К факторам макросреды обусловливающим семейные конфликты относятся

Кому из ученых принадлежит разработка учения об экстраверсии и интроверсии, как объективной природе внутриличностных конфликтов?

Кому из ученых принадлежит разработка учения об экстраверсии и интроверсии, как объективной природе внутриличностных конфликтов?

Кому из ученых принадлежит разработка «Теории комплекса неполноценности»?

17. Формами проявления внутриличностных конфликтов являются:

— неврастения; эйфория; сублимация; идеализация; номадизм; рационализация;

+ неврастения; эйфория; регрессия; проекция; номадизм; рационализация;

— неврастения, эйфория; идеализация; проекция; рационализация; вытеснение;

— неврастения; эйфория; регрессия; проекция; номадизм; переориентация;

— компромисс; уход; переориентация; сублимация; идеализация; вытеснение.

18. Главным фактором, определяющим экономические конфликты являются:

19. Основным предметом политических конфликтов является:

+ политическая власть в различных социальных структурах;

— политическое сознание людей;

20. Основной формой проявления социальных конфликтов является:

+ недовольство гражданин, их протест;

21. Наиболее распространенными и острыми конфликтами духовной среды являются:

— религиозные конфликты; психологические конфликты; конфликты в сфере искусства;

— психологические конфликты; конфликты в сфере общественного сознания; религиозные конфликты;

+ конфликты в сфере идеологии; конфликты в сфере общественной психологии; конфликты в массовом сознании;

— религиозные конфликты; идеологические конфликты; конфликты в сфере искусства;

— психологические конфликты; конфликты в сфере идей; конфликты на основе эстетических противоречий.

22. Семейный конфликт – это:

— конфликт между супругами;

— конфликт между родителями и детьми;

— конфликт между различными семьями;

+ конфликт между любыми членами семьи.

23. К причинам семейных конфликтов относятся:

+ ограничение свободы активности, действия; отклоняющееся поведение одного из членов семьи; авторитарный, жесткий тип семейных отношений; сексуальная дисгармония партнеров в браке;

— ограничение свободы активности, действия; отклоняющееся поведение одного из членов семьи; авторитарный, жесткий тип семейных отношений; девальвация моральных ценностей;

— изменение положения женщины в обществе; отклоняющееся поведение одного из членов семьи; авторитарный, жесткий тип семейных отношений; сексуальная дисгармония партнеров в браке;

— ограничение свободы активности, действия; отклоняющееся поведение одного из членов семьи; авторитарный, жесткий тип семейных отношений; изменение положения женщины в обществе;

— ухудшение материального положения семьи; чрезмерная занятость одного или обоих супругов на работе; невозможность нормального трудоустройства супругов или других членов семьи; социально-экономическая ситуация в обществе.

24. К факторам микросреды, обусловливающим семейные конфликты, относятся:

— ограничение свободы активности, действия; отклоняющееся поведение одного из членов семьи; авторитарный, жесткий тип семейных отношений; сексуальная дисгармония партнеров в браке;

+ ухудшение материального положения семьи; чрезмерная занятость одного или обоих супругов на работе; невозможность нормального трудоустройства супругов или других членов семьи; длительное отсутствие жилья;

— ограничение свободы активности, действия; отклоняющееся поведение одного из членов семьи; авторитарный, жесткий тип семейных отношений; изменение положения женщины в обществе;

— ограничение свободы активности, действия; отклоняющееся поведение одного из членов семьи; авторитарный, жесткий тип семейных отношений; девальвация моральных ценностей;

— рост социального отчуждения; ориентация на культ потребления; девальвация моральных ценностей; кризисное состояние экономики и социальной сферы; деформация норм сексуальных отношений; изменение положения женщин в обществе.

25. К факторам макросреды, обусловливающим семейные конфликты, относятся:

— ухудшение материального положения семьи; чрезмерная занятость одного или обоих супругов на работе; невозможность нормального трудоустройства супругов или других членов семьи; длительное отсутствие жилья;

+ рост социального отчуждения; ориентация на культ потребления; девальвация моральных ценностей; кризисное состояние экономики и социальной сферы; деформация норм сексуальных отношений; изменение положения женщин в обществе;

— ограничение свободы активности, действия; отклоняющееся поведение одного из членов семьи; авторитарный, жесткий тип семейных отношений; сексуальная дисгармония партнеров в браке;

— изменение положения женщины в обществе; отклоняющееся поведение одного из членов семьи; авторитарный, жесткий тип семейных отношений; сексуальная дисгармония партнеров в браке;

— ограничение свободы активности, действия; отклоняющееся поведение одного из членов семьи; авторитарный, жесткий тип семейных отношений; изменение положения женщины в обществе.

26. Ценностные семейные конфликты – это:

+ конфликты, возникающие на основе противоположных интересов и ценностей;

— конфликты, основанные на борьбе за лидерство в семье;

— конфликты, основанные на психосексуальной несовместимости супругов;

— конфликты, в основе которых лежат неудовлетворенные потребности в положительных эмоциях;

— конфликты, возникающие на основе противоположных взглядов супругов по вопросам ведения домашнего хозяйства.

27. Эмоциональные семейные конфликты – это:

— конфликты, возникающие на основе противоположных интересов и ценностей;

— конфликты, основанные на борьбе за лидерство в семье;

— конфликты, основанные на психосексуальной несовместимости супругов;

+ конфликты, в основе которых лежат неудовлетворенные потребности в положительных эмоциях;

— конфликты, возникающие на основе противоположных взглядов супругов по вопросам ведения домашнего хозяйства.

28. Позиционные семейные конфликты – это:

— конфликты, возникающие на основе противоположных интересов и ценностей;

+ конфликты, основанные на борьбе за лидерство в семье;

— конфликты, основанные на психосексуальной несовместимости супругов;

— конфликты, в основе которых лежат неудовлетворенные потребности в положительных эмоциях;

— конфликты, возникающие на основе противоположных взглядов супругов по вопросам ведения домашнего хозяйства.

29. Сексуальные семейные конфликты – это:

— конфликты, возникающие на основе противоположных интересов и ценностей;

— конфликты, основанные на борьбе за лидерство в семье;

+ конфликты, основанные на психосексуальной несовместимости супругов;

— конфликты, в основе которых лежат неудовлетворенные потребности в положительных эмоциях;

— конфликты, возникающие на основе противоположных взглядов супругов по вопросам ведения домашнего хозяйства.

