Готовность к семейной жизни

Готовность личности к семейной жизни: теоретико-методологические подходы Текст научной статьи по специальности — Народное образование

Готовность личности к семейной жизни: теоретико-методологические подходы Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Волченкова Елена Валерьевна

В статье проанализировано понятие « готовность к семейной жизни», представлены подходы исследователей к выделению компонентов данного интегративного образования, на основании чего автором определена структура готовности личности к семейной жизни, включающая социально-нравственную, психологическую, правовую, репродуктивную, педагогическую, хозяйственно-бытовую, экономическую составляющие.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Волченкова Елена Валерьевна,

Readiness of a Person to Married Life: Theoretic-Methodological Approaches

The author analyses the notion «readiness to married life», surveys researchers’ attitudes to the components of this integrative problem, on the basis of which the author defines the structure of readiness to married life, comprising social-moral, psychological, juridicial, reproductive, pedagogical, domestic and economic elements.

Текст научной работы на тему «Готовность личности к семейной жизни: теоретико-методологические подходы»

К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

В статье проанализировано понятие «готовность к семейной жизни», представлены подходы исследователей к выделению компонентов данного интег-ративного образования, на основании чего автором определена структура готовности личности к семейной жизни, включающая социально-нравственную, психологическую, правовую, репродуктивную, педагогическую, хозяйственно-бытовую, экономическую составляющие.

The author analyses the notion «readiness to married life», surveys researchers’ attitudes to the components of this integrative problem, on the basis of which the author defines the structure of readiness to married life, comprising social-moral, psychological, juridicial, reproductive, pedagogical, domestic and economic elements.

Ключевые слова: готовность, установка, семья, брак, семейные ценности, готовность к семейной жизни, структура готовности к семейной жизни.

Keywords: readiness, aim, family, marriage, family values, readiness to married life, the structure of readiness to married life.

Исследования отечественных и зарубежных ученых в области брачно-семейных отношений свидетельствуют о том, что стабильная, благополучная семья может быть создана лишь при определенной готовности молодых людей к семейной жизни.

Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет понятие «готовность» как согласие сделать что-нибудь; как состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь, проведены все приготовления [1].

Понятие «готовность» впервые появилось в экспериментальной психологии, а затем было перенесено в сферу педагогических и социально-психологических исследований. Готовность рассматривается как состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий [2]. При этом выделяются общая и

© Волченкова Е. В., 2010

долговременная готовность и психологический настрой.

Г. Крайг определяет готовность как момент времени в жизни индивидуума, когда достигнутый им уровень зрелости позволяет ему извлечь пользу из конкретного опыта научения, то есть научиться конкретному поведению [3]. В. Н. Лоскутов указывает следующие характеристики готовности [4]:

— заблаговременность (как подготовленность) и ситуационность (как состояние, то есть внутренняя настроенность на определенное поведение, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия в конкретный момент времени);

— длительность и временность (как актуализация готовности в ограниченный момент времени).

Феномен готовности к семейной жизни в основном рассматривается в психологических и педагогических исследованиях, причем в последних в контексте подготовки молодежи (подростков, старших школьников, студентов) к семейной жизни. Вместе с тем, на наш взгляд, актуальном является изучение данной проблемы с социологических позиций, что позволит рассмотреть проблему готовности личности к семейной жизни более комплексно.

Следует отметить, что в работах разных авторов речь идет о готовности (процессе подготовки) к браку либо к семейной жизни. Необходимо разграничение данных понятий: семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей [5]. Тем не менее мы будем сохранять терминологию авторов.

По мнению Е. И. Зритневой [6], готовность к семейной жизни — социально-психологическое образование в структуре личности, интегрирующее принятие ценностей семьи как социального института со специальными знаниями и умениями в области психологии семейных отношений, рационального ведения домашнего хозяйства, семейной педагогики, межличностного общения.

Т. А. Федорова [7] исследует готовность к семейной жизни студентов вуза, понимая ее как интегративное качество личности, включающее в

себя совокупность знаний, обеспечивающих адекватный и осознанный выбор спутника жизни, положительное отношение к формированию брач-но-семейных отношений и осознанное принятие ценностей семьи; сформированность коммуникативных и рефлексивных умений, необходимых для создания успешной семьи.

С точки зрения Г. М. Андреевой [8], готовность к браку представляет собой систему социально-психологических установок личности, определяющую эмоционально-положительное отношение к семейному образу жизни, ценностям супружества.

Проанализируем указанные определения. В трактовках понятия Е. И. Зритневой и Т. А. Федоровой готовность рассматривается как интегратив-ное качество (образование), включающее совокупность определенных знаний, навыков и ценностей. При этом в определении, данном Е. И. Зритневой, указывается на специальные знания и умения в разных областях семейной жизни (психология семейных отношений, рациональное ведение домашнего хозяйства, семейная педагогика, межличностное общение). Не совсем понятно, по какой причине автором отдельно обозначена область межличностного общения, поскольку, на наш взгляд, она входит в более широкое понятие «психология семейных отношений».

