Готовность молодежи к браку

А девушка созрела? Готовность к браку молодежи

К браку необходимо дорасти и созреть. Готовность к браку включает в себя: физиологическую готовность к браку (способность к репродуктивной функции); общеличностную готовность (необходимый уровень психического развития) и другие аспекты. А вы готовы?

Сейчас в нашей стране подавляющее большинство браков заключаются по любви. Долго и упорно боролись за это люди — ведь без взаимной любви нет и не может быть личного счастья. Но дело в том, что даже настоящее взаимное чувство любви ещё не означает того, что молодые люди готовы к браку. Почему?

Формальности и не только

Вступление в брак означает создание семьи и порождает новые права и обязанности по отношению друг к другу и к будущим детям. В настоящее время в большинстве государств закон требует регистрации брака. Во многих странах при оформлении брака, как правило, заключается брачный контракт. В нашей стране брак — добровольный союз женщины и мужчины, основанный на чувствах взаимной любви и уважения, свободный от материальных расчётов. Признаётся действительным только брак, зарегистрированный в государственных органах записи гражданского состояния (ЗАГС). Для заключения брака необходимо взаимное согласие вступающих в брак и достижения ими брачного возраста, который совпадает с возрастом гражданского совершеннолетия.

Супруги имеют равные права и обязанности: совместно воспитывают детей, по обоюдному согласию решают все вопросы семейной жизни. Они имеют равные права владения, пользования и распоряжения имуществом, нажитым во время брака, по взаимном материальном содержании друг друга. Супруги свободны в выборе занятий, профессии и места жительства.

3 основные ступени готовности молодёжи к браку

1. Физическая зрелость

Принято считать, что наступление брачного возраста означает завершение физического развития человека. И действительно, его рост, масса тела, окружность грудной клетки, мышцы по своим размерам приближаются к их размерам у взрослого человека.

В юношеском возрасте завершается пубертатный период, то есть период полового созревания. Физиологи считают его одним из наиболее ответственных в жизни человека. Это означает способность молодых людей к зачатию ребёнка без ущерба для своего здоровья, а для девушки ещё и способность выносить и родить здорового ребёнка. Конечно, половая зрелость — одна из важнейших основ супружества. Но половая зрелость ещё не показатель социальной и психологической готовности к браку. Не означает она и готовности к гармоничной сексуальной жизни в браке. А ведь необходима ещё и этическая, и экономическая готовность к семейной жизни, не обойтись и без овладения азбукой воспитания детей, самовоспитания. Поэтому непросто определить, кто из восемнадцатилетних уже социально и морально готов к браку, а кто ещё смотрит на взрослую жизнь глазами ребёнка.

2. Социальная зрелость

Среди принятых в обществе показателей социальной готовности к созданию семьи авторы перечисляют следующие: завершение образования, приобретение профессии или продолжение получения высшего образования, начало самостоятельной трудовой деятельности. С этим неразрывно связанно социально — экономическая готовность к браку, суть которой состоит в возможности молодых людей самостоятельно материально обеспечить себя и свою семью.

Однако часть молодых людей становятся экономически независимыми от родительской семьи в 18-19 лет, а другая часть ещё пять — семь лет пользуется материальной помощью родителей. Это противоречие — серьёзное препятствие на пути упрочнения брачных союзов. Социальная готовность к браку включает осознание молодыми людьми того, что они берут на себя ответственность друг за друга, за семью, за детей.

3. Этико-психологическая готовность к браку

Ключевой предпосылкой гармонии супружества и прочности семьи является этико-психологическая готовность вступающих в брак. Она включает очень многие факторы, которые взаимодействуют между собой. Юношу или девушку нельзя считать подготовленными к браку, если у них не сформирован идеал современной семьи, если они не имеют ясного представления о том, зачем вступают в брак, чего ждут от семьи, какие семейные отношения хотят построить, какие обязанности на них налагает супружество, родительство. Будущие супруги должны быть готовы к тому, чтобы сознательными совместными усилиями создать благоприятные условия для жизни семьи, для каждого его члена.

С семьёй человека, как правило, связывает своё стремление быть счастливым. И очень важно уже с раннего детства активно прививать детям правильное представление о личном счастье. В основе этого представления должно быть понимание того, что оно невозможно без процветания Родины, без дружной семьи, без детей, без умения делать людям добро, быть трудолюбивым. На отношения между супругами, на характер семейной жизни определённое влияние оказывают мотивы вступления в брак. Осознание их — важный показатель этико-психологической готовности к семейной жизни.

Источник:
А девушка созрела? Готовность к браку молодежи
К браку необходимо дорасти и созреть. Готовность к браку включает в себя: физиологическую готовность к браку (способность к репродуктивной функции); общеличностную готовность (необходимый
http://hochu.ua/cat-sex/family-life/article-5690-a-devushka-sozrela-gotovnost-k-braku-molodezhi/

Молодежь и готовность к браку

Молодежь и готовность к браку

Современное супружество предъявляет более сложные требования к личностному взаимодействию членов семьи. Оно не преподносится супругам в готовом, улучшенном виде, а подается им в форме задачи, требующей больших личностных усилий, готовности и способности к совершению этих усилий. Свобода от регламентации старшими поколениями сопряжена с затруднением получения поддержки с их стороны: новая семья сама торит свои пути, а не следует проторенными. Это касается всех сторон жизни семьи, в том числе – брачной сексуальности и воспитания детей. Снижение брачного возраста в сочетании с возросшей длительностью социального созревания приводит к тому, что усложняющиеся задачи семейного строительства приходятся на менее зрелых в личностно-социальном отношении супругов.

Вместе с тем люди готовы потратить больше времени на обучение вождению автомобиля, чем на подготовку к семейной жизни. И в самом деле, если человек не пройдет соответствующей подготовки, он не сможет получить водительские права, тогда как для получения свидетельства о браке не требуется почти ничего. Многие люди принимают решение о вступлении в брак необдуманно, не осознавая принимаемой на себя ответственности, не научившись эффективно общаться с партнером. Под влиянием юношеской очарованности они спешат купить обручальные кольца. В результате их ожидания и надежды оказываются неоправданными. Брак окажется более удачным, если супруги сразу осознают, что очарование недолговечно и рано или поздно пройдет. Очень немногие люди бывают по-настоящему готовы к стрессам и трениям первых лет супружеской жизни [255] .

