Духовно нравственное обеспечение готовности к семейной жизни

Ваш психолог

НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

  1. Социально-психологические особенности молодежи.
  2. Установки на семейную жизнь.
  3. Подготовка молодежи к семейной жизни.
  4. Условия готовности к созданию семьи.

Литература:
Сизанов А.Н. Подготовка подростков к семейной жизни. Мн. 1989.
Гребенников И.В. Основы семейной жизни. М. 1991.
Сысенко В.А. Молодежь вступает в брак. М. 1986.
Трухин И.А. Будущему семьянину. К. 1987.
Шапиро Б.Ю. От знкомства к браку. М. 1990.
Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. М. 1996.
Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М. 1991.
Ковалев С.В. Психология современной семьи. М. 1988.
Крайг Г. Психология развития. СПб. 2000.
Меньшутин В.В. Помощь молодой семье. М. 1987.
Филюкова Л.Ф. Современная молодая семья. М. 1993.

Среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, Н.В.Малярова выделяет готовность молодежи к браку. Это система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества. Готовность к браку – интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов:

  1. Способность заботиться о другом человеке, самоотверженно ему служить, активно делать добро.
  2. Способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, т.е. «входить» в эмоциональный мир партнера, понимать его радости и горести, переживания и неудачи, поражения и победы, находить духовное единство с другим человеком.
  3. Способность к кооперации, сотрудничеству, межличностному общению, наличие навыков и умений в осуществлении многих видов труда, организация домашнего потребления и распределения.
  4. Высокая этическая и психологическая культура, предполагающая умение быть терпимым и снисходительным, великодушным и добрым, принимать другого человека со всеми странностями и недостатками, подавлять собственный эгоизм.

Источник:
Ваш психолог
Курс для студентов: Психология семейных отношений
http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/146-psixologiya-semejnyx-otnoshenij/949-kurs-d?start=3

ПОДГОТОВКА К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ

ЧЕЛОВЕК В МИРЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Программа курса по выбору для 9 классов общеобразовательных учреждений

к.пед.н., доцент Смагина Л.И.

к.ист.н. Луговцова С.Л.

ст.н.сотр. Чернявская А.С.

Пояснительная записка

Современная демографическая ситуация в Республике Беларусь свидетельствует о том, что достаточно большое число семей оказываются не в состоянии выполнять одну из своих основных функций, т.е. рождения, содержания и воспитания детей. Происходит не только увеличение числа разводов, нарушение структуры семьи за счет появление неполных семей, но и сокращение детского населения в целом, а также вытеснение детей из семьи, превращение их в социальных сирот. Кроме того, в последние годы распространяются так называемые «гражданские браки» – совместное проживание юноши и девушки без регистрации брака. Причины перечисленных трансформаций кроются не только в материальных и жилищных трудностях, но и в недостатке у молодых людей знаний и умений, обеспечивающих как осознанное отношение к браку, так и готовность к решению ежедневно возникающих бытовых проблем.

С целью укрепления семьи в Республике Беларусь предпринимаются различные меры, в том числе разработка и введение в действие государственных программных и нормативных правовых актов. К важнейшим из них относятся Национальная программа демографической безопасности на 2007-2010 годы, Президентская программа “Дети Беларуси” на 2006-2010 годы, Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004 – 2010 годы. В задачах этих документов значится повышение престижа семьи как наиболее благоприятной естественной среды для развития ребенка, оказание родителям и детям необходимой помощи, подготовка подрастающего поколения к браку и семье, в том числе посредством включения в учебно-воспитательный процесс учреждений образования соответствующих занятий, факультативов и программ.