30. Сколько кризисных периодов в развитии семьи выделяют социологи:

31. Первый кризисный период семьи происходит:

+ в первый год супружеской жизни;

— после рождения первого ребенка в семье;

— в период появления в семье второго ребенка;

— с достижением детей школьного возраста;

— с достижением трудного (подросткового) возраста детей.

32. Под глобальными конфликтами понимают:

— конфликты между регионами;

+ конфликты, обусловленные глобальными проблемами современности, затрагивающие интересы всего человечества и несущие угрозу существованию цивилизации;

— конфликты, обусловленные глобальными проблемами современности и возникающие между мировыми сообществами;

— конфликты, связанные с природными катастрофами;

— конфликты, которые несут угрозу существованию цивилизации.

33. Какие из перечисленных ниже конфликтов являются глобальными:

— первая и вторая мировая войны; «холодная война» между Востоком и Западом в 1950-1980-е годы; экологический кризис; энергетический кризис; демографический кризис;

— конфликт между развивающимися и развитыми странами; конфликт между Россией и США в космосе; экологический кризис; вторая мировая война; демографический кризис;

+ конфликт между развивающими и развитыми странами; мировая термоядерная война; демографический кризис; экологический кризис; энергетический кризис;

— первая и вторая мировая войны; холодная война между Востоком и Западом в 1950-1980-е годы; Мировая термоядерная война; нефтяная война между Ближним Востоком и Евро-Американским союзом; война между Японией и США в области информационных технологий;

— экологический кризис; энергетический кризис; демографический кризис; кризис в политических отношениях между Востоком и Западом; религиозный кризис между мусульманским и немусульманским миром.

34. Реальная возможность возникновения глобальных конфликтов появилась:

— в конце XIX века;

— в начале XX века;

— в конце XX века;

+ в середине XX века;

— ожидается в первой половине XXI века.

35. Под региональными конфликтами понимают:

— конфликты между регионами внутри государства;

+ конфликты между государствами, связанные с их интересами в том или ином регионе;

— конфликты между отдельными государствами, коалициями государств или отдельными региональными субъектами социального взаимодействия внутри государства, с охватом больших географических и социальных пространств;

— конфликты, которые возникают между субъектами социального взаимодействия на основе противоречий регионального значения;

— конфликты, разрешение которых возможно только с привлечением международных организаций.

Дата добавления: 2018-05-09 ; просмотров: 185 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Источник:
Кому из ученых принадлежит разработка учения об экстраверсии и интроверсии, как объективной природе внутриличностных конфликтов?
А Адлеру… К Юнгу… Э Фромму К Левину Кому из ученых принадлежит разработка Теории комплекса неполноценности…
http://studopedia.net/5_11749_komu-iz-uchenih-prinadlezhit-razrabotka-ucheniya-ob-ekstraversii-i-introversii-kak-ob-ektivnoy-prirode-vnutrilichnostnih-konfliktov.html

Конфликты в организации»

136. Организация – это:
социальная группа; объединяющая людей на основе общей цели, деятельность которых сознательно координируется и направляется в интересах достижения этой цели

137. Позиционные конфликты в организации – это:
конфликты, возникающие на основе вопроса о значимости тех или иных субъектов социального взаимодействия внутри организации

138. Ресурсные конфликты в организации – это:
конфликты, возникающие на основе нарушения принципа справедливости или целесообразности в распределении ограниченных ресурсов

139. Структурные конфликты в организации – это:
конфликты между структурными подразделениями

140. К причинам семейных конфликтов относятся:
ограничение свободы активности, действия; отклоняющееся поведение одного из членов семьи; авторитарный, жесткий тип семейных отношений; сексуальная дисгармония партнеров в браке

141. К факторам макросреды, обусловливающим семейные конфликты, относятся:
рост социального отчуждения; ориентация на культ потребления; девальвация моральных ценностей; кризисное состояние экономики и социальной сферы; деформация норм сексуальных отношений; изменение положения женщин в обществе

142. К факторам микросреды, обусловливающим семейные конфликты, относятся:
ухудшение материального положения семьи; чрезмерная занятость одного или обоих супругов на работе; невозможность нормального трудоустройства супругов или других членов семьи; длительное отсутствие жилья

143. Первый кризисный период семьи происходит:
в первый год супружеской жизни

144. Позиционные семейные конфликты – это:
конфликты, основанные на борьбе за лидерство в семье

145. Сексуальные семейные конфликты – это:
конфликты, основанные на психосексуальной несовместимости супругов

146. Семейный конфликт – это:
конфликт между любыми членами семьи

147. Сколько кризисных периодов в развитии семьи выделяют социологи:
4

148. Ценностные семейные конфликты – это:
конфликты, возникающие на основе противоположных интересов и ценностей

149. Эмоциональные семейные конфликты – это:
конфликты, в основе которых лежат неудовлетворенные потребности в положительных эмоциях

150. В классификации управленческих конфликтов по источнику выделяют:
структурные конфликты; инновационные конфликты; позиционные конфликты; ценностные конфликты

Источник:
Конфликты в организации»
Тест по конфликтологии. Список всех вопросов, страница 10 из 12. Для студентов ВУЗов: Философия и психология. Бесплатные онлайн-тесты с отображением правильных ответов и возможностью скачать все вопросы одним файлом.
http://oltest.ru/tests/filosofiya_i_psihologiya/konfliktologiya/voprosy/10/

Конфликты в семье

Понятие семейных конфликтов и их особенности, возможные тяжелые социальные последствия. Социальные факторы микро- и макросреды, обусловливающие семейные конфликты, их предупреждение и разрешение. Негативные последствия развода для личности ребенка.

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Типичные межличностные конфликты у супругов. Психотравмирующие последствия. Предупреждение супружеских конфликтов. Разрешение конфликтов между супругами. Супружеский этикет, галантность. Предупреждение непонимания между супругами.

курсовая работа [39,7 K], добавлен 14.09.2006

Современная психологическая литература о конфликтах в семье. Характеристика семейных конфликтов. Исследование основных причин конфликтов в семье. Способы разрешения конфликтных ситуаций у исследуемых пар. Выявление уровня терпимости каждого из супругов.

