Аспекты готовности к браку

Аспекты готовности к браку

Готовность к браку — это фактор не столько возрастной, сколько психологический. Чтобы быть психологически готовым к любви и браку, необходимо прежде всего иметь чувство общности и быть социально адаптированным. Характер проблем, возникающих в любви и браке, не отличается от общих социальных проблем. Этим отношениям, как любым другим, свойственны те же трудности, и большой ошибкой является отношение к любви и браку как к раю, в котором сами по себе исполняются все ваши желания. Каждая сфера жизни ставит перед человеком определенные задачи, которые необходимо выполнять, всегда принимая во внимание интересы другого.

Помимо обычных качеств социального приспособления, отношения любви и брака требуют от партнера исключительного чувства симпатии, исключительной способности отождествлять себя с другим человеком и сопереживать ему. И если в наше время весьма немногие действительно готовы к супружеской жизни, то это потому, что большинство людей никогда не обучалось тому, как можно видеть глазами другого, слышать его ушами и чувствовать его сердцем. Готовность к браку не могут проявлять люди, которые росли, развивая исключительно эгоцентричные интересы и не принимали во внимание интересы других. Не стоит ожидать, что физическое и половое созревание быстро изменит характер человека, принадлежащего к этому типу. Так же, как он не готов к жизни в обществе, он не готов к любви и браку.

Зная природу чувства общности, можно увидеть, что проблемы, возникающие в любви и браке, разрешаются только на основании полного равенства. Сама по себе любовь — это довольно неопределенное чувство, поэтому истории любви столь разнообразны. Только если отношения строятся на равенстве, любовь принимает правильную форму и делает брак успешным.

Если же в браке либо мужчина, либо женщина хочет быть победителем, скорее всего это будет иметь фатальные последствия. Такой подход к семейной жизни не свидетельствует о готовности к браку, и события после свадьбы часто подтверждают это. Невозможно быть победителем в ситуации, в которой нет места битвам. Ситуация брака призывает к сопереживанию интересам другого и способности поставить себя на его место.

Идея удовлетворения комплексов может объяснить некоторые особенности выбора партнера, которые по-другому понять невозможно. Становится ясным, почему некоторые выбирают слабых, больных или старых спутников жизни: они верят, что такой выбор сделает их жизнь легче. Иногда в качестве партнера ищут женатого человека: это означает полнейше нежелание заниматься решением проблем данной сферы жизни.

Существует тысячи признаков, указывающих на степень готовности человека к браку. Так, кто-то может не верить предмету своей любви, если он или она опаздывает на свидание, не имея соответствующих оправданий. Подобное поведение — проявление установки, порождающей постоянные сомнения, что в свою очередь является признаком неготовности к реальным проблемам жизни.

Еще одним признаком недостаточной готовности к совместной жизни является постоянное желание одного из супругов воспитывать или критиковать другого. Излишняя чувствительность также должна настораживать, ибо она может быть симптомом комплекса неполноценности. Человек, не имеющий друзей и не чувствующий себя хорошо в компании, тоже скорее всего не вполне готов к супружеской жизни. Сюда же можно отнести и тех, кто отказывается выбрать для себя какой-нибудь вид деятельности и находится в ситуации неопределенности. Не вполне благополучным может оказаться союз с пессимистом, так как часто в сложных жизненных ситуациях пессимизм отнимает остатки смелости.

Несмотря на весь этот список неблагополучных условий, не стоит слишком усложнять проблему выбора партнера. Невозможно отыскать идеального человека. Более того, если кто-то ищет идеального спутника жизни и никак не может встретить его или ее, можно быть уверенным, что такому человеку свойственна установка вечной нерешительности, что есть признак полного нежелания заниматься этими вопросами.

Источник:
Аспекты готовности к браку
Готовность к браку — это фактор не столько возрастной, сколько психологический. Чтобы быть психологически готовым к любви и браку, необходимо прежде в…
http://family-abc.ru/psikhologiya-semi/item/120-gotovnost-k-braku

Готовность к браку, ее основные компоненты

Готовность к браку – интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов.1.Формирование определенного нравственного комплекса – готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям.

2.Подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству. Семья является малой группой, для нормального ее функционирования требуется согласованность ритмов жизни супругов.

3.Способность к самоотверженности по отношению к партнеру.

4.Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека, — эмпатийный комплекс. Возрастает роль психотерапевтической функции брака, успешной реализации которой способствует развитие способности к сопереживанию, вчувствованию в эмоциональный мир партнера.

5.Высокая эстетичная культура чувств и поведения личности.

6.Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения.

33. факторы и условия семейного благополучияПсихобиологическая совместимость. Речь идет о «неопределимой внутренней симпатии», в основе которой могут быть такие ясные причины, как восхищение талантом, достигнутым успехом, общественным положением или внешним эстетическим идеалом. Брак без спонтанного влечения обычно не гарантирует удачного супружества.