Т. А. Федорова в свое определение включает знания, обеспечивающие адекватный и осознанный выбор спутника жизни, положительное отношение к формированию брачно-семейных отношений и осознанное принятие ценностей семьи. В такой трактовке обращает на себя внимание момент, почему знания обеспечивают выбор спутника жизни (как известно, наличие знаний не обусловливает соответствующие действия), формирование отношения и принятие ценностей (что совсем необязательно), к тому же неясно, о каких конкретно знаниях идет речь. Также Т. А. Федорова считает, что для создания успешной семьи необходимы только (как следует из определения) коммуникативные и рефлексивные умения, которых, по нашему мнению, недостаточно, чтобы говорить о сформированной готовности к браку. Вместе с тем в обоих определениях обращается внимание на принятие ценностей семьи, что немаловажно.

Трактовка понятия «готовность к семейной жизни», данная Г. М. Андреевой, носит, как мы считаем, психологический характер, поскольку речь идет о системе социально-психологических установок личности. Здесь следует упомянуть о концепции Д. Н. Узнадзе, в которой установка рассматривается как предрасположенность субъекта к определенной обусловленной потребностями деятельности, его настройка к восприятию будущих событий и определенной форме

активности, опирающаяся на действенный опыт. Система установок определяет психологическую готовность к деятельности (в нашем случае к семейной жизни).

Общим в проанализированных определениях понятия «готовность к семейной жизни» является то, что во всех них указывается на принятие семейных ценностей, положительное отношение к семейному образу жизни.

С. П. Акутина [9] в контексте системного, аксиологического, личностно-деятельностного, культурологического, антропологического и фа-милистического подходов определяет семейные духовно-нравственные ценности как духовно-нравственные ориентиры, социально одобряемые и разделяемые большинством людей, служащие эталоном, идеалом для всех людей и определяющие целенаправленный процесс создания идеальной семьи, его возможность продолжить свой род, фамилию, расширить родственные связи; следовать национальным традициям, обычаям, образу и укладу семейной жизни в соответствии с культурными ценностями; учитывать педагогический опыт человечества возрождения лучших нравственных традиций семейного воспитания, восстановление традиционного уклада жизни.

С. П. Акутина выделила основные показатели сформированности у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей при создании собственной семьи: ориентация на чувства любви, уважения, взаимной моральной ответственности; на официальный брак; на рождение и воспитание детей; на выполнение родительской функции (материнства или отцовства); выполнение основных бытовых обязанностей (ведение совместного хозяйства, создание семейного бюджета и т. п.); на взаимосвязь с родительскими семьями, ориентация на ценности семьи и рода; на создание в семье комфортной морально-психологической атмосферы, обеспечивающей успешное решение воспитательных задач. Указанные ценностные ориентации могут служить основой для определения компонентной структуры готовности к семейной жизни.

По данному вопросу также существует ряд подходов. В. С. Торохтий вводит понятие «способность к браку» и включает в него несколько составляющих [10].

1. Способность заботиться о другом человеке, самоотверженно ему служить, активно делать добро.

2. Способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, то есть «входить» в эмоциональный мир партнера, понимать его радости и горести, переживания и неудачи, поражения и победы, находить духовное единство с другим человеком.

3. Способность к кооперации, сотрудничеству, межличностному общению, наличие навыков и

умений в осуществлении многих видов труда, организация домашнего потребления и распределения.

4. Высокая этическая и психологическая культура, предполагающая умение быть терпимым и снисходительным, великодушным и добрым, принимать другого человека со всеми странностями и недостатками, подавлять собственный эгоизм.

Как мы видим, помимо чисто психологических составляющих способности к браку В. С. То-рохтий выделяет также умения и навыки, необходимые для осуществления разных видов труда (скорее всего, имеется в виду хозяйственно-бытовой труд) и организации домашнего потребления и распределения.

Кроме того, В. С. Торохтий, отмечая высокую значимость подготовленности к браку, указывает на то, что супруги должны быть зрелыми в социально-психологическом отношении личностями. При этом исследователь выделяет ряд факторов, влияющих на уровень зрелости, которые, на наш взгляд, также можно отнести к составляющим готовности к семейной жизни. В частности, это функционально-ролевая согласованность в структуре взаимодействия супругов, включающая рациональное распределение обязанностей, и образовательно-операциональная подготовленность (знания, умения и навыки, необходимые для семейной жизни: общего порядка, правовые, экономические медицинские и др.), культура половых отношений.

Расширяя общее представление В. С. Торох-тия о способности к браку, можно добавить наличие правовых и медицинских знаний, умений и навыков, функционально-ролевую согласованность и сформированную культуру половых отношений.