Подготовка молодежи к вступлению в брак, к будущей семейной жизни – неотъемлемая составная часть общей системы воспитания подрастающего поколения. Вместе с тем еще совсем недавно считалось, что молодой человек по достижении определенного возраста уже полностью готов к созданию семьи. Однако обусловленность изменений семьи культурно-исторической динамикой общественных отношений не только не исключает, но и предполагает необходимость специальной подготовки подрастающих поколений к жизни в семье. Многочисленные социологические, педагогические, медико-психологические исследования убеждают нас в том, что готовность юношей и девушек к вступлению в брак и созданию семьи должна стать целью психологической работы.

Семейная жизнь, открывая человеку возможности для личностного роста и счастья, одновременно предъявляет к нему и немало требований. Среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, выделяют готовность молодежи к браку. Это система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества.

Готовность к браку – интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов.

1. Формирование определенного нравственного комплекса – готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям. Формирование этого аспекта, на наш взгляд, окажется связанным с распределением ролей между супругами.

2. Подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству. Семья является малой группой, для нормального ее функционирования требуется согласованность ритмов жизни супругов.

3. Способность к самоотверженности по отношению к партнеру. Она включает способность к соответствующей деятельности, основанной прежде всего на качествах и свойствах альтруизма любящего человека.

4. Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека, – эмпатийный комплекс. Важность этого аспекта обусловлена тем, что брак по своему характеру становится по-настоящему психологическим в силу утонченности человека как личности. В связи с этим возрастает роль психотерапевтической функции брака, успешной реализации которой способствует развитие способности к сопереживанию, вживанию в эмоциональный мир партнера.

5. Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.

6. Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения. Умение конструктивно решать межличностные конфликты, использование их для развития межличностных отношений супругов считается решающим в процессе взаимного приспособления молодоженов [256] .

Подготовка молодежи к семейной жизни . В процессе самой жизни дети перенимают от старших поколений немало знаний об отношениях к человеку другого пола, о браке, о семье, усваивают нормы поведения. У них рано начинают развиваться чувства товарищества, дружбы, чести, достоинства. Это способствует формированию представлений о любви как высшем человеческом чувстве, о брачно-семейных отношениях. Все это очень ценно, но при нынешнем темпе жизни естественный механизм передачи таких знаний уже недостаточен. Поэтому важное место должно принадлежать и специальной подготовке подрастающего поколения в школе и в родительской семье к созданию в будущем своей семьи; к выполнению супружеских и родительских обязанностей; к воспитанию детей.

Можно согласиться с И. В. Гребенниковым [257] , что соответственно подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна включать следующие основные аспекты .

1. Социальный, раскрывающий политику государства в области брачно-семейных отношений и демографии, а также содержащий данные об общественной сущности брачно-семейных отношений, предназначении семьи, семейных ценностях, социальных ролях супругов и родителей.

2. Нравственно-этический, включающий воспитание следующих нравственных качеств: дружелюбного отношения к представителям другого пола; уважения к матери, отцу, старшим и младшим; потребности в воспитании детей; ответственности, верности, честности, сдержанности, доброты, уступчивости; чувства долга перед супругой (супругом), семьей, детьми; культуры интимных чувств.

3. Правовой, ориентированный на ознакомление с основами законодательства о браке и семье; с важнейшими положениями семейного права; с обязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям, к обществу.

4. Психологический, формирующий понятия о личностном развитии, об особенностях психологии межличностных отношений юношества, о психологических основах брака и семейной жизни, умения понимать психологию других людей; развитие чувств, необходимых для супружеской и семейной жизни; владение навыками общения.

5. Физиолого-гигиенический, включающий знания физиологических особенностей мужского и женского организмов; особенностей половой жизни, вопросов личной гигиены и др.

6. Педагогический – формирование представлений о роли семьи в воспитании детей, ее педагогическом потенциале, специфике семейного воспитания, воспитательных функциях отца и матери, о путях повышения педагогической культуры родителей.

7. Хозяйственно-экономический – вооружение знаниями о бюджете семьи, культуре быта, умениями вести домашнее хозяйство и т. д.

Всестороннее воспитание семьянина осуществляется под воздействием различных социально-педагогических и психологических факторов. Многие исследователи, подчеркивая многофакторный характер указанного процесса, выделяют среди них семью, школу, общество сверстников, художественную литературу, средства массовой информации, общественность, церковь. Процесс воспитания семьянина, как и любой другой подобный процесс, представляет собой совокупность воспитательных взаимодействий. При этом данные взаимодействия носят целенаправленный (учитель – ученик) или стихийный (подросток – сверстники) характер.

Важнейшее значение в указанных взаимодействиях имеет не только воздействие на воспитанника, но и его ответная реакция. Она тоже не остается неизменной, меняется, развивается. Все это нельзя не учитывать, организуя работу с молодежью.

Таким образом, подготовка молодежи к семейной жизни представляет собой комплекс всесторонних взаимодействий с родителями, учителями, сверстниками, с другими людьми, со средствами культуры и массовой информации, в результате которых происходит осознание особенностей брачно-семейных взаимоотношений, развитие соответствующих чувств, формирование представлений, взглядов, убеждений, качеств и привычек, связанных с готовностью к браку и семейной жизни.

Среди многих аспектов проблемы формирования психологической готовности молодежи к семейной жизни в качестве одного из важнейших можно выделить правильное понимание молодежью роли семьи и брака в современном обществе, что, в свою очередь, связано с особенностями формирования у них установок, ориентацией на вступление в брак.

Вместе с тем современный брак все больше ориентируется на удовлетворение потребностей в неформальном и сексуально-ориентированном общении. По результатам одного из социологических опросов [258] , возможность никогда не иметь детей беспокоит только 38 % российских студенток, и только 24 % молодых россиянок согласны с тем, что «быть хорошей женой и матерью – главное призвание женщины».

Таким образом, еще один непременный элемент в подготовке молодежи к семейной жизни включает установку, ориентацию на деторождение и обзаведение максимальным числом детей в семье.

Источник:
Молодежь и готовность к браку
Автор: Шнейдер Лидия, Молодежь и готовность к браку — Семья. Оглядываясь вперед, Жанр: наука, психология, Издание: 2013 г.
http://www.e-reading.club/chapter.php/1034492/49/Shneyder_-_Semya._Oglyadyvayas_vpered.html

ПОДГОТОВКА МОЛОДЕЖИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Формирование установки на вступление в брак и деторождение. Предназначения семьи. Готовность к браку. Образовательно-операцио­нальная подготовка. Коммуникативные умения, владение психотехни­кой общения и саморегуляцией. Нравственно-ценностная подготовка.