Наиболее удачны браки тех людей, которые ценят в своем партнере надежность, верность, любовь к семье и твердый характер. В «идеальном браке» супруги чаще всего обладают такими чертами личности, как выдержанность, трудолюбие, заботливость, самоотверженность и гибкость поведения.олучия

Факторы, оказывающие косвенное воздействие на благополучие супружеской жизни. Важно знать, какими были супружеские отношения родителей избранника, каков семейный уклад, материальный уровень семьи, какие негативные явления наблюдаются в семье и в характере родителей. Даже небольшая семейная травма часто оставляет глубокий след, формируя у ребенка отрицательные взгляды и позиции. Подчас непреодолимые конфликты неизбежны там, где партнеры диаметрально отличаются по своему мировоззрению.

Образование. Высшее образование не всегда повышает уровень стабильности семейных отношений. Даже в браке, заключенном между двумя молодыми людьми, окончившими высшие учебные заведения, могут возникнуть конфликты, которые, если их своевременно не решить, дадут повод к разводу. Однако интеллектуальный уровень и характеры партнеров не должны чрезмерно отличаться.

Трудовая стабильность. Люди, часто меняющие место работы, отличаются неустойчивостью, чрезмерной неудовлетворенностью, неспособностью налаживать длительные отношения.

Возраст определяет общественную зрелость партнеров, подготовленность к выполнению супружеских и родительских обязанностей.. Психологическая совместимость субъектов – явление многоуровневое и многоаспектное. В семейном взаимодействии она включает в себя психофизиологическую совместимость) личностную совместимость, в том числе когнитивную (осмысление представлений о себе, других людях и мире в целом), эмоциональную (переживание происходящего во внешнем и внутреннем мире человека), поведенческую (внешнее выражение представлений и переживаний); совместимость ценностей, или духовную совместимость.

35. Гармонию семейно-брачных отношенийс точки зрения личных параметров определяют несколько основных элементов: эмоциональная сторона супружеских отношений, степень привязанности; сходство их представлений, видений себя, партнера, социального мира в целом; сходство предпочитаемых каждым из партнеров моделей общения, поведенческие особенности; сексуальная и, шире, психофизиологическая совместимость партнеров; общий культурный уровень, степень психической и социальной зрелости партнеров, совпадение систем ценностей супругов. Гармоничный брак предполагает социальную зрелость супругов, подготовленность к активному участию в жизни общества, способность материально обеспечить свою семью, долг и ответственность, самообладание и гибкость.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Источник:
Готовность к браку, ее основные компоненты
Готовность к браку – интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов.1.Формирование определенного нравственного комплекса – готовность личности принять на себя новую систему
http://studopedia.org/8-191329.html

Готовность к браку — это что: суть, структура, условия

Готовность к браку — это что: суть, структура, условия. Как проходит адаптация в браке

Готовность к браку во многом определяет его успех, функционирование семьи, преодоление нормативных кризисов и предотвращение ненормативных. Согласно современным исследованиям, вступая в брак, многие молодые люди оказываются не готовы к супружеству. Что же это за готовность, как она влияет на адаптацию в браке, и какова суть самой адаптации? Давайте разберемся.

Согласно теории Э. Эриксона, готовность к семейной жизни возникает при осознании человеком его подготовленности к близким интимным межличностным отношениям, без страха потерять в них себя.

Что интересно, в последнее время значительно вырос период вступления в брак. Первые браки заключаются в 30 лет и даже позже.

Социологи, психологи и педагоги сходятся на том, что стабильность и благополучие семьи в первую очередь зависит от готовности супругов к семейной жизни.

Готовность к семейной жизни включает в себе три компонента: социально-нравственная, мотивационная, психологическая готовность.

В свою очередь включает три элемента: гражданскую зрелость (нравственное сознание, образование, профессия, возраст), экономическую самостоятельность и здоровье. Думаю, не ошибусь, если скажу, что лишь единицы молодоженов подходят под это описание.

Интересные данные я нашла о том, какие ожидания испытывают мужчины и женщины при выборе партнера.

  • Женщины ищут сплав ума, эрудиции, чуткости, такта, внешней и внутренней культуры. На втором месте – отношение к жене как к другу, забота в семье и в отношении детей. На третьем месте – воля, трудолюбие, трезвость, всестороннее самосовершенствование, чувство юмора.
  • Мужчины ищут доброту, мягкость, самоотверженность, женственность и верность. Но не меньшее значение отводят уму, деловым качествам, трудолюбию и красоте.

В современном мире существует четкая дифференциация любовных отношений и семейных. Большинство опрошенных сами признают, что далеко не во всех любовных отношениях видят потенциальных супругов.

Подразумевает развитое и сформировавшееся, здоровое чувство любви как таковое. И конечно, в отношении партнера. Сюда же относится готовность к самостоятельности, рождению и воспитанию детей, ответственность за семью.

Согласно статистике, 70-75 % семей создаются по любви. 15-20 % – по рассудку. И 5-10 % – с целью материальной выгоды.