реферат [73,8 K], добавлен 15.03.2014

Определение семьи, периодов ее развития, основных функций. Рассмотрение понятия и причин конфликтов. Изучение проблемы управления характером. Особенности развития конфликтов между поколениями. Профилактика, протекание и разрешение семейных конфликтов.

реферат [45,3 K], добавлен 06.04.2015

Основные признаки конфликта. Антагонистические, компромиссные, социальные, организационные, эмоциональные, вертикальные, горизонтальные, открытые, скрытые, внутриличностные, межгрупповые и межличностные конфликты. Способы разрешения конфликтов.

презентация [707,2 K], добавлен 03.11.2015

Понятие конфликт, типы конфликтов. Супружеские конфликты и механизмы их возникновения. Психотравмирующие последствия супружеского конфликта. Методы разрешения супружеских конфликтов. Эмпирическое исследование причин конфликтов.

дипломная работа [111,2 K], добавлен 17.09.2003

Семейные конфликты как объект изучения в психологии. Конфликты и факторы их возникновения. Конфликты во взаимодействии родителей и детей. Психологическая помощь конфликтным семьям. Методы коррекции семейных отношений. Тестирование по опросникам.

дипломная работа [200,6 K], добавлен 24.08.2013

Анализ особенностей горизонтальных, вертикальных и смешанных конфликтов. Классификация конфликтов по социальной формализации и социально-психологическому эффекту. Черты конфликтной личности. Причины семейных конфликтов. Кризисные периоды в развитии семьи.

презентация [2,8 M], добавлен 27.12.2013

Социально-психологические различия супругов. Причины супружеских конфликтов. Возможные пути предотвращения и разрешения супружеских конфликтов. Психотравмирующие последствия супружеского конфликта. Психологическое консультирование конфликтных семей.

курсовая работа [28,1 K], добавлен 19.12.2015

Особенности межличностного конфликта. Межличностные конфликты в семье. Межличностные конфликты в педагогическом процессе. Специфика конфликта в организации. Производственные конфликты. Особенности межгрупповых конфликтов, механизмы возникновения.

курсовая работа [37,0 K], добавлен 16.05.2006

Специфика, типы, причины и способы разрешения семейных конфликтов. Характерная особенность демонстративного и эмоционального конфликтов. Причины ссор в семье: жилищный вопрос, финансовые трудности, измена, постоянные трудности и состояние депрессии.

презентация [816,7 K], добавлен 07.04.2015

Источник:
Конфликты в семье
Психология Понятие семейных конфликтов и их особенности, возможные тяжелые социальные последствия. Социальные факторы микро- и макросреды, обусловливающие семейные конфликты, их предупреждение и разрешение. Негативные последствия развода для личности ребенка.
http://revolution.allbest.ru/psychology/c00654203.html

Понятие семейного конфликта, его особенности и классификация

Понятие семейного конфликта, его особенности и классификация

Семья — древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная па супружеском союзе и родственных связях, т.е. на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство.

Ее уникальность состоит в том, что, будучи полнофункциональной структурой, в ее рамках несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, т.е. на протяжении большей части человеческой жизни. В такой полнофункциональный системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы.

Семейные конфликты являются одной из самых распространенных форм конфликтов. По оценкам специалистов, в 80-85 % семей происходят конфликты, а в остальных 15-20 % возникают ссоры по различным поводам.

Семейные конфликты обычно связаны со стремлением людей удовлетворить те или иные потребности или создать условия для их удовлетворения без учета интересов партнера.

Каковы основные особенности семейных конфликтов, без учета которых нельзя эффективно их предупреждать и конструктивно разрешать?

Эмоциональная близость лежит в основе внутрисемейных отношений. Уникальностью семьи как социального института является ее полифункциональность.

Со временем происходят изменения в содержании и значимости различных функций семьи в зависимости от социальных условий и возраста ее членов. С возрастом супругов значение сексуально-эротической и репродуктивно-воспитательной функций может снижаться, но в этом случае значительно возрастает значение эмоциональной и рекреативной функции. В наше время брак рассматривается как союз, основанный в большей степени на эмоциональных связях, чем на хозяйственно-материальных.

Семейные конфликты чаще всего возникают из-за неудовлетворения взаимных и индивидуальных потребностей ее членов. Выявлена закономерность: чем больше семья, чем больше взаимодействующих в ней систем, тем труднее членам семьи сотрудничать друг с другом в удовлетворении своих потребностей.

Следует также обратить внимание на то, что нарушение функций семьи затрудняют её функционирование и повышают уровень ее конфликтности.

При анализе причин семейных конфликтов важно учитывать социальные факторы микро- и макросреды. К факторам микросреды следует отнести:
— ухудшение материального положения семьи;
— чрезмерная занятость одного или обоих супругов на работе;
— невозможность нормального трудоустройства супругов или друг их членов семьи;
— длительное отсутствие собственного отдельного жилья; отсутствие возможности устроить детей в детское учреждение и др.

Характеризуя факторы макросреды, следует подчеркнуть, что социально-экономическая стабильность в мире, в стране способствует снижению уровня внутрисемейной конфликтности. «Стабильное государство — стабильная семья, стабильная семья стабильное, динамично развивающееся государство».

Динамика семейных конфликтов характеризуется классическими этапами (возникновение конфликтной ситуации, осознание конфликтной ситуации, открытое противоборство его развитию, разрешение конфликта, эмоциональное переживание конфликта). Вместе с тем, семейные конфликты отличаются повышенной эмоциональностью, скоростью протекания каждого из этапов, быстро входят в стадию эскалации.

Осуществляя классификацию конфликтов, следует выделять ряд оснований. Исходя из этих оснований, многообразие семейных конфликтов можно свести к следующим основным типам.
Ценностные-наличие противоположных интересов, ценностей.
Позиционные — борьба за лидерство в семье. Неудовлетворенные потребности в признании значимости «Я» одного из членов семьи.
Сексуальные — психосексуальная дисгармония супругов.
Эмоциональные — неудовлетворение потребность в положительных эмоциях (отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания со стороны одного из членов семьи).
Хозяйственно-экономические — противоположность взглядов супругов на ведение домашнего хозяйства и участие в этом процессе каждого из них, а также других членов семьи. Тяжелое материальное положение семьи.

