Готовность к браку и семейной жизни

Готовность к браку

Семейная жизнь, открывая человеку возможности для личностного роста и счастья, одновременно предъявляет к нему и немало требований. Среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, выделяют готовность молодежи к браку. Это система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества.

Готовность к браку — интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов:

Психотерапевтической функции брака, успешной реализации которой способствует развитие способности к сопереживанию, в чувствованию в эмоциональный мир партнера.

  • 5. Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.
  • 6. Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения. Умение конструктивно решать межличностные конфликты, использование их для развития межличностных отношений супругов считается решающим в процессе взаимного приспособления молодоженов.

Психологическая готовность к семейной жизни проявляется вначале в размышлениях с самим собой, потом в беседах с задушевным другом о том, надо ли уже или еще рано заводить свой дом. Если при пылкости чувств молодые люди не верят друг другу, если они могут в мимолетной ссоре обидеть, оскорбить, если кому-либо из двоих свойственна ветреная неустойчивость или не хватает мужества постоять за честь, достоинство любимой,- вряд ли выбор можно считать верным. Романтические чувства не будут оскорблены, если влюбленные вполне конкретно обсудят, как они представляют собственную семью, чем они будут заниматься вместе и каждый в отдельности, как станут помогать друг другу, сколько у них будет детей, каким образом будут строить материальную базу своей молодой семьи.

В одной из таких семей после ряда размолвок были созданы девять «заповедей», соблюдение которых помогает супругам хранить мир и лад в доме.

  • 1. Остановись во гневе.
  • 2. Не спеши сказать плохое слово, но торопись повторять хорошие слова.
  • 3. Если ты уверен, что он виноват, значит, надо искать вину в себе.
  • 4. Доброе слово хорошо, а доброе дело еще лучше.
  • 5. Каждый шаг навстречу равен многим дням радости.
  • 6. Умей не только стать на место другого, но и достойно стоять на своем месте.
  • 7. Не верит тот, кто сам способен обмануть.
  • 8. Семейная азбука начинается с «мы».
  • 9. Будь другом ее друзей, тогда и твои друзья станут общими друзьями.

Источник:
Готовность к браку
Семейная жизнь, открывая человеку возможности для личностного роста и счастья, одновременно предъявляет к нему и немало требований. Среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, выделяют
http://studwood.ru/603374/pravo/gotovnost_braku

Готовность к браку и семейной жизни

Психологическая готовность к браку.

Семейная жизнь, открывая человеку возможности для личностного роста и счастья, одновременно предъявляет к нему и немало требований. Среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, выделяют готовность молодежи к браку. Это система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества.

Готовность к браку интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов:

1. Формирование определенного нравственного комплекса — готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям.

2. Подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству. Семья является малой группой, для нормального ее функционирования требуется согласованность ритмов жизни супругов.

3. Способность к самоотверженности по отношению к партнеру. Способность к такому чувству включает способность к соответствующей деятельности, основанной, прежде всего, на качествах и свойствах альтруизма любящего человека.

4. Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека — эмпатийный комплекс.

В связи с этим возрастает роль ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ функции брака, успешной реализации которой способствует развитие способности к сопереживанию, вчувствованию в эмоциональный мир партнера.

5. Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.

6. Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения.

Подготовка молодежи к семейной жизни.

Можно согласиться с И.В. Гребенниковым, что соответственно подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна включать следующие основные аспекты:

1. Социальный, раскрывающий политику государства в области брачно-семейных отношений и демографии, а также содержащий данные об общественной сущности брачно-семейных отношений, предназначении семьи, семейных ценностях, социальных ролях супругов и родителей.

2. Нравственно-этический, включающий воспитание следующих нравственных качеств: дружелюбного отношения к представителям другого пола; уважения к матери, отцу, старшим и младшим; потребности в воспитании детей; ответственности, верности, честности, сдержанности, доброты, уступчивости; чувства долга перед супругой (супругом), семьей, детьми; культуры интимных чувств.

