. Следует отметить, что эти программы должны не только предусматривать специфические психолого-педагогические особенности, характерные для учащихся начальной и средней школы. Они должны быть направлены на создание условий для выявления и развития способностей и возможностей ребенка, а также способствовать гармоничной социализации личности в современном социуме и быть нацеленными на воспитание гражданина своей страны с ее историей, многообразными традициями.

Например, на этапе начальной школы больше внимания следует уделять: изучению природной среды во всем ее многообразии и взаимодействии, а также пониманию особенностей традиций и культуры своей малой родины; воспитанию эмоционально-чувственной, волевой сферы ребенка; а на этапе средней школы — изучению многообразия традиций и культур, социального устройства мира и экологии человека в окружающем пространстве; формируя при этом основы толерантного сознания у подростков. На ступени перехода к старшим классам и далее начинается освоение других более сложных познавательно-деятельностных аспектов жизни, преследующих цель подготовки индивидуума к взрослой жизни. Здесь начинается освоение и качественно другого типа отношений — профессионально-трудовых.

При нарушении механизмов адаптации личности к специфике межличностных и межпоколенных отношений, характерных для данного исторического момента, социально-культурных особенностей и пр., происходит нарушение механизма эволюционирования человека в соответствии с особенностями природы его личности, требованиями времени. Если рассматривать процесс социализации ребенка на основаниях культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, то, на взгляд автора, логика функционирования человека может быть представлена в следующей структурно-логической схеме, которая позволяет педагогам создавать воспитательные программы с учетом предупреждения межпоколенных кризисов и определять наиболее влиятельные факторы воздействия на процесс формирования модельного мира подростка.

Проблема поколений была, есть и будет — большая, упитанная и неразрешимая. Родители всегда стремятся навязать ребенку определенную линию поведения, которая наиболее соответствует их принципам и идеалам, но такая политика далеко не часто приводит к желаемому результату. Дети не могут во всем потакать родителям, так как каждый человек индивидуален и имеет право на свою точку зрения.

Каждое общество, каждая эпоха вырабатывает определенный тип взаимосвязи поколений и определенные механизмы передачи культуры во времени. Современное динамичное общество ставит перед каждым новым поколением проблемы, цели, пути развития. Здесь опыт предыдущих поколений не может полностью соответствовать задачам будущего. Формируется образ каждого поколения.

Поэтому неизбежна проблема, связанная с отношением каждого поколения к прошлому, настоящему и будущему. Для России эта проблема особенно актуальна. Отказ от идеологии прошлого привел к распаду «связи времен», чувства сопричастности к истории своей страны, своей родины.

Список использованной литературы

1. Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Конфликтология: Учебник для вузов, 1999

2. Батаршев А.В. Психология личности и общения, 2004

3. Кулагина И.Ю Возрастная психология, 2002

4. Олейник А.Н. Основы конфликтологии, 2003

5. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов, 2004

Источник:
Межпоколенные конфликты
Понятия
http://revolution.allbest.ru/psychology/00409453_0.html

Межпоколенные конфликты в семье

Межпоколенные конфликты в семье — это, прежде всего, конфликты между родителями и детьми, прародителями и внуками. Очевидно, что к межпоколенным можно отнести конфликты между родительской и молодой семьями (в том числе по линиям «свекровь-сноха», «теща-зять» и т. п.), а также между членами семьи, которые постоянно или на определенный срок юридически приравнены к кровным родственникам, например, между усыновителями и усыновленными, приемными родителями и детьми.

Конфликт трактуется в отечественной социологии как столкновение противоположных интересов, целей, взглядов, идеологий между индивидами или социальными группами [2]; высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей и социальных институтов. [3]

По специфике субъектов межпоколенные конфликты могут быть внутриличностными (которые протекают в сознании индивида без ярко выраженных проявлений в его взаимодействии с другими сторонами конфликта); межличностными (между конкретными представителями различных поколений); между личностью и группой (например, между пожилым человеком и семьей его сына или дочери); социально-психологическими (между малыми социально-психологическими группами поколений, например, между молодой и родительской семьями); социальными (между семейными поколениями как представителями поколений в обществе).