Подготовка молодежи к вступлению в брак, к будущей се­мейной жизни — неотъемлемая составная часть общей системы воспитания подрастающего поколения. Вместе с тем еще совсем недавно считалось, что молодой человек по достижении опреде­ленного возраста уже полностью готов к созданию семьи. Одна­ко многочисленные социологические и педагогические иссле­дования убеждают нас в том, что это не так, и поэтому готов­ность юношей и девушек к вступлению в брак и созданию семьи должна стать целью психологической работы.

Среди факторов, определяющих стабильность молодых се­мей, Н. В. Малярова выделяет готовность молодежи к браку. Это система социально-психологических установок личности, опре­деляющая эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества. Готовность к браку — интеграль­ная категория, включающая целый комплекс аспектов:

1. Формирование определенного нравственного комплек­са — готовность личности принять на себя новую сис­тему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям. Формирование этого аспекта, на наш взгляд, окажется связанным с распределением ролей между супругами.

2. Подготовленность к межличностному общению и сотруд­ничеству. Семья является малой группой, для нормаль­ного ее функционирования требуется согласованность ритмов жизни супругов.

3. Способность к самоотверженности по отношению к парт­неру. Способность к такому чувству включает способность к соответствующей деятельности, основанной прежде всего на качествах и свойствах альтруизма любящего человека.

4. Наличие качеств, связанных с проникновением во внут­ренний мир человека, — эмпатийный комплекс. Важ­ность этого аспекта связана с тем, что брак по своему характеру становится более психологическим в силу утон­ченности человека как личности. В связи с этим возрас­тает роль психотерапевтической функции брака, успеш­ной реализации которой способствует развитие способ­ности к сопереживанию, вчувствованию в эмоциональ­ный мир партнера.

5. Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.

6. Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения. Е. С. Калмыкова считает, что умение конст­руктивно решать межличностные конфликты, исполь­зование их для развития межличностных отношений суп­ругов играет решающую роль в процессе взаимного при­способления молодоженов*.

* Калмыкова Е. С. Психологические проблемы первых лет супружес­кой жизни. // Вопросы психологии. 1983. №3. С. 83—89.

Среди многих аспектов проблемы формирования психоло­гической готовности молодежи к семейной жизни в качестве одного из важнейших можно выделить правильное понимание молодежью роли семьи и брака в современном обществе, что в свою очередь связано с особенностями формирования у них ус­тановок, ориентации на вступление в брак.

Зачем человеку семья? Этот вопрос редко задают себе зре­лые, взрослые люди, но довольно часто — молодые. В то же вре­мя понятие «семья» имеет для каждой личности и свое внутрен­нее содержание. Для ребенка это его мать, отец, братья, сестры, бабушки, дедушки, дяди и тети, другие родственники, участву­ющие в его воспитании. Для молодого человека после вступле­ния в брак представляется, что семья — это прежде всего он и его молодая жена, затем дети.

Многочисленные аспекты семьи имеют для личности раз­ный смысл.

Семья обеспечивает человеку полный психолого-физиоло­гический комфорт, выполняет функции «эмоционального убе­жища». В семье человек испытывает ощущение своей полезности и ценности. Масса человеческих трагедий разыгрывалась на вол­не ощущения человеком своей «ненужности». Семья позволяет каждому почувствовать свою уникальность, свою неповтори­мость, свою «нужность» в полном объеме.

Каждый человек фатально и беспредельно одинок в этом мире. Мы приходим и уходим, наше пребывание в этой жизни длится весьма короткий срок. Да еще не знаем своего часа смер­ти. Современный человек живет с ощущением временности сво­его пребывания.

В уникальности человеческого бытия, в неповторимости его личностных качеств есть две стороны: 1) страх потеряться, остать­ся незамеченным, «ненужным»; 2) желание преодолеть одиноче­ство, стать ценным, «нужным», любимым и незаменимым. Чем более востребованным, нужным и ценным ощущает себя человек, тем больше у него шансов и сил преодолеть одиночество. Все хотят быть любимыми. К. Юнг писал о том, что серьезной причиной ду­шевных расстройств и заболеваний является «блокирование пси­хической энергии»; это происходит, когда человек, уходя от труд­ностей, не осуществляет свое жизненное призвание. Любовь в се­мье избавляет от одиночества, дает возможность полного (не только телесного, сексуального) принятия человека. Именно семья пре­доставляет человеку все ресурсы для самоактуализации.

Кроме потребности быть любимым, каждый человек сам стремится любить. В юности намерение вступить в брак вызвано прежде всего стремлением молодых людей быть постоянно с объектом своей влюбленности, мечтой о длительной духовной и физической интимности. Здесь семья выступает как супружество, создает возможности для проявления чувств гуманизма и любви. Ориентация на супружество является важнейшей ценностной ориентацией молодых людей перед вступлением в брак и в пер­вые годы совместной жизни. С течением времени рано или по­здно у супругов появляется потребность иметь детей, стремле­ние быть родителями. Данная потребность реализуется в формах материнства и отцовства.

Для семьи, для каждого из супругов важна социальная и психологическая сторона отцовства и материнства, то есть обя­занности по уходу и воспитанию потомства, которые возлагают на себя взрослые.

Кроме того, удобства семейной жизни проявляются в со­вместном ведении домашнего хозяйства членами семьи (сначала супругами, далее помогают дети), вкусном домашнем питании, чистой и ухоженной одежде, обуви, комфортабельном жилище.

Семейная жизнь обеспечивает человеку регулярную поло­вую жизнь с постоянным и надежным партнером, что немало­важно в современном окружении, где набирает силу СПИД, венерические заболевания.

Итак, для чего нужна семья:

? чтобы было на кого опереться;

? чтобы было с кем посоветоваться;

? чтобы был кто-то рядом, чьим мнением дорожат;

? чтобы был кто-то, кто не оставит в беде;

? чтобы был кто-то, с кем по-настоящему хорошо;

? чтобы был рядом кто-то, кто разделяет такие же ценно­сти;

? чтобы был кто-то, кто не будет завидовать;

? чтобы был кто-то, с кем можно совместно радоваться успехам;

? чтобы был кто-то рядом, кому можно доверять;

? чтобы был рядом кто-то, кто в трудную минуту поддержит и защитит;

? чтобы был кто-то, кто смотрит на вещи сходным обра­зом;

? чтобы был рядом кто-то, кто уравновешивал бы слабо­сти.