Предполагает развитые навыки общения, единство или хотя бы схожесть взглядов партнеров на жизнь вообще и на семейную жизнь; умение создать благоприятный климат в отношениях. Развитые волевые и другие личностные качества, устойчивость характера, поведения и чувств.

Взаимоотношения в молодой семье во многом зависят от того, в каких условиях выросли супруги. Это влияет на благополучие семьи либо ее проблемность и распад. Так, например, дети из разведенных семей тоже чаще разводятся в будущем.

Существует два направления относительно того, как люди выбирают партнера: возможность удовлетворить потребности и сходство ценностей. Думаю, истина находится посредине, то есть важны оба элемента. Предлагаю познакомиться с основными теориями выбора партнера.

Мотивация заключения брака включает 4 мотива:

  • хозяйственно-бытовой;
  • нравственно-психологический;
  • семейно-родительский;
  • интимно-личностный.

Если у одного супруга преобладает один мотив, а у второго – другой, то конфликта не избежать. Если у других членов семьи – третий мотив, то ситуация еще больше усугубляется. Чтобы этого избежать, нужно самому понять собственную мотивацию, честно ее признать. После обсудить мотивы с супругом.

В процессе адаптации супругам предстоит решить такие задачи:

  • первичное понимание и распределение ролей в супружестве;
  • составление семейной иерархии;
  • разграничение и уравновешивание личных и общих потребностей;
  • определение баланса совместного времени и личного;
  • установление внешних и внутренних границ;
  • решение жилищных проблем;
  • сексуальная адаптация.

На адаптацию в браке негативно влияет:

  • неадекватная мотивация (например, желание уйти от родителей);
  • расхождение истории и традиций семей молодых людей (состав, происхождение);
  • материальная, физическая или психологическая зависимость от родителей кого-то из супругов;
  • слишком близкое или далекое проживание от родителей;
  • период ухаживания меньше полугода или свыше 3 лет;
  • брак до 20 лет или после 30 лет;
  • беременность до брака или в первый год;
  • негативные отношения с родителями;
  • несчастливое детство самих супругов.

Адаптация к семейным ролям представляет отдельный интерес. Чтобы не возникало конфликтов, важно соответствие представлений о ролях, а значит и поведении, характере взаимодействия каждого из супругов.

Первичная ролевая адаптация предполагает знакомство с представлениями о ролях у каждого супруга и сравнении двух позиций. База этого процесса – определение целей брака и мотивов.

Существует 3 сценария супружеских ролей. Не важно, какой из них выберут супруги, но важно, чтобы они выбрали один и тот же вариант.

Межличностная адаптация включает в себя эмоции, их понимание и соответствующее поведение. Брак будет успешен при эмоциональной близости, взаимопонимании и развитых умениях организовывать совместную деятельность и взаимодействие (слушать, не перебивать, уважать).

Особую роль играет общение. Оно должно быть диалогичным и субъект-субъектным. То есть общение должно быть ориентировано на цели, мотивы и установки обоих участников. Иначе не будет понимания.

  • Важно говорить на одном языке и быть уверенным, что партнер правильно понимает смысл сказанных слов. Это необходимо для обоюдного влияния на личности друг друга. А, как известно, в процессе общения всегда происходят личностные изменения. И хорошо, если положительные.
  • Стоит избегать двойных фраз и скрытых смыслов. Это особенно любят женщины. Например, фразу «давай куда-нибудь сходим» можно трактовать по-разному: встретиться с друзьями, побыть вдвоем, показать себя в свете.
  • Еще один важный элемент общения и взаимодействия – видеть изменения (возрастные, социальные, психологические, личностные) партнера и реагировать на них.
  • Для эффективного общения и адаптации нужно уметь поставить себя на место партнера и осознать собственный образ в глазах другого человека. И здесь снова важно учитывать особенности воспитания, родительской семьи партнера.

Свою лепту в семейную адаптацию вносят индивидуальные адаптационные способности супругов. В парах с высокими способностями у обоих супругов выше соответствие притязаний и ожиданий от социальных ролей. Такие пары оказываются в числе сбалансированных, то есть разъединенных.

Эмоционально-психотерапевтическая ценность тем выше, чем больше человек способен к адаптации, имеет развитое самовосприятие и эмоциональный комфорт. Чем больше человек ощущает контроль над своей жизнью и несет ответственность за нее, тем больше он готов к родительству.

Одно из существенных семейных изменений – популярность неофициальных браков. Их пик сегодня приходится на 20-30 лет. К слову, это не гражданский брак, как принято называть его, а фактический. Гражданский брак – регистрация в муниципальном учреждении, без участия церкви, то есть официальный брак.

Отношение общественности к неофициальному союзу двойственное: с одной стороны, опрошенные признают, что это форма встречается часто, с другой – считают такой брак недолговечным, несерьезным, ненадежным.