Для учащихся 9-х классов предлагается специальный курс по выбору “Человек в мире семейных отношений”, в цели и задачи которого входят:

  • подготовка школьников к браку и будущей семейной жизни, ответственному выполнению супружеских и родительских обязанностей;
  • содействие формированию у школьников семейных ценностей и позитивных установок на создание семьи;
  • просвещение школьников относительно
  • роли семьи в обществе и в жизни отдельного человека, функций и задач малой ячейки общества,
  • нравственных основ взаимоотношений между юношами и девушками, психогигиены интимных отношений,
  • психологических закономерностей, обусловливающих прочность семейных уз, успех или неудачу в личной жизни,
  • проблем воспитания детей;
  • правовых норм, регулирующих брачно-семейные отношения;
  • выработка у учащихся навыков по планированию и ведению домашнего хозяйства, соблюдению правил общения в семье, уходу за детьми и пр.

Для более полного освещения некоторых тем (например, темы «Правовая основа брачно-семейных отношений», «Психофизиологические особенности юношей и девушек») желательно при возможности привлекать специалистов из других сфер, например, юристов, психологов, медицинских и социальных работников.

Программа курса рассчитана на 34 часа (2–4 часа в месяц в течение года) с ориентацией на учащихся 9 классов общеобразовательных школ с 12-летним сроком обучения. Для проведения занятий рекомендуется выделять спаренные уроки.

Источник:
ПОДГОТОВКА К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕК В МИРЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ Программа курса по выбору для 9 классов общеобразовательных
http://oroik.by/uchebnye-materialy/podgotovka-k-semejnoj-zhizni/

Социальный проект «Школа подготовки к семейной жизни»

Социальный проект «Школа подготовки к семейной жизни»

Столичный учебный центр
г. Москва

Международные дистанционные олимпиады

для дошкольников и учеников 1-11 классов

17

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 25 МО КОРЕНОВСКИЙ РАЙОН

Социально-личностные достижения учащихся в рамках внеурочной деятельности по предмету

«Школа подготовки к семейной жизни»

Авторы: Рубан И.Д., учитель обществознания МОБУ СОШ № 25,

Мызенко А.Р., уч-ся 11кл. МОБУ СОШ № 25

Проект «Школа подготовки к семейной жизни»

Авторы: Рубан И.Д., зам.директора по УВР МОБУ СОШ № 25, Мызенко А.Р., уч-ся 11кл. МОБУ СОШ № 25

1. Пропаганда положительного опыта семейного воспитания.

2. Формирование высоких жизненных позиций.

3. Расширение знаний о семье, закономерностях её развития, традициях и обычаях, уклада, этикета, психологии пола.

4. Формирование ответственного «родительства».

Актуальность программы заключается в том, что она является воспитательным инструментом, противостоящим социальной опасности, исходящей из средств массовой информации в обстановке падения нравственности и неопределенной духовности. Программа может стать и надежной профилактикой социальной угрозы и патологии семейных отношений, принести психическое, социальное и духовное оздоровление благодаря развитию глубокого осознания смысла и цели жизни.

Условия реализации программы:

Программа рассчитана на 3 года обучения:

1 раздел – 9класс

2 раздел – 10 класс

3 раздел – 11 класс

Пути реализации программы:

1. Цикл занятий для школьников.

2. Цикл занятий для родителей.

3. Цикл занятий для старшеклассников и родителей (совместно).

дискуссии и дебаты

интеллектуальные и ролевые игры

уроки с элементами психологического тренинга

встречи с медработником

классно-семейные походы (поездки)

презентация семейного совета

Готовность старшеклассников к самостоятельной семейной жизни определяется по группе показателей:

Нравственно-психологическая и интеллектуально-познавательная готовность.

Социальные медицинские и правовые знания.

Экономическая и хозяйственная подготовка.