По семейному положению и по семейным ролям выделяются конфликты между родителями и детьми; между дедами, бабушками и внуками; между представителями всех трех поколений; между родителями и молодыми супругами (свекровь — сноха, теща — зять и т.п.); между поколениями и другими родственниками. Причем, по критерию родства (усыновления) или свойства, данные конфликты можно также типологизировать на конфликты поколений между родственниками (или приравненными к ним по закону лицами), т.е. между родителями и детьми, усыновителями и усыновленными, бабушками/дедушками и внуками и т.д., и межпоколенные конфликты между свойственниками: тещей и зятем, тестем и зятем, свекровью и снохой, свекром и снохой.

Межпоколенные конфликты в семье могут порождаться как противоречиями, существующими во взаимоотношениях поколений в данном обществе, так и противоречиями между поколениями в семье как социальном институте, а также противоречиями между семьей и другими социальными институтами.

Также причинами могут стать конфликтные ситуации в данной семье как малой социальной группе; личностные особенности членов семьи.

Причины межпоколенных конфликтов в семье — вопрос, безусловно, неоднозначный. брак семья супруг договор

Достаточно сложно выделить одну или две каких-то причины. Как правило, их гораздо больше, они могут накапливаться годами, зависеть как от особенностей личности членов семьи, так и от специфики семьи и даже ситуации в обществе.

Согласно проведенному опросу, респонденты следующим образом проранжировали причины конфликтов поколений в семье [8].

Причины семейных конфликтов поколений, зависящие от личных (межличностных) проблем участников

Источник:
Межпоколенные конфликты в семье
Межпоколенные конфликты в семье — это, прежде всего, конфликты между родителями и детьми, прародителями и внуками. Очевидно, что к межпоколенным можно отнести конфликты между родительской и молодой
http://studwood.ru/603383/pravo/mezhpokolennye_konflikty_seme

Причины возникновения межпоколенческого конфликта

В настоящее время взаимодействие и социализация поколений затруднены. Проблема межпоколенческого конфликта в российской семье становится все более актуальной. Конфликт выражается в сложных взаимоотношениях родственников, вызванных нарастанием межпоколенческих противоречий. Этот конфликт, играя неоднозначную роль в жизни личности, семьи и общества, зачастую имеет деструктивные формы.

Движущими силами конфликта поколений выступают межпоколенческие противоречия, интересы и ценностные ориентации субъектов. Межпоколенческий конфликт в семье – это форма, способ проявления и разрешения социальных противоречий между поколениями в их семейных взаимоотношениях.

Первичные участники описываемого конфликта – родственники разных поколений, которые находятся в состоянии конфликтного противостояния, пытаясь достичь объективно и субъективно несовместимых целей. Они могут действовать как отдельные индивиды или объединившись в группы.

Не все участники взаимодействия в семье способны выступать субъектами межпоколенческого конфликта, играть в нем активную роль. Субъектами конфликта не могут быть недееспособные люди (малолетние дети, психически больные люди и др.), поскольку они не могут осознавать свои интересы, действия и их последствия, не имеют ни социальной, ни юридической самостоятельности.

Конфликт между поколениями в семье – это прежде всего конфликт между родителями и детьми, прародителями и внуками. Очевидно, что межпоколенческий конфликт возможен между родительской и молодой семьями (в том числе по линиям «свекровь – сноха», «теща – зять» и т.п.), а также между членами семьи, которые постоянно или на определенный срок юридически приравнены к кровным родственникам, например между усыновителями и усыновленными, между приемными родителями и детьми.

У понятия «конфликт» множество синонимов: расхождение, разногласие, трения, противоречие, противопоставление, дисгармония, диссонанс, антагонизм, протест, размолвка, разлад, натянутые отношения, столкновение, спор, препирательство, ссора, раздор, конфронтация, противостояние, противоборство, коллизия, схватка, отказ и т.д. Под конфликтом в семье люди могут понимать любое из перечисленного.

Формы проявления межпоколенческого конфликта в семье различны. Опрошенные нами респонденты1 проранжировали эти формы следующим образом (они могли выбрать несколько вариантов ответов):

  • 1) столкновение мнений, интересов, ценностей – 73%;
  • 2) непонимание и нежелание попять друг друга – 44%;
  • 3) словесные упреки и взаимные оскорбления – 22%;
  • 4) «натянутые» взаимоотношения – 14%;
  • 5) непреодолимое противоречие – 8%;
  • 6) активное противодействие друг другу – 6%;
  • 7) острое противоречие – 5%;
  • 8) крупная ссора – 4%.

