Готовность к семейной жизни диагностика

Готовность к семейной жизни диагностика

Диагностика. Диагностика готовности к семейной жизни редко становится специальным направлением профессиональной деятельности семейного психолога;

Диагностика готовности к семейной жизни редко становится специальным направлением профессиональной деятельности семейного психолога. Обычно психолог работает с результатами неготовности, которые проявляются в семейных конфликтах и дисфункциях, а в крайних случаях – в распаде семейных отношений. Однако часто одинокие люди обращаются за психологической помощью в надежде понять, что с ними не так, и найти подходящего партнера.

В таких случаях рекомендуется исследование личностных характеристик обратившегося за помощью, его мотивации, связанной с поиском брачного партнера. Если выявляется наличие ярко выраженных личностных особенностей, затрудняющих отношения с потенциальным партнером, необходимо их проработать. Особенности такой работы описаны в соответствующих пособиях по индивидуальной психотерапии и консультированию.

Иногда поиск брачного партнера затрудняется проблемами, обусловленными микро- и макросистемными уровнями функционирования семьи. Типичными проблемами являются сложности отделения от родительской семьи; неосознанное выражение лояльности семейной системе; следование семейному сценарию и т.п. В таком случае рекомендуется глубокая проработка генограммы. Наиболее адекватным средством будет являться генограмма, сфокусированная на поиске брачного партнера. Семейный психолог может акцентировать внимание на следующих вопросах:

· Были ли у Ваших родителей серьезные отношения до их встречи?

· Что вы знаете о том, как Ваша мать познакомилась с Вашим отцом?

· Кто был инициатором знакомства?

· Сколько лет было отцу? А матери?

· Что Вы знаете об их первом впечатлении друг от друга?

· Чего ждала мать от отца? Чего ждал отец от матери?

· Знаете ли Вы об их сомнениях относительно своего выбора?

· Кто сделал предложение?

· Как быстро после знакомства они поженились?

· Счастлива ли мать в браке? А отец?

· Что чаще всего является «проблемной зоной» в их отношениях и т.п.

Аналогичный анализ можно провести и с прародительским семьями. Важно акцентировать внимание на поведении, мыслях и чувствах родителя одного пола с клиентом. Если отношения между клиентом и родителем его пола сложные, то клиент может действовать по «контрсценарию». Также поиск брачного партнера может останавливать неосознаваемый страх повторить судьбу родителя.

Пример. Женщина 33 лет не может найти подходящего партнера. Обратившись за помощью к психологу, она рассказала о своих проблемах и затруднениях. Выяснилось, что у нее очень высокие требования к мужчине. При анализе генограммы было установлено, что мама клиентки вышла замуж в 19 лет, руководствуясь принципом «берут – иди». Брак родителей клиентка описывает как несчастливый. Отец пьет; в семье, кроме клиентки, еще двое детей. Мать так и не получила высшего образования. Она много работает и в свои 53 года выглядит, по словам клиентки, на все 70. Поэтому, несмотря на разговоры клиентки о желании выйти замуж, она боится повторить судьбу матери и не готова к семейной жизни, однако не признает этого факта, а предпочитает находить новых мужчин и, обесценив, бросать их.

Для диагностики готовности к семейной жизни могут быть использованы следующие методики:

· определение желания выйти замуж (жениться), мотивация поиска брачного партнера и выхода замуж (беседа);

· уровень сформированности идентичности, психологическая зрелость как основа готовности к браку (структурное интервью О. Кернберга);

· адекватность представлений о себе как человеке, как будущем семьянине и о будущем брачном партнере (методика Т. Лири в адаптации Л.Н. Собчик);

· эмоциональное отношение к себе как супруге/супругу, к своему будущему брачному прартнеру, родителям, семейной жизни, сексуальной жизни, детям и т.п. (методика ЦТО; методика «Незаконченные предложения»);

· представления и фантазии о будущей семейной жизни (методики «Рисунок семьи» и «Кинетический рисунок семьи»);

· значимость семьи, ее место в системе жизненных ценностей (беседа; методика «Ценностные ориентации» М. Рокича);

· взаимосвязь актуальных проблем клиента и его семейной истории (поиск «семейных переплетений», повторов, следования чьей-то судьбе, выполнение семейных предписаний и т.п.); наличие семейных сценариев и мифов, мешающих поиску брачного партнера или актуализирующих тревогу и страхи («Генограмма», «Фокусированная генограмма», «Геносоциограмма»).

Источник:
Готовность к семейной жизни диагностика
Диагностика. Диагностика готовности к семейной жизни редко становится специальным направлением профессиональной деятельности семейного психолога; Диагностика готовности к семейной жизни редко
http://studopedia.su/17_56841_diagnostika.html

Диагностика супружеских отношений

1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОДАРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Кафедра педагогики и психологии Диагностика супружеских отношений учебно-методическое пособие для студентов специальности «Клиническая психология» Краснодар 2015

2 2 УДК : Я 73 ББК: (075.8) Ч- 12 Составитель: Чалов В.Н., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Рецензенты: Флоровский С.Ю., доцент, к.пс.н. Кубанского государственного университета Демин А.Н., профессор, д.пс.н. Кубанского государственного университета Пособие направлено на развитие исследовательской культуры студентов будущих клинических психологов. Диагностический материал, представленный в пособии, способствует изучению специфики взаимоотношений молодых людей в добрачный период, отношений, складывающихся между супругами и детско-родительских отношений. Печатается по решению учебного и научно-методического Совета МАОУ ВПО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования».