На психологическом уровне официальный и неофициальный брак имеет большую разницу. Мужчинам проще вступать в такой брак. Притом женщины в 65 % в таких условиях считают себя замужними, а мужчин – свободными, холостыми.

В психологии существует мнение, что желание вступить в фактический брак вызвано неосознанными мотивами «брать», а не «отдавать», то есть незрелостью личности, неумением выстраивать длительные отношения.

На стабильность и прочность фактического брака влияют те же факторы, что и на официальный брак: определенность ролей, психологическая совместимость (единство взглядов, эмоций, убеждений, оценки жизненных ситуаций), адекватность отношений. На психологическую совместимость влияет характер, темперамент, способность к адаптации, принятию другого человека.

В официальном и неофициальном браке значительно отличаются ценности. Для женщин в неофициальном браке иерархия такая (в порядке убывания значимости):

  • эмоции и психотерапия в отношениях;
  • внешняя социальная активность (карьера);
  • родительство;
  • хозяйство и быт;
  • интим и секс.

Для женщин в официальном браке (в порядке убывания):

  • хозяйство и быт;
  • родительство;
  • эмоции и психотерапия;
  • социальная активность;
  • интим и секс.

Для мужчин в неофициальном браке важнее внешняя привлекательность женщины, для мужчин из официального брака – хозяйственность.

Рассогласованность ожиданий встречается в обоих типах брака. Но в неофициальном она касается только одной сферы: внешней привлекательности. В официальном браке рассогласованность встречается во всех сферах: эмоционально-психотерапевтической, хозяйственно-бытовой, интимно-сексуальной, в вопросах внешней привлекательности.

Неофициальные браки чаще имеют характер товарищеских или партнерских. При переводе неофициального брака в официальный наблюдается значительное изменение иерархии женских ценностей, мужская система почти не меняется. Вместе с этим женщины стремятся перевести брак в традиционный или партнерский.

Что касается сплоченности и гибкости фактического и гражданского брака, то неофициальные относятся к сбалансированным.

  • Сожители ухитряются найти баланс между личным пространством, временем, интересами и совместным, то есть эмоциональная близость умеренна. Роли и правила в неофициальных семьях распределены четко, но при необходимости легко меняются.
  • В официальном браке ситуация на момент адаптации прямо противоположная. Для женщин официальный брак чаще оказывается хаотичным, неясным в плане ролей и лидерства, эмоционально отчужденным. Выше и сексуальная неудовлетворенность в официальном браке.

Возможно, такая разница обусловлена тем, что неофициальный брак выпадает на первую стадию отношений, когда партнеры показывают себя с лучшей стороны, а друг друга видят в искаженной форме. Не исключено, что человек даже сам себя может убедить в единстве взглядов и ожиданий. А позже, когда начинается официальный брак и новая стадия, возникают разногласия. Ведь по статистике, неофициальные браки действительно менее крепки и продолжительны, хотя и более сбалансированы.

Что говорят сами приверженцы одного (официальный брак) и другого мнения (неофициальный брак)? Узнайте из видео.

Интересный факт: чем больше возраст семьи, тем ниже уровень адаптации ее членов и выше подверженность влиянию внешних стрессовых факторов.

Не существует общепринятого срока адаптации к браку. Но в среднем на это уходит 3 года. Притом в первые год-два формируются стереотипы взаимодействия, происходит согласование ценностей и мотивов, выработка единой поведенческой концепции. Третий год уходит на закрепление результата.

Источник:
Готовность к браку — это что: суть, структура, условия
Готовность к браку во многом определяет его успех, функционирование семьи, преодоление нормативных кризисов и предотвращение ненормативных. Согласно современным исследованиям, вступая в брак, многие молодые люди оказываются не готовы к супружеству. Согласно теории Э. Эриксона, готовность к семейной жизни возникает при осознании человеком его подготовленности к близким интимным межличностным отношениям, без страха потерять в них себя. Готовность к семейной жизни включает в себе три компонента: социально-нравственная, мотивационная, психологическая готовность. Не существует общепринятого срока адаптации к браку. Но в среднем на это уходит 3 года. Притом в первые год-два формируются стереотипы взаимодействия, происходит согласование ценностей и мотивов, выработка единой поведенческой концепции. Третий год уходит на закрепление результата.
http://psychologist.tips/1103-gotovnost-k-braku-eto-chto-sut-struktura-usloviya-kak-prohodit-adaptatsiya-v-brake.html

Психологическая готовность к браку

  1. Физиологическая готовность. Способность к репродуктивным функциям.
  2. Общеличностная. Нужный уровень психологического развития.
  3. Социальная зрелость и пр.

Физическая зрелость.

Считают, что при завершении физического развития начинается период брачного возраста. Как раз в это время рост, масса и другие параметры тела приближаются в размерах к размерам взрослого человека.