Л. Б. Шнейдер [11] считает готовность к браку интегральной категорией, включающей в себя ряд аспектов:

1) определенный нравственный комплекс -готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям. Данный аспект связан с распределением ролей между супругами;

2) подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству;

3) способность к самоотверженности по отношению к партнеру, основанная прежде всего на альтруизме любящего человека;

4) качества, связанные с проникновением во внутренний мир человека, — эмпатийный комплекс;

5) высокая эстетическая культура чувств и поведения личности;

6) умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения.

Можно заключить, что Л. Б. Шнейдер имеет в виду психологическую готовность к браку, а не готовность вообще. Схожесть подходов В. С. То-рохтия и Л. Б. Шнейдера к определению психологических составляющих готовности очевидна. Единственное, на наш взгляд, принципиальное отличие заключается в выделении Л. Б. Шнейде-ром способности к умению разрешать конструктивным способом конфликты и к саморегуляции собственной психики и поведения.

Некоторые исследователи называют направления подготовки молодежи к семейной жизни, исходя из которых, очевидно, можно определить составляющие готовности.

Б. С. Круглов заключает, что система подготовки молодежи к семейной жизни наряду с половым просвещением и половым воспитанием, наряду с формированием навыков межличностного общения, которое прежде всего заключается в умении соизмерять свои интересы и поступки с интересами и поступками другого индивида, должна включать и формирование определенного уровня гражданско-правового сознания, соединяющего в себе гражданскую ответственность за свои действия с пониманием значимости каждого своего поступка [12].

И. В. Гребенников выделяет социальный, нравственно-этический, правовой, психологический, физиолого-гигиенический, педагогический, хозяйственно-экономический аспекты подготовки к семейной жизни [13]. Последний подход мы считаем наиболее полным и обоснованным.

Опираясь на проанализированные выше точки зрения разных исследователей, мы можем предварительно определить следующие составляющие готовности к семейной жизни.

1. Социально-нравственная готовность предполагает осознание ценности семьи и на этой основе желание создать собственную; сформи-рованность нравственных качеств личности (ответственности, самостоятельности, терпимости, верности, честности и др.), культуры поведения, ролевой гибкости (умения брать на себя разные роли, согласовывать функционально-ролевые представления с партнером).

2. Психологическая готовность включает наличие зрелой мотивации заключения брака, представлений о психологических основах семейной жизни (факторах семейного благополучия, жизненном цикле семьи, семейных кризисах и т. д.), коммуникативную компетентность, сформированную культуру чувств, умение предупреждать и разрешать конфликты.

3. Правовая готовность предусматривает знание основ законодательства о браке и семье, важнейших положений семейного права, обязанностей супругов по отношению друг к другу, к детям, обществу.

4. Репродуктивная готовность определяется наличием установки на продолжение рода, половой зрелостью организма, знанием физиологических особенностей мужского и женского организмов, особенностей половой жизни, вопросов личной гигиены.

5. Педагогическая готовность предполагает сформированность представлений о роли семьи в воспитании детей, ее педагогическом потенциале, специфике семейного воспитания, воспитательных функциях родителей, о путях повышения педагогической культуры.

6. Хозяйственно-бытовая готовность включает навыки ведения домашнего хозяйства, выполнения основных работ по дому.

7. Экономическая готовность предусматривает умение рационально планировать и осуществлять расходы, соизмеряя их с доходами, способность самостоятельно обеспечивать себя, нужды семьи.

Следует подчеркнуть, что данная компонентная структура готовности личности к семейной жизни является примерной и требует доработки. Вместе с тем определение такой структуры является важным и необходимым с точки зрения проведения социологических исследований, направленных на выявление уровня готовности современной молодежи к семейной жизни, а также для разработки и дальнейшего совершенствования соответствующих педагогических программ.

1. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70000 слов / под ред. Н. Ю. Шиловой. М.: Рус. яз., 1989.

2. Ярыгина Н. Ю. Мотивационно-смысловая готовность к семейной жизни: дис. . канд. психол. наук. М., 2007.

3. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.

4. Ярыгина Н. Ю. Указ. соч.

5. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. 2-е изд. М.: Мысль, 1979.

6. Зритнева Е. И. Формирование готовности старшеклассников к браку и семейной жизни: дис. . канд. пед. наук. Ставрополь, 2000.

7. Федорова Т. А. Педагогическое содействие формированию готовности студентов вуза к семейной жизни: дис. . канд. пед. наук. Челябинск, 2009.

8. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. М.: Просвещение, 1991.

9. Акутина С. П. Формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы: автореф. дис. . д-ра пед. наук. Н. Новгород, 2010.

10. Торохтий В. С. Психология социальной работы с семьей. М., 1996.

11. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006.

12. Круглов Б. С. Правовое сознание как элемент психологической подготовки молодежи к семейной жизни // Вопросы психологии. 1986. № 4. С. 63-68.