4 4 ТЕСТ «ПОДРОСТКИ О РОДИТЕЛЯХ» МЕТОДИКА «ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ» РОДИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ ПОДРОСТКА (ДРОП) (Авторы О.А. Карабанова, П.В. Трояновская) МЕТОДИКА «ТЕСТ ОТНОШЕНИЙ БЕРЕМЕННОЙ» (ТОБ (б)) ОПРОСНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) ТЕСТ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ (Авторы методики А. Я. Варга, В. В. Столин) МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ОТНОШЕНИЯ К БОЛЕЗНИ РЕБЕНКА (ДОБР; В.Е.Каган, И.П.Журавлева) ОПРОСНИК «ИЗМЕРЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК И РЕАКЦИЙ» (PARI) ДИАГНОСТИКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПОНИМАНИЕ РОДИТЕЛЯМИ ОСОБЕННОСТЕЙ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА ЛИТЕРАТУРА

6 6 ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

15 15 ДИАГНОСТИКА СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Источник:
Диагностика супружеских отношений
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОДАРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Кафедра педагогики и психологии
http://docplayer.ru/33110674-Diagnostika-supruzheskih-otnosheniy.html

Подготовка старшеклассников к семейной жизни

Рассмотрение функций семьи в подготовке юношей и девушек к браку. Теоретический анализ основ формирования у старшеклассников готовности к семейно-брачным отношениям. Программа социально-педагогической подготовки юношей и девушек к семейной жизни.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

В связи с тем, что семья не всегда может сформировать установки и ценностные ориентации в сфере семейной жизни, соответствующие реальным условиям и требованиям жизни, подготовка юношества к семейной жизни должна представлять собой комплекс всесторонних взаимодействий с родителями, учителями, сверстниками, с другими людьми, со средствами культуры и массовой информации, в результате которых происходит осознание особенностей брачно-семейных взаимоотношений, развитие соответствующих чувств, формирование представлений, взглядов, убеждений, качеств и привычек, связанных с готовностью к браку и семейной жизни.

2. Организация подготовки старшеклассников к семейной жизни в школе

2.1 Исследование готовности старшеклассников к семейно-брачным отношениям

С целью определения готовности старшеклассников к семейной жизни нами было проведено исследование на базе Государственного учреждения образования «Средняя школа № 1 им. Героя Советского Союза П.А. Акуционка г.п. Шумилино». В исследовании принятии участие учащиеся 10 «А» и 10 «Б» классов. Выборку составили 25 человек, из них 11 юношей и 14 девушек. Возрастной состав испытуемых составил от 15 до 17 лет.

В исследовании применялись следующие методики:

1. Тест-карта оценки готовности к семейной жизни (И.Ф. Юнда) [21].

2. Анкета «Нравственная готовность к браку» (Е.К. Погодина) [25].

Тест-карта оценки готовности к семейной жизни И.Ф. Юнды.

Цель: подготовленность к семейной жизни одно из решающих условий счастливого супружества, гармоничного брака.

Описание. Тест профессора И. Юнды, позволяет оценить готовность к семейной жизни, а также прогнозировать семейное благополучие в отношениях между супругами. Оценка готовности к семейной жизни и прогноз благополучия супружеских взаимоотношений нацелены на создание прочного брака и на совершенствование взаимоотношений в период становления брачной жизни. Приводимый тест будет полезен такому совершенствованию на любой стадии брака.

Инструкция к тесту: «Выберите в каждой из предложенных 10 ситуаций по одному из трех вариантов ответа. Чтобы определить свою готовность к браку (жениху, невесте; жене, мужу) порознь надо подсчитать результаты в баллах, согласно приводимой шкале оценок для каждого из трех вариантов поведения (во всех 10 ситуациях)».

Обработка и интерпретация результатов тестирования. Об удовлетворенной подготовленности в семейной жизни свидетельствует сумма набранных баллов в пределах 22-70, о недостаточной подготовленности к ней — сумма 22 и ниже. Текст опросника, обработка и интерпретация результатов подробно отображены в приложении А.

Результаты тест-карты оценки готовности к семейной жизни старшеклассников позволили получить следующую картину (табл. 2.1).

Таблица 2.1 Результаты оценки старшеклассников готовности к семейной жизни

Подготовленность к семейной жизни

Достаточная подготовленность к семейной жизни наблюдается у 35,7 % девушек и у 18,2 % юношей, что говорит о высокой степени осознанности молодыми людьми особенностей брачно-семейных отношений. Преобладающее большинство юношей (54,5 %) и девушек (50 %) имеют удовлетворительный уровень готовности к семейной жизни, следовательно, данные старшеклассники имеют достаточные представления о браке и семье, но еще не полностью готовы к семейной жизни. Недостаточная подготовленность к семейной жизни была выявлена у 27,3 % юношей и у 14,3 % девушек. Данные учащиеся нуждаются в формировании позитивные представлений о браке и семье, а также формирование ценности семьи.

Анализ полученных данных показал, что больше половины опрошенных старшеклассников имеют осознанные представления о брачно-семейных отношениях. Следует отметить, что процент девушек подготовленных к семейной жизни выше, чем у юношей. Возможно, это обусловлено тем, что девушки с раннего детства испытывают больший интерес к семье, отношениям полов. Треть опрошенных учащихся старших классов нуждаются в формировании готовности к семейной жизни.