3. Правовой, ориентированный на ознакомление с основами законодательства о браке и семье; с важнейшими положениями семейного права; с обязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям, к обществу.

4. Психологический , формирующий понятия о личностном развитии; об особенностях психологии межличностных отношений юношества; о психологических основах брака и семейной жизни, умения понимать психологию других людей; развитие чувств, необходимых для супружеской и семейной жизни; владение навыками общения.

5. Физиолого-гигиенический, включающий знания физиологических особенностей мужского и женского организмов; особенностей половой жизни, вопросов личной гигиены и др.

6. Педагогический , включающий формирование представлений о роли семьи в воспитании детей, ее педагогическом потенциале, специфике семейного воспитания, воспитательных функциях отца и матери, о путях повышения педагогической культуры родителей.

7. Хозяйственно-экономический : вооружение знаниями о бюджете семьи, культуре быта, умениями вести домашнее хозяйство и т. д.

Таким образом, подготовка молодежи к семейной жизни представляет собой комплекс всесторонних взаимодействий с родителями, учителями, сверстниками, с другими людьми, со средствами культуры и массовой информации, в результате которых происходит осознание особенностей брачно-семейных взаимоотношений, развитие соответствующих чувств, формирование представлений, взглядов, убеждений, качеств и привычек, связанных с готовностью к браку и семейной жизни.

Источник:
Готовность к браку и семейной жизни
Психологическая готовность к браку. Семейная жизнь, открывая человеку возможности для личностного роста и счастья, одновременно предъявляет к нему и немало требований. Среди факторов,
http://www.sites.google.com/site/begunablit/osnovnye-komponenty-psihologiceskoj-gotovnosti-molodyh-ludej-k-braku

Признаки готовности к браку

Признаки готовности к браку

Психологи выделяют следующие группы требований к партнерам, готовящимся вступить в брак:

• Социальная и правовая готовность;

• Экономическая и хозяйственная подготовка;

• Готовность к воспитанию детей.

Примеров негативных сценариев семейной жизни можно привести не один десяток. Как нам известно, большинство из них заканчиваются разводом. Это происходит не потому, что мужчина плохой, а из-за того, что он изначально не был готов к роли мужа, не обладал необходимыми знаниями о построении семьи и о том, что значит быть настоящим мужчиной. Ведь в школах и университетах этому не учат.

Инфантильность мужчин

Решение проблемы

К счастью, проблема неподготовленности мужчин к созданию семьи решаема. Практикой доказано, что наличие необходимой подготовки резко сокращает количество несостоявшихся семей путем превращения вчерашнего «пацана» в полноценного главу семейства, способного нести ответственность и за себя, и за членов своей семьи. Например, обучение на курсах подготовки к браку является необходимым условием для создания семьи. На базе Христианско-социального центра «New Life» (Киев, Украина) действует курс «Анатомия брака». Здесь секретам построения успешного брака обучаются все желающие. Все, в том числе и женатые пары, могут пройти подготовку и получить знания, которые спасут их брак или предотвратят семейные проблемы.

Количество разводов среди пар, прошедших подобную подготовку, не превышает 10 % и имеет тенденцию к уменьшению. На фоне отечественной и зарубежной статистики такой показатель является просто чудом!.

Эта книга написана для того, чтобы чудо благополучного брака стало для вас ежедневной реальностью.

«Без её советов я бы так и остался бедняком».

(Джон Рокфеллер о своей жене Лауре, простой учительнице, с которой он прожил в браке всю жизнь и без которой, по словам самого Рокфеллера, он никогда бы не стал богатым).

Это высказывание знаменитого миллиардера, чей доход составлял значительную часть ВВП США, показывает нам, какую роль может играть брак в жизни мужчины. Благодаря тому, что бедный американский парень Джон удачно женился и имел благополучный брак, – он стал Джоном Рокфеллером, о котором до сих пор говорит весь мир. Как удачный брак может возвысить мужчину, так неудачный может уничтожить его и поломать судьбу. Не зря в народе говорят: Женитьба – это либо ты пан, либо пропал.