Все вышеперечисленное и составляет в совокупности об­раз семьи как надежного убежища в мире бушующих политичес­ких, экономических, технологических, климатических и прочих страстей и сложностей жизни.

Брак как психологическое отношение между полами вклю­чает в качестве обязательного условия как саму по себе нрав­ственность, так и избирательность индивидуальной половой любви. Только такая любовь делает брак нравственным, а следо­вательно, социальным по своей природе, способным стать основой репродуктивной функции семьи. Супружеский и роди­тельский долг, ответственность определяют характер взаимоот­ношений между членами семьи: мужчиной и женщиной, отцом — матерью — ребенком.

Вместе с тем современный брак все больше ориентируется на удовлетворение потребностей в интимном и неформальном общении. По результатам одного из социологических опросов*, возможность никогда не иметь детей беспокоит только 38% рос­сийских студенток, и только 24% молодых россиянок согласны с тем, что «быть хорошей женой и матерью — главное призва­ние женщины».

* Здравомыслова О. Две трети российских студенток хотят мужа кор­мильца.//Я сама. 1997. №4. С. 40.

Таким образом, еще один непременный элемент в подго­товке молодежи к семейной жизни включает установку, ориен­тацию на деторождение и обзаведение максимальным числом детей в семье.

? Делают супругов родственниками. Посредством ребенка супруги, т. е. «родственники по выбору» — муж и жена — становятся родителями — отцом и матерью, т. е. биоло­гическими родственниками.

? Ребенок дает родителям возможность открыто проявлять чувство любви и эмоционального самовыражения (род­ного малыша можно погладить, «потискать», поцело­вать куда угодно, обнять, с ним можно попищать, «по­возиться» и т. д.).

? Ребенок заставляет родителей повышать свой культурно-образовательный уровень. Уже возраст «почемучек» обна­руживает, что взрослые многого не знают: мама отсылает к папе, а папа обещает посмотреть в словаре. Обучение детей в школе, в той самой, где «задавать все больше нам стали почему-то» и где «нынче первый класс вроде ин­ститута», вообще заставляет родителей «заново учиться» и, как ни странно, многому учиться у своих детей.

? Ребенок выступает неким этическим регулятором, он заставляет взрослых сдерживать свои негативные эмоции, контролировать свою речь, следить за манерами и поведением. Интересно, что такой «контролер» в семье иногда очень полезно и благотворно влияет на родителей и раз­вивает их самоконтроль.

? Ребенок непроизвольным образом позволяет взрослым вернуться в их собственное детство, как бы вторично его пережить.

? Ребенок в семье обеспечивает партнерство — сначала по играм, затем, возможно, по каким-то более серьезным досуговым занятиям, далее — по ведению хозяйства и иногда разделяет и продолжает профессиональные увле­чения родителей.

? Наконец, ребенок представляет потенциальную опору и поддержку в старости.

Анализ действия существующих брачно-семейных отноше­ний показывает, что большинство специалистов, занимающихся проблемами семьи и семейного воспитания, считают главным условием устойчивого существования брака и семьи моральный уровень людей, включающий прежде всего ту или иную степень осознанности нравственных норм. Бесспорность подобного поло­жения совершенно очевидна. Действительно, уровень развития нравственного сознания человека в значительной мере определя­ет его деятельность и поведение в сфере семейных отношений.

Практика показывает, что современные молодые люди, используя слова К. Вяземского, и «жить торопятся, и чувство­вать спешат».

Из письма: «Все началось, когда мне было лет 13—14 и, как многим другим девчонкам в этом возрасте, жутко хотелось любви, при том, что все остальное уже было. Мне нравилось, что сильные, красивые парни с неподкупной преданностью в глазах обращают внимание именно на меня. Мне гудели на ули­цах машины, подмигивали шоферы и смотрели вслед прохожие. Потом была первая любовь. Появились разные компании, дис­котеки, накачанные рыцари. Началась бурная, веселая жизнь. »

В наше время ведущим мотивом вступления в брак являет­ся «любовь». Однако, называя «любовь» в качестве мотива бра­ка, молодые люди, по-видимому, вкладывают в это слово раз­ные содержания. Т. А. Флоренская* выделяет три различных толкования этого слова: любовь как сексуальное влечение; любовь как потребность быть любимым; любовь как способность любить. Она приводит их описания.

* Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. М., 1991.

1. Доминирование полового влечения. Гипертрофия полово­го влечения ведет к образованию сексуальной доминанты, зах­ватывающей все жизненные силы человека, превращая его в раба своих влечений. Это становится преградой для психического и духовного развития человека. Отождествление любви с физиоло­гией чаще всего происходит с теми детьми, которые выросли в семьях с неблагоприятными супружескими отношениями. Прин­ципиальный «механизм» для гипертрофии сексуальной потреб­ности остается таким же, как в случае гипертрофии потребнос­ти в алкоголе. Т. А. Флореиская пишет, что такие люди не спо­собны к созданию семьи, т. к. у них слишком сильна потребность в смене «объектов» удовлетворения сексуальной потребности. Такую ситуацию специалисты в области психологии семейных отношений характеризуют как «серийную моногамию».

2. Потребность быть любимым. Эта потребность свойствен­на каждому человеку с самого раннего детства. Однако нередко потребность быть любимым остается направленной исключитель­но на себя. Такая односторонняя потребность быть любимым и неспособность к любви является психической защитой от чувств повышенной тревожности, неудовлетворенности, уходящих кор­нями в раннее детство.

Эта эгоцентрическая, невротическая по сути потребность, проявляется в повышенной требовательности любви к себе, рев­ности, мнительности, усиленном желании привлечь внимание к себе, обидчивости и т. п. Повышенная потребность быть люби­мым и признанным выражается в болезненных реакциях на не­успех, повышенном уровне притязаний, не соответствующем реальным возможностям человека. Эта несостоятельность в люб­ви, неспособность любить в сочетании с сильной потребностью быть любимым проявляется в бурных аффектах. Такие люди в браке постоянно заняты выяснением отношений, а не делами, которых так много в браке.

3. Способность любить. Уровни способности любить различ­ны — от взаимного чувства до бескорыстной самоотверженной любви, способной пережить отсутствие взаимности — такой че­ловек верен в любви и надежен в семье. Если чувственные удовольствия неизбежно приводят к пресыщению, то любовь не на­сыщаема: любимый человек не надоедает, он раскрывается все глубже и глубже. Любящие образуют один организм, разъедине­ние которого подобно смерти.