Анкета «Нравственная готовность к браку» Е.К. Погодиной (Приложении Б).

Цель: выявить готовность юношества к семейной жизни.

Описание: вопросы анкеты направлены на изучение совокупности фактов обеспечивающих зрелость личности во внутрисемейных отношениях: коммуникативные умения, добродушие и отходчивость в ссоре, умение прощать, терпимость к недостаткам другого, умение преодолевать конфликтные ситуации, социальная активность членов семьи и их умения не замыкаться в узком кругу семейных дел.

Обработка и интерпретация результатов: необходимо подсчитать сумму для нечетных номеров — первый столбец (С1) и сумму для четных номеров — второй столбец (С2).

Результат определяется по формуле: К = (32 + С1 — С2) : 64 х 100%.

Если К: меньше 50% — низкая нравственная готовность к семейной жизни; 50 — 80% — средняя нравственная готовность к семейной жизни; 81 — 100% — высокая нравственная готовность к семейной жизни.

Полученные результаты анкетирования представлены в таблице 2.2. Так, было выявлено, что почти треть опрошенных юношей (27,3 %) имеют низкая нравственная готовность к семейной жизни. Среднюю нравственную готовность к семейной жизни имеют остальные 72,7 % юношей и 100 % девушек. Следует отметить, что среди опрошенных старшеклассников не было выявлено испытуемых с высокой нравственной готовностью. Это говорит, что учащиеся старших классов имеют недостаточную готовность к семейной жизни.

Таблица 2.2 Результаты нравственной готовности к семейной жизни старшеклассников

Показатели нравственной готовности

низкая нравственная готовность к семейной жизни

средняя нравственная готовность к семейной жизни

высокая нравственная готовность к семейной жизни

Таким образом, анализирую полученные результаты исследования, можно сделать следующие выводы. Больше половины опрошенных старшеклассников имеют осознанные представления о брачно-семейных отношениях и десятая часть испытуемых не готовы к семейной жизни. Также выявлено, что процент девушек подготовленных к семейной жизни выше, чем у юношей. Возможно, это обусловлено тем, что девушки с раннего детства испытывают больший интерес к семье, отношениям полов. Следовательно, опрошенные учащихся старших классов нуждаются в формировании готовности к семейной жизни.

2.2 Программа социально-педагогической подготовки старшеклассников к семейной жизни

Актуальность проблемы подготовки юношества к семейной жизни

Старший школьный возраст — период жизни, в течение которого решаются задачи жизненного пути, профессионального и социального самоопределения. Задачи социализации в юношеском возрасте, прежде всего, связаны с достижением статуса «взрослого», что предполагает освобождение от опеки взрослых, а также личностным и профессиональным самоопределением.

Создание семьи — одна из жизненно важных проблем. От её решения зависит в жизни человека очень многое. Вот почему так важно подготовить детей к тому, чтобы, создав семью, сохранить её на всю жизнь. Также подготовка к семейной жизни обусловлена тем, что она способствует всестороннему и гармоничному развитию личности.

Таким образом, устойчивость брачно-семейных отношений зависит во многом от степени подготовки подрастающего поколения к семейной жизни, где такая подготовка понимается как система знаний о жизнедеятельности семьи, социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально положительное отношение к семейному образу жизни.

Актуальность разработки программы социально-педагогической подготовки юношества к семейной жизни в школах определяется тем, что в настоящее время как таковых программ нет. Занятия классных часов на тематику семейно-брачных отношений незначительны и проводятся в рамках других программ.

· повышение статуса семьи в современном обществе;

· формирование представления о семейных ролях;

· формирование социо-культурных семейных ценностей;

· воспитание ответственного отношения к семейной жизни;

· воспитать потребности в здоровом образе жизни и ответственности за свое здоровье;

· формирование активной жизненной позиции.

· формирование основных понятий о семейно-брачных отношениях;

· подготовка к будущей семейной жизни:

· формирование экономического мышления.

· формирование психологических основ здоровых отношений мужчины и женщины.

· дать первоначальное о роли родителей в воспитании детей.

· помочь юношам и девушкам осознать ценность семьи;

· сформировать и развить навыки ответственного поведения, умения отвечать за свои поступки;

· формировать разумные отношения в любви, дружбе, семейной жизни.

· развить навыки цивилизованного общения, сотрудничество, открытость.

Перечень направлений работы:

· разработка системы единых требований и согласования основных направлений школьного и домашнего воспитания;

· проведение циклов тематических классных часов и внеклассных мероприятий по основным задачам программы;

· проведение совместных с родителями и учителями досугово — развлекательных игр, праздников, спортивных мероприятий;

· участие в тематических конкурсах семейных проектов.

Целевая группа: учащиеся 10-11 классов.

Сроки реализации программы: триместр, периодичность занятий — 2 раза в месяц, длительность занятия — 1 час.

Таблица 2.3 Структура программы

Семья сегодня (Приложение В)

Социальный педагог, классный руководитель

Готовность к созданию семьи (Приложение Г)

Социальный педагог, психолог, классный руководитель

«Брак следует за любовью, как дым за пламенем. » (Приложение Д)

Социальный педагог, классный руководитель

Брак и семья (Приложение Е)

Социальный педагог, психолог

Конкурс семейный проектов:

1) История семьи и семейные реликвии.