И чтобы вторая половина этой пословицы не стала для вас пророческой – внимательно изучите эту книгу!

Последнее, на чем хотелось бы остановиться перед тем, как мы перейдем к основной части нашей книги: развод как надежда начать жизнь заново.

Развод – не панацея

Каждому следует раз и навсегда выбросить из головы даже мысль о возможном разводе, потому что развод при возникновении семейных проблем – это не выход. Проблемы в семье возникают при активном участии обеих сторон – и мужа, и жены. Таким образом, каждый является виновником конфликта, то есть проблему надо искать в себе. Если решать семейные кризисы с помощью развода, то счастья вы не найдете, но можете повторить судьбу советского актера Юрия Визбора. Знаменитый актер, исполнивший роль Мартина Бормана в фильме «17 мгновений весны», отвечая на вопросы журналистов о семье, сказал:

Каждая последующая жена – хуже предыдущей.

Полагаем, его мнению стоит доверять, ведь он был четырежды женат. Это высказывание подкрепляется также социологическими исследованиями, результаты которых убеждают нас, что расторжение брака не имеет смысла, так как следующий брак будет еще менее прочным, чем предыдущий. Об этом говорит неумолимая статистика: вероятность развода во втором браке вырастает по сравнению с такой возможностью относительно первого брака, в третьем и последующих – вероятность еще выше. Единственная возможность удачно создать семью – это всесторонне подготовить себя к возможным сложностям. В этом вам поможет наша книга.

Источник:
Признаки готовности к браку
Признаки готовности к браку Психологи выделяют следующие группы требований к партнерам, готовящимся вступить в брак: • Социальная и правовая готовность; • Экономическая и хозяйственная
http://staff.wikireading.ru/36367

Психологическая готовность студентов к браку и семейной жизни

Психологическая готовность студентов к браку и семейной жизни

Жупиева Евгения Ивановна
ст. преподаватель кафедры психологии образования и развития личности, Иркутский государственный университет, РФ г. Иркутск, evsevia@mail.ru
Журавлева Марина Викторовна
студентка Педагогического института, Иркутский государственный университет, РФ г. Иркутск
Чернявская Яна Владимировна
студентка Педагогического института, Иркутский государственный университет, РФ г. Иркутск

Аннотация: В статье затрагивается тема психологической готовности студентов к браку и семейной жизни. В качестве методов исследования применялись психодиагностические методики и методы статистического анализа. Представлены результаты эмпирического исследования компонентов готовности (мотивационного, когнитивного, эмоционального). В мотивационном компоненте готовности у студентов преобладает мотив любви. Выявлена тенденция к уравниванию в представлениях респондентов значимости вклада мужа и жены в материальное обеспечение семьи, особенно со стороны девушек-студенток. Метод комплексного анализа позволил сделать вывод о преобладании эмоционального компонента в структуре готовности к браку и семье.
Ключевые слова: семья, психологическая готовность, готовность к семейной жизни, готовность к браку, социальный институт, личность

The psychological readiness of students to marriage and family life

Zhupieva Evgenia Ivanovna
senior lecturer of the Department of psychology of education and personal development, Irkutsk State University, Russia, Irkutsk
Zhuravleva Marina Viktorovna
student of Pedagogical Institute, Irkutsk State University, Russia, Irkutsk
Chernyavskaya Yana Vladimirovna
student of Pedagogical Institute, Irkutsk State University, Russia, Irkutsk

Abstract: The article is headlined the theme of students ‘ psychological readiness for marriage and family life. Psychodiagnostic methods and methods of statistical analysis were used as research methods. The results of empirical research of readiness components (motivational, cognitive, emotional) are presented. The motivational component of readiness of students is dominated by the motive of love. The tendency to equalize the importance of the husband and wife’s contribution to the material support of the family, especially on the part of female students, was revealed in the respondents ‘ views. The method of complex is analysis allowed to draw a conclusion about the prevalence of the emotional component in the structure of readiness for marriage and family.
Keywords: family, psychological readiness, readiness for family life, readiness for marriage, social institution, personality