13. Гребенников И. В. Указ. соч.

РОЛЬ СИСТЕМЫ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАЛАТ

В УКРЕПЛЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА

В статье обсуждаются проблемы социальной ответственности российского предпринимательства, опыт системы торгово-промышленных палат в расширении социальной роли бизнеса в современном обществе.

The article discusses social responsibility of Russian business, the experience of the chambers of commerce aimed at enhancing the social role of business in modern society.

Ключевые слова: социальная ответственность, благотворительность, торгово-промышленная палата, российский бизнес.

Keywords: social responsibility, charity, chamber of commerce, Russian business.

Вопрос о социальной ответственности российского предпринимательства является в современных условиях одним из наиболее важных, так как наша страна находится на этапе развития, когда социальные аспекты рыночных преобразований начинают оказывать определяющее воздействие не только на скорость и масштаб экономических реформ, но и на решение стратегических задач — формирование продуктивно-творческого человека как главного ресурса современной экономики. При этом совершенно очевидно, что государство уже не может и не должно брать на себя целиком и полностью бремя социальных обязательств перед обществом и каждым гражданином. В современных условиях логичной и естественной выглядит ситуация, при которой предпринимательский сектор разделяет с государством ответственность за социально-экономическое состояние общества, удовлетворение жизненно важных потребностей населения.

В цивилизованных странах общество формируется на осознании того, что предпринимательство является основой расцвета государства. Одним из наиболее тяжелых последствий финансового кризиса в России стала утрата доверия к предпринимательству в целом как со стороны общественности, так и со стороны работников, занятых в этом бизнесе. Вместе с тем необходимо согласиться, что качество и производительность труда, репутация любой компании во многом зависят от отношения ее сотрудников к работе, руководству.

Источник:
Готовность личности к семейной жизни: теоретико-методологические подходы Текст научной статьи по специальности — Народное образование
В статье проанализировано понятие «готовность к семейной жизни», представлены подходы исследователей к выделению компонентов данного интегративного образования, на основании чего автором определена структура готовности личности к семейной жизни, включающая социально-нравственную, психологическую, правовую, репродуктивную, педагогическую, хозяйственно-бытовую, экономическую составляющие.
http://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-lichnosti-k-semeynoy-zhizni-teoretiko-metodologicheskie-podhody

Готовность молодых людей к семейной жизни

Необходимость решения проблемы подготовки молодежи к брачно-семейным отношениям обусловлена самой исторической ситуацией, сложившейся к началу третьего тысячелетия и характеризующейся осознанием новой системы ценностей, новой стратегией и тактикой поведения человека, а следовательно, и новыми подходами к его образованию. Наиболее важными нам представляются следующие тенденции развития общества.

Во-первых, современный этап общественной жизни сопровождается повышением требований социальной среды к гибкости человеческого мышления и поведения, к самостоятельности и ответственности за свою судьбу и судьбы других людей, к осмысленности прохождения жизненного пути, пониманию и разрешению противоречий современного человеческого бытия в его различных сферах, включая брачно-семейную.

Во-вторых, в нынешних условиях семья, переживающая материальные и духовно-психологические трудности, не всегда может гарантировать полноценное выполнение своих функций, которое является необходимым условием для сохранения преемственности поколений, развития личности и общества в целом, общественной стабильности и прогресса, и поэтому именно образование должно поддержать личность в период сознательного и ответственного поиска жизненных идеалов. Необходимо рассматривать современный образовательный процесс в вузе как взаимодействие студента и педагога, направленное на достижение определенной цели и приводящее к намеченному педагогом и принятому студентом позитивному преобразованию свойств и качеств обучающегося.

В-третьих, в современной Беларуси остро стоит вопрос об изменении отношения к семье, а именно — о необходимости рассматривать семью как самоценность. При этом на первый план выдвигаются морально-этические качества партнеров, проблема удовлетворенности браком, требования супругов друг к другу. Успешность брака и стабильность семьи в первую очередь зависят от личностной готовности вступающих в брак индивидов, их способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Таким образом, в педагогической теории возникает настоятельная необходимость искать пути решения проблемы формирования готовности молодежи к созданию семьи, которые было бы возможно применять в педагогической практике.

Понятие «готовность» впервые появилось в экспериментальной психологии в работах Б.Г. Ананьева, В.А. Крутецкого, Д.Н. Узнадзе, а затем было перенесено в сферу педагогических и социально-психологических исследований. В педагогической литературе отмечается, что готовность, в отличие от установки, характеризуется активной природой и предполагает развитие субъекта педагогической деятельности. В.А. Сластенин, описывая понятие готовности с педагогических позиций, определяет его как «интегративное, значимое качество личности, представляющее собой совокупность взаимосвязанных структурных компонентов, включающую личностные и процессуальные аспекты»[16,с. 19]. Готовность личности к браку складывается из биологической, социальной и психологической зрелости человека.