В результате освоения программы учащиеся должны знать :

историю развития института семьи и брака в России;

семейный уклад, традиции, обычаи, обряды русской культуры;

нравственные нормы брака;

произведения выдающихся писателей, поэтов, художников, композиторов, кинорежиссёров, посвященных теме семьи, родительства, гражданской позиции человека;

опыт продуктивного поведения в процессе решения проблемных ситуаций в семье;

опыт проектной и исследовательской деятельности по теме программы;

определённый набор присвоенных семенных духовно-нравственных ценностей: любовь, добро, уважение, целомудрие, истина, культура, благо, вера, надежда; свобода и равенство, достоинство, мир; мать (материнство), отец (отцовство);

на чувства любви, уважения, взаимной моральной ответственности между членами семьи;

на официальный брак;

на рождение и воспитание детей в полной семье;

на ответственное выполнение родительской функции (материнства или отцовства);

выполнение основных бытовых обязанностей (ведение совместного хозяйства, создание семейного бюджета и т.п.);

на взаимосвязь с родительскими семьями, ориентацию на ценности семьи и рода;

уважение к родителям, другим членам семьи;

выполнение в родительской семье основных бытовых обязанностей;

готовность к созданию полной семьи, рождению и воспитанию детей.

Раздел 1: « Семья как деловое партнёрство»

1 . Курс по выбору : «Семья как деловое парнёрство»

2. Классные часы по темам:

— «Семья в современном обществе»,

— «На ней-то всё и держится» (о личности в семье),

— «Искусство маленьких шагов».

3. Заседания клуба «Дебаты» по темам:

— «Нужна ли нам семья?»,

— «Современная семья: кризис или поиск счастья?»,

— «А если это любовь?».

4. Тренинг-практикум: «Как рассчитать семейный бюджет»

5. Конкурс проектов: «Искусство быть супругами».

6. Родительские собрания (лектории) по темам:

— «Правила семейной жизни»,

— «Проблема семейного отдыха».
7. Совместные мероприятия:

-походы и поездки,

-экскурсии на место работы.

Раздел 2: «Этика и психология семейной жизни»

1. Элективный учебный предмет: «Этика и психология семейной жизни»

2. Классные часы по темам:

— «Что муж ни сделает, то и хорошо»,

— «Между нами, девочками (мальчиками)».

3.Заседание клуба «Дебаты» по темам:

— «Гражданский брак: «за» и «против»,

— «Не хочу учиться, а хочу жениться»,

— «Совет да любовь»… или «Терпения вам»?».

4. Тренинг-практикум : «Мужественность мальчиков и женственность девочек»

5. Конкурс проектов : «Моя будущая семья»

6. Родителькие собрания (лектории) по темам:

— «Как говорить с детьми о любви, сексе и семейной жизни»,

— «Психотипы матери и отца»,

— «Стили родительского поведения и воспитания».

7. Совместные мероприятия:

— выставка «Творческая мастерская семьи»,

— конференция: «Традиции семьи и их значение».

Раздел 3: «Осознанное «родительство»

1.Факультатив «Осознанное «родительство»

2. Классные часы по темам:

— «О чём забывают отцы»,

— «Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности».

3. Заседания клуба «Дебаты» по темам:

— «Дети с экономической точки зрения»,

— «А если мода на детей совсем пройдёт?»,

— «Ребёнок учиться тому, что видит у себя в дому. Родители – пример тому» (В.Бранд).

4.Тренинг-практикум: «Отношения — «отцы и дети»

5. Конкурс проектов : «Мама, папа, я – счастливая семья»

6. Родительские собрания (лектории) по темам:

— «Роль отца (матери) в воспитании детей»,

7. Совместные мероприятия:

— чествование семейных династий.

Разработчики программы оставляют за собой право вносить в неё коррективы в процессе реализации.

Захарова Л. Януш Корчак: святое величие любви.//Воспитание школьников.-2005.-№2.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- К.: «Рад. шк», 1985.

Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни.- М.: Просвещение, 1991.

Ковалев С.В. Психология современной семьи.- М.: Просвещение, 1998.

Классная Методическая газета для классного руководителя «Классное руководство и воспитание школьников». №7, 2009,М.: Изд. дом « Первое сентября».

Элективные курсы по обществознанию для предпрофильной подготовки и профильного обучения в 9-11 кл.: методическое пособие/ сост. Т.А. Корнива и др. М.: Глобус, 2007.

«Подготовка подростков к семейной жизни» А.Н. Сизанов.

Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни: Учеб. Пособие для учащихся ст. классов/ Сост. И.В. Гребенников, Л.С. Ковинько. – М.: Просвещение,1987.

Янушкявичюс Р.В. Основы нравственности. Учебное пособие для шкльников и студентов. – М.,2000.

Дружинин В.Н. Психология семьи. Екатеринбург, 2000.

Евмений, игумен. Аномалии родительской любви. Изд. 2-е. «Свет православия»,2008

Ильин И.А. Путь духовного обновления: О семье / Сост. Лисица Ю.Т., СОБР. Соч. в 10тт., Том 1. – М.: «Русская книга», 1996.

Латышина Д.И. традиции воспитания детей у русского народа. М.: «Школа Пресса», 2004.

Варга А.Я. Системная психотерапия. СПб: Речь;2001.

Г.Навайтис «Тайны семейного (не) счастья». Академия педагогических и социальных наук, Московский психолого-социальный институт. Москва-Воронеж 1998г.

Источник:
Социальный проект «Школа подготовки к семейной жизни»
Скачать: социальный проект школа подготовки к семейной жизни.
http://infourok.ru/material.html?mid=48389

Формирование духовно-нравственной готовности студенческой молодежи к семейной жизни

Формирование духовно-нравственной готовности студенческой молодежи к семейной жизни

Проблема семьи и добрачного воспитания молодого поколения. Сущность и компоненты готовности молодежи к семейно-брачным отношениям. Педагогическое обеспечение процесса формирования духовно-нравственной готовности студенческой молодежи к семейной жизни.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Исследование положения молодой семьи в современном российском обществе. Выяснение основных ценностей студенческой молодежи. Выявление взглядов студентов на институциональные проблемы молодой семьи. Обзор готовности студенческой молодежи к созданию семей.

практическая работа [30,8 K], добавлен 19.04.2015

Подготовка молодежи к семейной жизни как социально-педагогическая проблема. Формирование гендерной культуры. Семья как фактор подготовки к семейной жизни. Социально-педагогические собенности отношения студентов к семье, к браку, предбрачным отношениям.

курсовая работа [56,1 K], добавлен 22.04.2010

Особенности применения тезаурусного метода для формирования подхода к изучению ценностей. Методика изучения ценностных ориентаций студенческой молодежи и выявление приоритетной модели ценностей молодого поколения г. Брянска, результаты анкетирования.

дипломная работа [102,1 K], добавлен 02.06.2015

Исторический опыт и формы семейно-брачных отношений. Теории выбора брачного партнера. Динамика развития представлений о будущем супруге у студенческой молодежи. Методика измерений представлений молодого поколения о будущем партнере для вступления в брак.

дипломная работа [1,2 M], добавлен 30.03.2014

Особенности развития личности в юношеском возрасте. Роль предбрачного периода в формировании семейной жизни. Исследование представлений о создании семьи и практическое выявление определенных знаний, умений и навыков для создания брачно-семейных отношений.

курсовая работа [47,5 K], добавлен 10.02.2015

Основные методы изучения электорального поведения региональной студенческой молодежи. Становление и развитие социологии выборов. Специфика молодежи как политического актора. Стимулирование участия молодежи в выборах различных уровней в Тверской области.

курсовая работа [130,8 K], добавлен 11.06.2014

Гражданский брак в представлении студенческой молодежи. Социально-психологические факторы, определяющие создание молодых семей. Проблема ранних браков: отношение студенческой молодежи, трансляция ценности фамилизма посредством социальной рекламы.

реферат [21,9 K], добавлен 16.11.2009

Семья как социальный институт и показатель функционирования общества. Определение комплекса интегрирующих и дифференцирующих компонентов семейных ценностей студенческой молодежи и выявление из них приоритетных. Отношение молодежи к браку и родительству.

курсовая работа [179,5 K], добавлен 25.05.2015

Анализ проблем молодежи и их роли в общественной жизни. Социальное развитие молодежи как процесс ее становления субъектом общественной жизни. Характеристика и направленность социального развития молодого поколения и всего общества в современной России.