В настоящее время брак становится добровольным делом двух молодых людей, которые даже при наличии экономической зависимости от родителей нередко не посвящают их в свои на­мерения. Говоря о браке, нельзя забывать о том, что желание вступить в супружеский союз и степень готовности к его заклю­чению — это далеко не одинаковые понятия. По мнению психо­логов, нравственно-психологическая подготовленность личнос­ти к браку означает восприятие целого комплекса требований, обязанностей и социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. К ним относятся*:

* Торохтий В. С. Психология социальной работы с семьей. М., 1996.

? готовность принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственность за их поведение;

? понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях;

? стремление к повседневному общению и сотрудниче­ству, согласованию взаимодействий с представителем противоположного пола, что в свою очередь предпола­гает высокую нравственную культуру;

? умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний. В. С. Торохтий считает, что эти требования реализуются в разных семьях в разной степени, на основании этого очевидного факта он вводит понятие «способность к браку», предполагаю­щее несколько составляющих.

1. Способность заботиться о другом человеке, самоотвер­женно ему служить, активно делать добро.

2. Способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, т. е. «входить» в эмоциональный мир партнера, понимать его радости и горести, переживания и неудачи, поражения и победы, находить духовное единство с другим человеком.

3. Способность к кооперации, сотрудничеству, межличностному общению, наличие навыков и умений в осуще­ствлении многих видов труда, организация домашнего потребления и распределения.

4. Высокая этическая и психологическая культура, предпо­лагающая умение быть терпимым и снисходительным, великодушным и добрым, принимать другого человека со всеми странностями и недостатками, подавлять соб­ственный эгоизм.

Все эти способности являются показателями умения челове­ка быстро изменять свое поведение в соответствии с изменяющи­мися обстоятельствами, проявлять терпимость, устойчивость и пред­сказуемость своего поведения, способность к компромиссу.

В. С. Торохтий, отмечая высокую значимость подготовлен­ности каждой личности к браку, отмечает, что прочность, судь­ба брака зависят от многих факторов. Ведь объединяются в се­мью две личности с их сложными психологическими и физио­логическими особенностями. Для находящихся в браке людей очень важно быть зрелыми в социально-психологическом отно­шении личностями.

Такая зрелость не достигается одномоментно и зависит от многих факторов.

В качестве первого фактора выделяется потребность в пси­хологической готовности и способности к выполнению роли мужа и жены, а затем отца и матери. Каждая социальная роль включа­ет определенные ожидания, которые предъявляются к ее испол­нителю. Поэтому готовность к роли мужа и жены означает чет­кое знание этих ожиданий (т. е. прав и обязанностей) и желание выполнять их.

Кроме психологической готовности, важнейшими состав­ляющими семьи являются функционально-ролевые связи между мужчиной и женщиной. В недалеком прошлом именно мужчина выполнял наиболее тяжелую физическую работу и нес мораль­ную ответственность за благополучие семьи. Сейчас существует заметный разрыв между традиционными представлениями о «мужских» и «женских» семейных ролях и реальным распределе­нием обязанностей в семье.

Реально в большинстве обычных российских семей основ­ной груз домашних забот несет женщина. Это нередко порождает психологически напряженные ситуации, особенно в молодых семьях. Следовательно, фактором стабильности семьи может быть рациональное распределение обязанностей.

Важным элементом отношений в семье являются эмоцио­нально-оценочные связи, которые включают мнения, представ­ления супругов о тех или иных свойствах, чертах характера, по­ступках друг друга. Эти оценки располагаются преимущественно по условной оси «нравится» — «не нравится». С течением време­ни эти субъективные оценки подвергаются коррекции. Те же са­мые свойства характера, привычки, манеры супруга или супру­ги вызывают иные, порой прямо противоположные эмоциональ­ные реакции. В таком случае, по мнению В. С. Торохтия, говорят о психологической зрелости личности. К психологической зре­лости он относит отсутствие чрезмерного эгоизма, агрессивнос­ти и напротив — наличие способности признавать собственные ошибки и стремление к постоянному самосовершенствованию в супружеских отношениях.

Совокупность факторов, обеспечивающих зрелость личности во внутрисемейных отношениях и, следовательно, входящих обя­зательным элементом в подготовку молодежи к семейной жизни, включает также коммуникативные умения, владение психотехникой общения и саморегуляции, психологическую поддержку, добродушие и отходчивость в ссоре, терпимость к недостаткам друго­го, умение преодолевать конфликтные ситуации, наличие детей и совместную заботу о развитии, воспитании и обучении их, соци­альную активность членов семьи и их умение не замыкаться в уз­ком кругу семейных дел. Добавим сюда еще умение прощать.

Важным элементом подготовки молодежи к семейной жизни является развитие культуры половых отношений, формирова­ние установки на сохранение супружеской верности в браке, целостности и мудрости физиологического и нравственного, душевного единства супругов. Порядочный человек интимное скрывает, к людям он открыт душою, развращенный человек, наоборот, душу скрывает, а к людям «вывернут» одной половой стороной, безудержной сексуальностью.

Б. С. Круглов* заключает, что система подготовки молоде­жи к семейной жизни наряду с половым просвещением и поло­вым воспитанием, наряду с формированием навыков межлич­ностного общения, которое прежде всего заключается в умении соизмерять свои интересы и поступки с интересами и поступка­ми другого индивида, должна включать и формирование опре­деленного уровня гражданско-правового сознания, соединяю­щего в себе гражданскую ответственность за свои действия с пониманием значимости каждого своего поступка.

* Круглов Б. С. Правовое сознание как элемент психологической подго­товки молодежи к семейной жизни.// Вопросы психологии. №4. 1986. С. 63—68.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1. Раскройте сущность и основные направления формиро­вания семьянина.

2. Проанализируйте значение репродуктивных установок на развитие семьи в целом.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Гребенников И. В. Основы семейной жизни. М., 1991.

Зацепин В. И. О жизни супружеской. М., 1986.

Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М., 1991.

КуприянчикЛ. Л. Психология любви. Донецк, 1998.

Лисовский В. Т. Любовь и нравственность. Л., 1985.

Сысенко В. А. Молодежь вступает в брак. М., 1986.

Торохтий В. С. Психология социальной работы с семьей. М., 1996.