В частности, социально-психологическая, эмоциональная зрелость супругов включает в себя относительную материальную независимость от родительской семьи, свободу от родительского контроля, способность брать на себя семейные и супружеские роли и ответственность за сохранение семьи, способность брать на себя ответственность за свои поступки и за последствия принимаемых решений, умение адаптироваться к супругу, умение говорить о значимых эмоциях и чувствах с супругом и контролировать их и т.п.

Среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, Н.В. Малярова выделяет готовность молодежи к браку. Это система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества. Готовность к браку – интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов:

1) Формирование определенного нравственного комплекса – готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям. Формирование этого аспекта окажется связанным с распределением ролей между супругами.

2) Подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству. Семья является малой группой, для нормального ее функционирования требуется согласованность ритмов жизни супругов.

3) Способность к самоотверженности по отношению к партнеру. Способность к такому чувству включает способность к соответствующей деятельности, основанной прежде всего на качествах и свойствах альтруизма любящего человека.

4) Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека, — эмпатийный комплекс. Важность этого аспекта связана с тем, что брак по своему характеру становится более психологическим в силу утонченности человека как личности. В связи с этим возрастает роль психотерапевтической функции брака, успешной реализации которой способствует развитие способности к сопереживанию, пониманию эмоционального мира партнера.

5) Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.

6) Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения. Е.С.Калмыкова считает, что умение конструктивно решать межличностные конфликты, использование их для развития межличностных отношений супругов играет решающую роль в процессе взаимного приспособления молодоженов. Выделяют также составляющие готовности к семенной жизни (Схема 1.2).

Многочисленные исследования социологов, психологов, педагогов говорят о том, что стабильная семья может быть создана при определенной готовности молодых людей к семейной жизни. А.Н. Сизанов утверждает, что понятие «готовность к семейной жизни» включает в себя социально-нравственную, мотивационную, психологическую и педагогическую готовность, а также, сексуальную.

Т.М. Афанасьева, например, приводит тот факт, что по данным социологических исследований современные невесты, прежде всего, ищут в будущем спутнике. интеллигентность, т.е. очень сложный комплекс самых высоких человеческий свойств. Это и ум, и эрудиция, и чуткость, такт, культура внутренняя и внешняя. На втором месте – отношение к женщине как другу, заботливое отношение к семье детям, затем – разумная воля, трудолюбие, трезвость, чувство юмора, стремление к всестороннему совершенству, физическая красота. Юноши ищут в своих избранницах, прежде всего сочетание доброты, мягкости, самоотверженности, женственности с верностью супружескому долгу. Но и для них также важны ум и деловые достоинства подруги, которой придется трудиться наравне с мужем[16, с.29].

Мотивационная готовность к семейной жизни включает в себя любовь как основной мотив создания семьи, готовность к самостоятельности, ответственность за создаваемую семью, готовность к рождению и воспитанию детей. Известно, что большинство людей создают семью по любви. Однако, называя «любовь» в качестве мотива брака, молодые люди, по-видимому, вкладывают в это слово разные содержания Т.А.Флоренская выделяет три различных толкования этого слова: любовь как сексуальное влечение; любовь как потребность быть любимым; любовь как способность любить. Она приводит их описания.

1) Доминирование полового влечения. Гипертрофия полового влечения ведет к образованию сексуальной доминанты, захватывающей все жизненные силы человека, превращая его в раба своих влечений. Это становится преградой для психического и духовного развития человека. Отождествление любви с физиологией чаще всего происходит с теми детьми, которые выросли в семьях с неблагоприятными супружескими отношениями. Т.А.Флоренская пишет, что такие люди не способны к созданию семьи, т.к. у них слишком сильна потребность в смене «объектов» удовлетворения сексуальной потребности.

3) Способность любить. Уровни способности любить различны – от взаимного чувства до бескорыстной самоотверженной любви, способной пережить отсутствие взаимности – такой человек верен в любви и надежен в семье. Если чувственные удовольствия неизбежно приводят к пресыщению, то любовь не насыщаема: любимый человек не надоедает, он раскрывается все глубже и глубже. Любящие образуют один организм, разъединение которого подобно смерти[17, с.77-82].

Готовность к самостоятельности включает в себя умение вести семейный бюджет, наладить быт; ухаживать за детьми, наличие определенной материальной независимости от родителей, желание решать другие жизненно важные вопросы. Чувство ответственности за создаваемую семью предполагает продуманность решения, согласованность позиций жениха и невесты по многим вопросам, в том числе материальном и жилищном. Готовность создать семью должна дополняться обоюдным желанием иметь и воспитывать детей. Семья без детей – неполноценная.

По мнению психологов, нравственно-психологическая подготовленность личности к браку означает восприятие целого комплекса требований, обязанностей и социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. К ним относятся:

-готовность принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственность за их поведение;

-понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях;

-стремление к повседневному общению и сотрудничеству, согласованию взаимодействий с представителями противоположного пола, что в свою очередь предполагает высокую нравственную культуру;

-умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний.