контрольная работа [29,5 K], добавлен 01.12.2010

Характер националистических интересов среди студенческой молодежи, теоретические и методологические основы его изучения. Проявления ксенофобии в современной России. Рекомендации по решению проблемных ситуаций националистических настроений молодежи.

дипломная работа [230,4 K], добавлен 24.03.2013

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Источник:
Формирование духовно-нравственной готовности студенческой молодежи к семейной жизни
Проблема семьи и добрачного воспитания молодого поколения. Сущность и компоненты готовности молодежи к семейно-брачным отношениям. Педагогическое обеспечение процесса формирования духовно-нравственной готовности студенческой молодежи к семейной жизни.
http://otherreferats.allbest.ru/sociology/c00826391.html

Чувство ответственности как условие развития духовно-нравственных ценностей в психологической подготовке учащейся молодежи к семейной жизни Текст научной статьи по специальности — Психология

Чувство ответственности как условие развития духовно-нравственных ценностей в психологической подготовке учащейся молодежи к семейной жизни Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Харькова Наталия Анатольевна

В статье обсуждаются вопросы актуальности подготовки школьников к предстоящему браку и будущей семейной жизни. Результаты психологического тестирования интерперсональных аспектов личности школьников, которые представлены в настоящей работе, были получены экспериментатором-психологом центра планирования семьи и репродукции г. Тамбова.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Харькова Наталия Анатольевна,

SENSE OF RESPONSIBILITY AS A CONDITION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES IN PSYCHOLOGICAL PREPARATION OF STUDENTS FOR FAMILY LIFE

The article discusses the relevance of the training of students for the upcoming marriage and future family life. Results of psychological testing of students interpersonal aspects of personality were obtained by the experimenter, a psychologist of the Tambov Family Planning and Reproduction Centre, which are presented in this article.

Текст научной работы на тему «Чувство ответственности как условие развития духовно-нравственных ценностей в психологической подготовке учащейся молодежи к семейной жизни»

?ЧУВСТВО ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ДУХОВНОНРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

В статье обсуждаются вопросы актуальности подготовки школьников к предстоящему браку и будущей семейной жизни. Результаты психологического тестирования интерперсональных аспектов личности школьников, которые представлены в настоящей работе, были получены экспериментатором-психологом центра планирования семьи и репродукции г. Тамбова.

Ключевые слова: ответственность, чувство ответственности, духовно-нравственные ценности, семья, совесть.

Новые социально-экономические условия, социально-экономический демографический кризис в России породили множество проблем в сфере семейного воспитания и подготовки растущего поколения к осознанному родительству, созданию собственной семьи: разрушены нравственные

представления о браке и семье, нарушены традиционные устои российской семьи. Господство в современной семье материальных ценностей над духовными снижает социальную значимость отцовства и материнства. Духовно-нравственные ценности семьи и семейных отношений у подрастающего поколения падают в связи с формированием у них новой системы ценностей, основанной на приоритете индивидуалистического «Я», утрате семейных обычаев, нарушении семейного уклада.

Следствием кризиса семьи можно считать многочисленные проблемы детства: отмечаются нарушения процессов формирования у детей духовно-нравственной сферы; наблюдается отсутствие у подрастающего поколения четких представлений о пороке и добродетели, отсутствует чувство личной ответственности перед своей семьей, обществом, нацией, государством.

Следует отметить, что современная семья несколько утратила свои воспитательные функции, что приводит к вступлению в самостоятельную жизнь нравственно инфантильных и духовно неполноценных молодых людей. Во многом эти проблемы обусловлены низким уровнем сотрудничества субъектов семьи и общеобразовательной школы в формировании у растущего юноши или девушки семейных духовно-нравственных ценно-

стей как базисных в жизнедеятельности каждой личности, ее самореализации и самоактуализации.