2) Родовое дерево.

Фото- и видеопрезентации

· обретение учащимися умения и желания строить свою жизнь на основе общечеловеческих духовных ценностей;

· умение строить отношения с противоположным полом, опираясь на национальные традиции;

· знание и соблюдение норм культуры поведения в семье;

· осознание ответственности строительства семьи и семейной жизни;

· ознакомление с историей создания семьи, основами создания семьи, правами и обязанностями супругов;

· обретение умения строить взаимоотношения с противоположным полом, эффективно общаться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации;

· осознание своей ответственности перед обществом в вопросах создания семьи и воспитании детей.

С целью определения готовности старшеклассников к семейной жизни нами было проведено исследование на базе ГУО «Средняя школа № 1 им. Героя Советского Союза П.А. Акуционка г.п. Шумилино». В исследовании принятии участие учащиеся 10 «А» и 10 «Б» классов. Выборку составили 25 человек, из них 11 юношей и 14 девушек. Возрастной состав испытуемых составил от 15 до 17 лет. В исследовании применялись следующие методики: тест-карта оценки готовности к семейной жизни (И.Ф. Юнда), анкета «Нравственная готовность к браку» (Е.К. Погодина).

Анализирую полученные результаты исследования, можно сделать следующие выводы. Больше половины опрошенных старшеклассников имеют осознанные представления о брачно-семейных отношениях и десятая часть испытуемых не готовы к семейной жизни. Также выявлено, что процент девушек подготовленных к семейной жизни выше, чем у юношей. Возможно, это обусловлено тем, что девушки с раннего детства испытывают больший интерес к семье, отношениям полов. Следовательно, опрошенные учащихся старших классов нуждаются в формировании готовности к семейной жизни.

Исходя из полученных результатов исследования, нами была разработана программа социально-педагогической подготовки старшеклассников к семейной жизни. Данная программа способствует обретению учащимися умения и желания строить свою жизнь на основе общечеловеческих духовных ценностей; умения строить отношения с противоположным полом, опираясь на национальные традиции; знаний норм культуры поведения в семье; осознанию ответственности строительства семьи и семейной жизни; ознакомлению с историей создания семьи, основами создания семьи, правами и обязанностями супругов; обретению умения строить взаимоотношения с противоположным полом, эффективно общаться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации; осознанию своей ответственности перед обществом в вопросах создания семьи и воспитании детей.

Актуальность целенаправленной социально-педагогической подготовки юношества к семейной жизни обусловлена общественной потребностью в более глубоком и систематическом воспитании мужей и жен, отцов и матерей и необходимостью более активного преодоления отживших установок во взглядах на отношения мужчины и женщины, на семейную жизнь.

1. В первой главе мы выявили, что наиболее сильное воздействие на поведение и выбор брачного партнера юношей и девушек оказывает семья. Характер взаимоотношений между ее членами, атмосфера семьи, активное участие обоих родителей в воспитании детей, наличие у отцов и матерей специальных знаний и педагогических навыков, правильная организация практической деятельности детей и семейного досуга — все это имеет важнейшее значение в воспитании семьянина.

2. Но в воспитании семьянина наряду с родительским домом ведущая роль принадлежит и школе. Подготовка к семейной жизни является одним из главных направлений юношеского воспитания и представляет собой целенаправленный процесс психологический, теоретической, методологической и практической подготовки, направленной на освоение прав и обязанностей в семье. Целью социально-педагогической подготовки юношества состоит в формировании активной жизненной позиции семьянина, обеспечению устойчивости брака, к выработке установок на ответственное супружество и родительство.

С учащимися проводится систематическая целенаправленная подготовка к семейной жизни с помощью учебной и внеучебной работы, деятельности различных неформальных объединений, а также путем оказания помощи семье, формирования общественного мнения взрослых и молодежи о высочайшей ценности семьи для общества и для каждого человека в отдельности. В процессе подготовки к семейной жизни используются активные методы групповой работы. Конечным же результатом подготовки к браку и семейной жизни должна быть сформированность готовности к семейно-брачным отношениям.

В связи с тем, что семья не всегда может сформировать установки и ценностные ориентации в сфере семейной жизни, соответствующие реальным условиям и требованиям жизни, подготовка юношества к семейной жизни должна представлять собой комплекс всесторонних взаимодействий с родителями, учителями, сверстниками, с другими людьми, со средствами культуры и массовой информации, в результате которых происходит осознание особенностей брачно-семейных взаимоотношений, развитие соответствующих чувств, формирование представлений, взглядов, убеждений, качеств и привычек, связанных с готовностью к браку и семейной жизни.

3. С целью определения готовности старшеклассников к семейной жизни нами было проведено исследование на базе ГУО «Средняя школа № 1 им. Героя Советского Союза П.А. Акуционка г.п. Шумилино». В исследовании принятии участие учащиеся 10 «А» и 10 «Б» классов. Выборку составили 25 человек, из них 11 юношей и 14 девушек. Возрастной состав испытуемых составил от 15 до 17 лет. В исследовании применялись следующие методики:тест-карта оценки готовности к семейной жизни (И.Ф. Юнда), анкета «Нравственная готовность к браку» (Е.К. Погодина).