На содержание, структуру и динамику семейных конфликтов значительное влияние оказывают особенности семьи как социального института.

Рассматривая семейные конфликты как социально-психологические явления, необходимо учитывать, что их часто,в и острота значительно возрастают в кризисные периоды развития семьи.

Первый кризисный период проявляется в первый год супружеской жизни. Он, как правило, обусловлен необходимостью адаптации супругов друг к другу. Когда два «Я» должны стать одним «Мы». В первый год супружеской жизни происходит эволюция чувств влюбленность исчезает, и супруги предстают друг перед другом без прикрас. Именно на первый год жизни семьи приходится до 30% разводов.

К основным факторам, влияющим на уровень конфликтности в семье в адаптационный период, следует отнести:
— возможное разочарование супругов друг в друге, обусловленное непродолжительным периодом добрачных отношений;
— трудности в становлении ролевой структуры семьи;
— снижение уровня эмоциональности во взаимоотношениях супругов;
— возможное несовпадение ценностной иерархии молодых супругов;
— материальные и жилищные трудности;
— трудности во взаимоотношениях между молодыми супругами и родителями.

В развертывании семейных конфликтов или их предотвращений существенная роль принадлежит взаимоотношениям супругов с родителями, особенно в случае их совместного проживания. Как правило, чем хуже супруги живут друг с другом, тем чаще они ссорятся с родителями. Причем, если конфликтные взаимоотношения развиваются с родителями супруга (супруги), то в 92 случаях из 100 проявляется острая и тяжелая форма конфликтности. В случае, когда конфликтное взаимодействие развертывается через взаимоотношения с собственными родителями, напряженность конфликта резко снижается, достигая уровня острой и тяжелой формы только в 47 случаях, т.е. практически уменьшается вдвое.

Второй кризисный период связан с появлением первого ребенка. Несмотря на то, что ребенок объединяет, сплачивает молодых супругов, существует ряд факторов обусловливающих очередной всплеск уровня конфликтности. К ним относят:
— ограничение возможностей профессионального роста супруги;
— сужение привычной сферы личностно-привлекательной деятельности (увлечения, хобби и т.п.);
— снижение сексуальной активности супруги, обусловленное необходимостью ухода за ребенком;
— несовпадение взглядов супругов, их родителей по проблемам воспитания ребенка;
— необходимость перераспределения семейных обязанностей, обусловленная появлением ребенка;
— увеличение объема домашних дел, возлагаемых, как правило, на супругу.

Третий кризисный период совпадает со средним супружеским возрастом, который характеризуется конфликтами однообразия и монотонности общения.
Данный период, как правило, характеризуется:
— «перенасыщением» супругов друг другом;
— острым желанием новых чувств;
— возможностью измены супругов друг другу, возникновением ревности;
— обострением противоречий по поводу воспитания детей;
— разногласиями в оценке поступков детей.

Четвёртый кризисный период — кризис «ухода из семьи последнего ребенка».
Его возникновение обусловлено:
— проблемами профессионального самоопределения детей; выбором детьми брачных партнеров, несовпадение этого выбора с мнением родителей;
— усилением монотонности и однообразия супружеского общения, притуплением эмоциональных отношений;
— усилением эмоциональной зависимости супруги И ОТ супруга-
— возможным личностным кризисом обоих или одного из супругов;
— выходом на пенсию, боязнью одиночества.

Следует подчеркнуть, что знание факторов, обуславливающих семейные кризисы, позволяет снизить уровень конфликтности семьи в целом.

Затяжные семейные конфликты и некоторые способы его разрешения, в частности развод, как правило, негативно сказываются на состоянии здоровья его участников. Некоторые из них вообще заканчиваются трагически. Особенно деструктивное влияния семейные конфликты оказывают на детей.

Люди, состоящие в браке, в меньшей степени страдают психическими расстройствами, чем те, которые никогда не состояли в браке, чем супруги, живущие раздельно, чем разведенные или овдовевшие. Развод ослабляет иммунную систему как мужчины, так и женщины. Разведенные более подвержены инфекциям, в 6 paз чаще умирают от пневмонии (посещают врачей на 30 % чаще, чем супруги, имеющие нормальную семью).

При анализе возникающих семейных конфликтов необходимо учитывать основные типы конфликтных семей.

Конфликтная семья — между супругами имеются постоянные сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания приходят в столкновение, порождая сильные, продолжительные отрицательные эмоции. Однако брачный союз может длительно сохраняться благодаря другим факторам, которые скрепляют брак. А также благодаря взаимным уступкам и компромиссам. Как правило, в таких семьях речь о разводе не ведется, супруги находят внутренние резервы для разрешения конфликтов.

Кризисная семья — в таких супружеских союзах противостояние интересов и потребностей супругов носит ярко выраженный характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семьи. Супруги занимают непримиримые, даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссы. К кризисным семьям можно отнести семьи, которые приняли решение о разводе или находятся на его грани.

Проблемная семья — для нее характерно возникновение особо трудных жизненных ситуаций, способных нанести ощутимый удар по стабильности брака. Например, продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие жилья, осуждение на длительный срок за преступление и ряд других проблем. С устранением проблемы уровень конфликтности в такой семье снижается.

Невротическая семья — в ней главную роль играют не наследственные нарушения в психике супругов, а накопление воздействующих психологических трудностей, с которыми встречается семья на своем жизненном пути. У супругов отмечается повышенная тревожность, расстройство сна, повышенная эмоциональность по любому поводу, повышенная агрессивность и т.д. Если супруги не обращаются своевременно к психологу, то могут наступить более серьезные психические расстройства, требующие уже оказания помощи со стороны психотерапевта.

Наряду с конфликтами «супруг — супруга» наиболее распространенными являются конфликты «родители — дети». Даже в благополучных семьях более чем в 30% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения (с точки зрения подростка) с обоими родителями.

Необходимо учитывать, что семья далеко не единственная среда, где происходит формирование личности. И все же даже самые грубые промахи учителей обычно не так фатально сказываются на развитии личности ребенка, как неправильное поведение родителей, непонимание ими детей, конфликты.