Социально-экономическая действительность в России требует подготовки таких выпускников школ, которые умеют самостоятельно мыслить, могут осознавать личную ответственность за принимаемые решения в жизни и за результаты своей учебно-познавательной деятельности, обладать самоорганизацией и саморегуляцией пространства жизнедеятельности. За наблюдаемыми в жизни явлениями скрывается весьма сложная система психических процессов и явлений, связанных с формированием мечты, мотивов, целей, планов, оперативных образов и образцов (концептуальных моделей), принятием ответственных решений для создания будущей семейной жизни.

Подготовка к браку и семейной жизни всегда была одной из главных задач детей юношеского возраста. Но эта проблема раньше не стояла так остро, как в настоящее время.

Готовность к семейной жизни — важнейший показатель социальной зрелости и психического здоровья молодежи. Отсутствие этой готовности у молодежи — источник его личностной и общественной нестабильности в будущей жизнедеятельности. Решать эту проблему необходимо еще на ступени раннего юношеского возраста, наиболее восприимчивого для формирования жизненноценностных установок. В общеобразовательной школе, наряду с решением других задач, важно осуществлять задачу психолого-педагогического обеспечения становления готовности старших учащихся к семейной жизни. Обращаясь к юношам и девушкам, нужно апеллировать уже не

к взрослому чувству личной и социальной ответственности, призывая их тщательно взвешивать серьезность своих чувств и намерений для достижения подлинного семейного счастья («любовь» или «увлеченность»), меру своей социальной зрелости, трудности раннего материнства, материальные и иные сложности ранних браков и т. д.

Становление психологической готовности старших учащихся к будущей семейной жизни является одной из составляющих процесса взросления и личностного роста учащихся, условием стабилизации предстоящих супружеских отношений и как следствие общества в целом. Осмысливая уровень духовно-нравственного развития личности старших учащихся по отношению к будущей семейной жизни, можно определить ее как формирование ценностного содержания представления о семье и ее функциях.

Семья, по признанию ученых, — одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Семейные ценности обусловлены уникальностью и социальной значимостью семьи. Отношения супругов, детей и прародителей в течение последних десятилетий стремительно менялись, все большую ценность приобретала эмоционально-психологическая сторона семейно-брачных отношений. Трансформация социально-экономических ценностей значительно осложняет семейную жизнь, так как резко повышает уровень ожиданий молодых людей по отношению к семейной жизни, реализовать которые многие из них не в состоянии в силу сложившихся современных социально-экономических условий в стране и культурных традиций общества, а также индивидуально-психологических особенностей каждого из супругов.

В реалиях ХХ1 в. актуальными являются вопросы по поводу того, как молодой личности обрести устойчивый, гармоничный союз с другим человеком противоположного пола, и каким образом сохранить этот союз на протяжении всей жизни, чтобы супруги стали стабильно значимыми друг для друга. Особенно в этом отношении сензитивным является возраст старшего школьника, стоящего на пороге жизненного самоопределения, когда особенно активно происходит формирование семейных духовно-нравственных ценностей, ведь уникальным социально-психологическим приобретением юности является открытие своего внутреннего мира, жизненно важных качеств и взаимоотношений с окружающими, близкими, самим собой.

Задача семьи и школы — направить процесс формирования на духовное просвещение, семей-

ные ценности, нравственно-психологические основы любви и брака, на овладение приемами предотвращения деструктивных конфликтов в общении, чтобы старшеклассники идентифицировали себя с будущей ролью ответственного семьянина, способного к успешному построению брачносемейных отношений и их гармонизации, к выработке установок на ответственное супружество и родительство.

С. Л. Рубинштейн так выражает реализацию жизненной и личностной идеологии человека, становления семейного сценария, смыслов и целей семейной жизни: «человеческая жизнь, в которую всегда вплетено и добро и зло, «строительство» новых отношений — это то дело, на котором объединяются люди, их радости и их ответственность». «Смысл человеческой жизни -быть источником света и тепла для других людей. Быть сознанием Вселенной и совестью человечества» [2].