Анализирую полученные результаты исследования, можно сделать следующие выводы. Больше половины опрошенных старшеклассников имеют осознанные представления о брачно-семейных отношениях и десятая часть испытуемых не готовы к семейной жизни. Также выявлено, что процент девушек подготовленных к семейной жизни выше, чем у юношей. Возможно, это обусловлено тем, что девушки с раннего детства испытывают больший интерес к семье, отношениям полов. Следовательно, опрошенные учащихся старших классов нуждаются в формировании готовности к семейной жизни.

4. Исходя из полученных результатов исследования, нами была разработана программа социально-педагогической подготовки старшеклассников к семейной жизни. Данная программа способствует обретению учащимися умения и желания строить свою жизнь на основе общечеловеческих духовных ценностей; умения строить отношения с противоположным полом, опираясь на национальные традиции; знаний норм культуры поведения в семье; осознанию ответственности строительства семьи и семейной жизни; ознакомлению с историей создания семьи, основами создания семьи, правами и обязанностями супругов; обретению умения строить взаимоотношения с противоположным полом, эффективно общаться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации; осознанию своей ответственности перед обществом в вопросах создания семьи и воспитании детей.

Список использованных источников

1. Азаров, Ю.П. Педагогика семейных отношений / Ю.П. Азаров. — СПб.: Питер, 2011. — 202 с.

2. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. — М.: Класс, 2004. — 284 с.

3. Андреева, Т.В. Семейная психология: учебное пособие / Т.В. Андреева. — СПб.: Речь, 2005. — 280 с.

4. Антонов, А.И. Социология семьи / А.И. Антонов. — М.: Издательство МГУ, 2007. — 304 с.

5. Баранок, В.Н. Воспитание семьянина: учебно-методический комплекс / В.Н. Баранок. — Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2005. — 98 с.

6. Бойко, В.В. Молодая семья / В.В. Бойко. — М.: Речь, 1998. — 250 с.

7. Варга, А.Я. Системная семейная психология / А.Я. Варга. — СПб.: Речь, 2001. — 308 с.

8. Гуров, В.Н. Социальная работа школы с семьей / В.Н. Гуров. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 192 с.

9. Гуров, В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей / В.Н. Гуров. — М.: Педагогическое общество России, 2006. — 320 с.

10. Дивицына, Н.Ф. Семьеведение / Н.Ф. Дивицина. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. — 325 с.

11. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. — СПб.: Питер, 2005. — 176 с.

12. Дымнова, Т.И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской // Вопросы психологии. — 1998. — № 2. — С. 46-56.

13. Зубкова, Т.С., Тимошина, И.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи / Т.С. Зубкова. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 245 с.

14. Ивлева, В.В. Семейная психология / В.В. Ивлева. — Мн.: Современная школа, 2006. — 310 с.

15. Каган, В.Е. Семейные полоролевые установки у подростков // Вопросы психологии. — 1987. — № 2. — С. 54-61.

16. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. Пособие / О.А. Карабанова. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 224 с.

17. Ковалев, С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни / С.В. Ковалев. — М.: Просвещение, 1991. — 128 с.

18. Ковалев, С.В. Психология семейных отношений / С.В. Ковалев. — М.: Просвещение, 1986. — 268 с.

19. Ковалева, О.Ф. Внеучебная клубная работа как средство воспитания у подростков позитивного отношения к семье и родительству / О.Ф. Ковалева // Пазашкольнае выхаванне. — 2009. — № 8. — С. 14-19.

20. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. — М.: Просвещение, 2000. — 324 с.

21. Крюкова, Т.Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними / Т.Л. Крюкова. — СПб.: Речь, 2005. — 240 с.

22. Куровская, С.Н. Педагогика семьи / С.Н. Куровская. — Мн.: Тесей, 2006. — 192 с.

23. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Под ред. Н.Н. Посысоева. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 328 с.

24. Основы семьеведения и социально-педагогической помощи семье: Учебно-методический комплекс / Сост. Т.Д. Вакушенко, С.Г. Туболец. — Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2006. — 103 с.

25. Погодина, Е.К. Основы семейной жизни / Е.К. Погодина. — Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2003. — 92 с.

26. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. — М.: Просвещение, 2005. — 192 с.

27. Сизанов, А.Н. Подготовка подростков к семейной жизни / А.Н. Сизанов. — Минск: Беларусь, 2005. — 115 с.

28. Социально-психологическая и консультативная с семьей: Хрестоматия / Сост. Л.Б. Шнейдер. — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2004. — Ч. 1. — 728 с.

29. Сысенко, В.А. Новобрачные в зеркале собственных взглядов, суждений, оценок / В.А. Сысенко. — М.: Мысль, 2004. — 164 с.

30. Торохтий, В.С. Психология социальной работы с семьей / В.С. Торохтий. — М.: Мысль, 2006. — 212 с.

31. Тюгашев, Е.А. Семьеведение / Е.А. Тюгашев. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. — 325 с.

32. Фирсов, М.В. Теория социальной работы / М.В. Фирсов. — М.: Юрайт, 2012. — 432 с.

33. Черкасова, В. Ю. Противоречия становления и реализации супружеских ориентаций в современный период: автореф. дис.… канд. социол. наук / В. Ю. Черкасова — М.: Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького, 2004. — 18 с.