Нами было проведено мини-исследование (Приложение 3), целью которого является определение уровня нравственной готовности студентов к браку. В исследовании приняли участие 20 студентов факультета социальной педагогики и практической психологии Витебского государственного университета им. П.М. Машерова.

По результат (Приложение 4) исследования была определена средняя (больше 50% – 80%) готовность, среди студентов, к семейной жизни. Это говорит о некоторой сформированности готовности к семейно брачным отношениям среди молодежи, а также наличие у студентов определенных умений и навыков: коммуникативных, организаторских, прикладных и гностических.

В.С. Торохтий считает, что эти требования реализуются в разных семьях в разной степени, на основании этого очевидного факта он вводит понятие «способность к браку», предполагающее несколько составляющих. Это способность:

1) заботиться о другом человеке, самоотверженно ему служить, активно делать добро.

2) сочувствовать, сопереживать, сострадать, т.е. «входить» в эмоциональный мир партнера, понимать его радости и горести, переживания и неудачи, поражения и победы, находить духовное единство с другим человеком.

3) к кооперации, сотрудничеству, межличностному общению, наличие навыков и умений в осуществлении многих видов труда, организация домашнего потребления и распределения.

4) высокая этическая и психологическая культура, предполагающая умение быть терпимым и снисходительным, великодушным и добрым, принимать другого человека со всеми странностями и недостатками, подавлять собственный эгоизм. [15, с. 64-72].

Все эти способности являются показателями умения человека быстро изменять свое поведение в соответствии с изменяющимися обстоятельствами, проявлять терпимость, устойчивость и предсказуемость своего поведения, способность к компромиссу.

Что касается рассматриваемого нами аспекта понятия «готовность», то отечественная педагогика накопила в данном отношении значительный опыт. Советской педагогической школой были разработаны специальные курсы, целью которых была подготовка молодежи к браку и семье. В советской школе существовали следующие основные направления такой подготовки:

— ознакомление на уроках и внеклассных занятиях с этическими вопросами брачно-семейных отношений;

— половое воспитание молодежи с привлечением к этой работе врачей, родителей и общественности, формирование нетерпимости к пьянству и половой распущенности;

— развитие и укрепление у школьников чувств товарищества, дружбы, коллективизма, дисциплинированности в деятельности пионерской и комсомольской организаций;

— формирование уважительного, заботливого отношения к женщинам, старикам, детям;

— практическая подготовка старших школьников к ведению семейного хозяйства и воспитанию детей в родительском доме[13, с. 65].

Источник:
Готовность молодых людей к семейной жизни
Необходимость решения проблемы подготовки молодежи к брачно-семейным отношениям обусловлена самой исторической ситуацией, сложившейся к началу третьего тысячелетия и характеризующейся осознанием
http://megaobuchalka.ru/9/37579.html

Подготовка к семейной жизни

Подготовка к семейной жизни — это целый этап. Обычно, предполагаемый брак и совместная жизнь вызывает множество вопросов, в особенности у девушек. Стараясь быть хорошими хозяйками и не стать разочарованием для своего будущего мужа, девушки приступают к изучению такого вопроса, как начало семейной жизни и как подготовиться к ней.

Безусловно, когда человек знакомится с противоположным полом, он не может точно знать, к чему приведут такие отношения, серьезно ли это или просто мимолетное влечение. Но когда знакомые переходят уже в качество друзей с определенной симпатией друг к другу, то возникает влечение полов. Такое понятие является наиболее неоднозначным и необъяснимым. Влечение, пожалуй, и является основным критерием сближения двух людей противоположного пола. Но одного влечения недостаточно для того, чтобы вступить в отношения, которые выльются в большую и красивую любовь, ведущую к крепкому браку.

Вступая в отношения, каждый должен для себя четко иметь представление, серьезность отношений и будут ли они вести к браку. Понять, можно ли вступить в брак именно с этим человеком, возможно уже спустя месяц-два после начала отношений.

В период отношений людей охватывает симпатия, привязанность, которая ведет к влюбленности. Именно влюбленность длится долгое время и ее часто принимают за любовь. Однако это не совсем так. Влюбленность длится около 3-х лет, а дальше, при хороших обстоятельствах, наступает непосредственно любовь! Пары вступают в брак обычно в период той самой влюбленности, принимая ее за большую любовь, которая наполнена страстью и желанием.

Спустя некоторое время, молодой человек делает своей половине предложение. Вот тут-то все и начинается — веселое путешествие в брачную жизнь. Начинаются тягостные приготовления к этому знаменательному дню, платья, прически, фотографы, тамада. И вот — марш Мельденсона. Невеста в свадебном платье, жених в красивом костюме, все безупречно! Много гостей, родственников, казалось бы, все идет по плану. Только нужно быть готовым к тому, что ваш праздничный день соединения двух душ будет не таким уж и легким. Приготовьтесь к тому, что вы будете с раннего утра на ногах, под прицелом фотокамер и взоров своих многочисленных друзей и близких. К концу мероприятия вы будете очень измотаны, но ведь впереди еще брачная ночь!