Сущностью межпоколенческого конфликта в семье выступает нс только противоречие между старым и новым, но также противоречия между целым (межпоколенческие отношения в обществе) и частью (взаимоотношения поколений в семье), между доминирующим и подчиненным (так как поколениям свойственен разный статус в системе возрастной и социальной стратификации), противопоставление «свой» – «чужой». Эти универсальные противоречия поколений накладывают отпечаток на содержание межпоколенческого конфликта в семье, но форма и ситуационный контекст их проявления зависят от конкретной семейной специфики.

Противоречия поколений начинаются с несущественных различий, которые под влиянием разнообразных факторов перерастают в существенные, доходящие до противоположных свойств и тенденций.

Неразрешимое в определенных условиях противоречие называют антагонизмом. В широком смысле противоречие поколений неустранимо, проблема «отцов и детей» постоянно воспроизводится в истории человечества. В этом значении конфликт поколений является антагонистическим.

В узком смысле, конфликтные ситуации, возникающие при взаимодействии поколений в семье, поддаются регуляции и разрешению. В этом значении межпоколенческий конфликт в семье антагонистическим не является.

Причины межпоколенческого конфликта в семье опрошенные нами респонденты проранжировали следующим образом (они могли выбрать несколько вариантов ответов):

  • 1) разные духовные ценности у поколений «дедов», «отцов» и «детей» – 51%;
  • 2) противоречия между поколениями в нормах, правилах поведения – 41%;
  • 3) старшие не одобряют образ жизни молодых – 30%;
  • 4) зависимость одного поколения от другого в денежных, жилищных вопросах и т.п. – 26%;
  • 5) материальные и духовные контрасты между членами семьи разных поколений – 18%;
  • 6) возрастные отличия – 14%;
  • 7) жизненный опыт старшего поколения неприемлем для молодого – 13%;
  • 8) разные материальные возможности у поколений – 12%;
  • 9) семейные противоречия в отношениях между поколениями – 11%;
  • 10) у людей разных поколений разный социальный статус – 5%.

Наиболее остро воспринимают ситуацию в семье и оценивают ее как конфликтную пенсионеры и молодежь. Однако конфликты возникают чаще не между прародителями и внуками, а между родителями и детьми (в том числе взрослыми). Инициатором межпоколенческого конфликта старшее или молодое поколения склонны считать именно людей другого поколения: «не понимают и не хотят понять», «не уважают», «совсем другие взгляды» и т.п. Именно младшие и старшие поколения, будучи физически и социально уязвимее, в процессе конфликтного взаимодействия оказываются более ущемленными, чем среднее поколение.

Проведенные эмпирические исследования [1] показали, что причины конфликтов накапливаются в семье постепенно и воздействуют комплексно. Они отражают ценностно-нормативные и статусно-ролевые противоречия родственников, а также острые социальные проблемы между поколениями на макросоциальном уровне. На рис. 3 приведены мнения респондентов о том, какие общественные условия способствуют межпоколенческому конфликту в семье.

Рис. 3. Общественные условия, способствующие, по мнению респондентов, проявлению межпоколенческого конфликта в семье (% от совокупности опрошенных)

Примечание. Респонденты могли дать несколько ответов; столбцы с вертикальным рисунком – показатели этнически однородных семей; с диагональным – этнически смешанных.

На рис. 3 видно: лишь малая часть респондентов считает, что межпоколенческий конфликт в семье нс зависит от общественных явлений и процессов. По мнению же остальных, изменения, происходящие в современном российском обществе, делают проявления межпоколенческого конфликта в семье более частыми и глубокими, а общесоциальные противоречия поколений неизбежно отражаются на их семейных отношениях.

По данным упомянутых эмпирических исследований, были выявлены определенные семейные события и проблемные ситуации, обычно сопутствующие межпоколенческому конфликту (см. табл. 6).

Семейные проблемы, способствовавшие конфликтам между поколениями

Источник:
Причины возникновения межпоколенческого конфликта
В настоящее время взаимодействие и социализация поколений затруднены. Проблема межпоколенческого конфликта в российской семье становится все более актуальной. Конфликт выражается в сложных
http://studme.org/53435/sotsiologiya/prichiny_vozniknoveniya_mezhpokolencheskogo_konflikta

COMMENTS