34. Шнейдер, Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие для вузов: 2-е изд. / Л.Б. Шнейдер. — М.: Деловая книга, 2010. — 768 с.

Тест-карта оценки готовности к семейной жизни (И.Ф. Юнда)

Инструкция: «Выберите в каждой из предложенных 10 ситуаций по одному из трех вариантов ответа. Чтобы определить свою готовность к браку (жениху, невесте; жене, мужу) порознь надо подсчитать результаты в баллах, согласно приводимой шкале оценок для каждого из трех вариантов поведения (во всех 10 ситуациях)».

Источник:
Подготовка старшеклассников к семейной жизни
Рассмотрение функций семьи в подготовке юношей и девушек к браку. Теоретический анализ основ формирования у старшеклассников готовности к семейно-брачным отношениям. Программа социально-педагогической подготовки юношей и девушек к семейной жизни.
http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00836731_1.html

Работа с семьей: проблемы и методы их решения

Работа с семьей: проблемы и методы их решения. На заметку социальному работнику

Опросник «Шкала любви и симпатии»

(З.Рубин, модификация Л.Я.Гозман, Ю.Е.Алешина) 23

Тест предназначен для определения, что преобладает во взаимоотношениях: любовь или симпатия.

Изначально шкалы любви и симпатии З. Рубина представляли собой 2 набора высказываний, в каждый из которых входило 13 пунктов, затем по мере работы над созданием методики количество утверждений было уменьшено до 9. При составлении шкал опросника З.Рубин исходил из определенных теоретических представлений о внутренней структуре измеряемых феноменов.

В частности, важными для измерения представлялись три компонента любви: привязанность, забота и степень интимности отношений.

Шкала симпатии регистрирует: степень уважения, степень восхищения и степень воспринимаемого сходства объекта оценки с респондентом.

В окончательный вариант методики, адаптированной Л.Я.Гозманом и Ю.Е.Алешиной, включены 14 пунктов.

Инструкция к тесту

Вашему вниманию представляются следующие утверждения, которые касаются Вас и Вашего(ей) супруга(и). К каждому утверждению необходимо подобрать тот вариант ответа, который, по Вашему мнению, наиболее соответствует сложившимся отношениям с ним (ней).

Постарайтесь отвечать как можно откровенней. Не задерживайтесь долго над обдумыванием какого-либо утверждения. И помните: нет правильных и неправильных ответов».

«Да, это так»; «Вероятно, это так»; «Вряд ли это так»; «Это совсем не так». Тест

1. Я чувствую, что могу доверить ему (ей) абсолютно все.

2. Когда мы вместе, у нас всегда схожее настроение.

3. Я могу сказать, что он (она) принадлежит только мне.

4. Он (она) очень умный человек.

5. Для нее (него) я готов(а) абсолютно на все.

6. В большинстве случаев он (она) нравится людям почти сразу же после знакомства.

7. Когда мне плохо, то хочется поделиться только с ним (ней).

8. Я думаю, что мы с ним (ней) внутренне похожи друг на друга.

9. Я чувствую себя в ответе за то, чтобы ему (ей) было хорошо.

10. Мне хотелось бы быть похожим на него (нее).

11. Мне приятно чувствовать, что он (она) доверяет мне больше других.

12. Он (она) один (одна) из самых обаятельных мужчин (женщин), которых я знаю.

13. Мне было бы очень тяжело, если бы пришлось жить без него (нее).

14. Я уверен(а), что он (она) хорошо ко мне относится.

Обработка и интерпретация результатов теста

Шкала любви: 1,3,5,7,9, 11, 13.

Шкала симпатии: 2, 4, 6,8,10,12,14.

Ответы оцениваются следующим образом:

• ответ «Да» – 4 балла;

• ответ «Вероятно, это так» – 3 балла;

• ответ «Вряд ли это так» – 2 балла;

• ответ «Это совсем не так» – 1 балл.

Баллы по каждой шкале суммируются.

Итоговые оценки могут варьировать от 7 до 28 баллов.

Подсчет суммарного балла по обеим шкалам, дает общий уровень эмоциональных отношений в диаде (от 14 до 56 баллов).

Тест-карта оценки готовности к семейной жизни (И. Юнда).

Чтобы определить готовность к семейной жизни, юношам и девушкам нужно выбрать в каждой из десяти предложенных ниже ситуаций по одному из трех вариантов и подсчитать результаты в баллах по шкале оценок для каждого из трех вариантов поведения («П»- правильное, «В»- возможное, «Н»- неверное)

Источник:
Работа с семьей: проблемы и методы их решения
Работа с семьей: проблемы и методы их решения. На заметку социальному работнику Опросник «Шкала любви и симпатии» (З.Рубин, модификация Л.Я.Гозман, Ю.Е.Алешина) 23 Тест предназначен
http://zodorov.ru/rabota-s-semeej-problemi-i-metodi-ih-resheniya-na-zametku-soci.html?page=11

ТЕСТ-КАРТА ОЦЕНКИ ГОТОВНОСТИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Юнда И.Ф., Юнда Л.И. Социально-психологические и медико- биологические основы семейной жизни. Киев, 1990 с. 26-29

С целью определения готовности молодых супругов к семейной жизни авторами разработана специальная тест-карта.