Трухин И. А. Будущему семьянину. Киев, 1987.

Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. М., 1991.

Цельмер З. Искусство быть вместе. М., 1994.

Шапиро Б. Ю. От знакомства к браку. М., 1990.

ПРОЦЕССЫ РАСПАДА И ДЕСТАБИ­ЛИЗАЦИИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Концепции и формы распада семейных отношений. Факторы, раз­рушающие брачно-семейные отношения. Фазы распада и дестабилиза­ции эмоциональных отношений. Стадии развода. Постразводная ситуа­ция.

185.104.249.83 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник:
ПОДГОТОВКА МОЛОДЕЖИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
Формирование установки на вступление в брак и деторождение. Предназначения семьи. Готовность к браку. Образовательно-операцио­нальная подготовка. Коммуникативные умения, владение психотехни­кой
http://studopedia.ru/11_114310_podgotovka-molodezhi-k-semeynoy-zhizni.html

Психологическая готовность молодёжи к супружеским отношениям Текст научной статьи по специальности — Психология

Психологическая готовность молодёжи к супружеским отношениям Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Айрапетова Д.А., Пасечник В.В.

В статье приведены результаты анкетирования, в ходе которого выяснялось психологическая готовность молодежи к вступлению в брак, в том числе в межэтнический союз, наиболее оптимальный возраст для создания семьи и влияние родителей на решение о вступлении в брак.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Айрапетова Д.А., Пасечник В.В.,

Текст научной работы на тему «Психологическая готовность молодёжи к супружеским отношениям»

?_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

бакалавр 2 курса обучения «Психолого-педагогическое образование» ФГБОУ ВО «ПГЛУ», Институт Человековедения, г. Пятигорск, РФ

бакалавр 2 курса обучения «Психолого-педагогическое образование» ФГБОУ ВО «ПГЛУ», Институт Человековедения, г. Пятигорск, РФ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ МОЛОДЁЖИ К СУПРУЖЕСКИМ ОТНОШЕНИЯМ

В статье приведены результаты анкетирования, в ходе которого выяснялось психологическая готовность молодежи к вступлению в брак, в том числе в межэтнический союз, наиболее оптимальный возраст для создания семьи и влияние родителей на решение о вступлении в брак.

Психологическая готовность к браку, межэтнический брак, молодежь, студенчество

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время большинство молодых людей вступают в брак, не обдумав свое решение. В результате такие семьи, как правило, получаются не счастливыми и не долговечными [5,с.23]. Отсутствие психологической и социальной готовности молодежи к созданию семьи не позволяет им в полной мере и продуктивно выполнять функции отца и матери [3, с.10]. Мы считаем, что наше психологическое исследование поможет разобраться в данной проблеме и найти из нее выход. Сегодняшняя молодежь — потенциальный участник общественной жизни, и от того, какими ценностями она руководствуется, и какие идеалы она несет, во многом зависят от характера общественных отношений и от социальной структуры России в недалеком будущем.

Также в нашей статье представлено отношение к межэтническим бракам, так как с этой проблемой сталкивается большая часть молодёжи на Северном Кавказе.

Национальность — принадлежность человека к конкретной нации, народности, этнической группе, складывающейся под воздействием совместного языка, национального самосознания личности, индивидуальностей культуры, быта[6,с.3]

Межнациональные браки являются главным критерием изменения этно-демографической структуры российского общества. Здесь следует отметить, что наций полностью чистых в этническом плане просто не существует. Дело вовсе не в крови родителей, а в условиях формирования личности. Для больших народов эти процессы не играют значительную роль, а для малых они довольно болезненны. [6, с.8]

Цель анкетирования: определить отношение молодёжи к бракам и выявить причины межнациональных браков.

Инструментарий исследования: Совокупность методических и технических средств проведения исследования.

Метод исследования: Пилотажный анкетированный выборочный опрос на 10 человек, с последующим анализом.

Объект исследования: молодёжь, не состоящая в браке, примерный возраст от 18 до 22 лет, пол — 8 девушек, 2 парней. Методика сбора данных: Персонализированная индивидуальная анкета, заполняемая респондентом, не анонимная, данные разглашению не подлежат, лишь только в общей процентной сводке, при составлении заключения. Состоит из 5вопросов, составленных для получения более точной и развернутой информации.

Предмет исследования: отношение к бракам.

Результаты исследования. Методикой исследования выступила авторская анкета, включающая в себя

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070

1)На первый вопрос: «Какими мотивами руководствуется молодежь при вступлении в брак»? Были получены следующие результаты. По 25% респондентов в качестве ведущих мотивов вступления в брак отметили мотивы: желание создать собственную семью, стремление к любви и счастью, удовлетворение потребностей не связанных напрямую с браком (например, сексуальные потребности); 12% респондентов хотят детей, а у 13%- «играют» гормоны.

2)На второй вопрос «Личное отношение к межнациональным бракам» испытуемая молодёжь ответила: 10%-если религия одна, то положительно; 10%-отрицательно; 20%-нейтрально относятся к межнациональным бракам; и половина респондентов 50%-относятся положительно к межнациональным бракам.

3) На третий вопрос «Какой возраст для вступления в брак является наиболее подходящим?» 40% респондентов считают, что 22-24 года- это оптимальный период для вступления в брак, а остальные 60% выбрали возраст 24-25 лет.

4)На вопрос «Как относятся родители к межнациональным бракам?» были получены следующие результаты. По 50% респондентов ответили, что их родители положительно относятся к межнациональным бракам, отрицательное отношение к межнациональным бракам лишь у 15% респондентов. Респонденты, ответившие что если у двух вступающих в брак людей одна вера, то их родители не против такого брака.

5)На последний вопрос «Какие проблемы могут возникнуть при раннем вступлении в брак?» 10% респондентов считают, что трудности в браке не возникают; 20%- нет самостоятельности и 50% считают, что могут возникнуть материальные проблемы.

1. Молодёжь легкомысленно и беззаботно относится к браку.

2. Большая часть молодёжи относятся к межэтническим бракам положительно, а их родители отрицательно.

3. Большая часть респондентов считают, что наиболее подходящий возраст для вступления в брак 24-

Список использованной литературы:

1. Антонов А.И. Микросоциология семьи. М.: Инфра-М, 2005. — 368 с.

2. Антонова А.И. Социология семьи . 2-е издание, перераб. и доп. — М.:Инфра-М, 2005. — 640 с.