И вот, вы наконец-то стали мужем и женой. Безусловно, первое время вы оба будете летать в облаках. Теперь вы друг для друга муж и жена.

Что будет происходить сначала:

  • Первую неделю вы будете просто наслаждаться тем, что вы муж и жена. Вас не будут напрягать никакие проблемы, безудержный секс по 2 раза в день, заказы еды на дом и т.д. Но этот период подойдет к концу, жизнь позовет вас обратно в реальность.
  • Следующее время перед вами начнут всплывать реальные проблемы: деньги, уборка, готовка, работа, досуг. Вы начнете замечать недостатки своего любимого, ведь совместная жизнь их сразу откроет. И не переживайте, ваши недостатки тоже откроет.
  • Начинается притирка друг к другу. Ссоры, недопонимания, первый кризис в семейной жизни. В такой ситуации необходимо здраво оценивать ситуацию, иначе кризис может привести снова в ЗАГС, но только на этот раз случай будет не очень счастливый. Как пережить кризис? А здесь вам потребуется больше времени проводить вместе, в особенности за разговорами. Общаясь между собой, проводя совместно свой досуг вы сумеете вытащить свою семью из кризиса. Ваши отношения перейдут на новый уровень.
  • Кризис означает переход к чему-то более новому. Новое — это возможно то, что в скором времени вы будете ждать ребенка. Ведь брак создается ради этого!

Первое время молодая жена старается всячески показать мужу то, что она прекрасная хозяйка: и в доме уберет, и кушать приготовить, и мужа ублажит, и постирает, и погладит. Да только если вы на самом деле не такая, то не стоит пытаться выжимать из себя этого. Если вам сегодня не хочется убирать в доме, не убирайте. Потому что постоянно хорошим «поведением» вы вызовите у мужа привычку к этому. Рано или поздно такая привычка иссякнет и вылезет настоящая натура молодой жены. В таком случае муж может и разочароваться. Будьте настоящей. Нет идеальных людей и не переживайте — ваш муж примет вас любой, если он действительно любит.

В общем, все, что было написано про жену, относится и к молодому мужу. Муж может изначально вести себя правильно, не разбрасывая кругом свои носки, помогая по дому жене, не встречаясь с друзьями в баре с кружкой пива. Но и это рано или поздно закончится. И вот тогда у жены возникает разочарование: «Ведь он сначала был таким хорошим, почему он сейчас таким стал». А он не стал таким, он всегда таким был, просто сначала была надета маска «хорошего мужа». Поэтому совет №1 и для мужа, и для жены — не стройте из себя тех, кем вы не являетесь и тогда разочарования вас не настигнут.

Браком считается свободный союз двух сердец, мужчины и женщины, который обладает целью формирования семьи. Брачный союз обязан создаваться лишь по обоюдному желанию. Для успешного брака непременно пара должна любить друг друга. Тогда все испытания, которые готовит брак, будут пройдены без особых трудностей.

Приоритеты решения брачных вопросов в семье находятся в зависимости от характерных черт людей и не способны определяться однозначно. Но в данном вопросе существуют определенные закономерности, которые формируются по физиологическим чертам обоих партнеров.

Если брак был заключен в ранний период, когда обоим супругам по 17-18 лет, то инициативность решения вопросов в таком браке будет принадлежать девушке, поскольку женский род стремительнее взрослеет, в отличии от мужского пола. Все вопросы, касаемые денежного бюджета, квартирного вопроса и прочих бытовых проблем будет разрешать девушка. Мужчина же созреет к 25-30 годам. Именно в этом возрасте инициатива решения семейных проблем переходит в мужские руки. Это не говорит о том, что в каждой ранней семье происходит именно так, потому что здесь имеет место еще характер каждого из супругов.

Данную закономерность предпочтительно учитывать при заключении ранних браков. Однако, несмотря на это, жизнь и реальные случаи говорят о том, что не помеха разница в годах супругов, а также никакие любые другие факторы не станут помехой у двух действительно любящих друг друга людей.

Первый кризис при подготовке к началу семейной жизни

За весь брак, семейная пара проходит не один кризис. Но первый кризис, который настигает семью совсем рано — это кризис первого года существования семейной пары. Чем характеризуется кризис первого года?

Как исключить либо сгладить кризисную ситуацию первого года совместной жизни? Первое, что вам нужно сделать обоим — это принимать своего партнера таким, какой он есть. Не старайтесь его изменить или исправить, это не приведет к добру. Характер вашего избранника или избранницы не стоит тоже менять, вы должны принять своего партнера таким, какой он есть.