В юношестве завершается так называемый период пубертатной зрелости, или другими словами – период полового созревания. Это значит, что люди без ущерба своему здоровью могут зачать ребенка, а девушки могут его выносить и родить. Так что половая зрелость является одним из главных составляющих удачного супружества. Однако она не заменит собой социальной и личной готовности. Также это не говорит о гармоничной сексуальной жизни у супругов. Ведь без экономической и этической составляющей в молодой семье не обойтись. Именно поэтому нелегко определить кто из 18-летних уже морально и социально готов к супружеству.

Социальная готовность.

В современном обществе существует несколько показателей социальной зрелости:

  • завершенное образование;
  • приобретение профессии;
  • продолжение высшего образования;
  • начало трудовой деятельности.

Этими параметрами определяется социальная готовность к супружеству. Ее суть заключается в возможности супругов материально обеспечивать свою пока небольшую семью.

Иногда уже по достижении 18–19 лет молодые люди материально независимы, однако есть и другая часть, которая еще несколько лет живет с их помощью. Данное противоречие является серьезным испытанием прочности брачного союза. Социальная готовность обозначает – люди понимают, что берут на себя ответственность за будущее своей семьи, и готовы к этому.

Этико-психологическая готовность.

Это ключевой фактор, который отвечает за гармоничные и прочные отношения в семье. Он включает в себя много других аспектов, неразрывно связанных между собой.

Девушка или парень не подготовлены к браку, если не знают:

  • какой у них идеал современной семьи;
  • не могут ответить, зачем вступают в брак;
  • что ожидают от семейных отношений;
  • обязанностей супружества;
  • обязанностей родительства.

Будущие супруги должны четко осознавать свои задачи и понимать, что только совместными усилиями они смогут создать счастливую семью и благоприятные условия для жизни.

Источник:
Психологическая готовность к браку
Физиологическая готовность. Способность к репродуктивным функциям. Общеличностная. Нужный уровень психологического развития. Социальная зрелость и пр. Физическая зрелость.
http://www.neolove.ru/articles/psiholog/psixologicheskaja_gotovnost_k_braku.html

Тема 2

Тема 2. Психологические аспекты подготовки молодежи к семейно-брачным отношениям.

2.1 Готовность к браку: физиологическая, психологическая, нравственная: традиции и современность

Психологический словарь трактует психологическую готовность к браку как систему психологических характеристик субъекта, обеспечивающих успешное вступление в брак. Она включает в себя: физиологическую готовность к браку (способность к репродуктивной функции); общеличностную готовность (необходимый уровень психического развития — психологическая зрелость).

Этой проблемой занимались Борман Р., Шилле Г., Т. В. Андреева, И. В. Гребенников и В. А. Сысенко.

С точки зрения И. В. Гребенникова сейчас в нашей стране подавляющее большинство браков заключаются по любви. Долго и упорно боролись за это люди — ведь без взаимной любви нет и не может быть личного счастья. Но дело в том, что даже настоящее взаимное чувство любви ещё не означает того, что молодые люди готовы к браку. Почему?

И. В. Гребенников пишет о том, что вступление в брак означает создание семьи и порождает новые права и обязанности по отношению друг к другу и к будущим детям. В настоящее время в большинстве государств закон требует регистрации брака. Во многих странах при оформлении брака, как правило, заключается брачный контракт. В нашей стране брак — добровольный союз женщины и мужчины, основанный на чувствах взаимной любви и уважения, свободный от материальных расчётов. Признаётся действительным только брак, зарегистрированный в государственных органах записи гражданского состояния (ЗАГС). Для заключения брака необходимо взаимное согласие вступающих в брак и достижения ими брачного возраста, который совпадает с возрастом гражданского совершеннолетия.

Супруги имеют равные права и обязанности: совместно воспитывают детей, по обоюдному согласию решают все вопросы семейной жизни. Они имеют равные права владения, пользования и распоряжения имуществом, нажитым во время брака, по взаимном материальном содержании друг друга. Супруги свободны в выборе занятий, профессии и места жительства.

Т. В. Андреева, И. В. Гребенников и В. А. Сысенко выделяют три основные ступени готовности молодёжи к браку:

1. Физическая зрелость. Принято считать, что наступление брачного возраста означает завершение физического развития человека. И действительно, его рост, масса тела, окружность грудной клетки, мышцы по своим размерам приближаются к их размерам у взрослого человека.

В юношеском возрасте завершается пубертатный период, то есть период полового созревания. Физиологи считают его одним из наиболее ответственных в жизни человека. Это означает способность молодых людей к зачатию ребёнка без ущерба для своего здоровья, а для девушки ещё и способность выносить и родить здорового ребёнка. Конечно, половая зрелость — одна из важнейших основ супружества. Но половая зрелость ещё не показатель социальной и психологической готовности к браку. Не означает она и готовности к гармоничной сексуальной жизни в браке. А ведь необходима ещё и этическая, и экономическая готовность к семейной жизни, не обойтись и без овладения азбукой воспитания детей, самовоспитания. Поэтому непросто определить, кто из восемнадцатилетних уже социально и морально готов к браку, а кто ещё смотрит на взрослую жизнь глазами ребёнка.