3. Басанова Е.Е. Интегративный подход к психологии материнства /Молодой ученый, 2014. — №16. — С. 382384.

4. Дробижева Л.М. Социология межэтнической толерантности /Отв. ред.. -М.: ИС РАН, 2003.-222 с.

5. Митичкина Е.Е. Использование знаний об интегральной индивидуальности в психологической подготовке студентов к стабильной супружеской жизни: автореф. дисс. канд. психол.н. — Ставрополь, 2004.

6. Тишков В.А. Реквием по этносу. М.: Наука, 2003. — 544 с. http://cyberleшnka.ru/artide/n/etnosy-etшcheskie-obrazovaшya-v-rossп-i-demokratizatsiya-obschestva

© Айрапетова Д.А., Пасечник В.В., 2016

Магистр психологии, КарГУ им. Е.А. Букетова

г. Караганда, Казахстан

ПРОБЛЕМА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЖЕНЩИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается проблема самоактуализации женщин зрелого возраста. Проведен глубокий анализ литературы и эмпирических исследований по указанной проблеме, описывается методологические

Источник:
Психологическая готовность молодёжи к супружеским отношениям Текст научной статьи по специальности — Психология
В статье приведены результаты анкетирования, в ходе которого выяснялось психологическая готовность молодежи к вступлению в брак, в том числе в межэтнический союз, наиболее оптимальный возраст для создания семьи и влияние родителей на решение о вступлении в брак.
http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-gotovnost-molodyozhi-k-supruzheskim-otnosheniyam

Традиционное и новаторское в образовательной системе

Традиционное и новаторское в образовательной системе

ГОТОВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ К БРАКУ

В каждом социуме в соответствии с их нормами и правилами существует понятие семьи, семейных или брачных отношений. Рано или поздно за ухаживаниями молодого человека следуют более сложные личностные отношения, которые приводят к созданию семьи. Этот новый виток в жизни каждого человека влечет за собой множество изменений и в нем самом, и в окружающих его людях. Молодой человек станет отцом, его родители ? дедушкой и бабушкой. Появятся новые роли, новые паттерны поведения.

И, конечно, не всегда процесс перестройки сопровождается только позитивными изменениями. В процессе развития брачных отношений будут появляться различные проблемы.

Несомненно, актуальным является исследование психологической готовности к браку. Изменения, происходящие в современном мире (технократизация, демократизация, эмансипация, индивидуализация и др.), привели к тому, что наблюдается изменение отношения к роли семьи и брака в жизни человека.

Все больше молодые люди задаются вопросом: «Вступать в брак, создавать семью или нет?». И в основном они предпочитают решать вначале свои профессиональные проблемы, откладывая семейную жизнь на потом. Как альтернатива традиционному браку появились новые формы отношений и виды браков (гостевой брак, «гражданский» брак, брак на время и т.д.). Это также связано с трансформациями самой семьи как социального института. Меняется иерархия функций, которые выполняет семья и каждый ее член. Современные исследования [Дружинин В.Н., Шнейдер Л.Б., Карабанова О.А., Андреева Т.В., Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., Дубровина И.В.] показывают, что в настоящее время хозяйственно-бытовая, экономическая, сексуально-эротическая и детородная функции не являются основными, на первый план выходят психологическая и воспитательная функции семьи. Они являются основой гармоничных семейных взаимоотношений.

В психологической литературе не определено понятие психологической готовности к браку как отдельного феномена и не изучены особенности данного вида готовности на разных этапах периода взрослости. Соответственно существующие определения психологической готовности к браку и выделенные компоненты не раскрывают сущность понятия в эмпирическом плане [5; 41–46].

Мы предположили, что особенностью готовности к браку современной молодёжи является неадекватность ролевых ожиданий будущих супругов, а также потребительская нереалистичность.

Поэтому цель нашего исследования – определить готовность людей к брачным отношениям в ранней взрослости.

Объектом работы являются студенты в возрасте 20 – 22 лет, не состоящие в браке.

Предмет исследования – психологическая готовность к браку.

Нами определены задачи исследования:

– раскрыть понятия брака и брачных отношений;

– выявить ресурсы и подчеркнуть перспективы брачных отношений;

– рассмотреть методы изучения готовности к браку;

– на основе одного из методов изучения готовности к браку определить степень готовности к браку у студентов.

Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи.

Чтобы определить готовность к браку, нами был проведен пробный опрос на данную тему.

Опрошенная группа, состояла из 10 человек, среди которых было 3 девушки и 7 парней в возрасте от 20 до 23 лет. В результате опроса были получены следующие результаты.

Больше половины респондентов относятся к браку положительно, меньше четверти пока затрудняются ответить. Часть отнеслась отрицательно и остальные пока не задумывались об этом.

Почти половина респондентов считают нормальным вступать в брачные отношение во время обучения в ВУЗе и столько же считают, что это не нормально. И оставшиеся считают, что, может быть, это нормальным.

Возраст наиболее подходящим для брака, большинство респондентов считают от 20 ? 30 лет, некоторые респонденты считают, что лучше от 30 и старше.

Больше половины респондентов считают, что брак с разными национальностями это нормально, остальные считают, что так нельзя, поскольку родители будут против, и некоторые затруднились ответить.

Половина респондентов считают, что социальное положение второй половинки может иметь для них значение, меньше половины ответили, что это для них это не имеет значения, и оставшиеся ответили, что это для них имеет значение.

Больше половины респондентов считают, что для них не имеет значения, на каком социальном уровне должен быть мужчина, чтобы привлечь к себе внимание, оставшаяся часть дали свой голос за интеллигента.

Отношение к браку в подростковом возрасте почти половина респондентов посчитали это нормальным, больше четверти респондентов отнеслись к этому отрицательно и меньше четверти посчитали это несерьезным.

Почти половина респондентов хотят вступить в брак, чуть больше четверти не знают, меньше четверти хотят, но с начала доучатся, и остальные не хотят вступать в брачные отношения.

Данные нашего исследования говорят о том, что трудности молодой семьи ? это комплекс психологических, социологических, экономических, юридических проблем. Выбор жизненного пути, приобретение профессии, повышение квалификации, поиск любимой работы и пр. — все это общая направленность современной молодежи.

Когда мы говорим о психологической зрелости человека, то так или иначе подразумеваем при этом его умение и готовность преодолевать те или иные трудности, без которых немыслима жизнь вообще и семейная жизнь в частности.