Рассмотрим факторы, наиболее часто являющиеся причиной конфликтного взаимодействия родителей и детей. К ним относят типы внутрисемейных отношений.

Для гармоничных внутрисемейных отношений характерно сотрудничество и взаимопомощь, равноправие всех участников семейного союза, гибкость оценок и поведения в зависимости от ситуации или состояния членов семьи, формирование семейного «Мы», стимулирование развития индивидуальности. В такой семье взрослые общаются с ребенком товарищеским тоном, корректно направляют его поведение, хвалят и поощряют, высказывая одновременно советы, допускают дискуссии по поводу своих распоряжений и не подчеркивают свое превосходство. Для него характерен демократический стиль воспитания детей. Все это дает психотерапевтический эффект понимания, принятия и одобрения личности ребенка. Позволяет переводить возникающие конфликты «родители дети» в конструктивное русло, снижает уровень конфликтности семьи.

В дисгармоничной семье наблюдается конфликтное взаимодействие супругов и детей, отчуждение, напряженность, невозможность найти приемлемые способы общения друг с другом, затяжное нарушение психологического климата. Чувства и эмоции детей в расчет не принимаются, во взаимоотношениях сохраняет ся дистанция. Подобное приводит к невротическим реакциям членов семьи, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей. Основными считаются авторитарные методы воспитания, жесткая система зачастую необоснованных запретов, что приводит к преобладанию деструктивных конфликтов. Уровень конфликтности в семье достаточно высокий.

Основной причиной родительских конфликтов, как правило, является неэффективность родительского отношения к ребенку.

Наряду с неэффективностью родительского отношения одной из причин возникновения конфликтов является использование родителями деструктивных стилей родительского воспитания.

Авторитарный (или автократический) стиль характеризуется стереотипностью оценок и поведения, игнорированием индивидуальных особенностей детей, ригидностью установок, преобладанием дисциплинарных воздействий, бесцеремонностью, холодностью и диктатом. Общение ограничивается краткими деловыми распоряжениями, ведется четко и неприветливо, основывается на системе запретов.

Попустительский стиль проявляется в отстраненности и отчуждении членов семьи друг от друга, безразличии к делам и чувствам другого. Во взаимоотношениях и общении реализуется принцип: «делай, что хочешь». В такой семье родители, как правило, безразличны к судьбе ребенка. Это может провоцировать развитие агрессивности и преступных наклонностей, что рано или поздно приведет к семейным конфликтам.

Как кризисы развития семьи оказывают влияние на уровень конфликтности в супружеских взаимоотношениях, так и возрастные кризисы, переживаемые детьми, оказывают влияние на уровень конфликтности в системе взаимоотношений родители-дети.

Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому и рассматривается как фяктор повышения конфликтности ребенка. Дети становятся непослушными, капризными, раздражительными и даже агрессивными. Они чаще вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями.

Кризис первого года — период перехода от младенчества к раннему детству.
Кризис 3 лет — период перехода от раннего детства к до школьному возрасту.
Кризис 6 — 7 лет — период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту.
Кризис 12 — 14 лет — кризис полового созревания, период не рехода от младшего школьного возраста к подростковому возрасту,
Кризис 15 — 17 лет — подростковый кризис.
Кроме вышеперечисленных факторов значительное влияние на уровень конфликтности в семье оказывают как личностные неблагоприятные особенности родителей, так и детей.

Необходимо учитывать, что, наряду с личностными качествами, на уровень конфликтности оказывает неблагоприятное влияние других значимых людей. Речь идет о негативном вмешательстве в процесс воспитания ребенка прародителей (дедушек и бабушек), а также взаимодействие с референтной группой сверстников и более старших детей.

На притязания и конфликтные действия родителей дети, как правило, отвечают соответствующими реакциями.

Оппозиция — демонстративные действия негативного характера.
Отказ — неподчинение требованиям родителей.
Изоляция — стремление избежать контактов с родителями сокрытием информации и действий.
Особую группу конфликтов составляют конфликты родителей со взрослыми детьми. Детьми, самоопределившимися в жизни, имеющими профессию, семью, живущими с родителями вместе или раздельно.
Выделяют ряд сложностей во взаимодействии родителей со взрослыми детьми.

Отсутствие контакта с детьми — непонимание того, как они живут, чем интересуются, невозможность поговорить с ними по душам, ощущение своей родительской ненужности.
Неуважительное отношение к родителям: постоянные ссоры и конфликты по поводу и без повода.
Тревога за детей — вызванная тем, что они живут, не так как должны были бы жить, с точки зрения родителей. Часто при том родители воспринимают своих детей как несчастных, неудачливых, одиноких.
Девиаитное поведение взрослых детей — нестандартное, отклоняющееся поведение (алкоголь, наркотики, азартные игры и т.п.).
Вмешательство в воспитание внуков — конфликты по поводу «неправильного» их воспитания.
Вмешательство в семейные дела детей — сложное, возникающие из-за стремления родителей давать советы и вмешиваться в личную и семейную жизнь своих детей.

Таким образом, мы кратко рассмотрели сущность, содержание, основные причины и специфику семейных конфликтом.

Источник:
Понятие семейного конфликта, его особенности и классификация
Понятие семейного конфликта, его особенности и классификация Семья — древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Это малая социальная группа общества, важнейшая форма
http://psyera.ru/ponyatie-semeynogo-konflikta-ego-osobennosti-i-klassifikaciya-218.htm

Специфика семейного конфликта

Семью можно рассматривать с двух основных позиций: как малую социальную группу и как социальный институт. Семейные конфликты существуют столько, сколько существует семья. Семья — уникальное явление, древнейший институт человеческого взаимодействия. Ее уникальность заключается в том, что несколько человек тесно взаимодействуют на протяжении длительного времени. В такой системе интенсивного взаимодействия избежать споров, конфликтов и кризисов невозможно. Исследования психологов показывают, что в 80-85% семей постоянно возникают конфликты. В других 15-20% фиксируют наличие «ссор» по разным поводам. Одним из идеальных примеров семье есть патриархальная семья, в которой конфликты случаются редко, потому что в традиционном обществе по светским законам и религиозным писаниям главой семьи является муж, а жена должна во всем ему уступать.

Основой семейных конфликтов является противоречия между представлениями членов семьи относительно потребностей, между представлениями и ожиданиями одного по отношению к другому.