2. Социальная зрелость. Среди принятых в обществе показателей социальной готовности к созданию семьи авторы перечисляют следующие: завершение образования, приобретение профессии или продолжение получения высшего образования, начало самостоятельной трудовой деятельности. С этим неразрывно связанно социально — экономическая готовность к браку, суть которой состоит в возможности молодых людей самостоятельно материально обеспечить себя и свою семью. Однако часть молодых людей становятся экономически независимыми от родительской семьи в 18-19 лет, а другая часть ещё пять — семь лет пользуется материальной помощью родителей. Это противоречие — серьёзное препятствие на пути упрочнения брачных союзов. Социальная готовность к браку включает осознание молодыми людьми того, что они берут на себя ответственность друг за друга, за семью, за детей.

3. Этико-психологическая готовность к браку. Ключевой предпосылкой гармонии супружества и прочности семьи является этико-психологическая готовность вступающих в брак. Она включает очень многие факторы, которые взаимодействуют между собой. Юношу или девушку нельзя считать подготовленными к браку, если у них не сформирован идеал современной семьи, если они не имеют ясного представления о том, зачем вступают в брак, чего ждут от семьи, какие семейные отношения хотят построить, какие обязанности на них налагает супружество, родительство. Будущие супруги должны быть готовы к тому, чтобы сознательными совместными усилиями создать благоприятные условия для жизни семьи, для каждого его члена.

С семьёй человека, как правило, связывает своё стремление быть счастливым. И очень важно уже с раннего детства активно прививать детям правильное представление о личном счастье. В основе этого представления должно быть понимание того, что оно невозможно без процветания Родины, без дружной семьи, без детей, без умения делать людям добро, быть трудолюбивым. На отношения между супругами, на характер семейной жизни определённое влияние оказывают мотивы вступления в брак. Осознание их — важный показатель этико-психологической готовности к семейной жизни.

Источник:
Тема 2
Тема 2. Психологические аспекты подготовки молодежи к семейно-брачным отношениям. 2.1 Готовность к браку: физиологическая, психологическая, нравственная: традиции и современность
http://studfiles.net/preview/3221203/

Теоретический анализ научных подходов к проблеме формирования психологической готовности молодежи к браку

Теоретический анализ научных подходов к проблеме формирования психологической готовности молодежи к браку

Понятие психологической готовности к брачным отношениям

Подготовка молодых людей к браку, к будущей семейной жизни — неотъемлемая часть общей системы воспитания подрастающего поколения. Тем не менее, до недавнего времени считалось, что молодой человек определенного возраста полностью готов для семьи. Тем не менее, многие социологические и педагогические исследования убедили нас, что это не так, и поэтому готовность молодых людей вступать в брак и создать семью должно быть целью психологической работы.

Среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, Москвичева И.Л. подчеркивает готовность молодых людей к браку. Это система социальных и индивидуальных отношений, определяет эмоциональное и психологическое отношение к образу жизни, ценностей брака. Готовность к браку — интегральная категория, которая включает целый ряд аспектов:

Формирование определенного нравственного комплекса — готовность человека взять на себя обязанности новой системы по отношению к их партнеру, будущих детей. Формирование этого аспекта, на наш взгляд, будет связан с распределением ролей между супругами.

Готовность к межличностному общению и сотрудничеству. Семья является малой группой, для нормального ее функционирования требуется согласованность ритмов жизни супругов.

Возможность пожертвовать по отношению к партнеру. Возможность почувствовать это включает в себя возможность соответствующих мероприятий на основе, прежде всего, от качества и свойств альтруизма любящего человека.

Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека — эмпатийный комплекс. Важность этого аспекта заключается в том, что брак по своей природе является более психологический эффект изысканности человека как личности. В этой связи, роль психологических функций брака, которые способствует успеху развития способности к сопереживанию, чувствовать эмоциональный мир партнера.

Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.

Возможность разрешения конфликтов конструктивным способом, способность самостоятельно регулировать свои собственные психику и поведение. Возможность конструктивно решить межличностные конфликты и их использование для развития межличностных отношений супругов играет решающую роль в процессе взаимной адаптации молодоженов. Москвичева И.Л. Мотивация вступления в брак и внутрисемейные ценности современной молодежи // Молодежь в условиях соц.-экон. реформ: Материалы междунар. науч.- практ. конф., 26-28 сент. 1995.- СПб., 1995. — Вып.1. — С.104-105

Отправной точкой готовности человека для брака и семьи, в соответствии с мнением С.В. Ковалева является активным понимание социальной значимости своих действий, определенных обязательств перед собой и другими, а также ответственности за семью и детей, добровольное принятие с семейной жизни хлопот и ограничений личной свободы. Кроме того, он отмечает важный показатель психологической готовности к семейной жизни — наличие проекта будущей семейной жизни. [11, 112 с.] Он выражается в потребности видеть себя в будущем самореализовавшимся, любимым и счастливым, но любая мечта достижима только в тех случаях, когда подкрепляется реальным планом действий, включающим помимо желанных целей еще и пути и способы их достижений Ковалев С.В. Психология современной семьи. Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1988.