Социальные проблемы, сопровождающие развитие современного общества, привели к серьезным изменениям семейных ценностей и традиций: рушатся привычные формы взаимоотношений полов, изменяются представления о ценности брака, растет пропаганда альтернативных форм брачно-семейных отношений. В этих условиях особое значение приобретает подготовка молодежи к браку и семье как ключевой ячейке общества, ведь именно в семье человек овладевает основными поведенческими навыками, составляющими основу брачного поведения. Эта тема все чаще выступает предметом исследований [2,3,4,6,7]. Студенческий возраст в данном аспекте вызывает особое внимание, поскольку этот период сенситивен в плане подготовки к семейной жизни и браку. По мнению Зритневой Е.И. готовность к семейной жизни является одним из главных показателей социальной зрелости и психического здоровья молодежи [5].

В отечественной психологии наличие множества подходов к понятию психологической готовности выделяют две формы: общую долговременную (как устойчивую личностную характеристику) и кратковременную (как настрой на определенную деятельность).

Санжаева Р.Д. рассматривает психологическую готовность как единство эмоционального начала, когнитивных образований, убеждений и поведенческих актов в виде навыков. В структуру психологической готовности автор включает мотивационный, ориентационный, операциональный, волевой и оценочный компоненты, отмечая, что каждая деятельность уникальна, поэтому структура психологической готовности к каждой конкретной деятельности может быть специфичной не только по содержанию, но и по структуре входящих в нее компонентов [10;135].

Волченкова Е.В. определяет готовность как состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий [1;101].

Психологическая готовность к браку и семейной жизни считается одним из видов общей готовности (физиологической, социальной, нравственной, педагогической, этической и др.) Феномен готовности к семейной жизни и браку рассматривается в работах таких исследователей, как Гребенников И. С., Жолудева С.В., Зритнева Е.И., Несына С.В., Сизанов А.Н., и др. [3,5,7,8]. Ученые стремятся определить критерии готовности к браку и семейной жизни, приводят сочетание качеств, навыков и умений.

Сизанов А.Н. в понятие «готовность к семейной жизни» включает четыре основных блока: социально-нравственную (возраст, образование, профессия, уровень нравственного сознания), мотивационную (любовь как основной мотив создания семьи, готовность к рождению и воспитанию детей), психологическую (развитые навыки общения с людьми) и педагогическую готовность (знание закономерностей развития детей и особенностей их воспитания, навыки ухода за младенцем) [7].

Гребенников И.В. выделяет такие составляющие готовности молодёжи к браку как физическую, социальную и этико-психологическую [5]. Под физической зрелостью понимается половая зрелость. Социальная зрелость подтверждается вступлением молодых людей в пору взрослости. Этико-психологическая готовность охватывает множество факторов, взаимодействующих между собой.

Зритнева Е.И., изучая готовность к семейной жизни, рассматривает ее как социально-психологическое образование. К структурными компонентам готовности относит: мотивационно-ценностный, интеллектуально-познавательный, действенно-практический, эмоционально-волевой. Общая готовность к браку, по мнению Зритневой Е.И., предусматривает сформированность всех ее составляющих от принятия ценностей семьи как социального института, специальных знания и умений в области семейных отношений (межличностное общение) до рационального ведения домашнего хозяйства и психологической установки на положительные эмоции, выражающие удовлетворенность от семейных дел и обязанностей [5].

Несына С.В. рассматривая психологическую готовность к семейной жизни как комплексное явление, упоминает когнитивный компонент, который определяется образом семьи, выражающийся в суждениях родственников о своей семье [7;205].