С точки зрения конфликтогенности в семейной сфере различают четыре основные сферы жизнедеятельности:

— Семейной взаимодействия (потребность в любви, самоуважении, чувстве собственного достоинства)

— Ролевых отношений, связанная с позициями матери и отца, мужа и жены, хозяина и хозяйки;

— Коммуникативных отношений, связанная с взаимной информированностью о различных сторонах жизни и личностные особенности партнера.

Особенности семейных конфликтов отличаются особым предметом, специфика которого обусловлена уникальностью семейных отношений. Эти отношения имеют межличностный характер и повышенную морально-ценностную основу (любовь, родство). Кроме того, семейные отношения связанные с реализацией функций семьи.

Чаще всего причинами семейных конфликтов являются:

— Ограничение активности, свободы действий и свободы самовыражения членов семьи;

— Отклонена (девиантное) поведение одного или нескольких членов семьи;

— Наличие противоположно направленных интересов, устремлений, потребностей;

— Авторитарный тип взаимоотношений в семье;

— Наличие сложно решаемых материальных проблем;

В динамике и формах течения семейным конфликтам характерны следующие особенности:

— Увеличена скорость течения основных этапов;

— Особые формы противостояния (упреки, ссоры, обиды)

— Различные формы и способы решения (от примирения к разводу и прекращения отношений);

— Тяжелые социальные последствия, в том числе и отсроченные, особенно для детей.

В отечественной конфликтологии все семейные конфликты принято делить на три классификационные группы по критериям конфликтного взаимодействия.

По субъектам семейные конфликты разделяют на три подгруппы:

а) супружеские конфликты;

б) конфликты между родителями и детьми;

в) конфликты между родственниками.

По источнику возникновения семейные конфликты делятся на пять подгрупп:

5) хозяйственно-экономические и другие.

По поведению конфликтующих сторон различаются две подгруппы:

— Скрытые (латентные) конфликты.

Наиболее распространенными в семье есть супружеские конфликты и конфликты между родителями и детьми. Супружеские конфликты в основном обусловлены нарушениями во взаимодействии между мужем и женой. Эти нарушения могут проявляться в формах соперничества, псевдоспивробитництва и изоляции.

Соперничество проявляется в противоречивом, доброжелательно враждебно характере отношений, когда между супругами постоянно происходят открытые столкновения, ссоры, взаимные упреки, агрессивные проявления. Семейные роли определены нечетко, в результате чего ни один из супругов не способен брать на себя ответственность в целом.

Псевдоспивробитництво отличается более равноправными отношениями с элементами преувеличенной заботы об одном из супругов. Причины возникновения конфликтов у внесемейных сфере и связаны с индивидуальными трудностями, возникающими у супругов.

Изоляция развивается на фоне внешней согласованности и оказывается в эмоциональном обособлении, незаинтересованности супругов друг в друге. Конфликты возникают тогда, когда границы изоляции нарушаются либо в сторону сближения, или в сторону большей разобщенности.

Учеными доказано, что в процессе становления и развития семья проходит несколько кризисных периодов. Первый кризисный период можно обозначить как «Узнавание» или Я + Я = МЫ. В этот период происходит адаптация супругов друг к другу. Вероятность разводов — до 30%.

Второй кризисный период — «Появление детей» — связан с пополнением в семье. В этот период жена меньше внимания уделяет мужу, больше — ребенку; повышаются ее физические и морально-психологические нагрузки.

Третий кризисный период (7-10 лет) совпадает со средним супружеским возрастом, который характеризуется конфликтами однообразия. В результате многократного повторения однообразных впечатлений у супругов проявляется насыщения друг другом, «голод чувств», когда наступает «насыщенность» старыми впечатлениями и «голод» по новым. От мужа и жены зависит, смогут ли они дополнить супружеской опыт новыми собственными впечатлениями, не ища их на стороне. Тем более, что в это время человек является на вершине карьеры, жена продолжает профессиональную деятельность, ребенок быстро растет и радует родителей ежедневными «новостями» интеллектуального и физического роста.

Четвертый кризисный период конфликтности супружеских отношений наступает после 11-17 лет совместной жизни и чаще всего совпадает с приближением чувство одиночества, связанной с переходным возрастом у ребенка, когда у подростка, кроме его родителей, появляются новые авторитеты. Этот период может восприниматься супругами как распад семьи, когда усиливается эмоциональная зависимость жены от мужа, вызванная переживаниями по поводу возможного стремления мужа сексуально проявить себя на стороне.

Пятый кризисный период наступает после 18-24 лет взаимного жизни, когда эмоциональная зависимость жены, связанная с переживаниями по поводу возможных измен мужа, усиливается; появляется стремление человека проявить себя на стороне, «пока не поздно»; ребенок отдаляется от семьи и все меньше времени проводит в кругу родителей.

Шестой кризисный период является сложным и для женщин, и для мужчин, когда практически заново приходится перекраивать жизнь, искать в нем новые смыслы, ведь в это время возникают конфликты из-за отсутствия общего дела — воспитания детей. В результате мужчины восхищаются молодыми женщинами в надежде еще раз пройти цикл от создания семьи к уходу детей, а женщины больше внимания уделяют карьере. Сохранить семью может помочь начала нового дела, учеба, путешествия и прочее.

Устойчивость и прочность семьи зависит от ее способности конструктивно выходить из различных конфликтов. В зависимости от частоты, глубины и остроты конфликтов определяют кризисные, конфликтные, проблемные и невротические семьи. Кризисная семья проявляется в том, что противостояние интересов и потребностей супругов имеет острый характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семьи; супруги занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг другу, не соглашаясь на уступки. К кризисным брачным союзам входят семьи, либо распадаются, либо находятся на грани распада.

Между супругами конфликтной семье существуют сферы, где их интересы не совпадают, что порождает сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Однако брак может сохраняться благодаря другим факторам, а также уступкам и компромиссным решением конфликтов.

Обострение отношений в проблемной семье вызывается постоянным существованием проблем: отсутствием жилья, болезнью одного из супругов, отсутствием средств на содержание семьи, осуждением на длительный срок за преступление и рядом других проблем, — что способно нанести ощутимый удар стабильности брака.