Оценка готовности к семейной жизни и на этой основе прогноз благополучия супружества нацелены как на создание прочного брака, так и на совершенствование взаимоотношений молодых супругов в период становления их совместной жизни. Тест будет полезен при выработке индивидуальных программ такого совершенствования, а также при подготовке юношей и девушек к семейной жизни.

В тест-карте приведены типичные ситуации, возникающие между супругами в рамках десяти функций семьи (обозначены римскими цифрами: I – создание положительного психоэмоционального фона; II – поддержание уважительных, доброжелательных отношений с родственниками, близкими и друзьями; III – хозяйственно-экономическая функция; IV- производственно-трудовая деятельность; V – налаживание здорового семейно-бытового режима; VI – интимная жизнь, VII – деторождение , VIII – воспитание детей; IX – социальное самосовершенствование; X – постоянное обновление, развитие коммуникабельности).

Чтобы определить свою готовность к семейной жизни, жениху и невесте (мужу и жене) нужно порознь выбрать в каждой из десяти предложенных ситуаций по одному из трех вариантов ответа и подсчитать результаты в баллах по шкале оценок (см. ниже) для каждого из трех вариантов поведения (во всех десяти ситуациях).

Типичные ситуации, варианты поведения.

I.У мужа (жены) неприятности на работе .

1. Недовольство, упреки в нерасторопности, неумении ладить с начальством, решать производственные вопросы .

2. Спокойно-дружеское отношение, иногда с утешением и разделением огорчения.

3. Сопереживание, проявление нежности, стремление успокоить, поддержать уверенность в правоте, восстановлении справедливости .

II. Встреча гостей – родителей, родственников и друзей .

1. Прием простой, без особого энтузиазма, чайный стол с обсуждением семейных проблем и новостей .

2. Прием без всякого энтузиазма, без проявлений знаков должного уважения, в разговоре порой проскальзывает недовольство.

3. Прием в торжественной обстановке, с празднично накрытым столом, любимыми кушаньями гостей, культурно-развлекательной программой.

III. Совместные покупки, заготовка продуктов.

1. Дружное обсуждение планов, в реализации которых все члены семьи принимают посильное, но активное участие.

2. Единоличное принятие решения, один из супругов отдает распоряжения, другой выполняет их.

3. Безучастное отношение к предстоящему, отрицательные высказывания по поводу планов с последующей критикой сделанного, ссорами по этому поводу.

IV. «Мне некогда, я работаю»

1. Рассуждения типа: «Работа – на работе, а дома время –семье, личной жизни», отрицательная порой раздражительная реакция на производственные проблемы.

2. Отношение к занятости супруга (супруги) понимающее, хотя и без особого интереса к его (ее) профессии.

3. Уважительное отношение к профессиональной занятости, успехам, живой интерес к работе супруга (супруги) и трудовым проблемам.

V. Забота об уюте, эстетике быта, чистоте одежды; белья, постели; уборка квартиры, приготовление пищи с учетом различия вкусов.

1. Рассуждения типа: «Идеальный порядок в доме – моя мечта, но одна (один) я не в состоянии справиться, нужны помощник, стимул».

2. Предпочитаются самостоятельные занятия домоводством с адекватным восприятием доброжелательной критики и пожеланий, без отказов от полезной помощи.

3. «Признаю, что порядок в доме – хорошо, но заниматься им нет никакого желания. Если бы кто-то взял уборку, стирку и приготовление пищи на себя, была (был) бы очень рада (рад)».

VI. Сексуальные отношения.

1. Сдержанность и умеренность в достижении сексуального удовлетворения.

2. Сексуальные отношения занимают доминирующее место в семейной жизни, все остальные вопросы имеют соподчиненное значение.

3. Половая жизнь отодвигается на задний план, главные интересы сосредоточены на материальном обеспечении, социальном престиже, трудовой деятельности.

VII. Забота о потомстве.

1. Рассуждения типа: «Поживем для себя, подумать о ребенке не поздно и через несколько лет», «Ребенок в семье нужен, но хочу не более одного».

2. Желание иметь как можно больше детей.

3. Желание иметь двое-трое детей.

VIII. Забота о воспитании детей.

1. Предоставление ребенку возможности самовоспитания, свободы выбора и действий.

2. Стремление к разностороннему (интеллектуальному, психоэмоциональному и физическому) развитию ребенка.

3. Противопоставление интеллектуальных и спортивно-физических наклонностей; курс на одностороннее (специальное) развитие способностей.

IX. Самосовершенствование в рамках семьи.

1. Забота о всестороннем развитии каждого, индивидуальное овладение мастерством, ремеслами, выработка активной жизненной позиции.

2. Развитие в спарринге (все только вдвоем, вместе), взаимное ограничение социальной активности.

3. Досуг без целевых устремлений, поощрение свободного времяпровождения.

Х. Выбор и развитие коммуникабельности.

1. Импонирует скромное поведение в обществе, добросовестный труд не связан со стремлением завоевать всеобщее внимание, но ценится умение отстаивать свои позиции.

2. Главным считается умение «не высовываться», быть незаметным в общении вне семьи, а порой и дома.

3. Стремление совершенствовать манеры поведения и формы общения, утверждать и с достоинством представлять свою семью и себя лично.