Рассматривая психологическую готовность через призму условий нормального супружества и прочной семьи, Харчев А.Г., Мацковский М.С. отмечают, что такими условиями являются:

* взаимное желание для понимания, которое человек развивает в детстве и для улучшения интересов любимого;

* акцент на другого человека и психологической готовности, чтобы понять его, как самого себя, проявляется в способности и желании видеть, наблюдать, понимать, уважать особенности, привычки, предпочтения любимого человека;

* открытость как готовность раскрыть свои мысли и чувства, чтобы обсудить трудности и ошибки;

* способность не перекладывать ответственность за свое поведение, с другой, определенный уровень критичности;

* внутренняя установка на совместный характер потенциала по созданию уюта дома;

* установка на овладение домоводческими умениями и навыками;

способность проектировать оптимальную и реалистичную модель своей будущей семьи; Общее представление о морально-психологическом климате в семье;

* моральные качества, такие как ответственность, верность, честность, смирение, доброта, человечность и чувство долга перед своей женой (мужем), семьи, детьми;

* осознание необходимости сбалансировать семейные и социальные обязанности. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. -М.: Юрист, 1993

Связывая успешность брака с готовностью к нему, и в первую очередь со стилем жизни человека и с его прототипом, Шнейдер Л.Б. считал, что, прежде всего, необходимо иметь чувство общности и быть социально адаптированным. Он также утверждал, что все способности и наклонности неспособности к любви и браку заложены в прототипе, который формируется впервые годы жизни. Зная качество прототипа, может указывать на трудности, которые возникают в последующей взрослой жизни. Помимо обычных качеств социальной адаптации, отношения любви и брака требуют от партнера исключительного чувства симпатии, способность идентифицировать с другим человеком и сопереживать с ним. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. — М.: Апрель-Пресс, 2000

Такими предпосылками являются:

* переживание присутствия в себе силы собственного «Я», наличие возможности воздействовать на собственное «Я», действовать не только спонтанно, но и по принятому в отношении себя и других обязательству;

* креативность, семейная жизнь — это «творчество друг друга и работать вместе сообщество — общий дом для двух разных, но общих душ»;

* ощущение создателя в себе как переживание своих интегративных возможностей, наличия интеллектуального потенциала как возможность дифференцировать различные проявления жизни, свободно испытывать и выражать свои чувства, управлять отношениями с целью создания, наличие концепции жизни, переживание цели и смысла жизни, уникальности жизни (собственной и другого человека); [9, 98 с.]

* навыки и достижения целей, организация деятельности «в соответствии с общими для всех членов семьи целесообразности»; Желание строить эту новую жизнь, то есть, желание жить с другим человеком как семья. Алешина Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни: Автореферат дисс. …канд. психол. наук. — М., 1985

Мотивация вступления в брак, считает Ковалев С.В., содержит по меньшей мере пять типов: любовь, духовную близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения. Изучение влияния семейного удовлетворенности мотивации брака подтверждает важность первых двух причин. Среди тех, кто вступил в брак по любви и общности взглядов, максимально довольны и минимально недовольны. Важно единство этих двух мотивов. Разочарование семьей и браком оказалось более вероятным у тех, кто ориентировался исключительно на свои чувства без необходимой для их сохранения духовной общности супругов.

По мнению некоторых исследователей, во многих случаях любовь фактор, препятствующий сохранению семьи. «Прежде всего, — говорит Сергей Ковалев — в любви мы не ищем супруга, а любимого человека. [13, 157 с.] Забывая, что мы должны жить с не одна это прекрасное чувство, но с его субъектом и носителем — вполне конкретным человеком, обладающим уникальным психическим миром, образом своего «Я», темпераментом, характером и личностными особенностями, отчего слияние двух «Я» не всегда приводит к появлению одного «Мы». Во-вторых, под прикрытием романтической любви, мы часто забываем, что, независимо от того, сколько пара любили друг друга, в их семье, они не будут просто выполнять обычные функции каждой пары «.

Западногерманский психолог Чернов А утверждает, что, когда ожидание любви становится первостепенным мотивом для вступления в брак, основной смысл семейной жизни с ее повседневной работой, уходом за маленькими детьми снижает гибель этих иллюзий, что нередко приводит к поискам нового любовного партнера. Чернов А. Стратегия брака. «Если бы все женились только по любви, то человечество бы вымерло» // «Ведомости». — №5 (1045). — 16 января 2004

Другой взгляд на отношения любви и брака придерживаются Эйдемиллер Э.Г. и Юстицкий В.В., представляя ее в описании механизма «эмоциональной идентификации с семьей». Авторы считают, эмоциональные отношения симпатии как цементирующей силы в семейных отношениях. Они отмечают, что отношения симпатии в некоторой степени нейтрализуют состояние фрустрации, возникающие в межличностных отношениях, в том числе в семье. Легче возникает адаптация к фрустрирующим особенностям характера супруга. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. — Семейная психотерапия -Издательство: Медицина, 1990 г.