В невротической семьи основную роль играет не столько наследственные нарушения в психике супругов, сколько накопления психологических трудностей, с которыми сталкивается семья на своем жизненном пути. У супругов наблюдается повышенная тревожность, расстройство сна, проявление эмоций с любого поводу, повышенная агрессивность и др.

В процессе решения семейных конфликтов субъекты могут применять и неконструктивные (разрушительные), и конструктивные стиле их урегулирования. К неконструктивных стилей относятся:

— Лицемерие — давать обещания, но не делать никаких попыток их выполнить;

— Отказ принимать борьбу всерьез;

— Уклонение от выяснения ситуации, стремление избежать конфронтации лицом к лицу (лечь спать, отмалчиваться в ответ на упреки или жалобы)

— Выбор приспособленческий тактики (вид, что соглашаешься со взглядами партнера ради кратковременного перемирия)

— Косвенный нападение (например, на кого-то или на что-то дорогое для партнера);

— Удар «ниже пояса» (использование интимных знаний о партнере)

— Цепная реакция; «Домешивания» вопросов, которые не относятся к делу, для того, чтобы организовать атаку;

— «Подкоп» (умышленное создание у партнера ощущение эмоциональной опасности, озабоченности и тревоги)

— Измена (в сложной для партнера ситуации не встать на его сторону или присоединиться к нападкам на него);

— Попытка объяснить происхождение чувства партнера, преждевременные извинения и др.

К конструктивных стилей относятся:

— Планирование «выяснения ситуации» на специально выделенное время, чтобы не втягивать в выяснение отношений окружающих;

— Четкое определение предмета борьбы;

— Определение субъектами глубины ощущения позиций в «схватке» и границ возможных уступок;

— Максимальная корректность и конструктивность в общении;

— Определение, чем каждый из супругов может помочь другому в решении проблемы;

— Оценка столкновения: сравнение новых знаний и опыта с потерями, которые она принесла: выигрывает тот, чьи потери существенно меньше;

— Объявления перерывов в споре и заполнения их приятным.

Для решения семейных конфликтов наиболее значимыми являются следующие приемы: в случае возникновения конфликтной ситуации дистанцирование от своей «половины»; начало откровенного разговора; предоставление особых знаков внимания и любви; неожиданное проведения маленького семейного праздника.

Итак, взаимное уважение и доброжелательность, взаимопомощь и участие, общая цель и общая деятельность способствуют формированию единой семейной субкультуры, в которой отдельные «Я» интегрируются в общее «Мы».

Источник:
Специфика семейного конфликта
Семью можно рассматривать с двух основных позиций: как малую социальную группу и как социальный институт. Семейные конфликты существуют столько, сколько существует семья. Семья — уникальное явление,
http://studbooks.net/78466/psihologiya/spetsifika_semeynogo_konflikta

Тема 13 Конфликты в семье

К факторам макросреды обусловливающим семейные конфликты относятся

Весь спектр причин семейных конфликтов

Конфликт между родителями и детьми

Издержки воспитания детей; ригидность семейных отношений; возрастные кризисы детей; личностный фактор

Авторитарное вмешательство родственников

Наличие противоположных интересов, ценностей

Борьба за лидерство в семье. Неудовлетворенные потреб­ности в признании значимости «Я» одного из членов семьи

Психосексуальная несовместимость супругов.

Неудовлетворение потребности в положительных эмоциях (отсутствие ласки, заботы, вни­мания и понимания со стороны одного из членов семьи)

Противоположность взглядов супругов на ведение домашнего хозяйства и участие в этом процессе каждого из них, а также других членов семьи. Тяжелое материальное положение семьи

особенности членов семьи;

уровень воспитания; содержание

Причины те же, что и

в предыдущем случае

жесты и взгляды,

несогласии; и др.)

Кризисные периоды в развитии семьи

При анализе семейных конфликтов, особенно супружеских, важно учитывать кризисные периоды в развитии семьи.

Первый кризисный период в развитии семьи наблюдается в первый год супружеской жизни. В этот период происходит адаптация супру­гов друг к другу. Вероятность разводов в этот период составляет до 30 % от общего числа браков.

Второй кризисный период связан с появлением детей. Рождение ребенка для многих семей является серьезным испытанием. У супру­гов появляются новые нелегкие обязанности по уходу за ребенком, его воспитанию. В связи с этим у них существенно ограничиваются возможности для профессионального роста, для реализации своих интересов. Возможны столкновения взглядов супругов и их родите­лей по вопросам воспитания ребенка. В этот период усталость жены, связанная с уходом за ребенком, может привести к временной дис­гармонии сексуальных отношений.

Третий период кризиса семьи совпадает со средним супружеским возрастом (10-15 лет совместной жизни), который характеризуется насыщенностью друг другом, появлением дефицита чувств.

Четвертый период кризиса семьи наступает после 18-24 лет су­пружеской жизни. Основная причина семейного кризиса в этот пери­од связана с усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу возможных измен мужа.

Предупреждение и разрешение семейных конфликтов

Предупреждение и разрешение семейных конфликтов следует рас­сматривать как основные виды деятельности по управлению такими конфликтами. Часто при разрешении семейных конфликтов пользу­ются услугами посредника.

Предупреждение семейных конфликтов зависит от всех членов се­мьи и прежде всего от супругов. При этом следует иметь в виду, что некоторые мелкие семейные ссоры могут иметь позитивную направлен­ность, помогая прийти к согласию по спорным вопросам и предот­вратить более крупный конфликт. Но в большинстве случаев семей­ных конфликтов допускать не следует. Основные пути предупрежде­ния семейных конфликтов зависят от потенциальных субъектов конфликтного взаимодействия (супруги, родители, дети, родственни­ки и т. д.). По каждому конкретному случаю в рекомендованной лите­ратуре можно найти полезные советы. Здесь мы назовем лишь самые общие пути предупреждения семейных конфликтов, вытекающие из со­циально-психологических закономерностей развития семьи. Такими путями являются:

• формирование психолого-педагогической культуры, знаний основ семейных отношений (в первую очередь это касается супругов);

• воспитание детей с учетом их индивидуально-психологических и возрастных особенностей, а также эмоциональных состояний;

• организация семьи на полноправных началах, формирование семейных традиций, развитие взаимопомощи, взаимной ответ­ственности, доверия и уважения;

• формирование культуры общения.