Источник:
ТЕСТ-КАРТА ОЦЕНКИ ГОТОВНОСТИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
Юнда И.Ф., Юнда Л.И. Социально-психологические и медико- биологические основы семейной жизни. Киев, 1990 с. 26-29 С целью определения готовности молодых супругов к семейной жизни авторами
http://poisk-ru.ru/s42151t2.html

Тест на готовность к браку

Тест на готовность к браку. Как можно оценить степень психологической готовности человека к браку? Семья – это наивысшая степень любви, уважения, совместимости, моральной, сексуальной и бытовой комфортности в общении между людьми. Именно эти ключевые для семьи понятия лежат в основе простейшей экспресс-методики.

Дайте ответ на следующие вопросы:

1. Знаете ли вы когда день рождения у вашего близкого человека, ее(его) родителей, братьев и сестер, какое именно место учебы закончила ваша потенциальная половина, где именно он/а работает, какую должность занимает?

Однозначно, «Да» – 10 баллов

Могу немного ошибиться, но в целом знаю – 5 баллов

Скорее всего, «Нет» – 0 баллов

2. Знаете ли вы все размеры одежды и обуви вашего близкого человека, ее/его предпочтения в моде, фасонах, цвете?

Однозначно, «Да» – 10 баллов

Могу немного ошибиться, но в целом знаю – 5 баллов

Скорее всего, «Нет» – 0 баллов

3. Со всеми ли близкими родственниками, а также подругами/друзьями вашего близкого человека у вас сложились ровные и дружеские отношения?

Однозначно, «Да» – 10 баллов

Кое с кем общаюсь без большого удовольствия – 5 баллов

Скорее всего, «Нет», они мне вообще не нравятся – 0 баллов

4.Есть ли в вашей паре такие совместные цели в жизни, которые рассчитаны на многие годы и десятилетия вперед?

Однозначно, «Да» – 10 баллов

Очень трудно это понять, так как мы об этом не разговариваем – 5 баллов

Скорее всего, «Нет» – 0 баллов

5.Есть ли в вашей паре такие общие хобби, увлечения, формы активного проведения досуга, которыми вы занимаетесь регулярно и именно вместе? (Лыжи, бассейн, спортзал, рыбалка, горы, дайвинг, велосипед и т.д.)

Однозначно, «Да» – 10 баллов

Теоретически есть, но на практике что-то совместное мы делает всего несколько раз в год – 5 баллов

Скорее всего, «Нет» – 0 баллов

6.Есть ли в вашей паре четкий план, сколько именно вам хотелось бы иметь детей и когда именно они у вас должны рождаться?

Однозначно, «Да» – 10 баллов

Такие разговоры проходят, но очень неконкретные или мы неожиданно забеременели, но все оказались этому очень рады – 5 баллов

Скорее всего, «Нет», у нас вообще случилась неплановая беременность, к которой мы оказались не готовы и даже из этого сначала поссорились – 0 баллов

7.Все ли вас устраивает в интимной жизни с вашим близким человеком?

Однозначно, «Да» – 10 баллов

Все очень нестабильно – 5 баллов

Скорее всего, «Нет» – 0 баллов

8.Если вы ссоритесь с вашим близким человеком, исключены ли у вас в этом случае оскорбительные и грубые слова, случаи рукоприкладства, насилия?

Однозначно, «Да» – 10 баллов

К сожалению, в нашей паре очень редко такое случается – 5 баллов

В нашей паре оскорбления, грубость, рукоприкладство – норма: – 0 баллов

9.Есть ли в вашей паре четкий план по решению вопроса с приобретением собственного жилья, решению других крупных материальных вопросов, в целом по увеличению ваших общесемейных доходов?

Однозначно, «Да» – 10 баллов

Такие разговоры проходят, но очень неконкретные – 5 баллов

Скорее всего, «Нет» – 0 баллов

10.Можно ли сказать что у вас с вашим партнером практически отсутствуют взаимные претензии по бытовым вопросам: приготовлению пищи, частоте в доме, готовности вашего партнера к совместному посещению магазинов, рынков, закупке продуктов, скорости в устранении различных бытовых неудобств?

Однозначно, «Да», в быту у нас все хорошо – 10 баллов

Все очень сложно, претензии нет-нет, но случаются – 5 баллов

Скорее всего, «Нет», бытовых претензий очень много – 0 баллов

Ключ к тесту Андрея Зберовского:

Идеальная готовность человек к браку, когда мужчина или женщина набирает от 80 до 100%. По пятибалльной шкале такую пару оцениваю на «5»

Достаточная готовность человек к браку, когда в данном тесте мужчина или женщина набирает от 60 до 80%. По пятибалльной шкале оценка такой пары — «4»

Средняя степень готовность к браку 40 – 60%. Данной паре еще нужно работать над своими отношениями. По пятибалльной шкале оценка – «3».

Рискованная степень готовности к браку – меньше 40%, совместимость невелика. Данная пара еще очень «сырая», ее ждут многочисленные трудности. Оценка – «2». Дело пахнет быстрым разводом.

Как говорится, делайте свои выводы и проводите работу над ошибками.

С уважением, семейный психолог, д.к.н., профессор Андрей Зберовский.

Запись на личную или онлайн консультацию по телефонам: +79266335200, +79029905168.

Источник:
Тест на готовность к браку
Тест на готовность к браку. Как можно оценить степень психологической готовности человека к браку? Семья – это наивысшая степень любви, уважения, совместимости, моральной, сексуальной и бытовой
http://zberovski.ru/test-na-gotovnost-k-braku/

COMMENTS