Степень эмоциональной близости, как указал Питер А., — это особое качество этой семьи, и трудно представить себе любую другую группу, где будут разработаны такие качества в той же степени. Характеризуя эту сторону семейных взаимоотношений на примере родительской любви, говоря о различных и многочисленных проступках ребенка, Петровский А.В. замечает: «При этом любой проступок отнюдь не вызывает к себе бесстрастного отношения родителей. И так может продолжаться недели, месяцы. Складывается впечатление, что потоки возмущения, поступающие через пробоины корабля доверия, откачивают мощные помпы родительской любви». [22, 423 с.]

Во многом сходным по психологической сути, по мнению Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкого В.В., является действие симпатии в супружеских отношениях. В этом отношении, эффектом «разочарований растворения». Отношения сочувствие вызывают увеличение интереса к объекту симпатии (например, человек, который любил). Следует подчеркнуть, что этот доброжелательный интерес, связанный с желанием помочь, вместе радоваться или горевать, в свою очередь, производит большее взаимное откровенность и, соответственно, увеличивает сочувствие. Отсюда важность отношений симпатии в предотвращении и смягчении межличностных конфликтов в семье. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. — Семейная психотерапия -Издательство: Медицина, 1990 г.

В настоящее время брак является добровольным для двух молодых людей, которые даже при наличии экономической зависимости от своих родителей, часто не посвящают их в своих намерениях. Говоря о браке, мы не должны забывать, что желание вступить в брак и готовность к его заключению — это не то же самое понятие. По мнению психологов, морально-психологическая готовность личности к браку означает восприятие целого ряда требований, обязанностей и социальных норм поведения, которые регулируют семейную жизнь.

К ним относятся:

готовность принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственность за их поведение;

понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях;

стремление к повседневному общению и сотрудничеству, согласованию взаимодействий с представителем противоположного пола, что в свою очередь предполагает высокую нравственную культуру;

умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний. [40, 81 с.]

Высокая этическая и психологическая культура, имеющая, способность быть терпимыми и снисходительными, щедрыми и добрыми, принять другого человека со всеми причудами и недостатками, подавлять эгоизм.

Все эти способности являются индикаторами способности человека быстро изменить свое поведение в ответ на изменяющиеся условия, терпимости, стабильности и предсказуемости их поведения, способности идти на компромисс.

Отмечая высокую значимость готовности каждого человека к браку, Дружинин В.Н. отмечает, что сила и судьба брака зависит от многих факторов, так как в него вступают две личности с их сложными психологическими и физиологическими особенностями. Для находящихся в браке людей очень важно быть зрелыми в социально-психологическом отношении личностями.

К психологической зрелости, по мнению Дружинин В.Н., относится отсутствие чрезмерного эгоизма, агрессии и наоборот — особенности доступности признать собственные ошибки и стремление к постоянному совершенствованию в супружеских отношениях. Дружинин В.Н. Психология семьи. — 3 изд., испр. и доп. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

Кроме психологической готовности, важнейшими составляющими семьи являются функциональная роль отношения между мужчиной и женщиной. В недалеком прошлом именно мужчина выполнял наиболее тяжелую физическую работу и нес моральную ответственность за благополучие семьи. Сейчас существует значительный разрыв между традиционными понятиями «мужские» и «женские» семейных ролей и фактическим распределением обязанностей в семье.

Реально самые обычные российские семьи основное бремя домашней работы несет женщина. Это часто создает психологически стрессовые ситуации, особенно в молодых семьях. Следовательно, фактор стабильности семьи может быть рациональное распределение обязанностей.

Юношей и девушек, готовящихся связать себя узами брака, необходимо научить выявлять, ставить и соответственно решать совместно с другими членами семьи связанные с семейной жизнью задачи и проблемы так, чтобы нравственно-этическое содержание принимаемых решений реализовалось адаптивными и обогащающими себя и других путями. Копыстянская К.Р., Осетрова Н.В. Мотивы создания семьи и отказа от вступления в брак // Семья в представлениях современного человека. — М.: Просвещение, 1990. — С. 23-45

Источник:
Теоретический анализ научных подходов к проблеме формирования психологической готовности молодежи к браку
Теоретический анализ научных подходов к проблеме формирования психологической готовности молодежи к браку Понятие психологической готовности к брачным отношениям Подготовка молодых людей к
http://studbooks.net/1713974/psihologiya/teoreticheskiy_analiz_nauchnyh_podhodov_probleme_formirovaniya_psihologicheskoy_gotovnosti_molodezhi_braku

COMMENTS