Разрешение семейных конфликтов может быть обеспечено дости­жением согласия по спорным вопросам. Это самый благоприятный вариант разрешения любых семейных конфликтов. Но есть и другие формы разрешения таких конфликтов, которые не являются кон­структивными. Примером этого может быть уход детей из семьи, ли­шение родительских прав и т. п. Такое разрешение тяжелым бреме­нем ложится на родителей или детей, вызывает у них тяжелые эмоци­онально-психологические переживания.

Особой формой разрешения супружеских конфликтов является развод. Многим развод приносит освобождение от накопившихся проблем. Но часто он удовлетворяет интересы только одной из сто­рон и вызывает тяжелые нервно-психические переживания у другой.

Особые негативные последствия развод несет детям. Кроме того, сле­дует иметь в виду и то обстоятельство, что в результате развода обще­ство получает неполноценную семью, а это в свою очередь порождает преступность, наркоманию и другие формы девиантного поведения среди подростков.

Источники для углубленного изучения темы

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 1999. — Гл. 25.

2. Дружинин В. Н. Психология семьи. — М.: КСП, 1996.

3. Сулимова М. С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. — М., Ин-т практ. психологии, 1996. — С. 44-45.

4. СысенкоВ.А. Супружеские конфликты. — М.: Мысль, 1989.

5. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию: Учебное пособие. — М.: Владос, 1999. — Гл. IV.

1. Приведите определение семейных конфликтов.

2. Перечислите и раскройте особенности семейных конфликтов.

3. Перечислите причины конфликтов в семье.

4. Назовите социальные факторы микро- и макросреды, обуслов­ливающие семейные конфликты.

5. Приведите классификацию семейных конфликтов.

6. Назовите кризисные периоды семьи.

7. Перечислите пути предупреждения семейных конфликтов.

8. Назовите и раскройте основные формы разрешения семейных конфликтов.

9. Перечислите причины супружеских конфликтов.

10. Перечислите причины конфликтов между родителями и детьми.

Занятие 13.1. Практическое занятие по теме «Семейные отношения» (самооценка готовности к конструктивным взаимоотношениям в семье методом тестирования)

Цель занятия. Закрепление знаний студентов по основным про­блемам, связанным с семейными конфликтами, развитие у них навыков самооценки готовности к конструктивному поведению в семей­ных отношениях, формирование умений анализировать полученные результаты тестирования и вырабатывать программы повышения психолого-педагогической культуры и самокоррекции поведения.

Порядок проведения занятия

Подготовительный период. За одну-две недели студенты получа­ют установку на проведение занятия методом тестирования в целях самооценки готовности к конструктивным взаимоотношениям в се­мье. Им следует сообщить тему и цель занятия, а также дать указания для самостоятельного изучения литературы. Особое внимание необ­ходимо обратить на усвоение ими учебного материала, раскрываю­щего понятие семейных конфликтов, их особенности и классифика­цию; причины супружеских конфликтов, конфликтов между родите­лями и детьми, а также пути предупреждения и разрешения таких конфликтов. Следует выдать студентам тесты для отработки в соб­ственной семье, проинструктировать их, указав на специфику этих тестов и дав рекомендации по их применению.

В ходе занятия. Студенты с помощью преподавателя анализиру­ют результаты тестирования, определяют программу самосовершен­ствования, вырабатывают рекомендации для членов семьи.

Тест 13.1. «Оценка совместимости характеров»

Предстоящее обследование слишком кратко и уже потому поверхно­стно. Не отнеситесь к нему чересчур всерьез. Оно может показать, что вы и ваша невеста или супруга (жених или муж) «трудная» пара. Но не забывайте, что отношения людей диалектичны. «Трудную» пару под­час связывают более сильные, бурные чувства, чем гармоничную. По­этому основная задача обследования — способствовать откровенному обмену двух людей мнениями друг о друге.

На предложенные высказывания вы можете ответить «Верно для меня» (2 балла за каждый такой ответ), «Бывает по-разному» (1 балл), «Неверно для меня» (0 баллов).

1. Мне легче спросить дорогу у прохожих, чем искать ее по схеме.

2. Я люблю выбирать и покупать цветы.

3. Я стараюсь заводить знакомства, которые могут принести прак­тическую пользу.

4. По-моему, лучше действовать, чем размышлять.

5. Меня раздражает неряшливый почерк или небрежно выполнен­ная работа.

6. По-моему, лучше смена горестей и радостей, чем однообразная жизнь.

7. Думаю, что нет ничего такого, о чем нельзя было бы рассказать близкому человеку.

8. Считаю, что если у человека есть доброта и такт, значит, есть самое главное.

9. Мне нравится подшучивать над тем, кто кажется не очень умным.

10. Я люблю лыжные прогулки (летом — заплывы) на достаточно длинную дистанцию.

11. Думаю, что человек, не умеющий солидно держаться, вряд ли наделен большим умом.

12. По-моему, чистая совесть важнее, чем материальные выгоды.

13. Думаю, что если с людьми обходиться мягко, они теряют чув­ство ответственности.

14. В пище мне необходимы изысканность и разнообразие.

15. Мне важно, что обо мне думают близкие, а мнение остальных меня мало волнует.

16. Мне нравится обсуждать прочитанную книгу, просмотренный фильм.

1. Посчитайте сумму баллов по четным высказываниям (2, 4, 6. ) своих ответов.

2. Отдельно посчитайте свою сумму баллов по нечетным выска­зываниям (1,3,5. ).

3. Посчитайте сумму четных и нечетных высказываний на осно­ве ответов вашего избранника (невесты, жены или жениха, мужа).

4. Сопоставьте свою четную сумму с аналогичной суммой четных высказываний вашего избранника. Запишите разность между этими числами в виде значения М.

5. Точно так же сопоставьте нечетные суммы обоих супругов. За­пишите разность между этими числами в виде значения К.

6. По таблице ответов обсудите полученные результаты.

Источник:
Тема 13 Конфликты в семье
К факторам макросреды обусловливающим семейные конфликты относятся Весь спектр причин семейных конфликтов Конфликт между родителями и детьми Издержки воспитания детей; ригидность семейных
http://studfiles.net/preview/6490926/page:15/

COMMENTS