Умение преодолевать жизненные трудности ? важный показатель психологической и социальной зрелости человека. Возмужание как психологический процесс ? это постоянное приобретение жизненного опыта и знаний о реальных человеческих взаимоотношениях.

Волевые качества, без сомнения, являются решающими в ряде жизненных ситуациях, особенно в семейной жизни. Молодым супругам порой требуются большое самообладание, выдержка, терпение как по отношению друг к другу, так и к ребенку. Известно, что материальные средства молодой семьи весьма скромны. Единственный выход из создавшегося положения — готовность и умение ограничить собственные потребности, временно отказаться от желаний, привычек, «хобби» [8; 160 – 161].

Андреева, Т. А. Психология современной семьи : монография / Т. А. Андреева. – СПб. : Речь, 2005. – 436 с.

Гребенников, И. В. Основы семейной жизни / И. В. Гребенников. – М. : Просвещение, 1991. – 158 с.

Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2008. – 176 с.

Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О. А. Карабанова – М. : ВЛАДОС, 2005. – 320 с.

Сизанов, А. Н. Подготовка подростков к семейной жизни / А. Н. Сизанов. – Минск : Народная Асвета, 1989. – 260 с.

Сысенко, В. А. Молодежь вступает в брак / В. А. Сысенко. – М. : Мысль, 1986. – 180 с.

Целуйко, В. М. Психология современной семьи / В. М. Целуйко. ? М. : ВЛАДОС, 2004. – 288 с.

Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений / Л. Б. Шнейдер. – М. : Апрель-Пресс, 2000. – 512 с.

Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий. – СПб. : Питер, 2002. – 656 с.

канд. пед. наук, доцент Иванова И.П.

Чернова Надежда Николаевна,

студентка V курса ППФ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Сегодня мы с уверенностью говорим, что каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности.

Для развития творчества и творческих способностей школьников нами была проведена диагностическая работа .

На первом этапе работы мы провели диагностику учащихся, чтобы распределить учащихся на две группы:

1 группа — дети, легко осуществляющие мыслительную деятельность, — «Мыслители».

2 группа – дети, легче осуществляющие художественную деятельность, — «Художники».

С этой целью мы провели тест «Художник» и «Мыслитель»

Данный тест широко применяется для диагностики творчества и творческих способностей обучающихся. Дети должны были ответить на 10 вопросов, пользуясь 10-тибальной шкалой. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию 10 баллов.

1. У меня преобладает хорошее настроение.

2. Я помню то, чему учили.

3. Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее.

4. Когда я слушаю рассказ, то представляю его образах.

5. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.

6. Мне трудно дается алгебра.

7. Я легко запоминаю незнакомые лица.

8. В группе приятелей я первым начинаю разговор.

9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.

10. У меня преобладает плохое настроение.

После этого мы подсчитали сумму баллов:

Если ребёнок дал согласия на вопросы 1,2,5,8,9, то он –левополушарный (Л).

Если ребёнок дал согласия на 3,4,6,7,10- правополушарный.(П).

Если (Л) результат более, чем на 5 баллов превышает (П) результат, то у школьника преобладает логический тип мышления («Мыслитель»).

Если (П) больше (Л), то школьник художественного склада («Художник»).

После проведения диагностики мы выяснили, что в классе 65% детей «Художники», 35 % -«Мыслители».

На втором этапе исследования мы использовали цветовые тесты, задания, игры, с помощью которых определили степень развития творческих способностей по показателям, предложенным психологом П. Торрансом [1].

— скорость и беглость — количество ответов, быстрота выполнения задания;

— гибкость — степень разнообразия ответов;

— оригинальность, — редкость идеи, нестандартные решения;

— тщательность разработки идеи (разработанность)- детализация ответов.

Далее мы предложили задание для диагностики внутреннего мира ученика «Цветные зонтики».

Дети должны были нарисовать зонтик своим любимым цветом и сделать растяжку выбранного цвета от самого темного до самого светлого.

В качестве примера на рисунке 1 приведена работа ученицы Киршевой Анастасии, по показателям — «Мыслитель».

На рисунке видно, что у ребёнка внутренний мир спокойный, светлый, так как использованы нежные светлые тона.

Далее мы провели Тест: Игра «Закорючка».

Ученикам последовательно предъявлялись десять рисунков — закорючек. Они должны были зарисовывать закорючку так, чтобы получился конкретный узнаваемый образ, и раскрасить получившийся образ цветом, которым ему хочется сегодня рисовать. На рисунке 2 приводится пример Шутеева Николая, по показателю — «Мыслитель».

Данный рисунок отражает творческие возможности воображения и образной памяти ребенка.

После данного теста был проведён тест «Я чайник».

Ученикам предлагалось изобразить себя в роли одушевленного образа чайника и раскрасить его цветом, не смешивая краски без палитры. В качестве примера на рисунке 3 приведена работа Маряшкиной Ксении, по показателю — «Художник».

Это тест-задание полно отражает способность ребенка мыслить образно. А также с помощью цветового решения можно выявить некоторые особенности личности. После проведения этого теста мы узнали, что ребёнок чувствует себя главным, так как глаза остальных предметов направлены на чайник ( на него). Этот ученик дружелюбен, об этом говорит улыбка.

Далее нами был проведён тест «Тайна отпечатков».

Ученики должны были задумать определенный образ и в соответствии с этим расположить на листе цветовые пятна. Далее поменяться с соседом работой и отгадать задуманный им образ.

Это задание является наиболее показательным при определении способностей учащихся воображать и находить образ. Бесконечное разнообразие цвета и фактура отпечатка стимулирует продуцирование самых разнообразных образов. По сложности обработки и интерпретации результаты этого задания выходят на первое место. Это задание позволяет использовать все три критерия творческого мышления: скорость, гибкость, оригинальность. На рисунке 4 приведён пример рисунка Белова Александра, по показателю — «Художник».

Этот тест выявил, что ребёнок жизнерадостен, развиты творческие способности.

Следующий тест — тест «Маэстро», где дети выступали в роли великих художников-живописцев. Им предлагалось несколько заданий. В первом задании дети должны были скомпоновать слова в четыре группы, по определённым признакам.

Источник:
Традиционное и новаторское в образовательной системе
Традиционное и новаторское в образовательной системе ГОТОВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ К БРАКУ В каждом социуме в соответствии с их нормами и правилами существует понятие семьи, семейных или брачных
http://textarchive.ru/c-1645051-p13.html

COMMENTS