Вам следует сразу же распределить роли в своей семейной жизни. По поводу этих ролей: еще издавна считалось, что мужчина — добытчик, а женщина — хранительница очага. Так и остается во многих семьях до сих пор. Мужчина должен приносить доход, а женщина создавать уют. Распределив все семейные роли, договорившись о всех нюансах жизни, вам станет легче уживаться друг с другом и кризис первого года жизни уйдет вспять.

Многие девушки могут быть очень озадаченными по поводу скорого вступления в брак. Ведь это событие всей жизни, к которому так стремится каждая. Однако, зачастую ожидания и реальность могут полностью не соответствовать друг другу и та иллюзия, в которой жила девушка все это время, рухнет, разрушая при этом розовые очки своей обладательницы. Из первых уст можно узнать мнение, вступивших в брак, девушек, как шла подготовка к браку, какие ожидания подтвердились и наоборот. Ниже рассказ одной девушки, которая столкнулась с проблемами в браке на первом этапе семейной жизни.

Валерия:

Что необходимо знать начинающей молодой паре о браке?

Среди основных задач во время первых двух лет совместной жизни выделяются следующие:

  • Выстроить серьезные, мощные, устойчивые отношения, которые будут базироваться только на взаимном уважении, близости и доверии.
  • Формирование собственного стиля поведения, который будет считаться наиболее результативным для обоих партнеров по семейной жизни.

Кроме того, в первоначальные годы совместной жизни мужу и жене необходимо разрешить следующие вопросы:

  • материальные средства (кто работает, кто ведет хозяйство, либо оба работают и ведут хозяйство совместно);
  • дети (будут или не будут присутствовать в семейной жизни супругов, если будут, то в какой период жизни заводить их);
  • работа (согласование условий друг к другу по поводу работы и карьерной лестницы);
  • общение с близкими и друзьями (собственными и общими);
  • хранение тайн друг от друга — приемлимо ли это?
  • взаимоотношения с родственниками.

Наиболее ключевой подход в решении семейных проблем — найти общий компромисс и решение, удовлетворяющее каждого партнера.

Источник:
Подготовка к семейной жизни
Подготовка к семейной жизни — это целый этап. Обычно, предполагаемый брак и совместная жизнь вызывает множество вопросов, в особенности у девушек. Стараясь быть хорошими хозяйками и не стать
http://beladies.ru/lubov/podgotovka_semejnoj_zhizni/

Психологическая готовность к семейной жизни

Современное супружество представляет более сложные требования к личностному взаимодействию членов семьи. Оно не преподносится супругам в готовом виде, а задается им как задача, требующая больших личностных усилий, готовности и способности к совершению этих усилий. Снижение брачного возраста в сочетании с возросшей длительностью социального созревания приводит к тому, что усложняющиеся задачи семейного строительства приходится на менее зрелых в личностно-социальном отношении супругов.

Многие люди принимают решение о вступлении в брак необдуманно, не осознавая принимаемой на себя ответственности, не научившись эффективно общаться с партнером. Под влиянием юношеской очарованности они спешат купить обручальные кольца. В результате их ожидания и надежды оказываются неоправданными. Очень немногие люди бывают по-настоящему готовы к стрессам и трениям первых лет супружеской жизни.

Семейная жизнь, открывая человеку возможности для личного роста и счастья, одновременно предъявляет к нему и немало требований. Среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, выделяют готовность молодежи к браку. Это система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества.

Готовность к браку — интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов:

  • 1. Формирование определенного нравственного комплекса — готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям.
  • 2. Подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству. Семья является малой группой, для нормального ее функционирования требуется согласованность ритмов жизни супругов.
  • 3. Способность к самоотверженности по отношению к партнеру. Способность к такому чувству включает способность к соответствующей деятельности, основанной, прежде всего, на качествах и свойствах альтруизма любящего человека.
  • 4. Наличие качеств, связанных с прикосновением во внутренний мир человека — эмпатийный комплекс.
  • 5. Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.
  • 6. Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения.

В.С. Торохтий ввел понятие «способность к браку», предполагающее несколько составляющих:

Прочность судьба брака зависит от многих факторов. Ведь объединяются в семью две личности с их сложными психологическими и физиологическими особенностями. Для находящихся в браке людей очень важно быть зрелыми в социально-психологическом отношении личностями. К психологической зрелости относится отсутствие чрезмерного эгоизма, агрессивности и напротив — наличие способности признавать собственные ошибки и стремления к постоянному самосовершенствованию в супружеских отношениях.

Источник:
Психологическая готовность к семейной жизни
Современное супружество представляет более сложные требования к личностному взаимодействию членов семьи. Оно не преподносится супругам в готовом виде, а задается им как задача, требующая больших
http://studwood.ru/615596/psihologiya/psihologicheskaya_gotovnost_semeynoy_zhizni

COMMENTS