Готовность к браку и семейной жизни согласно исследованиям Жолудевой С.В. включает в себя физическую, эмоционально-волевую, социально-нравственную, этико-психологическую и педагогическую зрелость. Стоит отметить, что автор разграничивает понятия психологической готовности к семейной жизни и психологической готовности к браку. Первое понятие подразумевает не только супружеские, но и родительские и отношения с членами расширенной семьи [3].

Анализ различных подходов составляющих готовности к семейной жизни и браку показал, что это сложное образование, имеющее многокомпонентную структуру и содержание, характеризующуюся системой социально-психологических установок личности на создание семьи на построение устойчивых, позитивных взаимоотношений.

Основываясь на представленных выше позициях исследователей, мы будем придерживаться следующих компонентов психологической готовности к браку и семейной жизни: мотивационно-ценностный компонент, подразумевая под ним принятие ценности семьи как социального института и заинтересованность в создании семьи; когнитивный компонент — образ семьи; эмоциональный компонент — положительный эмоциональный настрой на семью и взаимодействие между ее членами.

С целью изучения психологической готовности студентов к браку и семейной жизни нами было проведено пилотажное исследование среди первокурсников Педагогического института ИГУ. Исследование проходило в 2018 году, в котором приняли участие студенты двух отделений: гуманитарно-эстетического образования и физико-математического образования в количестве 170 человек, из них 161 девушка и 9 юношей в возрасте от 17 до 21 года, не состоящих в браке. Объектом исследования выступила готовность к браку и семейной жизни, а предметом особенности психологической готовность первокурсников к браку и семейной жизни.

Нами были использованы следующие методы: анкетирование, как один из наиболее оперативных способов сбора первичной социально-психологической информации об отношении студентов к браку и созданию семьи; вариант методики незаконченных предложений, построенный на основе приема вербального завершения начальной части предложения, где индивид дает информацию, опираясь на свои ассоциации; методы математической обработки — контент-анализ и критерий ?* – угловое преобразование Фишера.

По мнению 89% опрошенных важно рациональное планирование доходов/расходов, и ориентация на материальное обеспечение семьи обоими супругами, только 11 % студентов указали, что главной обязанностью мужа в семье выступает материально обеспечение. Стоит отметить, что ни один респондент не отметил женщину, в качестве основного «добытчика» в семье. При сравнении ответов юношей и девушек оказалось, что девушки достоверно чаще выбирали ответ «оба супруга» (?*эмп =7,644; р?0,01). Предполагаем, что девушки имеют высокие притязания в профессиональном плане, поэтому понятно их ожидание равномерного распределения экономических функций между супругами. Однако экономическая независимость женщины, успешная реализация в профессиональной сфере в связи с новыми функциями женщины, может отодвигать на второй план воспитание детей и другие важные семейные функции.

Подавляющее большинство респондентов не задумывались над вопросом значимости социального положения своего будущего супруга (98%). Однако для юношей социальный статус будущей жены не имеет принципиального значения (?*эмп = 5,042; р?0,01). Эмоциональная сторона брака имеет большее значение — большая часть студентов положительно относится к браку и семейной жизни (89% юношей и 70% девушек), 6% отметили отрицательное отношение и 24% не задумывались пока об этом. Данные анкетирования студентов представлены в таблице № 1. Целесообразно отметить, что достоверных различий в ответах студентов гуманитарно-эстетического и физико-математического направлений не выявлено, кроме представлений о значимости вклада мужа и жены в обеспечение семьи — у студентов гуманитарно-эстетического отделения просматривается тенденция на семью, где традиционно материальное благополучие зависит от мужчины (?*эмп =2,821; р?0,01).

Таблица №1 Данные анкетирования студентов-первокусников

Источник:
Психологическая готовность студентов к браку и семейной жизни
В статье затрагивается тема психологической готовности студентов к браку и семейной жизни. В качестве методов исследования применялись психодиагностические мето…
http://scipress.ru/pedagogy/articles/psikhologicheskaya-gotovnost-studentov-k-braku-i-semejnoj-zhizni.html

COMMENTS