Известно, что, обращаясь к своему внутреннему миру, человек обнаруживает в нем знание всеобщих истин, опыт переживаний тех или иных явлений и веру в ту цель, которая придает значимость происходящему. Психологическим измерителем значимостей являются духовные и нравственные чувства, а среди них одно из центральных мест отведено совести и ответственности.

Одной составляющей духовно-нравственных ценностей личности является ее совесть. Совесть -феномен эмоциональный, она проявляет себя через глубокие позитивные и негативные пережи-

вания, укоры, через тревожность, озабоченность и чувства личной и социальной ответственности молодых людей за моральность и гуманность своего поведения. Совесть проявляется в чувстве ответственности за конкретные поступки, это внутренний самоотчет индивида за выполнение совершенно определенных духовно-нравственных обязанностей, которые далеко не всегда совпадают с обязанностями абстрактного морального субъекта и могут далеко от них уклоняться.

Н. Б. Станева приводит интересное для психологической науки высказывание А. А. Милтса: «Совесть — зеркало, отражающее, в какой мере утвердились доброта, честность, ответственность, в какой мере они затронули чувства, убеждения, мотивы поступков, волю, характер и даже подсознание. Именно совесть показывает, что достигнут качественный скачок в нравственном развитии личности — моральная автономия, моральное право оценивать, судить себя, достигнута глубокая моральная рефлексия» [3].

Духовно-нравственные ценности, качества личности — самостоятельность, смелость, воля, а также чувство персональной ответственности -становятся для старшеклассника объектом самовоспитания, когда он постепенно осознает себя как личность в условиях активного взаимоотношения со сверстниками. Именно в этих взаимоотношениях происходит своего рода естественная или целенаправленная подготовка молодых к будущей семейной жизни за счет развития со сверстниками продуктивных личностных форм общения, которые были усвоены в родительской семье, или овладения этими формами, если их в семье не было.

Анализ научных источников и наблюдения выявил противоречие, с одной стороны, значимости психологической подготовки старшеклассников к будущей семейной жизни, а с другой стороны — недостаток научных психологических рекомендаций по осуществлению качественной подготовки их к заключению будущего брака и выполнению последующих семейных функций.

Поэтому целью нашего исследования явилось изучение феномена ответственности как составляющей интерперсональных аспектов личности старшеклассников в социальной среде. Исследование проводилось в МОУ СОШ № 30.

Объектом нашего исследования были 57 старшеклассников двух десятых классов, из них 24 юноши и 33 девушки, средний возраст — 1516 лет. Предметом явились интерперсональные аспекты личности старшеклассников, в том числе в зависимости от гендерных особенностей.

За психодиагностический инструментарий исследования интерперсональных аспектов личности взят опросник интерперсонального диагноза (Т. Лири, Р. Л. Лафорже, Р. Ф. Сучек) [1]. Коротко рассмотрим технологию применения этого опросника в нашем исследовании.

Для проведения исследования были даны необходимые испытуемым старшеклассникам следующие материалы: тестовая тетрадь, бланк для записи ответов и протокол. Респонденты по инструкции отмечали свои ответы в представленном нами бланке, причем могли оценивать поведение других (системой наблюдений) (уровень I), самого себя или других лиц по инструкции (уровень II) и оценивать субъективных идеал (уровень V). Это позволило нам определить тип личности, а также сопоставить данные по отдельным уровням (например, «Я» — отец — идеальное «Я» и т. п.). Для заполнения опросника испытуемым предоставлялось 10-15 минут.

Анкета состоит из 16 интерперсональных переменных, расположенных по кругу. Все 16 факторов имеют отношение к факторам «доминантности-подчиненности» и «дружественности-враждебности». Метод содержит 128 оценочных имен прилагательных, из них всегда 8 связаны с одним из 16 факторов именно так, что они упорядочены по восходящей, отражая низкую, умеренную высокую и экстремальную интенсивность данного поведения.

Описание структуры участников исследования представлено в нижеследующей таблице 1.

Результаты интерперсональных данных старшеклассников, в %

Факторы Юноши Девушки

Доминирование 74,97 33,32

Дружелюбие 25,03 66,68

Из данных таблицы 1 следует, что у юношей (74,97 %) наблюдается фактор «Доминирование» (проявление авторитета, власти, деспотичности, силы и амбиций), что на 41,65 % выше, чем у девушек. Этот адаптивный тип характеризуется следующими качествами: «властный-лидиру-

ющий», «независимый-доминирующий», «прямо-линейный-агрессивный», «недоверчивый-скеп-

тичный». В то время как у девушек преобладает дружелюбие (проявление преобладание дружеского, ответственного и деликатного поведения, желания сотрудничать, склонность к конформизму) 66,68 % над доминированием, что на 41,65 % больше, чем у юношей. Этот адаптивный тип ха-

рактеризуется следующими свойствами: «ответ-ственный-великодушный», «сотрудничающий-

Полученные данные позволили сделать вывод о недостаточности развития чувства персональной и социальной ответственности у мальчиков и девочек в исследуемых нами классах.

Анализ духовно-нравственного ценностного содержания представления о будущей семье как основы становления готовности старших учащихся к семейной жизни явился основанием для вывода о необходимости научного поиска целенаправленного психолого-педагогического обеспечения этого сложного и многопланового процесса развития личности. Повышение эффективности их психологической подготовки к будущей семейной жизни нами намечено в перспективе развивать различными психотехническими средствами (семинары, тренинги, круглые столы, ролевые игры).

Наши целенаправленные наблюдения показывают, что нормативные ориентации сегодняшних юношей и девушек существенно расходятся с представлениями их родителей и прародителей. К тому же сами эти духовно-нравственные жизненно-ценностные ориентации весьма противоречивы как у старшего поколения, так и у современной учащейся молодежи.

В семье и браке ориентация на Человека как на высшую жизненную ценность может реализоваться в развертывании различных личностных смыслов, связанных с идеей модусу служения, с самореализацией его как личности во взаимодействии с другими. Задача подготовки юношей и девушек к семейным отношениям — помочь им осознать эти ценности, сформировать чувства личностной ответственности и мотивации семейного счастья.

Таким образом, для дальнейшего духовнонравственного развития современной российской

семьи как ценностного социального института, ее стабильности и благополучия необходимо систематически и целенаправленно с подлинно научных психологических позиций воздействовать субъектами образовательного процесса на духовно-нравственное содержание представлений о семье у старших учащихся в учебной и во внеучеб-ной деятельности, и тем самым формировать чувство ответственности за создание будущей счастливой семьи.

1. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб., 2002.

2. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. М., 1997. С. 34-35. С. 275.

3. Станева Н. Б. Подготовка молодежи к семейной жизни в условиях улучшенной социальной среды. Курск, 2008.

4. Сысенко В. А. Новобрачные в зеркале собственных взглядов, суждений, оценок. М., 1985.

SENSE OF RESPONSIBILITY AS A CONDITION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES IN PSYCHOLOGICAL PREPARATION OF STUDENTS FOR FAMILY LIFE

The article discusses the relevance of the training of students for the upcoming marriage and future family life. Results of psychological testing of students interpersonal aspects of personality were obtained by the experimenter, a psychologist of the Tambov Family Planning and Reproduction Centre, which are presented in this article.

Key words: accountability, responsibility, spiritual and moral values, family, conscience.

Источник:
Чувство ответственности как условие развития духовно-нравственных ценностей в психологической подготовке учащейся молодежи к семейной жизни Текст научной статьи по специальности — Психология
В статье обсуждаются вопросы актуальности подготовки школьников к предстоящему браку и будущей семейной жизни. Результаты психологического тестирования интерперсональных аспектов личности школьников, которые представлены в настоящей работе, были получены экспериментатором-психологом центра планирования семьи и репродукции г. Тамбова.
http://cyberleninka.ru/article/n/chuvstvo-otvetstvennosti-kak-uslovie-razvitiya-duhovno-nravstvennyh-tsennostey-v-psihologicheskoy-podgotovke-uchascheysya-molodezhi-k

COMMENTS